Юст Тивериадский
Юст Тивериадский ( Тверия , ок. 35 г. н. э. — Галилея , ок. 100 г. н. э.) — еврейский писатель и историограф I века. Все, что мы знаем о его жизни, взято из Жития , которое Иосиф Флавий, очевидно, написал в ответ на утверждения Юстуса в его «Истории еврейской войны», опубликованной около 93/94 года или вскоре после 100 года. Более того, Иосиф Флавий — единственный писатель, который упоминает этот документ, но ни разу не приведя ни малейшего отрывка. Эта история, опубликованная Юстом, по-видимому, исчезла вскоре после публикации «Автобиографии Флавия Иосифа Флавия», поскольку она неизвестна языческим авторам, а христианские авторы, упоминающие ее, лишь цитируют то, что сказал Иосиф Флавий.
После Великого еврейского восстания (66–70 гг.) Юстус был секретарем короля Агриппы II и до самой смерти ждал, чтобы опубликовать свою «Историю этого восстания». Он также известен как автор двух других произведений, исчезнувших намного позже. Таким образом, в девятом веке константинопольский епископ Фотий все еще имел доступ к копии « Хроники еврейских царей», написанной Юстом.
Биографические элементы
[ редактировать ]Еврейский историк
[ редактировать ]Юст Тивериадский — сын Писта. [ 1 ] Оба представлены как власти города Тивериады , когда Иосиф Флавий был губернатором Галилеи в 66/67 году. Он наиболее известен как историограф. [ 1 ] Ни одно из его сочинений до нас не дошло, но три из них упоминаются античными авторами. В своем De viris illustribus (14) Иероним Стридонский упоминает один из них, который он называет Commentarioli de scriptura : [ 1 ] комментарий к библейским писаниям , соответствующий тому, что христианская традиция называет Ветхим Заветом . Несколько отцов церкви прочитали его «Хронику иудейских царей» , с копией которой епископ Константинопольский Фотий все еще мог обращаться в девятом веке. [ 2 ] [ 3 ] Но произведение, которое позволяет нам узнать об этом, хотя оно, кажется, почти сразу же исчезло, — это его «История еврейской войны» , судя по реакции, которую она вызвала у Иосифа Флавия. [ 4 ]
Юстуса обвиняют в ответственности за восстание
[ редактировать ]Юстуса В ответ на «Историю » Иосиф Флавий действительно опубликовал свое «Жизнеописание» , чтобы опровергнуть различные утверждения, которые рассказывают совсем другую историю, чем то, что последний опубликовал в своей «Иудейской войне» двадцатью годами ранее. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Он подробно нападает на Юстуса, хотя даже не упомянул ни его, ни его отца Пистоса в «Иудейской войне», написанной двадцатью годами ранее. [ 8 ] Более того, большая часть того, что мы знаем о Юстусе, взята из длинного отступления Иосифа Флавия, который нападает на него в этом житии (336–367). [ 8 ] Он критикует его за умножение ошибок [ 9 ] - но без каких-либо прямых ссылок - и за то, что «не имел доступа, в отличие от него, к полевым записям Веспасиана и Тита». [ 10 ]
Чтобы дискредитировать своего противника, Иосиф Флавий указывает, что «в комментариях императора Веспасиана », с которыми Юст не смог ознакомиться: [ 10 ] следует указать, что по прибытии будущего императора в Птолемаиду (весна 67 г.) «жители Десятиградия умоляли его наказать [Юста] как виновника всех их зол». [ 11 ] Чего Юстусу удалось бы избежать только благодаря милосердию короля Агриппы II и по просьбе королевы Береники . [ 11 ] По мнению Иосифа Флавия, причиной этого допроса была роль, которую Юст сыграл бы во время нападения, которое жители Тивериады осуществили на Гадару, в самом начале восстания, осенью 66 г., когда еврейские города начали нападать на Гадару. соседние греческие города и наоборот, еще до прибытия Иосифа Флавия в Галилею. Однако это обвинение явно не увенчалось успехом, и очевидно, что Иосиф Флавий сообщает об этих событиях предвзято и полемически. Иосиф Флавий представляет Юстуса как человека, который колебался между поддержкой восстания и влиянием на своего отца Писта, единственного члена аристократии Тивериады, который не был членом проримской партии, возглавляемой Юлием Капеллой. Антиримскую партию возглавил Иисус, сын Сапфии, который возглавил группу бедняков и лодочников. Флавий Иосиф Флавий обвиняет его в том, что он привел «свою страну к восстанию против римлян». [ 12 ] ”. [ 13 ]
Однако, несмотря на попытки Иосифа Флавия обвинить Юстуса в восстании в Галилее, несколько фактов, которые он упоминает в своем «Житии», противоречат этому обвинению. [ 13 ] Так, Юст был против разрушения дворца Ирода в Тверии. [ 13 ] тогда как Иосиф Флавий, наоборот, пытался добиться его уничтожения от городского совета. [ 14 ] Сам Иосиф Флавий говорит, что Юстус был не членом провоенной фракции, а лидером фракции, занимавшей промежуточные позиции. [ 13 ] Также возможно, что эта третья партия является изобретением Иосифа Флавия, который не смог сделать Юстуса лидером революционной партии, поскольку было слишком хорошо известно, что ее лидером был Иисус, сын Сапфии. [ 15 ] Некоторые из близких родственников Юстуса также были убиты революционерами в Гамле . [ 13 ] Более того, Иосиф Флавий утверждает, что взял его в плен вместе со всеми членами совета Тивериады, поскольку из-за непобедимости римлян этот совет тайно присягнул на верность царю Агриппе и потребовал, чтобы он послал войска для взятия города под контроль. . [ 16 ] [ 17 ] Тогда Иосиф Флавий отпустил бы их, порекомендовав проявить двуличность, потому что, если бы он был хорошо осведомлен о непобедимости римлян, им пришлось бы делать вид, что они поддерживают войну против Рима из-за «разбойников» (лестаи). [ 18 ] [ Примечание 1 ] Иосиф Флавий заимствует здесь «дискриминационный словарь римлян. [ 19 ] Несколько раз в «Еврейской войне» он называет «разбойниками» еврейских повстанцев. [ 20 ] такие как сикарии , зелоты [ 21 ] или члены Четвертой философии . [ 19 ] По мнению Шая Дж.Д. Коэна, те, кого в этом отрывке называют «разбойниками», были последователями Иосифа Флавия в рассматриваемое время. [ 22 ] Наконец, еще до наступления Веспасиана на Галилею (весна 67 г.) Юст уже не находился в Тивериаде, а присоединился к царю Агриппе. [ 23 ] в Бейруте [ 24 ] [ 25 ] когда последний собирался объединить свою армию с тремя легионами Веспасиана, чтобы начать отвоевывание всей Палестины, начиная с Галилеи.
После Великого еврейского восстания (66-70 гг.) он был императорским секретарем при дворе Агриппы. [ 26 ] [ 27 ] царь Батании и восточной части Галилеи [ 1 ] (Жизнь 356).
Юстуса обвиняют в фальсификации
[ редактировать ]Иосиф Флавий сравнивает Юста и всех историков, которые лгут «из ненависти или пристрастия», с «фальсификаторами, фабрикующими ложные договоры (V § 337)». [ 28 ] Затем в длинном отступлении, в котором Иосиф Флавий нападает на Юстуса (V 356), он предполагает, что если бы Агриппа прогнал Юста и запретил ему «предстать перед ним» с неопределенного момента, то это произошло бы потому, что он понял бы, что поступает нечестно. «на должности секретаря, которой он [удостоил] его чести». [ 29 ] По мнению Шей Дж.Д. Коэна, «Иосиф называет Юстуса фальсификатором, и это обвинение иногда выдвигают против официальных секретарей». [ 28 ] что восходит к сравнению, которое он сделал в § 337. [ 28 ] между теми, кто лжет, чтобы сфабриковать ложную историю – как, по его словам, сделал Юстус – и «фальсификаторами, которые фабрикуют ложные контракты». Однако Иосиф Флавий заканчивает этот отрывок словами, что «от всего этого [он] отказывается доказать все до подробностей». [ 30 ]
Только после смерти Агриппы Юст опубликовал свою «Историю еврейской войны» , которая положила начало написанию «Жития » Иосифа Флавия. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Даты публикации этих двух сочинений зависят от даты смерти Агриппы, которая приходится либо на 92/93 год, либо на 92/93 год. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] или в 100. См. по этому поводу § Дата смерти Агриппы в ст. Агриппа II.
После публикации «Автобиографии Иосифа Флавия» эти двое мужчин исчезают из истории.
Юстус «История еврейской войны»
[ редактировать ]Книга Юстуса о великом еврейском восстании представляла собой отчет о войне (Vita 336 и 338), который включал кампанию в Галилее, действия Иосифа Флавия [ 34 ] и который бросил вызов его версии осады Джотапаты (Vita 357). Он также рассказал об осаде Иерусалима. [ 34 ] (Жизнь 358).
Он также, очевидно, оспаривал версию Иосифа Флавия о Филиппе Батирском и о том, что произошло в Гамале и Батанее . В основном именно на эти темы Иосиф Флавий пытается ответить подробно, в то время как он посвящает только одно предложение ответу на споры Юстуса об осаде Иотапаты, защиту которой, как утверждает Иосиф Флавий, руководил защитой, а также на версию Иосифа Флавия. события, произошедшие во время осады Иерусалима [ 35 ] (V 357-358).
Если у Юста было так много причин ненавидеть Иосифа Флавия, почему он ждал 20 лет (Vita 360), прежде чем напасть на него в своих произведениях? [ 36 ] Иосиф Флавий использует это ожидание как доказательство лжи Юстуса. [ 36 ] Если он ждал смерти Веспасиана , Тита , Агриппы II и всех тех, кто знал истину, то потому, что знал, что они не потерпят его лжи. [ 37 ] [ Примечание 2 ] Поэтому мы задавались вопросом, не напал ли Юстус на Агриппу и императоров, ожидая их смерти, чтобы опубликовать «свою правду». [ 26 ] Однако нет никаких признаков того, что он нападал на царственного деятеля, еврея или римлянина. [ 26 ] Если бы это было так, маловероятно, что Иосиф Флавий, который уделяет много места нападкам на Юстуса в своем «Житии», не упомянул бы о них. [ 26 ]
Оспаривание правдивости истории, рассказанной Иосифом Флавием.
[ редактировать ]В своей книге Юстус заявил, что расскажет историю, превосходящую уже опубликованные, в которых позаботились об уважении исторических фактов. [ 34 ] По мнению Иосифа Флавия, он тем самым противоречил воспоминаниям Веспасиана. [ 10 ] [ 34 ] (Вита 358). Он «ложно свидетельствовал» против Иосифа Флавия [ 34 ] (Вита 338). Житие § 357–367 также подразумевает, что Юстус подвергал сомнению правдивость Иудейской войны в определенных моментах. [ 34 ]
Иосиф Флавий в Тверии
[ редактировать ]Юст также считал, что Иосиф Флавий и его армия галилеян несут ответственность за антиримские действия против его города Тивериады. [ 38 ] (Вита 340 и 350). Из Vita 353 мы можем сделать вывод, что Юст обвинил Иосифа Флавия в жестокости в Тивериаде. [ 38 ] Прибыв в Галилею, первое, что рассказывает в своем «Житии» Флавий Иосиф, — это разрушение дворца, которым владел царь Агриппа в Тверии, с последующим убийством всех греческих жителей города. По его словам, не войдя в город, он просил власти Тверии разрушить дворец Ирода, в котором находились картины, нарушающие иконизм, пропагандируемый некоторыми течениями иудаизма . [ 14 ] В то время как совет Тивериады, в котором заседал отец Юста, очень неохотно выполнял это решение, исходившее из Иерусалима, архонт города, который также возглавлял антиримское течение, Иисус, сын Сапфии, хотел бы поджечь во дворец и перебил всех греческих жителей города [ 14 ] (В 66-67). Для Шей Дж.Д. Коэна эти отношения, вероятно, ложны. [ 14 ] Если бы он не принимал участия в этих событиях и в последующем разграблении дворца, как мог Иосиф Флавий и совет Тивериады контролировать добычу, полученную в результате этого разграбления? [ 14 ] Иосиф Флавий утверждает, что он просто взял эту добычу из рук преступников и отдал ее Юлию Капелле, лидеру течения тех, кто хотел «оставаться верным римскому народу и своему царю». [ 39 ] чтобы сохранить интересы Агриппы [ 14 ] (В 68-69). Как он мог контролировать добычу, если она не имела ничего общего с грабежами? [ 14 ] Коэн предполагает, что Иосиф Флавий и Иисус первоначально сотрудничали в разрушении дворца и последующей резне. [ 14 ]
Но на самом деле это лишь совершенно гипотетически, и почему события в Тивериаде во время восстания стали проблемой спустя тридцать лет после событий? [ 40 ]
История еврейской войны
[ редактировать ]Одним из основных отличий между Иудейской войной и «Витой» является частое упоминание Юста Тивериадского в последнем тексте, тогда как Иосиф Флавий не говорит об этом ни слова в том, что он написал двадцатью годами ранее. [ 8 ] Ключевой вопрос заключается в следующем: что такого Юстус говорил в своей «Истории», что вызвало необходимость такой реакции со стороны Иосифа Флавия?
Большая часть того, что мы знаем о нем, взята из длинного отступления Иосифа Флавия, нападающего на Юста в его «Автобиографии» (336–367). [ 8 ]
Если у Юста было так много причин ненавидеть Иосифа Флавия, почему он ждал 20 лет (Vita 360), прежде чем напасть на него в своих произведениях? [ 36 ] Иосиф Флавий использует это ожидание как доказательство лжи Юстуса. [ 36 ] Если он ждал смерти Веспасиана, Тита, Агриппы и всех тех, кто знал истину, то потому, что знал, что они не потерпят его лжи. [ 37 ] [ Примечание 2 ] (359-360). Поэтому мы задавались вопросом, не нападал ли Юстус на Агриппу и императоров, ожидая их смерти, чтобы опубликовать «свою правду». [ 26 ] Однако нет никаких признаков того, что он нападал на царственного деятеля, еврея или римлянина. [ 26 ] Если бы это было так, маловероятно, что Иосиф Флавий, который уделяет много места нападкам на Юстуса в своем «Житии», не упомянул бы о них. [ 26 ]
Флавий Иосиф Флавий, официальный писатель Флавиев
[ редактировать ]В своем «Житии » Иосиф Флавий подтверждает, что его «повествование о войне составлено с римской точки зрения». [ 41 ] и что «то, что Рим представляет для Иосифа Флавия, помимо реальных или предполагаемых милостей, которыми он был осыпан, — это Государство, Государство божественного права. [ 41 ] Он также пишет: «Император Тит желал, чтобы сведения об этих событиях были доведены до сведения публики только из одних моих книг, настолько, что собственноручно парафировал их и приказал опубликовать». [ 42 ]
Если такая позиция Тита стала имперской политикой, продолжавшейся после его смерти, возможно, этим объясняется быстрое исчезновение книги Юста Тивериадского «История еврейской войны».
Работает
[ редактировать ]Работы Юстуса утеряны, и в настоящее время сохранились лишь небольшие фрагменты других произведений: [ 43 ] Юстус — автор книги «Война евреев», написанной, вероятно, на греческом языке. [ 44 ] который он публикует только после смерти Агриппы (92 или 100), которого представляет в неблагоприятном свете. Об этом произведении упоминает Евсевий [ 45 ] Кесарии и Иеронима . [ 46 ] Стридона, но косвенно, поскольку Флавий, вероятно, добился исчезновения произведения своего соперника.
Он также является автором « Хроники еврейских царей от Моисея до Агриппы II» , кратко изложенной Фотием . [ 47 ] Фотий Константинопольский описывает его как написанный в схематичных формах. Вполне вероятно, что несколько более поздних авторов использовали этот материал в своих произведениях, например Секст Юлий Африканский , Евсевий , Диоген Лаэртий ; [ 48 ] и византийский историк Георгий Синцелл . Комментируя эту летопись , Фотий сетует на то, что Юст не упомянул ни одного упоминания об Иисусе из Назарета . [ 49 ] [ 50 ]
По словам Иеронима, Юст также написал « Краткий комментарий к Священному Писанию» , но других упоминаний об этом произведении не сохранилось, и неясно, было ли это подлинным произведением или псевдоэпиграфом .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ «Когда я прибыл в Тарихею, я пригласил своих пленников прийти ко мне на обед, между которыми были Юст и Пист, его отец, и сказал им, что я, как и они, знаю, в чем заключалась сила римлян; но что большое количество мятежники мешали мне проявить свои чувства, [176] и что я советовал им оставаться такими же, как я, в молчании, дожидаясь лучшего времени, что, однако, они, должно быть, были очень рады иметь меня своим правителем, так как никто; другой мог бы относиться к ним лучше». ср. Флавий Иосиф Флавий , Автобиография , § 175-176.
- ^ Перейти обратно: а б «Потому что у вас уже было полное описание его двадцать лет назад, и в то время вы могли получить свидетельство о точности от хорошо информированных людей. Но это было сейчас, когда их больше не было, и вы думали, что вы больше не подвергнуться отрицанию того, что у вас хватило смелости сделать это». Иосиф Флавий , Житие , § 360, перевод Андре Пеллетье.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Мимуни 2012 , с. 44.
- ^ Коэн 2002 , стр. 142–143.
- ^ Франкфорт, 1961 , стр. 51–53.
- ^ Коэн 2002 , стр. 114–143.
- ^ Перейти обратно: а б Франкфорт, 1961 , стр. 52–58.
- ^ Перейти обратно: а б Джозефус и Пеллетье 1959 , с. ХI-ХХ.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2002 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коэн 2002 , с. 114.
- ^ Мимуни 2012 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б с Мимуни 2012 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Флавий Иосиф , Автобиография , § 343.
- ^ Флавий Иосиф , Автобиография , § 344.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шюрер, Миллар и Верме, 2014 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Коэн 2002 , с. 218.
- ^ Коэн 2002 , с. 133.
- ^ Коэн 2002 , с. 153.
- ^ Флавий Иосиф Флавий , Автобиография , § 155-158 и 175-176.
- ^ Коэн 2002 , стр. 153, 213.
- ^ Перейти обратно: а б Мимуни 2012 , с. 434.
- ^ Мимуни 2012 , с. 438.
- ^ Мимуни 2012 , с. 441.
- ^ Коэн 2002 , с. 213.
- ^ Шюрер, Миллар и Верме 2014 , стр. 34.
- ^ Ноде, Этьен; Тейлор, Джастин (1998). Истоки христианства: исследование . Литургическая пресса. п. 161. ИСБН 9780814658628 .
- ^ Флавий Иосиф, Автобиография , § 357.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коэн 2002 , с. 138.
- ^ Джонс 2011 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с Коэн 2002 , с. 115.
- ^ Флавий Иосиф , Автобиография , § 356.
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Автобиография , § 356, перевод Андре Пеллетье, ср. Джозефус и Пеллетье 1959 , с. 57.
- ^ Морис Сартр помещает дату смерти между 92–96 годами и предлагает дату 93/94 года, ср. Сартр 1985 , с. 53.
- ^ Франкфорт 1961 , с. 54.
- ^ Коэн 2002 , стр. 170–180.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коэн 2002 , с. 116.
- ^ Коэн 2002 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коэн 2002 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2002 , стр. 137–138.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2002 , с. 118.
- ^ Флавий Иосиф , Автобиография , § 34.
- ^ Коэн 2002 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Пьер Видаль-Наке , О правильном использовании измены , в книге Жозефа и Савинеля, 1977 , с. 13.
- ^ Флавий Иосиф , Автобиография , § 363-364, цитируется Пьером Видалем-Наке , Du bonne use de la предательство , в Josèphe & Savinel 1977 , p. 13.
- ^ Джоан Комэй, страница 210.
- ^ Probablem tituliche Греческий : История еврейской войны Евспазиана , св. Греческий : Тивериада , цитируйте Ричарда Готтейля, Сэмюэля Краусса, op. цит.
- ^ Евсевий, История Церкви , Книга III, 10, 8 или Книга 10, Глава 3, 8.
- ^ Джером , О выдающихся людях , Глава 14.
- ^ Фотий, Библиотека , Глава 33.
- ^ Диоген Лаэртий, Жизнеописания и мнения выдающихся философов , Книга 2
- ^ Фотий, Библиотека , Глава 33.
- ^ Джеймс Карлтон Пэджет , Евреи, христиане и еврейские христиане в древности , страница 202, цитирует работу Фотия Bibliotheke 33 (Тюбинген: Mohr Siebeck, 2010). ISBN 978-3-16-150312-2
Общие источники
[ редактировать ]- Иосиф Флавий (2001). Мейсон, Стив (ред.). Жизнь Иосифа Флавия: Перевод и комментарии . Том. 9. Перевод Мейсона, Стива. Лейден, Бостон, Кельн: Брилл . п. 293. ИСБН 90-04-11793-8 .
- Флавий, Иосиф Флавий (1977). Еврейская война (на французском языке). Перевод Савинеля, Пьера. Париж: Les Éditions de Minuit . ISBN 2-7073-0135-3 .
- Флавий, Иосиф Флавий (1959). Автобиография (на французском языке). Полет. Коллекция университетов Франции «Будэ» , греческая серия. Перевод Пеллетье, Андре. Париж: Les Belles-Lettres. п. 79.
- Коэн, Шэй Джей Ди (2002). Иосиф Флавий в Галилее и Риме: его жизнь и развитие как историка Брилл . п. 277. ИСБН 0-391-04158-4 .
- Иосиф Флавий (1959). Автобиография (на французском языке). Перевод Пеллетье, Андре. Париж: Les Belles-Lettres. п. 79.
- Швенцель, Кристиан-Жорж (2011). Ирод ле Гранд (на французском языке). Париж: Пигмалион. п. 321. ИСБН 978-2-7564-0472-1 .
- Мимуни, Симон Клод (2012). Древний иудаизм с VI века до нашей эры до III века нашей эры: от священников до раввинов (на французском языке). Париж. п. 968. ИСБН 978-2-13-056396-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) ; Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Эйзенман, Роберт (2012). Иаков, брат Иисуса, и свитки Мертвого моря , исторический Иаков, Павел как враг и братья Иисуса как апостолы . Том. I. Публикации о серьезных отвлекающих факторах. п. 411. ИСБН 978-0-9855991-3-3 . Эйзенман 2012.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) . - Эйзенман, Роберт (2012). Иаков, брат Иисуса, и свитки Мертвого моря , Дамасский кодекс, Шатер Давида, Новый Завет и Кровь Христа . Том. II. Публикации о серьезных отвлекающих факторах. п. 443. ИСБН 978-0-9855991-6-4 . Эйзенман 2012.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) . - Иосиф Флавий ; Мейсон, Стив (2001). Стив Мейсон (ред.). Жизнь Иосифа Флавия: перевод и комментарии (на английском и древнегреческом языках). Том. 9. Перевод Фельдмана, Луи Х. Лейдена, Бостон, Кёльн. п. 293. ИСБН 90-04-11793-8 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Иосиф Флавий ; Уистон, Уильям (2008). Жизнь Флавия Иосифа Перевод Уистона, Виллиана. Плавающий пресс. п. 106. ИСБН 978-1-77541-202-1 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) . - Пергола, Филипп (1978). Осуждение христиан-флавианов при Домициане: религиозные гонения или политические репрессии? . 90 (на французском языке). Полет. Смеси французской школы Рима. Париж. стр. 407–423. дои : 10.3406/mefr.1978.1152 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) ; Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Шварц, Сет (1990). Иосиф Флавий и иудейская политика . Лейден – Нью-Йорк – Кёльн. п. 263. ИСБН 90-04-09230-7 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Сартр, Морис (1985). Бостра: от истоков ислама (на французском языке). Париж. п. 279. ИСБН 9782705302702 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Терон, Бернар (1981). «Флавиане в «Иудейской войне» Флавия Иосифа» . Диалоги древней истории . 7. Диалоги древней истории. Париж: 235–245. дои : 10.3406/dha.1981.1433 . ISSN 1955-270Х . .
- Бланшетьер, Франсуа (2001). Исследование еврейских корней христианского движения (на французском языке). п. 586. ИСБН 978-2-204-06215-2 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) . - Граббе, Лестер Л. (1992). Иудаизм от Кира до Адриана . Том. II. п. 722. ИСБН 0-8006-2621-4 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) . - из Наблуса, Джастин ; Мюнье, Чарльз (2006). Апология христиан (на французском и древнегреческом языках). Перевод Мунье, Чарльза. Париж. п. 391. ИСБН 978-2-204-08254-9 . Джастин в переводе Шарля Мунье.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Терон, Бернар (1981). «Флавиане в «Иудейской войне» Флавия Иосифа» . Диалоги древней истории . 7. Диалоги древней истории. Париж: 235–245. дои : 10.3406/dha.1981.1433 . ISSN 1955-270Х . .
- Берджен, Кристоф (2017). Домициан: противоречивый император (на французском языке). Лувен-ла-Нев (Бельгия). п. 192. ИСБН 978-2-8061-0373-4 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Хадас-Лебель, Мирей (2013). Гилель, мудрец во времена Иисуса . Париж. п. 192. ИСБН 978-2-226-29134-9 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Джонс, Кеннет (2011). Реакция евреев на разрушение Иерусалима в 70 году нашей эры: Апокалипсисы и связанные с ними псевдоэпиграфы . Лейден. п. 305. ИСБН 978-90-04-21027-1 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Пастор Джек; Стерн, Пнина; Мор, Менахем (2011). Иосиф Флавий: интерпретация и история . Лейден. п. 438. ИСБН 978-90-04-19126-6 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Шюрер, Эмиль; Миллар, Фергюс; Верме, Геза (2014). История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа . Том. 1. Лондон и Нью-Йорк. п. 624. ИСБН 978-0-567-50161-5 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Франкфурт, Тереза (1961). Дата автобиографии Флавия Иосифа и сочинений Юста Тивериадского . 39 (на французском языке). Полет. Бельгийское обозрение филологии и истории. Брюссель. стр. 52–58. дои : 10.3406/rbph.1961.2353 . ISSN 2295-9068 . S2CID 161805058 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) ; Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Сейриг, Анри (1965). «Сирийские древности: Офицер Агриппы II» . Сирия. Археология, искусство и история . 42 (на французском языке). Сирия. Археология, искусство и история (1). Париж: 25–34. дои : 10.3406/syria.1965.5811 . ISSN 2076-8435 .
{{cite journal}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) .