Пьер Видаль-Наке
Пьер Видаль-Наке | |
---|---|
Рожденный | Пьер Эммануэль Видаль-Наке 23 июля 1930 г. Париж , Франция |
Умер | 29 июля 2006 г. Ницца , Франция | (76 лет)
Академическая работа | |
Дисциплина | Историк |
Пьер Эммануэль Видаль-Наке (англ. Французское произношение: [vidal nakɛ] ; 23 июля 1930 — 29 июля 2006) — французский историк, начавший преподавать в Школе высших исследований и социальных наук (EHESS) в 1969 году.
Видаль-Наке был специалистом по изучению Древней Греции , но также интересовался (и глубоко увлекался) современной историей, особенно Алжирской войной (1954–62), во время которой он выступал против применения пыток французской армией , поскольку а также еврейская история . он участвовал Вместе с Мишелем Фуко и Жаном-Мари Доменаком в основании Информационной группы в тюрьмах (GIP), которая была одним из первых французских новых социальных движений . Он участвовал в дебатах по историографии, в которых критиковал отрицание , и был сторонником мирных усилий на Ближнем Востоке . До конца своей жизни Видаль-Наке не оставлял своего увлечения античностью.
Биография
[ редактировать ]Семья Видаль-Наке принадлежала к сефардской еврейской общине, берущей корни в Комтат Венайссен ( Карпентра , Авиньон ). Он родился в Париже и вырос в буржуазной , республиканской и светской среде. Его отец Люсьен был адвокатом с темпераментом « дрейфусар », который быстро вступил в Сопротивление , чтобы избежать изгнания . В июне 1940 года семья переехала в Марсель . Арестованный гестапо 15 мая 1944 года, отец Видаль-Наке был депортирован вместе со своей женой в июне 1944 года. Их отправили в Освенцим , где они умерли. В 14 лет Пьер Видаль-Наке спрятался в доме своей бабушки в Дроме . Там он много читал, в том числе «Илиаду» , и познакомился со своим двоюродным братом, философом Жаком Бруншвигом. Позже он узнал, что нацисты заставили «его отца танцевать», чего он никогда не забудет. [ нужна ссылка ]
После учебы в лицее Карно в Париже он специализировался на истории Древней Греции , а также на современных предметах, таких как Алжирская война (1954–1962) и Холокост . Он прочитал Марка Блоха «Странное поражение» , книгу, пытающуюся объяснить причины поражения во время битвы за Францию 1940 года , что является одним из истоков его призвания как историка. Он открыл для себя сюрреализм ( Андре Бретон , Рене Шар , а также Антонен Арто ) и в 18 лет вместе с Пьером Нора » основал рецензию «Неосмотрительность . 1949 года Суд над Райком окончательно лишил его желания присоединиться к Коммунистической партии Франции (ФКП). [ нужна ссылка ]
Пьер Видаль-Наке сначала преподавал историю в средней школе Орлеана (1955), а затем поступил в Канский университет (1956–60), а затем в Лилльский университет (1961–62). Читая Дюмезиля и Леви-Стросса , он стал членом «Парижской школы» (не путать с художественным движением «Парижская школа »), первоначально состоящей из Жан-Пьера Вернана , Николь Лоро , Марселя Детьена и самого себя. Их работа обновила бы подходы к изучению Древней Греции. [1]
Затем он работал в CNRS (1962–64) и был назначен метрдотелем конференций в Лионском университете (1964–66). Затем он был назначен профессором Практической школы высоких исследований , которая стала EHESS. [ нужна ссылка ]
Видаль-Наке стал соавтором нескольких книг вместе со своим коллегой и другом Жаном-Пьером Вернаном . Однако, хотя Вернан был «товарищем» Французской коммунистической партии (ФКП), Видаль-Наке никогда не принадлежал ни к какой политической партии, за исключением Объединенной социалистической партии (ОПС), которую он считал «просто дискуссионным кружком». [2]
Пьер Видаль-Наке был женат и имел троих детей. Он также был офицером Почетного легиона и в Греции командующим Ордена Феникса.
Пьер Видаль-Наке был атеистом. [3]
Активизм
[ редактировать ]Пьер Видаль-Наке определял себя как «историк-активист» и, продолжая свои исследования, никогда не переставал участвовать в политической борьбе, принимать участие в политических комитетах и т. д. Член Комитета Одена вместе с Жеромом Линдоном (редактором издательства Minuit). дом ), он был одним из самых известных противников применения пыток французской армией во время войны в Алжире (1954–62). Вместе с Жан-Полем Сартром и еще 119 людьми он подписал « Манифест 121» — призыв к гражданскому неповиновению против войны в Алжире. Как антиколониалист , Видаль-Наке был против (SFIO) Ги Молле реформистской партии Французской секции Рабочего Интернационала из-за поддержки Молле Первой войны в Индокитае и войны в Алжире. [ нужна ссылка ]
Он также был противником режима полковников (1967–74) в Греции. Он поддержал мирные усилия на Ближнем Востоке, а также Европалестинскую группу. Таким образом, он заявил: «Я считаю Шарона преступником». [2]
Вместе с Мишелем Фуко и Жаном-Мари Доменаком 8 февраля 1971 года он подписал манифест Информационной группы по тюрьмам , которая, вместо того, чтобы говорить от имени заключенных, стремилась вернуть им возможность говорить по-своему. собственный голос. [ нужна ссылка ]
Видаль-Наке также активно осуждал отрицание геноцида армян . [4] Видаль-Наке, который отвечал или критиковал отрицателя Холокоста Роберта Фориссона в нескольких своих работах, однажды использовал Фориссона в качестве примера, чтобы проиллюстрировать, «что могут чувствовать армянские меньшинства»:
Давайте представим себе отрицателя Робера Фориссона в качестве правительственного министра, Фориссона-президента Республики, Фориссона-генерала, Фориссона-посла, Фориссона-президента Турецкой исторической комиссии и члена сената Стамбульского университета, члена Фориссона. Организации Объединенных Наций, Фориссон отвечает в прессе каждый раз, когда поднимается вопрос о евреях. Короче говоря, спонсируемый государством Фориссон в паре с международным Фориссоном и, наряду со всем этим, Талаат - Гиммлер благословил с 1943 года официальный мавзолей в столице страны. [5]
Видаль-Наке был одним из первых ученых, деконструировавших исторический ревизионизм , особенно в «Убийцах памяти и размышлениях о геноциде» . Он также был против французского закона о колониализме от 23 февраля 2005 года , принятого консервативным Союзом народного движения (UMP), но который был окончательно отменен президентом Жаком Шираком в начале 2006 года. Видаль-Наке также раскритиковал Закон Гейсо 1990 года. который запрещает ревизионистский дискурс, утверждая, что закон не должен вмешиваться в исторические вопросы. [6] Аргументы Видаля-Наке против законодательства, касающегося исторических исследований, однако, не открывают дверь для ревизионистских выступлений. Однажды он заявил, что предпочел бы называть ревизионистов «негационистами» и что он не будет сотрудничать с ними по «простым и научным причинам. Астроном не спорит с астрологом . Я бы не стал дискутировать с тем, кто поддерживает эту идею» . что луна сделана из рокфора ... это невозможно». [7]
Критика
[ редактировать ]Хотя его анализы, например, греческой трагедии и института афинской эфебии , были благосклонно приняты многими французскими интеллектуалами, они подвергались резкой критике в других местах, особенно со стороны итальянских филологов , которые, как и сам Видаль-Наке, были благосклонно склонны к марксистскому анализу. Его структуралистский подход был назван антиисторическим, его анализ текстов — недостаточно тщательным и даже манипулятивным, с использованием таких категорий, как многозначность и двусмысленность , которые, по мнению его критиков, неприменимы. [8]
Работает
[ редактировать ]Древняя Греция
[ редактировать ]- Клисфен л'Атеньен , 1964 (совместно с Пьером Левеком ) [ Клисфен Афинянин: Очерк репрезентации пространства и времени в греческой политической мысли с конца шестого века до смерти Платона , Humanities Press, 1996]
- Древняя Греция - От мифа к разуму , с Жан-Пьером Вернаном , Ле Сеуиль, колл. Очки, 1990 г.
- Древняя Греция - Пространство и время , с Жан-Пьером Вернаном, Ле Сеуиль, колл. Очки, 1991 г.
- Древняя Греция - Обряды перехода и проступков , с Жан-Пьером Вернаном, Ле Сеуиль, сб. Очки, 1992 г.
- Миф и трагедия в древней Греции , с Жан-Пьером Вернаном, La Découverte, 2000 г.
- Греки, историки и демократия , La Découverte, 2000 г.
- Эдип и его мифы , с Жан-Пьером Вернаном, Complexe, 2001 г.
- Греческая демократия глазами других стран , Фламмарион, сб. Филдс, 2001 г.
- Черный охотник — Формы мысли и формы общества в греческом мире , Франсуа Масперо, Париж, 1981 г.
- Разбитое зеркало: афинская и политическая трагедия , Les Belles Lettres, 2002 (новое издание)
- Труд и рабство в Древней Греции , с Жан-Пьером Вернаном, Complexe, 2002 г.
- Мир Гомера , Перрин, 2002 г.
- Фрагменты античного искусства , Аньес Вьено, 2002 г.
- Атлантида. Краткая история платонического мифа , Les Belles Lettres, 2005; ISBN 2-251-38071-X .
Алжир
[ редактировать ]- Дело Одина, 1957–1978 , éditions de Minuit, 1989 [новое расширенное издание]
- Пытки в республике: очерк истории и современной политики, 1954–1962 , Minuit, 1998 ( Пытки: рак в демократии , распродано)
- Преступления французской армии Алжира 1954-1962 , La Découverte, 2001 (неопубликованное предисловие автора)
- Причина государства. Тексты, опубликованные Comité Audin , La Découverte, 2002 г. (новое издание книги, опубликованное в 1962 г. издательством Editions de Minuit)
Еврейская история и ревизионизм
[ редактировать ]- Убийцы памяти и другие эссе , статьи о Робере Фориссоне , Ноаме Хомском и ревизионизме (французский: Les Assassins de la mémoire , Le Seuil, 1995)
- Евреи, память и современность , Ле Сёй, 1995 г.
- Последнее решение в истории , с Арно Майером, La Découverte, 2002 г.
Другой
[ редактировать ]- Ядовитая черта , La Découverte, 1993 (о Жане Мулене )
- «Опасная игра». Телос 98-99 (зима 1993 г. - осень 1994 г.). Нью-Йорк: Телос Пресс.
- Мемуары т.1 - Разбитость и ожидание, 1930-1955 , Ле Сей, 1998
- Мемуары т.2 - Беда и свет, 1955-1998 , Ле Сей, 1998
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олив, Питер (август 2021 г.). «Отвлекающие маневры и фильтры восприятия: проблемы и возможности для предложений Эсхила». Аретуза . 54 : 2. дои : 10.1353/аре.2021.0000 . S2CID 238940277 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Последний из дрейфусаров» , статья о Видале-Наке в «Фигаро» , 6 сентября 2004 г.
- ^ «В 1950 году Видаль-Наке заявил своей будущей жене Женевиве Райак, что «для меня как атеиста история является единственной возможной заменой религии»». Освин Мюррей, Некролог: Пьер Видаль-Наке, The Independent (Лондон), 4 августа 2006 г., стр. 43.
- ^ Дагмар К.Г. Лоренц (1990). «Другой геноцид Хильзенрата» . Ежегодник Центра Симона Визенталя (7): сноска 20. ISSN 0741-8450 . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Видаль-Наке, Пьер. Евреи: история, память и современность . 1996, стр. 169.
- ↑ Интервью с Видалем-Наке. Архивировано 15 мая 2006 г. на сайте Wayback Machine на веб-сайте Лиги прав человека (LDH) (на французском языке).
- ↑ «На службе расизму» , в L’Humanité , 7 июня 1990 г.
- ^ Винченцо Ди Бенедетто , Филоктет 33 и эфебия согласно Видалю-Наке , в: Belfagor (1978), с. 191-207; см. также Винченцо Ди Бенедетто, «Неоднозначность в греческой трагедии: вводящая в заблуждение категория », в: Еврипид « Медея », вв. В. Ди Бенедетто, пер. Э. Цербо , Милан, 1997, с. 62-75.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пьер Видаль-Naquet.net
- Некролог (на английском языке) или на французском языке [ постоянная мертвая ссылка ] из L'Humanité
- Некролог Джулиана Джексона, The Guardian , 10 августа 2006 г.
- Пол Берман, « Отрицание отрицателей », журнал New York Times , 31 декабря 2006 г.
- Нью-Йоркский обзор книг , несколько манифестов и петиций, подписанных Видалем-Наке на протяжении многих лет.
- 1930 рождений
- смертей в 2006 г.
- Писатели из Парижа
- Французские атеисты
- Французские евреи-сефарды XX века
- Политики Объединенной социалистической партии (Франция)
- Французские эллинисты
- Историки древности
- Историки колониализма
- Историки Холокоста
- Еврейские атеисты
- Еврейские историки
- Еврейские социалисты
- Французские ученые-классики
- Французские журналисты общественного мнения
- Выпускники лицея Генриха IV
- Выпускники лицея Карно
- Академический состав Школы перспективных исследований в области социальных наук
- Французские историки XX века
- Французские историки XXI века
- Члены-корреспонденты Британской академии