Французский закон о колониализме
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
февраля 2005 о колониализме от Французский закон 23 г. Нация и национальный вклад в пользу французских репатриантов») — акт, принятый Национальным собранием , который возлагал на учителей средних школ ( лицеев ) требование преподавать «положительные ценности» колониализма своим ученикам (статья 4, параграф). 2). Закон, особенно вышеупомянутый параграф и статьи 1 и 13, вызвал общественный резонанс и вызвал массовую оппозицию со стороны левых сил , а параграф 2 статьи 4 был отменен президентом Жаком Шираком (UMP). [1] в начале 2006 года, после обвинений в историческом ревизионизме со стороны различных учителей и историков, в том числе Пьера Видаль-Наке , Клода Ляозю , Оливье Ле Кур Гранмезон и Бенджамина Стора . Его статья 13 также подверглась критике, поскольку она поддерживала бывших боевиков секретной вооруженной организации (ОАГ).
Контекст
[ редактировать ]В конце войны в Алжире , после обретения независимости в 1962 году, 900 000 европейцев-алжирцев ( пьед-нуаров ) бежали во Францию в течение нескольких месяцев, опасаясь мести ФНО . Французское правительство было совершенно не готово к огромному количеству беженцев, что вызвало волнения во Франции. Большинство алжирских мусульман, работавших на французов, были разоружены и оставлены, поскольку в договоре между французскими и алжирскими властями говорилось, что против них не могут быть предприняты никакие действия. [2] Однако, в частности, Харки , служившие в составе французской армии, считались ФНО предателями, и от 50 000 до 150 000 Харки и членов их семей были убиты ФНО или толпой линчевателей, часто после похищения и пыток. [ сомнительно – обсудить ] Около 91 000 человек удалось бежать во Францию. [ нужна ссылка ] некоторые с помощью своих французских офицеров, действующих вопреки приказам, а по состоянию на 2016 год [update] они и их потомки составляют значительную часть алжирско-французского населения.
Статья 4 о «положительной роли французского присутствия за границей».
[ редактировать ]Спорная статья 4 требовала от учителей и учебников «признать и признать, в частности, положительную роль французского присутствия за рубежом, особенно в Северной Африке». [3] Левые и многие в бывших колониях считали это отрицанием проблем колониализма. Антагонизм как на национальном, так и на международном уровне рос, пока закон не был отменен в начале 2006 года. Абдельазиз Бутефлика , президент Алжира , отказался подписать предполагаемый «дружественный договор» с Францией из-за этого закона. 26 июня 2005 года он заявил, что закон «...приближается к психической слепоте, отрицанию и ревизионизму». [4] [5] [6] Известный писатель Эме Сезер , лидер литературного движения Негритюд антиколониалистского , также отказался встретиться с тогдашним лидером UMP Николя Саркози . Последний отменил свой визит в заграничный департамент Мартиники , где против него выступила тысяча человек в Фор-де-Франс . Саркози был избран президентом в 2007 году.
Депутата UMP Кристиана Ваннеста раскритиковали за введение выражения «rôle positif» в текст (по-французски «положительные ценности»). 25 апреля 2005 года более тысячи профессоров и аспирантов подписали петицию «Колонизация: нет преподаванию официальной истории». Депутат Кристиана Таубира назвала закон «катастрофическим» и принял его из-за лоббирования со стороны харки и пьедс-нуаров , хранивших молчание о Кодексе коренных народов или принудительном труде в бывших колониях .
Частичная отмена
[ редактировать ]Сторонников закона осуждали как возрождение «колониального лобби» - термина, который использовался во Франции конца XIX века для обозначения людей (депутатов, ученых, бизнесменов и т. д.), которые поддерживали французский колониализм. Вопреки этому ревизионизму, Ширак в конце концов обратился против своего собственного большинства UMP, проголосовавшего за закон, и заявил: «В республике не существует официальной истории. Написание истории — это дело историков: она не должна быть ограничена законами». ." [7] Он издал указ , поручивший председателю Ассамблеи Жан-Луи Дебре (UMP) внести изменения в спорный закон и исключить ревизионистскую статью. Для этого Ширак приказал премьер-министру Доминику де Вильпену передать этот вопрос в Конституционный совет , надеясь, что это решение позволит таким указом отменить закон. [8] Конституционный совет действительно постановил, что регулирование учебников истории является административным, а не юридическим вопросом, и поэтому оспариваемая поправка была отменена в начале 2006 года.
История и закон
[ редактировать ]На трибуне «Свобода истории » 19 историков (в том числе Элизабет Бадинтер , Ален Деко и Марк Ферро ) потребовали отмены всех «исторических законов»: не только Закона от 23 февраля 2005 года, но и Закона Гейсо 1990 года против «расизма, ксенофобии и исторический ревизионизм», Закон Таубира о признании рабства « преступлением против человечности », а также закон о признании геноцида армян . Историки сочли это требование спорным. Хотя многие соглашались с тем, что государство не должно определять историю, немногие считали, что предыдущие законы необходимо отменить. Некоторые выступали против Закона Гейсо и других законов, но считали, что их отмена будет воспринята как своего рода осуждение идей.
, которое никогда не проходит Прошлое
[ редактировать ]Дебаты по закону от 23 февраля 2005 года были связаны с более широкими дебатами во Франции по поводу колониализма и текущих проблем иммиграции . Как отметил историк Бенджамин Стора , люди, интересующиеся колониализмом, в значительной степени заинтересованы в «памяти» влияния на то, как различные сообщества и нации представляют себя. Официальной государственной истории обычно трудно признать существование прошлых преступлений и ошибок. Война за независимость Алжира (1954–62), охарактеризованная в то время французским правительством как «операция по поддержанию общественного порядка», была признана «войной» только в 1999 году Национальным собранием Франции. [9] [10] В том же смысле философ Поль Рикёр (1981) сказал, что должна произойти « деколонизация памяти», потому что сами менталитеты были колонизированы в « Эру Империализма ». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лотем, Италия (25 января 2016 г.). «Спустя десять лет после беспорядков Франция переписала свою колониальную историю» . theconversation.com . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Эвианские соглашения, Глава II, часть A, статья 2.
- ^ Закон № 2005-158 от 23 февраля 2005 г. о признании нации и национальном вкладе в пользу репатриированных французов (на французском языке).
- ^ «Основные позиции (по поводу закона от 23 февраля 2005 года)» . Ле Нувель Обсерватор (на французском языке). 26 января 2006 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 г. Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ «Французский ревизионизм: случай положительной роли французской колонизации» . Камерун Пост . 18 декабря 2005 г.
- ^ «Франция вынуждена защищать свое колониальное прошлое» . Агентство Франс-Пресс . 08.12.2005.
- ^ «История не должна писаться законом», - говорит Жак Ширак ( Ce n'est pas à la loi d'écrire l'histoire ), цитируется RFI , 11 декабря 2005 г.: [1] (на французском языке)
- ^ «Ширак возвращается к «позитивной роли» колонизации» (на французском языке). РФИ . 26 января 2006 г.
- ^ « Колониализм: начало опасной войны воспоминаний (Бенджамин Стора)]. L'Humanité (опубликовано 6 декабря 2005 г.). 17 января 2006 г. Архивировано из оригинала 13 января 2007 г.
- ^ Клод Лиаузу (июнь 2005 г.). «В войне с прошлым Франции» . Ле Монд дипломатический .