История евреев в Греции
Общая численность населения | |
---|---|
4,500 [ 1 ] | |
Языки | |
Греческий , иврит , иудео-испанский , еваник (исторически), турецкий | |
Религия | |
иудаизм |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Историю евреев в Греции можно проследить как минимум до четвертого века до нашей эры. Самая старая и наиболее характерная еврейская группа, населявшая Грецию , — это романиоты , также известные как «греческие евреи». Термин «греческий еврей» преимущественно используется для обозначения любого еврея , живущего в современном регионе Греции или происходящего из него.
Помимо романиотов , особого еврейского населения, которое исторически жило общинами по всей Греции и в соседних районах с большим греческим населением, в Греции проживало большое количество евреев-сефардов , и она является историческим центром сефардской жизни; город Салоники или Салоники в греческой Македонии назывался «Матерью Израиля ». [ 2 ] Греческие евреи сыграли важную роль в раннем развитии христианства и стали источником образования и торговли для Византийской империи и на протяжении всего периода Османской Греции , пока она не пострадала от опустошения во время Холокоста после того, как Греция была завоевана и оккупирована державами Оси . Несмотря на усилия греков защитить их, около 4000 евреев были депортированы из болгарской оккупационной зоны в лагерь смерти Треблинка. [ 3 ] [ 4 ] После Холокоста большой процент выжившего сообщества эмигрировал в Израиль или Соединенные Штаты .
По состоянию на 2019 год [update] еврейская община Греции насчитывает около 6000 человек при населении в 10,8 миллиона человек, [ 5 ] сконцентрированы главным образом в Афинах , Салониках (или Салониках по- иудео-испански ), Ларисе , Волосе , Халкиде , Янине , Трикале , Корфу и действующей синагоге на Крите , тогда как в Кавале и Родосе осталось очень мало . [ 6 ] По словам Джорджо Ромайо, президента Греческого комитета Еврейского музея Греции, сегодня греческие евреи в основном «живут бок о бок в гармонии» с греками-христианами. [ 7 ] тем не менее, продолжая работать с другими греками и евреями по всему миру, чтобы бороться с любым ростом антисемитизма в Греции. В настоящее время еврейская община Греции прилагает большие усилия для создания в стране музея Холокоста. [ 8 ] постоянный павильон о Холокосте греческих евреев В КЗ Освенцим будет установлен . Делегация и президент еврейских общин Греции встретились в ноябре 2016 года с греческими политиками и попросили их поддержать их требование вернуть из Москвы общинные архивы еврейской общины Салоник . [ 9 ]
Независимый кандидат Моисей Элисаф , 65-летний врач, считается первым евреем, избранным мэром Греции. Он был избран в июне 2019 года. [ 5 ]
Еврейские культуры в Греции
[ редактировать ]Большинство евреев в Греции являются сефардами, но Греция также является домом уникальной культуры романиотов. Помимо сефардов и романиотов, некоторые северо-итальянские, сицилийские, апулийские, провансальские, мизрахи и небольшие ашкеназские в Салониках и других местах существовали также общины. Все эти общины имели не только свои обычаи ( минхаг ), но и свои сиддуримы, напечатанные для общин в Греции. Большое разнообразие еврейских обычаев в Греции было уникальным. [ 10 ]
румыны
[ редактировать ]Евреи-романиоты жили на территории сегодняшней Греции более 2000 лет. Их историческим языком был еваник , диалект греческого языка , но на йеванике не зарегистрировано ни одного выжившего носителя; сегодняшние греческие романиоты говорят по-гречески. Большие общины были расположены в Янине , Фивах , Халкиде , Корфу, Арте , Коринфе , а также на островах Лесбос , Хиос , Самос , Родос и Кипр , среди других. Романиоты исторически отличаются от сефардов, некоторые из которых поселились в Греции после изгнания евреев из Испании в 1492 году. Все, кроме небольшого числа романиотов Янины, крупнейшей оставшейся общины романиотов, не ассимилированной с сефардской культурой, были убиты во время Холокоста. Сегодня в Янине проживает 35 живых романиотов. [ 11 ]
Сефарды в Греции
[ редактировать ]Большинство евреев Греции – сефарды , чьи предки покинули Испанию , Португалию и Италию . В основном они поселились в таких городах, как Салоники , город, который в последующие годы должен был быть назван «Матерью Израиля». Традиционным языком греческих сефардов был иудео-испанский , и до Холокоста община «представляла собой уникальную смесь османских, балканских и латиноамериканских влияний». [ 12 ] известен своим уровнем образования. Фонд развития сефардских исследований и культуры называет сефардскую общину Салоник «бесспорно одной из самых важных в мире». [ 2 ]
История иудаизма в Греции
[ редактировать ]Первое зарегистрированное упоминание об иудаизме в Греции датируется 300–250 гг. до н. э. на острове Родос . Во II веке до нашей эры Гиркан, лидер еврейской общины Афин, был удостоен чести воздвигнуть статую на агоре . [ 13 ]
По мнению Эдмунда Векенштедта , Ганимед был семитом его братья Ил и Ассарак . , как, без сомнения, были [ 14 ] По словам Иосифа Флавия (Contra Apionem, I, 176–183), еще более раннее упоминание греческого писателя о эллинизированном еврее можно было найти в работе «De Somno» (не дошедшей до нас) греческого историка Клеарха из Соли . Здесь Клеарх описывает встречу Аристотеля (жившего в IV веке до нашей эры) с евреем в Малой Азии , который свободно владел греческим языком и думал:
«Ну, — сказал Аристотель, — [...] этот человек был евреем из Келе Сирии (современный Ливан). Эти евреи произошли от индийских философов , и индейцы называли их Калани. Теперь этот человек, который развлекал имел большой круг друзей и направлялся из внутренних районов к побережью, не только говорил по-гречески, но и имел душу грека. Во время моего пребывания в Азии он посещал те же места, что и я, и приходил поговорить со мной. и некоторых других ученых, чтобы проверить наши знания. Но, будучи человеком, который был близок со многими образованными людьми, он, скорее, передал нам что-то свое». [ 15 ]
Археологи обнаружили древние синагоги в Греции, в том числе синагогу на Афинской Агоре и синагогу на Делосе , датируемую II веком до нашей эры.
Греческие евреи играли важную роль в истории Греции, начиная с ранней истории христианства , через Византийскую империю и Османскую Грецию , до трагического почти полного уничтожения общины после того, как Греция пала перед нацистской Германией во Второй мировой войне .
Эллинистический период
[ редактировать ]Македонская империя под руководством Александра Великого завоевала бывшее Иудейское царство в 332 г. до н. э., победив Персидскую империю, которая удерживала эту территорию со времени Киром завоевания вавилонян . После смерти Александра Войны диадохов привели к быстрой смене правления на территории, поскольку преемники Александра боролись за контроль над персидскими территориями. В конечном итоге регион перешел под контроль династии Птолемеев , и территория становилась все более эллинистической . Евреи Александрии создали «уникальный сплав греческой и еврейской культуры». [ 16 ] в то время как евреи Иерусалима были разделены на консервативную и проэллинскую фракции. Карен Армстронг утверждает, что наряду с влиянием этого эллинистического слияния на евреев, оказавшихся частью греческой империи, турбулентность периода между смертью Александра и II веком до нашей эры привела к возрождению еврейского мессианизма . [ 16 ] что вдохновит революционные настроения, когда Иерусалим станет частью Римской империи.
Римская Греция
[ редактировать ]Македония и остальная часть эллинистической Греции перешли к Римской империи в 146 г. до н.э. У евреев, живших в римской Греции, был другой опыт, чем у евреев провинции Иудея . Новый Завет описывает греческих евреев как отдельную общину от евреев Иудеи, а евреи Греции не участвовали в Первой иудейско-римской войне или последующих конфликтах. К евреям Салоник, говорящим на диалекте греческого языка и ведущим эллинизированный образ жизни, в I веке нашей эры присоединилась новая еврейская колония. Евреи Салоник «пользовались широкой автономией» во времена Римской империи. [ 2 ]
Первоначально гонитель первых еврейских христиан до своего обращения по дороге в Дамаск , Павел Тарсийский , сам эллинизированный еврей из Тарса , части после Александра Великого греческой империи Селевкидов , сыграл важную роль в основании многих христианских церквей по всему миру. Рим, включая Малую Азию и Грецию. Салоник Второе миссионерское путешествие Павла включало обращение в свою веру в синагоге , пока его еврейская община не изгнала его из города.
Византийская империя
[ редактировать ]После распада Западной Римской империи элементы римской цивилизации продолжились в Византийской империи. Евреи Греции начали привлекать все большее внимание со стороны византийского руководства в Константинополе . Некоторые византийские императоры стремились эксплуатировать богатство евреев Греции и облагали их специальными налогами, в то время как другие пытались насильственно обратиться в христианство. Последнее давление не имело большого успеха, поскольку ему сопротивлялись как еврейская община, так и греко-христианские синоды . [ 2 ]
Сефер Йосиппон был записан в X веке на юге Византийской Италии местной грекоязычной еврейской общиной . Иуда Леон бен Моисей Москони , еврей-романиот из Ахриды, позже отредактировал и расширил «Сефер Иосиппон». [ 17 ] [ 18 ]
Товия бен Элиэзер (טוביה בן אליעזר), талмудист и поэт XI века, работал и жил в городе Кастория . Он является автором Лекач Това, мидраша, комментария к Пятикнижию и Пяти Мегилотам, а также некоторых стихотворений.
Испанский еврейский исследователь Бенджамин Туделский посетил Грецию во время своего путешествия примерно в 1161/1162 году нашей эры. Покинув южную Италию и проплыв через Адриатическое море , он посетил Корфу , Фивы , Альмирос и Салоники , прежде чем отправиться в Константинополь. Он сообщил, что в Фивах проживало 2000 евреев, что являлось крупнейшей еврейской общиной в любом византийском городе XII века после Константинополя, столицы империи. [ 19 ]
Первое поселение евреев-ашкенази в Греции произошло в 1376 году, ознаменовав иммиграцию ашкенази из Венгрии и Германии , чтобы избежать преследований евреев на протяжении 15 века. Еврейские иммигранты из Франции и Венеции также прибыли в Грецию и создали новые еврейские общины в Салониках. [ 2 ]
Франкократия
[ редактировать ]Четвертый крестовый поход ухудшил положение евреев на новых франкских землях на греческой земле, которые раньше были частью Византийской империи. Евреи в то время были экономически сильны, хотя и малочисленны, составляли собственную общину, отдельную от христиан, и занимались кредитованием. [ 20 ]
Османская империя
[ редактировать ]Греция находилась под властью Османской империи с середины 15 века до завершения сначала Греческой войны за независимость, завершившейся в 1832 году, а затем Первой Балканской войны в 1913 году. В этот период центром еврейской жизни на Балканах был Салоники или Салоники. Сефарды и наслаждались экономическим процветанием благодаря коммерческой торговле на Салоник были эксклюзивными портными для османских янычар Балканах.
После изгнания из Испании еще от пятнадцати до двадцати тысяч сефардов поселились в Салониках. По данным Еврейской виртуальной библиотеки: «Греция стала убежищем религиозной терпимости для евреев, спасающихся от испанской инквизиции и других преследований в Европе. Османы приветствовали евреев, потому что они улучшили экономику. Евреи занимали административные посты и играли важную роль в интеллектуальной и коммерческая жизнь по всей империи». [ 21 ] Эти иммигранты основали первую в городе типографию, и город стал известен как центр торговли и обучения. [ 2 ] Изгнание других еврейских общин привело к увеличению еврейского населения города, пока в 1519 году евреи не стали его большинством. Османские евреи были обязаны платить специальные « еврейские налоги османским властям ». Эти налоги включали Cizye , İspençe , Haraç и Rav akçesi («налог раввина»). Иногда местные правители также взимали налоги с себя в дополнение к налогам, отправляемым центральным властям в Константинополе .
В 1519 году евреи составляли 56% населения Салоник, а в 1613 году их доля составляла 68%. [ 22 ]
В 1523 году в Венеции константинопольскими евреями было опубликовано первое печатное издание «Махзор Румыния», содержащее «Минхаг» евреев Византийской империи. Этот Минхаг, вероятно, представляет собой старейший европейский молитвенный обряд. В полиглотском издании Библии, опубликованном в Константинополе в 1547 году, текст на иврите находится посередине страницы, с иудео-испанским переводом на одной стороне и еваническим переводом на другой.
Джозеф Наси, еврей португальский -марран, был назначен герцогом Архипелага на 1566–1579 годы.
Еврейская община в Патрах , существовавшая с древности, покинула город во время османско-венецианских войн 17 века. Однако после завоевания города османами в 1715 году евреи вернулись и жили там в относительном мире. [ 23 ]
Однако середина XIX века внесла изменения в жизнь греческих евреев. Янычары были уничтожены в 1826 году, а на традиционные торговые пути стали вторгаться великие державы Европы. Сефардское население Салоников выросло до двадцати пяти-тридцати тысяч человек, что привело к нехватке ресурсов, пожарам и проблемам с гигиеной. В конце века произошли большие улучшения, поскольку торговое руководство сефардского сообщества, особенно семья Аллатини, воспользовалось новыми торговыми возможностями с остальной Европой. По словам историка Миши Гленни , Салоники были единственным городом в Империи, где некоторые евреи «применяли насилие против христианского населения как средство консолидации своей политической и экономической власти». [ 24 ] поскольку торговцы из еврейского населения закрывали свои двери для торговцев из греческого и славянского населения и физически запугивали своих соперников. Более того, с распространением современного антисемитизма среди иммигрантов с Запада в конце века, некоторые евреи Салоник вскоре стали объектом греческих и армянских погромов . Еврейская община Салоник составляла более половины населения города до начала 1900-х годов. В результате еврейского влияния на город многие нееврейские жители Салоников говорили на иудео-испанском языке евреев -сефардов , и город практически закрывался в субботу, еврейскую субботу , иногда его называли Маленький Иерусалим». [ 25 ]
Независимая Греция
[ редактировать ]В целом лояльные Османской империи евреи южной Греции не имели положительной позиции по отношению к греческой войне за независимость ; так часто они также становились мишенью революционеров.
Османское правление в Салониках закончилось гораздо позже, в 1912 году, когда в последние дни Первой Балканской войны в город вошли греческие солдаты. Статус Салоник не был определен Балканским альянсом до войны, и Гленни пишет, что некоторые из большинства еврейского населения города сначала надеялись, что город может контролироваться Болгарией . [ 26 ] Болгарский контроль сохранит город в авангарде национальной торговой сети, в то время как греческий контроль может повлиять на представителей определенных социальных классов и этнических групп на положение Салоник как пункта назначения балканской деревенской торговли. После завоевания города греками в 1913 году евреи Салоник были обвинены в сотрудничестве с турками и предательстве и подверглись давлению со стороны греческой армии и местных греков. В результате интенсивного освещения этого давления в мировой прессе правительство Венизелоса приняло ряд мер против антисемитских действий. [ 27 ] Однако после освобождения греческое правительство заручилось поддержкой еврейской общины города. [ 3 ] а Греция под руководством Элефтериоса Венизелоса была одной из первых стран, принявших Декларацию Бальфура . [ 13 ]
В 1934 году большое количество евреев из Салоников совершили алию в Подмандатную Палестину , поселившись в Тель-Авиве и Хайфе . Те, кто не смог пройти мимо британских иммиграционных ограничений, просто приехали по туристическим визам и исчезли в греческой общине Тель-Авива. Среди них было около 500 докеров и членов их семей, которые поселились в Хайфе для работы в недавно построенном порту . [ 28 ]
Позже, с установлением в 1936 году режима Метаксаса , который обычно не был враждебным по отношению к евреям в целом, несмотря на свой фашистский характер, позиция греческого государства по отношению к еврейской общине еще больше улучшилась.
Вторая мировая война, Сопротивление и Холокост
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Греция была завоевана нацистской Германией и оккупирована державами Оси . 12 898 греческих евреев сражались в греческой армии, одним из самых известных среди них был полковник Мордехай Фризис , в отряде, который сначала успешно отразил итальянскую армию , но позже был разбит немецкими войсками. [ 13 ] Немцы собирали разведданные о еврейской общине Салоник с 1937 года. [ 29 ] Около 60 000–70 000 греческих евреев, или по крайней мере 81% еврейского населения страны, были убиты; особенно в юрисдикциях, оккупированных нацистской Германией и Болгарией . Хотя немцы [ 30 ] депортировали большое количество греческих евреев, некоторые из них были успешно спрятаны своими греческими соседями.
Потери были значительными в таких местах, как Салоники , Янина , Корфу или Родос , куда большая часть еврейского населения была депортирована и убита. Напротив, больший процент евреев смог выжить там, где местное население помогало и скрывало преследуемых евреев, таких как Афины , Лариса или Волос . Возможно, самая важная операция по спасению была проведена в Афинах, где около 1200 евреев получили фальшивые удостоверения личности благодаря усилиям архиепископа Дамаскиноса и начальника полиции Ангелоса Эберта . [ 31 ]
11 июля 1942 года евреи Салоник были задержаны для подготовки к рабскому труду. За их свободу община заплатила плату в 2 миллиарда драхм . Тем не менее, 50 000 человек были отправлены в Освенцим , и большая часть из 60 их синагог и школ была разрушена вместе со старым еврейским кладбищем в центре города. Выжили только 1950 человек. [ 3 ] [ 32 ] Многие выжившие позже эмигрировали в Израиль и США . [ 3 ] Сегодня еврейское население Салоников насчитывает около 1000 человек и имеет две синагоги. [ 32 ]
Год | Общая численность населения | Еврейское население | Еврейский процент |
---|---|---|---|
1842 | 70,000 | 36,000 | 51% |
1870 | 90,000 | 50,000 | 56% |
1882/84 | 85,000 | 48,000 | 56% |
1902 | 126,000 | 62,000 | 49% |
1913 | 157,889 | 61,439 | 39% |
1943 | 53,000 | ||
2000 | 363,987 | 1,400 | 0.3% |
На Корфу после падения итальянского фашизма в 1943 году остров взяли под свой контроль нацисты. Тогдашний мэр Корфу Коллас был известным коллаборационистом, и нацисты приняли различные антисемитские законы, которые теперь сформировали оккупационное правительство острова. [ 33 ] В начале июня 1944 года, когда союзники бомбили Корфу, чтобы отвлечься от высадки в Нормандии, гестапо окружило евреев города, временно заключило их в старый форт ( Палаио Фрурио ) и 10 июня отправило их в Освенцим. где очень немногие выжили. [ 33 ] [ 34 ] Однако примерно двумстам из общего населения в 1900 человек удалось бежать. [ 35 ] Многие представители местного населения в то время предоставили приют и убежище тем 200 евреям, которым удалось бежать от нацистов. [ 33 ] Кроме того, значительная часть старого города по сей день называется Евраики (Εβραική), что означает «еврейский пригород» , в знак признания еврейского вклада и продолжающегося присутствия в городе Корфу. Действующая синагога (Συναγωγή) сегодня является неотъемлемой частью Евраики и насчитывает около 65 членов. [ 35 ]
4 марта 1943 года болгарские солдаты с помощью немецких солдат вывели евреев из Комотини и Кавалы с пассажирского судна «Карагеорге», уничтожили их и потопили судно. Болгары конфисковали всю еврейскую собственность и имущество. [ 36 ]
В Салониках отдельные полицейские спасали своих еврейских друзей, а иногда даже их семьи, в то время как в Афинах начальник полиции Ангелос Эверт и его люди активно поддерживали и спасали евреев. [ 37 ]
Однако 275 евреев острова Закинф пережили Холокост. Когда мэру острова Лукасу Карреру был вручен немецкий приказ передать список евреев, митрополит Закинфский Хризостом вернулся к немцам со списком из двух имен; свой и мэра. Население острова спрятало каждого члена еврейской общины. В 1947 году большое количество евреев Закинфа совершили алию в Палестину (позже Израиль), а другие переехали в Афины. [ 38 ] Когда остров был почти сровнен с землей в результате сильного землетрясения 1953 года , первая помощь пришла из Израиля с посланием, гласившим: «Евреи Закинфа никогда не забывали своего мэра или своего любимого епископа и то, что они сделали для нас». [ 4 ]
В городе Волос , который находился в итальянской зоне оккупации, проживало 882 еврейских населения, и многие евреи Салоник, бежавшие от нацистов, искали там убежища. К марту 1944 года здесь проживало более 1000 евреев. В сентябре 1943 года, когда к власти пришли нацисты, главный раввин Моисей Песах работал с архиепископом Иоакимом и движением сопротивления ЕАМ , чтобы найти убежище для евреев на горе Пелион . Благодаря их усилиям удалось спасти 74% евреев города. Из более чем 1000 евреев только 130 были депортированы в Освенцим. Еврейская община осталась в Волосе после войны, но серия землетрясений в 1955-57 годах вынудила многих оставшихся евреев покинуть страну, причем большинство иммигрировало в Израиль или Соединенные Штаты. Сегодня в Волосе осталось всего 50–60 евреев. [ 39 ]
Многие евреи из Салоник были отправлены на работу в лагеря смерти — зондеркоманды . 7 октября 1944 года во время восстания в Освенциме они вместе с другими греческими евреями напали на немецкие войска, штурмовали крематории и убили около двадцати охранников. В печь крематория III была брошена бомба, разрушившая здание. Перед тем, как их расстреляли немцы, повстанцы спели песню греческого партизанского движения и национальный гимн Греции . [ 40 ]
В своей книге «Если это мужчина» , одном из самых известных литературных произведений о Холокосте, [ по мнению кого? ] Примо Леви описывает группу так: «Эти греки, неподвижные и молчаливые, как Сфинкс, присели на землю за своей толстой кастрюлей с супом». [ 41 ] Те члены общины, которые еще были живы в 1944 году, произвели на автора сильное впечатление. Он отметил: «Несмотря на их небольшую численность, их вклад в общий внешний вид лагеря и международный жаргон имеет первостепенное значение». Он описал среди них сильные патриотические чувства, написав, что их способность выжить в лагерях частично объясняется тем, что «они входят в число сплоченных национальных групп и с этой точки зрения являются наиболее продвинутыми».
Получивший признание за свой вклад в греческое дело в начале войны, Мордехай Фризис стал одним из самых заслуженных греческих офицеров Второй мировой войны в послевоенные годы, у него есть памятник возле национальной военной академии в Афинах. [ 42 ]
Из 55 000 евреев Салоник, депортированных в лагеря смерти в 1943 году, выжили менее 5 000. Многие из вернувшихся обнаружили, что их бывшие дома заняты греческими семьями. Правительство Греции мало что сделало для помощи выжившей еврейской общине в восстановлении собственности. [ 43 ] [ 44 ]
Послевоенное сообщество
[ редактировать ]После войны многие греческие евреи эмигрировали в Израиль . В августе 1949 года правительство Греции объявило, что евреям призывного возраста будет разрешено выехать в Израиль при условии, что они откажутся от греческого гражданства, пообещают никогда не возвращаться и заберут с собой свои семьи. [ 45 ] Греческие евреи, переехавшие в Израиль, основали несколько деревень, в том числе Цур-Моше , и многие из них поселились во Флоренции, Тель-Авиве и районе гавани Яффо . [ 46 ] Некоторые также эмигрировали в США , Канаду и Австралию . Греция была первой страной в Европе после войны, которая вернула своей еврейской общине имущество евреев, убитых нацистами во время Холокоста и войны в качестве бойцов сопротивления, чтобы общины имели возможность консолидироваться. [ 47 ]
Еврейское меньшинство продолжает проживать в Греции. [ 48 ] Есть общины в Афинах и Салониках . В сообществе наблюдается небольшой спад после кризиса государственного долга Греции . [ 49 ] [ 50 ] По состоянию на 2020 год в Греции проживает около 5000 евреев, в основном в Афинах (2500), и менее 1000 в Салониках. [ 51 ] Греческая еврейская община традиционно была проевропейской . [ 49 ] Сегодня евреи Греции интегрированы и работают во всех сферах греческого государства и греческого общества, в том числе в сфере экономики, науки и политики.
Община Салоников обвинила Германию в возврате выплат за освобождение, которые евреи Греции заплатили за спасение членов своих семей, после того, как нацисты запросили эти деньги, но нацисты все равно не освободили членов семей. Европейский суд отклонил это ходатайство.
Во время Второй мировой войны Немецкая рейхсбан помогала нацистам депортировать евреев из Греции. В 2014 году представители еврейской общины Салоник потребовали от Deutsche Bahn, которая является правопреемницей Deutsche Reichsbahn , возмещения наследникам жертв Холокоста Салоник стоимости проезда на поезде, который они были вынуждены заплатить за депортацию из Салоник в Освенцим и Треблинка в период с марта по август 1943 года. [ 52 ] [ 53 ]
Учитывая значительное еврейское прошлое и настоящее Салоник, Университет Аристотеля вместе с еврейской общиной Салоников запланировал в 2014 году повторное открытие факультета иудаики. Бывший еврейский факультет был упразднен 80 лет назад греческим диктатором Иоаннисом Метаксасом . [ 54 ] Этот новый факультет принял в октябре 2015 года свою работу под руководством ведущего профессора Георгиоса Антониу на факультете философии. В 2014 году на территории университета также был открыт памятник старому еврейскому кладбищу. Кампус частично был построен на этом старом кладбище. [ 55 ]
Сегодня главным раввином Греции является раввин Габриэль Негрин. [ 56 ]
Антисемитизм в Греции
[ редактировать ]Миша Гленни писал, что греческие евреи никогда «никогда не сталкивались с чем-то даже отдаленно столь зловещим, как североевропейский антисемитизм. В двадцатом веке наблюдались небольшие проявления антиеврейских настроений среди греков… но они привлекали незначительное меньшинство». [ 12 ] Опасность депортации в лагеря смерти неоднократно вызывала недоверие со стороны еврейского населения Греции.
неофашистская группа « Золотая заря» В Греции существует , и на выборах в сентябре 2015 года Греция получила 18 мест в греческом парламенте. Сообщается, что в 2005 году она была официально распущена, но безрезультатно, ее руководством после конфликтов с полицией и антифашистами . В отчете Центра мониторинга расизма и ксенофобии Европейского Союза за 2002–2003 годы об антисемитизме в Греции упоминается несколько инцидентов, произошедших за двухлетний период, отмечая, что не было случаев физического или словесного нападения на евреев, а также примеры «передовой практики». "за борьбу с предрассудками. В отчете делается вывод, что «...в 2003 году председатель Центрального еврейского совета Греции заявил, что он не считает рост антисемитизма тревожным». [ 57 ]
21 ноября 2003 года Никос Бистис, заместитель министра внутренних дел Греции, объявил 27 января Днем памяти Холокоста в Греции и взял на себя обязательство создать «коалицию греческих евреев, греческих неевреев и евреев всего мира для борьбы с антисемитизмом в Греции». ." [ 58 ]
Кризис государственного долга Греции , начавшийся в 2009 году, привел к росту экстремизма всех видов, включая некоторые случаи антисемитского вандализма. В 2010 году фасад Еврейского музея Греции был впервые испорчен. [ 59 ] 26 октября 2012 года на Родосе вандалы разрисовали городской памятник Холокосту свастиками. [ 60 ] Частично для того, чтобы предотвратить любую новую угрозу со стороны экстремизма, тысячи греков-евреев и неевреев посетили в Салониках празднование Холокоста в марте 2013 года. [ 61 ] На встрече лично выступил премьер-министр Греции Антонис Самарас , который выступил с речью в синагоге Монастир в Салониках. [ 62 ]
Спустя некоторое время Александрос Модиано, греко-еврейский политик, был избран на официальные должности. Александрос Модиано работает в городском совете Афин. [ 63 ]
Сегодня дипломатические отношения между Грецией и Израилем находятся на высоком уровне. Отношения между еврейской общиной и государством также хорошие. Однако предубеждения против евреев все еще глубоко укоренились в греческом обществе. [ 64 ]
Получение греческого гражданства для евреев за пределами Греции
[ редактировать ]Парламент Греции принял решение вернуть греческое гражданство всем пережившим Холокост, которые потеряли греческое гражданство при выезде из страны. [ 65 ] Те, кто родился за пределами Греции у одного или обоих родителей-греков, либо у одного или нескольких бабушек и дедушек-греков, имеют право заявить о своем праве на греческое гражданство через своего предка (предков), родившегося в Греции. Для получения греческого гражданства не требуется доказывать религиозную принадлежность предков. [ 66 ]
Еврейская религиозная жизнь
[ редактировать ]-
Раввин Кастории , 1904 год (фото Леонидас Папазоглу )
-
Раввин Моше Песах
-
Главный раввин Афин с 1913 по 1924 год Хаим Кастель
-
Надпись на скале у моря, возможно, еврейского путешественника на Сиросе, Греция.
См. также
[ редактировать ]- Музей Холокоста в Греции
- История евреев Салоников
- История евреев на Кипре
- Еврейский музей Греции
- Греческий цитрон
- Греко-израильские отношения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Виртуальный еврейский мир — Греция» . Виртуальная еврейская библиотека . Проверено 11 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сэмюэл Уске , Фонд развития сефардских исследований и культуры, с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с д Фонд развития сефардских исследований и культуры, стр.2
- ^ Перейти обратно: а б Закинф: Холокост в Греции. Архивировано 21 мая 2014 г. в Wayback Machine , Мемориальный музей Холокоста США , URL-адрес доступен 25 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Доктор считается первым евреем, избранным мэром Греции . Ассошиэйтед Пресс
- ^ «Краткая история еврейских общин Греции (pdf), опубликованная Центральным советом еврейских общин Греции» (PDF) . kis.gr. Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Текущая деятельность Еврейского музея Греции. Архивировано 9 октября 2006 г. в Wayback Machine , Центральное управление еврейских общин Греции . URL-адрес открыт 15 апреля 2006 г.
- ^ Макрис, А. (22 декабря 2013 г.). «Музей Холокоста будет построен [ так в оригинале ] в Греции - GrekReporter.com» . Греческий репортер.com . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Маттатиас, Рэйчел. «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ ПО ВОПРОСАМ ГРЕЧЕСКОГО ЕВРЕЙСТВА» . KIS.gr. Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ "Хроника" Том. 57, Периодическое издание Центрального совета еврейских общин Греции, Афины, март 1983 г., пер. от Гольдшмидта, Д. В Сефуноте , Vol. 13, Иерусалим, Институт Бен Цви, 1971–1978 годы.
- ^ Холокост в Греции: Янина. URL-адрес доступен 15 апреля 2006 г. Архивировано 20 октября 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Гленни, стр.512
- ^ Перейти обратно: а б с Фонд развития сефардских исследований и культуры, с. 3
- ^ Векенштедт, Иоганн Альбрехт Эдмунд (1882). Ганимед: Как дополнение к Д. Известия о существовании и деятельности Николаи-гимназии в Либене в течение 1881 года . Лиепая: Издательство Рудольфа Пузе. п. 10.
- ^ Иосиф Флавий. Контра Апионем , I.176-183. Получено 16.06.2012 с http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=J.+Ap.+1.176&fromdoc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0215 .
- ^ Перейти обратно: а б Армстронг, Карен (2006). Великая трансформация: начало наших религиозных традиций (первое изд.). Нью-Йорк: Кнопф. стр. 350–352 . ISBN 978-0-676-97465-2 .
- ^ Средневековая еврейская цивилизация: Энциклопедия, Норман Рот, 2014 стр. 127.
- ^ Евреи в Византии: диалектика культур меньшинств и большинства, Роберт Бонфил , 2011, с. 122
- ^ Джейкоби, Дэвид (2014). «Вениамин Туделинский и его „Книга путешествий“ ». Путешественники, торговцы и поселенцы в Восточном Средиземноморье, 11-14 века . Рутледж. С. 160–161. ISBN 9780367600624 .
- ^ Цугаракис, Н.И. и Лок, П. Спутник Латинской Греции, стр. 128, 142 и глава о евреях. 2014 год
- ^ [1] , Еврейская виртуальная библиотека. Виртуальный исторический тур по Греции.
- ^ Жиль Вайнштейн, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , стр. 42–45
- ^ Голдиш, Мэтт (2008). Еврейские вопросы: ответы на сефардскую жизнь в период раннего Нового времени . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 6. ISBN 978-0-691-12264-9 .
- ^ Гленни, с. 183
- ^ Даскаловский, Жидас. Вспоминая прошлое: еврейская культура борется за выживание в Македонии [ мертвая ссылка ] . Обзор Центральной Европы . URL-адрес доступен 10 июля 2006 г.
- ^ Гленни, стр.236
- ^ «Наша Федерация была в Западной Фракии в августе» . 27 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 г. Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Боуман, Стивен Б.: Агония греческих евреев, 1940-1945 гг.
- ^ Миша Гленни. Балканы: национализм, война и великие державы 1804-1999 гг . Страница 512
- ^ Гленни, стр.508.
- ↑ Афины — Музей Холокоста США. Архивировано 15 июля 2015 г. в Wayback Machine , Афины — Музей Холокоста США , URL-адрес доступен 15 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Молхо, Рена. Балканский Иерусалим: Салоники 1856–1919 гг. Архивировано 26 декабря 2008 г. в Wayback Machine Еврейский музей Салоник . URL-адрес доступен 10 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мемориальный музей Холокоста США. Архивировано 8 декабря 2012 г. в Wayback Machine, посвященном Холокосту на Корфу. «[...]двести из 2000 евреев Корфу нашли убежище в христианских семьях [...]» Также содержится информация о мэре Колласе, пособнике нацистов.
- ↑ Из интервью выжившего, давшего интервью в фильме « Шоа »
- ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Центрального еврейского совета Греции. Архивировано 17 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Куомотини» . JewishVirtualLibrary.org . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Боуман, Стивен Б. (октябрь 2009 г.). Агония греческих евреев, 1940–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 148. ИСБН 978-0804755849 .
- ^ «Птичий грипп подтвержден в долине реки Иордан» . JPost.com . 24 марта 2006 г. Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Карабаб 2024 , с. 165.
- ^ Ицхак Керем, Забытые герои: греческое еврейство в Холокосте , г-н Мор (ред.), Кризис и реакция: герой в еврейской истории, Омаха, Creighton University Press, 1995, стр. 229–238.
- ^ Примо Леви, Если это мужчина , Джульярд, 2007, стр. 121–122 (Глава: Из-за добра и зла)
- ^ «Мордехай Фризис: Гордость греческой еврейской общины - Новости Греции» . ГреческийNewsOnline.com . 29 октября 2012 года . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Костас Кантурис (27 января 2019 г.). «Президент Греции, которого высмеивают по имени противники сделки, осуждает нацизм» . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ Костас Кантурис (30 января 2018 г.). «Президент Израиля посетил церемонию музея Холокоста в Греции» . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ «Греческие евреи призывного возраста могут отправиться в Израиль, если поклянутся никогда не возвращаться в Грецию — Еврейское телеграфное агентство» . www.jta.org . 20 марта 2015 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Евреи Греции» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ (стр. 59)
- ^ Плаут, Джошуа Эли, Греческое еврейство в двадцатом веке, 1913-1973; Модели выживания в греческих провинциях до и после Холокоста , издательство Fairleigh Dickinson University Press, Мэдисон и Тинек, 1996,
- ^ Перейти обратно: а б «В условиях финансового кризиса в своей стране греческие евреи борются и готовятся к новым потрясениям – Еврейское телеграфное агентство» . www.jta.org . 6 июля 2015 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Мальц, Джуди (8 июля 2012 г.). «В условиях краха экономики греческие евреи смотрят на алию» . Гаарец . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Карабаб 2024 , с. 2.
- ^ «Билеты в один конец Салоники – Освенцим» . faktencheckhellas.org . Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Поезд памяти» . www.zug-der-erinnerung.eu . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Всемирный еврейский конгресс. «Университет Салоник откроет кафедру иудаики, мемориал» . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Эфи Эзрати. «ОТКРЫТЫЙ ПАМЯТНИК В УНИВЕРСИТЕТЕ САЛОНИКИ – В ПАМЯТЬ О СТАРОМ ЕВРЕЙСКОМ КЛАДБИЩЕ» . Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «Вдохновение новой жизни в небольшую, но историческую еврейскую общину Греции» . Планшетный журнал . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ EUMC, с. 12
- ^ EUMC, с. 13
- ^ «Еврейский музей Греции испорчен» . JTA.org . 25 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г. Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ «Глобальный антисемитизм: отдельные инциденты по всему миру в 2012 году» . Антидиффамационная лига . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Салоники вспоминают утраченную еврейскую общину» . TimesOfIsrael.com . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ demotix.com. Архивировано 29 октября 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ «Муниципальные советники — Афины» . www.cityofathens.gr . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Карабаб 2024 , с. 255.
- ^ Мальц, Джуди (21 марта 2014 г.). «Греция принимает «Закон о возвращении» для пожилых евреев, коренных евреев» . Гаарец . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Получение греческого гражданства , Веб-сайт американо-греческого юриста Христа Киоссеса
Источники
[ редактировать ]- Блюмель, Тобиас (2017). «Антисемитизм как политическая теология в Греции и его влияние на греческое еврейство, 1967–1979». Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 17 (2): 181–202. дои : 10.1080/14683857.2017.1324263 . S2CID 148887813 .
- Джорджиос Антониу, А. Дирк Мозес: Холокост в Греции . Кембриджский университет 2018, ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Гленни, Миша (1999). Балканы: национализм, война и великие державы 1804–1999 гг. , Нью-Йорк: Викинг Пингвин. ISBN 0-14-023377-6 .
- Флеминг, К.Э. (2008). Греция: еврейская история . Издательство Принстонского университета.
- Карабабас, Анастасиос (30 января 2024 г.). По следам евреев Греции: от древнейших времен до наших дней . Издательство Валлентайн Митчелл. ISBN 978-1-80371-043-3 .
- Мазовер, Марк (2004). Салоники, город призраков: христиане, мусульмане и евреи, 1430-1950 гг . ХарперКоллинз.
- Наар, Девин Э. Еврейские Салоники: между Османской империей и современной Грецией. Серия Стэнфордских исследований по еврейской истории и культуре. Издательство Стэнфордского университета Стэнфорда, 2016. 400 стр. ISBN 978-1-5036-0008-9 .
- Проявления антисемитизма в ЕС, 2002-2003 гг. Часть по Греции , Европейский центр мониторинга расизма и ксенофобии (EUMC) . URL-адрес доступен 15 апреля 2006 г. [PDF]
- Еврейская община Салоник . Фонд развития сефардских исследований и культуры . URL-адрес открыт 15 апреля 2006 г.
- Холокост в Греции в Мемориальном музее Холокоста США. Архивировано 6 марта 2006 г. в Wayback Machine.
- Эндрю Апостолу, «Мать Израиля, сирота истории: письмо о еврейских Салониках», Израильские дела 13 :1:193-204 дои : 10.1080/13537120601063499 . Обзор недавней работы о еврейской общине Салоник.
- Аннет Б. Фромм, Фольклор и этническая идентичность еврейской общины Янины, Греция, Lexington Books, 2008 г., ISBN 978-0-7391-2061-3
- Доксиадис, Евдоксиос (2018). Государство, национализм и еврейские общины современной Греции . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4742-6348-1 .