Греческий цитрон
Разновидность Этрог | |
---|---|
Разновидность | Цитрусовое лекарство |
Греческий цитронный сорт ( Citrus medica греческий : κιτριά , латинизированный : китрия , иврит : אתרוג קורפו , латинизированный : etrog korfu , букв. Цитрон Корфу» или иврит : אתרוג יְוָנִי , : « этрог евани , букв. «греческий цитрон») был ботанически классифицирован Адольфом Энглером как «разновидность этрога». [ нужна ссылка ] . Это относится к его основному использованию для еврейского ритуального этрога во время Суккота . [ 1 ] [ 2 ]
Его также называли питима , или cedro col pigolo («цитрон с питомом »), из-за его обычно стойкого питома ( плодолистика ). [ 3 ] Последнее не только усиливает его характер, но и добавляет галахического продвижения.
Описание и иллюстрация
[ редактировать ]Следующее описание взято из «Нюренбергских Гесперид» (2-й том; 8-я глава) Иоганна Кристофа Фолькамера под названием «О Чедро-коль-Пиголо ». Он выращивал этот вид в своем ботаническом саду в Нюрнберге и пишет, что его также можно назвать «еврейским цитроном», поскольку он в основном используется для четырех видов .
«Это дерево не становится особенно большим. Листья мельче, чем у других цитронов, зубчатые, продолговатые, заостренные вперед, с множеством шипов. Цветок небольшой, снаружи красноватый. Плодовые цветки ( плодолистики ) с самого начала не менее продолговатые, красноватые и темно-зеленые; после этого они становятся полностью зелеными, а когда созревают, соломенно-желтыми, оставаясь, однако, все время довольно маленькими и никогда не вырастая до нужного размера, как другие виды цитрона.
«Такой фрукт, как тот, что показан на иллюстрации, вырос год назад в моем саду, и я надеюсь вырастить его еще больше. Этот фрукт заострен вверху и имеет наверху небольшую длинную прялку («питом»); у него очень приятный запах, очень похожий на запах флорентийского цитрона, описанного ниже. Он содержит очень мало сока и имеет несколько кисловатый и горьковатый вкус. Судя по всему, это растение лучше растет в горшках, чем стоящее в земле, поскольку это мое дерево осталось очень невысоким, и его ветви не переросли [опорный] стебель».
Использование и выращивание
[ редактировать ]Первоначально сорт выращивали в городах недалеко от Корфу . Этроги находились под наблюдением раввинов Корфу и были перевезены в Триест через Корфу, и именно поэтому евреи называли это этрогом Корфу .
Хотя цитронные деревья все еще растут на Корфу, [ 4 ] а на Наксосе цитрон больше не вывозят из Греции в ритуальных целях. Производители цитрусовых на Крите [ 5 ] продают его за цукаты, которые называются суккадами , а на Наксосе их перегоняют в особый ароматный ликер, называемый китрон . [ 6 ]
Роль этрога
[ редактировать ]Первоначальный источник
[ редактировать ]По словам романиотов, этот сорт цитрона находился в их руках еще со времен Второго Храма или ранее и всегда использовался ими для религиозных ритуалов. [ 7 ] Впоследствии его оценили сефарды , поселившиеся в Италии, [ 8 ] Греция и Турция , [ 9 ] после их изгнания из Испании в 1492 году.
С исторической точки зрения многие авторы считают, что цитрон был завезен в Европу войсками Александра . [ 10 ] Его описал также Теофраст , сменивший Аристотеля на посту хранителя Ботанического сада в Афинах . [ 11 ]
В руках ашкенази
[ редактировать ]Когда в 1785 году этрогим Корфу начали импортировать в остальную Европу, общины, приверженные ашкеназской традиции генуэзской разновидности, отнеслись к этому очень скептически. Ашкенази предполагали , что, поскольку греческий язык так сильно отличается от генуэзского, он мог быть привитым или гибридизированным . [ 12 ] В начале 19-го века, когда производство Янова Эсрог было прекращено из-за сражений с французским Наполеоном I , оно действительно начало доминировать на рынке.
Раввин Эфраим Залман Марголис в своем ответе «Бет Эфраим» (том 1;56) подтвердил, что в то время ни один из так называемых этрогимов Корфу не был получен из привитых цитронных деревьев. Он утверждал, что даже если невозможно проверить, было ли растение размножено черенками привитых растений, поскольку традиционная линия отсутствует, его все равно следует считать кошерным . Поэтому он пришел к выводу, что, если не удастся найти красивый, чистый и кошерный «Янове Эсрог», вместо него можно использовать этрог Корфу. Эта сертификация, а также снисходительная позиция многих других авторитетов в конечном итоге открыли двери для разрешения этого этрога.
Новые места
[ редактировать ]Александр Зискинд Минц, купец-ашкенази, в 1846 году начал утверждать, что только те растения, которые растут в Парге , не привиты и, следовательно, кошерны для ритуала. Он утверждал, что при прежней османской системе цитроны можно было сажать в Парге только под контролем Али-паши , который собирал все доходы для Османской империи , и, таким образом, это были единственные цитроны, известные как кошерные и непривитые на протяжении многих лет. Поскольку правила были изменены, и фермерам разрешено получать доход и платить только налог, именно так плантации расширились до Агии и Превезы . А поскольку места эти новые, никто не мог быть уверен, были ли те, что собраны с недавно посаженных деревьев, привитыми или нет, без тщательной проверки деревьев при сборе.
Местные сефардские раввины во главе с Иехудой Бибасом , главным раввином Корфу, утверждали, что все они кошерны и что ни одно привитое дерево не должно находиться в районах выращивания. Их позицию поддержал раввин Хаим Палаги , главный раввин ( Хакхам Баши ) Измира в соседней Турции .
Спор закончился тем, что раввин Шломо Клюгер запретил все источники, в том числе источники Минца, которые, как утверждается, были из Парги, а раввин Джозеф Саул Натансон разрешил все источники, имеющие сертификаты местных раввинов. [ 13 ]
Монополия и ее крах
[ редактировать ]Этот спор не привел к значительному уменьшению численности Корфу. В 1875 году они объединились в картель и резко подняли цену на каждый этрог до шести флоринов , предполагая, что у евреев не будет выбора, и они заплатят цену.
Существовало ошибочное представление о том, что евреи верят, что тот, кто не откроет этрог Корфу для Суккота, не выживет в следующем году. Однако это было не так. Раввин Ковно , раввин Ицхак Эльханан Спектор , намеревался остановить эту рекордную монополию и запретил корфуский этрог до тех пор, пока не будут снижены цены и не прояснится статус кашруса. Даже раввин Корфу в письме подтвердил, что в регионе уже есть много привитых деревьев, и процесс сертификации очень сложен. Запрет был дополнительно поддержан подписями многих ведущих раввинов Восточной Европы .
Предпочтительным этрогом теперь был цитрон Балади израильский считался , который только начал импортироваться, и даже корсиканский цитрон выше Корфу, тогда как самый уважаемый генуэзский цитрон было очень трудно достать.
Каждый еврейский торговец этрогами пообещал своему местному раввину, что он не будет покупать этрог у греческих фермеров, поскольку это приведет к рекордным расходам для еврейской общины, которые они не смогут оплатить. Это была огромная жертва со стороны местного еврейства Корфу, которое в течение года осталось без дохода.
Этот акт серьезно повлиял на греческих плантаторов и торговцев, которые, оставшись с высокими издержками и без доходов, были вынуждены снизить цены.
Кровавый навет и погром
[ редактировать ]В предПесахский сезон 1891 года неопознанное женское тело было найдено на улице, соседней с еврейским гетто . Греческие производители этрогов выступили с кровавым наветом , обвинив в убийстве местных евреев.
Местные церковные чиновники на Корфу (как и на других Ионических островах ) сохраняли сознательный нейтралитет во время антисемитских событий и не поддерживали усилия правительства по восстановлению порядка, в отличие от высших эшелонов Церкви, которые принимали меры по ограничению антисемитские настроения. [ 14 ] Точно так же греческая пресса сыграла свою роль в освещении несправедливости обвинений. Однако виновные так и не были привлечены к ответственности. [ 15 ]
После нескольких дней насилия в ходе короткого расследования было установлено, что жертвой стала Сарда, член известной еврейской семьи с острова Корфу, убитая в результате сексуального насилия. Открытие было слишком запоздалым, поскольку в общей сложности погибло 139 человек, и это составило еврейскую поговорку: «Скорее у этрога должен быть «блатт-дефект» [недостаток, похожий на красноватый цвет яблони , который, предположительно, вызван царапиной от листа, это было обычным явлением для различных сортов цитрона, но не для греческого], но ни в коем случае не было «пороком крови»», имея в виду кровь, пролитую на Корфу. [ 15 ] Однако местное еврейство не обязательно оценило запрет. [ 16 ]
Частичное снижение
[ редактировать ]лимона Сорта |
---|
Кислые сорта мякоти |
Некислые сорта |
Бесмякотные сорта |
цитрона Гибриды |
Похожие статьи |
В результате популярность греческого цитрона резко упала в восточноевропейских общинах, которые перешли на этроги Балади , но все еще использовались в других местах. После Второй мировой войны некоторые европейские евреи, переехавшие в Израиль или США, продолжали использовать греческий язык в течение как минимум двух десятилетий.
В 1956 году раввин Йешай Гросс, житель Сатмара из Бруклина, посетил сады Калабрии и обнаружил, что большой процент деревьев на самом деле привиты. С тех пор он понял, что ни один этрог нельзя сорвать с дерева без тщательного осмотра, который ему было разрешено и он мог сделать.
Греческие земледельцы, напротив, не позволяли еврейским купцам посещать свои сады для осмотра деревьев и продавали этроги только на Корфу. Это заставило многих сатмарцев вернуться к традиционному цитрону Янова , даже без питама. После этого выращивание греческого цитрона было сконцентрировано в Халки , Наксос , где имеется небольшое производство для винокуренного завода.
В те годы марокканский цитрон завоевал популярность и привлекал внимание как традиционной чистотой без какой-либо истории прививки, так и стойким здоровым питамом. [ 17 ]
Тем не менее скверерскому ребе удается ежегодно получать с Корфу один эсрог. Эсрог привезен из Греции Мейером Кноблахом с Новой площади . [ 18 ]
Знакомство с Израилем
[ редактировать ]Примерно в 1850 году сэр Мозес Монтефиоре сыграл важную роль в создании плантаций этрогов на Святой Земле , чтобы помочь еврейским поселенцам выжить. Поскольку у цитрона Балади было мало шансов на успех – он был не так хорош по форме и цвету, а соотношение стилей составляло всего 1:1000 – сефардские поселенцы, которые всегда положительно относились к Корфу, посадили его семена в прибрежном регионе. Израиля , особенно в окрестностях Яффо . Кошерность трансплантации засвидетельствовал местный сефардский раввин Иегуда Халеви.
Арабские фермеры импортировали из Греции черенки, которые они высаживали на подвой палестинского сладкого лайма для лечения болезней и продления жизни. Сорт Корфу, который они назвали куббад абу нуния («цитрон с устойчивым стилем»), плохо прижился на палестинской земле, поэтому производители начали широко использовать метод прививки.
Ученый и каббалист раввин Аарон Эзриал из синагоги Бейт-Эль все еще сертифицировал некоторые непривитые цитронные сады в Яффо, удаляя растения, которые, по его мнению, были привитыми. Греко-яффский цитрон также пропагандировался большинством сефардов и даже некоторыми раввинами-ашкенази, которые видели большое будущее в этом сорте с его предпочтительными эстетическими качествами и питамом . Разрешение было основано на осмотре каждого дерева перед сбором, как это практикуется сегодня в Калабрии . [ 19 ]
В последующее время греческий цитрон из Яффо вытеснил с рынка цитрон Балади. Раввин Яффо Авраам Исаак Кук основал и возглавил союз Atzei Hadar для выращивающих и продавцов кошерного этрога, чтобы предотвратить прививку яффского этрога на подвои кислого апельсина или сладкого лайма , но очень активно продвигал внутривидовую прививку греческого цитрона на подвой цитрона Балади. [ 20 ] что разрешено Галахой .
Этот закон привел к созданию в Израиле привлекательного кошерного сорта, который на протяжении десятилетий способствовал развитию экономики Израиля. На сегодняшний день это ведущий сорт в Израиле и важный товар в международной торговле. [ 21 ] [ 22 ]
Споры
[ редактировать ]Хотя прививка греческого цитрона на подвой Балади была отличной идеей с практической и галахической точки зрения, она вызвала подозрения у клиентов, которые задавались вопросом, почему израильский цитрон вдруг стал таким красивым, с прямостоячим питамом . В Израиле и в диаспоре возникли подозрения , распространилось множество слухов.
Покойный великий раввин Хаим Мункача Элазар Спира знал об этой перемене. Он предположил, что это та же самая проблема, о которой постоянно заявляют против земледельцев в Греции, а именно прививка или скрещивание лимона , что делает его некошерным. [ 23 ]
Это не было полной ложью, поскольку те, кто не контролировался, были привиты также к горькому апельсину или лиметте . Кроме того, даже при присмотре очень сложно определить тип подвоя, хоть и не такой, как привой.
Подобные скептические взгляды по поводу греко-израильского цитрона высказывал и раввин Соломон Элиэзер Альфандари , [ 24 ] и бывший главный раввин Овадия Йосеф .
было найдено непривитое дерево Позже на заднем дворе дома Шохет в Хадере с названием орданг . Сегодня большинство хасидских общин в Израиле, а также в диаспоре используют потомков этого штамма, посаженных под раввинистическую Хашгачу .
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Происхождение культурных растений Альфонс де Кандоль
- Энциклопедия сельскохозяйственных и садовых культур Мансфельда ..., Том 4 Петер Ханельт, Рудольф Мансфельд, Р. Бюттнер
- Средиземноморская диета для здоровья и болезней
- История евреев в наше время
Примечания
[ редактировать ]Споры об этрогах в 1875–1876 годах в основном велись еврейской газетой « Ха-Леванон» . Газета была оцифрована и размещена в Интернете Еврейским университетом Иерусалима . Некоторые ссылки на него (на иврите) :
- Ха-Ливан 7 - № 32 - см. страницу.
- Ха-Леванон 11 – № 7 , № 35 , № 36 , № 39 Постановление раввина Спектора , № 41 , № 44 , № 45 , № 46 – см. также стр. 6 , № 50 .
- Ха-Леванон 12 – № 1 – перейти на страницу 3 , № 2 , № 3 , № 4 , № 5 , № 6 , № 7 , № 43 , № 49 , № 50
- Ха-Леванон 13 – № 3 – см. стр. 4 , № 8 – см. стр. 3 , № 42 , № 47 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стандартная циклопедия садоводства , том 2, Либерти Хайд Бейли , 1914 г.
- ^ «Ежемесячник садовника и садовода» . гугл.com . 1884.
- ^ «Тблонг» . tblong.blogspot.com .
- ^ Корфу-блогер. «Блог Корфу: 01.01.09» . corfubloggers.blogspot.com .
- ^ «О нас — Критская ассоциация производителей цитронов» .
- ^ Цитрон на Наксосе от греческого путешествия.
- ^ Великого раввина Радзина, напечатано в конце его работы под названием Суд Ишарим ОТ.
- ↑ Отправлено через Венецию , раввин Даниэль Тирни из Флоренции (Флоренция, Италия) в своей работе под названием מעשונים הדינים Икрей ХаДиним (или хаД"Т), глава 33.
- ↑ Марк для Давида для раввина Давида Пардо, отметка 18. Дополнительную информацию см. ниже.
- ^ См . Статью в Википедии о цитроне.
- ^ См . Статью в Википедии о цитроне.
- ^ Бейт Меир в печатном ответе в конце Оха.
- Сборник ответов за подписью Софера Симана Каха.
- ^ Культурная география - Поиск книг Google
- Комментарий – Поиск книг Google
- Сумка для фруктов "Цитрусовое дерево" для Львова 1945 г.
- Шават Лев Хаим ХК, знаки 11-12
- Хороший вкус и мнение Dok Siman Kea.
- Шом из СОБАКИ ХА Симан Камед
- ^ Греческая православная церковь и Холокост , Критский университет.
- ^ Jump up to: а б ХаЗефира 1981. Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , продолжение. Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine . Призыв запретить этрог Корфу. Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine . Подробнее-1 Архивировано 12 декабря 2015 г. 16 в Wayback Machine , 2 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 3 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 4 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 5 Архивировано 16 декабря 2015 г. на the Wayback Machine , 6 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 7 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 8 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 9 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine Machine , 10 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 11 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 12 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 13 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 14 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 15 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 16 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 17 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 18 Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 19. Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 20. Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine . 21. Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine .
- Магазин Мишпач: 12 Тишрея 5767
- Помните евреев Корфу. Архивировано 31 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- Альберт Коэн: Диссонирующие голоса
- Еврейский ежеквартальный журнал. Архивировано 14 декабря 2005 г. в Wayback Machine .
- Антисемитизм: миф и ненависть от древности до наших дней Марвин Перри, Фредерик М. Швейцер
- Франц Кафка, еврейский пациент Сандер Л. Гилман
- Еврейская энциклопедия Корфу ,
- Этот месяц в еврейской истории: апрель ,
- Блог [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Письмо в Хазфиру» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2015 г. Проверено 6 января 2016 г.
- ^ Путешествие Исайи к раввину Исайе Грассу из Бруклина.
- Противоположности, разъясняющие вопросы, касающиеся этрогов из Янаве, вышеизложенному.
- Прилавок цитрусовых, атрогии из Араки, раввину Исраэлю Давиду Харфансу
- ^ «Эсрог» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 10 января 2010 г.
- ^ Иерусалимский прилавок цитрусовых, 2008 г., партнеры Selant. Архивировано 10 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Игрот ХаРэй, Том. 1, гл. 52114.
- ^ Университет Пердью
- ^ Стандартная циклопедия садоводства: Этрог
- ^ Респонса Минхата Элазара, том 3;77.
- ^ Шоват Саба Кадиша Симан 12-13
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Необычайная история этрога»
- Эссе Элиезера Сигала
- Страница Innvista о лимонах
- Коллекция сортов цитрусовых, заархивированная 8 июня 2015 г. в Wayback Machine Калифорнийского университета в Риверсайде.
- Страницы цитрусовых , заархивированные 16 августа 2015 г. в Wayback Machine.
- Остатки древней синагоги в Албании или Science Daily
- Греческие легенды и рассказы М. В. Сетона-Вильямса
- «Этрог» , «Корфу» в Еврейской энциклопедии.
- Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста
- «В дендрарии сегодня»
- Энциклопедия продуктов и питания Одри Х. Энсмингер
- Вироидная инфекция на Этроге Цитроне от Министерства сельского хозяйства США