Соломон Элиэзер Альфандари
Раввин Соломон Элиэзер Альфандари | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 1826 г. |
Умер | 20 мая 1930 г. (около 104 лет) |
Религия | иудаизм |
Родители) | Яаков и Хана Альфандари |
Соломон Элиезер Альфандари ( иврит : Шломо Элиезер Альфандари ) ( ок. 1826 — 20 мая 1930), [ 1 ] также известный как Саба Кадиша («Святой Дедушка»), был выдающимся раввином , каббалистом и рош-ешивой своем родном доме в Стамбуле , а позже служил главным раввином Дамаска в , Сирийского вилайета , и Цфата , Бейрутского вилайета . Он был известен своей строгой интерпретацией Галахи и бескомпромиссной преданностью ортодоксальному иудаизму .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Саба Кадиша родилась в Османском Константинополе около 1826 года (некоторые говорят, что уже в 1820 году). [ 2 ] ) выдающейся семье знатоков Торы . Его отец, Яаков, был знатоком Талмуда ; его дед, раввин Хаим бен Яаков Альфандари , был автором книги «Магид МиРейшит» , а его прадед, раввин Яаков бен Хаим Альфандари , был автором книги «Муцаль МиЭиш» . Его мать, Хана, тоже происходила из знатной семьи.
Биография
[ редактировать ]Константинополь
[ редактировать ]В юности Соломон Элиезер отличался острым пониманием предметов Торы. Однако он отказался принять должность раввина или носить обычную одежду городских мудрецов. Он согласился присоединиться к Ваад Харучани (Духовному совету) Константинополя и принял должность рош-ешивы в ешиве, которую основали для него евреи города. На последнем посту он обучал многих выдающихся ученых, в том числе раввина Хаима Езекию Медини , позже известного как Сдей Чемед. [ 2 ]
Находясь в Константинополе, в раннем возрасте умер его сын, за которым последовала смерть жены Альфандари. Он больше никогда не женился. [ 3 ]
Дамаск
[ редактировать ]Саба Кадиша решил покинуть Константинополь, чтобы занять должность главного раввина Дамаска, на которую он был назначен императорским указом в 1888 году. [ 4 ] Там он основал ешиву, которая обучила десятки студентов, которые служили раввинами и даянимами в сефардских общинах региона. [ 2 ]
После своего назначения (после Исаака бен Моисея Абулафии ) у Альфандари возникли проблемы с общиной из-за его неспособности вести переговоры с местными властями, усугубляемые тем фактом, что он не знал арабского или османского турецкого языка . Он также стал отчужденным от своих религиозных сторонников, что привело к расколу между ним и еврейской общиной. Сообщество утверждало, что он был слишком традиционен и что его взгляды и образование несовместимы с современным порядком. [ 5 ] После младотурецкой революции 1908 года евреи Дамаска потребовали, чтобы Альфандари был отстранен от должности, и впоследствии он был уволен министром юстиции , органом, ответственным за немусульманские религиозные дела. [ 6 ]
Цфат
[ редактировать ]В возрасте почти 90 лет он переехал в Палестину, которая тогда также входила в состав Османской Сирии . Сначала он несколько лет жил в городе Хайфа , но затем принял приглашение лидеров Торы Цфата в Бейрутском вилайете служить их главным раввином, и эту должность он занимал до 1918 года. [ 7 ]
Иерусалим
[ редактировать ]В последние годы жизни Альфандари страдал от множества недугов, от которых обратился за медицинской помощью в Иерусалим . Хотя он пытался путешествовать инкогнито, многие лидеры Торы пожелали встретиться с ним, когда узнали, что он находится в их городе. Одним из этих гедолимов был раввин Эзра Аттия , который позже стал рош-ешивой ешивы Порат Йосеф . Саба Кадиша очень уважала раввина Аттию и всегда заступалась за него, когда он приходил.
, Альфандари серьезно заболел В 1925 году, находясь в Тверии . правила цниут Он отказался от лечения в местной больнице, где не соблюдались (скромности), и вместо этого был доставлен в больницу Шаарей Цедек в Иерусалиме. После того, как он выздоровел, иерусалимские мудрецы умоляли его остаться в их городе. Он снял квартиру в районе Ручама (сегодня Мекор Барух ).
Там он проводил встречи со многими выдающимися знатоками Торы, которые приходили посоветоваться с ним и поговорить с ним в процессе обучения. В их число входили: раввин Цви Песах Франк , главный раввин Иерусалима ; раввин Велвел Минцберг , лидер ашкеназской общины Старого ишува ; [ 8 ] Раввин Авраам Вайнберг из Слонима , автор книги «Биркас Авраам» ; и раввин Ицхак Абухацира , брат Бабы Сали и самостоятельный мудрец Торы. [ 2 ] Незадолго до смерти Саба Кадиши Мункачер Ребе , раввин Хаим Элазар Спира , из Венгрии совершил специальную поездку, чтобы встретиться с ним. Их считали исторической встречей двух миров: сефардского гения Ближнего Востока и хасидской традиции Восточной Европы. [ 9 ]
Альфандари заболел пневмонией в мае 1930 года, и его лечил доктор Моше Валлах из больницы Шаарей Цедек. Однако его болезнь обострилась, и он умер 20 мая 1930 года (22 ияра 5690 года), когда Мункэтчер Ребе находился у его постели. [ 10 ] На его похороны пришли тысячи людей, поскольку его ученики несли его гроб пешком от дома до Елеонской горы . Ему было почти 110 лет.
Просмотры
[ редактировать ]Во время своего переезда из Сирии в Палестину Саба Кадиша остановился в Бейруте , где к нему было адресовано много вопросов относительно шмиты (законов субботнего года). Его ответы показывают, что он решительно выступал против « гетер-мечира» , которую главный раввинат Израиля, чтобы избавить своих фермеров от потерь. принял [ 2 ]
Раввин Соломон Элиэзер был ярым противником Сионистского национального совета (Ваад Халеуми), который в рамках британского мандата в Палестине автоматически включал в список всех евреев, если только они не отказывались от участия. Рав Альфандари подписал юридические постановления, обязывающие каждого еврея отказаться от участия.
Альфандари был известен своей оппозицией раввинату, а также своими разногласиями с равом Куком относительно сионизма и современности. [ 11 ]
Он запретил брить бороды, даже используя ножницы или крем для депиляции . Он даже отказался разговаривать с талмид-хачамом, у которого не было бороды, даже если разговор касался Талмуда . [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]В его память названа улица, на которой жил Альфандари в Иерусалиме. [ 13 ]
Сефардские предания говорят, что Эзра Аттия посетил могилу Альфандари, когда его жена была больна, и приписал ее выздоровление чудесному вмешательству Альфандари. [ 14 ] Рассказывают, что когда раввин Соломон Элиэзер вышел на улицу, чтобы благословить новолуние со своими прихожанами в начале месяца 5674 нисана (апрель 1914 г.), после завершения благословения он поднял глаза, захлопал в ладоши и громко заплакал. Он пояснил: «Я вижу, что скоро разразится крупномасштабная война». [ 2 ] Четыре месяца спустя началась Первая мировая война.
Работает
[ редактировать ]Альфандари Все ответы и галахические постановления были опубликованы посмертно. [ 15 ] К ним относятся: [ 16 ]
- Шеэйлот Утешувот МаХаРШа , [ 17 ] Ицхак Ниссим, изд., Иерусалим, 1932 г.
- Шеэйлот Утешувот Саба Кадиша , Д. Я. Вайс, изд., Иерусалим, 1973–4.
Его письма были собраны в Масос Йерушалаим , Куми Рони и Амудей Аразим .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ярцайтс». Пирчей Агудас Исроэль из Америки . 5 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Водитель, Д. Рав Шломо Элиэзер Альфандари . Архивировано 19 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Сакс, Джонатан; Рабинович, Цви (2000). Хасидизм в Израиле: история хасидского движения и его хозяев на Святой Земле . Джейсон Аронсон. ISBN 9780765760685 .
- ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Дамаск». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Дер Матосян, Бедросс (2012). «Формирование публичной сферы после революции 1908 года среди армян, арабов и евреев» (PDF) . Издания факультета исторического факультета . Документ 186. Университет Небраски — Линкольн: 207. S2CID 14179459 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2019 г. Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Харель, Ярон (2015). Сионизм в Дамаске . Библиотека истории Ближнего Востока. Том. 47. ИБ Таврида. стр. 28–30. ISBN 9781780766706 .
- ^ Коллер, Аарон; Цадик, Дэниел, ред. (2019). Иран, Израиль и евреи: симбиоз и конфликт от Ахеменидов до Исламской Республики . Серия Центра израильских исследований Университета Йешива. Wipf и Stock Publishers. п. 257. ИСБН 9781532661709 .
- ^ Гроссбард, раввин Симха Лейб. Почерпнуто из Сфас Эмес: Глава Ноах .
- ^ Гольдштейн, раввин Моше (2009). Путешествие в Иерусалим: историческая встреча Минхаса Элузара из Мункача zt"l с Саба Кадиша zt"l . Публикации Месоры. ISBN 1-4226-0887-5
- ^ Надлер, Аллан (1994). «Война с современностью Р. Хайима Элазара Шапира из Мункача». Современный иудаизм . 14 (3). Издательство Оксфордского университета: 233–64. дои : 10.1093/mj/14.3.233 . JSTOR 1396352 .
- ^ Альмог, Шмуэль; Рейнхарц, Иегуда; Шапира, Анита, ред. (1998). Сионизм и религия . Серия Института Таубера по изучению европейского еврейства. УПНЕ. п. 88. ИСБН 9780874518825 .
- ^ Письмо в редакцию от жителя сефардской общины Флэтбуш .
- ^ Айзенберг, Рональд Л. (2006). Улицы Иерусалима: кто, что, почему . Издательство Девора , ISBN 1-932687-54-8 , с. 19.
- ^ Блиц, Шмуэль; Саттон, Дэвид (2006). Сокровищница сефардских сказок на ночь . Публикации Месоры. п. 40. ИСБН 9781422600962 .
- ^ Меддинг, Питер Ю., изд. (2008). Сефардское еврейство и евреи-мизрахи . Том. 22. Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН 978-0199712502 .
- ^ Равицкий, Авиезер; Свирски, Майкл; Чипман, Джонатан (1996). Мессианизм, сионизм и еврейский религиозный радикализм . Издательство Чикагского университета , ISBN 0-226-70578-1 , с. 248.
- ^ NB. Этот «МаХаРСХа» не Махарша ; здесь «Ш» относится к Раву Шломо, а «а» относится к Элиезеру или Альфранари.
- Сефардские раввины в Османской Сирии
- Сефардские раввины в Подмандатной Палестине
- Евреи и иудаизм в Дамаске
- Сефардские евреи из Османской Сирии
- Рош-ешивы
- Каббалисты
- Антисионистские ортодоксальные раввины
- Главные раввины городов
- Сторонники еврейского закона
- рождение 1820-х годов
- Раввины из Стамбула
- 1930 смертей
- Похороны на еврейском кладбище на Елеонской горе.
- Долгожители Османской империи
- Иммигранты Второй алии
- Сирийские долгожители
- Долгожители из Подмандатной Палестины
- Еврейские долгожители
- Раввины ХХ века в Иерусалиме
- Раввины XIX века из Османской империи
- Раввины ХХ века из Османской империи
- Мужчины-долгожители