Эзра Аттия
Раввин Эзра Аттия | |
---|---|
Заголовок | Rosh yeshiva |
Персональный | |
Рожденный | 31 января 1885 г. Алеппо , Сирия |
Умер | 25 мая 1970 г. | (85 лет)
Религия | иудаизм |
Родители) | Ицхак и Лия Аттия |
Еврейский лидер | |
Предшественник | Шломо Ланиадо |
Преемник | Yehuda Tzadka |
Yeshiva | Porat Yosef Yeshiva |
Началось | 1925 |
Закончено | 1970 |
Похороненный | ХаМенухот |
Эзра Аттия ( иврит : עזרא עטייה ; арабский : Эзра Аттия ; 31 января 1885 г. - 25 мая 1970 г.) [ 1 ] был одним из величайших учителей Торы в сефардском еврейском мире в 20 веке. Он был рош-ешивой ешивы Порат Йосеф в Иерусалиме в течение 45 лет, воспитывая тысячи студентов, которые вместе со своими учениками составляют сегодня основную часть сефардского руководства Торы. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аттия родился 31 января 1885 года ( Ту бишват 5645 года по еврейскому календарю ) в Алеппо , Сирия, которая тогда была частью Османской империи . Его родители, Ицхак и Лия, потеряли нескольких детей в младенчестве, и перед его рождением они отправились на могилу пророка Эзры, чтобы помолиться, чтобы, если ребенок, которого они ждут, был мальчик, они назвали его Эзрой и проследили, чтобы он посвятил себя себя к жизни Торы. [ 1 ] [ 3 ] У него был брат Элияху. Его отец, уважаемый в Алеппо меламед (учитель), [ 1 ] был прямым потомком Шем Това Аттия, ученика Иосифа Каро , автора « Шулхан Аруха» .
Когда Аттие было 16 лет, его семья иммигрировала в Старый город Иерусалима , куда иммигрировало большое количество раввинов из Алеппо. [ 4 ] Вскоре после этого умер его отец, оставив обедневшую вдову и двоих сирот. Пока его мать нанималась домашней работой в домах богатых людей, юный Эзра решил посвятить свою жизнь изучению Торы. Он пошел учиться, молиться и спать на скамейке в небольшом бет-мидраше в районе Бухарима Нового города под названием Шошаним Ле-Давид , покрывая огромные объемы Талмуда комментариями и поским ( галахическими решениями). Поскольку в его семье было мало денег, он поддерживал себя вечерней трапезой из сухой лаваша, приправленной солью. В старости он рассказывал своим ученикам: «Когда я был молод, я изучал Тору, преодолевая трудности. Если нам действительно везло, у нас с матерью был целый пита. В редких случаях у нас также было яйцо, которое мы разделен пополам, но голод меня нисколько не беспокоил». [ 5 ]
В 1907 году Эзра Харари-Рафуль , еще один иммигрант из Алеппо, основал ешиват Охель Моед в Иерусалиме. Аттию попросили присоединиться к его сотрудникам вместе с выдающимися сефардскими раввинами Йосефом Йедидом Ха-Леви, главой сефардского Бейт-Дина (раввинского суда) Иерусалима, Шломо Ланиадо и Авраамом Хаимом Адесом. Он служил маггидом шиуром
В 1909 году Аттия женился на Болиссе Салем, дочери Авраама Салема, каббалиста . В 1911 году у них родился первый сын, но умер в младенчестве. [ 1 ]
В начале Первой мировой войны армии была проведена всеобщая мобилизация в турецкой , и всех трудоспособных мужчин хватали с улиц. Брат Аттии Элияху умер от пневмонии в турецкой армии. Двое ведущих сефардских мудрецов Иерусалима, Хаим Шауль Двек Хакоэн и Авраам Адес, тайно переправили Аттию в Египет по поддельному российскому паспорту, для которого в то время не требовалась фотография. [ 1 ]
Аттия поселился в Каире . Сначала он пытался заняться бизнесом, но быстро потерял большую часть своих денег. Затем он встретил Ниссима Нахума, богатого беженца, знавшего его по Иерусалиму. При поддержке Нахума Аттия открыл ешиву под названием Ахава ВеАхва в подвале каирского раввината. Под его руководством ешива выросла до 100 студентов, привлекая многих людей из светского происхождения. Аттия также давал уроки рабочим и был даяном в Каирском бейт-дине . [ 6 ] После окончания Первой мировой войны к нему присоединилась жена. Они и двое их детей вернулись в Иерусалим в 1922 году. [ 1 ]
Раввинская карьера
[ редактировать ]В Иерусалиме Аттия вернулся на свою должность преподавателя в иешиве Охель Моэд. Он также учился в частном порядке у Хаима Шауля Двека и Соломона Элиезера Альфандари . Когда в 1923 году открылась ешива Порат Йосеф, Охель Моед был объединен с новой ешивой, а Аттия был назначен машгиах ручани . [ 7 ] После внезапной смерти рош-ешивы Шломо Ланиадо в 1925 году Аттия был назначен его преемником. Он служил рош-ешивой 45 лет. [ 1 ]
Пребывание Аттии на посту рош-ешивы было отмечено политическими потрясениями. Когда арабские беспорядки 1929 года перекрыли доступ к зданию ешивы в Старом городе, Аттия перенес занятия в несколько синагог в Новом городе и назначил для них студентов старших курсов, в то время как он лично контролировал каждое место. Такая ситуация продолжалась восемь лет. [ 1 ] Во время арабо-израильской войны 1948 года ешива снова эвакуировалась в синагоги в кварталах Катамон , Геула и Бухарим . [ 8 ] дотла Однако на этот раз главное здание ешивы в Старом городе было сожжено иорданскими войсками , а вместе с ним были сожжены тысячи неопубликованных сочинений Аттии. [ 9 ] Он отказался их переписывать, считая, что они не предназначены для публикации. Вместо этого его ученики стали бы его жизненным достижением. [ 10 ]
В середине 1950-х годов иешива Пората Йосефа и община Геррер совместно приобрели участок земли в районе Геула, где ешива и медраш Гербейс . рядом были построены [ 1 ] Первоначальный кампус ешивы в Старом городе был перестроен и вновь открыт в 1970-х годах.
Влияние
[ редактировать ]Одним из величайших достижений Аттии было изменение взглядов на образование ешивы в сефардском мире. До этого времени очное изучение Торы после достижения бар-мицвы было доступно только одаренным ученикам из сефардских семей; большинство сефардских мальчиков пошли на работу, чтобы поддержать свои семьи. Аттия делал все, что мог, чтобы мальчики могли продолжать обучение в подростковом возрасте, неоднократно предлагая взять на себя расходы на их образование. В одном случае бедный мальчик из Ирака подал заявление о приеме в ешиву, но не смог оплатить необходимое обучение. Аттия пошел к Бен-Циону Хазану, основателю и секретарю ешивы, и предложил уменьшить свою зарплату, чтобы разместить мальчика. Затем Чазан предложил снизить и себе зарплату. Мальчик впоследствии стал уважаемым талмид чачамом . [ 11 ]
Аттия также сыграл важную роль в удержании молодого Овадии Йосефа в мире Торы. В какой-то момент перспективный молодой учёный внезапно на несколько дней перестал приходить в ешиву. Аттия посетил его дом и был потрясен бедностью, которую он там увидел. Отец Йосефа объяснил, что у него есть небольшой продуктовый магазин и ему нужно, чтобы сын работал на него. Попытки Аттии убедить отца в важности изучения Торы остались без внимания. На следующее утро, когда отец вошел в свой магазин, он обнаружил там стоящего Аттию в рабочем фартуке. Рош-ешива объяснил, что он пришел в магазин рано утром, когда Йосеф открывал магазин. Он сказал мальчику, что нашел замену, которая будет работать бесплатно, и отправил его обратно в ешиву. «Вы сказали, что вам нужен кто-то, кто поможет, и вы не можете позволить себе заплатить. Я и есть этот кто-то. Обучение вашего сына важнее моего времени!» В конце концов отец уступил и позволил сыну продолжить обучение. [ 1 ] [ 12 ]
Аттия лично занимался каждым студентом своей ешивы. Он проверял младших мальчиков каждые два-три месяца, проводил ежедневный шиур для старших мальчиков, вечерний шиур для женатых студентов -коллелей и еженедельную лекцию по мусару (этике) — часто продолжительностью до двух часов — для всех ешива. [ 13 ]
Он также разработал уникальный сефардский подход к Торе и мусару . Он всегда носил с собой копию мусарского классического произведения «Ховот ха-Левавот » («Обязанности сердца») и настоятельно советовал своим ученикам делать то же самое. Он поручил каждому классу в ешиве начинать каждый день с короткого урока мусара . [ 14 ]
Его очень уважали такие лидеры Торы, как Цви Песах Франк и Хазон Иш . Посетив его, Хазон Иш высказал мнение: «Рош-ешива обладает способностью рассуждать, как один из ришонимов » . [ 1 ] [ 15 ] Он обладал энциклопедическими знаниями по всем разделам Торы. Один из его ведущих учеников, Овадия Йосеф, на похоронах Аттии показал, что его учитель знал наизусть весь Хошен Мишпат (раздел Шулхан Аруха, посвященный денежным законам).
Аттия также служил даяном ( раввинским судьей) в сефардском бейт-дине Иерусалима. Его мнение искали и ценили как раввинские лидеры, так и миряне.
Последние годы
[ редактировать ]Преклонный возраст и слабость вынудили Аттию отказаться от большей части своих обязанностей в ешиве. Однако он продолжал обращаться за советом и консультацией ко всем, кто в нем нуждался. Таким образом, он продолжал воспитывать сефардских лидеров Торы, которых он обучил и отправил в общины по всему миру.
и выходил из нее впадал в кому В 1969 году он серьезно заболел и целый год . Он умер в Иерусалиме утром 25 мая 1970 года (19 ияра 5730 года) и был похоронен на горе Хар-ха-Менухот .
На посту рош-ешивы его сменил Иегуда Цадка , который учился у него с 14 лет. [ 16 ]
Известные студенты
[ редактировать ]Аттия выполнил свою цель - подготовить сефардских ученых Торы, которые могли бы построить сефардские общины в целом. За время своего пребывания в должности он обучил тысячи студентов, в том числе многих будущих лидеров сефардского еврейства в Израиле, США, Европе, Южной Африке и Южной Америке. Среди этих студентов были: Овадия Йосеф и Мордехай Элияху , будущие главные сефардские раввины Израиля; Ицхак Кадури , известный каббалист; Иегуда Цадка , сменивший его на посту рош-ешивы Пората Йосефа; Бен Цион Абба Шауль ; Барух Бен Хаим , ставший лидером сирийской еврейской общины в Бруклине , Нью-Йорк; Элияху Бен Хаим , раввин общины Мешади в Грейт-Нек, Нью-Йорк ; и Сион Леви , главный раввин Панамы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дайкин, Р. «Харав Эзра Аттия, зт»л, Рош ешива, ешиват Порат Йосеф - В свой 41-й ярцайт, 19 ияра». Журнал Hamodia , 19 мая 2011 г., стр. 8–15. Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ Райсман, Л.М. «Раввин Эзра Аттия: Строитель Торы» в «Профиле Торы: сокровищница биографических очерков» (1998). Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications , с. 92.
- ^ «Вспоминая Харав Эзра Аттия, Рош ешива Порат Йосеф» . Бина Банч , 11 мая 2009 г.
- ^ Райсман, с. 93.
- ^ Чефец, А. (5 июня 2008 г.). «Вот путь Торы… корка, смоченная солью…» Йатед Нееман . Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ Райсман, с. 95.
- ^ Райсман, с. 96.
- ^ Софер, Д. «Столп сефардского еврейства: рав Иегуда Цадка, zt"l, 5670-5752» . Ятед Нееман . Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 27 декабря 2010 года .
- ^ Россофф, Довид (2005). Святые, находящиеся на земле: гробницы праведников в Иерусалиме и Бней-Браке [ Святые на земле: Могилы цадиков в Иерусалиме и Бней-Браке ] (на иврите). Иерусалим: Махон Оцар ХаТора. п. 503.
- ^ Райсман, стр. 101-102.
- ^ Райсман, с. 98.
- ^ Франд, Иссохер (23 декабря 2004 г.). «Интернет-глава о Ваечи 5765» . parsha.net. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Райсман, с. 97.
- ^ Райсман.
- ^ «Сообщения раввинов, Шаббат Тесаве, 14-15 февраля 2003 г.» . Бюллетень Торы Джерси Шор . Сеть Шма Исраэль Тора . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Мизрахи, Моше. «Защита доверия: Харав Иегуда Цадка, zt"l - Его видение, его жертвы и наследие, которое он оставил нам, через двадцать лет после своей петиры». Hamodia , 21 октября 2010 г., стр. 12–14. Журнал
- 1885 рождений
- 1970 смертей
- Иммигранты первой алии
- Раввины ХХ века в Иерусалиме
- Похороны в Хар ха-Менухот
- Израильтяне сирийско-еврейского происхождения
- Израильские Рош-ешивы
- Евреи из французского мандата в Сирии и Ливане
- Люди из Алеппо
- Сефардские раввины в Подмандатной Палестине
- Сефардские раввины-харедим в Израиле
- Сефардские евреи из Османской Палестины
- Сефардские евреи из Османской Сирии
- Сирийские эмигранты в Израиле
- Сирийские евреи