Бен Цион Абба Шауль
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Раввин Бен Цион Абба Шауль | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | 31 июля 1924 г. |
Умер | 13 июля 1998 г. Иерусалим | (73 года)
Религия | иудаизм |
Супруг | Хадасса Шахарбани |
Дети | Элияху |
Родители) | Элияху и Беная Абба Саул |
Альма-матер | Иешива Порат Йосеф |
Еврейский лидер | |
Предшественник | Раввин Иегуда Цадка |
Позиция | Рош ешива |
Yeshiva | Иешива Порат Йосеф |
Началось | 1983 |
Закончено | 1998 |
Похороненный | Кладбище Синедрия |
Бен Сион Абба Шауль ( иврит : בן-ציון אבא-שאול ; 31 июля 1924 — 13 июля 1998; по еврейскому календарю : 29 таммуза 5684 — 19 таммуза 5758) (имя также пишется Бен Сион ) был одним из ведущих сефардских народов. раввины , знатоки Торы и галахические арбитры своего времени, а также рош-ешива Пората Йосефа в Иерусалиме в течение последних 15 лет его жизни. Он был ответственен за религиозное возрождение среди сефардских евреев, основав Мааян ха-Чинух ха-Торани , сеть школ Торы для сефардских детей в Израиле, и был широко известен своей способностью давать благословения, которые исполнялись. [1]
Ранняя жизнь [ править ]
Бен Сион Абба Шауль родился в Иерусалиме в семье Элиягу и Беная Абба Шауль, иммигрантов из Ирана . Сапожник по профессии, Элияху был также знатоком Торы и каббалистом ; он был первым учителем Бен-Циона. Элияху в течение 50 лет служил габбаем Оэль Рахель (смотрителем и сборщиком средств) в синагоге в квартале Бухарим в Иерусалиме. В преклонном возрасте его сын Бен Сион стал раввином синагоги, а другой сын, Яаков, стал хазаном .
Авва Шауль был старшим мальчиком в семье, где было шестнадцать детей. Несмотря на свою бедность, его родители стремились вырастить семью знатоков Торы, в то время как многие другие семьи восточного и сефардского происхождения были склонны отправлять своих детей в сионистские школы. [2] Семья соблюдала многие галахические строгие правила, в том числе перемалывала и пекла мацу перед Песахом и избегала всех обработанных пищевых продуктов — даже сахара — во время самого праздника. Авва Шауль продолжал соблюдать эти строгости даже после того, как создал собственную семью. [3]
В возрасте 11 лет Абба Шауль поступил в Порат Йосеф, выдающуюся сефардскую иешиву в Иерусалиме. Его первым учителем был раввин Иегуда Цадка (которому в то время был всего 21 год), а его одноклассниками был будущий главный раввин Израиля раввин Овадия Йосеф . Позже Абба Шауль дошел до высшего шиура , которому обучал рош-ешива раввин Эзра Аттия , с которым у него сложилась тесная связь. Абба Шауль придерживался мнения своей рош-ешивы по всем вопросам и проявлял тот же подход к обучению и изданию галахических указаний, что и его наставник. [3]
Ученый Торы [ править ]
Абба Шауль проявил большую преданность изучению Торы. Он изучал и просматривал каждый предмет десятки раз, пока не выучил большую часть Шаса и поским (галахических комментариев) наизусть.
Когда Аббе Шаулю было 20 лет, Аттия отдал его на тестирование раввину Элиезеру Сильверу , известному американскому раввину, который посетил Израиль вместе с потенциальным донором. Аттия слышал, что в другой ешиве, которую посетил этот филантроп, только один мальчик смог ответить на вопрос раввина, и то через 20 минут. Сильвер задал Аббе Шаулю трудный вопрос, касающийся малоизвестного талмудического порядка Тохорот (законов ритуальной чистоты). Когда авва Шауль дал свой ответ, Сильвер с удивлением заметил, что он задал тот же вопрос раввину Меиру Симхе из Двинска (автору «Ор Самеах» и «Мешех Хохма» ) 40 лет назад, и что этот мудрец дал тот же ответ. Позже авва Шауль признался Аттие, что у него был и второй ответ на этот вопрос, но, поскольку первый ответ обеспечил пожертвование, он не хотел хвастаться. [3]
В 1948 году Абба Шауль женился на Хадассе, дочери раввина Йосефа Шахарбани, знатока Торы и сына каббалиста раввина Иеошуа Шахарбани, который был учеником Бен Иш Хай . Абба Шауль учился один на один со своим тестем, а его новая жена посещала его публичные лекции каждую субботу. Она также записала на магнитофон его общую лекцию в ешиве; многие из его письменных работ взяты из этих кассет.
Пара долгие годы была бездетной. После десяти выкидышей Абба Шауль посетил Хазон Иша и Белзерского Ребе , отказываясь уходить, пока каждый не дал ему благословения на ребенка. [3] Их единственного сына, Элияху, назвали в честь отца Аббы Шауля.
После женитьбы Абба Шауль стал учителем Талмуд-Торы Бней-Циона, который он посещал в юности. Он продолжил обучение в ешиве Порат Йосеф. Со временем Аттия попросил его стать рош-ешивой, но он отказался принять эту должность, пока был жив его первый учитель, Цадка. Он согласился работать лектором в ешиве. [2] После смерти Цадки в 1983 году Абба Шауль занял должность рош-ешивы Пората Йосефа.
Рош-ешива [ править ]
Будучи рош-ешивой, Абба Шауль вел плотный график преподавания. Каждое утро по четыре часа он читал лекции студентам ешивы; законам Аруха во второй половине дня он обучал даяним Шулхан (судьям-раввинам) . В пятницу после обеда он провел урок галахи и сессию вопросов и ответов перед переполненной аудиторией в синагоге Оэль Рахель, а в день субботы он выступил с трехчасовой речью в синагоге. [3] О его усердии в изучении Торы ходили легенды; Говорят, что, когда он закончил произносить шиур , он был весь в поту.
Абба Шауль также хорошо разбирался в каббале . Сначала он учился конфиденциально по вечерам в пятницу. Однако в 1960-х годах, видя, что знания в области изучения каббалы идут на убыль, он собрал группу каббалистов и основал ешиву «Эмет ВеШалом» для изучения каббалы в ночное время. Раз в году, в йорцайт Рашаша , он присоединялся к группе и демонстрировал свое свободное владение этой эзотерической мудростью. [3]
Он также написал тысячи галахических ответов в ответ на вопросы широкой общественности, охватывающие широкий круг тем. Некоторые из его ответов напечатаны в его книге « Шеэйлот утешувот Ор ле-Цион» , а также он цитируется в ответах раввина Овадии Йосефа, который оставался его хорошим другом.
Общественная деятельность [ править ]
Авва Шауль заботился о своих учениках, как отец своих сыновей. Он старался добиться того, чтобы все его ученики поженились; его ребецин предлагала шиддухим из числа многих девушек, которые помогали ей в ее доме. [3] Видя, что женатые студенты не могут прожить на стипендию колель , он учредил специальный пятничный колель и отправился в Соединенные Штаты, чтобы собрать для него деньги.
Абба Шауль помог начать религиозное возрождение среди евреев-сефардов в Израиле как основатель Мааян Ха-Чинух Ха-Торани, сети сефардских школ, которая является эквивалентом Чинух Ацмай . Он пообещал профинансировать первый год работы любого Талмуд-Торы, открытого в городе, где его еще не было. Он также работал над укреплением сефардских общин в других странах. Он путешествовал в Англию, Францию, Италию, Иран, Мексику, Панаму, Колумбию и Соединенные Штаты, чтобы основать раввинские суды и организовать работу шохтимов (ритуальных забойщиков), мохелимов (ритуальных обрезателей) и раввинов.
Абба Шауль присоединился к другим лидерам Торы в Израиле, чтобы бороться против указов, ставящих под угрозу образ жизни Торы. В их число входили борьба за сохранение святости Шаббата, борьба за закрытие смешанных бассейнов и борьба против вскрытий религиозных людей.
В 1972 году он занял активную позицию против предложения правительства об обязательной армейской службе для девочек. Вместе с раввином Йеудой Цадкой он разработал галахическое постановление, в котором говорилось, что обязательная армейская служба для девочек относится к категории йехарег веаль яавор («будь убита и не преступай»). Текст его постановления подписали 400 лидеров Торы по всему Израилю.
Даритель благословений [ править ]
Он также был известен тем, что давал благословения, которые сбылись. Однажды женщине, перенесшей три кесарева сечения , сказали, что ее следующий ребенок тоже родится путем кесарева сечения. Она пошла к авве Шаулю и потребовала: «Я не уйду, пока рав не гарантирует мне, что у меня будут естественные роды». Он согласился. После того как женщина ушла, брат аввы Шауля спросил его: «Как ты можешь это гарантировать?»
«Я ничего не могу гарантировать, — ответил он, — но что мне делать? Она не уйдет!»
Разумеется, женщина родила естественным путем. Когда ее муж пришел в синагогу, чтобы объявить о «чуде», авва Шауль пожаловалась: «Из меня делают Адмора ! » [3]
Когда его шамаш (помощник) спросил его, почему его благословения всегда эффективны, он ответил: «Если ты любишь всех в Клаль Исраэль, ты тоже сможешь это сделать». Кому-то другому он объяснил: «Бог сказал Аврааму: «Я благословлю тех, кто благословляет тебя». Когда люди приходят ко мне, они целуют мне руку. Они благословляют меня. Если кто-то благословляет еврея, он получает ответное благословение».
Болезнь и смерть [ править ]
В 1983 году, произнося панегирик на похоронах раввина Яакова Муцафи , он внезапно почувствовал себя плохо, и вскоре у него случился инсульт. Половина его тела была парализована, а речь невнятна. В течение следующих 15 лет он перенес серию мини-инсультов, из-за которых в конечном итоге стал инвалидом-колясочником. Тем не менее, он продолжал преподавать Тору и участвовать в общественных делах.
Его обширные знания, полученные за годы обучения, стали очевидны в более поздние годы его жизни. Когда его зрение потемнело, он попросил студентов прийти и прочитать ему Талмуд. Один мальчик вспомнил, как его поправляли по поводу Раши в трактате Назира ; еще один на Тосафоте в Гиттине . слова Рамбама . Его сын рассказал, что авва Шауль поправлял его, когда он читал ему [3]
Он умер в Иерусалиме 13 июля 1998 года (19 таммуза 5758 года). На его похоронах присутствовало около 200 000 человек всех конфессий — сефардов, хасидов , ашкеназов . [3] Он и его жена похоронены на кладбище Синедрия в Иерусалиме.
У него остался единственный сын Элиягу, который является рош-ешивой ешивы Ор Ле-Цион в Иерусалиме. Р’Элиягу скончался утром в понедельник, 9 мая 2022 года, в возрасте семидесяти лет.
Ссылки [ править ]
- ^ «Р'Бен Цион Абба Шауль з"л» . Хамааян . 26 июля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридман, Д. «Хахам Бен Цион Абба Шауль zt"l» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Саттон, раввин Дэвид (2002). Хахам Бен Сион Абба Шауль . Напечатано в журнале «Лидеры Торы: сокровищница биографических очерков» . Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, стр. 178–194.