Jump to content

Човот ха-Левавот

(Перенаправлено с Човот ха-Левавот )

Човот ха-Левавот : חובות הלבבות , латинизировано основным ḇoṯ , hal Ḥoḇā или Обязанности сердца (араб. Китаб аль-Хидаят ильа Фарахид аль-Кулуб; - Leḇāḇoṯ ) , является : работы еврейского иврит ученого Бахьи ибн Пакуды , раввин считал жил в Таифе Сарагосы в Аль-Андалусе в одиннадцатом веке. [ 1 ] Оно было написано на иудео-арабском языке еврейским алфавитом около 1080 года. [ 2 ] под названием «Книга указаний по исполнению сердечных обязанностей» ( كتاب الهداية إلى فرائض القلوب ), иногда называемая «Руководство по сердечным обязанностям » и переведенная на иврит Иудой бен Саулом ибн Тиббоном в 1161–1180 годах под названием « Торат Ховот Ха-Левавот». . Был еще один современный перевод Джозефа Кимхи , но его полный текст не выдержал времени. [ 1 ] В 1973 году Йосеф Кафих опубликовал свой перевод на иврит с оригинального арабского языка, причем последний появился отдельно от его перевода на иврит.

Организация и влияние

[ редактировать ]

Обязанности сердца разделены на десять разделов, называемых «вратами» ( иврит : שערים ), соответствующих десяти фундаментальным принципам, которые, по мнению Бахьи, составляют духовную жизнь человека. [ 1 ] Этот трактат о внутренней духовной жизни содержит многочисленные ссылки как на библейские , так и на талмудические тексты.

Содержание и сообщение

[ редактировать ]

Сущность всей духовности заключается в признании Бога как единого Создателя и творца всего сущего; Бахья делает «Шаар ха-Ихуд» (Врата Божественного Единства) первым и главным разделом. Взяв за отправную точку еврейскую декларацию « Слушай, Израиль : Господь есть Бог наш, Господь един», автор подчеркивает тот факт, что для религиозной жизни познание Бога — это не столько вопрос интеллекта. поскольку это дело сердца — признавать и любить Его. [ 1 ] Бахья считал, что недостаточно принять эту веру, не подумав, как это делает ребенок, или потому, что так учили отцы, как это делают слепые верующие в традицию, которые не имеют собственного мнения и руководствуются другими. Вера в Бога также не должна быть такой, которую можно было бы каким-либо образом понять в человеческом антропоморфическом смысле, но она должна основываться на убеждении, которое является результатом наиболее всестороннего знания и исследования. Тора не требует беспрекословной веры, она обращается к разуму и знанию как к доказательству существования Бога. Следовательно, долг каждого — сделать Бога объектом спекулятивного разума и познания, чтобы прийти к истинной вере. [ 1 ] Вместо того, чтобы дать сборник метафизики, Бахья представляет систему религиозной философии, заслуживающую внимания на этих первых вратах. Незнакомый с работами Авиценны , которые заменили неоплатонический мистицизм ясной аристотелевской мыслью , Бахья, как и многие арабские философы до него, основывает свои аргументы на Творении. Он исходит из следующих трех предпосылок:

  1. Ничто не создает само себя, поскольку акт создания требует его существования (см. также Саадия, «Эмунот», I. 2)
  2. причины вещей необходимо ограничены в количестве и приводят к предположению о первопричине, которая обязательно существует сама по себе, не имея ни начала, ни конца, потому что все, что имеет конец, должно иметь начало
  3. все составные существа имеют начало; и причина обязательно должна быть создана. [ 1 ]

Мир прекрасно устроен и обставлен, как большой дом, в котором небо образует потолок, земля — пол, звезды — лампы. Человек — собственник, которому предоставлены в пользование три царства — животное, растительное и минеральное, каждое из которых состоит из четырёх элементов. Не составляет исключения и небесная сфера, состоящая из пятого элемента — «Quinta Essentia», по Аристотелю, и огня, по мнению других. Эти четыре элемента состоят из материи и формы, субстанции и случайных качеств, таких как тепло и холод, состояние движения и покоя и так далее. [ 1 ] Следовательно, объединив множество сил, Вселенная должна иметь созидательную силу как свою причину. Также существование мира не может быть обусловлено простой случайностью. Там, где проявляется цель, должна была действовать мудрость. Чернила, случайно пролитые на лист бумаги, не позволяют писать разборчиво. [ 1 ]

Единство Бога

[ редактировать ]

Затем Бахья продолжает, следуя главным образом Саадиа Гаону и Мутакаллиминам каламистам »), чтобы доказать единство Бога (арабский таухид ), показывая:

  1. Все классы причин и принципы вещей возвращаются к одной главной причине.
  2. Гармония всех вещей в природе, взаимозависимость всех существ, чудесный план и мудрость, проявленные в строении величайших и наименьших животных существ, от слона до муравья, — все указывает на одного великого творца — физико-теологического аргумент Аристотеля.
  3. Нет никаких оснований предполагать наличие более одного Творца, поскольку мир повсюду проявляет лишь один план и порядок. Без достаточных оснований никто не стал бы приписывать письмо, написанное одним и тем же стилем и почерком, более чем одному писателю.
  4. Допущение многих творцов вызвало бы необходимость либо множества тождественных существ, которые, не имея ничего, что отличало бы их, не могли бы быть не одним и тем же, то есть Богом, либо различных существ, которые, имея различные качества и лишенные некоторых качеств, которыми обладают другие, уже не могут быть бесконечными и совершенными, и поэтому должны сами быть сотворенными, а не самосуществующими.
  5. Всякая множественность, будучи комбинацией единиц, предполагает первоначальное единство; следовательно, даже те, кто предполагает множественность богов, должны логически признать предшествующее существование Божественного Единства - неоплатонический аргумент, заимствованный Бахья у Братьев Чистоты.
  6. Творец не может делиться с созданиями случайностями и веществами. Если допустить множественность, то случайность, а не субстанция опустила бы Бога-Творца до уровня тварей.
  7. Допущение двух творцов потребовало бы недостаточности любого из них или вмешательства одного в силу другого; и поскольку ограничение лишает Творца Его силы, то одно только единство утверждает Божественное всемогущество. [ 1 ]

Затем Бахья попытался определить Бога как абсолютное единство, отличая единство Бога от всех других возможных единств. [ 1 ] Работа Бахии в этом отношении побудила йеменского еврейского философа XII века Натаниэля аль-Файюми составить работу, которая противоречит некоторым основным аргументам, поддерживаемым ибн Пакудой, и в которой аль-Файюми утверждает более глубокое единство Бога, чем это высказано ибн Пакудой. [ 3 ] См. Божественная простота .

Атрибуты Бога

[ редактировать ]

Принимая это неоплатоническое представление о Боге как о Том, Кого может ощутить только тоскующая Душа, но не постичь разумом, Бахья считает излишним доказывать бестелесность Бога. Вопрос к нему в том, как можно познать существо, находящееся настолько далеко за пределами нашего умственного понимания, что мы не можем даже дать Ему определение? Отвечая на этот вопрос, Бахья различает два разных типа атрибутов: а именно существенные атрибуты и атрибуты, возникающие в результате деятельности. [ 1 ] Три атрибута Бога существенны, хотя они и происходят от Творения:

  1. существование Бога; поскольку несуществующее существо не может создавать вещи
  2. Божье единство
  3. Вечность Бога, поскольку последняя причина всех вещей обязательно одна и вечна. [ 1 ]

Бахья считает, что эти три атрибута едины и неотделимы от природы Бога; на самом деле это лишь отрицательные атрибуты: Бог не может быть несуществующим, или невечным, или неединым, иначе Он не является Богом. [ 1 ] Второй класс атрибутов, происходящих от деятельности, чаще всего применяется в Библии к Богу и в равной степени относится и к творениям, и к Творцу. Однако эти антропоморфизмы, независимо от того, говорят ли они о Боге, имеющем человеческую форму или проявляющем человеческую деятельность, используются в Библии только для того, чтобы передать знание о Боге людям, которые иначе не поняли бы Его на простом языке. В то же время разумный мыслитель постепенно лишит Творца всех качеств, делающих Его человекоподобным или подобным какому-либо созданию. Истинная сущность Бога недоступна нашему пониманию, и Библия предлагает имя Бога в качестве замены, делая его объектом человеческого почитания и центром традиции предков. Именно потому, что мудрейшие из людей учатся знать лишь свою неспособность адекватно называть Бога, название «Бог Отцов» с особенной силой поразит всех людей одинаково. Все попытки выразить посредством хвалы все качества Бога обязательно потерпят неудачу. [ 1 ] Неспособность человека познать Бога параллельна его неспособности познать свою Душу, существование которой проявляется в каждом его поступке. Подобно тому, как каждое из пяти чувств имеет свои естественные ограничения (например, звук, слышимый ухом, не воспринимаемый глазом), так и человеческий разум имеет пределы в отношении постижения Бога. Настойчивое стремление познать солнце за пределами того, что возможно человеческому глазу, вызывает у человека слепоту; то же самое происходит и с настойчивым стремлением познать Того, Кто непознаваем, не только через изучение Его работы, но и через попытки выяснить Его сущность, сбивать с толку и сбивать с толку разум, ослаблять человеческий разум. [ 1 ] Размышлять о величии и благости Бога, проявленной во всем Творении, является, следовательно, высшим долгом человека; и этому посвящен второй раздел книги, озаглавленный «Шаар ха-Бхина» (Врата Отражения). [ 1 ]

Его натурфилософия

[ редактировать ]

Бахья указывает на семикратное проявление творческой мудрости:

  1. Сочетание стихий, центром которых является земля, окружающие ее вода и воздух, а над ними — огонь.
  2. совершенство человека как микрокосма
  3. Физиология и интеллектуальные способности человека
  4. порядок животного царства
  5. что касается растительного царства
  6. науки, искусства и промышленность человека; и
  7. божественное откровение, а также моральное и социальное благополучие всех народов. [ 1 ]

Бахья считал, что человек должен задуматься о своем чудесном творении, чтобы осознать мудрость своего Создателя. [ 1 ] Затем Бахья рассматривает понятную тогда физиологию и психологию человечества, показывая мудрость, проявленную в построении каждого органа, каждой способности и склонности Души, а также в таких контрастах, как память и забывчивость — последняя столь же необходима для человеческий мир и наслаждение как первое для его интеллектуального прогресса. Точно так же и в природе рассмотрение величия небес и движения всех вещей, смены света и тьмы, многообразия красок в царстве Творения, трепет, который внушает животному вид живого человека, чудесное плодородие каждого кукурузного зерна в почве, обилие тех элементов, которые необходимы для органической жизни, таких как воздух и вода, и меньшая распространенность тех веществ, которые образуют объекты промышленности и торговли в виде питание и одежда — все эти и подобные наблюдения имеют тенденцию наполнять Душу человека благодарностью и восхвалением промыслительной любви и мудрости Творца. [ 1 ]

Поклонение Богу

[ редактировать ]

С этой точки зрения такое понимание обязательно приводит человека к поклонению Богу, чему посвящен третий раздел «Шаар Аводат Элохим» (Врата Божественного Поклонения). Всякое благо, полученное человеком, говорит Бахья, вызовет у него благодарность в той же мере, в какой ее побуждают намерения сделать добро, хотя бы к ней примешалась и доля себялюбия, как в случае с тем, что родитель делает для своего ребенка. который является лишь частью его самого и на котором построена его надежда на будущее; тем более то, что господин делает для своего раба, который является его собственностью. [ 1 ] Кроме того, благотворительность, оказываемая богатыми бедным, в большей или меньшей степени побуждается состраданием, вид несчастья причиняет боль, от которой акт благотворительности освобождает дающего; точно так же всякая помощь возникает из чувства товарищества, которое есть сознание взаимной нужды. Однако Божьи блага основаны на любви без учета себя. С другой стороны, ни одно существо не зависит так от услужливой любви и милосердия, как человечество от колыбели до могилы. [ 1 ]

Педагогическая ценность галахи

[ редактировать ]

Поклонение Богу в соответствии с Галахой , еврейским законом, безусловно, имеет несомненную ценность, поскольку оно утверждает высшие требования человеческой жизни в противовес низшим желаниям, пробуждаемым и поощряемым человеком-животным. Тем не менее, это не высший способ поклонения, поскольку он может быть вызван страхом перед божественным наказанием или желанием награды, или же он может быть совершенно формальным, внешним и лишенным того духа, который закаляет Душу против всякого искушения и испытания. [ 1 ] И все же еврейский закон необходим как руководство для человека, говорит Бахья, поскольку человек склонен вести только чувственную жизнь и предаваться мирским страстям. Есть и другая тенденция вообще презирать мир чувств и посвящать себя только жизни духа. По его мнению, оба пути ненормальны и вредны: один разрушителен для общества, другой разрушителен для человеческой жизни в обоих направлениях. Таким образом, еврейский закон показывает правильный способ служения Богу, следуя «срединному пути», как бы вдали от чувственности и презрения к миру. [ 1 ] Поэтому способ поклонения, предписанный Законом, имеет главным образом педагогическую ценность, утверждает Бахья. Оно воспитывает весь народ, как незрелый, так и зрелый интеллект, для истинного служения Богу, которое должно быть служением сердца. [ 1 ] Далее следует длительный диалог между Душой и Разумом о поклонении и отношением Свободной Воли к Божественному Предопределению; Бахья настаивает на том, что человеческий разум является высшим правителем действий и склонностей, считая силу самоопределения привилегией человека. [ 1 ] Другая тема диалога — физиология и психология человека, при этом особое внимание уделяется контрастам радости и горя, страха и надежды, силы духа и трусости, стыдливости и грубости, гнева и мягкости, сострадания и неуважения, гордости и скромности, любви и ненависть, щедрость и скупость, праздность и трудолюбие. [ 1 ]

Божественное провидение

[ редактировать ]

Доверие к Богу образует название и тему четвертых «врат», «Шаар ха-Битахон». Сила веры в Бога превосходит магическую силу алхимика, создающего своим искусством золотые сокровища, говорит Бахья; ибо только тот, кто доверяется Богу, независим и доволен тем, что имеет, и наслаждается покоем и миром, никому не завидуя. Однако безоговорочно можно доверять только Богу, мудрость и доброта которого заключают в себе все времена и все обстоятельства, или же Бог обеспечивает все Свои творения из истинной любви и с полным знанием того, что хорошо для каждого. [ 1 ] В частности, заботится ли Бог о человеке таким образом, чтобы все больше и больше раскрывать его способности посредством новых желаний и забот, испытаний и невзгод, которые проверяют и укрепляют его силы тела и души? Однако доверие к Богу не должно мешать человеку искать средства к существованию, занимаясь торговлей, и не должно побуждать его подвергать свою жизнь опасности. В частности, самоубийство является преступлением, часто являющимся результатом неверия во всемогущее Провидение. Точно так же, является ли безумием слишком доверять богатству и тем, кто владеет огромными состояниями? Все, что предлагает мир, в конце концов разочарует человека; по этой причине Святые и Пророки древности часто покидали свои семейные круги и уютные дома, чтобы вести уединенную жизнь, посвященную только Богу. [ 1 ]

Бессмертие души

[ редактировать ]

Здесь Бахья подробно останавливается на надежде на бессмертие, на которую, в отличие от распространенной веры в телесное воскресение, он находит намеренно упоминаемые лишь здесь и там в Священном Писании. [ 1 ] Для Бахии вера в бессмертие чисто духовна, как это выражено у Заха. iii. 7: «Я даю тебе места среди стоящих рядом». [ 1 ]

Лицемерие и скептицизм

[ редактировать ]

Искренность цели — это тема, рассматриваемая в пятых «вратах», называемых «Йихуд ха-Маасе» (Посвящение действия Богу); буквально «Объединение действия». [ 1 ] По мнению Бахьи, нет ничего более отвратительного для благочестивой Души, чем лицемер. Бахья считал скептицизм главным средством склонения людей к лицемерию и всем другим грехам. Сначала, говорит Бахья, соблазнитель вселит в сердце человека сомнение относительно бессмертия, чтобы дать желанное оправдание чувственности, а если он потерпит неудачу, он пробудит сомнение относительно Бога и божественного поклонения или откровения. Не преуспев в этом, он попытается показать несправедливость этого мира и отрицать существование загробной жизни; и, наконец, он будет отрицать ценность всякой мысли, которая не способствует телесному благополучию. Поэтому человек должен проявлять постоянную бдительность в отношении чистоты своих действий. [ 1 ]

Смирение

[ редактировать ]

Шестые «врата», «Шаар а-Кения», связаны со смирением. Смирение проявляется в мягком поведении по отношению к ближним, равному или превосходящему их, но особенно в отношении к Богу. Смирение происходит из рассмотрения низкого происхождения человека, превратностей жизни, своих недостатков и недостатков по сравнению с обязанностями человека и величием Божьим, так что всякая гордость, даже относительно своих достоинств, изгоняется. [ 1 ] Гордость внешними благами несовместима со смирением и должна подавляться; гордость еще в большей степени происходит от унижения других. Однако гордость стимулирует более благородные амбиции, такие как гордость приобретения знаний или достижения добра: это совместимо со смирением и может усилить его. [ 1 ]

Покаяние

[ редактировать ]

Практическая направленность книги особенно проявляется в седьмом разделе « Шаар а-Тешува» , «Врата покаяния» . Большинство, даже благочестивых, говорит Бахья, не являются теми, кто был свободен от грехов, но когда-то согрешил и почувствовал сожаление. Поскольку существуют грехи, как бездействие, так и совершение, покаяние человека должно быть направлено на стимулирование добрых поступков там, где ими пренебрегали, или на обучение его воздерживаться от злых желаний, которые привели к злым действиям. [ 1 ]

Покаяние состоит в:

  1. полное сознание позорного поступка и глубокое сожаление о его совершении;
  2. решение об изменении поведения;
  3. откровенное исповедание греха и искренняя мольба к Богу с просьбой о Его прощении;
  4. в совершенном изменении сердца. [ 1 ]

Истинное покаяние проявляется в трепете перед Божьей справедливостью, в сокрушении Души, в слезах, во внешних признаках горя, таких как умеренность в чувственных наслаждениях и проявлениях, а также предшествующие удовольствия, в противном случае законные, предшествующие смирению, молитвенному духу и серьезному созерцанию будущего Души. . [ 1 ] Самым важным является прекращение греховных привычек, потому что чем дольше они придерживаются, тем труднее от них избавиться. [ 1 ] Промедление препятствует покаянию, которое ждёт завтрашнего дня, которое может никогда не наступить. Процитировав высказывания раввинов о том, что кающийся грешник может стоять выше того, кто никогда не грешил, Бахья цитирует слова одного из учителей своим ученикам: «Если бы вы были совершенно свободны от греха, я бы бойтесь того, что гораздо больше греха, то есть гордости и лицемерия». [ 1 ]

Видеть Бога

[ редактировать ]

Следующие «врата», озаглавленные « Шаар Хешбон ха-Нефеш» , «Врата Самоанализа» , содержат призыв как можно более серьезно относиться к жизни, ее обязанностям и возможностям для совершенствования Души, достижения состояния чистоты, в котором раскрывается высшая способность Души, которая созерцает более глубокие тайны Бога, возвышенную мудрость и красоту высшего мира, недоступного другим людям. [ 1 ] Бахья посвящает Шаар ха-Перишут , Врата уединения от мира , отношению истинной религиозности к аскетизму. Согласно Бахье, некоторое воздержание необходимо, чтобы обуздать страсть человека и направить Душу к ее высшему предназначению. Тем не менее, человеческая жизнь требует культивирования мира, который Бог создал для обитания, и сохранения рода. Таким образом, аскетизм может быть добродетелью лишь немногих, которые служат примером. [ 1 ]

Аскетическая жизнь

[ редактировать ]

Существуют разные способы изоляции от мира. Некоторые хотят вести жизнь, посвященную высшему миру, вообще бежать от этого мира и жить отшельниками, вопреки замыслу Творца. Другие уходят от мировой суеты и живут изолированно в своих домах. Третий класс, наиболее близкий к предписаниям еврейского закона, участвует в мировых битвах и стремлениях, но ведет жизнь воздержания и умеренности, рассматривая этот мир как подготовку к более высокому. [ 1 ] Согласно Бахье, целью религиозной практики является проявление самообладания, обуздание страстей и предоставление на службу Всевышнему всего личного имущества и всех органов жизни. [ 1 ]

Любовь к Богу

[ редактировать ]

Целью этической самодисциплины является любовь к Богу, которая составляет содержание десятого и последнего раздела произведения « Шаар Ахават Элохим» , «Врата любви к Богу» . Это объясняется стремлением души среди всех притяжений и наслаждений, привязывающих ее к земле, к источнику ее жизни, в котором она находит радость и покой, хотя ей и навязываются величайшие боли и страдания. Те, кто проникнуты этой любовью, находят любую жертву, которую их просят принести своему Богу, легкой, и никакие эгоистические мотивы не омрачают чистоту их любви. [ 1 ] Бахья не настолько односторонен, чтобы рекомендовать практику отшельнику, который заботится только о благополучии своей Души. Человек может быть святым, как ангел, но он не сравняется по заслугам с тем, кто ведет своего ближнего к праведности и любви к Богу. [ 1 ]

Переводы

[ редактировать ]

Помимо упомянутых выше переводов на иврит, «Ховот а-Левавот» переведена на несколько языков.

Еврейско-испанский

[ редактировать ]
  • «Ховот ха-Левавот» , переведенный на иудео-испанский язык Цаддиком бен Джозефом Формоном еще до конца шестнадцатого века, был напечатан в Константинополе. [ 4 ] и переиздавалось несколько раз (Амстердам, 1610 г., Дэвид Пардо , латинскими буквами); [ 5 ] Венеция, 1713 год, еврейскими буквами; [ 6 ] Вена, 1822 год, Исаак Беллаград). [ 1 ] Юлиус Фюрст («Библиотека иудаики», I. 78, III. 67) приписывает перевод Джозефу Пардо, раввину Амстердама. [ 6 ]

латинский

[ редактировать ]
  • Якоб Роман Константинопольский намеревался опубликовать арабский текст с латинским переводом в 1643 году. [ 1 ]

португальский

[ редактировать ]
  • Амстердам, 1670 г., автор Самуэль б. Исаак Аббас. [ 1 ]

немецкий

[ редактировать ]
  • Амстердам, 1716 год, автор Исаак б. Моисей.
  • Фюрт, 1765 год, автор Самуэль Позен.
  • Бреслау, 1836 г.
  • Вена, 1854 год, автор Мендель Баумгартен.
  • Вена, 1856 год, автор Мендель Э. Штерн. [ 1 ]

итальянский

[ редактировать ]
  • Итальянский перевод был опубликован в 1847 году. [ 1 ]

Английский

[ редактировать ]
  • Хьямсон, Моисей . Обязанности сердца . Издательство Feldheim: Иерусалим — Нью-Йорк, 1970 (2-томное издание). Первоначально опубликовано в пяти томах (1925–1947). Перевод с еврейского перевода Иуды ибн Тиббона.
  • Мансур, Менахем. Книга руководства к обязанностям сердца . Литтманская библиотека еврейской цивилизации. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1973. Перевод с арабского.
  • Хаберман, Дэниел. Обязанности сердца . Издательство Feldheim: Иерусалим — Нью-Йорк, 1996 (2-томный комплект). Перевод основан на еврейском переводе Йехуды ибн Тиббона, хотя и с учетом переводов Кафиха (иврит) и Мансура (английский) с арабского языка.
  • Gateoftrust.org — английский перевод «Обязанностей сердца».
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и Исаак Бройде (1901–1906). «Бахья бен Иосиф ибн Пакуда» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  2. ^ Диана Лобель, Суфийско-еврейский диалог: философия и мистицизм в «Обязанностях сердца» раввина Бахьи ибн Пакуды , Введение, текст: «Хидая была написана на иудео-арабском языке около 1080 года».
  3. ^ Натанэль аль-Файюми, Сефер Ган ха-Сихлим («Сад интеллектов»), изд. Йосеф Кафи , 4-е издание, Кирьят Оно, 2016 г., Введение (стр. 10) [иврит].
  4. ^ Общественное достояние Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ИУДЕО-ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК (ЛАДИНО) И ЛИТЕРАТУРА» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  5. ^ Общественное достояние Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Давид бен Джозеф Пардо» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  6. ^ Перейти обратно: а б Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ФОРМОН, АДДИХ БЕН ДЖОЗЕФ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e91fd87ce71212e09891f73182dfd08d__1722036540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/8d/e91fd87ce71212e09891f73182dfd08d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chovot HaLevavot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)