Раввин Тарфон
Раввинские эпохи |
---|

Раввин Тарфон или Тарфон ( иврит : רבי טרפון , от греческого Τρύφων Tryphon буквально «тот, кто живет в роскоши» Трифон ), Коэн , [ 1 ] был представителем третьего поколения мудрецов Мишны ( , живших в период между разрушением Второго Храма (70 г. н.э. ) и падением Бетара 135 г. н.э.).
Биография
[ редактировать ]Раввин Тарфон был жителем Явне , но еврейские источники показывают, что он также жил и преподавал в Лоде . [ 2 ] [ 3 ] Он был жреческого происхождения и однажды поехал со своим дядей по материнской линии участвовать в священнической молитве в Иерусалимском Храме. Будучи священником, он требовал терума даже после падения Храма. [ 4 ] но его щедрость заставила его вернуть деньги, подаренные ему как священнику на церемонии пидьон хабен . [ 5 ] Однажды во время голода он взял 300 жен, чтобы они, как жены священника, могли воспользоваться правом участия в десятине. [ 6 ] Однажды, когда из своего окна он увидел свадебную процессию, явно состоящую из беднейших слоев общества, он попросил мать и сестру помазать невесту, чтобы жених мог найти в ней больше радости. [ 7 ] Его преданность матери была такова, что он клал руки ей под ноги, когда ей приходилось ходить босиком по двору. [ 8 ]
Хотя он был богат, он обладал необычайной скромностью; в одном случае он глубоко сожалел о том, что упомянул свое имя во время опасности, поскольку опасался, что, используя свое положение учителя для спасения от опасности, он, по-видимому, нарушил правило, запрещающее использование знаний Торы в практических целях. [ 9 ]
Когда Элиэзер бен Гиркан заболел и к нему была послана депутация, Тарфон выступал в качестве представителя, обращаясь к нему следующим образом: «Учитель, ты значишь для Израиля больше, чем солнце, ибо оно дает свет только на земле, в то время как ты излучаешь лучи твои и в этом мире, и в мире грядущем». [ 10 ] Точно так же он возглавил поездку ряда ученых к рабби Измаилу бен Элише после смерти сыновей Измаила; [ 11 ] и когда Хосе Галилеянин , Тарфон, Елеазар бен Азария и рабби Акива собрались, чтобы вынести решение по спорным высказываниям Элиэзера бен Гиркана, Тарфон был первым оратором. [ 12 ] Он был одним из тех, чьи имена встречаются при низложении Гамалиила II , и прямо указано, что другие ученые обращались к нему как к «брату».
По праздникам и святым дням он имел обыкновение радовать свою жену и детей, готовя для них лучшие фрукты и лакомства. [ 13 ] Когда он хотел выразить кому-либо одобрение, он говорил: «Шучок и цветок»: [ 14 ] ты говорил так же красиво, как украшения подсвечника в храме», но когда нужно было упрекнуть другого, он говорил: «Сын мой не пойдет с тобой». [ 15 ] Когда он заметил, что два его племянника, которых он обучал лично, стали небрежными, он прервал свою лекцию и снова привлек их внимание, сказав: «Тогда Авраам снова взял жену, и имя ей было Иоанна». [ 16 ] после чего его ученики прервали его, воскликнув: «Нет, Кеттура!» [ 17 ] Среди его учеников были Р. Иуда, [ 18 ] Симеон Шезури , [ 19 ] и Иуда бен Исайя га-Босем. [ 20 ]
Он упоминается в традиционной Агаде Песаха , раби Элазар бен Азария, рабби в компании других мудрецов: «Случилось так, что рабби Элиэзер, рабби Иегошуа Акива и рабби Тарфон возлежали (на седере ) в Бней Бараке (в Израиле). рассказывали об исходе из Египта ..." ) и всю ночь [ 21 ]
Мнения относительно его смерти расходятся. По словам Эйхи Рабы, он стал одним из Десяти мучеников , но другие полагают, что он бежал из страны после начала восстания Бар-Кохбы и умер в другом месте. Согласно традиции Аризала , его могила находится в Кадите под гигантским фисташковым деревом . была обнаружена погребальная пещера Однако недавно на горе Мерон , восстановленная организацией «Охалей цадиким», которая утверждает, что Тарфон был похоронен там. В другом месте склеп был обнаружен из погребальной пещеры в Иерусалиме, на котором по-арамейски написано : «Елишева, жена Тарфона». [ 22 ]
Учения
[ редактировать ]Галаха
[ редактировать ]Он был приверженцем школы Шаммая . Однако лишь изредка упоминается, что он следовал его учениям. [ 23 ] и он всегда склонялся к снисходительности в толковании тех галахотов Шаммая, которые фактически не были воплощены в жизнь; [ 24 ] часто он принимал решения в прямом противоречии с последователями Шамая, когда они вводили ограничения чрезмерной строгости. [ 25 ] По его мнению, «объективный взгляд всегда является определяющим критерием при принятии юридических решений. Он последовательно принимает решения в пользу священника, а также поощряет совершение ритуалов, в которых священник занимает центральную роль». [ 26 ]
Он также был автором независимого галахота, в одном из которых говорилось о благословении после питья воды: [ 27 ] и еще один о благословении, произнесенном на пасхальном седере . [ 28 ] Однако большинство его постановлений касается вопросов, обсуждавшихся в приказах Нашим, Ходашим, Тохорот и Незикин. В текстах, найденных в Тохороте, он всегда склонен к строгости, тогда как в Незикине можно найти его высказывания о потерянных вещах и узуфруктах . [ 29 ] выплата долгов, деньги, причитающиеся женщине, когда она получает развод, [ 30 ] и ущерб, причиненный скотом. [ 31 ] Если бы он принадлежал к Синедриону, смертная казнь была бы фактически отменена. [ 32 ] Он участвовал в галахических спорах с рабби Акивой. [ 33 ] (однако они согласились относительно тосефты [ 34 ] ), с Шимоном бар Йохаем , [ 35 ] и Р. Елеазар бен Азария . [ 36 ] Сохранились и другие изречения Р. Тарфона, принятые без споров. [ 37 ] Он кратко упоминается в связи с Брурией . [ 38 ]
Агада
[ редактировать ]Он имел обыкновение начинать свои агадические беседы с галахического вопроса. [ 39 ]
В дискуссии об относительной важности теории и практики Тарфон решил в пользу последней. [ 40 ]
В его горнице в Иавне было решено, что следует проявлять доброжелательность согласно Псалмам 105:3 . [ 41 ]
Он считал, что Бог не позволил Своей славе затмить Израиль, пока люди не выполнили свою задачу. [ 42 ]
Кавычки
[ редактировать ]- День короток, а труда много; работники ленивы, а награда велика, и хозяин дома торопит. [ 43 ]
- Вы не обязаны завершить работу, но и не можете отказаться от нее; если ты много изучил Тору, велика будет твоя награда, ибо Тот, кто нанимает тебя, непременно воздаст тебе за твой труд; однако воздаяние благочестивым еще в будущем. [ 44 ]
- Ни один человек не умирает иначе как от безделья. [ 45 ]
Отношение к христианству
[ редактировать ]Р. Тарфон, цитата из « Тосефты». [ 46 ] и Талмуд, [ 47 ] поклялся, что сожжет попавшие в его владение свитки (либо гильоним , либо свитки Торы ), написанные писцом-еретиком, даже если имя Бога в них встречается . Это самое строгое мнение, изложенное в этом отрывке; Рабби Йосе сказал вырезать и закопать имена Бога, сжигая при этом остальную часть свитка, в то время как первоначальное анонимное мнение гласит, что такие тексты невозможно спасти от пожара в субботу (в общем, никакие книги, кроме действительного свитка Торы, не могут быть сохранены). спастись от пожара в субботу), ничего не говоря о горении вообще. Ученые спорят, относится ли здесь слово миним («еретики») к еретическим евреям в целом или к определенной их группе, например, евреям-гностикам или евреям-христианам .
Ведутся споры о том, следует ли воспринимать диалог Джастина Мартира с Трифоном как попытку представить диалог с Тарфоном. Сам диалог считается преимущественно литературным приемом, и в этом свете можно рассматривать его утверждение о том, что он свидетельствует о раввинской перспективе. [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Талмуд Бавли , Кидушин, 71а.
- ^ Плач 3:9; Бава Меция 3:3; Аггей 18а
- ^ Второе еврейское восстание: Война Бар-Кохбы, 132-136 гг. Н. Э., Менахем Мор
- ^ Тосефта, Хагига 3, конец
- ^ Tosefta, Bekhorot 6:14
- ^ Тосефта Кетубот 5:1
- ^ Авот де Рабби Натан 41, конец
- ^ Кидушин 61б
- ^ Мы не делаем 62б.
- ^ Синедрион 101а; Мехилта , Баходеш, 11 [изд. Вайс, с. 80а]
- ^ Мужество Каттан 28б
- ^ Тосефта Гиттин 7; Ты ушел 83а
- ^ Йерушалми Песахим 37б
- ^ Исход 25:33
- ^ Бытие Раба 91, повторение слов Иакова своим сыновьям в Бытие 42:38.
- ^ Вместо Хеттуры; Ген. 25:1
- ^ Зевахим 26б
- ^ Eruvin 45b; Yebamot 101b
- ^ Менахот 31а
- ^ Халлин 55б
- ^ «Песахская Агада, Магид, История пяти раввинов» . Сефария . Проверено 03 апреля 2023 г.
- ^ Хачлили, Рэйчел. Еврейские погребальные обычаи, практики и обряды периода Второго Храма
- ^ Евамот 15б; Иерусалим Швуот 4:20; см. также Мишна Брахот 1:7.
- ^ Псалом 5:6; Йебамот 15:6; Кетубот 5:2
- ^ Йебамот 15:47; Министр 5:5
- ^ Геребофф, Джоэл (1979). Раввин Тарфон: традиция, человек и ранний раввинистический иудаизм . Миссула, Монтана: Scholars Press. п. 432 . ISBN 0-89130-299-9 .
- ^ Берахот 6:8
- ^ Песахим 10:6
- ^ Бава Меция 4:3, 5:7
- ^ Кетубот 9:2,3
- ↑ Бава Камма 2:5 и барайтот, связанный с этим отрывком, стр. 26.
- ^ Маккот 1:10; сравните Франкеля, «Юридические доказательства», стр. 48, Тарфон, Берлин, 1846 г.
- ^ Кетубот 84а; Песахим 117, 118
- ^ Микваот 1; Кидуш 66; Йерушалми Йома 1:1; Экклезиаст 4:5; Экклезиаст 1:10; Керитот 5:3
- ^ Менахот 12:5; возможно, однако, ошибка рабби Акивы
- ^ Ядаим 4:3
- ^ Песахим 117а, 118а; Ты ушел 83а
- ^ Тосефта Кейлим Меция 1:3
- ^ Тосефта Берахот 4:16
- ^ Кидушин 40б.
- ^ Эстер Раба 6:2,5
- ^ Авот раввина Натана 2
- ^ Пиркей Авот 2:15
- ^ Пиркей Авот 2:16
- ^ Авот де-рабби Натан 11:1
- ^ Тосефта Шаббат 14:4
- ^ Шаббат 116а
- ^ Лоуренс Х. Шиффман. 1998. Тексты и традиции: источник для чтения по изучению Второго Храма и раввинистического иудаизма . Ктав, Хобокен, Нью-Джерси ( ISBN 0-88125-434-7 )
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ТАРФОН» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.