Елеазар бен Азария
Раввинские эпохи |
---|
Елеазар бен Азария ( иврит : אלעזר בן עזריה I века н.э. ) был еврейским танной , то есть Мишнаическим мудрецом. Он был представителем второго поколения и младшим современником Гамалиила II , Элиезера б. Гиркан , Иисус Навин б. Ханания и Акива . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он был коэном и вел свою родословную на протяжении десяти поколений от Ездры , [ 2 ] и был очень богат. [ 3 ] Эти обстоятельства вкупе с его эрудицией снискали ему большую популярность. Когда Гамалиил II был временно низложен из патриархата из-за своего вызывающего поведения, Елеазар, хотя и был еще очень молод, был возведен на эту должность по сознательному выбору своих коллег. Однако он не занимал его надолго, поскольку Синедрион восстановил Гамалиила в должности. Тем не менее, он был оставлен на посту вице-президента (« аб бет дин »), и было решено, что Гамалиил должен читать лекции три (некоторые говорят, две) субботы , а Елеазар - каждую четвертую (или третью) субботу. [ 4 ]
Однажды он отправился в Рим вместе с Гамалиэлем II , рабби Иеошуа и рабби Акивой . [ 5 ] Ни цель путешествия, ни результат миссии не указаны, но то, что были затронуты важные и неотложные дела, видно по времени года, в которое было предпринято путешествие: Суккот праздновали на борту корабля. [ 6 ] С такими же спутниками Елеазар однажды посетил развалины Иерусалимского Храма . [ 7 ] В гостях у престарелого Доса б. Последний Харкинас радостно воскликнул: «В нем я вижу исполнение библейского изречения: [ 8 ] «Я был молод, а теперь стар; но не видел я праведника оставленным и потомства его просящим хлеба». [ 9 ] Последний был накоплен торговлей вином, маслом, [ 10 ] и крупный рогатый скот. [ 11 ] Последующие поколения придерживались мнения, что сон Елеазара б. Азария предвещал приобретение богатства.
При жизни он наслаждался восторженными похвалами своих знаменитых коллег, которые говорили: «То поколение, в котором процветает Елеазар бен Азария, нельзя назвать сиротой». [ 12 ] Когда он умер, ученый сказал: «Со смертью рабби Елеазара бен Азарии был снят венец мудрецов». [ 13 ]
Учения
[ редактировать ]С вступлением Елеазара в патриархат ворота академии открылись для всех желающих. Говорят, что пришлось добавить триста скамеек для размещения нетерпеливой толпы, набившейся в учебные залы. Под его президентством также был предпринят обзор нерешенных вопросов права.
Раввинская гомилетика обязана Елеазару введением правила, называемого семухин (סמוכין = «смежный»), согласно которому один отрывок Священного Писания объясняется или дополняется другим, непосредственно предшествующим или последующим ему. Таким образом, Елеазар заявляет, что клеветник, слушатель и лжесвидетель заслуживают того, чтобы быть брошенными псам. Эту идею он выводит из сопоставления выражения: [ 14 ] «бросьте его псам», и [ 15 ] запрет на распространение ложных сведений, дачу ложных показаний и общение с лжесвидетелями. [ 16 ]
В своих проповедях он обычно стремится извлечь какой-нибудь этический или практический урок.
- Что касается Дня искупления, говорит Библия : [ 17 ] «В тот день... вы будете чисты (ивр. תטהרו = «очистите себя») от всех грехов ваших пред Господом». Из этого стиха Елеазар заключает, что эффективность дня распространяется только на грехи против Бога, в то время как грехи против человека не прощаются, пока обиженная сторона сначала не примирилась. [ 18 ]
- Библия говорит: [ 19 ] «Не гнушайся египтянином ... потому что ты был пришельцем в земле его». По поводу этого стиха Елеазар заметил: «Египтяне приняли израильтян из корысти; тем не менее Бог считает их поступок заслугой. Итак, если тому, кто непреднамеренно оказывает услугу, дается знак заслуг, тем более тому, кто намеренно делает доброе дело». [ 20 ]
- Подобным же является его вывод из Второзакония 24:19 , где говорится: «Если ты срежешь жатву твою на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не пойди снова за ним: это будет чужому, ибо сироте и вдове, чтобы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих». «Здесь, — утверждает Елеазар, — Библия обещает благословения тому, кто сделает доброе дело непреднамеренно; следовательно, если кто-то нечаянно потеряет деньги, а нуждающийся найдет их и поддержит на них жизнь, Бог благословит за это проигравшего». [ 21 ]
Библейские интерпретации
[ редактировать ]Елеазар был независим в своих толкованиях Библии . Он часто отвергал Герменевтику мнения Акивы, отмечая: «Даже если ты целый день упорствуешь в расширении и ограничении (см. ) , я не буду слушать тебя». [ 22 ] [ 23 ] или: «Отвернись от Агады и обратись к законам, касающимся проказы и осквернения шатров» (ואהלות נגעים;). [ 24 ] [ 25 ] Прежде всего, он стремился быть методичным. Когда к нему обращались за информацией по библейской теме, он ее предоставлял; Когда его просили объяснить мишну , галаху или агаду , он объяснял каждый пункт. Елеазар был против частых приговоров к смертной казни. По его мнению, суд, который в среднем выносит более одной казни в течение семидесяти лет, является убийственным судом. [ 26 ]
Мудрость
[ редактировать ]Следующие несколько предложений суммируют практическую философию Елеазара: [ 27 ]
- «Где нет изучения Торы, там нет благообразного поведения; где нет благопристойного поведения, там нет изучения Торы. Где нет мудрости, там нет страха Божия; где нет страха Божия, там нет страха Божия. нет мудрости. Там, где нет проницательности, нет знания; без знания нет проницательности. Там, где не хватает хлеба, изучение Торы не может процветать без изучения Торы.
- «С чем можно сравнить того, у кого больше знаний, чем добрых дел? С деревом, у которого много ветвей и мало корней. Приходит буря, вырывает его и переворачивает. Так и в Писании сказано: [ 28 ] «Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет добро; но будут жить в местах сухих, в пустыне, в земле соленой и необитаемой». Но на что похож тот, кто может показать больше добрых дел, чем учености? Дерево с несколькими ветвями и множеством корней. Даже если бы на него обрушились все ветры небесные, они не смогли бы сдвинуть его с места. Таким образом, Библия говорит: [ 29 ] «Он будет как дерево, посаженное при водах, раскинувшее корни свои при реке, и не увидит, когда наступит зной, но лист его будет зелен; и не будет осторожен в год засухи, и не перестанет приносить плод».
Современное критическое исследование
[ редактировать ]Согласно критическому анализу формы, проведенному современным ученым Цви Захави, хотя постановления Елеазара, записанные в Мишне и Тосефте, соответствуют контексту глав, в которых они появляются, тем не менее, Елеазар не представлен в качестве центрального авторитета в формулировании более широкого концепции, лежащие в основе закона, и его традиции не определяют повестку дня закона. Захави заключает: «То, что мы знаем об Елеазаре, таким образом, ограничивается данными, которые несколько редакторов решили сохранить для непосредственных нужд своих сборников. У нас есть лишь краткие сведения обо всей традиции и человеке. Мысль и жизнь Елеазара остается... по большей части непознаваемым». [ 30 ]
Однако см. далеко идущие комментарии Елеазара бен Азарии, сохранившиеся для последующих поколений в BT, Хагига 3б, которые явно представляют основное обоснование и программу для всей совокупности обсуждений Устной Торы талмудическими и более поздними мудрецами. Он говорит там, что те, кто утверждает, что что-то нечисто, и те, кто говорит, что это чисто, те, кто что-то запрещает, и те, кто разрешает это, те, кто дисквалифицирует, и те, кто объявляет (одно и то же) пригодным, - все они правы по-своему. «как написано: «И изрек Бог все слова сии». То есть, если у человека есть «проницательное сердце», он может понять, как и «да», и «нет» могут верно передавать волю ХаШема и быть истинными. Поэтому ключевым моментом для Мудреца является искренняя работа над собственным пониманием данного вопроса, обдумывание его как можно более полно, а затем представление его другим Мудрецам, чтобы они оценили, изменили, добавили или отклонили: это делается не ради того, чтобы быть правым или доминировать, а ради Небес, просто чтобы прояснить вопросы, а затем доверить другим Мудрецам дать окончательную оценку от имени Торы с Синая. Таким образом, согласие мудрецов выражает волю Бога (см. также перекрывающийся текст в 3a–3b). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сифре к Второзаконию 32 ; Синедрион 101а; Берахота 27б
- ^ Берахот 27б; Иерусалимский Талмуд Йебамот 1:3б
- ^ Шаббат 54б; Бейца 23а, ср. Кидушина 49б
- ^ Берахот 27б+; Иерусалимский Талмуд Берахот 4:7c+; Иерусалимский Талмуд Таанит 4:67d
- ^ Смерть грязи 7; Дерех Эрец Раба 5
- ^ Сифра , Амор 16:2; Сукка 41б
- ^ Сифре к Второзаконию 43
- ^ Псалмы 37:25
- ^ Ебамот 16а; Иерусалимский Талмуд Йебамот 1:3а+
- ^ Тосефта Абуда Зара 5:1; Баба Батра 91а
- ^ Шаббат 54б; Бейца 23а
- ^ Хагига 3б; Мехилта , Бо :16
- ^ Тосефта Сота 15:3; Сота 49б; Иерусалимский Талмуд Сота 9:24c
- ^ Исход 22:31
- ^ Исход 23:1
- ^ Песахим 118а; Маккота 23а
- ^ Левит 16:30
- ^ Йома 8:9; Сифра Ахарей Мот 8:2
- ^ Второзаконие 23:7
- ^ Сифре к Второзаконию 252 ; ср. Берахота 63б
- ^ Шифра , Ваикра (Хоба) 12:13; Печать на Второзаконии 18:3
- ^ Сифра , Цав : 11:6
- ^ Менахот 89а
- ^ Хагига 14а
- ^ Синедрион 38б.
- ^ Маккот 1:10
- ^ Пирк Эбботт 3:17; О рабби Натане 22:1
- ^ Иеремия 17:6
- ^ Иеремия 17:8
- ^ Цви Захави, Традиции Елеазара Бен Азарии , Scholars Press для иудаических исследований Университета Брауна, 1977
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Бахер, Аг. Тан. я. 219 и последующие;
- Брюлль, Мебо ха-Мишна, т. 88 и последующие;
- Франкель, Дарке ха-Мишна, стр. 91 и далее;
- Грец, Геш. 2-е изд., IV. 37 и последующие;
- Гамбургер, RBT ii. 156 и последующие;
- Хейлприн, Седер ха-Дорот , ii., св;
- Вайс, Дор, ii. 94 и последующие;
- Закуто , Юхасин, изд. Филиповский , с. 39b и далее.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Елеазар б. Азария» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.