Прозбул
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Второзаконие 15 глава |
Мишна : | Гиттин 4:3, Шевиит 10:3 |
Вавилонский Талмуд : | Ты ушел 34б–37б |
Иерусалимский Талмуд : | Шевиит гл. 10 |
Прозбул греческого ( иврит : פרוזבול , заимствовано из койне : оскорбление ) [ 1 ] был основан на закате Храма Иерусалимского Второго Гиллелем Старшим . Приказ, исторически изданный раввинами, изменил статус индивидуальных частных займов в пользу государственного управления, что лишило их права на аннулирование в год Шмиты . Это позволило бедным получить беспроцентные ссуды до субботнего года , защищая при этом инвестиции кредиторов.
Историческая справка
[ редактировать ]Тора , который предписывает субботний год Шмита каждый седьмой год ( не путать с Юбилеем является годом, следующим за семью циклами Шмиты). [ 2 ] Помимо прочего, уход субботнего года аннулирует все долги. Это один из многих законов Торы, призванный защитить бедных и обездоленных и дать им шанс избежать вечных долгов.
И наоборот, закон нанес ущерб кредиторам, которым никогда не будет возмещена стоимость погашения всех долгов после окончания субботнего года. Богатые отказывались давать в долг деньги в последние годы семилетнего цикла, отказывая бедным даже во временной возможности свести концы с концами. [ 3 ]
Раввинский ответ
[ редактировать ]Раввины того времени считали такое положение дел одновременно серьезным вызовом статус-кво и нарушением многочисленных мицвот , заповедей Торы, которые требуют великодушия к бедным, в том числе одной из вышеупомянутых цитат из Второзакония. [ 4 ] Раввины, по предложению Гиллеля Старшего , создали лазейку в еврейском законе , в которой юридический документ сопровождал беспроцентные ссуды (взимание процентов с соотечественников-евреев запрещено в Торе ), выдаваемые физическими лицами, которые заявляли, что ссуды должны были быть переданы в суд, поскольку закон о прощении не применяется к займам, находящимся в общественном достоянии. Это новаторское учреждение принесло пользу как заемщику, так и кредитору; [ нужна ссылка ] поскольку кредиторы знали, что их деньги в безопасности даже после субботнего года, они, скорее всего, давали взаймы бедным.
В последней главе «Трактата Шевиит» , глава 10, Мишны и Иерусалимского Талмуда подробно описывается юридический документ «Прозбул» и указывается, как он составляется в суде при выдаче кредита. [ 5 ]
Значение
[ редактировать ]Практика просбула была новаторской и противоречивой. «Позже амораимы выразили свое удивление по поводу того, что Гилель осмелился отменить установленный Моисеем закон об освобождении всех долгов каждые семь лет». [ 6 ] В Талмуде ведется серьезная дискуссия о том, имеют ли раввины право искоренить Тору. [ 7 ] и вопрос прозбула является одним из первых примеров проверки этой дискуссии.
Некоторые раввины утверждают, что Юбилейный год определяется Торой только тогда, когда большинство евреев проживают в Земле Израиля. [ 8 ] Таким образом, когда они рассредоточены по всему миру, шмиты Тора не будет требовать , как и некоторых других законов. По словам этих раввинов, Великий Синедрион принял свой собственный закон, согласно которому, находясь в Земле Израиля, евреи должны продолжать соблюдать шмиту , чтобы ее соблюдение не было забыто (до возможного возвращения всего еврейского народа в землю Израиля).
Таким образом, если кто-то согласится, что шмита не применяется, когда израильтяне рассеяны, [ 9 ] Гилель, каким бы великим он ни был, не стал бы менять закон Торы, чтобы он соответствовал потребностям своего времени. Он и его бефдин предписали бы раввинское исключение из раввинского закона. Как отметил Маймонид в главе 9 «Шмита В'Йовель» , когда большинство евреев снова будут жить в Земле Израиля и соблюдение субботних и юбилейных лет станет тораитскими заповедями, прозбул больше нельзя будет использовать. Согласно этой теории, Прозбул , как и эрув , является раввинским исключением из раввинского постановления. Прозбул нельзя использовать, чтобы обойти предписания Торы «шмита» и «йовель» , так же как «эрув» нельзя использовать, чтобы обойти тот факт, что Тора запрещает ношение в общественном достоянии.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рафаэль Патай (декабрь 2007 г.). Еврейский разум . Хазерли Пресс . п. 64. ИСБН 978-1578262465 .
- ^ Второзаконие 15
- ^ Пирс, раввин Стивен. Рее: Как Гилель создал прецедент для изменения закона Еженедельник еврейских новостей Северной Калифорнии. 9 августа 1996 г., по состоянию на 7 сентября 2017 г.
- ^ Второзаконие 15:9
- ^ Лерман, С.М. , изд. (1948). «Шебиит: переведено на английский с примечаниями». Вавилонский Талмуд . Том. 2. Зингер М.Х. (переводчик). Лондон: Сончино Пресс. стр. 143–144.
- ^ Гринстоун, Юлиус Х. « Просбул ». Еврейская энциклопедия . 2002, по состоянию на 15 мая 2007 г.
- ^ Вавилонский Талмуд Евамот 89b–90b
- ^ Вавилонский Талмуд Арачин 32б
- ↑ Правда о документе под названием «Прозбул».