Маттатиас
Маттатиас | |
---|---|
Лидер Маккавеев | |
Преемник | Иуда Маккавей |
Умер | 166–165 гг. до н. э. |
Похороны | |
Проблема | Иуда Маккавей Элеазар Аваран Саймон Тасси Джон Гэдди Джонатан Аппус |
Династия | Хасмонейский |
Религия | иудаизм |
Маттатиас бен Йоханан ( иврит : Маттиньяху хаКоэн ) бен Йоханан ; умер 166–165 до н.э. [ 1 ] был Коэном (еврейским священником), который помог разжечь восстание Маккавеев против эллинистической империи Селевкидов . История Маттафии рассказана во второканонической книге 1 Маккавейской и в трудах Иосифа Флавия . Маттатиасу отведена центральная роль в истории Хануки , и в результате он упоминается в Аль-ХаНиссим молитве , которую евреи добавляют к Биркат Хамазон (благодать после еды) и Амида в течение восьми дней фестиваля.
История
[ редактировать ]Во всех дошедших до нас сведениях периода Второго Храма Маттафия был жителем сельской деревни Модиин , хотя неясно, был ли он уроженцем. [ 2 ] В сообщении Первой Маккавеев говорится, что он покинул Иерусалим и поселился в Модиине. [ 3 ] и хотя рассказ Иосифа Флавия в «Древностях» [ 4 ] соответствует этому, в «Войнах » просто говорится, что Маттафия (или его отец) был «священником деревни под названием Модиин», [ 5 ] подразумевая, что это было его место происхождения. [ 2 ]
, что он был сыном Иоанна (Иоханана) и внуком Симеона, священника из ордена Иоариба В сообщении 1-й книги Маккавеев говорится о происхождении Маттафии, в котором говорится . [ 3 ] Иосиф Флавий добавляет к этой линии имя Асамония в обоих своих рассказах, и хотя более поздние раввинские источники упоминают Хасмонаи как конкретного человека, [ 6 ] «Асмонай» или «Хасмоней», вероятно, означало семейный титул. [ 2 ] Это привело бы к тому, что Маттафия и его потомки стали известны как Хасмонеи. Будучи потомком Иоарива, первого главы священнического подразделения, упомянутого в книге Паралипоменон, он, в свою очередь, был потомком Финееса , третьего первосвященника Израиля . [ 7 ] Как и многие священники, он, скорее всего, служил во Втором Храме в Иерусалиме , хотя источники утверждают, что он был Первосвященником. [ 6 ] [ 8 ] являются относительно поздними и анахроничными. [ 2 ]
Маттафия был отцом Иуды Маккавея (Иуды Маккавея), Елеазара Аварана , Симона Фасси (Симеона), Иоанна Гадди и Ионафана Аппуса (Йонатана).
Первый этап восстания
[ редактировать ]Сообщения Первой Маккавеев и Иосифа Флавия во многом совпадают в описании репрессивных законов, которые эллинистическая администрация навязала еврейской религии, и роли, которую Маттафия сыграл в противодействии им. [ 2 ]
В 168–167 гг. До н. э. началась серия преследований традиционного иудаизма Селевкидами, возглавляемая царем Антиохом IV Эпифаном первосвященником Менелаем и, возможно, также .
В 167 г. до н.э. в Модиине появилась рота греческих солдат с приказом обеспечить соблюдение постановлений Антиоха о принесении жертв греческим богам . Маттафию, как уважаемого члена общины, попросили служить примером и возглавить деревню в жертвоприношении языческим божествам, а обещали богатство и престижный титул «Друг короля» взамен ему . Маттафия отказался, и когда другой еврей выступил вперед, чтобы сделать это, Маттафия убил и его, и правительственного чиновника, наблюдавшего за жертвоприношением, и сплотил своих сторонников: [ 9 ] [ 2 ]
Пусть все, кто ревнитель закона и поддерживает завет, выйдут со мной!
- Маттатиас после убийства чиновника греческого правительства, который принуждал его к жертвоприношению; 1 Маккавейская 2:27
После драматического убийства чиновника и еврея он и его пятеро сыновей бежали в пустыню Иудеи , где начали создавать партизанские силы из последователей. Эта местность тогда была известна как Холмы Гофна, регион недалеко от современной Джифны . Он руководил восстанием один год, а перед смертью поручил двум своим сыновьям разные роли, исходя из их индивидуальных качеств. Симон был назначен советником, а Иуда — военачальником. [ 10 ] [ 2 ] Согласно Первой Маккавейской книге , он умер в 146-м году древнемакедонского календаря , что соответствует некоторому моменту между весной 166 г. – весной 165 г. до н. э., и был похоронен в гробнице своих предков в Модиине. [ 11 ] [ 12 ]
Вклад в религиозное право
[ редактировать ]В еврейских писаниях нет явного упоминания о запрете войны в субботу , а также нет никакого упоминания о воздержании от битвы в субботу. [ 13 ] Тем не менее, к периоду Второго Храма стало ясно, что бои в субботу широко считались евреями запрещенными, даже вплоть до крупномасштабных поражений и смертей. Начиная с вторжения в Иерусалим Птолемея I Сотера . [ 13 ] зафиксирован ряд случаев в трудах Иосифа Флавия и в книгах Маккавеев , когда еврейские бойцы воздерживались от боя и даже жертвовали своей жизнью перед лицом врага, чтобы не осквернять субботу . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Говорят, что после одного из таких инцидентов Маттатиас приказал:
«Давайте сражаться против всякого, кто придет напасть на нас в субботу; давайте не будем все умирать, как наши родственники умерли в своих укрытиях». [ 20 ]
Это самый ранний известный отказ от общепринятого запрета сражаться в субботу; позже, в период Второго Храма, это разрешение было расширено и теперь включает не только оборонительные действия, но и наступательные. Этот процесс отражен в раввинских источниках, где было развито постановление. [ 21 ] и окончательно канонизирован галахическим указом. [ 22 ]
Контекст
[ редактировать ]Это был первый шаг Маккавеевского восстания, результатом которого стала независимость евреев, которой не было более 400 лет. События войны Маккавеев легли в основу праздника Ханука , который отмечается евреями 25-го кислева (по еврейскому календарю , что соответствует середине ноября — концу декабря по григорианскому календарю ).
В литературе и литургии
[ редактировать ]Маттафия упоминается в истории Маккавеев, найденной во второканонической книге 1 Маккавеев , у Иосифа Флавия и в талмудических ссылках (Шаббат 21б, Шаббат 23а – относящиеся к свечам). Он также упоминается в главе 28 книги « 1 Мекабьян» , книги, которая считается канонической в эфиопской православной церкви Тевахедо . [ 23 ] [ нужен лучший источник ] Молитва « Аль ха-Нисим », добавленная в Амида и Биркат Хамазон на Хануку , относится к истории Маккавеев и к Маттафии по имени.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Махлон Х. Смит» . Virtualreligion.net . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гафни, Исайя (2007). «Мататиас». В Скольнике, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики Лиф-Мек . Том. 13 (2-е изд.). Мичиган: Томсон Гейл. п. 685.
- ^ Jump up to: а б 1 Маккавеев 2:1.
- ^ Иосиф Флавий, Древности 12:265.
- ^ Иосиф Флавий, Еврейская война 1:36.
- ^ Jump up to: а б Вавилонский Талмуд, Мегила 11а.
- ^ 1 Паралипоменон 24:7.
- ^ Трактат Соферим 20:6
- ^ Сколник, Бенджамин Эдидин (2010). «Маттафиас и еврей из Модейна» . Журнал библейской литературы . 129 (3): 464 – через JSTOR.
- ^ 1 Маккавеи 2:65-66.
- ^ Бар-Кохва, Бецалель (1989). Иуда Маккавей: Борьба евреев против Селевкидов . Издательство Кембриджского университета. п. 472. ИСБН 0521323525 .
- ^ 1 Маккавеи 2:69–2:70
- ^ Jump up to: а б Герр, Моше Давид (1961). «Проблема войны в субботу во Втором Храме и в талмудические периоды» . Тарби (на иврите). 30 (3): 242 – через JSTOR.
- ^ Иосиф Флавий, Древности 12.1.
- ^ Иосиф Флавий, Против Апиона 1.22.
- ^ 1 Маккавеев 1:29-32.
- ^ 2 Маккавеев 5:24-26.
- ^ 1 Маккавеев 2:29-37.
- ^ Герр, Моше Давид (1961). «Проблема войны в субботу во Втором Храме и в талмудические периоды». Тарби (на иврите). 30 (3): 242–243.
- ^ 1 Маккавеев 2:41.
- ^ Герр, Моше Давид (1961). «Проблема войны в субботу во Втором Храме и в талмудические периоды». Тарби (на иврите). 30 (3): 247–253.
- ^ Маймонид, Мишне Тора, Суббота 2:23-25.
- ^ «Тора Иешуа: Книга Мекабьяна I–III» . 11 июля 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Вейр, Уильям (2004). 50 битв, изменивших мир: конфликты, больше всего повлиявшие на ход истории . Сэвидж, Мэриленд: Barnes and Noble Books. ISBN 0-7607-6609-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись о Маттатиасе бен Йоханане в историческом справочнике Махлона Х. Смита