Жизненное тепло
Жизненное тепло , также называемое врожденным или естественным теплом , или Calidum innatum , — это термин в древнегреческой медицине и философии , который обычно обозначал тепло, вырабатываемое внутри тела, обычно тепло, вырабатываемое сердцем и системой кровообращения . Жизненное тепло было несколько спорным вопросом, поскольку раньше считалось, что тепло приобретается из внешнего источника, такого как элемент огня.

Происхождение концепции
[ редактировать ]Ранее считалось, что тепло поглощается из внешних источников; однако на концепцию жизненного тепла в той или иной степени натолкнулись физиологические наблюдения, связывающие холод с мертвыми, а тепло с живыми. «Для концепции жизненного тепла мы можем — несколько произвольно — взять отправную точку у Парменида . Его соотношение мёртвого с холодом, живого с тёплым, возможно, не было изначально задумано как вклад в физиологию, однако физиологическое значение этой мысли было воспринято его преемниками; свидетель Эмпедокл , который учил, что «сон наступает, когда жар крови охлаждается до должной степени, смерть — когда она становится совсем холодной»». [1] Аристотель в конечном итоге изменил эту доктрину, заявив, что «сон — это временное подавление внутреннего тепла другими факторами тела, смерть — его окончательное угасание». [1]
Жизненное тепло и древняя медицина
[ редактировать ]
По мнению древнегреческих врачей, жизненное тепло вырабатывалось сердцем , поддерживалось пневмой (воздухом, дыханием, духом или душой ) и циркулировало по всему телу посредством кровеносных сосудов, которые считались неповрежденными трубками, использующими кровь для передачи тепла. Аристотель поддержал этот аргумент, показав, что, когда сердце становится холодным по сравнению с другими органами, человек умирает. Он считал, что тепло, выделяемое сердцем, заставляет кровь реагировать аналогично кипению, расширяясь через кровеносные сосуды с каждым ударом. Такая сильная жара, по его словам, может привести к самопоглощающему пламени , если его не охладить воздухом из легких. [2]
Гален писал в «О полезности частей тела» (170): «Сердце есть как бы очаг и источник врожденного тепла, которым управляется животное». В 11 веке Авиценна согласился с этим утверждением, заявив, что сердце производит дыхание , «жизненную силу или врожденное тепло» внутри тела в своем «Каноне медицины» . [3]
Позднее термин « врожденное тепло» был приписан трению, вызванному движением крови по артериям, о чем свидетельствует « Циклопедия» (1728 г.):
- «Ибо отсюда мы знаем, что это врожденное тепло есть не что иное, как истощение частей крови, вызванное ее циркуляционным движением, особенно в артериях». [4]
Взгляды Аристотеля
[ редактировать ]Аристотель считал, что источник жизненного тепла находится в сердце и тесно связан с душой. «Эта связь для Аристотеля не просто случайное соединение, а, скорее, существование жизненного тепла обусловлено самой основной жизнедеятельностью: питанием . В De anima ii 4.416b28-29 Аристотель говорит: «Вся пища должна быть способна быть переваривается, и то, чья деятельность вызывает пищеварение, есть тепло. По этой причине все живое имеет тепло». [5] Хотя выдающиеся ученые, такие как Аристотель, принимали эту концепцию врожденного тепла и его роли в пищеварении, были и другие, которые были настроены скептически и придерживались другой точки зрения. «Однако, если мы ищем предшественников теорий Аристотеля, наиболее важные из них, вероятно, можно найти в « Тимее» . Здесь Платон довольно подробно показывает, как при дыхании «горячее» в нас охлаждается воздухом, поступающим извне, и он полагается на режущую силу огня, которая здесь идентична «Горячему», чтобы объяснить процесс пищеварения. [1]

Наряду со своей теорией о роли жизненного тепла в питании и пищеварении Аристотель считал, что жизненное тепло играет роль в воспроизводстве, охватывающем несколько физических частей тела, отличных от частей, участвующих в питании. Аристотель считал, что кровь создается в процессе пищеварения посредством жизненного тепла, а затем выталкивается к конечностям тела. Однако кровь не находится в своей окончательной форме, а превращается в окончательное вещество, которое будет использоваться для питания тела. «Аристотель считает, что семя — это пища на последней стадии приготовления, прежде чем оно становится частью тела. Следовательно, кровь, прежде чем превратиться в плоть, кости и т. д., сначала превращается в семя». [5] Хотя кровь еще не в своей окончательной форме, ее все еще можно использовать для питания тела и создания плоти и костей. «У молодых мужчин нет спермы, потому что превращение в плоть и кости должно происходить быстро из-за их быстрого роста. А у женщин нет спермы, потому что они не такие горячие, как мужчины, и поэтому им не хватает способности превращать кровь в сперму». [5] Кровь у женщин естественным образом используется для объяснения менструаций . Поэтому, когда мужчина и женщина совокупляются и у женщины выделяется сперма, менструальные выделения и сперма смешиваются и начинают процесс, который создает новый организм. «То, что именно тепло семени придает ему способность вызывать менструацию, доказывается, согласно Аристотелю, тем фактом, что у некоторых насекомых, которые не производят семя, самка вставляет часть своего тела в самца, который затем под действием тепла мужчины». [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сольсмен, Фридрих (1957). «Жизненное тепло, врожденная пневма и эфир». Журнал эллинистических исследований . 77 (Часть 1): 119–123. дои : 10.2307/628643 . JSTOR 628643 .
- ^ Лутц, Питер. Расцвет экспериментальной биологии . Хумана Пресс. 2002. ISBN 0-89603-835-1 .
- ^ Финдлен, Паула. « История сердца ». История Тела . Стэнфордский университет. URL-адрес открыт 27 мая 2006 г.
- ^ Чемберс, Ефрем (1728). «Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук» . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Штудтманн, Пол (2004). «Жизненная емкость и жизненное тепло у Аристотеля» . Древняя философия . 24 (2): 365–379. дои : 10.5840/ancientphil200424247 . Проверено 23 марта 2014 г.