Jump to content

Различие сущности и энергий

(Перенаправлено с «Энергии Бога» )

В восточно-православном ( паламитском ) богословии существует различие между сущностью ( ousia ) и энергиями ( energeia ) Бога . Он был сформулирован Григорием Паламой (1296–1359) в защиту афонской монашеской практики исихазма. [ примечание 1 ] против обвинения в ереси , выдвинутого ученым -гуманистом и теологом Варлаамом Калабрийским . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Восточно-православные богословы обычно считают это различие реальным, а не просто концептуальным. [ 4 ] Исторически западная христианская мысль, начиная со времен Великого раскола, имела тенденцию отвергать различие сущности и энергий как реальное в случае Бога, характеризуя эту точку зрения как еретическое введение неприемлемого разделения в Троице и наводящее на мысль о многобожии . [ 5 ] [ 6 ]

Историческая справка

[ редактировать ]

Различие сущности и энергии было сформулировано Григорием Паламой Салоникским умному (1296–1359) в защиту афонской монашеской практики исихазма , мистического упражнения «безмолвия», способствующего непрестанной внутренней молитве и созерцанию Бога, против обвинение в ереси, выдвинутое ученым -гуманистом и теологом Варлаамом Калабрийским . [ 1 ] [ 2 ]

Мистагогическое Великого учение об исихазме было одобрено в Восточной Православной Церкви рядом местных исихастских соборов в XIV веке, а поминовение Григория во время литургического периода поста рассматривается как продолжение Недели Православия . [ 7 ] [ 5 ]

Восточно-православные взгляды

[ редактировать ]

Эссенция и энергия

[ редактировать ]

В восточно-православном богословии сущность Бога называется ousia , «все, что существует само по себе и не существует в другом», и отличается от его энергий ( energeia по-гречески, actus по-латыни) или действий, реализующихся в мире. [ 8 ]

Усия Бога — это Бог, каков Бог. Сущность, бытие, природа и субстанция [ нужны разъяснения ] Бог, как учит восточное христианство, не сотворен и не может быть постигнут словами. По мнению Лосского, усия Божия есть «то, что не находит существования и существования ни в другой, ни в какой-либо другой вещи». [ 9 ] Усия Божья не имеет необходимости или существования, которая нуждается или зависит от чего-либо, кроме себя самой. [ 9 ]

Именно энергии Бога позволяют нам ощутить что-то от Божественного сначала посредством чувственного восприятия, а затем интуитивно или умственно . Как утверждает святитель Иоанн Дамаскин в главе 4 « Точного изложения православной веры» , «все, что мы положительно говорим о Боге, показывает не Его природу, но то, что относится к Его природе». [ 10 ]

Различие между сущностью и энергией

[ редактировать ]

Настоящее различие

[ редактировать ]

По словам о. Иоанна Романида , Палама считает различие между сущностью Бога и его энергиями «реальным различием», в отличие от томистского «виртуального различия» и шотландского «формального различия». Романидес подозревает, что Варлаам принял «формальное различие» между сущностью Бога и его энергиями. [ 11 ] Другие авторы согласны с тем, что Палама считает различие между божественной сущностью и божественными энергиями «реальным». [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

По мнению Владимира Лосского из неопатристической школы, если мы отрицаем реальное различие между сущностью и энергией, мы не можем установить какую-либо четкую границу между процессией божественных личностей (как существований и/или реальностей Бога) и творением мира: и то, и другое будут одинаково деяниями божественной природы (строго нетварными от нетварных). Существо и действия Бога тогда казались бы идентичными , что привело бы к учению пантеизма . [ 20 ]

Современная интерпретация

[ редактировать ]

Некоторые современные ученые выступают против описания различия сущности и энергий Паламы в Боге как метафизически «реального» различия. Ортодоксальный богослов-философ Дэвид Бентли Харт выражает сомнение, «что Палама когда-либо намеревался предложить реальное различие между сущностью и энергиями Бога». [ 21 ] Г. Филипс утверждает, что различие Паламы не является « онтологическим » различием, а, скорее, аналогом «формального различия» в скотистском смысле этого слова. [ 22 ] По словам доминиканского католического историка-богослова о. Эйдан Николс , различие сущности и энергий Паламы - это «не просто в силу его спасительного действия ab extra , и тем более не просто «формальное» различие, чего-то требуемого ограниченными рабочими способностями человеческого разума». [ 4 ]

Согласно исследованию Паламы Анной Н. Уильямс, которое является более поздним, чем оценки Харта и Филипса, только в двух отрывках Палама прямо заявляет, что энергии Бога «столь же конститутивно и онтологически отличны от сущности, как три Ипостаси». и в одном месте он ясно выражает свою точку зрения, неоднократно подразумеваемую в других местах, что сущность и энергии не одни и те же; но Уильямс утверждает, что даже в этих отрывках Палама не намеревался приводить доводы в пользу «онтологического или полностью реального различия» и что интерпретация его учения некоторыми его полемическими современными учениками ложна. [ 22 ]

Восточно-православная критика западного богословия

[ редактировать ]

Восточно-православные богословы критиковали западное богословие, особенно традиционное схоластическое утверждение о том, что Бог есть actus purus , за его предполагаемую несовместимость с различием между сущностью и энергиями. Христос Яннарас пишет: «Запад путает сущность Бога с его энергией, считая энергию свойством божественной сущности и интерпретируя последнюю как «чистую энергию» (actus purus)». [ 23 ] По словам Джорджа К. Пападеметриу, различие между сущностью и энергиями «противоречит западному смешению нетварной сущности с нетварными энергиями, и это происходит из-за утверждения, что Бог есть Actus Purus». [ 24 ]

Католические перспективы

[ редактировать ]

Католическая церковь проводит различие между доктриной, которая является единственной и должна быть принята католиками, и богословскими разработками доктрины, по поводу которых католики могут законно не соглашаться. Что касается восточной и западной богословских традиций, Католическая церковь признает, что иногда одна традиция может «приблизиться к полному пониманию некоторых аспектов тайны откровения, чем другая, или [выразить] ее с большей выгодой. " В таких ситуациях Церковь рассматривает различные богословские выражения «часто как взаимодополняющие, а не противоречащие друг другу». [ 25 ]

По мнению Мейендорфа, со времен Паламы до двадцатого века римско-католические богословы в целом отвергали идею о том, что в Боге существует реальное различие между сущностью и энергиями. По их мнению, реальное различие между сущностью и энергиями Бога противоречило учению Первого Никейского Собора. [ 26 ] о божественном единстве . [ 5 ] Католический богослов Людвиг Отт считал, что отсутствие реального различия между атрибутами Бога и сущностью Бога является догмой католической церкви. [ 27 ] [ 28 ]

Напротив, Юрген Кульманн утверждает, что католическая церковь никогда не считала паламизм ересью, добавляя, что Палама не считал, что различие между сущностью и энергиями в Боге делает Бога составным. [ 22 ] По словам Кульмана, «отрицание реального различия между сущностью и энергиями не является предметом католической веры». [ 29 ]

По словам Мейендорфа, в конце двадцатого века отношение римско-католических богословов к Паламе изменилось, произошла его «реабилитация», которая привела к тому, что все больше частей Западной церкви стали считать его святым, даже если он неканонизирован. [ 26 ] Некоторые западные ученые утверждают, что между учением Паламы и католической мыслью об этом различии нет противоречия. [ 22 ] По мнению Г. Филипса, различие сущности и энергии Паламы является «типичным примером вполне допустимого богословского плюрализма», совместимого с римско-католическим учением. [ 22 ] Джеффри Д. Финч утверждает, что «будущее сближения Востока и Запада, похоже, приведет к преодолению современной полемики нео-схоластики и неопаламизма». [ 22 ] Некоторые западные богословы включили различие между сущностью и энергиями в свое мышление. [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]
Православное богословие
Неопаламизм
Стохастика
Западная философия
Азия
иудаизм

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мистическое упражнение «спокойствия», способствующее непрестанной внутренней молитве и умственному созерцанию Бога.
  1. ^ Перейти обратно: а б «обвинение Григория Паламы в мессалианстве» – Антонио Кариле, Салоники как центр православного богословия – перспективы сегодняшней Европы Салоники 2000, стр. 131–140 (английский перевод предоставлен Апостольской Диаконией Греческой Церкви).
  2. ^ Перейти обратно: а б о паламитском споре и связанных с ним темах Заметки Джона С. Романидиса , Греческий православный богословский обзор , том VI, номер 2, зима, 1960–61. Издано издательством Греческой православной богословской школы Святого Креста, Бруклин, Массачусетс.
  3. ^ «В поисках священного покоя» . 17 марта 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Николс, Эйдан (1995). Свет с Востока: Авторы и темы в православном богословии, Часть 4 . Шид и Уорд. п. 50. ISBN  9780722050804 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Несомненно, лидеры партии держались в стороне от этих вульгарных практик наиболее невежественных монахов, но, с другой стороны, они распространяли опасные богословские теории. Палама учил, что аскетизмом можно достичь телесного, т. е. чувственного взгляда, или восприятия. Он также считал, что в Боге существует реальное различие между Божественной Сущностью и Ее атрибутами, и он определил благодать как одну из Божественных свойств, сделав ее чем-то нетварным и бесконечным. Эти чудовищные заблуждения были осуждены калабрийским Варлаамом. , Никифором Григорой и Актиндином. Конфликт начался в 1338 году и завершился только в 1368 году торжественной канонизацией Паламы и официальным признанием его ересей. Он был объявлен «святым врачом» и «одним из величайших среди ересей». Отцы Церкви», а его сочинения были провозглашены «непогрешимым руководителем христианской веры». Тридцать лет непрекращающихся споров и разногласных соборов закончились возрождением многобожия» ( Саймон Вайле, «Греческая церковь» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк: компания Robert Appleton, 1909)
  6. ^ Джон Мейендорф (редактор), Григорий Палама – Триады , с. xi. Паулист Пресс, 1983, ISBN   978-0809124473 , хотя такое отношение никогда не было повсеместно распространено в Католической церкви и подвергалось еще более широкой критике в католическом богословии последнего столетия (см. раздел 3 этой статьи). Проверено 12 сентября 2014 г.
  7. ^ Фортескью, Адриан (1910), Исихазм , том. VII, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 3 февраля 2008 г.
  8. ^ Аристотель Восток и Запад Дэвида Брэдшоу, стр. 91, 95 Cambridge University Press (27 декабря 2004 г.) ISBN   978-0-521-82865-9
  9. ^ Перейти обратно: а б Мистическое богословие Восточной церкви , Владимир Лосский, SVS Press, 1997, стр. 50–55, ISBN   0-913836-31-1 (James Clarke & Co. Ltd., 1991. ISBN   0-227-67919-9 )
  10. ^ Мистическое богословие Восточной церкви , Владимир Лосский, SVS Press, 1997. ISBN   0-913836-31-1 (James Clarke & Co. Ltd., 1991, стр. 73, ISBN   0-227-67919-9 )
  11. ^ Джон С. Романидес, Заметки о споре о паламитах и ​​смежных темах . Православие.com. Проверено 13 сентября 2014 г.
  12. ^ Джозеф Пол, Догматическое богословие , «Сущность Бога по отношению к Его атрибутам», том. 1, с. 146
  13. ^ Эрвин Фаблбуш, Энциклопедия христианства , том. 4, с. 13, ISBN   978-0802824165 . Эрдманс . Проверено 13 сентября 2014 г.
  14. ^ Джон Мейендорф (1979) Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы , с. 59. Издательство Фордхэмского университета, ISBN   978-0823209675 . Проверено 13 сентября 2014 г.
  15. ^ Джон Фаррелли (2005) Троица: заново открывая центральную христианскую тайну , Роуман и Литтлфилд. п. 108. ISBN   978-0742532267 . Проверено 13 сентября 2014 г.
  16. ^ Цистерцианские исследования , том. 7 (1990), Цистерцианские публикации, с. 258. Книги.google.com. Проверено 13 сентября 2014 г.
  17. ^ Владимир Лосский, Мистическое богословие Восточной Церкви , стр. 73, 77. Издательство Св. Владимирской семинарии, 1976. ISBN   978-0913836316 . Проверено 13 сентября 2014 г.
  18. ^ Gabriel Bunge, The Rublev Trinity , p. 75. St. Vladimir's Seminary Press, 1 January 2007, ISBN   978-0881413106 , дата обращения 13 сентября 2014 г.
  19. ^ Карл Ранер, Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi , стр. 391. А&С Блэк, 1975, ISBN   978-0860120063 . Проверено 13 сентября 2014 г.
  20. ^ «Если мы отрицаем реальное различие между сущностью и энергией, мы не можем установить какую-либо очень четкую границу между исхождением божественных личностей и творением мира: и то, и другое будет в равной степени актами божественной природы. Существо и действие Божие тогда казалось бы тождественным и имеющим тот же характер необходимости, как это замечает св. Марк Ефесский (пятнадцатый век). Мы должны тогда различать в Боге Его природу, которая есть одна и три ипостаси; и нетварная энергия, исходящая из природы, от которой она неотделима, и проявляющая ее, если мы причастны Богу в Его энергиях по мере наших способностей, это не значит, что в Его исхождении и дополнительно Бог не проявляет Себя. Бог никоим образом не уменьшается в Своих энергиях; Он полностью присутствует в каждом луче Своей божественности». Мистическое богословие Восточной Церкви , Владимир Лосский, SVS Press, 1997, стр. 73–75 ( ISBN   0-913836-31-1 ) James Clarke & Co. Ltd., 1991. ( ISBN   0-227-67919-9 )
  21. ^ Дэвид Бентли Харт, Красота бесконечного , с. 204, Эрдманс, 2004 г., ISBN   978-0802829214 . Проверено 13 сентября 2014 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Майкл Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), Участники Божественной природы: история и развитие обожения в христианских традициях (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN   0-8386-4111-3 ), стр. 243–244, Fairleigh Dickinson Univ Press, 2007 г. ISBN   978-0838641118 . Проверено 13 сентября 2014 г.
  23. ^ Христос Яннарас, Православие и Запад: эллинская самоидентификация в современную эпоху (Holy Cross Orthoid Press, 2006), с. 36.
  24. ^ Джордж К. Пападеметриу, Знакомство со Св. Григорием Паламой (Holy Crossправославная пресса, 2004), с. 61.
  25. ^ «UnitatisRedintegratio» . Архивировано из оригинала 6 марта 2013 года. В изучении откровения Восток и Запад следовали разным методам и по-разному развили свое понимание и исповедание Божьей истины. Поэтому неудивительно, если время от времени одна традиция приближалась к полному пониманию некоторых аспектов тайны откровения, чем другая, или выражала их с большей выгодой. В таких случаях эти различные богословские выражения следует часто рассматривать как взаимодополняющие, а не противоречащие друг другу. Конкретным примером применения этого принципа является отдельная презентация в Католической энциклопедии 1912 года статьи о Пресвятой Троице, архивированной 13 мая 2011 года в Wayback Machine, доктрины Церкви о Троице, как она интерпретируется в греческом богословии и в латинском богословии, без очернения. любая интерпретация.
  26. ^ Перейти обратно: а б Джон Мейендорф (редактор), Григорий Палама – Триады , с. xi. Паулист Пресс, 1983, ISBN   978-0809124473 . Проверено 12 сентября 2014 г.
  27. ^ «Различивая Бога и Его атрибуты, человек идет против доктрины веры: «Божественные Атрибуты действительно тождественны между собой и с Божественной Сущностью» ( De fide ). Причина кроется в абсолютной простоте Бога. Принятие реального различия (distinctio realis) привело бы к признанию состава в Боге, а вместе с тем и к растворению Божества. В 1148 году Синод в Реймсе в присутствии папы Евгения III осудил: на примере св. Бернара Клервоского, учение Жильбера Пуатье, который, по обвинению своих оппонентов, постулировал реальное различие между Деусом и Дивинитас, так что в Боге возникло бы кватернион (Три Лица плюс Божество). Это учение, которое не очевидно в трудах Гилберта, было отвергнуто на Реймском соборе (1148 г.) в присутствии Папы Евгения III ( D. 389. Архивировано 20 января 2011 г. в Wayback Machine и далее)» (Джеймс Бастибл) . (редактор)
  28. ^ Доктор Людвиг Отт, Основы католической догмы , стр. 28, Tan Books and Publishers, 1960, дата обращения 12 сентября 2014 г.)
  29. ^ Кэтрин Моури ЛаКунья, Бог для нас: Троица и христианская жизнь , стр. 200. ХарперСан-Франциско, 1991 г., ISBN   9780060649128 . Проверено 12 сентября 2014 г.
  30. ^ Каллистос Уэр Оксфордский спутник христианской мысли ; (Издательство Оксфордского университета, 2000 г.) ISBN   0-19-860024-0 ), с. 186. Проверено 21 января 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9455a7a4f5ff0adc91fd8962406f3205__1701840660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/05/9455a7a4f5ff0adc91fd8962406f3205.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Essence–energies distinction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)