Совет Реймса (1148 г.)
В 1148 году Реймсский собор созвал папа Евгений III для рассмотрения различных вопросов, стоящих перед Церковью . Первоначально вызов на совет был разослан в октябре 1147 года, и он должен был состояться в феврале 1148 года в Трире , но условия там были таковы, что он был перенесен в Реймс . Ряд епископов и других созванных церковников не присутствовали, и Евгений отстранил многих из не присутствовавших, за исключением других церковников Италии, которые были оправданы. Совет собрался 21 марта 1148 года и, как сообщается, продлился в общей сложности 11 дней, что дает дату окончания 1 апреля 1148 года. Однако возможно, что он был короче, учитывая, что значительный рост населения Реймса приведет к значительному увеличению населения Реймса. истощили ресурсы города. [ 1 ]
После завершения собора Евгений провел консисторический суд над Жильбером Пуатье , епископом Пуатье , обвиненным в еретическом учении. В конце концов Гилберту разрешили вернуться на свою кафедру.
Предварительные мероприятия и участники
[ редактировать ]В письме Евгения Сугерию , аббату Сен-Дени , от 6 октября 1147 года Трир уже был назван местом проведения совета. Впервые он был созван 11 октября 1147 года Евгением, который приказал епископам и другим прелатам собраться в Трире 21 марта 1148 года. Это известно из письма, отправленного папой Генриху Здику , епископу Ольмюца . Хотя в письме, отправленном Папой на следующий день, 12 октября 1147 года, Эберхарду, архиепископу Зальцбургскому , был назван Труа , это, по-видимому, ошибка переписчика. местом расположения [ 1 ]
Папская свита прибыла в Трир 30 ноября 1147 года, но вскоре после этого папа, движимый жалобами жителей Трира, решил перенести разбирательство и объявил в феврале 1148 года, что совет переедет в Реймс, но уже сохранил дату. зафиксированный. Особенностью собора было то, что папа приказал присутствовать на нем различным епископам и другим церковникам. Хотя некоторые из задержанных были оправданы, в качестве причины было названо в основном плохое здоровье, а не необходимость иметь дело с их конкретным офисом. Те, кто не явился на заседание, были отстранены от должности. Однако итальянских епископов по большей части освободили от присутствия, поскольку в июле 1148 года Евгений провел совет в Кремоне , на котором были объявлены Реймсские указы. [ 1 ]
Хотя количество присутствовавших испанских епископов неизвестно, известно, что среди них был Раймон де Советат , архиепископ Толедо . Король Леона и Кастилии Альфонсо VII ходатайствовал перед Папой о снятии приговоров с тех епископов, которые не присутствовали. Король Англии Стефан отказал в разрешении присутствовать кому-либо из английских епископов, за исключением епископов Херефорда, Норвича и Чичестера. [ 1 ] Именно папский вызов стал причиной ссоры архиепископа Кентерберийского Теобальда Бека со своим королем после того, как Стефан отказал архиепископу в разрешении поехать на совет. Несмотря на это, Теобальд ускользнул от охраны и нанял рыбацкую лодку, чтобы переправить его через Ла-Манш на совет. [ 2 ]
Точное общее количество присутствовавших епископов, архиепископов и аббатов неизвестно. Оценки варьируются от 1100 до 400, причем гораздо более вероятно меньшее число. Присутствовавшие были выходцами из стран, позднее ставших Францией, Германией, Англией и Испанией, и, в соответствии со временем, в их число входили не только вызванные прелаты, но также их слуги и чиновники, что составляло истинное число людей. в Реймсе невозможно оценить с легкостью. [ 1 ]
Совет
[ редактировать ]
Собор открылся в Реймском соборе 21 марта 1148 года, в воскресенье. Папа Евгений и его сопровождающие прибыли в Реймс к 9 марта. Основной задачей совета было обсуждение ряда канонов. Большинство из них не были новыми мерами, поскольку они были обнародованы предшественником Евгения на соборах в Реймсе в 1131 году и на Латеранском соборе 1139 года . Все предложенные каноны были одобрены, за исключением одного, касающегося облачения духовенства, против которого выступили Райнальд Дассель и другие немецкие священнослужители. [ 1 ] В этом каноне были запрещены плащи из меха. [ 3 ] Другой канон, осуждающий церковный брак, был встречен с насмешкой, так как члены собора считали, что все духовенство уже должно знать, что брак им запрещен. [ 4 ]
Совет Реймса также осудил Эона де л'Этуаля , бретонского еретика, и приказал его арестовать. В конце концов его пытали, чтобы добиться признания, и заключили в тюрьму до самой смерти в 1150 году. [ 5 ] Дальнейшие указы осуждали анаклетов и сторонников более раннего антипапы , ранее осужденного в 1136 году. [ 6 ] Дальнейшим побочным делом было урегулирование спора между двумя норманнскими аббатами, Евстахием из аббатства Жумьеж и Робертом из аббатства Святого Винсента в Ле-Мане , вопрос, решение которого было поручено двум кардиналам. Решение было принято 5 апреля. Другие споры, в том числе другие случаи раздора между настоятелями, также рассматривались на соборе, хотя и не обязательно во время заседаний совета. В работу совета также входило подтверждение отлучения епископа Доля и епископа Сен-Брие . Хотя было сказано, что епископ Орлеанский и епископ Труа были низложены собором, это ошибочно и, вероятно, связано с количеством священнослужителей, которые были отстранены от занятий за непосещение. [ 1 ]
На соборе или вскоре после него умерло несколько церковников, в том числе Роберт де Бетьюн , епископ Херефордский , который заболел на третий день собора и умер либо 14, либо 16 апреля 1148 года. Епископ Ангулемский умер в июне. , после посещения совета. Альберо де Монтрей , архиепископ Трирский , был уже настолько болен, что его привезли на собор на носилках. [ 1 ]
Консистория
[ редактировать ]Хотя собор, вероятно, закончился 1 апреля, Евгений попросил ряд присутствующих остаться после формального закрытия собора, чтобы рассмотреть дело Жильбера Пуатье , находившегося под следствием по подозрению в ереси , связанной с его учением. [ 1 ] Главной проблемой Гилберта, похоже, был его запутанный словарный запас и стиль письма, из-за которых его произведения легко понимались неправильно. [ 7 ] Конкретная проблема возникла, когда в трудах Гилберта была предпринята попытка объяснить связь между Богом и его «божественностью», что привело к тому, что его оппоненты заявили, что Гилберт пытался создать двух богов, а не одного. Его оппоненты утверждали, что это произошло в трактате Гилберта о Боэция богословском труде « De Trinitate» . [ 8 ]
Гилберт ранее подвергался расследованию Евгением в Париже в апреле 1147 года, но это слушание ни к чему не привело по двум причинам. Во-первых, противники Гилберта не были едины в том, против чего они выступали в учении Гилберта. Вторая причина заключалась в том, что ни у кого не было копии спорного трактата Гилберта о Боэции. Перед вторым слушанием в Реймсе Бернар Клервоский , который был против учения Гилберта, провел частную встречу с рядом присутствующих, на которой Бернар пытался оказать на них давление, чтобы они осудили Гилберта. Это оскорбило различных присутствовавших кардиналов, которые затем начали настаивать на том, что они единственные люди, которые могут судить дело. [ 9 ]
Несмотря на то, что Гилберт был связан с советом, его судили после закрытия совета на консистории, проходившей в покоях архиепископа Реймса . [ 1 ] Консистория представляла собой специализированную форму судебного разбирательства, проводимого для расследования сомнительных богословских учений, и в этот период ее начали использовать для этой цели. [ 10 ] Консистория продлилась два дня, и в нее вошел Джон Солсберийский , который ранее был учеником Гилберта, но теперь находился на службе у Юджина. [ 1 ] Суд, вероятно, состоялся 2–3 апреля 1148 года, поскольку он длился два дня, и в большинстве источников утверждается, что он состоялся за неделю до Вербного воскресенья , то есть 4 апреля того же года. Поскольку консистория состоялась после закрытия совета 1 апреля, для суда разрешено только 2 и 3 апреля. Однако если бы собор закрылся раньше 1 апреля, то суд мог состояться 29–30 марта 1148 г. [ 1 ] В конце концов, против Гилберта, который оставался епископом Пуатье до своей смерти в 1154 году, не было вынесено никакого приговора как о ереси. [ 7 ]
Помимо Бернара, другими священнослужителями, выступавшими в оппозиции Гилберту, были Роберт Меленский и Петр Лангобард . Роберт был учителем в Париже и Мелене, а позже стал епископом Херефорда. [ 11 ] Другим оппонентом был Отто из Фрайзинга , который не смог присутствовать на суде. [ 1 ]
Никаких официальных протоколов судебного процесса не велось, что впоследствии привело к значительной путанице. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Харинг, Николас (1966). «Заметки о соборе и Реймсской консистории (1148 г.)». Средневековые исследования . XXVIII : 39–59. дои : 10.1484/J.MS.2.306008 .
- ^ Дэвис, RHC (1990). Король Стефан 1135–1154 (Третье изд.). Лондон: Лонгман. стр. 101–102. ISBN 0-582-04000-0 .
- ^ Робинсон, И.С. (1990). Папство 1073–1198: преемственность и инновации . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 136. ИСБН 0-521-31922-6 .
- ^ Робинсон, И.С. (1990). Папство 1073–1198: преемственность и инновации . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 135. ИСБН 0-521-31922-6 .
- ^ Барлоу, Фрэнк (1979). Английская церковь 1066–1154: История англо-нормандской церкви . Нью-Йорк: Лонгман. п. 166. ИСБН 0-582-50236-5 .
- ^ Робинсон, И.С. (1990). Папство 1073–1198: преемственность и инновации . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 140. ИСБН 0-521-31922-6 .
- ^ Jump up to: а б Колиш, Марсия Л. (1997). Средневековые основы западной интеллектуальной традиции 400–1400 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 246. ИСБН 0-300-07852-8 .
- ^ Эванс, GR (1993). Философия и теология в средние века . Лондон: Рутледж. стр. 61–62. ISBN 0-415-08909-3 .
- ^ Робинсон, И.С. (1990). Папство 1073–1198: преемственность и инновации . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 109–110. ISBN 0-521-31922-6 .
- ^ Робинсон, И.С. (1990). Папство 1073–1198: преемственность и инновации . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 108. ИСБН 0-521-31922-6 .
- ^ Ноулз, Дэвид (1962). Эволюция средневековой мысли . Лондон: Лонгман. стр. 178–179. OCLC 396779808 .