Жильбер де ла Порри
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2017 г. ) |
Жильбер де ла Порри | |
---|---|
Рожденный | 1070 |
Умер | 4 сентября 1154 г. (83–84 года) |
Занятие | Писатель |
Жильбер де ла Порри (1085 — 4 сентября 1154), также известный как Жильбер Пуатье , Гилберт Порретан или Пиктавиенсис , был схоластическим логиком и теологом , а также епископом Пуатье .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Пуатье и закончил там свое первое обучение. Затем он получил образование у Бернара Шартрского в Шартре, где он изучал различия между учениями Аристотеля и Платона, а затем у Ансельма Лаонского и Ральфа Лаонского в Лане, где он изучал Священное Писание. После получения образования он вернулся в Пуатье, где, как полагают, преподавал. Впоследствии он вернулся в Шартр, чтобы преподавать логику и теологию, и сменил Бернара Шартрского на посту канцлера с 1126 по 1140 год. Известно также, что он читал лекции в Париже. Из отрывка из текста « Диалога с Рациусом и Эверардом » цистерцианца Эверарда следует, что Жильбер был более популярен в Париже, чем в Шартре. Эверард пишет, что он был четвертым, посетившим лекции Жильбера в Шартре, и трехсотым, посетившим лекции в Париже. Одним из тех, кто присутствовал на лекциях Гилберта в Париже в 1141 году, был Иоанн Солсберийский , находившийся под их большим влиянием. Позже Джон стал канцлером Шартра и также написал о Гилберте, говоря: «Он преподавал грамматику и теологию и бил студента, допустившего грамматическую ошибку». Если он считал, что студент зря тратит время на уроке, он предлагал ему заняться выпечкой хлеба, и в последний раз, когда он читал лекции, он использовал философов, ораторов, а также поэтов для помощи в переводе.
В 1140-х годах Гилберт опубликовал свой комментарий к «Opuscula Sacra» Боэция. Хотя оно задумывалось как объяснение того, что имел в виду Боэций, оно интерпретировало Святую Троицу таким образом, что противоречило учению церкви. В 1142 году Жильбер стал епископом Пуатье , и в том же году два архидьякона, Арно и Калон, обличили его за его идеи о Троице. Это было также в 1142 году, когда Гилберт занял преподавательский пост в Шартре. К 1147 году в Париже Петр Ломбард напал на Гилберта за его доктрину триединства. В 1148 году святой Бернард Клервоский , известный как великий обнаруживатель ересей, предал Гилберта суду. У святого Бернара и раньше были основания считать Жильбера еретиком, поскольку, когда Абеляра судили и осудили, школа Шартра , канцлером которой в тот момент был Жильбер, поддержала Абеляра. Папа Евгений III председательствовал на суде, в ходе которого Гилберта и Бернара попросили процитировать и объяснить конкретные библейские тексты. Бернар, не обладая, как у Гилберта, опытом работы в школе, не мог его осудить. Тем не менее было решено потребовать от Гилберта переформулировать части своей книги.
Жильбер умер в 1154 году. Он был похоронен в церкви Сен-Илер-ле-Гран в Пуатье. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]- Аутентичные работы
- Комментарии к opuscula Sacra Боэция под редакцией Николауса М. Херинга, Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1966.
- Комментарий к псалмам Гилберта Пуатье под редакцией Т. Гросс-Диаса. Лейден: Брилл, 1996.
- Ложные работы
- Гермес Трисмегист, De Six rerum principiis , под редакцией П. Лучентини и М. Дельпа, Corpus Christianorum Continuation Mediaevalis (CCCM 142), Turnhot: Brepols, 2006. [ 2 ]
Гилберт — почти единственный логик XII века, которого цитируют выдающиеся схоласты последующих эпох. Приписанная ему «Liber sex principiorum» , но на самом деле работа анонимного автора, [ 3 ] к нему относились с почтением, почти равным тому, которое оказывали Аристотелю , и он давал повод многочисленным комментаторам, в том числе Альберту Великому . упоминает его Благодаря известности этого произведения Данте как Magister sex principiorum . Сам трактат представляет собой обсуждение аристотелевских категорий, особенно шести подчиненных модусов. Автор выделяет в десяти категориях два класса: один существенный, другой производный. Существенными или присущими (formae inhaerentes) самим предметам являются лишь субстанция, количество, качество и отношение в более строгом смысле этого слова. Остальные шесть, когда, где, действие, страсть, положение и привычка, относительны и подчинены (formae Assistantes). Это предложение представляет некоторый интерес, но не имеет большой ценности ни в логике, ни в теории познания. Более важными в истории схоластики являются богословские последствия, к которым привел его реализм Гилберта. [ 4 ]
В комментарии к трактату Боэция « О тринитате». [ 5 ] он исходит из метафизического представления о том, что чистое или абстрактное бытие по природе предшествует тому, что есть. Это чистое существо — Бог , и его следует отличать от триединого Бога, известного нам. Бог непостижим, и категории не могут быть применены для определения его существования. В Боге нет различия или различия, тогда как во всех субстанциях или вещах существует двойственность, возникающая из элемента материи. Между чистым бытием и субстанциями стоят идеи или формы, которые существуют, хотя и не являются субстанциями. Эти формы, когда они материализуются, называются formae существенных или formae nativae ; они суть сущности вещей и сами по себе не имеют никакого отношения к случайностям вещей. Вещи временны, идеи вечны, Бог вечен. Чистую форму существования, то есть то, благодаря чему Бог есть Бог, следует отличать от трех личностей, которые являются Богом посредством участия в этой форме. Форма или сущность одна, личности или субстанции три. Это различие явно противоречит церковному принципу божественная простота . [ нужны разъяснения ] Именно это различие между Deitas или Divinitas и Deus привело к осуждению доктрины Гилберта. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харинг, Нью-Мексико (1969). «Эпитафии и некрологии епископу Жильберу II Пуатье» . Архивы вероучительной и литературной истории средних веков . 36 :57–87. ISSN 0373-5478 . JSTOR 45134405 .
- ^ De Six rerum principiis и комментарий к De Trinity in Migne, Patrologia Latina, lxiv. 1255 и clxxxviii. 1257
- ^ ЛО Нильсен, Теология и философия в двенадцатом веке. Исследование мышления Гилберта Порреты и богословских изложений доктрины воплощения в период 1130–1180 гг ., Брилл: Лейден, 1982, стр. 40–46.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 10.
- ^ De Six rerum principiis и комментарий к De Trinity in Migne, Patrologia Latina , lxiv. 1255 и clxxxviii. 1257
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ф. К. Коплстон, История средневековой философии (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1972).
- Л.М. де Рейк, Семантика и метафизика у Гилберта Пуатье. Глава платонизма двенадцатого века Vivarium, 26, 1988, стр. 73–113 и 27, 1989, стр. 1–35 (Содержит английский перевод некоторых отрывков из комментариев к Боэцию).
- Т. Гросс-Диас, Толкование к псалмам Гилберта Пуатье , Лейден: Brill, 1996.
- Э. Жоно, Переосмысление Шартрской школы , Торонто: University of Toronto Press, 2009.
- Ж. Жоливе и А. де Либера (ред.), Жильбер де Пуатье и его современники , Неаполь, Библиополис, 1987.
- О. Льюри, «Liber sex principiorm», предположительно является произведением Порретана. Исследование по атрибуции . В: Жан Жоливе и Ален де Либера (ред.), Жильбер де Пуатье и его современники. К истокам «Logica Modernorum». , Неаполь: Библиополис, 1987, с. 251–278.
- Дж. Маренбон «Гилберт Пуатье», Дж. Дж. Грасиа и Т. Б. Нун (ред.), « Спутник философии в средние века» , Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2003.
- Дж. Маренбон, Философия раннего средневековья , Лондон: Routledge & Kegan Paul, 1983.
- А. Берто, Жильбер де ла Порре, епископ Пуатье, и его философия 1070–1154 гг . (Пуатье, 1892).
- Н. М. Херинг, «Дело Жильбера де ла Порри, епископа Пуатье, 1142–1154», Medieval Studies 13 (1951), стр. 1–40.
- Николас Хэринг (1966). Жильбер Пуатье: Комментарии к Боэцию . Торонто: Папский институт средневековых исследований. стр. 4–13. ISBN 978-0-88844-013-6 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Жильбер де ла Порре ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 10–11. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сборник логики Порретанов
- Кристофер Дж. Мартин. Compendium Logicae Porretanum: обзор философской логики школы Гилберта Пуатье
- Лауге Нильсен, «О доктрине логики и языка Гилберта Порреты и его последователей».