Jump to content

Дасианские браслеты

Золотые браслеты даций из Sarmizegetusa Regia , Румыния от 1 века до н.э. или 1 -го века н.э. [ 1 ]
Дацианский золотой браслет, датированный 1 веком до н.э. или 1 -го века, от Sarmizegetusa Regia [ 2 ] [ 3 ]
Дацианский золотой браслет из Бэкени, датированный 4 веку до н.э. ( округ Иаги ) [ 4 ]

Дасианские браслеты - это браслеты, связанные с древними людьми, известными как даки , отдельная ветвь фракийцев . Эти браслеты были использованы в качестве украшений, валюты , высокопоставленных знаков первой инстанции и общих предложений [ 5 ] Их украшения состоят из многих сложных регионально различных стилей. [ 6 ] Браслеты различных типов носили дачи, но наиболее характерным кусочком их украшений были крупные многодипиральные браслеты; Выгравированный с пальмтками к концам и заканчивая в форме головы животного, обычно в змее. [ 7 ]

Дации фон

[ редактировать ]
Спиральный мотив с золотым браслетом, найденным в Румынии (датированная бронзой IV = Hallstatt A) [ 8 ] ) Репозиторий музей Kunsthistorisches [ 9 ]
Рог -мотив с золотым браслетом от Пипиа ( округ Мурец ), датированный периодом Холльстатта [ 10 ] или в бронзовый век [ 11 ]

Даки , жили на очень большой территории, простирающихся от Балкан до северных Карпат , от Черного моря и реки Тирас (Нистру) до равнины Тизы а иногда до Среднего Дунака . [ 12 ]

Дацианская цивилизация прошла через несколько этапов развития, от фракийской стадии в бронзовом веке до стадии Geto-Dacian в классический период, который длился от 1-го века до нашей эры до 1-го века нашей эры. [ 13 ] Фракийская стадия связана с появлением фракийских популяций из слияния местного хальколитического запаса с входящими народами периода переходного индоевропеизации. [ 14 ] [ 15 ] Ко времени бронзового века и в течение переходного периода к железному веку культуры этой карпатской области можно отнести к протхатианскому и даже фракийским популяциям-судя по народам, известным Геродоту как Агатирсы и Гету, и римлянам как дачи (по железному веку II). [ 16 ] Культура этих ядерных групп была типирована военной аристократией. [ 17 ]

В эти ранние времена наиболее специфическими мотивами браслетов являются спираль и рог, используемый для обеспечения воина как физической, так и деистической защиты. [ 18 ]

5 -й век до н.э. [ 21 ] [ 22 ] И это время периода Ла Тэна (железной век II), когда дацианская культура процветала, особенно в транссильванских цитаделях. [ 23 ] Дацианское искусство железного века II обладает всеми характеристиками смешанного стиля, с его корнями в культуре Холльстатта (1200–500 г. до н.э.). [ 24 ] [ 23 ] Он характеризуется акцентированной геометрией, криволинейным стилем и растительными мотивами. [ 6 ] В настоящее время, помимо своих старых местных типов, дачи делали все виды браслетов, которые были распространены в Римской империи . [ 25 ] Но было постоянное предпочтение дацианцев для украшения серебряных спиральных браслетов с протомами животных, такими как змеи и волки. [ 26 ]

Период времени между 2 -м веком до нашей эры и 1 веком нашей эры называется «классический дациан». [ 27 ] В это время даки разработали искусство серебристого завода и стиль, который можно описать специально как дацианский стиль. Он состоит из более старых традиционных местных элементов, начиная с железного века I, а также из элементов кельтского, скифского, фракийского и особенно греческого происхождения. [ 28 ] [ 24 ] Браслеты этой формы искусства включают кольца серебряных рук, с концами в форме стилизованных голов животных и тяжелых видов спиральной формы с позолоченными концами, украшенными пальмовыми листьями и заканчивающимися на головках животных. [ 28 ]

Классический дацианский период заканчивается, когда Римская римской провинции в рамках римской провинции превратилась в римскую провинцию в империя при Траджане , отчасти для захвата своих золотых рудников . После второй дацианской войны (105–106 г. н.э.) Римляне заявили, что за один раз разгравили 165 тонн золота и 300 тонн серебра за одну улов , по оценкам современных историков. Его существование только в одном месте (в Sarmizegethusa) предполагает, что существует центральное управление циркуляцией драгоценного металла. [ 29 ] Согласно большинству историков такого рода монополии на драгоценные металлы, и насильственную коллекцию римлянских золотых объектов объясняет нехватку археологических открытий, состоящих из золотых украшений для периода между 3 -м веком до нашей эры и 1 -го века н.э.; [ 30 ] Тем не менее, существование « сокровищ дацианских королей » было подтверждено последними археологическими находками крупных золотых спиральных браслетов из Sarmizegetusa . Кажется, что римляне не нашли все королевские сокровища. [ 31 ] [ 32 ]

Браслеты в переходном периоде Северный фракийский и прото-дацианский

[ редактировать ]

Типы браслетов в бронзовом веке и первом железном веке

[ редактировать ]

Многочисленные браслеты были сделаны из бронзы и золота, и многие из них были обнаружены в Трансильвании, недалеко от источников руд, используемых в их производстве. [ 33 ] Они включают в себя следующие типы:

  • Неравномерный спиральный артлет, сделанный из бронзы, носился на предплечье, которое также называется «охраной», например, те, которые встречаются в APA ( округ Сату Маре ). [ 34 ]
  • Не менее спиральный браслет, часто используемый в ранней Hallstatt, например, Pecica . [ 34 ]
  • Открытый браслет с расширенными концами, изготовленным из двойного золотого провода, например, Ostrovu Mare (Gogoșu) . [ 34 ]
  • Браслет со спирализированными или видами -видами, например, Firighiaz/Firiteaz , [ 34 ] Sacoșu Mare . [ 35 ]
  • Открытый браслет, украшенный разрезами, с каждым концом, спиральными в двойных противоположных, например, Sacoșu Mare и Hodiș ( округ Бихор ). [ 34 ]
  • Перекрывающиеся концы, ромбический поперечный сечение, например, Sacoșu Mare и șmig . [ 34 ] Сокровища из șmig , округа Сибиу и из țufalău (Boroșneu Mare) также содержались сырое золото, что предполагает, что браслеты были сделаны на местном уровне. [ 36 ]

Некоторые бронзовые браслеты типы бронзового века (то есть врезанные твердые браслеты) продолжаются на протяжении всех фаз позднего бронзового века и Hallstatt. [ 37 ]

Различные браслеты

[ редактировать ]
век Золотой браслет Хиновы, бронзовый [ 39 ] или ранний холльстатт [ 40 ]

Археологические находки включают в себя две золотые цилиндрические муфты, характерный тип среднего и позднего бронзового века и широко распространенный по всей Центральной Европе. Два бронзовых образца, оба похожи на золотые, были обнаружены в Cehăluț . [ 41 ] Открытая манжета, найденная в Хиновой , и датируемой 12 веком до нашей эры, является одним из крупнейших золотых браслетов прото-даче, найденных на сегодняшний день. Он изготовлен из большого золотого листа из 580 граммов (1,28 фунта) по весу и украшен десятью пуговицами, закрепленными в отверстиях, пять на каждом конце. [ 42 ] [ 43 ]

Браслеты из Băleni, Galați (поздний румынский бронзовый век, культура NOUA) особенно интересны из -за их геометрического декора, полос правых или наклонных линий. Все они имеют зеленую патину от темно -зеленого до тусклого зеленого, голубоватого зеленого, голубоватого блеска. [ 44 ]

Фрагментарный железный браслет с кладбища кремации, обнаруженного в Bobda, является одним из немногих однозначно устаревших железных объектов, эквивалентных Hallstatt A 1–2 в этом регионе. [ 45 ] [ 46 ]

Браслет с финалами в форме змеи был найден в Hallstattian Necropolis в Ferigile ( округ Валче ). [ 47 ]

Саплнака (хоп -ларта)

[ редактировать ]

Браслеты из șpălnaca (Hopâârta) датируются бронзовым веком IV (Железный век I) [ 37 ] и имеют украшения геометрических персонажей. Несмотря на непосредственное влияние на стили Hallstatt, объекты от șpălnaca предварительно дают более поздние тенденции геометрического украшения точковых или гравированных линий. [ 48 ] Такие открытия в șpălnaca, gușterița и dipșa показывают, что бронзовое мастерство все еще процветало в северных фракийцах из Карпатских чернокожих районов моря и дуна в начале железного века. [ 49 ] [ 50 ]

Многодиспиральные типы

[ редактировать ]
Золотой браслет с мультипиральным типом от Хиновы, поздний бронзовый век [ 51 ] или ранний холльстатт [ 40 ]

Этот тип дачинского браслета возник в бронзовом веке. [ 41 ] Завод, найденный в 1980 году в Хиновой, включает в себя два таких браслета. [ 41 ] Мультипиральные типы могут быть датированы ранними периодами Hallstatt, которые включают также открытые и закрытые браслеты. [ 40 ] Один из спиральных браслетов из Хиновы весил 261,55 грамма, а другой 497,13 грамма. [ 41 ] Первый, сделанный из более тонкого и более узкого золотого листа, имела украшение, состоящее из двух бороздок, разрезанных по краям и разделенного медианным гребнем. [ 41 ] Аналогичное украшение борозды вдоль средней линии, украшает металлический браслет от месторождения, найденного в Санниколау Романе , датируемого вторым периодом бронзового века. [ 41 ]

Находки от Dacia включают спиральные браслеты из двойного золотого провода, самый большой из которых весил почти сто граммов. Золотые спиральные браслеты этого типа были обнаружены в Трансильвании и Банате , охватывающих длительный период, который начинается с очень поздней фазы бронзового века и заканчивается средним Халльстаттом. Подобные части, сделанные из бронзы, были обнаружены в месторождении бронзовых предметов в Сакот-Слатиоаре . [ 52 ]

Мультипиральный браслет охватывает длительный период времени, который включает в себя все этапы Hallstattian. [ Цитация необходима ]

Спиральный мотив

[ редактировать ]
Четырехургульные браслеты ( Sighetu Marmației ?) Маленькие могли быть использованы в качестве валюты. [ 53 ]

Считается, что традиционные декоративные мотивы браслетов, меандер и «вихря» (то есть Oradea, Firiteaz и Sacosul Mare) следуют разбросу культа солнца, их украшения предполагают вращение солнца на небесном хранилище. Полем [ Цитация необходима ] Этот мотив признан одним из параллелей между украшениями артефактов этой северной фракийской группы и украшениями из микенских могил вала . Он встречается как в Эгейской , так и в восточной части центральной Европы с неолита. [ 19 ]

Ученые мнения разделены на источник этих сопоставимых признаков. Одно мнение гласит, что северные фракийские спиральные мотивы происходят из местных энеолитических (халколитических) предшественников, а не от какого -либо импортируемого влияния. [ 18 ] В северной Фракии широко распространены конкретные формы, которые маловероятно вдохновлены микенцами. [ 18 ] Также утверждается, что эти мотивы, по -видимому, не появлялись на промежуточной территории Южного Фракии. [ 19 ] С северными фракийцами спиральный мотив появляется в форме массивных терминалов Armguard (Armlet), предлагая как физическую, так и апотропейскую защиту. [ 19 ] Ходдинотт утверждает, что двойные спиральные терминалы, как и на миске от Биия , были бы естественным развитием; Либо из локального типа единого Армлета или из подвески для зрелищного зрелища . [ 19 ]

Другое мнение приписывает спиральный мотив к северному распространению микенского влияния. [ 20 ] Утверждается, что спираль неолитического периода исчезла в течение переходного периода к бронзовому веку и даже в раннем бронзовом веке; Следовательно, начиная с среднего бронзового века, спираль произойдет из -за микенского влияния к северу от Дунака. [ 20 ] Эти сопоставимые особенности могли произойти из -за коммерческих отношений между микенцами и дациями, связанными с золотыми шахтами Трансильвании. [ 54 ]

Спиральные финальные типы

[ редактировать ]

Каким бы ни было происхождение спирального мотива, мастеры покойного Карпато-Данюбианского бронзового века IV и Халлштат A имели заметное предпочтение браслетам со спиральным финалом, как это было найдено в Sacoșu Mare . [ 52 ] Тот же самый декор с спиральными дисковыми окончаниями одно- или двойных спиральных браслетов находится на современной керамике. [ 9 ] Существует также поразительное сходство между золотыми браслетами из Сакоу-Маре, от Фиригиаза (или Фиритиаза) и из других мест в Трансильвании, которые предполагают духовную аффинность в прото-дацианском мире. [ 9 ]

Запас от Sacoșu Mare состоит из браслетов и украшений, датированных 13-12 веками до нашей эры (поздний бронзовый век и Hallstatt I). [ 35 ] Золотые браслеты, около 74,15 грамма (0,1635 фунтов), имеют открытые концы приблизительно 6,6 сантиметра (2,6 дюйма) в диаметре. Некоторые заканчиваются выпуклы [ 35 ] в то время как у других есть двойные выпуклые концы. [ 55 ] Барслет украшен гравированными рядами алмазов, окруженных пунктирными линиями. [ 55 ]

Firighiaz (Firita)
[ редактировать ]

Находки от Фиригиаза (Фиритиаз) , округ Арад , на левом берегу реки Нижнего Мурея , являются репрезентативными браслетами спиральных мотивов этого периода. [ 8 ] [ 56 ] Сокровище Firiteaz содержит двадцать три браслета из золотого бара, каждый из которых весом 0,2 килограмма (0,44 фунта), а клад находится в Венском музее. [ 9 ] Браслеты, сделанные из бронзы, похожие на фиритиз, сделанные из золота, были обнаружены в транссильванианских отложениях, датированных ранним железным веком. [ 57 ]

Сокровище Firighiaz состоит из трех типов браслетов:

  • изготовлен из четырехугольника поперечного сечения; Они конированы на обоих концах (тип 1, датируемый поздним бронзовым веком) [ 58 ]
  • изготовлен из четырехугольника поперечного сечения; перевернутые спирали заканчиваются (тип 2) [ 56 ]
  • изготовлен из полугодового поперечного сечения; Они заканчиваются двойными спиралями на каждом конце (тип 3, от 8 до 7 веков до н.э.) [ 56 ]

Самые ранние браслеты типа не имели украшений, в то время как более поздние из них выгравированы группами линий и углов или группы линий, которые чередуются с Лозенгами (например, из округа Салай ). [ 60 ] Этот тип также распространен для участков в: Domănești ( округ Satu Mare ), Tăuteni ( округ Бихор ) и șpălnaca ( округ Альба ). [ 58 ] Ранее были сделаны браслеты с четырехугольником поперечного сечения из бронзы, например, в начале периода Халлштатт. Золотые многочисленны, но в основном имеют небольшие размеры; Считается, что эти меньшие из них использовались в качестве валюты. [ 53 ]

Браслеты типа два катушки в спиральные диски только на одном конце (терминал). Позже, между 8 -м и 7 -м веками до нашей эры, они свернулись на обоих терминалах, аналогичных браслетам третьего типа. [ 56 ]

Конструкции в браслетах типа 3, с двойной засекой (по одному на каждом из двух терминалов) также были обнаружены в браслетах из Биия ( округ Альба , Румыния), Фокору ( округ Хевес , Венгрия) и Билье (Хорватия). [ 56 ]

Спиральные типы, аналогичные Firighiaz типу второго, были обнаружены в большой территории центральной и северо-западной Европы: Богемия , Северо-Восточная Венгрия, Моравия , Силезия , Познань , Западная Польша, Померания , Литва , Северная Галисия , Германия ( Бавария , Вюртемберг , Тьюринг , Мекленбург ) и Румыния . Их прототипы могли быть предоставлены Лусатианской культурой . [ 61 ] Некоторые ученые считают, что эти браслеты были своего рода оборонительным оружием. Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что этот тип был найден обычно на месторождениях вооружения в Германии, [ 62 ] и что они, кажется, носили на верхней части руки, как указывают следы износа. [ 63 ] [ 62 ]

Эти местные браслеты из Фиригиаза (Firiteaz) и из других транссильванианских находков имеют половину размера артлетов подобного стиля, найденного в Германии, и их нельзя было носить. Кажется, что это были простые декоративные объекты, общая черта многих подобных предметов, найденных в Румынии. [ 62 ] Трансильванские браслеты этого типа описаны как почти круговые с диаметром 57 и 63 мм (2,2 и 2,5 дюйма). Их стержни имеют круговое поперечное сечение (максимум 10 мм), постепенно сужающаяся к концам, где поперечное сечение становится четырехугольником и начинает скручиваться в спирали. Диаметр спиральных дисков составляет 30–35 мм. Каждый из этих дисков сделан из четырех спиралей. [ 62 ]

Согласно ( Vasile Pârvan   1928 ), стиль артефактов Firighiaz развивался в течение значительного периода времени в более поздние стили форм браслетов Дациана Халлстаттца , которые обнаружены в Săcueni ( округ Бихор ), Пипеа ( округ Mureș ) и Бия (округ Альбани (округ Бихор), Пипеа (округ Mureș) и Бия (округ Альбани (округ Бихор), округ Mureș) и Бия (округ Альбани (округ Бихор) и Бия ( округ Альбаени ) [ 8 ]

Браслеты с двумя-волютными концами, как и с Firighiaz типа два, но с другим стилем были найдены в Acâș ( округ Сату Маре ) и Săcueni. [ 57 ] Они сделаны из бара Lozenge с декором, сделанным из рельефной глобулы (аналогично браслетам, найденным в Сен-Бабел ) с двойными терминалами. [ 64 ] Золотые браслеты из Săcueni, а также из Acâș и Hajdúszoboszló (Венгрия) являются типичными дацианскими браслетами периода Холлстатта. [ 65 ]

Бронзовые браслеты этого типа ранее были обнаружены в месторождениях, принадлежащих к первому периоду Халльстатта. Их украшение и группы мотивов аналогичны типу Фиригьяза (Фиритиаза). Аналогичные браслеты также были найдены в Орадеи . [ 57 ] Два браслета со спиральными концами, датированными железным веком, также были обнаружены в дацианских гробницах нижнего дунака. [ 68 ]

«Мотив рога» из Пипиа, Биия и Буарты

[ редактировать ]
Золотые кубки из Бии с двойными спиральными терминалами ручек. [ 19 ]

Браслеты из Biia и Pipea , найденные в 19 веке, имеют неясную хронологию. [ 69 ] Эта серия состоит из находки от Абуда и другого из неизвестного транссильванского места. [ 70 ] Некоторые археологи сообщают о них как о Халстатте, [ 71 ] [ 10 ] Хотя Мартон (1933) датировал их до раннего периода Ла Тен. [ 72 ] По оценкам Popescu (1956) они могут быть датированы фазой B Hallstatt (1000–800 г. до н.э.), но не позднее C (800–650 до н.э.). [ 69 ] Принимая во внимание, что Mozsolics (1970) датируется их 1500 г. до н.э. [ 11 ] Так называемый браслет BIIA был обнаружен с Bia Gold " Kantharos ", который может быть датирован от 1500 до 1000 до н.э. [ 73 ] Ручки этого кубла также свернуты в двойную спиральную мотив, похожий на другие типы браслетов из Карпатской области (то есть Firigiaz 3 или Acas-Sacueni). [ Цитация необходима ]

Там образцы изготовлены из бронзы и являются прототипами серии браслетов Pipea -Biia -Boarta; Поэтому ученые согласны с тем, что эти браслеты были сделаны на местном уровне, на семинарах Transylvanian Goldsmith. Это мнение поддерживается анализом металлов. [ 74 ]

Эти типы браслетов, возможно, являются общие предложения , напоминающие культ быка . [ Цитация необходима ] Их общая черта - стилизованный мотив «рогов». Все они имеют большие C-образные «рога» в качестве терминалов. [ 70 ] Как и в случае с спирали, Ходдинотт направлен на то, что восточно-центральные европейские бронзами использовали этот символ рога, чтобы обеспечить воина как физическую, так и деистическую защиту. [ 75 ] В могилах эгейского вала он встречается только на стеле, золотой чаше и три пары золотых серьс, которые Ходдинотт считает, возможно, является центральным европейским происхождением. [ 70 ] Этот тематический мотив карпатских народов подтверждается другими археологическими находами из Трансильвании, которые включают три больших кольца весом от 0,2 до 0,6 килограмма (0,44 и 1,32 фунта). Их терминалы-это головы животных, обращенных друг на друга, изображающие головы лошадей в двух случаях и головами быков в третьем. [ Цитация необходима ] Eluere (1987) определяет окончания браслетов Pipea-Biia с культовыми и религиозными мощными рогами быка и, по оценкам, этот миф был увековечен на протяжении веков. [ Цитация необходима ]

Согласно Hoddinott (1989), рогатые культы животных , которые подтверждаются этими мотивами рога, были принесены иммигрантами по индо-европеизации, которые приняли эти стилизованные мотивы в качестве основного апотропейского символа; [ 18 ] Однако символы рогатого животного заменили местных, но позже были связаны с солнечными символами более ранней культуры. [ 77 ]

Браслет от Bilje (Хорватия) принадлежит к тому же типу Биа-Пипей. [ Цитация необходима ] Хартманн отметил, что процент серебра и олова в браслетах от живота (Хорватия) и Пипеа (Румыния) почти идентичен. Это предполагает, что оба браслета были сделаны в одном регионе. [ 74 ] По словам Мартона, Армлеты с полулудочными концами являются частью эволюционной серии, которая заканчивается более поздними браслетами с серебряной змеей в классических дацианских временах. [ 72 ]

Тип борты

[ редактировать ]

Браслет из Боарты (деревня в șeica mare , округ Сибиу ) был обнаружен в 1891 году и датируется 600 г. до н.э. Это может быть примером последних этапов в эволюции золотых артефактов Biia-Pipea (для фотографии браслета Boarta см. Галерею ссылок [ 78 ] ) Очень похожая копия типа Boarta была найдена с сокровищами от DALJ , Slavonia . [ 79 ]

В отличие от браслетов типа Biia-Pipe, браслет Boarta плоский, в форме полосы и имеет три поднятых ребра, напоминающие тело двух других браслетов из Oradea . Его полууны-формы терминалов меньше, чем терминалы Bia-Pipea; [ 79 ] Таким образом, некоторые ученые получают тип браслета Boarta, чтобы быть из некоторых более ранних бронзовых браслетов, концы которых расширяются и чьи тела имеют больше гребней. [ 80 ]

Похоже, что некоторые другие браслеты, найденные в Бихоре , Орадее, Торгу Муре и Фегете , могли бы принадлежать типу бурты, а не к типу Биа-Пипей. [ 79 ]

Moșna , округ Сибиу

[ редактировать ]

Терминальные украшения этого золотого браслета выглядят как головы животных, но зуморфный мотив почти исчез из -за геометрической стилизации (см. Picture Moșna 1 выше). Это датируется периодом Hallstatt. Это не изолированный предмет, так как он стилистически связан с геометрическим и Zoomorphism воротника и двумя браслетами от Veliki Gaj (Венгерский Нагигадж, румынский гайу) в Сербии. [ 82 ]

Зуморфные браслеты

[ редактировать ]
Золотой браслет с лошадьми из Вад-Фэгэра-округа , округа Брайов в музее Кунстисторишеса , Вена. [ 80 ] [ 83 ]

В прошлом, на основе относительно небольшого выбора археологических находок, некоторые ученые считали, что искусство гето-дачей было геометрическим и нелоконичным. Это привело к зуморфным представлениям о даче -браслетах, рассматриваемых как выражение искусства степи людей и, в частности, скифского искусства. Большинство археологических нахождений на сегодняшний день показывают, что основным аспектом Geto-дацианской торетики на самом деле является собственный стиль Zoomorphic Motif. [ 84 ] Этот дацианский стиль животного искусства встречается в то время, когда различные древние исторические источники начинают записывать дачи гетока как этническую сущность более крупной фракийской семьи; Следовательно, это художественное выражение может рассматриваться как специфическое для дацианского общества последних веков до нашей эры. [ 84 ]

Некоторые ученые утверждают, что зуморфные мотивы этого конкретного времени не представляют какого-либо зоолатрии гето-дачи. Это будут иконографические мотивы, выделяющие и умножающие определенные атрибуты божеств или королей. [ 85 ]

Браслеты с головой из голова (Târgu Mureș, Apoldu de Sus, я вижу)

[ редактировать ]

Тенденция к апотропаическому зуморфизму, который кристаллизовался в конце железного века I (например, браслеты из Бии, пипеа, буарты и т. Д.) Явно проявляется из браслетов, обладающих украшенными головками железного века II (La Tène) из Târgu Mureș (округ Mureș), Апольду де Сус (округ Сибиу), Вад (округ Брайев) и один из неизвестной транссильванской находки. [ 86 ] В браслете от Апольду де Сус, кажется, есть вола на одном конце и голова оперативной памяти на другом конце. [ 87 ]

Браслеты с головой из быков были связаны с лунным кумиром глины Халлстатца , с которым они, несомненно, имеют сходство. [ 80 ]

Проводы этих серий браслетов толстые и украшены декоративными выступами. [ 87 ] Их характерный декор состоит из облегчения или развященных кругов, в то время как есть также те, у кого есть порезы или разрезы, которые образуют мотив от пищи. [ 86 ]

Браслет с волами, обнаруженными в 19 веке в Таргу Муре (см. Картинку ), был датирован некоторыми учеными в Ла Тене. [ 88 ] Другие, такие как Popescu (1956), датировались этим конкретным до последнего периода Hallstatt, поскольку он мог быть осажден вместе с браслетом типа полумлучи в этом периоде. [ 69 ] Что касается техники, то отмечается, что браслет из Târgu Mureș показывает контроль трехмерного моделирования, [ 89 ] с серебряными вставками. [ Цитация необходима ] Есть два других браслета аналогичного типа в музее Трансильвании, хотя, как известно, они обнаружены в Трансильвании, оригинальный сайт неизвестен. [ 79 ]

Религиозный смысл священного рога был потерян со временем, окружилые, хранящие эту форму, могут быть описаны только как декоративные украшения. [ 80 ] Браслет, найденный в 1817 году в Вад -фэгра -(округ Брайов), заканчивающихся конными головками, изображенными как ношение уздечки, является частью общей тенденции браслетов, заменяющих священный рог как мотив. [ 80 ] [ 90 ]

Băiceni браслеты

[ редактировать ]
Дацианский золотой браслет Băiceni (Cucuteni) , 4 века до нашей эры [ 4 ]
Голова 1 - Деталь одного из Zoomorphic Bracelets от Băiceni (Cucuteni) , 4 века до нашей эры [ 91 ]

были обнаружены два браслета, заканчивающихся «рогатыми угодьями» В 1959 году в Băiceni (Cucuteni) . [ 92 ] Они датируются до конца железного века I [ 34 ] и встречаются в контексте скрытого сокровища дачианского дворянина. [ 93 ] Сокровища состояли из 2 килограммов золотых украшений; шлем, ожерелье, аппликации, жгут и кнопки для областей. Они были церемониальным ансамблем для королей или дворян и их лошадей. [ 94 ] Браслеты и ожерелье заканчиваются протомами конных головок и демонстрируют сильные фракийские корни. [ 95 ]

Головы также были интерпретированы как козлы ( IBEX ). [ 34 ] Каждая голова очень сделана из тисненной золотой фольги с филигранной композицией, [ 96 ] и имели солнечные символы в середине лба. У них также есть то, что можно рассматривать как Рамс- или козлы (см. Картинку « Голова 1 » справа). [ 92 ] Эти золотые произведения Băiceni Gold of 4 -го века до нашей эры рассматриваются как одна из связей, передающих фракийские и северные фракийские формы искусства и мотивы по всему даче серебряные серебряные лица. [ 97 ]

Железный век II (La Tène)

[ редактировать ]

Дации заменили золото, популярный транссильванский металл в период железного века I с серебром во время железного века II. [ 98 ] Типы украшений также изменились, возможно, из -за новых социальных структур и иерархии или из -за изменений предпочтений густонаселенной и священной аристократии. [ 99 ]

Дации поглощали влияние западных кельтов и восточных скифов, но также доказали свою художественную оригинальность. [ 100 ] Стиль первого браслета является более индивидуальным, поскольку они синтезировали старые местные элементы, происходящие из бронзового века, в новую комбинацию, адаптированную, включающую современные декоративные формы и мотивы. [ 100 ]

Объекты, специфичные для воинов (доспехи, жгуты и т. Д.) Стали преобладающими с 5 -го века до нашей эры, в отличие от декоративных объектов (браслетов, круга Возраст. [ 84 ] Во 2 -м и 1 -м веках BC золотые и серебряные военные объекты заменяются так, что сокровища покойного дациана La Tène составляли церемониальные ансамбли серебряных украшений и аксессуаров для одежды, браслеты вместе с некоторыми масто или вазами для ног. [ 101 ] [ 99 ]

Геометрический и спиральный мотив орнамент более ранних браслетов чаще заменяется зуморфными и вегетативными представлениями. [ 84 ] Украшения браслетов, которые были найдены, на всей территории, населенной дациями, состоят из линий, разрешенных в форме пищи, точек, кружков, паллетт , волн и мотивов бисера. [ 102 ]

Вы браслет

[ редактировать ]
Дацианский браслет с змеей из ToteSti . Переход Hallstattt-La Tène Period [ 88 ]

Различные однопиральные браслеты, изготовленные из твердых четырехугольных (ромбических) золотых батончиков, перекрывающиеся концы которых представляют собой голову змеи, были обнаружены в 1889 году в Тот -тити в округе Ханедоара . [ 103 ] [ 104 ] Голова геометрически стилизована, но четко определена декоративными деталями. Этот артефакт принадлежит так называемому «классическому дачинскому периоду» [ 104 ] и описывается как «примитивная работа, проделанная не умелой рукой». [ Цитация необходима ] Было отмечено, что змеиная голова реалистично изображена представлением глаз, ушей и других элементов аммодитов Vipera , которые так часто встречаются в этой области. Те же самые ученые связывали эти золотые кружки с более поздним серебряным многокшинным протомером змей и Palmette Bracelets от Vaidei-Romos , Senereuș , Hetur , Marca и Oradea Mare . [ 103 ] Другие ученые считают, что украшения для змеи-головы тот-тита должны интерпретироваться на основе абстрактного современного стилистического типа, а не как подражания реальности. В этой интерпретации браслеты Totești не связаны со змеями из региона Дева , но они являются традицией, которая началась в Hallstatt Times с «кольцами скифа» и продолжалась в период La Tène. [ 88 ]

В скифских гробницах северной Венгрии, которые связаны с скифскими вторжениями примерно с 700 г. до н.э., а также в центрах Центральной Румынии, были обнаружены спиральные кольца, известные как «кольца скифа»; с одним концом, образующим фантастическое животное, такое как дракон или змея. Эти апотропейские существа, сами по себе турано-сибирские сорта старых месопотамских монстров , могли бы предоставить модель для браслета Dacian Protome от Totești [ 105 ] - Но ни скифские животные, ни греческие украшения, по -видимому, имели большой успех в Dacia, поскольку местный геометрический стиль продолжал преобладать. [ 106 ]

Аналогии браслетов Totești можно найти не только для многодипиральных браслетов, но и в браслетах, перекрывающихся, чьи концы иногда заканчиваются стилизованными головками животных. [ 36 ]

Десять IB (250–150 до н.э.)

[ редактировать ]
Серебряный дацианский браслет из Трансильвании, также обнаруженного в Slimnic [ 107 ]
Серебряный дацианский браслет из Трансильвании, также обнаруженного в Slimnic [ 107 ]

Археологические результаты, датируемые этим периодом времени, включают следующие типы:

  • Однодиспальный браслет из стержня с гравированными концами (в основном вылупление и зигзаг ). [ 108 ]
  • Браслеты с не привязанными концами. Они происходят из бронзового века, например, из șpălnaca . [ 107 ] [ 109 ]
  • Браслет, изготовленный из стержня, имеющего пластиковое украшение кельтского типа «S», например, Gyoma . [ 108 ]
  • Браслеты с перекрывающимися концами, например, Slimnic (округ Сибиу) и Sâncrăieni (округ Харгита). [ 107 ] [ 109 ] Это артефакты местной традиции Hallstattatian, происходящей из первого периода железного века, и сохранившись до позднего периода La Tène. [ 110 ] [ 109 ] Аналогичные модели, датируемые поздним периодом Халльстатта, были обнаружены в Балта -Верде и Гогоху (оба в округе Мехединши ). [ 110 ]
  • Браслеты со слегка расширенными или утолщенными концами. [ 34 ]
  • Мультипиральный браслет, найденный с помощью стройного сокровища. [ 44 ] Это повторная адаптация старого карпатского спирального браслета, его более ранние формы были обнаружены в отложениях бронзового века в Балта-Верде и Гогоху (округ Мехединши). [ 109 ] Этот тип можно рассматривать как просто простую форму мультипирала с протомами и Пальметом. [ 110 ]

Браслеты в «классическом дацианском периоде» дацианского государства

[ редактировать ]

Дацианский серебряный браслет является одним из характерных произведений этого периода, и наиболее репрезентативным орнаментом на них является протом змеи. [ 111 ] [ 28 ] Дасианские браслеты в основном считались украшениями женщин, но нельзя исключать, что некоторые типы браслетов, особенно многовидно-эфирные, представляют собой знаки политических военных и санкердотских функций и, следовательно, носят мужчины. [ 112 ]

Браслеты стали частью объектов, которые даки выбрали в качестве общих предложений, депонированных за пределами поселений. Такие предложения были обнаружены в фонтане в Ciolanestii Din Deal датируемые 2 -м или 1 -м веком до н.э. браслеты и вазы , , графство Телеорман, где были найдены серебряные и драхма . была найдена [ 113 ]

Типы периода десяти II (150 г. до н.э. - 100 г. н.э.) включают в себя:

  • Браслеты с концами, свернувшимися назад вокруг проволоки браслета, то есть Cerbal (округ Ханедоара) и Remetea (округ Тимс) [ 107 ] [ 109 ]
  • Браслеты, сделанные из нескольких скрученных проводов, т.е. в Cerbăl [ 108 ] В эпоху Ла -Тена этот тип, по -видимому, был разработан из извращенных типов бронзового века IV от Спалнаки. [ 114 ]
  • Браслеты с двойным торсадом, т.е. cerbăl [ Цитация необходима ]
  • Браслеты, изготовленные из украшенной полосы с кругами и пунктирными линиями, то есть Cerbăl [ 108 ]
  • Браслеты, сделанные из ребра [ 108 ]
  • Браслеты с одно- или мультипиральными, заканчивающимися змеиными головками [ 111 ]

Региональные находки

[ редактировать ]

Согласно Horedt (1973), серебряные дацианские сокровища могут быть типологически классифицированы на северные и южные группы, разделенные на реку Тарнава . В зоне контакта между ними артефакты являются общими для обеих зон. [ Цитация необходима ] В этой классификации серебряные мультипиральные браслеты, украшенные пальмтками и протомами змей, будут принадлежать южной группе. [ Цитация необходима ]

К востоку от Карпатских гор

[ редактировать ]

Дасианские браслеты, которые были найдены к востоку от Карпат, могут быть классифицированы на два основных типа:

  • Неоткрытые заканчиваются, т. Е. Найдут в Poiana (Galați County) и Gradistea ( округ Брэла ). Многочисленные образцы изготовлены из бронзы, например, в Брэде, Ракатау и Пояне. [ 117 ]
  • Перекрывающиеся концы, которые свернуты на саму проволоку. [ Цитация необходима ] [ 117 ] Этот тип имеет орнамент, состоящий из геометрических мотивов, а иногда и протомов змеи. [ 117 ]

Характерные металлы, используемые для браслетов, обнаруженных в районе долины реки Сире, - это бронза и железо, [ Цитация необходима ] Хотя серебро также, вероятно, использовалось; Серебряный браслет был обнаружен с сокровищем монет, похороненных после 119–122 г. н.э. [ Цитация необходима ]

В типах Prut-Dniester были выявлены подростки, например:

  • Бронзовые браслеты, такие как те, которые обнаружены в Требуджене , Махауги и Хансе
  • Неопряженные концы, бар с растительным декором, например, от Паланки-Тудора
  • Браслеты, изготовленные из 3–6 скрученных бронзовых проводов с уплощенными украшениями в середине. [ 118 ]
  • Мультипиральные типы, такие как браслеты из сокровищ, найденных в Матиуги ( район Резина ), датируемые 4 веком до нашей эры. Это сокровище включает в себя два серебряных браслета, один с пятью спиралями и один с тремя. [ 119 ]

Дасианские браслеты были обнаружены в месторождениях из Текии , голая , [ 120 ] Большой центр [ Цитация необходима ] И Парацин . [ 121 ]

Стиль и тип браслетов из Tekija и Bare похожи на типы дацианских серебра; т.е. браслеты, изготовленные из скрученной проволоки и браслетов с перекрывающимися концами, которые свернуты вокруг самого провода. [ 120 ] Даже при том, что происхождение этого типа не обязательно должен быть расположен в самой дации, поскольку браслеты этого типа разбросаны по всей области балкан-данабе, самые ранние устаревшие браслеты из Текии и голые очень велики, как и те, которые были типичными для дачинского языка. культурный комплекс. [ 122 ] Браслеты с концами, формированными как голова или хвоста змея, хорошо представлены в дацианских отложениях, которые встречаются в голых. [ 122 ]

Дасианские браслеты, украшенные спиральными конечными формами, то есть Белглай- Губеревак (Лесковач) , а также тонкие серебряные ожерелья дацианских серебров, обнаруженные в Восточной Сербии, характеризуют присутствие дацианской культуры Ла Тен в Парачине в Сербии. [ 121 ]

Браслеты с украшениями шнура

[ редактировать ]

В важной категории ювелирных изделий в Daco-Gletic Surdents есть бронзовые браслеты с украшениями шнуров, типология которой состоит из трех типов в музее Блаж и в Simleul Silvaniei. Такие круги были обнаружены в Ardeu, Cuciulata (Brasov), Contesti (Hunedoara), Ocnita (Valcea), Pecica (Arad), Simleul Silvaniei (Sălaj), Tilisca (Sibiu) и в горах Орэйи. [ 124 ] Эти украшения, по-видимому, не являются специфическими для до-римской дачии, так как они широко распространены в современной Германии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Словении-все в период La Tène. [ 125 ] Поскольку их диаметр составляет около 10 см, помимо тех, которые встречаются в Simleul Silvaniei и Orăstie, которые составляют 6 см и 7,5 см, они, вероятно, носили на руке или в виде узлов. [ 126 ] Они были найдены в основном в крепостях или важных центрах до-римской дации, и, по-видимому, были престижными предметами местной аристократии. [ 126 ]

Браслеты с двойным тордадом

[ редактировать ]

Этот тип был обнаружен с сокровищами из Cerbăl (округ Ханедоара), Бистриха (округ Бистроиа-нэсэуд), Дрэгети (округ Бихор), Орадея-Сере (округ Бихор), Сарачсэ (округ Альба) и Тилиха (округ Сибиу). Браслеты изготовлены из провода, переведенного два или три раза, чтобы сформировать полукруглый терминал. Стиль из трех поворотов видна только с одним браслетом от Cerbăl. Эти терминалы всегда украшены линиями с штампованными линиями и датируются 1 веком до нашей эры. [ Цитация необходима ]

Этот тип был спроектирован и предпочтительнее внутри Карпатских регионов. Только одно присутствие происходит в области Дунака, у железных ворот. [ Цитация необходима ] Поскольку этот браслет, по -видимому, был престижным орнаментом, его присутствие к югу от Карпат считается компонентом отношений между элитами двух соседних регионов. [ Цитация необходима ]

Материал браслетов

[ редактировать ]
Дацианские серебряные украшения ( музей Кунстристориш )
Серебряные дацианские сокровища (от La Tène), найденные в Трансильвании Румынии (Музей Kunsthistorisches)

В бронзовом веке IV и Hallstatt Perios Dacia характеризовалась золотыми сокровищами и определенным золотым искусством, тогда как археологические находки, датируемые периодом La Tène, в основном сделаны из серебра. [ 127 ] [ 32 ] Это общая характеристика иллирийских и восточных областей Альп времени и не ограничивается дачианской областью. [ 127 ] Некоторые ученые, такие как Glodariu, объясняют нехватку золотых украшений и браслетов в дацианских сокровищах по обычаю даций, кельтов, немцев и римлян в резервировании золотых украшений только для короля. [ 32 ] Другие ученые, такие как Florescu, выдвинули гипотезу о религиозных ограничениях в отношении использования золота в период дацианского государства. [ 128 ]

Золотые дацианские браслеты, и, действительно, большинство украшений, которые были найдены до сих пор, сделаны из нерафинированного золота из гор Апусени . [ 129 ]

Серебро дачианских браслетов и других украшений того времени всегда содержат от 0,63 до 6,35% золота. [ 130 ] В некоторых мнениях ученых, таких как Oberländer-Târnoveanu, он был получен путем таяния греческих и римских монет, а также импорта из балканских источников. [ 129 ] Другие, например, Попеску, поддерживают тезис о местной извлечении серебра из гор Апусени. [ 131 ]

Работа и типология браслетов серебряной мультипиральной змеи-головой предполагает существование большого производственного центра, расположенного, скорее всего, рядом с дацианскими участками горов Орасти . [ 132 ] Оттуда серебряные артефакты распространяются по всей области современной Трансильвании; И, как доказывают археологические данные, эти произведения искусства становятся позже известными в областях, которые охватывают современные области Молдавии , Манени и Оления . [ 132 ]

На втором этапе La Tène, рассужденного на основе находок, Dacia, по -видимому, испытала временный «серебряный кризис», вероятно, связанный с увеличением шаун серебряного денария ; Следовательно, браслеты, датируемые тому времени, были сделаны из мягкого сплава и покрыты только серебряным слоем толщиной около 0,1 мм (0,004 дюйма). Слой был настолько хорошо сварен, что сварка не может быть идентифицирована невооруженным глазом, даже в поперечных сечениях. [ 25 ] Образцы группы включают находки от Sarmasag (округ Салай) и Дерс (округ Ботосани). Были также аналогичные находки в Slimnic (округ Сибиу) и Herastrau Bucuresti. [133]

Representations depicting the wearing of Dacian bracelets

[edit]
A gilded silver belt fragment Cioara – Alba County dated La Tène depicts warriors wearing bracelets[134]

The Dacian phalera from Lupu-Cergău, Alba County, depicts a feminine divinity wearing some circlets on her arms. Some scholars identified these with a representation of the Dacian bracelet types.[135][136]

In 1820 at Cioara (today Săliștea) a fragmentary gilded silver plaque was discovered, dated to La Tène III, and primitively decorated au repousse ("by embossing"), with representations of two human characters, probably warriors.[137] Hatched bands are visible on the arms and wrists that resemble regular bracelets.[138] Even though the motifs of the plaque do not seem to be local, since it differs in some respects from those depicted on Trajan's Column, the silver-work itself seems to be Dacian. Other than the Dacians, no-one was working in this style at that time. The silversmith who made it is probably the same one who made the well known Dacian snake-headed bracelets from Hunedoara County.[139]

A fragment from the Forum of Roman Emperor Trajan (2nd century AD) in Rome has a relief of a seated female, probably a Dacian (Dacia Capta – "the conquered Dacia"). She is depicted wearing a bracelet on each arm below the shoulder.[140]

Bracelets with a snake-motif

[edit]
Dacian bracelet from Transylvania; Slimnic type (La Tène Age)[107]

This motif is found with both the multi-spiral bracelets and also with the simple bracelets.[141]

Description of the silver multi-spiral bracelets with palmettes and protomes at both terminals

[edit]
Silver bracelet from Rociu (Arges County)

There are about 27 known Dacian silver or silver-gilt multi-spiral bracelets terminating with rectangular plaques and snake head protomes. They are exhibited or kept in repositories and museums in Bucharest (Romania), Budapest (Hungary) and Belgrade (Serbia).[citation needed] Additionally the Kunsthistorisches Museum holds Dacian silver bracelets such as the one found at Orastie (Hunedoara County)[152] and the one from Feldioara (Brasov County).[152][153]

All of these silver works are characterized by their large size. For example, the one found at Senereuș, now in the Brukenthal Museum weights around 0.4 kilograms (0.88 pounds). The wire used is 206 cm (6 feet 9 inches) long and 0.4 cm (0.157 inches) thick, while the heads are 21 cm each (8.26 inches). The inside diameter of the coils is 12.5 cm (4.92 inches) with an outside diameter of 13.3 cm (5.2 inches). These large diameters and the heavy weight of these armlets would suggest wearing them on the upper arm or on the leg.[154][155] The coils of the specimen from Cluj Napoca have an even bigger outside diameter at 16 cm (6.3 inches);[144] therefore, it is supposed that it was worn on the thigh or forearm over clothes[7]

The specimen from the Transylvanian Museum at Cluj weighs 0.358 kilograms (0.79 pounds). It has been made by hammering a silver bar of a circular cross-section. It has 4 spirals and the ends are flattened, decorated with seven palmettes made by punching. The surfaces of the palmettes, and their extremities, are decorated with the "fir-tree" motif and incised circles.[citation needed]

The multi-spiral from Belgrad Museum has an interesting particularity in that the impression of the palmette motif has two puncheons of different dimensions. This might have been done in order to avoid the stereotypy of models.[citation needed]

Origins
[edit]

Snakes are depicted in Dacian toreutics from the 6th and 5th centuries BC, and also in the later period.[156] Both types of bracelets with snake protomes, those of simple and multiple spirals, show an ancient Thracian tradition from the Hallstatt period (the Geto-Thracian period) of Geto-Dacian art evolution.[157] Snake-shaped bracelets, and other ornaments of the same kind, speak not only of the spread of the decorative motif but also of a symbol and significance of this motif in the Dacian period.[158]

Some scholars suppose that the Scythians provided the model of the snake décor found in the Classical Dacian bracelets, on the basis that the semi-spiraled Scythian snake type rings, were common in Dacia after the Hallstatt period. Those rings might have been continuously used until the La Tène period, or perhaps until the Roman era, as can be seen with a necropolis from Cașolț, Sibiu County.[141][159] If this was the case, Shchukin suggests it was a matter of transferred ideas rather than of imports.[160]

These bracelets types can be explained by the typology of the local tradition of the Hallstattian period; and there were similar bracelets in the Thracian world of today's Romania and Bulgaria.[157][97] Such examples include a mid-3rd-century BC spiral dragon-headed ring; a spiral snake-headed ring from Nesebar (Messembria); 4th century BC spiraled bracelets from Aitos; and a 3rd-century BC snake-headed ring of unknown origin in the British Museum.[97]

The manufacture of the spirals, by wrapping the silver wire several times, belongs to the traditions of the Bronze Age;[161] but those with their ends flattened, and decorated on the outside with intaglio palmettes, belong to a more modern style according to Popescu.[162] The way in which these dragon patterned bracelets were developed by the Dacians was new, while its resemblance to the workmanship and style of other countries are so few, that these bracelets might very well be considered as specifically Dacian. It can be distinguished as a Dacian style since they remained faithful to their own geometric representations,[163] and the palmette motif is not found in the neighboring areas.[citation needed]

The dragon and snake-head motif

[edit]
The Dacian symbol Dacian Draco as depicted on the Trajan's Column

Within the multi-spiral group of bracelets with palmette scales, two sub-groups can be stylistically identified – one represented by the Feldioara find and the other by the Orastie find. These sub-groups show that the snake and dragon types were not absolutely immutable in the imagination of the Dacian silversmiths. Two variants were introduced: mammal head – snake head and crest – mane,[97] as well as some transitional versions.[168]

Details of the "dragon" head of both ends; Silver bracelets from Hetur, Vaidei (Romos) and Darlos Romania[169]

The bracelet discovered around 1856 at Orăștie consists of a single silver wire, with a circular cross-section, coiled into eight equal spirals terminating in a dragon head at both ends. It is analogous to the bracelet from Feldioara but its head is different in that the head is almost triangular.[170] It has been made in a richer figurative manner than others.[171]

The multi-spiral bracelet with zoomorphic (snake?) ends, found in 1859 with a treasure from Feldioara, is different because of the widened muzzle of the protome terminals. In the middle of the snake head the Dacian silversmith engraved braids, by the use of puncheons, consisting of two rows of small, oblique, divergent traits. The snake's eyes are depicted as two circles. A strong profile separates the head from a relatively rectangular plaque with rounded corners, and slightly arched edges representing the mane of the Dacian dragon. The profiled relief edges of the bracelet's rectangular plaque and its decoration with two rows of divergent slashes are suggestive of the mane of a dragon or wolf.[172]

The bracelets from the Museum of Transylvania found in Cluj, Hetiur (Mureș County) and Ghelința are characterized by a more trenchant cutting and a more prominent relief for modeling the head. These traits are unlikely to represent a specific ophidian form and the longitudinal axis is marked by a stylistically different means.[168]

The zoomorphic motif of the bracelets depicts a fantastic animal with the head and body of a serpent but the muzzle of a mammal, pointed or square, with a thick mane flowing on its back prolonged by a poly-lobed (multiple palmettes) body. [172][163] The analysis of these Dacian symbols, performed by scholars—such as Florescu (1979), Pârvan (1926), and Bichir (1984)—conclude that the symbol of the snake or dragon appears on the Geto-Dacian La Tène bracelets and on the Dacian standard (flag) that can be seen on Trajan's Column.[172][163][173] The Dacians dragon probably combines two meanings: the agility and redoubtable ferocity of the wolf with the protective role of the snake.[174] It was supposed to encourage the Getae and to scare their enemies.[citation needed] It also appeared to have been the only one known representation of the religious character of the Dacians of the time.[175] Scholastic interpretations vary between considering this a representation of a "flying dragon", related to a Sky God,[176] or a chthonic symbol.[177]

Some bracelets from south of the Carpathians, such as those from Coada Malului, Bălănești and Rociu; and some from north of the Carpathians such as those from Dârlos and Vaidei (Romos)) do not have decorative elements to mark the median line on the rectangular plaque (the wider and flat portion coming next to the head). They instead have wavy lines, finely engraved, suggesting a mane or ridge.[178] A similar style is seen in specimens from Senereuș, Dupuș (Sibiu County) and from the unknown Transylvanian site, the fragment of which is kept at the Budapest Museum. On the latter, the beam of wavy lines has been replaced by horizontal, short and dense, finely engraved lines.[178]

The rectangular portion of the bracelets from Bălănești and Transylvania show a tendency to split into two teardrop-shaped lobes.[178] On the subgroup of bracelets from Coada Malului, the fir-tree is depicted only schematically.[178]

It was also noted that the snakes from the Agighiol artifacts of the 4th century BC, especially the depicted heads of snakes, have a stylization similar to that of the Dacian bracelet protomes; they have the same triangular form, and the same distribution of the decorations that mark the eye of the snake.[157]

The leaf motifs of the multi-spiral bracelets

[edit]
Detail: the fir-tree motif and the rectangular portion of the silver bracelet (1st century BC) repository Cluj-Napoca Museum[164]
Detail, palmette motif of the bracelet from Orastie (1st century BC)

The flattened bands of the bracelets are decorated externally with a chain of geometrized palmettes that have been struck in much the same way as coins.[163] It seems that the leaf-like ornaments have been made by impression, using ready-made moulds, as used in the manufacture of Dacian cups from the La Tène Crasani (com. Balaciu) site. Scholars, such as Popescu, related the chain of successive palmettes of the Dacian bracelets to the decoration of the borders on the Scythian Melgunov dagger sheath from the 6th century BC.[162] Others consider that several multi-spiral bracelets, i.e. from Balanesti (Olt), have the same palmette motif as the typical decorations of the 4th-century BC Thracian-Getic helmet from Agighiol (com. Valea Nucarilor), Tulcea.[179] In the opinion of Berciu, the palmette motif was adopted from the Greeks of the Black Sea coast during the Geto-Thracian Art period.[157]

Dacian bracelets exhibit four decorative types of leaf-like triangular lobes: first is the most complex is of oval or triangular palmettes; the second is interpreted as representing fern leaves (e.g. the Orastie bracelet); the third is the fir-tree motif, where the rounded lobes become straight lines resembling a fir-tree branch; and the fourth whose shape preserves only the medial vein and the circles, suggesting the spiral arching of the lobes (e.g. the Feldioara bracelet).[172]

Palmettes на шлеме 4-го века BC (некоторые браслеты имеют аналогичные Palmette, как и шлем Agighiol [ 179 ] )

The palmettes are more precisely outlined and more faithfully preserve the original lobes and palmette character, with several bracelets such as those from the Cluj Museum, Hetiur and Ghelinta. They are farthest away from a schematic fir-tree motif.[168] A stylized ivy leaf-like style is common to the group of bracelets from Coada Malului, Rociu and Bălănești (Argeș County), and Dupuș. It is formed using carved lines doubled with a fine series of dots.[97]

The same motif seen in other ornaments
[edit]

Декоративный стиль змеи был принят в других видах украшений, таких как серьги из Răcătău и спиральные кольца от Sprâncenata и Popești-Novaci . [180]

Серебряное кольцо от Măgura, Teleorman имеет четыре с половиной мультипиралов с терминалами змеиной головы и цепью из пяти Palmettes. [ 181 ] Он принадлежит к маленькому серебряному сокровищам - составляющему три денария , которые могут быть датированы между 148 и 106 г. до н.э., а один орнамент (кольцо) - сформированно обнаружено в 2005 и 2006 годах в местах 330 м от деревни Магура. [ 182 ] Кольцо считается некоторыми, например, Миреа (2009), является миниатюрным представлением типичных многопиральных браслетов, заканчивающихся паллеттами и протомами змей. [ 183 ] Существуют особые аналогии с браслетами от Bălănești -Olt и Rociu -argeș; а также аналогии со спиральными кольцами из Sprâncenata и Popești. [ 183 ] Украшения аналогичны мотивам золотых мультипиральных браслетов, обнаруженных в 1999–2001 годах в Sarmizegetusa Regia . [ 183 ]

Значение и археология серебряных мультидипиральных браслетов с пальмтками и протомами

[ редактировать ]
Местоположения 1-го века до н.э. до 1-го века AD Multi-Spirals с находками Protome и Palmettes Ormants. [ 184 ] [ 153 ] [ 183 ]

Мультипиральные браслеты, изготовленные из пластин с зуморфными конечностями, все они изготовлены из серебра, а иногда и позолочны, характерны для северо-данубийской дацианской элиты, в частности, из Трансильвании. [ 185 ] Кроме того, согласно Medelet (1976), один дацианский браслет серебра от Malak Porovets ( Isperih Municipality Bulgaria) и один дацианский браслет серебра от Velika Vrbica (Сербия), принадлежат к той же типологии. [ 184 ] Некоторые из этих браслетов, такие как тот, который в историческом музее Transilvanias Cluj-Napoca и два других в Национальном музее Будапешт (Венгрия), из неизвестных транссильванских мест. [ 97 ]

Возможно, большие серебряные мультипиралы использовались с одеждой, которую носили для особых праздников, [ 180 ] Хотя они, кажется, не имеют простого декоративного использования. [ 186 ] [ 101 ] Контекст погребения этих престижных аристократических знаков отличия предполагает, что сокровища, которые они соединяют, были довольно общие депозиты, чем похоронные предложения ( кенотаф ?). [ 187 ]

Серебряная змея-головолочная браслет 1-го века до 1 века нашей эры (Трансильвания, Румыния). [ 169 ]

Многодиспиральные браслеты с серебряной змеей обнаружены в контексте так называемых серебряных сокровищ дачи. [ 188 ] Значительным фактом, касающимися этих сокровищ, является специфичность временных рамок, примерно с 125 г. до н.э. - 25 г. н.э. (один век). [ 189 ] В историческом плане они современны правления Беребисты , Десениуса и Комосика . Вполне вероятно, что клады серебряных браслетов и украшений покойного Geto-дачи, стали производиться непосредственно перед правлением Burebista , возможный пример-тот, который из Sâncrăieni. Производство серебряных украшений продолжалось во время его правления, хотя и в меньшей степени (возможно, из -за его авторитарной, деспотической и пуристов) и в основном после его подавления производства (44 г. до н.э. - 46 г. н.э.); Поэтому производство серебряного запаса длилась почти столетие. [ 190 ] Захоронение этих предметов и браслетов дацианских серебряных украшений и браслетов (тех, которые были сделаны от 44 до н.э. до 46 г. н.э.) произошло за тот же период времени, который характеризовался нехваткой серебра из -за бурной ситуации в Дации. [ 190 ]

Этот конкретный тип дизайна имеет унитарную типологию и высоко стандартизированный характер. Он не содержит товаров, которые были накоплены годами, а только наборы определенных объектов. [ 189 ] Кроме того, они не были найдены в контексте поселений, а вне них, на тщательно подготовленных месторождениях. [ 191 ] Эти объекты не были временно скрыты или скрыты из -за некоторого воздействия на опасные ситуации, но они должны были сохранить символические атрибуты социального статуса в загробной жизни. [ 135 ]

Несколько дасианских браслетов достигли коллекций Венского музея Кунстисторишеса по различным каналам: административные, аукционы, покупки и пожертвования. Хотя они были обнаружены в Трансильвании и принадлежат к подобному археологическому контексту других дацианских серебряных сокровищ, они являются довольно случайными открытиями с запада и юга Трансильванского плато - как в областях наибольшей концентрации дацианской культуры в или или и горы Апусени , где были обнаружены минеральные отложения драгоценного металла. [ 192 ]

Золотые мультипиралированные браслеты для драконов и протома с животными

[ редактировать ]
Золотой браслет от Sarmizegetusa Regia - 1 -й век до н.э. (музей NMIR Bucharest)
Римляне, принимающие ценную добычу для дацианской добычи (сцена колонны Trajan Cxxxviii)
Дацианский золотой браслет от Sarmizegetusa Regia ; датируется 1 веком до н.э. [ 1 ] [ 3 ]
Дацианский золотой браслет, датированный 1 веком до н.э., от Sarmizegetusa Romania [ 2 ] [ 3 ]
Дацианский золотой браслет от Sarmizegetusa Regia

Золотые артефакты в целом и золотые браслеты в частности, были дефицитными археологическими находками во время раскопок. Объяснение может состоять в том, что римляне собирали все золотые объекты силой после победы в Дации. [ Цитация необходима ] Многочисленные исследователи, в том числе Rustoiu, утверждали о существовании королевской монополии на эксплуатацию золота и серебра в Dacia; [ 193 ] и что после римского завоевания эта монополия перешла к римскому императору. [ 194 ]

Описание

[ редактировать ]

Эти золотые браслеты, украшенные листьями и змеиными головками, весят около 2,2 фунтов (1 килограмм) каждый. [ 195 ] замечательные анааи, изготовленные из серебра из Между золотым оружием и серебряными из хвоста банка (округ Прахова), Senereuș (округ Ханедоара), есть хвоста банка (округ Ханедоара) и Herastrau - Bucharest . [ 196 ] Большинство из них демонстрируют аналогичные дизайны и художественные темы, но нет двух одинаковых браслетов. [ 197 ] Украшения на этих браслетах похожи на стиль кольца от Магуры ( графство Телеорман ). [ 183 ]

Один из таких браслетов, восстановленных в 2007 году, имеет оба терминала, изображающие стилизованную голову животного, которая представляет змею с длинной дулой и украшена арочными линиями. Поверхность прямоугольной бляшки украшена поперечными рядами арочных разрезов, сгруппированной в четыре с половиной метипов . Тело состоит из семи пальтт, состоящих из формы пихты и пунктирной линии посередине, в то время как терминалы противостоят друг другу. [ 1 ]

Количество спиралей варьируется от шести до восьми. Когда некоторые браслеты измеряют 2,30 м, а другие 2,80 м. Внешние диаметры варьируются от 91 до 123 мм. Спирали состоят из плоских прямоугольных полос с богато надрезанными украшениями и стилизованными пальто. В большинстве из них семь Пальтлетт украшают оба конца браслетов. [ Цитация необходима ] Браслеты заканчиваются декоративной протомой , мотивом головы зверя, который выглядит как голова животного (волк, змея или собака). [ 197 ] Техника Голдсмита , используемая для производства всех этих золотых армий, представляла собой холодную удары золотого слитка с прямоугольной формой, за которым следовали удары и гравюра для их украшений. Это был типичный метод, используемый дациями от 4 -го века до 1 века нашей эры. [ Цитация необходима ]

Браслет, вызванный в 2009 году, имеет десять спиралей. Терминалы изображают стилизованный протом змеи. Длинная морда прямая, а глаза и брови представлены изогнутыми линиями. Голова продолжается на прямоугольной бляшке длиной 3,4 см, чьи рельефные края украшены неофициальными наклонными линиями в форме «V», разделенной медиальной линией. За этим следует серия из шести треугольных овалетных пальмток, сделанных тремя пуншинами, и с длиной 14,3 см. Первый удар сделал первые два Palmettes, второй сделал следующие два Palmettes, а третий использовался для последнего - который также является самой маленькой Palmette. У Palmettes есть дизайн листвы, а их края поднимаются и украшены небольшими надрезанными наклонными линиями. [ 198 ]

Контекст

[ редактировать ]
Руины Храма древней дацианской крепости Сармизегетуса (округ Ханедоара - Румыния)

Около двух десятков золотых многопиральных браслетов с головообразованием были обнаружены с помощью археологического грабежа в разных местах в районе Сармисегейгейса Региа, в горах Орэти. [ Цитация необходима ] К 2011 году было обнаружено двенадцать из двадцати четырех разграбленных золотых браслетов и размещены в Румынском национальном музее истории в Бухаресте. [ 195 ]

Археологический контекст был восстановлен на основе подхода к судебной науке, технического описания и археологической интерпретации. Многодиспиральные браслеты были обнаружены из ям рядом с «священной зоной» столицы Дациан в Сармизеггеса Региа (округ Ханедоара), примерно в 600 м от священного корпуса . Ямы расположены на крутых скалистых склонах за пределами древних поселений, в узкой долине. [ 199 ] Участок браслетов расположен в очень крутой и скалистой области, которая включает в себя трудный подъем и препятствует «классическим» археологическим подходам и исследованиям. [ 199 ]

Охотники за сокровищами обнаружили место, где они нашли десять золотых браслетов в яме, вырытой в естественной скале на склоне 70 °. [ 32 ] В яме была две отдельные перекрывающиеся полости треугольной формы из плитов, одна из которых содержала шесть золотых многопиральных браслетов, а другие четыре, которые были отложены парами; Меньшие браслеты были вставлены в более крупные. [ 200 ] Обнаружение браслетов на таких крутых наклонных скалах и по внешним пределам (восточному) поселений обеспечивает новую перспективу относительно древних мест, используемых для внесения артефактов с особым религиозным значением. [ 199 ] Эти отложения состоят из того же типа украшений, которые имеют идентичную функцию и значимость. [ 199 ]

Общие обстоятельства размещения этих браслетов, депонированных древними густонаселенными, в этих специально сконструированных ямах и покрытые неразрезанными плитами, подразумевают, что эти артефакты были компонентами общих предложений. [ 201 ] [ 3 ] Кажется, что эти браслеты использовались во время посвящений или оккультных церемоний, ограниченных определенной категорией людей, которые имели очень важные позиции в штате: король; лидеры городов; дворяне от королевского окружения; и священники. [ 201 ] Это объясняет существование аналогичных предметов из серебра для ведущих дворян и правителей городов, а также отсутствие аналогичных образцов, сделанных из бронзы, железа или других металлов. Это также объясняет, почему эти типы браслета не появляются ни в письменных источниках, ни в образных представлениях того времени. [ 201 ]

Хронология и аутентификация

[ редактировать ]

Основываясь на типологической аналогии и стилистическом анализе, историки считают, что эти браслеты являются подлинными дацианскими артефактами. [ 202 ] Некоторые хронологические данные предоставляются темными пятнами, которые указывают на длительный период времени под землей, а также древними монетами, которые были обнаружены вместе с браслетами. Эти монеты указывают на конец 2 -го века до нашей эры и первые десятилетия 1 -го века до нашей эры. Похоже, что браслеты были похоронены, если не обязательно изготовлены, в течение периода времени от 100 до 70 г. до н.э. [ 3 ]

Хронология этих браслетов соответствует появлению строительства религиозных святилищ, копающих и распоряжающихся с религиозной целью, где месторождения подношений к хтоновским богам. были сделаны [ 201 ]

В 2007 году композиционный анализ этих золотых объектов был выполнен с использованием неразрушающего метода, индуцированного частицами рентгеновского излучения синхротронной рентгеновской флуоресценции (SR-XRF). (измерений микро-пикселей) и анализа [ 203 ] В 2008 и 2009 годах было проведено дополнительные исследования командой, состоящей из членов Национального института физики и инженерии ядерных и инженеров, Румынии, Национального исторического музея Румынии и Федерального института исследований и испытаний на материалы, Германия. Исследователи сравнивали состав золота, изучали элементы Trace Platinum Group , TIN , теллур , сурьму , ртуть и свинец и сравнивая их с соответствующими элементами естественного золота из Трансильвании . Это было сделано, так как эти элементы трассировки более значительны для проникновения археологических металлических артифактов, чем основные компоненты элемента. [ 197 ] Для этих исследований были проанализированы несколько небольших фрагментов естественного транссильванического золота и первичных-с использованием: методика микро-пиксера в Национальной лаборатории Legnaro AN2000 Micro-Beam, Италия, и в Aglae Accelerator, C2RMF, Париж, Франция; и с использованием рентгеновской флуоресценции микро-синхротронного излучения (Micro-SR-XRF) в Бесси Синхротрон, Берлин, Германия. [ 197 ] Исследования команд пришли к выводу, что золотые мультипиральные браслеты, обнаруженные в период с 1999 по 2001 год в Sarmizegethusa, были сделаны из местного транссильванского золота, а не рафинированного золота. [ 203 ] [ 204 ]

Из -за неблагоприятных условий, окружающих открытие клада, их происхождение никогда не может быть аутентифицировано в полном удовлетворении археологов и ученых. [ 195 ] Скептики предполагают, что браслеты могли быть произведены в наше время из металла, полученного путем таяния древних золотых монет, дацианских монет типа козона или греческих монет лизимаха; Тем не менее, выполненные анализы до сих пор не подтверждают использование золота из этих монет в производстве браслетов. [ 205 ]

Скорее всего, ни одна другая группа древних золотых работ не была более тщательно изучена учеными, технологами и учеными в различных странах и различных учреждениях, чем дацианские золотые спиралы с терминалами драконов, обнаруженных в период с 1999 по 2001 год в Sarmizegethusa. В каждом изучении и полностью независимых друг от друга, их экзамены привели к тому же выводу. [ 206 ]

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в Trohani 2007a , p. 1
  2. ^ Jump up to: а беременный Trohani 2007b , p. 5
  3. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Constantinescu et al. 2010 , с.
  4. ^ Jump up to: а беременный Arbunescu 2011 , с.
  5. ^
  6. ^ Jump up to: а беременный Тейлор 2001 , с. 212.
  7. ^ Jump up to: а беременный в Popescu 1971 , p.
  8. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Pârvan & Vulpe 1928 , с.
  9. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Здесь 1979 , с. 17
  10. ^ Jump up to: а беременный в Șandric 2008 , с.
  11. ^ Jump up to: а беременный Mozsolics 1970 , p. 143.
  12. ^ Маккензи 1986 , с. 25
  13. ^ Giurescu & Nestorescu 1981 , p.
  14. ^ Dumitrescu, V 1982 , p. 53
  15. ^ Hoddinott 1989 , p. 52
  16. ^ Dumitrescu, V 1982 , p. 259
  17. ^ McHenry & Encyclopædia Britannica 1993 , p. 602.
  18. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Hoddinott 1989 , p. 57
  19. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Hoddinott 1989 , p. 53
  20. ^ Jump up to: а беременный в Dumitresc, V 1982 , p. 258
  21. ^ Megaw 1970 , p. 32
  22. ^ Сандар 1976 , с. 51
  23. ^ Jump up to: а беременный Mackendrick 1975 , p. 19
  24. ^ Jump up to: а беременный Halbertsma 1994 , p. 26
  25. ^ Jump up to: а беременный Rodariu 1997 , p. 25
  26. ^ Sîrbu & Florea 2000 , p.
  27. ^ Oltean 2007 , p.
  28. ^ Jump up to: а беременный в Popescu 1959 , p.
  29. ^ Тейлор 1994 , с. 406
  30. ^ Seculii 2008 , с. 67
  31. ^ Constantinescu et al. 2007 , с.
  32. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Glodariu et al. 2008 , с. 146
  33. ^ Coles & Harding 1979 , p. 94
  34. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Florescu, Daicoviciu & Roshu 1980 , p.
  35. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Leahu 2004 , p.
  36. ^ Jump up to: а беременный Popescu 1956 , p.
  37. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Coles & Harding 1979 , p. 409
  38. ^ Jump up to: а беременный Toicelescu 1877 , рис. 41
  39. ^ Leahu 2003b , p.
  40. ^ Jump up to: а беременный в Laszlo 2001 , p.
  41. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Маккензи 1986 , с. 93.
  42. ^ Haginoglu & Gheorgies 2010 , с. 117
  43. ^ Leahu 2003a , p.
  44. ^ Jump up to: а беременный Vauthetey & Vauthey 1968 , p. 345.
  45. ^ Stoia 1989 , p.
  46. ^ Полный 1982 , с. 168.
  47. ^ Vulpe 1967 , p.
  48. ^ Pârvan & Vulpe 1928 , p.
  49. ^ Popescu 1971 , p.
  50. ^ Petrescu-Dâmbovita 1984 , p.
  51. ^ Leahu 2003b , p.
  52. ^ Jump up to: а беременный Маккензи 1986 , с. 94
  53. ^ Jump up to: а беременный Popescu 1956 , p.
  54. ^ Samsaris 1989 , p. 169
  55. ^ Jump up to: а беременный в Лиху 2011 , с.
  56. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Dumitrescu, H 1941 , p.
  57. ^ Jump up to: а беременный в Popescu 1956 , p.
  58. ^ Jump up to: а беременный Dumitrescu, H 1941 , p.
  59. ^ Jump up to: а беременный в Pârvan 1926 , p.
  60. ^ Dumitrescu, H 1941 , с.
  61. ^ Dumitrescu, H 1941 , с.
  62. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Dumitrescu, H 1941 , p.
  63. ^ Childe 1930 , p. 120.
  64. ^ Уличие 1982 , с. 163.
  65. ^ Pârvan 1926 , с.
  66. ^ Jump up to: а беременный Pârvan 1926 , с.
  67. ^ Șandric 2003a , точка 19.
  68. ^ Jump up to: а беременный ЛИНАС 1877 , с. 288
  69. ^ Jump up to: а беременный в Popescu 1956 , p.
  70. ^ Jump up to: а беременный в Hoddinott 1989 , p. 59
  71. ^ Șandric 2003 , с.
  72. ^ Jump up to: а беременный Popescu 1956 , p.
  73. ^ Elu хуже 1991 , с. 7o.
  74. ^ Jump up to: а беременный Kovacs 2001 , p. 48
  75. ^ Hoddinott 1989 , p. 58
  76. ^ Jump up to: а беременный в Hampel 1881 , с. 214–216.
  77. ^ Ходдинотт 1981 , с. 165.
  78. ^ Виттенбергер 2010 , с. 1
  79. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Popescu 1956 , p.
  80. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Popescu 1956 , p.
  81. ^ Elu хуже 1991 , с. 76
  82. ^ Jump up to: а беременный Pârvan 1926 , с.
  83. ^ Coles & Harding 1979 , p. 366
  84. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Gramatopol 1992 , p. 1
  85. ^ Sîrbu & Florea 2000 , p.
  86. ^ Jump up to: а беременный Сани 1995 , с.
  87. ^ Jump up to: а беременный Popescu 1956 , p.
  88. ^ Jump up to: а беременный в Pârvan 1926 , с.
  89. ^ Sherratt 1984 , с. 22, 23.
  90. ^ Макреа 1978 , с.
  91. ^ SîRBU 2004 , с.
  92. ^ Jump up to: а беременный Сани 1995 , с.
  93. ^ Makkay 1995 , p. 341.
  94. ^ SîRBU 2004 , с. 46, 47.
  95. ^ SîRBU 2004 , с.
  96. ^ Здесь, 1979 , с. 30
  97. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Florescu & Miclea 1979 , p.
  98. ^ Popescu 1941 , p.
  99. ^ Jump up to: а беременный Sîrbu 2004 , p.
  100. ^ Jump up to: а беременный Pârvan 1926 , с.
  101. ^ Jump up to: а беременный Sîrbu 2007 , p.
  102. ^ Daicoviciu 1971 , p.
  103. ^ Jump up to: а беременный Pârvan 1926 , с.
  104. ^ Jump up to: а беременный Florescu, Daicoviciu & Roshu 1980 , p.
  105. ^ Pârvan & Vulpe 1928 , с.
  106. ^ Генри 1928 , с. 288
  107. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Popescu 1948 , p.
  108. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Pârvan 1926 , с. 542–543.
  109. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Турции 1979 , с. 153
  110. ^ Jump up to: а беременный в Szekely 1965 , p. 57
  111. ^ Jump up to: а беременный Маккензи 1986 , с. 87
  112. ^ Berindei & Candea 2001 , p.
  113. ^ Sîrbu 2007 , p.
  114. ^ Jump up to: а беременный Pârvan 1926 , с.
  115. ^ Pârvan 1926 , с.
  116. ^ Jump up to: а беременный в Ортвей 1875 , с. 216
  117. ^ Jump up to: а беременный в Condraticova 2010 , с.
  118. ^ Indraticova 2010 , с.
  119. ^ Arnăut & Naniu 1996 , p.
  120. ^ Jump up to: а беременный Попович 2004 , с.
  121. ^ Jump up to: а беременный Kolaric 1970 , p. 22
  122. ^ Jump up to: а беременный Попович 2004 , с.
  123. ^ Jump up to: а беременный Ромер 1886 , с. 391.
  124. ^ Растения 2005 , с. 77
  125. ^ Растения 2005 , с. 78
  126. ^ Jump up to: а беременный Растения 2005 , с. 79
  127. ^ Jump up to: а беременный Popescu 1956 , p.
  128. ^ Florescu 1970 , p.
  129. ^ Jump up to: а беременный Oberländer-Târnoveanu et al. 2010 , с.
  130. ^ Seculii 2008 , с. 69
  131. ^ Popescu 1941 , p.
  132. ^ Jump up to: а беременный Попеску 1941 , с.
  133. ^ Rustoiu 1996 , p.
  134. ^ Pârvan 1926 , с.
  135. ^ Jump up to: а беременный Spânu 1998 , p.
  136. ^ Crișan 1993 , p.
  137. ^ Oltean 2007 , p.
  138. ^ Florescu & Miclea 1979 , p.
  139. ^ Pârvan 1926 , с.
  140. ^ Packer & Sarring 1997 , p. 377.
  141. ^ Jump up to: а беременный Pârvan & Vulpe 1928 , с.
  142. ^ Jump up to: а беременный Spânu & Cojocaru 2009 , p.
  143. ^ Popescu 1941 , p.
  144. ^ Jump up to: а беременный в Popescu 1941 , p.
  145. ^ Vauthey & Vauthey 1968 , p. 346.
  146. ^ Bazarciuc 1983 , p.
  147. ^ Rustoiu 1996 , p.
  148. ^ Popescu 1941 , p.
  149. ^ Gorun et al. 1988 , с. 116
  150. ^ Взять 2007 , с. 66
  151. ^ Costea 2008 , с.
  152. ^ Jump up to: а беременный в Candca 2010 , с. 52
  153. ^ Jump up to: а беременный Florescu & Miclea 1979 , p.
  154. ^ Pârvan & Vulpe 1928 , p.
  155. ^ Oberländer-Târnoveanu 2011 .
  156. ^ Sanie 1995 , p.
  157. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Berciu 1974 , p.
  158. ^ ISPAS 1980 , с. 279
  159. ^ Banate 1971 , p. 38
  160. ^ Shchukin 1989 , p. 89
  161. ^ Генри 1928 , с. 290.
  162. ^ Jump up to: а беременный Popescu 1941 , p.
  163. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Pârvan & Vulpe 1928 , с.
  164. ^ Jump up to: а беременный Pupeza 2010 , с.
  165. ^ Pârvan & Vulpe 1928 , с.
  166. ^ Pârvan 1926 , с.
  167. ^ Ромер 1886 , с. 390.
  168. ^ Jump up to: а беременный в Florescu & Miclea 1979 , p.
  169. ^ Jump up to: а беременный Хэмпель 1888 , с. 278
  170. ^ Florescu & Miclea 1979 , p.
  171. ^ Florescu & Miclea 1979 , p.
  172. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Florescu & Miclea 1979 , p.
  173. ^ Бичир 1984 , с. 54
  174. ^ Sîrbu & Florea 2000 , p.
  175. ^ Pârvan 1926 , с.
  176. ^ Pârvan 1926 , с.
  177. ^ Tutilă 2004 , p.
  178. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Florescu & Miclea 1979 , p.
  179. ^ Jump up to: а беременный Berciu 1974 , p.
  180. ^ Jump up to: а беременный Sîrbu & Florea 2000 , p.
  181. ^ Миреа 2008 , с.
  182. ^ Миреа 2009 , с.
  183. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Миреа 2009 , с.
  184. ^ Jump up to: а беременный Spânu & Cojocaru 2009 , p.
  185. ^ Arsenescu & Sirbu 2006 , p.
  186. ^ Crișan 1986 , p.
  187. ^ Spânu 1998 , p.
  188. ^ Sîrbu & Florea 1997 , p.
  189. ^ Jump up to: а беременный Spânu 1998 , p.
  190. ^ Jump up to: а беременный Gramatopol 2008 , p. 1
  191. ^ Spânu 1998 , p.
  192. ^ Florescu & Miclea 1979 , p.
  193. ^ Rustoiu 1996 , p.
  194. ^ Popescu 1971 , p.
  195. ^ Jump up to: а беременный в Watson 2011 , с. 1
  196. ^ Constantinescu et al. 2007 , с.
  197. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Constantinescu et al. 2008 , с.
  198. ^ 2009 , с. 1
  199. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ciuta & Rustoiu 2007 , p.
  200. ^ Ciuta & Rustoiu 2007 , p.
  201. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ciuta & Rustoiu 2007 , p.
  202. ^ Constantinescu et al. 2007 , с.
  203. ^ Jump up to: а беременный Constantinescu et al. 2007 , с.
  204. ^ Constantinescu et al. 2010 , с.
  205. ^ Constantinescu et al. 2010 , с.
  206. ^ Deppert-lippitz 2008 , p. 1

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Галерея / внешние ссылки на браслеты и другие украшения, упомянутые в статье

[ редактировать ]

Браслеты даций

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5825bd6f36a8b0948edf7d17bc7cdb00__1720884960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/00/5825bd6f36a8b0948edf7d17bc7cdb00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dacian bracelets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)