Костобочи

Костобочи : ( / ˌ k ɒ s t ə ˈ b oʊ s aɪ / ; латынь : , Costobocae, Castabocae, Coisstoboci , древнегреческий Costoboci Κοστωβῶκοι, Κοστουβῶκοι, Κοιστοβῶκοι [1] или Кистовоки [2] ) — дакийское племя, жившее в эпоху Римской империи между Карпатами и рекой Днестр . Во время Маркоманских войн костобоки вторглись в Римскую империю в 170 или 171 году нашей эры, грабя ее балканские провинции вплоть до Центральной Греции , пока они не были изгнаны римлянами. Вскоре после этого территория костобоков была захвачена и оккупирована вандалом Хасдинги , и костобоки исчезли из сохранившихся исторических источников, за исключением упоминания покойного римлянина Аммиана Марцеллина , писавшего около 400 г. н.э.
Этимология имени
[ редактировать ]Название племени засвидетельствовано в различных вариантах написания на латыни : Costoboci, Costobocae, Castaboci, Castabocae, Coisstoboci и на древнегреческом : Κοστωβῶκοι, Κοστουβῶκοι, Κοιστοβῶκοι . [3] [4]
По мнению Иона И. Руссу, это фракийское составное имя, означающее «сияющие». [5] Первый элемент — это совершенное пассивное причастие Cos-to- , происходящее от праиндоевропейского корня kʷek̂- , kʷōk̂- «казаться, видеть, показывать», а второй элемент происходит от праиндоевропейского корня. bhā-, bhō- «сиять», дополнено суффиксом -k- . [4] Иван Дуриданов считал это дакийским именем с неясной этимологией. [6]
Некоторые ученые утверждают, что слово «костобочи» имеет кельтскую этимологию. [7]
Н. Б. Георгиев считает все этимологии, основанные на индоевропейских корнях-словах (т. н. Wurzeletymologien ), «лишенными научной ценности»: [8] сами корневые слова являются реконструкциями, обязательно неполными и могут иметь нескольких потомков в нескольких языках IE. В этом случае имя Костобочи могло означать «сияющие» на языках, отличных от фракийских (например, в иранских или кельтских языках), или оно могло иметь другой корень (корни), чем те, которые предполагал Руссу. Например, произношение «Костобочи» на сербском (или хорватском) языке означает «люди, которые пронзают кости».
Территория
[ редактировать ]
Основные современные исследования относят это племя к северу или северо-востоку от римской Дакии . [9] [10] [11] Некоторые ученые считали, что самое раннее известное упоминание об этом племени содержится в «Естественной истории » Плиния Старшего , опубликованной ок. 77 г. н.э., как сарматское племя котобакчи, жившее в долине нижнего Дона . [12] [13] [14] [15] Другие ученые оспорили эту идентификацию и признали «котобакки» отдельным племенем. [9] [16] [17] [18]

Аммиан Марцеллин , написавший ок. 400, местонахождение Костобочей между реками Днестр и Дунай , [9] [19] вероятно, к северо-востоку от бывшей римской провинции Дакия. [20] В своей «Географии» (опубликованной между 135 и 143 годами нашей эры) [21] греческий географ Птолемей , кажется, указывает, что костобоки населяли северо-западную часть страны. [22] или северо-восточная Дакия. [9] Кроме того, некоторые ученые отождествляют народ, названный Птолемеем Трансмонтаной (буквально: «люди за горами»), расположенный к северу от Карпат, как даков -костобоков. [23] [24] [13]
Материальная культура
[ редактировать ]
Некоторые ученые связывают костобоков с липитской культурой . [26] [27] Однако Роджер Бэтти, не желая соотносить материальную культуру с групповой идентичностью, утверждает, что культура Липита принадлежала либо подгруппе костобоков, либо какому-то населению, которым они правили. [28] Эта культура развивалась на северной стороне Карпат в бассейнах Верхнего Днестра и Прута в позднелатенский период . [29] [30]
Носители этой культуры вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и гончарством. [29] Поселения не были укреплены и содержали постройки с затонувшими этажами , надземные постройки, ямы для хранения, очаги, печи и печи. [29] Имеются многочисленные находки керамики различных типов, как круговой , так и ручной работы, имеющие сходство по форме и декору с керамикой доримской Дакии. [29] Находки керамики северных липицких стоянок в бассейне верхней Золотой Липы сходны с находками керамики зарубинецкой культуры . [27] Кладбища находились вблизи населенных пунктов. Преобладающим погребальным обрядом была кремация , при этом урны с прахом хоронили в простых могилах, но для погребения . было также раскопано несколько могил [29]
Ономастика
[ редактировать ]
Надгробная надпись на латинском языке , найденная в Риме, предположительно датируемая II веком нашей эры, была посвящена Зии или Зиасу Дакию, дочери Тиата и жене Пьепора , царя Костобоков. Памятник установили Натопорус и Дригиса, внуки Зии. [31] [32] [33] Надпись была впервые опубликована итальянским ученым Мариангелусом Аккурсием в 16 веке, но сейчас она утеряна. [32] [16]
Надпись
[ редактировать ]Д(есть) М(ы)
ЗИАИ
ТИАТИ ФИЛ(iae)
ДАКА ЖЕНА
ПЕРЕЦ. РЕГИСТРАЦИЯ
КОИССТОБОСЕНСИС
НАТОПОРУС ET
БАБУШИНСКОЕ ПЛАТЬЕ
CARISS(imae) B(ene) M(erenti) FECER(unt)
Перевод
[ редактировать ]«Духам мертвых. (Посвящается) ЗИА (ИС) Дакии, дочери ТИАТУСА, жене ПИЕПОРА, короля Костобока. НАТОПОРУС и ДРИГИСА сделали (этот памятник) для своей самой дорогой и заслуженной бабушки».
Анализ имени
[ редактировать ]- Дригиса : фракиец [34] [35] или дакийский [36] [37] [38] [39] имя. Считается вариантом согласной -l- имени Дригис(ы)а , [ Хм? В Дригиссе нет буквы L. ] [34] [37] [39] имя римского ветерана Аврелия Дригиссы из Нижней Мезии и легионера Тита Аврелия Дригиссы из Мезии Верхней . Последний элемент -gis(s)a часто встречается в дакийской ономастике. [38]
- Натопорус : фракиец [40] [41] или дакийский [42] [37] [43] [44] имя. Солдат Натопор известен по нескольким остракам, найденным на горе Клавдиан в восточном Египте . [43] [44] Римский военный диплом был выдан в 127 году в Мавретании Цезарской для дакийского солдата и двоих его детей, сына Наттопориса и дочери Дуччидава . [43] [44] Это имя оканчивается на -por , частый фракийский и дакийский ономастический элемент. [45] [46] [47] [48] В военном дипломе, выданном в 127 году в Нижней Германии , отца дакийского солдата зовут Натусис , имя, образованное тем же первым элементом nat- и суффиксом -zi- / -si- . [43] [44]
- Пьепорус : фракиец [49] [50] или дакийский [45] [37] [48] имя. Это имя оканчивается на -por , частый фракийский и дакийский ономастический элемент. [45] [46] [47] [48]
- Тиат : фракиец [51] [52] или дакийский [53] [37] [54] [48] имя. Тиатус — возможно, имя, начинающееся на тиа- , типичное для даков. [55] [56] Имя Тиато засвидетельствовано на фрагменте дипинто , найденном в Максимианоне, римском форте в восточном Египте. [54]
- Зия или Зиас : фракиец [57] [58] или дакийский [59] [37] [48] имя. Зия — женское имя, встречающееся в Нижней Мезии. [58] [59] [48]
Этнолингвистическая принадлежность
[ редактировать ]Этническая и языковая принадлежность костобоков неясна из-за отсутствия доказательств. [60] Основная точка зрения состоит в том, что это было дакийское племя, входившее в число так называемых « свободных даков », не подчинявшихся римскому правлению. [61] [62] [63] Однако некоторые ученые предполагали, что они были фракийцами, сарматами, [64] [14] Славянский, [65] германский, [66] кельтский, [ нужна ссылка ] или даков с кельтским суперслоем. [67]

Доказательства, приведенные в поддержку основных этнических гипотез, можно резюмировать следующим образом:
Дакийский
[ редактировать ]- Ономастика: В семье костобоканского короля по имени Пиепорус (2 век) были имена, которые, по мнению некоторых ученых, имели дакийское происхождение.
- Рубрика Dacpetoporiani на Tabula Peutingeriana была интерпретирована некоторыми учеными как элизия слова «Dacpetoporiani», означающего «даки царя Петопора». [49] [68] [69] Шютте утверждал, что Петопорус — это одно и то же, что и Пьепор, король Костобоков. [70]
- Археология: Костобоки были связаны по своему географическому положению с липицкой культурой. [71] [72] [73] Некоторые ученые относят черты этой культуры, особенно ее гончарные стили и погребальные обычаи, к дакийской. [74] [75] что привело к выводу, что костобочи были этническим дакийским племенем. [76]
- Этимология имени: Согласно Шютте, дакийский элемент -bokoi также встречается в названии другого дакийского племени, сабокой. [77] Однако Роджер Бэтти утверждает, что культура Липица плохо подходит для костобоков, не в последнюю очередь потому, что она, по-видимому, исчезла в I веке до нашей эры, задолго до периода 100–200 годов нашей эры, когда они засвидетельствованы в Дакии и вокруг нее сохранившимися историческими памятниками. документы. [28]
фракийский
[ редактировать ]- Ономастика: Некоторые ученые считают имена Пьепора и его внуков фракийскими (см. Ономастика выше).
- Археология: По мнению Яздевского, в раннеримский период на Верхнем Днестре особенности липицкой культуры указывают на то, что этнические фракийцы находились под сильным кельтским культурным влиянием или просто впитали в себя кельтские этнические компоненты. [78]
- Тот факт, что царица Зия конкретно охарактеризована как «даки», может указывать на то, что Пиепорус и Костобоки сами не были даками.
Селтик
[ редактировать ]- Некоторые ученые считают, что имя Костобочи имеет кельтскую этимологию. В частности, они рассматривают первый элемент своего имени как искажение кото- , кельтского корня, означающего «старый» или «кривой» (ср. Котини , восточно-кельтское племя в том же Карпатском регионе; Коттиус , царь Кельтские Таурини в западных Альпах. Один из рукописных вариантов имени Костобочи — Котобочи ). Однако Фалиеев утверждает, что кельтское происхождение, хотя и возможно, менее вероятно, чем «автохтонное». [7]
- В период 400–200 гг. до н. э. в Трансильвании и Бессарабии наблюдалось интенсивное заселение кельтов, о чем свидетельствует высокая концентрация кладбищ типа Ла Тен . [79] По словам Бэтти, Центральная Трансильвания, похоже, стала кельтским анклавом или унитарным королевством. [80] Птолемей перечисляет три племени, присутствующие в Трансильвании: (с запада на восток): тавриски , анартес и костобоки. [81] Ученые обычно считают, что первые два имеют кельтское происхождение.
- Липицкая культура демонстрирует многочисленные кельтские черты. [78] [82]
скифо-сарматский
[ редактировать ]По мнению некоторых ученых, костобоки были вовсе не оседлой группой, а полукочевой степной конно-конной культурой скифо-сарматского характера. Первоначально эту гипотезу предложил выдающийся немецкий ученый-классик XIX века Теодор Моммзен . [83]
- Племя под названием котобакчи (или котобоки или другие варианты рукописей) в списке сарматских племен в Плиния . Naturalis Historia [84] некоторые ученые считают, что это относится к костобокам. [12] [13] [14] [15] Однако Руссу и другие ученые считают котобакков отдельной группой, не связанной с костобоками. [16] [85]
- Заявление Аммиана Марцеллина (ок. 400 г. н.э.) о том, что область северных причерноморских степей была населена «европейскими аланами, костобоками и бесчисленными скифскими племенами». [86] По мнению некоторых ученых, речь идет о всей степи между Дунаем и рекой Дон , и этот отрывок идентифицирует костобоков как иранский степной кочевой народ. [83] [12] [14] [15] Однако другие ученые утверждают, что упомянутый регион гораздо меньше, чем между Дунаем и Днестром. [9] [19]
- Наличие по всему региону, который древние географы населяли костобочи (юго-запад Украины , северная Молдавия и Бессарабия ), вкрапленному среди мест оседлых культур кремации, таких как Липица, отдельных погребальных могильников сарматского стиля, датируемых 1-м и 2-м веками. века нашей эры. [87]
- Надпись, найденная в Святилище Мистерий в Элевсине в Греции. Считается, что она была вырезана священниками после того, как этот храм был разграблен Костобоками во время их вторжения в 170/1. Надпись относится к «преступлениям сарматов». Некоторые ученые утверждают, что это доказывает, что костобоки были сарматами. [88] [89] Однако другие учёные предполагают, что название сарматов использовалось как обобщающее обозначение налётчиков, переправившихся через нижний Дунай. [61] [90] или что это свидетельствует о совместном вторжении костобоков и сарматов. [91] [92]
Конфликт с Римом
[ редактировать ]Во время правления Марка Аврелия Римская империя вела Маркоманские войны — обширную и длительную борьбу против маркоманов , квадов и других племен, живущих вдоль среднего Дуная. Костобочи также на каком-то этапе присоединились к антиримской коалиции. [94] [92]
Вторжение 170/1
[ редактировать ]В 167 году нашей эры римский легион V Македонский , вернувшись с Парфянской войны , перенес свою штаб-квартиру из Троэсмиса в Нижней Мезии в Потаиссу в Дакии Поролиссенсис . [95] [96] для защиты дакийских провинций от нападений маркоманов. [97] Другие вспомогательные подразделения из Нижней Мезии участвовали в кампаниях на среднем Дунае, в результате чего пограничная оборона нижнего Дуная была ослаблена. Пользуясь случаем, в 170 [98] [99] или 171, [91] [100] Костобочи вторглись на римскую территорию. [92] Не встретив большого сопротивления, они пронеслись и совершили набег на провинции Нижнюю Мезию , Верхнюю Мезию , Фракию , Македонию и Ахею . [60] [101]
Северные Балканы
[ редактировать ]Переправившись через Дунай, костобоки сожгли опустевший район Истрии . таким образом [102] Их нападения также затронули Каллатис , и стены города потребовали ремонта. [103] Две надгробные надписи, обнаруженные в Тропеуме Траяни в Нижней Мезии, посвящены памяти римлян, погибших во время атак: Луция Фуфидия Юлиана, декуриона и дуумвира города, и человека по имени Дайзус, сына Комоза. [104] из В этот период в Тропее был развернут vexillatio отрядов I Italica и V Macedonica, возможно, для защиты от этих атак. [105] [97] Затем налетчики двинулись на запад, достигнув Дардания . [102] Надгробие, найденное в Скупи в Верхней Мезии, было посвящено Тимонию Дассу, декуриону из римской вспомогательной когорты II Аурелии Дарданорум , павшему в бою против Костобоков. [106] Их наступление продолжалось на юг, через Македонию в Ахайю.
Греция
[ редактировать ]В своем описании города Элатея в центральной Греции современный писатель-путешественник Павсаний упомянул инцидент, связанный с местным сопротивлением костобокам: [107]
Армия разбойников, называемых Костобоками, захватившая в мое время Грецию, посетила среди других городов Элатею. После этого некий Мнесибул собрал вокруг себя отряд людей и предал мечу многих варваров, но сам пал в бою. Этот Мнесибул выиграл несколько призов по бегу, среди которых были призы за бег по бегу и за двойной забег со щитом, на двести тридцать пятом Олимпийском фестивале . На Бегущей улице в Элатее стоит бронзовая статуя Мнесибула.
Павсаний, Описание Греции , X, 34, 5. [108]
После этого варвары достигли Афин , где разграбили знаменитую святыню Мистерий в Элевсине . [109] [91] [101] [110] В мае [101] или июнь [107] В 171 году оратор Элий Аристид произнес публичную речь в Смирне , оплакивая ограниченный ущерб, недавно нанесенный священному месту. [111] [91] [101] [107] [112] Три местные надписи восхваляют элевсинского жреца за сохранение секретов ритуала . [113] [114]
Несмотря на то, что большая часть сил вторжения была израсходована, местное сопротивление было недостаточным, и прокуратор Луций Юлий Веилиус Гратус Юлиан был отправлен в Грецию с vexillatio, чтобы очистить остатки захватчиков. [115] [116] [91] [117] Таким образом, Костобочи потерпели поражение. [118] [112]
Дакия
[ редактировать ]В тот же период костобочи, возможно, напали на Дакию. Бронзовая рука, посвященная Юпитеру Долихену солдатом из когорты, дислоцированной в Дакии, была найдена в Мышкуве на Западной Украине. Было высказано предположение, что это могла быть добыча во время рейда в Костобоке. [119] [120] [121] Некоторые ученые предполагают, что именно в этот неспокойный период члены семьи короля Пьепора были отправлены в Рим в качестве заложников. [122] [123] [121] [33]
Приход вандалов
[ редактировать ]Вскоре после 170 г. н.э. [124] Вандалы Астинги под предводительством своих царей Рауса и Рапта достигли северных границ римской Дакии и предложили римлянам свой союз в обмен на субсидии и землю. Секст Корнелий Клеменс , губернатор провинции, отказался от их требований, но призвал их напасть на беспокоящих Костобоков, одновременно предлагая защиту их женщинам и детям. [125] [118] [126] [127] Астинги оккупировали территорию Костобоков, но вскоре на них напало другое племя вандалов, Лакринги . [126] [127] [124] И Астинги, и Лакринги в конечном итоге стали союзниками Рима, что позволило римлянам сосредоточиться на среднем Дунае в Маркоманских войнах. [126] [127] Ученые по-разному предполагают, что остатки этого племени были покорены вандалами. [73] [124] или бежали и искали убежища на соседних территориях Карпи. [73] [128] или в римской провинции Дакия. [129]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фрейзер 1898 , с. 430
- ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Cistoboci
- ^ Фрейзер 1898 , с. 430.
- ^ Перейти обратно: а б Русский 1969 , с. 116.
- ^ Россия, 1969 , с. 98.
- ^ Дуриданов 1995 , с. 836.
- ^ Перейти обратно: а б Фалиеев 2007 , «Костобочи».
- ^ Георгиев 1977 , с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б с д и фон Премерштейн 1912 , с. 146.
- ^ Бирли 2000 , стр. 165, 167.
- ^ Талберт 2000 , карта 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейзер 1898 , стр. 429–430.
- ^ Перейти обратно: а б с фон Премерштейн 1912 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ормерод 1997 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэтти 2008 , с. 374.
- ^ Перейти обратно: а б с Русский 1959 , с. 346.
- ^ Талберт 2000 , стр. 336, 1209.
- ^ Талберт 2000 , карты 22,84.
- ^ Перейти обратно: а б Ден Боефт и др. 1995 , с. 105.
- ^ Ден Боефт и др. 1995 , с. 138.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 448.
- ^ Фрейзер 1898 , с. 429.
- ^ Опряну 1994 , стр. 197.
- ^ Шютте 1917 , стр. 100–101.
- ↑ Shchukin 1989 , p. 285.
- ^ Бичир 1980 , с. 445.
- ^ Перейти обратно: а б Shchukin 1989 , pp. 285, 306.
- ^ Перейти обратно: а б Бэтти 2008 , с. 375.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бичир 1980 , с. 446.
- ^ Миколайчик 1984 , стр. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Масоны 1740 , с. 1039.
- ^ Перейти обратно: а б с Дессау 1892 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсен и Вахтель 1998 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Томашек 1980б , с. 35.
- ^ Детшев 1957 , стр. 157–158.
- ^ Альфельди 1944 , стр. 35, 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Георгиев 1983 , с. 1212.
- ^ Перейти обратно: а б В 2003 году , стр. 174.
- ^ Перейти обратно: а б В 2006 году , стр. 119.
- ^ Томашек 1980b , с. 27.
- ^ Детшев 1957 , с. 328.
- ^ Альфельди 1944 , стр. 36, 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д В 2003 году , стр. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дана 2006 , стр. 118–119.
- ^ Перейти обратно: а б с Альфельди 1944 , стр. 36, 49.
- ^ Перейти обратно: а б Георгиев 1983 , с. 1200.
- ^ Перейти обратно: а б Дана 2003 , стр. 179–181.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж В 2006 году , стр. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Томашек 1980б , с. 20.
- ^ Детшев 1957 , с. 366.
- ^ Томашек 1980b , с. 36.
- ^ Детшев 1957 , с. 503.
- ^ Альфельди 1944 , стр. 37, 50.
- ^ Перейти обратно: а б В 2003 году , стр. 180.
- ^ Дана 2003 , стр. 179–180.
- ^ Дана 2006 , стр. 109–110, 118.
- ^ Томашек 1980b , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Детшев 1957 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Альфельди 1944 , стр. 37, 51.
- ^ Перейти обратно: а б Бирли 2000 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б фон Премерштейн 1912 , с. 147.
- ^ Бэтти 2008 , с. 22.
- ^ Хизер 2010 , с. 131.
- ^ Фрейзер 1898 , с. 535.
- ^ Мюлленхофф 1887 , стр. 84–87.
- ^ Мюссе 1994 , стр. 52, 59
- ^ Нандрис 1976 , с. 729.
- ^ Детшев 1957 , с. 365.
- ^ Дана 2003 , стр. 179.
- ^ Шютте 1917 , с. 82.
- ↑ Shchukin 1989 , p. 306.
- ^ Макрея 1970 , стр. 1039.
- ^ Перейти обратно: а б с Бичир 1976 , с. 161.
- ^ Kazanski, Sharov & Shchukin 2006 , p. 20.
- ↑ Shchukin 1989 , p. 280.
- ^ Бичир 1976 , с. 164.
- ^ Шютте 1917 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Яздевский 1948 , с. 76.
- ^ Твист 2001 , с. 69.
- ^ Бэтти 2008 , с. 279.
- ^ География Птолемея III.8.1
- ^ Сулимирский 1972 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Моммзен 1996 , с. 315.
- ^ Плиний NH VI.6
- ^ Талберт 2000 , стр. 336, 1209, карты 22, 84.
- ^ Аммиан Марцеллин. 22.8.42
- ^ Бэтти 2008 , карта.
- ^ Маркванд 1895 , с. 550.
- ^ Фрейзер 1898 , стр. 429, 535.
- ^ Кирика 1993 , стр. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ковач 2009 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б с Кроитору 2009 , стр. 402.
- ^ Колледж 2000 , с. 981.
- ^ Ковач 2009 , стр. 201, 216.
- ^ Арическу 1980 , стр. 11, 46.
- ^ Ковач 2009 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Арическу 1980 , с. 46.
- ^ Кортес 1995 , стр. 191–193.
- ^ Бирли 2000 , с. 168.
- ^ Шайдель 1990 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонсон 2011 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б Петолеску 2007 , с. 377.
- ^ Арическу 1980 , с. 86.
- ^ Матей-Попеску 2003–2005 , стр. 309.
- ^ Точилеску 1903 , стр. 31.
- ^ Басотова 2007 , с. 409.
- ^ Перейти обратно: а б с Робертсон Браун 2011 , с. 80.
- ^ Джонс 1935 , с. 577.
- ^ Бирли 2000 , стр. 164–165.
- ^ Робертсон Браун 2011 , стр. 80, 82.
- ^ Кортес 1995 , стр. 188–191.
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон Браун 2011 , с. 82.
- ^ Клинтон 2005 , стр. 414–416.
- ^ Шуддебум 2009 , стр. 213–214, 231.
- ^ Клодзинский 2010 , стр. 7, 9.
- ^ Бирли 2000 , стр. 165, 168.
- ^ Робертсон Браун 2011 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б Кроитору 2009 , стр. 403.
- ^ AE 1998 , с. 1113.
- ^ Кроитору 2009 , стр. 404.
- ^ Перейти обратно: а б Опряну 1997 , стр. 248.
- ^ Матееску 1923 , стр. 255.
- ^ Бичир 1980 , с. 449.
- ^ Перейти обратно: а б с Опряну 1997 , стр. 249.
- ^ Ковач 2009 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерриллс и Майлз 2010 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Бирли 2000 , с. 170.
- ^ Паркер 1958 , с. 24.
- ^ Шютте 1917 , с. 143.
Библиография
[ редактировать ]- AE: Эпиграфический год , 1998.
- Альфельди, Андреас (1944). О судьбе Трансильвании в древности . Будапешт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Арическу, Андрей (1980). Армия в Романовой Добрудже .
- Басотова, Майя (2007). «Новый ветеран VII легиона Клавдия из колонии Флавия Скупи». Археолошский вестник . 58 : 405–409.
- Бэтти, Роджер (2008). Рим и кочевники: Понтийско-Дунайский регион в древности . [ ненадежный источник? ]
- Бичир, Георге (1976). История и археология Карпи со 2 по 4 века нашей эры . БАР Серия 16 i.
- Бичир, Георге (1980). «Свободные даки во II – IV вв.». Исторический журнал . 33 (3): 443–468.
- Бирли, Энтони Р. (2000) [1987]. Марк Аврелий: Биография (2-е изд.). Рутледж.
- Чирикэ, Эдуард (1993). «Варварское» вторжение в Центральную Грецию во времена Марка Аврелия». Фрако-Дакика . 14 : 157–158.
- Клинтон, Кевин (2005). Элевсин, Надписи на камне: Документы святилища Двух Богинь и официальные документы Дема . Том. 1.
- Колледж, Малкольм А.Р. (2000). «Искусство и архитектура». Кембриджская древняя история . Том. XI (2-е изд.). стр. 966–983.
- Кортес, Хуан Мануэль (1995). «Датировка экспедиции Костобокос: подписка Элио Аристида на XXII K». Хабис 25 : 187–193.
- Кроитору, Костин (2009). «Об организации лип в Нижнем Дунае. Заметки к прочтению (V)». Истрос . XV : 385–430.
- Дана, Дэн (2003). «Даки в остраках восточной пустыни Египта. Морфология дакийских имен». Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik . 143 : 166–186.
- Дана, Дэн (2006). «Исторические названия даков и их память: новые документы и предварительный обзор». Studia Universitatis Babes-Bolyai - История (1): 99–127.
- Дуриданов, Иван (1995). «Фракийские и дакийские имена». Назовите исследование. Международный справочник по ономастике . Том 1. Берлин-Нью-Йорк: Де Грюйтер. стр. 820–840.
- Ден Бофт, Ян; Дрейверс, Ян Виллем; Ден Хенгст, Дэниел; Тейтлер, Ганс К. (1995). Филологические и исторические комментарии к Аммиану Марцеллину . Том. XXII. Гронинген.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дессау, Герман (1892). Избранные латинские надписи . Том. 1. Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Детщев, Димитр (1957). Сохраняется фракийский язык . Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фалиеев, Александр (2007). Кельтская Дакия .
- Фрейзер, Джеймс Джордж (1898). Описание Греции Павсанием . Том. 5.
- Георгиев, Владимир (1977). Trakite i technijat ezik/Les Thraces et [ leur langue Фракийцы и их язык ] (на болгарском и французском языках). София, Болгария: Публикации о Белгарской академии.
- Георгиев, Владимир (1983). «Фракийско-дакийская ономастика». Взлет и падение римского мира . Том II.29.2. Берлин, Нью-Йорк. стр. 1195–1213.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хизер, Питер (2010). Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета.
- Яздевский, Конрад (1948). Атлас к предыстории славян: Выпуск 2, Часть 1 . Лодзинское научное общество.
- Джонсон, Дайан (2011). «Монодия Либания для Дафны ( Речь 60) и Элевсиний Логос Элия Аристида». В Шмидте, Томас; Флери, Паскаль (ред.). Восприятия Второй Софистики и ее времени . стр. 199–214.
- Джонс, Уильям Генри Сэмюэл (1935). Павсаний Описание Греции, Книги VIII.22-X . Издательство Гарвардского университета.
- Казанский, Мишель ; Шаров Олег; Щукин, Марк Б. (2006) [2006]. От готов до гуннов: археологические исследования поздней античности и раннесредневековой Европы (400-1000 гг. н.э.): Север Черного моря в Поздней империи и период великих переселений народов . Британские археологические отчеты. ISBN 978-1-84171-756-2 .
- Клодзинский, Кароль (2010). «Конный курс почестей, основанный на карьере двух выдающихся офицеров императора Марка Аврелия». В Темпоре . 4 : 1–15.
- Колендо, Ежи (1978). «Африканский римлянин, выросший на земле Костобокес: около CIL VIII 14667». Acta Musei Napocensis . 15 : 125–130.
- Ковач, Питер (2009). Дождевое чудо Марка Аврелия и Маркоманские войны . Брилл.
- Кропоткин, Владислав Васильевич (1977). «Памятники пшеворской культуры Западной Украины и их связь с липицкой и черняховской культурами». В Хроповском, Богуслав (ред.). Симпозиум. Конец цивилизации Ла Тена и начало германских поселений в центральном регионе Дуная . Братислава. стр. 173–200.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Макрея, Михаил (1970). «Свободные даки в римские времена». У Филиппа, Джона (ред.). Акты VII и Международный конгресс доисторических и протоисторических наук, Прага, 21-27 августа 1966 г. Полет. 2.стр. 1038–1041.
- Матееску, Джордж Г. (1923). «Я Traci nelle epigrafi di Roma». Эфемерида Дакоромана . Я. Рим: 57–290.
- Матей-Попеску, Флориан (2003–2005). «Эпиграфические заметки». СКИВА . Я (54–56): 303–312.
- Меррилс, Эндрю Х.; Майлз, Ричард (2010), Вандалы , Уайли-Блэквелл
- Менхен-Хельфен, Отто Дж. (1973). Мир гуннов: исследования их истории и культуры под редакцией Макса Найта . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-01596-7 .
- Миколайчик, Анджей (1984). «Закарпатские находки гето-дакских монет». Археология Полоны . 23 : 49–66.
- Маркванд, Аллан (1 октября 1895 г.). «Археологические новости». Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 10 (4): 507–586. дои : 10.2307/496570 . JSTOR 496570 . S2CID 245265254 .
- Мюлленхофф, Карл (1887). Немецкая древность . Том 2. Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Моммзен, Теодор (1996) [1885/6]. История Рима при императорах .
- Муратори, Лодовико Антонио (1740). Новая сокровищница старых надписей . Том. 2. Милан.
- Мюссе, Люсьен (1994) [1965]. Вторжения: германские волны (3-е изд.). Париж: Press Universitaires de France.
- Нандрис, Джон (1976). «Дакийский железный век: комментарий в европейском контексте». Фестиваль Ричарда Питтиони в честь его семидесятилетия . Том I. Вена. стр. 723–736. ISBN 978-3-7005-4420-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Опряну, К. (1997). «Римская Дакия и ее варварские соседи. Экономические и дипломатические отношения». Римские пограничные исследования 1995: материалы XVI Международного конгресса римских пограничных исследований . стр. 247–252.
- Опряну, К. (1994). «Варварские народы на границах Римской Дакии и их политико-дипломатические отношения с Империей». Эфемерида Напоценсис, EPH IV – 14 . Институт археологии и истории искусства Клуж. ISSN 1220-5249 .
- Ормерод, Генри Ардерн (1997) [1924]. Пиратство в древнем мире: очерк истории Средиземноморья .
- Паркер, Генри Майкл Дин (1958) [1935]. История римского мира с 138 по 337 год нашей эры . Лондон: Метуэн.
- Петерсен, Лейва; Вахтель, Клаус (1998). Просопография Римской империи. Века 1, 2, 3 Том. 6. Берлин-Нью-Йорк: Де Грюйтер.
- Петолеску, Константин К. (2007). «Эпиграфическая хроника Румынии (XXVI, 2006 г.)». СЦИВА . 58 (3–4): 365–388.
- Премерштейн, Антон (1912). «Исследования по истории императора Марка». Клио . 12 (12): 139–178. дои : 10.1524/klio.1912.12.12.139 . S2CID 202163312 .
- Робертсон Браун, Амелия (2011). «Бандитизм или катастрофа? История, археология и набеги варваров на Римскую Грецию». В Матисене, Ральф В.; Шанзер, Данута (ред.). Римляне, варвары и трансформация римского мира . стр. 79–95.
- Руссу, Ион Джозеф (1959). "Костобоки" Дакия . НС 3 : 341–352.
- Руссу, Ион Иосиф (1969). «Die Sprache der Thraco-Dacian» («Фрако-дакийский язык») . Эдитура Стинтифика.
- Шайдель, Уолтер (1990). «Проблемы датировки костобоценового вторжения на Балканы при Марке Аврелии». История . 39 : 493-498.
- Шуддебум, Фейо Л. (2009). Греческая религиозная терминология — Телете и оргия . Брилл.
- Шютте, Гудмунд (1917). Карты Северной Европы Птолемея: реконструкция прототипов . Копенгаген.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Щукин, Марк Б. (1989). Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе: I век до нашей эры — I век нашей эры .
- Сулимирский, Тадеуш (1972). «Фракийцы в Северных Карпатах и проблема валахов (валахов)». Польская академия наук. Филиал в Кракове Польской академии наук. Филиал в Кракове. Археологическая комиссия . Том 12–14. Государственное издательство Научный.
- Талберт, Ричард Дж. А. (2000). Баррингтон Атлас греческого и римского мира .
- Точилеску, Григоре Г. (1903). «Некоторые эпиграфические памятники, обнаруженные в Румынии». Журнал истории, археологии и филологии . 9 (1): 3–83.
- Томашек, Вильгельм (1980a) [1893]. Древние фракийцы . Том I (2-е изд.). Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Томашек, Вильгельм (1980b) [1894]. Древние фракийцы . Том II.2 (2-е изд.). Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Твист, Клинт (2001). Рафтери, Барри (ред.). «Атлас кельтов» Филиппа . Лондон: Джордж Филип. ISBN 978-0-5400-7880-6 .