Jump to content

Змееногая богиня

Изображение Змееногой богини на конской тарелке из Цымбаловой могилы.
Принадлежность Артимпаса
Пол Женский
Область Евразийская степь
Этническая группа Скифские народы
Родители Апи и речное божество
Супруга Таргитава
Потомство Липоксая, Арбухшая и Колахшая.
или
Агафирсос, Гелон и Скиф
Эквиваленты
Греческий эквивалент Это вышло
Арамейский эквивалент Атарата
Богиня со змеиными ногами (вверху)

Змееногая Богиня , также называемая Богиней-Ангипедой , была богиней-прародительницей скифов согласно скифской религии .

«Богиня со змеиными ногами» или «Мучительная богиня» — это современное имя этой богини, названной так потому, что на нескольких ее изображениях она изображена как богиня со змеями или завитками в качестве ног. [ 1 ]

Источник

[ редактировать ]

Змеиногая богиня и ее роль праматери скифов имели раннее происхождение и предшествовали контактам скифов со средиземноморскими религиями, которые повлияли на культ Великой Богини Артимпасы , с которой была связана Змеиногая Богиня. [ 1 ] [ 2 ] Эта богиня, по-видимому, произошла из древней иранской традиции. [ 3 ]

Змеи, которые образовывали конечности и росли из плеч Змееногой Богини, также связывали ее с зороастрийским хтоническим монстром Ази-Дахакой , вариант которого появляется в более поздней персидской литературе как злодейский персонаж Заххак , у которого змеи росли из каждого плеча. . [ 4 ]

Западноазиатское влияние

[ редактировать ]

В 7 веке до нашей эры скифы распространились в Западную Азию, в это время скифская религия находилась под влиянием религий народов Плодородного полумесяца. Следовательно, Богиня со Змеиными Ногами находилась под влиянием левантийской богини Атарата в нескольких аспектах, что привело к сильному сходству между двумя богинями, например, их чудовищными телами, символизмом плодородия и растительности, легендами об их любовных отношениях, а также их соответствующей принадлежности и принадлежности. почти отождествление с Артимпасой и Афродитой Уранией . [ 1 ] [ 5 ]

Другим влиянием могла быть греко- колхидская богиня Леукотея , чья мифология как женщины, превратившейся в богиню после того, как она бросилась в море из-за проклятия Геры, связывает ее с Атаратой, и чье святилище в Вани имело колонны, увенчанные женскими фигурами. Протоме похожих появляется из листьев аканта, на листья Змееногой Богини. [ 1 ]

Греческий контакт

[ редактировать ]

Греческий поэт Гесиод, возможно, упомянул Змееногих богинь в « Теогонии» , где уподобил ее чудовищной фигуре Ехидны из греческой мифологии . В повествовании Гесиода «Ехидна» была нимфой-змеей, живущей в пещере вдали от каких-либо населенных земель, а бог Таргитава, уподобленный Гераклу , убил двух ее детей, а именно гидру Лерны и льва Немеи. Таким образом, в этой истории «Геракл» выступал как разрушитель зла и покровитель человеческих жилищ, расположенных в месте, где раньше царило разрушение. [ 6 ]

Однако Змеиногая Богиня наиболее известна из различных греко-римских пересказов скифского генеалогического мифа , в которых она соединяется с богом Таргитавой, чтобы стать матерью первых предков скифов и их царей. [ 1 ]

Скифская Змееногая богиня была исконной прародительницей человечества. [ 7 ] которая была связана с животворящим началом, но обладала и хтонической природой, благодаря чему ее изображения помещались в скифских гробницах. Статус Змееногой Богини как праматери скифов связывал ее с культом предков , и, будучи контролершей жизненного цикла, была также дарительницей вечной жизни умершим. [ 1 ] [ 8 ]

Некоторые изображения Змееногой богини были обнаружены в погребениях, что придало этой богине как хтонический, так и растительный символизм, следующий мотиву растительных божеств, обладающих хтоническими чертами. Змеиногая богиня также была богиней растительности Древа Жизни, а также потнией терон , о чем свидетельствует присутствие рядом с ней кошачьих в скифском искусстве и луристанских бронзах. [ 1 ] [ 8 ]

Изображения Змееногой богини на украшениях скифской конской упряжи подразумевают, что она была также покровительницей лошадей, что может быть связано с любовной связью между Таргитавой и богиней, начавшейся после того, как она содержала его кобыл в генеалогическом мифе. [ 1 ]

Принадлежность к Артимпасе

[ редактировать ]

Отражая влияние левантийских культов, в которых Великую Богиню часто сопровождала второстепенная полузвериная богиня, Змееногая Богиня, которая также была скифской праматерью, была связана с Артимпасой . Змеиногая богиня была настолько тесно связана с Артимпасой, что это граничило с отождествлением до такой степени, что образы двух богинь почти сливались, но, тем не менее, оставались отличными друг от друга. [ 1 ] [ 5 ]

Эта особенность более ясна в том, как Артимпасе отводилась роль сексуального партнера царя и божественной силы царей, даровавших царскую власть, но не считалась праматерью народа, и в том, что ни боспорские цари сарматского происхождения, ни В записях греко -римских авторов предком скифов названа Афродита или Артимпаса. [ 1 ]

Ассоциация с Таргитавой

[ редактировать ]

Богиня со змеиными ногами могла быть связана с Таргитавой в роли последнего как отца ее трех сыновей и его предварительно предполагаемой роли змеиного бога, отождествляемого греками Понтийской Ольвии с Ахиллом Понтархесом ( букв. « Ахиллес, владыка Понтийское море » ). [ 9 ]

пришлось пройти Через это место культа Таргитавы-Ахилла на острове Борисфен морякам , чтобы добраться до мыса Гипполая, где находилась священная роща греческой богини Гекаты, с которой греки отождествили скифскую Змееногую богиню. [ 10 ]

Мифология

[ редактировать ]

Змееногая появляется во всех вариантах скифского генеалогического мифа как скифская праматерь, породившая предка и первого царя скифов от Таргитавы . [ 1 ]

Змееногая появляется во всех вариациях скифского генеалогического мифа с постоянными чертами, включая то, что она является дочерью либо речного бога, либо Земли и обитает в пещере, а также то, что она наполовину женщина-полузмея. . [ 1 ] [ 5 ]

Описание этой богини Диодором Сицилийским в его пересказе генеалогического мифа как «страдающей девицы, рожденной на земле», подразумевает, что она была дочерью Апи , вероятно, от речного бога, и, следовательно, была одновременно хтонической и связанной с водой. , но, однако, не был тождественен самой Апи и вместо этого принадлежал к более молодому поколению божеств «низшего статуса», которые более активно участвовали в человеческой жизни. [ 1 ] [ 5 ]

Иконография

[ редактировать ]

Богиня со змеиными ногами

[ редактировать ]

Известно несколько изображений Змееногой Богини, часто изготавливаемых греческими мастерами для скифского рынка, большинство из них изображают ее как богиню со змееобразными ногами или завитками в качестве ног, а некоторые изображают ее крылатой, с растущими головами грифона. ниже ее талии или держа отрубленную голову, многие из которых были обнаружены в захоронениях, что придает богине как хтонический, так и растительный символизм, который следует мотиву растительных божеств, обладающих хтоническими чертами. [ 1 ] [ 11 ]

О связи Змеиноногой богини с животворящим началом свидетельствует ее поза, в которой ее руки и ноги были широко раскинуты, что составляло «рождающую позицию». Таким образом, эти сложные образы отражали сочетание человеческого материнства, растительности и животной жизни внутри Змееногой Богини.

Крылатая Горгона . Греческая керамика VI века до нашей эры.

Змеи также связывали Змееногих богинь с греческой Медузой , а греческие изображения Медузы, особенно в виде подвесок, найденных в гробницах скифской знати, были очень популярны в Скифии из-за ее связи со Змееногими. Богиня. Возможные изображения богини как потнии терон в образе Медузы также были обнаружены в скифском искусстве: поврежденный ритон из кургана Келермес изображает ее как крылатое бегущее божество с маленькими крыльями на незмеевидных ногах и в окружении грифонов на с обеих сторон, а также золотая пластина из кургана Шахан , украшенная изображением крылатого божества, держащего двух животных. [ 1 ] [ 12 ]

Змеиногая Богиня изображена с крыльями на подвесках из кургана Большая Близница и Усть-Лабинской стоянки , а аналогичный кулон найден в своде эллинистического Херсонеса вместе с подвесками, изображающими отрубленные головы. Передняя часть из комплекта конских пластин из Цымбаловой могилы украшена изображением Змееногой Богини со змеиными ногами, под которыми расположены головы грифонов и растительные усики, а также завитки над шапкой -калатосом , которую она носит. ; эта передняя часть сопровождалась фалерами, изображающими головы Медузы и сейленой , а также боковыми частями в форме рыбы из-за возможного влияния левантийской водной богини Атарата на Змееногих богинь. [ 1 ] [ 13 ]

Иконография Ангипеды, предшествовавшая иконе Змеиной Богини, по-видимому, возникла в древних иранских традициях: кубок, датируемый началом I тысячелетия до нашей эры, найденный в Луристане и украшенный двуглавой фигурой с женскими грудями, руками и бедра и ноги рептилии, обеими руками она держит газелей. Эти образы затем появились в Северной Европе в бронзовом и железном веках и присутствовали в раннем искусстве Ла Тена , после чего они появились в искусстве Германии и Скандинавии позднего бронзового века. [ 12 ]

Богиня с усиковыми ногами

[ редактировать ]
Боспорский вариант Златоногой богини I-II веков нашей эры.

Образность цевья Цымбаловой являлась промежуточным звеном с изображениями богини, изображенной с завитками в качестве ног. Среди этих изображений есть изображения, найденные в захоронениях богини с завитками на ногах, в шляпе калатос и окруженной растительным орнаментом; эти изображения богини с завитками на ногах стали более многочисленными в первые века нашей эры и стали распространенным мотивом в дизайне саркофагов в Боспорском царстве. У скифов один из сводов Скифского Неаполя был украшен изображениями небольших фигурок на тонких ногах, а также фигур с лучеобразными головами. [ 1 ] [ 8 ]

Из образа щуконогой богини возник менее человеческий и более чудовищный тип иконографии, который виден на серьгах из Буторского кургана, тарелке из Хаймановой могилы [ ук ] кургана, серебряной чаше из Мариинской и серебряный сосуд из погребения близ Мелитополя , Мелитопольского кургана . [ 8 ]

Богиня держит отрубленную голову

[ редактировать ]

Изображения Змееногой Богини с отрубленной головой, символизирующие жертвенное приношение человека, висящего на Древе Жизни, были еще одним примером левантийского влияния, поскольку отрубленные человеческие головы появлялись в культах левантийских богинь, в которых богиня, дарующая жизнь, потребовала смерти и инсценировала смерть своего партнера, которого она любила, кастрировала и убила. [ 1 ]

Таким образом, Змееногая богиня также имела кровожадный аспект, и есть свидетельства человеческих жертвоприношений местным богиням, сопровождавшихся выставлением напоказ отрубленных голов жертв на северном побережье Черного моря; одна такая голова, помещенная на алтарь рядом с изображением богини растительности, была обнаружена в сарматском городе Илутарум. [ 1 ]

Скифский обычай отрубать головы всем убитым ими в бою врагам и приносить их своим царям в обмен на военную добычу, изображения воинов рядом или держащих отрубленные головы в скифском искусстве, а также подвески в форме голов сатиров , встречающиеся в скифском искусстве. С этим аспектом Змееногой богини могли быть связаны те же структуры, что и в изображениях Богини со Змеиными Ногами и Артимпасы. [ 1 ]

Богиня с поднятыми руками

[ редактировать ]

многочисленные подвески-головные уборы из трех курганов, найденных соответственно в Мастюгинском , Товстой Могиле и Любимовском, Обнаружены которые изображают богиню с большими руками, поднятыми в молитвенном жесте и сидящую на протомах двух львов в профиль. Поза этой богини изображает образ, возникший либо в Луристане , либо на Кавказе и интерпретируемый как акт молитвы солнечному или небесному божеству. На изображении этой богини из кургана Товста Могила она изображена полуобнаженной, с обнаженной грудью и с только перекинутым поясом над юбкой. Нагота Богини с поднятыми руками связывает ее со Змееногой Богиней, которую часто изображают в платье топлесс, и с Артимпасой. [ 1 ]

Более поздняя боспорская богиня в таком же молящемся жесте изображается с руками в форме листьев или ветвей. Как и более ранняя богиня с поднятыми руками, эта богиня сидит на двух львах или на троне, окруженном львами. Руки этой богини в форме листа, а также дикие животные по бокам связывают ее с формой Змееногих богинь с тонкими ногами и, следовательно, с Артимпасой. [ 1 ]

Бородатая богиня

[ редактировать ]

Змееногая богиня изображалась на диадеме из кургана Куль-Оба бородатой и крылатой, в шапке калатос и с ногами в форме усиков, оканчивающимися морскими чудовищами, из которых прорастали гранаты, поедаемые птицами. [ 14 ]

Богиня со змеиными ногами была изображена в андрогинной форме на акротерионе IV века до н. э. из региона Понтийской степи, причем на ее изображении она была бородатой и в форме усиков на конечностях, в то время как она носит головной убор калафос , увенчанный пальметтой , и держит единорога. пантеры или львы за рога. Грудь обнаженного торса этой скульптуры, а также кошачьи животные, окружающие ее, характерные для богинь Потния Терон , отмечают ее как богиню, а не бога. [ 15 ]

Подобное изображение было найдено в Олинфе , на котором бородатое крылатое божество с орнаментом, подчеркивающим грудь, изображено с двумя пантерами, выходящими из-под ее талии, между которыми находится голубь. [ 16 ] Фасон пантер, выходящих из пояса богини, был похож на ее изображение с конской пластины из Цымбаловой могилы. [ 16 ] [ 7 ]

Змеиногая богиня также была представлена ​​в своей андрогинной форме на двух мраморных тронах IV века до нашей эры из Афин, каждый из которых был украшен изображением крылатого и бородатого божества с шляпой калафос на голове и в женской одежде, держась за концы растительных листьев. усики. [ 17 ] Калатос . сам по себе был атрибутом женских, а не мужских божеств, как и окружающие ее кошачьи существа, характерные для Потния Терон богинь [ 16 ]

Еще одно изображение Змееногих в ее андрогинной форме, найденное в Афинах в IV веке до нашей эры, представляло собой бородатую фигуру, украшавшую основание колонны, одетую в женскую одежду и шляпу калатоса , рядом с которой находились крылатые единороги-пантеры. [ 17 ] Здесь также калафос сам по себе был атрибутом женских, а не мужских божеств, как и окружающие ее кошачьи существа, характерные для Потния Терон . богинь [ 16 ]

Интерпретация

[ редактировать ]

Змеиный аспект богини связан со сложной символикой змей в различных религиях из-за их способности исчезать в земле, их яда, сбрасывания кожи, их плодовитости и их извивающихся движений, которые связаны с подземным миром. , смерть, обновление и плодородие: [ 8 ] будучи способными выходить из миров над и под землей, а также принося смерть и процветание, змеи были символами плодородия и возрождения. [ 18 ]

Усиковые конечности богини также выполняли аналогичную функцию и символизировали плодородие, процветание, обновление и загробную жизнь, поскольку они вырастают из Земли, внутри которой были помещены мертвые, и каждый год снова расцветают. [ 2 ] [ 18 ]

Таким образом, Змеиногая Богиня была пограничной фигурой, основавшей династию, и имела лишь получеловеческую внешность, но все еще выглядела как змея, будучи существом, способным беспрепятственно перемещаться между мирами живых и мертвых. [ 12 ]

Формы изображений Змееногой Богини подобны Древу Жизни, соединяющему верхние и нижние сферы Вселенной, а также символизирующему высшую животворящую силу, а потому сливающемуся с образом богини плодородия. и дополнительно был связан с иранским мифом о сотворении птицы Симор , отдыхающей на дереве Саена. Змеи и грифоны, а также изображения Богини со змеиными ногами рядом с хищными животными из семейства кошачьих также характеризовали ее как потнию терон, а также как богиню растительности Древа Жизни. [ 1 ] [ 8 ]

Как и Артимпаса, Змеиногая Богиня также была женским божеством, которое, тем не менее, появлялось в андрогинной форме в ритуалах и культах, а также в иконографии и ритуалах. Эта андрогинность олицетворяла полную включенность Змееногой Богини в ее роли изначальной прародительницы человечества. [ 7 ] Андрогинность Богини со Змеиными Ногами также усиливала присущую ей двойственность, представленную ее змеиными и усиковыми конечностями. [ 18 ]

В скифском генеалогическом мифе змеиные ноги богини-матери и ее жилище в земле отмечали ее как уроженку Скифии. Неоднозначные черты богини-матери, состоящей в том, что она одновременно была человеком и животным, высокоранговым и низменным, чудовищным и соблазнительным, соответствовали греческим представлениям о скифских аборигенах. Поэтому, хотя она и правила страной, ее королевство было пустым, холодным, необитаемым и без каких-либо признаков цивилизации. [ 19 ] [ 20 ] Роль Змееногой Богини в генеалогическом мифе мало чем отличается от роли сирен и подобных нечеловеческих существ в греческой мифологии, которые существовали как трансгрессивные женщины, живущие вне общества и отказывающиеся подчиняться игу брака, а вместо этого выбирающие своих партнеров и заставила их присоединиться к ней. Тем не менее, в отличие от существ из греческого мифа, скифская змея не убила Геракла, который пытается добиться от нее свободы. [ 21 ]

Греческие идентификации

[ редактировать ]

Греки Понтийской Ольвии , для которых святыня Гилея была общей как для скифов, так и для них самих, [ 22 ] часто отождествляли Змееногих богинь со своими богинями Деметрой и Гекатой . [ 23 ]

Изображения Деметры и ее дочери Персефоны на скифских декоративных пластинах греческого производства могли быть связаны с отождествлением Змееногой богини с Деметрой. [ 24 ]

Надпись на греческом языке, относящаяся к концу VI века до нашей эры, свидетельствует о существовании святыни, в которой находились алтари: [ 25 ]

  • бог реки Борисфен;
  • Таргитава, упомянутый в надписи как Геракл;
  • Змеиногая Богиня, упомянутая в надписи как «Матерь Богов», вероятно, потому, что греки отождествляли себя со своей собственной матерью богов, Кибелой , из-за ее хтонической природы.

Надпись поместила это святилище в лесистую местность Гилеи, где, согласно скифскому генеалогическому мифу , располагалось жилище Змееногой Богини и где она и Таргитава стали предками скифов; [ 26 ] божества, которым были посвящены алтари святыни, все присутствовали в скифском генеалогическом мифе. Алтари святилища Гилеи располагались на открытом воздухе и не помещались внутри какого-либо более крупного сооружения или здания. [ 25 ]

Духовенство

[ редактировать ]

Анарья , трансвеститское жречество Артимпасы, также были связаны с культом Змееногой Богини. [ 7 ]

Изображение Змееногой Богини использовалось в шаманских обрядах из-за ее связи с Артимпасой: один из скипетров Александропольского кургана [ uk ] был найден украшенным ее изображением, а головы других скипетров были снабжены колокольчиками или украшены схематичными деревьями с сидящими на них птицами. [ 1 ]

Женщины совершали ритуалы в святилище Гилеи, где находился алтарь Змееногой Богини. [ 27 ] а скифский князь Анахарсис был убит своим братом, царем Савлием , за то, что он принес жертвы Змееногой Богине в этом святилище. [ 28 ] [ 29 ]

За пределами Скифии

[ редактировать ]

Кубанский край

[ редактировать ]

Изображения Змееногой Богини были также найдены в синдо - меотских областях на азиатской стороне Боспора Киммерийского , а ее изображения в ее форме с щупальчатыми ногами стали более преобладающими в первых веках нашей эры и появились в боспорских греческих городах, где они стали обычным рисунком на саркофагах, а также в могилах в Херсонесе . [ 1 ]

Боспорское царство

[ редактировать ]

возможный синдо - мэотийский вариант Змееногой богини ) — Αφροδιτη Афродита Апатурос ( Απατουρος . [ 30 ] Эпитет богини Апатурос ( Απατουρος ) произошел от имени на синдском диалекте скифского языка , означающего «могучая вода» или «быстрая вода», состоящего из терминов ap- , означающих «вода», и тура- , означающих «быстрый» или «быстрый». могучий». Культ этой богини имел местное синдо-меотское происхождение и был принят греками, которые синкретизировали ее со своей Афродитой Уранией , когда они колонизировали Таманский полуостров . [ 30 ]

Поскольку древние греки не понимали значения эпитета Апатура , Страбон попытался объяснить его происхождение от греческого слова apatē ( απατη ), означающего «предательство», посредством пересказа легенды об этой богине, согласно которой она подвергся нападению гигантов и призвал на помощь «Геракла», то есть бога Таргитаву. Спрятав «Геракла», богиня, под предлогом представления великанов одного за другим, предательски передала их «Гераклу», который убил их. [ 30 ]

Предполагается, что эта легенда об Афродите Апатурос и гигантах была частью того же повествования, что и скифский генеалогический миф. Согласно этой гипотезе, наградой Афродиты Апатурос «Гераклу» за победу над гигантами была бы ее любовь. [ 30 ]

Южный Крым

[ редактировать ]

Таврический Парфенос ( Παρθενος ), богиня, которой, согласно Геродоту Галикарнасскому , тавры приносили в жертву людей, потерпевших кораблекрушение, и греков, захваченных в морских набегах и выставлявших головы на шесте, могла быть другой формой Змееногих. Богиня, которой поклонялись нескифы. [ 1 ]

Кариатиды изображающие фракийской фракийские гробницы Свештари, варианты Змееногой богини.

Фракийские интерпретации скифской Змееногой Богини появляются во фракийской гробнице Свештари в виде кариатид с женскими телами в шляпах калатои и хитонах со складками в форме цветочных завитков, между которыми находится акантос . Их непропорционально большие поднятые руки, которые либо держат волюты , либо подняты так, чтобы поддерживать антаблемент , подобны богине с поднятыми к лицу руками, изображенной на серии фракийских вотивных бляшек. Над кариатидами на настенной росписи изображена богиня, держащая корону и протягивающая руку приближающемуся всаднику. Общая сцена представляет собой посмертную героизацию фракийского дворянина и изображает те же элементы комплекса Великой Богини-младшей богини, которые можно найти в отношениях между Артимпасой и Змееногой Богиней. [ 1 ] [ 31 ]

Фракийский аналог Змееногой Богини мог появиться и в серии бляшек под уздечку лошадей из Летницы . На одной из мемориальных досок изображена сидящая мужская фигура (герой-предок и, вероятно, фракийский эквивалент скифского «Геракла») с женской фигурой (Великой фракийской богиней), оседлавшей его сверху, причем оба они явно вступали в половой акт и символизировали приобретение царем царской власти через общение с Великой Богиней аналогично получению скифским царем царской власти через союз с Артимпасой. Позади Великой Богини стоит еще одна женщина, держащая в одной руке сосуд, а в другой ветку, закрывающую обзор героя; эта фигура представляет собой богиню растительности с эктатическим аспектом, который символизирует сосуд, который она держит, содержащий священный напиток, и чья связь с Великой Богиней аналогична связи Змееногой Богини с Артимпасой. [ 1 ]

Также обнаружено несколько фракийских стел и вотивных бляшек, изображающих всадника, обращенного лицом к стоящей или сидящей Великой Богине, а между ними стоит дерево с извивающейся змеей, что свидетельствует о сходстве фракийских и скифских представлений о Великой Богине и принадлежности к ней. змеиной богини, считавшейся праматерью людей. [ 1 ]

В Греции

[ редактировать ]

В конце V века до н.э. образы, вдохновленные Змеиной Богиней, начали появляться в Греции: женские протомы , возникающие из орнаментов свитков, были нарисованы на аттических вазах, среди которых два лекиты были украшены изображениями женской головы в шлеме между ветвями. . [ 31 ]

Образ Змееногих и Змееногих Богинь позже стал распространенным в северной Греции в IV веке до нашей эры, где женские полуфигуры в шляпах калатои и лиственных юбках появляются в Македонии на мозаике из дворца Эгай , а также крылатый усик. Длинноногая богиня в калатосе была изображена на фронтонах надгробий IV века до нашей эры из Эгаи. [ 31 ]

В Перинфе женские фигуры, поднимающиеся из листьев аканта, были изображены на капителях пилястр IV века до н.э., а изображения двух человеческих фигур, трансформирующихся в стебли аканта на поясе, украшали гробницу в Этолии . Женская голова, появляющаяся из цветов, была изображена на мозаичном полу из Эпидамна в Иллирии . [ 31 ]

В конце IV века до н.э. Змееногая богиня была вылеплена на капители кипрского города Саламина , который был центром поклонения Аштарт - Афродите . [ 32 ]

Образ Змееногой Богини был популярен в Халкидиках , а на надгробии, найденном в Афинах некоего Филппа, сына Фориска из Паллене в Халкидиках, был акротерион, украшенный прощальной сценой, изображающей Змеиную Богиню. [ 33 ]

Крылатая богиня с завитками на конечностях украшала золотую диадему из Эретрии , и подобные изображения были найдены на золотых диадемах 4-го и 3-го веков до нашей эры, на одной из которых богиня окружена грифонами, а на другой это изображение повторяется шесть раз. [ 34 ]

В эллинистический период украшение Парфенона в Афинах включало рельеф крылатой богини с завитками на конечностях в сопровождении маленького льва, прячущегося под листвой. [ 34 ]

Образ богини с растительными побегами в качестве ног стал популярен в главных культовых центрах различных богинь в эллинистической Анатолии . [ 32 ] а изображение крылатого женского торса в листьев аканта, -калатосе, появляющейся из украшало акротерион Артемиды Левкофриены шапке в Магнесии и капители храма Зевса Сосиполя, который был тесно связан с Артемидой Левкофриене. Это изображение также фигурировало в украшении «Мегаранских чаш» II века до нашей эры, сделанных в Пергаме , и на фризе целлы Артемисиона в . Эфесе , причем платье самой статуи Артемиды было украшено изображениями обнаженных усиков фигурки с конечностями, чередующиеся с пчелами. [ 32 ]

В Афродисиаде изображение богини в лиственной юбке, держащей стебли аканта, украшало капители пилястр у главного входа в термы Адриана. [ 32 ]

В Мемфисе в Египте богиня с завитками на конечностях украшала эллинистическую отливку шлема и, вероятно, произошла от македонской художественной традиции изображения таких фигур. [ 32 ]

В Термессосе образ Змееногой Богини появился на украшениях городского театра, а пропилеи теменоса Афродиты листьев были украшены женскими фигурами, выходящими из аканта . [ 32 ]

В Италии и Риме

[ редактировать ]

Изображение щупальцеобразных конечностей впервые появилось в этрусском Черветери в VII или VI веке до нашей эры на паре одинаковых золотых бляшек, изображающих две ветви, оканчивающиеся пальметтоподобными орнаментами, прорастающими из-под груди женского существа. Это были самые ранние изображения такой фигуры в этрусском искусстве , и подобная фигура появляется на серебряной цисте из Палестрины , украшенной женской головой с завитками, выходящими из ее груди над пальметтой. Наличие изображения змееногих крылатых существ женского пола на серии этрусских урн позволяет предположить, что соответствующая ему фигура могла существовать в этрусской мифологии . [ 35 ]

Этот образ породил давнюю художественную традицию изображения богини с завитками на конечностях в италийском искусстве, которая продолжала присутствовать в искусстве поздней Римской республики и Римской империи . [ 36 ]

Изображение богини с растительными побегами в качестве ног оставалось популярным в основных культовых центрах различных богинь в Анатолии в римский период. [ 32 ] Изображение богини, появляющейся из цветочного свитка, а листья прорастают с ее лица и шеи, также присутствует в храме Атарата в Хирбет-эт-Таннуре , а крылатые женские фигуры, сложенные из листвы, украшали один из фронтонов в Баальбеке . [ 32 ]

Изображение женской фигуры в юбке из листьев, держащей цветочные стебли, находилось на вершине входа в Храм Адриана . [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]
Мифологические богини, змеи и змеи

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Буйских, Алла. «К вопросу о стилистических влияниях, отраженных в архитектуре и искусстве Херсонеса: «Змееногая богиня» или Ранкенфрау». В: Древние цивилизации от Скифии до Сибири 13, 3–4 (2007): 157–181. дои: https://doi.org/10.1163/092907707X255746
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: baf9224e192e95374ff128341d159f6a__1722287220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/6a/baf9224e192e95374ff128341d159f6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Snake-Legged Goddess - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)