Змееногая богиня
Принадлежность | Артимпаса |
---|---|
Пол | Женский |
Область | Евразийская степь |
Этническая группа | Скифские народы |
Родители | Апи и речное божество |
Супруга | Таргитава |
Потомство | Липоксая, Арбухшая и Колахшая. или Агафирсос, Гелон и Скиф |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Это вышло |
Арамейский эквивалент | Атарата |
Змееногая Богиня , также называемая Богиней-Ангипедой , была богиней-прародительницей скифов согласно скифской религии .
Имя
[ редактировать ]«Богиня со змеиными ногами» или «Мучительная богиня» — это современное имя этой богини, названной так потому, что на нескольких ее изображениях она изображена как богиня со змеями или завитками в качестве ног. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Змеиногая богиня и ее роль праматери скифов имели раннее происхождение и предшествовали контактам скифов со средиземноморскими религиями, которые повлияли на культ Великой Богини Артимпасы , с которой была связана Змеиногая Богиня. [ 1 ] [ 2 ] Эта богиня, по-видимому, произошла из древней иранской традиции. [ 3 ]
Змеи, которые образовывали конечности и росли из плеч Змееногой Богини, также связывали ее с зороастрийским хтоническим монстром Ази-Дахакой , вариант которого появляется в более поздней персидской литературе как злодейский персонаж Заххак , у которого змеи росли из каждого плеча. . [ 4 ]
Западноазиатское влияние
[ редактировать ]В 7 веке до нашей эры скифы распространились в Западную Азию, в это время скифская религия находилась под влиянием религий народов Плодородного полумесяца. Следовательно, Богиня со Змеиными Ногами находилась под влиянием левантийской богини Атарата в нескольких аспектах, что привело к сильному сходству между двумя богинями, например, их чудовищными телами, символизмом плодородия и растительности, легендами об их любовных отношениях, а также их соответствующей принадлежности и принадлежности. почти отождествление с Артимпасой и Афродитой Уранией . [ 1 ] [ 5 ]
Другим влиянием могла быть греко- колхидская богиня Леукотея , чья мифология как женщины, превратившейся в богиню после того, как она бросилась в море из-за проклятия Геры, связывает ее с Атаратой, и чье святилище в Вани имело колонны, увенчанные женскими фигурами. Протоме похожих появляется из листьев аканта, на листья Змееногой Богини. [ 1 ]
Греческий контакт
[ редактировать ]Греческий поэт Гесиод, возможно, упомянул Змееногих богинь в « Теогонии» , где уподобил ее чудовищной фигуре Ехидны из греческой мифологии . В повествовании Гесиода «Ехидна» была нимфой-змеей, живущей в пещере вдали от каких-либо населенных земель, а бог Таргитава, уподобленный Гераклу , убил двух ее детей, а именно гидру Лерны и льва Немеи. Таким образом, в этой истории «Геракл» выступал как разрушитель зла и покровитель человеческих жилищ, расположенных в месте, где раньше царило разрушение. [ 6 ]
Однако Змеиногая Богиня наиболее известна из различных греко-римских пересказов скифского генеалогического мифа , в которых она соединяется с богом Таргитавой, чтобы стать матерью первых предков скифов и их царей. [ 1 ]
Культ
[ редактировать ]Функции
[ редактировать ]Скифская Змееногая богиня была исконной прародительницей человечества. [ 7 ] которая была связана с животворящим началом, но обладала и хтонической природой, благодаря чему ее изображения помещались в скифских гробницах. Статус Змееногой Богини как праматери скифов связывал ее с культом предков , и, будучи контролершей жизненного цикла, была также дарительницей вечной жизни умершим. [ 1 ] [ 8 ]
Некоторые изображения Змееногой богини были обнаружены в погребениях, что придало этой богине как хтонический, так и растительный символизм, следующий мотиву растительных божеств, обладающих хтоническими чертами. Змеиногая богиня также была богиней растительности Древа Жизни, а также потнией терон , о чем свидетельствует присутствие рядом с ней кошачьих в скифском искусстве и луристанских бронзах. [ 1 ] [ 8 ]
Изображения Змееногой богини на украшениях скифской конской упряжи подразумевают, что она была также покровительницей лошадей, что может быть связано с любовной связью между Таргитавой и богиней, начавшейся после того, как она содержала его кобыл в генеалогическом мифе. [ 1 ]
Принадлежность к Артимпасе
[ редактировать ]Отражая влияние левантийских культов, в которых Великую Богиню часто сопровождала второстепенная полузвериная богиня, Змееногая Богиня, которая также была скифской праматерью, была связана с Артимпасой . Змеиногая богиня была настолько тесно связана с Артимпасой, что это граничило с отождествлением до такой степени, что образы двух богинь почти сливались, но, тем не менее, оставались отличными друг от друга. [ 1 ] [ 5 ]
Эта особенность более ясна в том, как Артимпасе отводилась роль сексуального партнера царя и божественной силы царей, даровавших царскую власть, но не считалась праматерью народа, и в том, что ни боспорские цари сарматского происхождения, ни В записях греко -римских авторов предком скифов названа Афродита или Артимпаса. [ 1 ]
Ассоциация с Таргитавой
[ редактировать ]Богиня со змеиными ногами могла быть связана с Таргитавой в роли последнего как отца ее трех сыновей и его предварительно предполагаемой роли змеиного бога, отождествляемого греками Понтийской Ольвии с Ахиллом Понтархесом ( букв. « Ахиллес, владыка Понтийское море » ). [ 9 ]
пришлось пройти Через это место культа Таргитавы-Ахилла на острове Борисфен морякам , чтобы добраться до мыса Гипполая, где находилась священная роща греческой богини Гекаты, с которой греки отождествили скифскую Змееногую богиню. [ 10 ]
Мифология
[ редактировать ]Змееногая появляется во всех вариантах скифского генеалогического мифа как скифская праматерь, породившая предка и первого царя скифов от Таргитавы . [ 1 ]
Змееногая появляется во всех вариациях скифского генеалогического мифа с постоянными чертами, включая то, что она является дочерью либо речного бога, либо Земли и обитает в пещере, а также то, что она наполовину женщина-полузмея. . [ 1 ] [ 5 ]
Описание этой богини Диодором Сицилийским в его пересказе генеалогического мифа как «страдающей девицы, рожденной на земле», подразумевает, что она была дочерью Апи , вероятно, от речного бога, и, следовательно, была одновременно хтонической и связанной с водой. , но, однако, не был тождественен самой Апи и вместо этого принадлежал к более молодому поколению божеств «низшего статуса», которые более активно участвовали в человеческой жизни. [ 1 ] [ 5 ]
Иконография
[ редактировать ]Богиня со змеиными ногами
[ редактировать ]Известно несколько изображений Змееногой Богини, часто изготавливаемых греческими мастерами для скифского рынка, большинство из них изображают ее как богиню со змееобразными ногами или завитками в качестве ног, а некоторые изображают ее крылатой, с растущими головами грифона. ниже ее талии или держа отрубленную голову, многие из которых были обнаружены в захоронениях, что придает богине как хтонический, так и растительный символизм, который следует мотиву растительных божеств, обладающих хтоническими чертами. [ 1 ] [ 11 ]
О связи Змеиноногой богини с животворящим началом свидетельствует ее поза, в которой ее руки и ноги были широко раскинуты, что составляло «рождающую позицию». Таким образом, эти сложные образы отражали сочетание человеческого материнства, растительности и животной жизни внутри Змееногой Богини.
Змеи также связывали Змееногих богинь с греческой Медузой , а греческие изображения Медузы, особенно в виде подвесок, найденных в гробницах скифской знати, были очень популярны в Скифии из-за ее связи со Змееногими. Богиня. Возможные изображения богини как потнии терон в образе Медузы также были обнаружены в скифском искусстве: поврежденный ритон из кургана Келермес изображает ее как крылатое бегущее божество с маленькими крыльями на незмеевидных ногах и в окружении грифонов на с обеих сторон, а также золотая пластина из кургана Шахан , украшенная изображением крылатого божества, держащего двух животных. [ 1 ] [ 12 ]
Змеиногая Богиня изображена с крыльями на подвесках из кургана Большая Близница и Усть-Лабинской стоянки , а аналогичный кулон найден в своде эллинистического Херсонеса вместе с подвесками, изображающими отрубленные головы. Передняя часть из комплекта конских пластин из Цымбаловой могилы украшена изображением Змееногой Богини со змеиными ногами, под которыми расположены головы грифонов и растительные усики, а также завитки над шапкой -калатосом , которую она носит. ; эта передняя часть сопровождалась фалерами, изображающими головы Медузы и сейленой , а также боковыми частями в форме рыбы из-за возможного влияния левантийской водной богини Атарата на Змееногих богинь. [ 1 ] [ 13 ]
Иконография Ангипеды, предшествовавшая иконе Змеиной Богини, по-видимому, возникла в древних иранских традициях: кубок, датируемый началом I тысячелетия до нашей эры, найденный в Луристане и украшенный двуглавой фигурой с женскими грудями, руками и бедра и ноги рептилии, обеими руками она держит газелей. Эти образы затем появились в Северной Европе в бронзовом и железном веках и присутствовали в раннем искусстве Ла Тена , после чего они появились в искусстве Германии и Скандинавии позднего бронзового века. [ 12 ]
Богиня с усиковыми ногами
[ редактировать ]Образность цевья Цымбаловой являлась промежуточным звеном с изображениями богини, изображенной с завитками в качестве ног. Среди этих изображений есть изображения, найденные в захоронениях богини с завитками на ногах, в шляпе калатос и окруженной растительным орнаментом; эти изображения богини с завитками на ногах стали более многочисленными в первые века нашей эры и стали распространенным мотивом в дизайне саркофагов в Боспорском царстве. У скифов один из сводов Скифского Неаполя был украшен изображениями небольших фигурок на тонких ногах, а также фигур с лучеобразными головами. [ 1 ] [ 8 ]
Из образа щуконогой богини возник менее человеческий и более чудовищный тип иконографии, который виден на серьгах из Буторского кургана, тарелке из Хаймановой могилы кургана, серебряной чаше из Мариинской и серебряный сосуд из погребения близ Мелитополя , Мелитопольского кургана . [ 8 ]
Богиня держит отрубленную голову
[ редактировать ]Изображения Змееногой Богини с отрубленной головой, символизирующие жертвенное приношение человека, висящего на Древе Жизни, были еще одним примером левантийского влияния, поскольку отрубленные человеческие головы появлялись в культах левантийских богинь, в которых богиня, дарующая жизнь, потребовала смерти и инсценировала смерть своего партнера, которого она любила, кастрировала и убила. [ 1 ]
Таким образом, Змееногая богиня также имела кровожадный аспект, и есть свидетельства человеческих жертвоприношений местным богиням, сопровождавшихся выставлением напоказ отрубленных голов жертв на северном побережье Черного моря; одна такая голова, помещенная на алтарь рядом с изображением богини растительности, была обнаружена в сарматском городе Илутарум. [ 1 ]
Скифский обычай отрубать головы всем убитым ими в бою врагам и приносить их своим царям в обмен на военную добычу, изображения воинов рядом или держащих отрубленные головы в скифском искусстве, а также подвески в форме голов сатиров , встречающиеся в скифском искусстве. С этим аспектом Змееногой богини могли быть связаны те же структуры, что и в изображениях Богини со Змеиными Ногами и Артимпасы. [ 1 ]
Богиня с поднятыми руками
[ редактировать ]многочисленные подвески-головные уборы из трех курганов, найденных соответственно в Мастюгинском , Товстой Могиле и Любимовском, Обнаружены которые изображают богиню с большими руками, поднятыми в молитвенном жесте и сидящую на протомах двух львов в профиль. Поза этой богини изображает образ, возникший либо в Луристане , либо на Кавказе и интерпретируемый как акт молитвы солнечному или небесному божеству. На изображении этой богини из кургана Товста Могила она изображена полуобнаженной, с обнаженной грудью и с только перекинутым поясом над юбкой. Нагота Богини с поднятыми руками связывает ее со Змееногой Богиней, которую часто изображают в платье топлесс, и с Артимпасой. [ 1 ]
Более поздняя боспорская богиня в таком же молящемся жесте изображается с руками в форме листьев или ветвей. Как и более ранняя богиня с поднятыми руками, эта богиня сидит на двух львах или на троне, окруженном львами. Руки этой богини в форме листа, а также дикие животные по бокам связывают ее с формой Змееногих богинь с тонкими ногами и, следовательно, с Артимпасой. [ 1 ]
Бородатая богиня
[ редактировать ]Змееногая богиня изображалась на диадеме из кургана Куль-Оба бородатой и крылатой, в шапке калатос и с ногами в форме усиков, оканчивающимися морскими чудовищами, из которых прорастали гранаты, поедаемые птицами. [ 14 ]
Богиня со змеиными ногами была изображена в андрогинной форме на акротерионе IV века до н. э. из региона Понтийской степи, причем на ее изображении она была бородатой и в форме усиков на конечностях, в то время как она носит головной убор калафос , увенчанный пальметтой , и держит единорога. пантеры или львы за рога. Грудь обнаженного торса этой скульптуры, а также кошачьи животные, окружающие ее, характерные для богинь Потния Терон , отмечают ее как богиню, а не бога. [ 15 ]
Подобное изображение было найдено в Олинфе , на котором бородатое крылатое божество с орнаментом, подчеркивающим грудь, изображено с двумя пантерами, выходящими из-под ее талии, между которыми находится голубь. [ 16 ] Фасон пантер, выходящих из пояса богини, был похож на ее изображение с конской пластины из Цымбаловой могилы. [ 16 ] [ 7 ]
Змеиногая богиня также была представлена в своей андрогинной форме на двух мраморных тронах IV века до нашей эры из Афин, каждый из которых был украшен изображением крылатого и бородатого божества с шляпой калафос на голове и в женской одежде, держась за концы растительных листьев. усики. [ 17 ] Калатос . сам по себе был атрибутом женских, а не мужских божеств, как и окружающие ее кошачьи существа, характерные для Потния Терон богинь [ 16 ]
Еще одно изображение Змееногих в ее андрогинной форме, найденное в Афинах в IV веке до нашей эры, представляло собой бородатую фигуру, украшавшую основание колонны, одетую в женскую одежду и шляпу калатоса , рядом с которой находились крылатые единороги-пантеры. [ 17 ] Здесь также калафос сам по себе был атрибутом женских, а не мужских божеств, как и окружающие ее кошачьи существа, характерные для Потния Терон . богинь [ 16 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Змеиный аспект богини связан со сложной символикой змей в различных религиях из-за их способности исчезать в земле, их яда, сбрасывания кожи, их плодовитости и их извивающихся движений, которые связаны с подземным миром. , смерть, обновление и плодородие: [ 8 ] будучи способными выходить из миров над и под землей, а также принося смерть и процветание, змеи были символами плодородия и возрождения. [ 18 ]
Усиковые конечности богини также выполняли аналогичную функцию и символизировали плодородие, процветание, обновление и загробную жизнь, поскольку они вырастают из Земли, внутри которой были помещены мертвые, и каждый год снова расцветают. [ 2 ] [ 18 ]
Таким образом, Змеиногая Богиня была пограничной фигурой, основавшей династию, и имела лишь получеловеческую внешность, но все еще выглядела как змея, будучи существом, способным беспрепятственно перемещаться между мирами живых и мертвых. [ 12 ]
Формы изображений Змееногой Богини подобны Древу Жизни, соединяющему верхние и нижние сферы Вселенной, а также символизирующему высшую животворящую силу, а потому сливающемуся с образом богини плодородия. и дополнительно был связан с иранским мифом о сотворении птицы Симор , отдыхающей на дереве Саена. Змеи и грифоны, а также изображения Богини со змеиными ногами рядом с хищными животными из семейства кошачьих также характеризовали ее как потнию терон, а также как богиню растительности Древа Жизни. [ 1 ] [ 8 ]
Как и Артимпаса, Змеиногая Богиня также была женским божеством, которое, тем не менее, появлялось в андрогинной форме в ритуалах и культах, а также в иконографии и ритуалах. Эта андрогинность олицетворяла полную включенность Змееногой Богини в ее роли изначальной прародительницы человечества. [ 7 ] Андрогинность Богини со Змеиными Ногами также усиливала присущую ей двойственность, представленную ее змеиными и усиковыми конечностями. [ 18 ]
В скифском генеалогическом мифе змеиные ноги богини-матери и ее жилище в земле отмечали ее как уроженку Скифии. Неоднозначные черты богини-матери, состоящей в том, что она одновременно была человеком и животным, высокоранговым и низменным, чудовищным и соблазнительным, соответствовали греческим представлениям о скифских аборигенах. Поэтому, хотя она и правила страной, ее королевство было пустым, холодным, необитаемым и без каких-либо признаков цивилизации. [ 19 ] [ 20 ] Роль Змееногой Богини в генеалогическом мифе мало чем отличается от роли сирен и подобных нечеловеческих существ в греческой мифологии, которые существовали как трансгрессивные женщины, живущие вне общества и отказывающиеся подчиняться игу брака, а вместо этого выбирающие своих партнеров и заставила их присоединиться к ней. Тем не менее, в отличие от существ из греческого мифа, скифская змея не убила Геракла, который пытается добиться от нее свободы. [ 21 ]
Греческие идентификации
[ редактировать ]Греки Понтийской Ольвии , для которых святыня Гилея была общей как для скифов, так и для них самих, [ 22 ] часто отождествляли Змееногих богинь со своими богинями Деметрой и Гекатой . [ 23 ]
Изображения Деметры и ее дочери Персефоны на скифских декоративных пластинах греческого производства могли быть связаны с отождествлением Змееногой богини с Деметрой. [ 24 ]
Святыни
[ редактировать ]Надпись на греческом языке, относящаяся к концу VI века до нашей эры, свидетельствует о существовании святыни, в которой находились алтари: [ 25 ]
- бог реки Борисфен;
- Таргитава, упомянутый в надписи как Геракл;
- Змеиногая Богиня, упомянутая в надписи как «Матерь Богов», вероятно, потому, что греки отождествляли себя со своей собственной матерью богов, Кибелой , из-за ее хтонической природы.
Надпись поместила это святилище в лесистую местность Гилеи, где, согласно скифскому генеалогическому мифу , располагалось жилище Змееногой Богини и где она и Таргитава стали предками скифов; [ 26 ] божества, которым были посвящены алтари святыни, все присутствовали в скифском генеалогическом мифе. Алтари святилища Гилеи располагались на открытом воздухе и не помещались внутри какого-либо более крупного сооружения или здания. [ 25 ]
Духовенство
[ редактировать ]Анарья , трансвеститское жречество Артимпасы, также были связаны с культом Змееногой Богини. [ 7 ]
Обряды
[ редактировать ]Изображение Змееногой Богини использовалось в шаманских обрядах из-за ее связи с Артимпасой: один из скипетров Александропольского кургана был найден украшенным ее изображением, а головы других скипетров были снабжены колокольчиками или украшены схематичными деревьями с сидящими на них птицами. [ 1 ]
Женщины совершали ритуалы в святилище Гилеи, где находился алтарь Змееногой Богини. [ 27 ] а скифский князь Анахарсис был убит своим братом, царем Савлием , за то, что он принес жертвы Змееногой Богине в этом святилище. [ 28 ] [ 29 ]
За пределами Скифии
[ редактировать ]Кубанский край
[ редактировать ]Изображения Змееногой Богини были также найдены в синдо - меотских областях на азиатской стороне Боспора Киммерийского , а ее изображения в ее форме с щупальчатыми ногами стали более преобладающими в первых веках нашей эры и появились в боспорских греческих городах, где они стали обычным рисунком на саркофагах, а также в могилах в Херсонесе . [ 1 ]
Боспорское царство
[ редактировать ]возможный синдо - мэотийский вариант Змееногой богини ) — Αφροδιτη Афродита Апатурос ( Απατουρος . [ 30 ] Эпитет богини Апатурос ( Απατουρος ) произошел от имени на синдском диалекте скифского языка , означающего «могучая вода» или «быстрая вода», состоящего из терминов ap- , означающих «вода», и тура- , означающих «быстрый» или «быстрый». могучий». Культ этой богини имел местное синдо-меотское происхождение и был принят греками, которые синкретизировали ее со своей Афродитой Уранией , когда они колонизировали Таманский полуостров . [ 30 ]
Поскольку древние греки не понимали значения эпитета Апатура , Страбон попытался объяснить его происхождение от греческого слова apatē ( απατη ), означающего «предательство», посредством пересказа легенды об этой богине, согласно которой она подвергся нападению гигантов и призвал на помощь «Геракла», то есть бога Таргитаву. Спрятав «Геракла», богиня, под предлогом представления великанов одного за другим, предательски передала их «Гераклу», который убил их. [ 30 ]
Предполагается, что эта легенда об Афродите Апатурос и гигантах была частью того же повествования, что и скифский генеалогический миф. Согласно этой гипотезе, наградой Афродиты Апатурос «Гераклу» за победу над гигантами была бы ее любовь. [ 30 ]
Южный Крым
[ редактировать ]Таврический Парфенос ( Παρθενος ), богиня, которой, согласно Геродоту Галикарнасскому , тавры приносили в жертву людей, потерпевших кораблекрушение, и греков, захваченных в морских набегах и выставлявших головы на шесте, могла быть другой формой Змееногих. Богиня, которой поклонялись нескифы. [ 1 ]
Фракия
[ редактировать ]Фракийские интерпретации скифской Змееногой Богини появляются во фракийской гробнице Свештари в виде кариатид с женскими телами в шляпах калатои и хитонах со складками в форме цветочных завитков, между которыми находится акантос . Их непропорционально большие поднятые руки, которые либо держат волюты , либо подняты так, чтобы поддерживать антаблемент , подобны богине с поднятыми к лицу руками, изображенной на серии фракийских вотивных бляшек. Над кариатидами на настенной росписи изображена богиня, держащая корону и протягивающая руку приближающемуся всаднику. Общая сцена представляет собой посмертную героизацию фракийского дворянина и изображает те же элементы комплекса Великой Богини-младшей богини, которые можно найти в отношениях между Артимпасой и Змееногой Богиней. [ 1 ] [ 31 ]
Фракийский аналог Змееногой Богини мог появиться и в серии бляшек под уздечку лошадей из Летницы . На одной из мемориальных досок изображена сидящая мужская фигура (герой-предок и, вероятно, фракийский эквивалент скифского «Геракла») с женской фигурой (Великой фракийской богиней), оседлавшей его сверху, причем оба они явно вступали в половой акт и символизировали приобретение царем царской власти через общение с Великой Богиней аналогично получению скифским царем царской власти через союз с Артимпасой. Позади Великой Богини стоит еще одна женщина, держащая в одной руке сосуд, а в другой ветку, закрывающую обзор героя; эта фигура представляет собой богиню растительности с эктатическим аспектом, который символизирует сосуд, который она держит, содержащий священный напиток, и чья связь с Великой Богиней аналогична связи Змееногой Богини с Артимпасой. [ 1 ]
Также обнаружено несколько фракийских стел и вотивных бляшек, изображающих всадника, обращенного лицом к стоящей или сидящей Великой Богине, а между ними стоит дерево с извивающейся змеей, что свидетельствует о сходстве фракийских и скифских представлений о Великой Богине и принадлежности к ней. змеиной богини, считавшейся праматерью людей. [ 1 ]
В Греции
[ редактировать ]В конце V века до н.э. образы, вдохновленные Змеиной Богиней, начали появляться в Греции: женские протомы , возникающие из орнаментов свитков, были нарисованы на аттических вазах, среди которых два лекиты были украшены изображениями женской головы в шлеме между ветвями. . [ 31 ]
Образ Змееногих и Змееногих Богинь позже стал распространенным в северной Греции в IV веке до нашей эры, где женские полуфигуры в шляпах калатои и лиственных юбках появляются в Македонии на мозаике из дворца Эгай , а также крылатый усик. Длинноногая богиня в калатосе была изображена на фронтонах надгробий IV века до нашей эры из Эгаи. [ 31 ]
В Перинфе женские фигуры, поднимающиеся из листьев аканта, были изображены на капителях пилястр IV века до н.э., а изображения двух человеческих фигур, трансформирующихся в стебли аканта на поясе, украшали гробницу в Этолии . Женская голова, появляющаяся из цветов, была изображена на мозаичном полу из Эпидамна в Иллирии . [ 31 ]
В конце IV века до н.э. Змееногая богиня была вылеплена на капители кипрского города Саламина , который был центром поклонения Аштарт - Афродите . [ 32 ]
Образ Змееногой Богини был популярен в Халкидиках , а на надгробии, найденном в Афинах некоего Филппа, сына Фориска из Паллене в Халкидиках, был акротерион, украшенный прощальной сценой, изображающей Змеиную Богиню. [ 33 ]
Крылатая богиня с завитками на конечностях украшала золотую диадему из Эретрии , и подобные изображения были найдены на золотых диадемах 4-го и 3-го веков до нашей эры, на одной из которых богиня окружена грифонами, а на другой это изображение повторяется шесть раз. [ 34 ]
В эллинистический период украшение Парфенона в Афинах включало рельеф крылатой богини с завитками на конечностях в сопровождении маленького льва, прячущегося под листвой. [ 34 ]
Образ богини с растительными побегами в качестве ног стал популярен в главных культовых центрах различных богинь в эллинистической Анатолии . [ 32 ] а изображение крылатого женского торса в листьев аканта, -калатосе, появляющейся из украшало акротерион Артемиды Левкофриены шапке в Магнесии и капители храма Зевса Сосиполя, который был тесно связан с Артемидой Левкофриене. Это изображение также фигурировало в украшении «Мегаранских чаш» II века до нашей эры, сделанных в Пергаме , и на фризе целлы Артемисиона в . Эфесе , причем платье самой статуи Артемиды было украшено изображениями обнаженных усиков фигурки с конечностями, чередующиеся с пчелами. [ 32 ]
В Афродисиаде изображение богини в лиственной юбке, держащей стебли аканта, украшало капители пилястр у главного входа в термы Адриана. [ 32 ]
В Мемфисе в Египте богиня с завитками на конечностях украшала эллинистическую отливку шлема и, вероятно, произошла от македонской художественной традиции изображения таких фигур. [ 32 ]
В Термессосе образ Змееногой Богини появился на украшениях городского театра, а пропилеи теменоса Афродиты листьев были украшены женскими фигурами, выходящими из аканта . [ 32 ]
В Италии и Риме
[ редактировать ]Изображение щупальцеобразных конечностей впервые появилось в этрусском Черветери в VII или VI веке до нашей эры на паре одинаковых золотых бляшек, изображающих две ветви, оканчивающиеся пальметтоподобными орнаментами, прорастающими из-под груди женского существа. Это были самые ранние изображения такой фигуры в этрусском искусстве , и подобная фигура появляется на серебряной цисте из Палестрины , украшенной женской головой с завитками, выходящими из ее груди над пальметтой. Наличие изображения змееногих крылатых существ женского пола на серии этрусских урн позволяет предположить, что соответствующая ему фигура могла существовать в этрусской мифологии . [ 35 ]
Этот образ породил давнюю художественную традицию изображения богини с завитками на конечностях в италийском искусстве, которая продолжала присутствовать в искусстве поздней Римской республики и Римской империи . [ 36 ]
Изображение богини с растительными побегами в качестве ног оставалось популярным в основных культовых центрах различных богинь в Анатолии в римский период. [ 32 ] Изображение богини, появляющейся из цветочного свитка, а листья прорастают с ее лица и шеи, также присутствует в храме Атарата в Хирбет-эт-Таннуре , а крылатые женские фигуры, сложенные из листвы, украшали один из фронтонов в Баальбеке . [ 32 ]
Изображение женской фигуры в юбке из листьев, держащей цветочные стебли, находилось на вершине входа в Храм Адриана . [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Мифологические богини, змеи и змеи
- Иллуянка – змеиный дракон из хеттской мифологии и религии.
- Нага - получеловек-полузмея, встречающееся в индуистской и буддийской мифологии.
- Заххак – злобное змееподобное существо, берущее начало в персидской мифологии и фольклоре.
- Селтин
- Шахмаран
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Ustinova 1999 , p. 67-128.
- ^ Jump up to: а б Ustinova 2005 , p. 74.
- ^ Ustinova 2005 , p. 75-76.
- ^ Raevskiy 1993 , p. 24-57.
- ^ Jump up to: а б с д Ustinova 2005 , p. 65.
- ^ Редондо 2022 , с. 177-179.
- ^ Jump up to: а б с д Ustinova 2005 , p. 78.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ustinova 2005 , p. 68.
- ^ Rusyayeva 2007 , p. 98.
- ^ Браунд 2007 , с. 49.
- ^ Ustinova 2005 , p. 66.
- ^ Jump up to: а б с Ustinova 2005 , p. 75.
- ^ Ustinova 2005 , p. 66-67.
- ^ Ustinova 2005 , p. 76.
- ^ Ustinova 1999 , p. 104-105.
- ^ Jump up to: а б с д Ustinova 1999 , p. 105.
- ^ Jump up to: а б Ustinova 1999 , p. 104.
- ^ Jump up to: а б с Ustinova 2005 , p. 79.
- ^ Линкольн 2014 , с. 24.
- ^ Линкольн 2018 , с. 89.
- ^ Редондо 2022 , с. 176-177.
- ^ Иванчик 2016 , с. 311-314.
- ^ Браунд 2007 , с. 48-50.
- ^ Парцингер 2004 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Иванчик 2016 , с. 310-313.
- ^ Rusyayeva 2007 , p. 50-51.
- ^ Браунд 2007 , с. 48.
- ^ Иванчик 2016 , с. 314.
- ^ Иванчик 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д Ustinova 1999 , p. 29-66.
- ^ Jump up to: а б с д Ustinova 2005 , p. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ustinova 2005 , p. 72.
- ^ Ustinova 2005 , p. 71-72.
- ^ Jump up to: а б Ustinova 2005 , p. 71.
- ^ Ustinova 2005 , p. 72-74.
- ^ Ustinova 2005 , p. 72-73.
Источники
[ редактировать ]- Браунд, Дэвид (2007). «Великая Ольвия: этнические, религиозные, экономические и политические взаимодействия в регионе Ольвии, около 600–100 до н.э.». В Браунде, Дэвид; Крыжинский С.Д. ( ред.). Классическая Ольвия и скифский мир: от шестого века до нашей эры до второго века нашей эры . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . стр. 33–77. ISBN 978-0-197-26404-1 .
- Иванчик, Аскольд И. (2016). «Царская идеология скифов и ее выражение в греческой литературе и иконографии: вклад нумизматики» . Диалоги древней истории [ Диалоги древней истории ] (на французском языке). 42 (1): 305–329 . Проверено 17 мая 2023 г.
- Иванчик, Аскольд (2018). «Скифы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 23 октября 2021 г.
- Линкольн, Брюс (2014). «Еще раз «скифский» миф о происхождении (Геродот 4.5–10)» . Нордлит . 33 (33). Тромсё , Норвегия : Академическое издательство Septentrio от имени Университета Тромсё – Арктического университета Норвегии : 19–34. дои : 10.7557/13.3188 .
- Линкольн, Брюс (2018). «Греки и скифы в разговоре». Яблоки и апельсины: исследования в сравнении и со сравнением . Чикаго , США : Издательство Чикагского университета . стр. 84–95. doi : 10.7208/9780226564104-009 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Парцингер, Герман (2004). Скифы [ Скифы ] (на немецком языке). Мюнхен , Германия : Verlag CHBeck . ISBN 978-3-406-50842-4 .
- Раевский, Дмитрий [на русском языке] (1993). Маразов, Иван (ред.). Скифская мифология . София , Болгария : Издательство Secor. ISBN 978-9-548-25002-3 .
- Редондо, Хорди (2022). «Геродотовский миф о происхождении скифов» . У Христопулоса Менелай; Папахрисостому, Афина; Антонопулос, Андреас П. (ред.). Миф и история: Близкие контакты . Берлин , Германия ; Бостон , США : Walter de Gruyter GmbH . стр. 167–186. дои : 10.1515/9783110780116-011 . ISBN 978-3-110-77958-5 .
- Русяева, А.С. [на украинском языке] (2007). «Религиозные взаимодействия Ольвии и Скифии» . В Браунде, Дэвид; Крыжинский С.Д. ( ред.). Классическая Ольвия и скифский мир: от шестого века до нашей эры до второго века нашей эры . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . стр. 93–102. ISBN 978-0-197-26404-1 .
- Устинова, Юлия (1999). Верховные боги Боспорского царства: Небесная Афродита и Всевышний Бог . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США . ISBN 978-9-004-11231-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Устинова, Юлия (2005). «Змеиные и усики-богини в искусстве и мифологии Средиземноморья и Черного моря» . В Браунде, Дэвид (ред.). Скифы и греки: культурное взаимодействие в Скифии, Афинах и Ранней Римской империи (шестой век до н. э. — первый век нашей эры) . Эксетер , Великобритания : Эксетерский университет Press . стр. 64–79. ISBN 978-0-859-89746-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буйских, Алла. «К вопросу о стилистических влияниях, отраженных в архитектуре и искусстве Херсонеса: «Змееногая богиня» или Ранкенфрау». В: Древние цивилизации от Скифии до Сибири 13, 3–4 (2007): 157–181. дои: https://doi.org/10.1163/092907707X255746