Артимпаса
Артимпаса | |
---|---|
Война, суверенитет, жреческая сила, плодовитость, растительность и плодородие. | |
![]() Сидящая богиня Артимпаса на безеле царя Скайла. | |
Принадлежность | Богиня со змеиными ногами |
Животные | Лошади, пантеры |
Пол | Женский |
Область | Евразийская степь |
Этническая группа | Скифские народы |
Родители | Апи и папайя |
Супруга | Таргитава |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афродита в Урании |
Ханаанский эквивалент | ʿАштар |
Месопотамский эквивалент | Иштар |
Артимпаса ( древнегреческий : Αρτιμπασα , латинизированный : Artimpasa ; латынь : Artimpasa ) была сложной андрогинной скифской богиней плодородия, которая обладала властью над верховной властью и жреческой силой. Артимпаса была скифским вариантом иранской богини Арти / Аши .
Имя
[ редактировать ]Первый элемент имени Артимпасы произошел от имени иранской богини 𐬀𐬭𐬙𐬌 ( Арти ), а второй элемент был связан с терминами пайя , что означает «пастбище», и пати , что означает «господин», оба произошли от общего корня. [ 1 ]
Артимпасу часто ошибочно называют Аргимпаса ( древнегреческий : Αργιμπασα , латинизированный : Аргимпаса ; латынь : Аргимпаса ) из-за искажения писца. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Артимпаса был скифским вариантом иранской богини Арти ( 𐬀𐬭𐬙𐬌 )/ Аши ( 𐬀𐬴𐬌 ), которая была покровительницей плодородия и брака, а также хранительницей законов, которая представляла материальное богатство в его различных формах, в том числе [ 1 ] домашние животные, драгоценные предметы и многочисленное потомство. [ 2 ]
Фракийские влияния
[ редактировать ]На Артимпасу оказывалось внешнее влияние, например, со стороны Луны и богини охоты Бендис из фракийских соседей скифов, которая, как и Артимпаса, была повелительницей животных и дающей силу. Однако наличие этих сходств между Артимпасой и Артимпасой предполагает, что эти аспекты Артимпасы имели исконно скифский/ балканский элемент и не были полностью результатом нижеупомянутого влияния древних западноазиатских культов. [ 1 ]
Влияние Западной Азии
[ редактировать ]Древними западноазиатскими культами, оказавшими влияние на Артимпасу, были культы Аштарт - Иштар - Афродиты в течение длительного периода скифского присутствия в Западной Азии в VII веке до нашей эры, особенно в форме последней, которой поклонялись в Аскалоне андрогинной богине растительности и плодородия, которая имела способность превращать мужчин в женщин и женщин в мужчин. [ 1 ]
Артимпаса отныне сохранил многие черты, унаследованные от Аштарта, [ 3 ] и, отражая влияние левантийских культов, в которых Великую Богиню часто сопровождала второстепенная полузвериная богиня, она происходила от Аштарт-Афродиты из Аскалона, к которой была связана подчиненная ей получеловеческая богиня в форме Атарата. , это привело к принадлежности Змееногой Богини , которая также была скифским эквивалентом получеловеческой богини, подчиненной Великой Богине, а также скифской праматери и, следовательно, эквивалентом Атарата, Артимпасе. [ 1 ]
Эта принадлежность была настолько тесной, что образы двух богинь почти сливались, но тем не менее оставались отличными друг от друга, и это различие более отчетливо проявляется в том, как Артимпасе отводилась роль половой партнерши царя (см. ниже ) и божественной силы. царей, даровавших царскую власть, но не считавшихся праматерью народа, и в том, как ни боспорские цари сарматского происхождения, ни записи греко-римских авторов не присваивали Афродита или Артимпаса как прародительница скифов. [ 1 ]
Персидские влияния
[ редактировать ]Другие влияния на Артимпасу включают влияние иранской богини Анахиты , чья близость к Арти позволила слить ее черты с Артимпасой. Тройное имя Анахиты, 𐬀𐬭𐬆𐬛𐬎𐬎𐬍⸱𐬯𐬏𐬭𐬁⸱𐬀𐬥𐬁𐬵𐬌𐬙𐬀 ( Arəduuī Sūrā Anāhitā ), что означает «Влажная, Сильная и «Непорочная» соответственно представляла три функции плодородия, владычества и жреческой силы, которые также были функциями, присутствующими в Артимпасе, а также функции Анахиты как древней богини плодородия под влиянием ассиро - вавилонской Иштар - Аштарт , ее более поздних оргиастических обрядов и ее роли воина и богини, дарующей победу. Культ Артимпасы превратился в одного из божественных покровителей царской династии к 4 веку до нашей эры, отражая поглощение Артимпасой роли Анахиты как божественной покровительницы царя и дающей царскую власть, а также влияние на Артимпаса о роли великих левантийских богинь как дарителей божественной силы королю. [ 1 ]
Культ
[ редактировать ]Функции
[ редактировать ]Артимпаса была богиней войны, владычества, жреческой силы, плодородия, растительности и плодородия. [ 1 ]
Региональные варианты
[ редактировать ]Праймер
[ редактировать ]Артимпаса была известна как Ασταρα ( Астара ; латынь : Астара ) у синдо - меотийцев , [ 4 ] имя, которое произошло от имени Аштарт . [ 3 ] Астары Как и Артимпаса, паредр был мужским божеством, которое представляло собой местную форму Таргитавы по имени Санергес ( Σανεργες ), которое отождествлялось с греческим Гераклом. [ 3 ]
Греческие идентификации
[ редактировать ]Благодаря ассимиляции Артимпасой черт Иштар - Аштарт , греки на северных берегах Черного моря отождествляли Артимпасу со своей собственной богиней Афродитой Уранией ( Αφροδιτη Ουρανια ), а сами скифы, в свою очередь, ассимилировали Афродиту Уранию с Артимпасой. Благодаря этой ассоциации многочисленные изображения Афродиты и Эроса в греческом стиле и греческого производства. в гробницах скифской знати были найдены [ 1 ] Греческий автор Геродот Галикарнасский позже также приравнял Артимпасу к греческой богине Афродите Урании , которая сама руководила производительностью в материальном мире. [ 2 ]
Артимпасу также отождествляли с греческой богиней Афиной ( Αθηνα ) в Боспорском царстве из-за ее воинственных аспектов. [ 1 ]
Иконография
[ редактировать ]
Крылатый Артимпаса
[ редактировать ]Артимпаса была потниа терон и изображалась как таковая на зеркале из кургана Келермес , круг которого был разделен на восемь равных сегментов, изображающих демонов, животных и полузвериных людей, и находился под властью крылатой богини, и держала в раскинутых руках двух пантер. На этот образ могли прямо и косвенно (через ориентализацию греческого искусства Ионии) повлиять левантийские изображения Инанны - Иштар , которая изображалась крылатой как символ ее небесной богини-воительницы, а также изображалась как потния терон, держащая животных обеими руками или окруженная животными, чья воинственная природа была показана в ее изображениях как Хозяйки животных, держащей оружие. [ 1 ]
В кладе Янчорак II-I вв. до н.э. найдена сарматская украшенная фалера, изображением крылатой Афродиты с головой, украшенной листьями, держащей в одной руке небольшой круглый предмет, а в другой - розетку. Эта фалера была частью конской упряжи, и сарматы, скопировавшие греческое изображение Афродиты, ассоциировали ее образ со своей богиней. Эти изображения также характеризуют Артимпасу как потнию-гиппон наряду с ее статусом потнии-терон . [ 1 ]
Другое крылатое изображение Артимпасы изображает ее как крылатую богиню в окружении оленей с тарелки, найденной в Александропольском кургане рядом с головой скипетра в форме связанной с ней Змееногой Богини. Возможно, крылатое изображение Артимпасы находилось на поврежденном украшении бронзовой балки телеги из «Красного Знамени» . То, что на этом изображении богини она изображена в лучистом круге, подразумевает, что она также была солнечной богиней. Роль Артимпасы как потниа-гиппона и природа лошади как солнечной, так и хтонической, кроме того, подразумевали, что Артимпаса, хотя и была небесной богиней, также была убийцей и земным божеством. [ 1 ]
Сидящий Артимпаса
[ редактировать ]Другой мотив скифского искусства, изображающий Артимпасу, изображает ее в виде сидящей богини, которая носит калафос с покрывалом над ним и держит зеркало, в то время как молодой человек в скифской одежде и пьющий из ритона перед ней стоит . Хотя эту композицию иногда идентифицируют как изображение Тапаянти , зеркало, которое держит богиня, больше соответствует роли Артимпасы как богини плодородия и сексуальности, а также покровительницы прорицателей Анарии, поскольку зеркало является символом женского начала, эротизма. и плодородия, игравшего важную роль в свадебных обрядах иранских народов, а также магического предмета, используемого для пророчества и шаманских обрядов (сарматы хоронили своих жриц с зеркалами). На одной подвеске из кургана Куль-Оба в центре изображена Артимпаса со сферическим сосудом справа и алтарем или курильницей слева, символизирующим освящение огнем (который занимает важное место в брачных обрядах иранских народов). ) общения богини и человечества. [ 1 ]
Более сложная форма мотива сидящего Артимпаса встречается на золотом кольце головного убора IV века до н.э. из Сахновы , где сидящий Артимпаса держит зеркало и круглый сосуд, а бородатый скиф с горитом на поясе висит и держит ритон. в одной руке и со скипетром в другой, стоит перед ней на коленях. Справа от них — музыкант и два «виночерпия», а слева — юноша с веером и два скифа, пьющие из одного ритона (интерпретируемые как «побратимы»), и два жертвователя барана. Эта сцена представляет собой изображение священного праздника, на котором коленопреклоненный мужчина, поклонник или молодой бог, соединяется с богиней, выпивая священный напиток. Этот праздник можно сравнить с оргиастическим праздником Сакаи ( Σακαια ), который отмечался в Понте в честь Анахиты как «скифский праздник» и был определен Исихием Александрийским . [ 1 ]
Похожий художественный мотив - всадник, стоящий перед Артимпасой. Одно из изображений этой сцены взято из знаменитого сакского ковра из одного из Пазырыкских курганов в Сибири, изображающего сидящую Артимпасу с поднятой правой рукой к голове и левой рукой, держащей цветущую ветвь, с лицом к ней всадника. Другое изображение этой сцены можно найти на рельефе I века до нашей эры – I века нашей эры с городища Чайка на котором всадник с луком приближается к стоящей женщине, держащей круглый предмет (который может быть зеркалом, сферический сосуд или плод) с алтарем между ними. [ 1 ]
Другое возможное сибирское изображение Артимпасы можно найти на двух пряжках пояса, изображающих двух спешившихся всадников, один из которых держит лошадей, а другой лежит на коленях богини, чей торс выходит из земли, а волосы переплетаются с ветвями дерево над ее головой. Эта сцена, возможно, изображает ритуальный сон скифов на Земле и может быть связана с отношениями Артимпасы и божественных близнецов . [ 1 ]
Ободок перстня-печатки скифского царя Скила был украшен изображением Артимпасы, сидящей на троне и держащей в правой руке зеркало, а в левой - скипетр, Скулео ( ΣΚΥΛΕΩ рядом с фигурой богини выгравирован ). , и на чьей полосе было написано на греческом языке Keleoe Argotan par enai ( древнегреческий : ΚΕΛΕΟΕ ΑΡΓΟΤΑΝ ΠΑΡ ΕΝΑΙ , букв. «Скажи быть с Арготасом!»), причем Арготас был бывшим скифским царем, от которого его потомок Скил унаследовал это кольцо. [ 1 ]
Праймер
[ редактировать ]Изображения Астары со обращенным к ней всадником обнаружены и на Кубани, населенной этими народами: [ 1 ]
- IV века до н.э. ритон из Мерджанского кургана был украшен изображением сидящей богини, держащей сферический сосуд, с семиветвистым безлистным деревом (Древо жизни, возможно, характеризующее эту сцену как церемонию бракосочетания) на одной стороне ее трона. , и шест с конским черепом (символизирующим важность лошадей и конских жертвоприношений в культе этой богини) на нем с другой стороны, в то время как конный бог с ритоном приближается к ней - сцена представляет эту синдо-меотскую богиню и местного мужчину. божество в общении, возможно, супружеского характера. Эта сцена также параллельна сценам Артимпасы с партнером-мужчиной, а наличие Древа Жизни, а также связь богини с лошадьми отражают ее сходство с Артимпасой и, таким образом, указывают на тесную связь между скифским и синдо-меотским культом. богини плодородия и растительности. [ 1 ]
- На рельефе Трехбратного кургана IV века до н.э. изображен маленький возничий, влекущий лошадей из повозки с каретой в форме найкоса , в которой сидит женщина, протягивающая руку к молодому безбородому всаднику, у которого горытос на левом бедре висит . еще один горитос руками с шеста возле наискоса . Гориты , висящие на шесте, могут быть связаны с обычаем массагетов, описанным Геродотом Галикарнасским, согласно которому мужчина, желающий вступить в половой акт с женщиной, вешал свои гориты перед ее повозкой, прежде чем приступить к действию; Таким образом, висящий горыто в рельефе Трехбратного кургана мог быть символом полового союза или брака, а его расположение рядом с каретой, а также рукопожатие женщины и всадника могли, следовательно, намекать на то, что сцена изображала священную церемонию бракосочетания. Эта сцена представляла собой апофеоз умершей дворянки, участвовавшей перед смертью в поклонении синдо-меотской богине, получившей после смерти статус богини, изображенной в аналогичных сценах рядом с героем. Альтернативно эта сцена могла представлять собой синдо-меотийский эквивалент Артимпасы с героем. [ 1 ]
Богиня и божественные близнецы
[ редактировать ]Одна золотая пластина, украшавшая головной убор жрицы, обнаруженный в кургане Карагодеуашх IV – III веков до н. э. , изображающая синдо-меотскую форму Артимпасы, разделена на три регистра, соответствующие разделению вселенной на три уровня скифской космологии: [ 1 ]
- на верхнем изображена женщина, одетая в греческий хитон и гиматий и держащая рог изобилия.
- средний изображает человека в хитоне , едущего в колеснице, запряженной двумя лошадьми.
- нижний изображает два ряда персонажей, одетых в скифские одежды: женщина в сложном головном уборе, украшенном треугольной пластиной, сидит в позе жреца и доминирует над сценой, а два безбородых юноши сидят рядом с ней на той же скамейке, что и она. : юноша слева от богини держит круглый сосуд, а юноша справа от нее имеет горитос на бедре и либо передает ритон богине, либо получает его от нее. На заднем плане стоят два безбородых человека в капюшонах.
Женщина на верхнем уровне пластины отождествлялась с иранским божеством, олицетворяющим фарну , то есть божественное блаженство, и отождествлялась с Тукхе , а возничий в средней части отождествлялся с Гайшасурой . [ 1 ]
Три части пластины Карагодеуашх также интерпретируются как изображение одной и той же богини, соответственно правящей миром с небес, управляющей солнечной колесницей в середине и принимающей почитание людей и благословляющей их в нижней части. Отождествление богини со скифо-меотской Афродитой, то есть Артимпасой, подтверждается использованием мотивов грифонов, обрамляющих тумиатерион , яйцеклеток , женских масок и букрании – всех символов Афродиты Урании, которая отождествлялась с Артимпасой – будучи соответственно используются в качестве разделения под тремя секциями пластины. Это отождествление дополнительно подтверждалось рогом изобилия , который был символом плодородия и удачи, отождествляемым с иранской фарной , который держал богиня в первом разделе; связь Артимпасы с иранской богиней Анахитой, ездящей на колеснице; и наличие золотых подвесок в форме голубей и горгонеей , символов Афродиты Урании, в качестве украшений карагодеуашхской пластины и головного убора, частью которого она была. [ 1 ]
Сцена третьего отдела была интерпретирована как изображение либо поклонения скифо-меотской Аштарт-Анахите, то есть Артимпасе, либо богини, дающей силу юноше с помощью ритона . Хотя юноша с ритоном был внешне похож на мужскую фигуру сидящего Артимпаса, он отличался от последнего тем, что оба юноши на пластине Карагодеуашха были изображены равными и восседали на одной скамье с богиней, что сигнализировало их божественная природа - однако меньший рост богов-близнецов по сравнению с богиней, которая доминировала в сцене, подразумевал, что они имели более низкий ранг по сравнению с ней в мифической иерархии и находились в ранге божественных героев. Таким образом, эта сцена представляет индоевропейскую триаду Великой Богини с божественными близнецами , что само по себе связано с связью между дозороастрийской Анахитой и близнецами Нангаитья , в конечном счете происходящей из индоевропейской темы божественных близнецов как спутников Богиня-Мать, стоявшая рядом со своим символом Древа Жизни. Таким образом, сцена на плите Карагодеуашх также представляет собой скифскую форму культ божественных близнецов . [ 1 ]
Божественная природа всех других существ, представленных на пластине Карагодеуашха, подразумевала, что две фигуры в капюшонах на заднем плане сцены не могли быть жрецами-евнухами и, следовательно, могли вместо этого представлять собой мифологических служителей Артимпасы, неясного значения в этой сцене. [ 1 ]
Таким образом, на плите Карагодеуашха было изображено общение Артимпасы с парой героев, что, следовательно, представляло концепции вечной жизни и воскресения, а также божественную легитимацию царской власти. [ 1 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Эти изображения Артимпасы интерпретировались как изображение поклонения или общения Артимпасы с богом или смертным, а точнее, как дарование божественного благословения царю, или инвеститура, или священный брак. Рита . и шарообразные сосуды, подобные изображенному на ленте Сахнова, использовались для питья священных напитков, употребляемых в религиозных ритуалах Сферические сосуды широко использовались в ритуалах иранских народов, и большое их количество было найдено на скифских стоянках, а их орнамент обычно состоял из растительных и солнечных изображений, а также их изображений в скифском искусстве, где они хранятся или используются. предложили богине связать их с Артимпасой. [ 1 ]
Эти изображения представляют мужскую фигуру, которая часто представляет собой стоящего юношу меньшего роста, чем богиня, подчиненного Артимпасе, который остается сидеть. Эта художественная композиция отражает божественный брак богини с младшим богом, подобный союзу Кубелеи и Аттиса или Афродиты и Адониса , или обожествленного смертного, отождествляемого с богом или героем, вероятно, скифским праотцем Таргитавой . Эти сцены изображают этого молодого бога, получающего милость, дарованную ему богиней после причастия. В некоторых вариантах этой сцены партнер богини-мужчина бородат и более импозантен верхом на лошади, что, если не просто местная художественная вариация, отражает растущую значимость бога-воина в этом ритуале. [ 1 ]
Изображение сидящего Артимпасы на перстне-печатке Скила , держащего зеркало и скипетр, олицетворяло общение с богиней как гарантию верховной власти в скифской религии. Таким образом, изображение Артимпасы на кольце было изображением ее как дарительницы суверенитета, причем кольцо передавалось из поколения в поколение скифской царской династии как знак царской власти, а Аргота был бывшим скифским царем из которому это кольцо унаследовал его потомок Скайлс. На кольце не было никакого изображения мужчины-партнера богини, поскольку этими партнерами считались сами цари, а скифская царская инвеститура считалась как общением между человеком и богиней, так и брачным союзом, возвышающим король получил статус супруга богини и даровал ему власть посредством полового акта с богиней. Это также было отражением левантийского влияния на Артимпасу, поскольку месопотамские эквиваленты Афродиты Урании иногда изображались вместе с царем в сценах, изображающих священные браки и стабильность королевской власти в Считалось, что Пафос возник в результате интимных отношений между Афродитой, с которой отождествлялась царица Пафоса, и королем, который утверждал, что произошел от любовника Афродиты Кинураса . [ 1 ]
Однако эти сцены имели множество интерпретаций, и общение с богиней могло также представлять собой благословение поклоняющегося обещанием загробной жизни и будущего воскресения через общение с богиней, а также наделение царя королевской властью, что отражает роль Артимпасы. как податель власти и победы, что объясняет и то, почему все варианты сцены сидящей богини и партнера-мужчины встречаются в погребениях скифской знати. [ 1 ]
Духовенство
[ редактировать ]Культ Артимпасы исполняли анарья , могущественные жрецы-трансвеститы из самых знатных семей, связанных с оргиастическим культом богини. [ 6 ] [ 1 ] [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Бахучара Мата , индоарийская богиня, также связанная с людьми с разным полом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Ustinova 1999 , p. 67-128.
- ^ Jump up to: а б с Raevskiy 1993 , p. 21 .
- ^ Jump up to: а б с Ustinova 1999 , p. 29-66.
- ^ Ustinova 1999 , p. 255-283.
- ^ Этвуд, Кристофер П.; Андреева, Петя (2018). «Сцены лагеря и зрителей на наскальных рисунках позднего железного века из Хавцгаита, Монголия» . Археологические исследования в Азии . 15 : 101–109. дои : 10.1016/j.ara.2017.11.004 . S2CID 194886583 .
- ^ Сафаи 2020 .
Источники
[ редактировать ]- Раевский, Дмитрий (1993). Маразов, Иван (ред.). Скифская мифология . София , Болгария : Издательство Secor. ISBN 978-9-548-25002-3 .
- Сафаи, Яздан (2020). «Скифские и зороастрийские богини земли: сравнительное исследование Апи и Армаити» . В Никнами — Камал-Алдин; Хожабри, Али (ред.). Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Хам , Германия : Springer International Publishing . стр. 65–75. дои : 10.1007/978-3-030-41776-5_6 . ISBN 978-3-030-41776-5 . S2CID 219515548 .
- Устинова, Юлия (1999). Верховные боги Боспорского царства: Небесная Афродита и Всевышний Бог . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США . ISBN 978-9-004-11231-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )