Анахарсис
Анахарсис | |
---|---|
Князь Скифии | |
![]() Портрет XVIII века, созданный по мотивам древнего гравированного камня . | |
Рожденный | Середина VI века до н.э. |
Умер | Конец VI века до н.э. |
Отец | Гнурус |
Религия | Скифская религия |
Занятие | Философ |
Анахарсис ( / ˌ æ n ə ˈ k ɑːr s ɪ s / ; древнегреческий : Ἀνάχαρσις , романизированный : Анахарсис , русский : Анахарсис ) был скифским князем и философом неопределенной историчности. [1] живший в VI веке до нашей эры. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Анахарсис был братом скифского царя Саулия , и оба они были сыновьями предыдущего скифского царя Гнура . [2] [1]
О жизни исторического Анахарсиса известно немного конкретных подробностей. Известно, что он путешествовал по Греции , где, возможно, попал под влияние греческой культуры. [2]
Позже Анахарсис был убит своим братом Саулием за то, что он принес жертву скифской прародительнице Змееногой Богине в ее святилище в стране Гилея. [2] совершая оргиастические и шаманские ритуалы, во время которых он носил изображения на своем платье и играл на барабанах. по ночам [3]
Древнегреческий автор Геродот Галикарнасский утверждал, что Анахарсис был убит потому, что отказался от скифских обычаев и принял греческие, хотя это утверждение, вероятно, было выдумано самим Геродотом. [2] Вместо этого религиозные ритуалы, практиковавшиеся Анахарсисом, больше соответствовали ритуалам трансвеститов- анарий . скифского жречества- [3]
Наследие
[ редактировать ]Амфора, найденная в западном теменосе в Понтийской Ольвии , где находился храм Аполлона Иэтроса ( букв. « Аполлон Целитель » ), свидетельствует о посвящении этому богу «отцовского меда» скифом по имени Анаперрес ( Αναπερρης ), который, возможно, был сыном Анахарсиса. [4] [5]
Племянник Анахарсиса, Идантирс , который был сыном и преемником Саулия, позже прославился среди греков своим сопротивлением персидскому вторжению в Скифию в 513 году до нашей эры. [1]
В греко-римской философии
[ редактировать ]Более поздняя греко-римская традиция превратила Анахарсиса в легендарную фигуру как своего рода « благородного дикаря », олицетворявшего « варварскую мудрость», благодаря чему древние греки включили его в число семи мудрецов Греции . [2] Следовательно, Анахарсис стал популярной фигурой в греческой литературе. [1] и о нем возникло множество легенд, в том числе утверждающих, что он был другом Солона . [2]
Древнегреческий историк Эфор Кимский позже использовал этот образ Анахарсиса для создания идеализированного образа скифов. [1]
В конце концов, Анахарсис полностью стал идеальной фигурой «человека природы» или «благородного дикаря» в греческой литературе, а также любимой фигурой киников , которые приписывали ему произведение III века до нашей эры под названием « Письма Анахарсиса» . [1]
Из-за превращения Анахарсиса в любимого персонажа греческих философов почти все древние сочинения, касающиеся его, посвящены греческой литературе, что затрудняет оценку информации о самом историческом Анахарсисе. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Иванчик 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Иванчик 2016 , с. 314.
- ^ Jump up to: а б Ustinova 1999 , p. 79.
- ^ Русяева 2007 , с. 99-100.
- ^ Русяева 2003 , с. 97.
Источники
[ редактировать ]- Иванчик, Аскольд И. (2016). «Царская идеология скифов и ее выражение в греческой литературе и иконографии: вклад нумизматики» . Диалоги древней истории [ Диалоги древней истории ] (на французском языке). 42 (1): 305–329 . Проверено 17 мая 2023 г.
- Иванчик, Аскольд (2018). «Скифы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 23 октября 2021 г.
- Русяева, А.С. [на украинском языке] (2007). «Религиозные взаимодействия Ольвии и Скифии» . В Браунде, Дэвид; Крыжинский С.Д. ( ред.). Классическая Ольвия и скифский мир: от шестого века до нашей эры до второго века нашей эры . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . стр. 93–102. ISBN 978-0-197-26404-1 .
- Русяева, Анна С. [на украинском языке] (2003). «Основное развитие западного теменоса Ольвии в Понте» (PDF) . В Bilde Пиа Гульдагер; Хойте, Якоб Мунк; Столба, Владимир Федорович (ред.). Котел Арианта: этюды, подаренные А. Н. Щеглову по случаю его 70-летия . Орхус , Дания : Издательство Орхусского университета . стр. 93–116. ISBN 978-8-779-34923-0 . [1]
- Устинова, Юлия (1999). Верховные боги Боспорского царства: Небесная Афродита и Всевышний Бог . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США : Издательство Brill . ISBN 978-9-004-11231-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:1. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Жан-Жак Бартелеми «Путешествие Анахарсиса Младшего по Греции» (на французском языке)