Ахура
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Ахура (авестийский: 𐬀𐬵𐬎𐬭𐬀) — авестийское языковое обозначение типа божества, унаследованное зороастризмом от доисторической индоиранской религии, [ 1 ] и обозначает особый класс зороастрийских божеств. Предполагается, что этот термин лингвистически связан с асурами индийской ведической эпохи. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Авестийское ахура «господин» происходит от протоиндоиранского языка *Hásuras , также засвидетельствованного в индийском контексте как ригведический асура . Судя по сходству с древнескандинавским æsir , индоиранские *хасуры могут иметь еще более ранний протоиндоевропейский языковой корень.
Ригведа говорит , что Асура, такие как «Отец Асура», Варуна и Митра , являются «старшими богами», которые изначально правили первобытным недифференцированным Хаосом. [ 1 ]
Обычно полагают, [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] что индоиранское *Hásuras было собственным именем конкретного божества, с которым позже были отождествлены другие божества.
В Священном Писании
[ редактировать ]Гаты
[ редактировать ]В Гатах , старейших гимнах зороастризма, предположительно сочиненных Зороастром , последователей призывают оказывать почтение только ахурам и давать отпор даэвам и другим людям , которые действуют «по команде Лия». Однако это не следует истолковывать как отражение точки зрения изначальной оппозиции. Хотя в более поздней зороастрийской традиции даэвы выглядят как злобные существа, в Гатах даэвы — это (в совокупности) боги, которых следует отвергнуть. [ 8 ]
Гаты не уточняют, какие из божеств, кроме Ахура Мазды, считаются ахурами , но упоминают другие ахуры в собирательном смысле. [ 9 ]
Младшая Авеста
[ редактировать ]Во Фраваране , традиционном названии зороастрийского кредо, обобщенном в Ясне 12.1, его приверженец заявляет: «Я исповедую себя поклонником Мазды, последователем учения Зороастра, отвергающим даэвов ...» Это эффективно определяет ахуру , определяя чем не является ахура .
В Младшей Авесте три божества зороастрийского пантеона неоднократно идентифицируются как ахурические. Эти трое — Ахура Мазда , Митра и Апам Напат , «Ахурическая триада». с которыми ассоциируется термин «ахурик», включают шесть Амеша Спентас и (примечательные среди язата ) Другие божества , Анахиту Вод и Аши Награды и Воздаяния.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Койпер, FBJ (29 июля 2011 г.). «АХУРА – Иранская энциклопедия» . ИраникаОнлайн.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Хейл, Уош Эдвард (1986). Асура — в ранней ведической религии . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 6. ISBN 978-81-208-0061-8 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Масих, Ю. (2000). Сравнительное исследование религий . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 23. ISBN 978-81-208-0815-7 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Бойс, Мэри (1989). История зороастризма: ранний период . БРИЛЛ. п. 23. ISBN 978-90-04-08847-4 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Тиме 1960 , с. 308.
- ^ Gershevitch 1964 , p. 23.
- ^ Койпер 1983 , с. 682.
- ^ «ДАИВА – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ «АХУРА – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 14 июля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1975). История зороастризма . Том. И. Лейден, Нидерланды: Брилл.
- Бойс, Мэри (1983). «Ахура Мазда». Энциклопедия Ираника . Том. 1. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 684–687.
- Гершевич, Илья (январь 1964 г.). «Собственный вклад Зороастра». Журнал ближневосточных исследований . 23 (1): 12–38. дои : 10.1086/371754 . S2CID 161954467 .
- Койпер, Бернард Фрэнсис Якобус (1983). "Я клянусь. Энциклопедия Ираника Том. 1. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 682–683.
- Тиме, Пол (октябрь – декабрь 1960 г.). «Арийские» боги Митаннийских договоров». Журнал Американского восточного общества . 80 (4): 301–317. дои : 10.2307/595878 . JSTOR 595878 .