Jump to content

Праманавартика

Праманаварттика Брахми ( ) — : 𑀧𑁆𑀭𑀫𑀸𑀡𑀯𑀸𑀭𑁆𑀢𑁆𑀢𑀺𑀓, Комментарий к достоверному познанию ; тиб. tshad marnam 'grel влиятельный буддийский текст о прамане (действительных инструментах познания, mic критерии), форма индийской эпистемологии . Праманаварттика - это выдающееся произведение индийского буддизма Дхармакирти (цвет 6-7 веков). [1] [2]

«Праманавартика» состоит примерно из 2000 стихотворных строф. Четыре главы посвящены, соответственно, выводам для себя ( свартанумана ), достоверному знанию ( праманасиддхи ), чувственному восприятию ( пратьякша ) и умозаключениям для других ( парартханумана ). Эта работа представляет собой комментарий к более ранней работе буддийского логика Дигнаги « Праманасамучкая » . [3]

В первой главе ( глава свартанумана ) обсуждаются структура и типы формального вывода, а также апоха теория значения (исключение). Дэн Арнольд пишет, что апоха — это «идея о том, что понятия являются более точными или детерминированными (более содержательными) ровно настолько, насколько они исключают больше из своего кругозора; сфера применения кошки уже, чем сфера млекопитающих, поскольку первая дополнительно исключает из его ареала все млекопитающие мира, кроме кошек». [4]

Во второй половине этой главы Дхармакирти также подвергает нападкам брахманизм , авторитет Вед , браминов и использование ими мантр систему , а также кастовую (см. Eltschinger 2000). [5] Дхармакирти критикует ведических брахманов следующим образом:

Неоспоримый авторитет Вед;
вера в Творца мира;
стремление к очищению посредством ритуального купания;
высокомерное разделение на касты;
практика умерщвления ради искупления греха —
эти пять — признаки вопиющей глупости глупых людей . [6]

Дхармакирти также обсуждает роль священных писаний, которые он считает ошибочными, но в то же время важными для обсуждения «радикально недоступных вещей» ( атьянтапарокша ), таких как карма . [7]

Вторая глава, «Праманасиддхи», прежде всего направлена ​​на защиту авторитета Будды как действительного источника знаний для тех, кто ищет духовной свободы, и на то, чтобы показать, что он говорил правду. [8] Его защита сосредоточена на пяти эпитетах Будды, приписываемых ему Дигнагой : быть средством познания ( праманабхутатва ), искать блага для всех живых существ, быть учителем, «хорошо ушедшим» и быть защитником. [9]

Дхармакирти использует бесконечное сострадание Будды ( каруна ) как основу для доказательства того, что он является надежным источником знаний, поскольку он пишет: «Сострадание является доказательством [того, что Будда является средством познания]». [10]

После обсуждения бесконечного сострадания Будды Дхармакирти затем переходит к нападкам на материалистические теории школы Чарвака и теории души индуистских брахманических школ и защищает буддийскую концепцию перерождения . По мнению Дэна Арнольда, аргумент Дхармакирти здесь таков: «Среди причин чувствующих явлений должны быть события, которые сами по себе являются разумными; события, в более общем плане, должны иметь онтологически однородные причины. отличающиеся от тех, которые вызывают психические события». [11] Таким образом, для Дхармакирти познание зависит не только от объектов чувств и физических органов чувств, но и от предыдущего события осознания ( мановиджняна ). Этот аргумент был описан Дэном Арнольдом как дуалистический, отрицающий несводимость ментальных событий к физическим событиям и апеллирующий к квалиа, даже несмотря на то, что Дхармакирти в конечном итоге продолжает защищать форму эпистемического идеализма (Йогачара). [12]

В третьей главе Дхармакирти утверждает, что существует только две действительные праманы : восприятие ( пратьякша ), которое является основой, и умозаключение ( анумана ), которое основано на восприятии, но не сводится к нему. [13] Объектами этих двух праман являются только два вида существующих вещей: уникальные частности ( свалакшаны ) и абстрактные/универсальные ( саманьялакшана ). Свалаксана — это в конечном итоге существующие вещи, единственный вид вещей, который действительно существует. Поскольку восприятие рассматривается как постижение реальных уникальных деталей, для Дхармакирти оно «лишено концепции». [14] Дэн Арнольд утверждал, что это похоже на форму эмпиризма, называемую эпистемологическим репрезентативизмом. [15]

В этой главе Дхармакирти также объясняет восприятие йогина ( йогипратьякша ). [16]

В последней главе обсуждаются вопросы, в которых логические доводы верны или неверны.

«Праманавартика » оказала большое влияние на буддийских философов, таких как Джнанагарбха, Сантараксита и Камаласила, для которых она стала ключевой работой по эпистемологии. Он также оказал влияние на мыслителей-небуддистов, таких как Акаланка и Ади Шанкара . [17] [18]

В тибетском буддизме он оказал влияние на таких мыслителей, как Сакья Пандита и Цонкапа , и это основной труд по эпистемологии, изучаемый в буддийских монастырях. По словам Жоржа Дрейфуса:

Со времен Са-пана. этот труд считается одним из наиболее важных текстов тибетской схоластической традиции. Он охватывает не только важные области, такие как логика, философия языка и эпистемология; он также обеспечивает философскую методологию схоластических исследований в целом, а также большую часть философского словаря и инструментов (аргументов и следствий), используемых в дебатах. [19]

Комментарии

[ редактировать ]

Дхармакирти написал длинный автокомментарий к первой главе. Оно известно как Свободагьяртти или Свавритти . Другие комментарии включают: [20]

  • Девендрабуддхи - Праманаварттикапанджика
  • Праджнякарагупта - Праманаварттикаланкара
  • Шакьябуддхи - Праманаварттикатика
  • Карнакагомин - Праманаварттикавриттитика
  • Маноратанандин - Праманаварттикавритти
  • Равигупта - Равигуптараманаварттикавритти
  • Шанкаранандана - Праманаварттикатика / Праманаварттиканусара
  • Хедруп Дже - Океан рассуждений
  • Гьялцаб Дже - Разъяснение пути к освобождению
  • Комментарий Джу Мипхама Ринпоче - tshad ma rnam 'grel gyi gzhung gsal bor bshad pa leg bshad snang ba'i gter

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джексон, Роджер Р.; Возможно ли просветление?: Дхармакирти и Ргьял Тшаб Рье о знании, возрождении, отсутствии «я» и освобождении, 1993, стр. 109
  2. ^ Тиллеман, Том Дж. Ф.; Праманавартика Дхармакирти: аннотированный перевод четвертой главы (паратанумана), Volum (двуязычный)
  3. ^ Тиллеман, Том Дж. Ф.; Праманавартика Дхармакирти, страница xvii.
  4. ^ Арнольд, Дэн; Мозг, Будды и вера; Проблема интенциональности в классической буддийской и когнитивно-научной философии разума, издательство Колумбийского университета, стр. 10.
  5. ^ Эльчингер, Винсент, 2000, «Каста» и буддийская философия. Продолжение некоторых буддийских аргументов против реалистического подхода к социальным конфессиям, Wiener Studien zur Tibetologie und Buddhismuskunde 47. Вена: Arbeitskreis für Tibetische und Buddhaische Studien.
  6. ^ Падманабх Джайни в «Шраманах: их конфликт с Брахманское общество» из «Главы индийской цивилизации: том первый» (Джозеф Элдер, изд., 1970 г.)
  7. ^ Тиллеманс, Том, «Дхармакирти», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2017 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), предстоящий URL = < https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/dharmakiirti / >.
  8. ^ Джексон, Роджер Р.; Возможно ли просветление?: Дхармакирти и Ргьял Тшаб Рье о знании, возрождении, отсутствии «я» и освобождении, 1993, стр. 111
  9. ^ Франко, Эли; Дхармакирти о сострадании и перерождении, Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет, 1997, стр. 15.
  10. ^ Франко, Эли; Дхармакирти о сострадании и перерождении, Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет, 1997.
  11. ^ Арнольд, Дэн; Мозг, Будды и вера; Проблема интенциональности в классической буддийской и когнитивно-научной философии разума, Columbia University Press, стр. 33.
  12. ^ Арнольд, Дэн; Мозг, Будды и вера; Проблема интенциональности в классической буддийской и когнитивно-научной философии разума, издательство Колумбийского университета, стр. 41-42.
  13. ^ Дрейфус, Жорж; Звук хлопка двух рук. Образование тибетского буддийского монаха, стр. 236.
  14. ^ Арнольд, Дэн; Мозг, Будды и вера; Проблема интенциональности в классической буддийской и когнитивно-научной философии разума, издательство Колумбийского университета, стр. 20.
  15. ^ Арнольд, Дэн; Мозг, Будды и вера; Проблема интенциональности в классической буддийской и когнитивно-научной философии разума, издательство Колумбийского университета, стр. 30.
  16. ^ Тиллеманс, Том, «Дхармакирти», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2017 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), предстоящий URL = < https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/dharmakiirti / >.
  17. ^ Критика Акаланки философии Дхармакирти: исследование Института индологии Л.Д., 1967.
  18. ^ Исаева, Н.В.; Шанкара и индийская философия, стр. 178.
  19. ^ Дрейфус, Жорж; Звук хлопка двух рукОбразование тибетского буддийского монаха, стр. 234.
  20. ^ Гейдельбергский университет, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И АРГУМЕНТАЦИЯ В ЮЖНОЙ АЗИИ И ТИБЕТЕ, http://east.uni-hd.de/buddh/ind/7/16/

Библиография

[ редактировать ]
  • Джексон, Роджер Р.; Возможно ли просветление?: Дхармакирти и Ргьял Тшаб Рье о знании, возрождении, отсутствии «я» и освобождении, 1993 г.
  • Тиллеман, Том Дж. Ф.; Праманавартика Дхармакирти: аннотированный перевод четвертой главы (паратанумана), Volum (двуязычный), 2000.
  • Данн, Джон Д., 2004, Основы философии Дхармакирти (Исследования индийского и тибетского буддизма), Кембридж, Массачусетс: Публикации мудрости.
  • Франко, Эли, 1997, Дхармакирти о сострадании и перерождении (Венские исследования тибетологии и буддийских исследований 38), Вена: Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed58d21adba9459296ff09ab85243b98__1712141160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/98/ed58d21adba9459296ff09ab85243b98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pramanavarttika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)