Принц Цангма
Принц Цангма ( Уайли : Лха срас Гцанг ма ) был старшим сыном Садналегса короля Тибета . В бутанских традициях он считается первым королем восточного региона.
Источники
[ редактировать ]Самый старый отчет о Цангме находится в Chos 'byung me tog snying po sbrang rtsi'i bcud, который, как обычно полагают, является работой Ньянгрела Ньима Озера конца двенадцатого века . [ 1 ] [ а ] Bod kyi srid don rgyal rabs , составленный Грагсом па Ргьялом Мтшаном примерно в конце XII – начале XIII века, содержит два соответствующих отрывка. [ 1 ] Похожий отрывок также можно найти в Хронике Ме-тог Френ-в конца XIII века из Нел-па Пандита. [ 1 ] Среди более поздних тибетских источников — с растущей тенденцией к мученичеству Цангмы — есть «Сба бжед жабс бртагс па» , написанный ок. середина 14-го века, Rgyal rabs gsal ba'i me long, работа Дампы Сонама Гьялцена , и Mkhas pa'i dga' ston, работа начала 16-го века Паво Цуглага Тренгвы . [ 3 ]
Самый старый источник в бутанской традиции, который всесторонне описывает Цангму, - это Rgyal rigs 'byung khungs gsal ba'i sgron me (перевод «Лампа, освещающая происхождение королевских семей»), написанный монахом из Восточного Бутана в 1678 году нашей эры. [ 4 ] [ 5 ] До этого единственное упоминание встречается в тексте XV века «Бшад мдзод йид бжин нор бу», написанном Дон Дам Смра баи Сенгге из Восточного Бутана. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]И Грагпа Ргьял Мтшан, и Нелпа Пандит отмечают, что Цангма является старшим сыном Садналега . [ 1 ] Хотя первый не указал дату рождения, Пандит упоминает год Дракона (800 г. н.э.). [ 1 ] Другие источники противоречат тому, что Цангма был старшим.
Изгнание, Бутан и убийство
[ редактировать ]Тибетские источники
[ редактировать ]И Грагспа Ргьялмтшан, и Нелпа Пандит предоставляют идентичное повествование вплоть до деталей: Цангма был сослан в Бумтханг Лхо Брага (вар. Лхо Мон). [ 7 ] Там он был насмерть отравлен двумя королевами: Бром бза Ногс рье и Сна нам Ме рдже те'у (вар. Сна нам Манг морже). [ 7 ] По мнению Ардусси, они были извлечены по частям из более подробного повествования. [ 7 ] Единственный сохранившийся текст Ньянгрела Озера подтверждает такую гипотезу: в ту же структуру интегрировано больше дополнительных деталей. Цангма после отравления проник в Бутан через долину Паро и посетил скальную пещеру Спьял Ка, чтобы спрятать религиозные сокровища и королевские документы (привезенные из Тибета), где он был наконец похоронен. [ 8 ] [ б ]
Более поздние тибетские источники поддержали эту широкую версию — изгнание, смерть от отравления и поездку в Бутан — но изменили детали, чтобы объявить Цангму буддийским мучеником. [ 3 ] Паво Цуглаг Тренгва добавил, что многие монахи, ученые и переводчики сопровождали изгнанного Цангму до перехода через Гцанг По, где он заявил о своей невиновности, но решил добраться до изгнания и попросил их повернуть назад. [ 3 ] [ с ] В своей книге «Бод Чжи» (около середины семнадцатого века) Великий Пятый прямо описал его как искателя Нирваны. [ 10 ]
Бутанские источники
[ редактировать ]Бутанские источники цитируют тибетские источники, но опускают все упоминания об изгнании и смерти; вместо этого создается невероятно подробное повествование о его подвигах в Бутане. [ 11 ] По данным Ргьяла, Цангма покинул Западный Бутан после непродолжительного пребывания и направился на восток, к тибетским границам Таванга. [ 12 ] Однако Тибетская борьба за власть едва ли не повлияла на Таванга, и поэтому он вернулся в Бцан мкхар из 'Брог мдо гсум. [ 12 ] [ д ] Там он выбрал место Ми зампа — возвышенную долину, окруженную реками, — чтобы основать форт. [ 14 ] [ и ]
Потомки
[ редактировать ]Тибетские источники
[ редактировать ]Ни Грагспа Ргьял Мтшан, ни Нелпа Пандит ничего не упоминают о его браке или проблемах, но согласны с тем, что его потомки правят территориями изгнания. [ 7 ] Более поздние тибетские источники ничего не говорят об этих аспектах.
Бутанские источники
[ редактировать ]Согласно Рьялу, Цангпа женился на дочери некоего Ами Дон Груб Ргьяла, уроженца Мизампа, который утверждал, что произошел от святого Ами Бьянгчуба 'дре бкола. [ 17 ] От этого брака у него было два сына - Кхри ми Лхаи дбангфьюг и Гесес бу Мтонг ноги бцун, которые стали его преемниками. [ 18 ] Через несколько лет линия Цангпы приобрела исключительную известность, и Крими попросили установить наследственное правление над Тавангом, где линия передачи стала известна как Кхамс па Джо бо. [ 18 ] Гчес бу остался правителем Ми зампы (Мизимпы), а двое его сыновей — Гонг Дкар Гьял и Дпал Бскед Дар — установили власть на прилегающих территориях. [ 18 ] Подданные будут тепло их приветствовать, что будет связано с королевским престижем и обеспечением политической стабильности. [ 18 ] Упоминается, что более двадцати различных кланов произошли от первых потомков Цангмы, которые впоследствии установили королевскую власть во всем Бутане. [ 19 ]
Бшад мдзод просто отметил, что все правители Бутана произошли от Цангпы — читателей попросили обратиться к письменным записям Цангпа для получения более подробной информации. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2021 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэниел А. Хиршберг оспаривает это предположение; он предполагает, что Ньянг Рел создал только основное повествование о Три Сонг-децене и Падмасамбхаве, которое другие превратили в всеобъемлющую историю. [ 2 ]
- ^ Идентификация пещеры Спьял Ка очаровала ученых: в Паро есть одна пещера Бкал, где в 2001 году был обнаружен корпус раннесредневековой литературы Бон. [ 9 ] Они якобы были переданы на хранение дядей Цангмы, Кхьи Кха Ра Тодом, изгнанным Боном. [ 9 ]
- ↑ Он внес небольшие изменения в детали: Бум Тханг стал предметом Хо, и только последняя из королев была замешана в отравлении. [ 3 ]
- ^ 'Brog mdo gsum отождествляется с Доксумом , небольшой деревушкой. [ 13 ]
- ^ Местная традиция отождествляет это место с руинами замка, расположенного на хребте над Холонгчху, примерно в десяти милях к северо-западу от Трашиганга. [ 15 ] Этот замок также упоминается в биографии Далай-ламы VI (написанной Сде Сридом Сангсом rgyas rgya mtsho) как Mi zim mkhar, но строительство приписывается Кхий Кха. [ 13 ] Анализ руин C-14 дал дату 1305–1460 годов (точность ~ 95%), и, следовательно, Ардусси считает маловероятным, что замок был построен кем-либо из них. [ 16 ] Тханг Стонг Ргьял По – более вероятный кандидат. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ардусси 2007a , с. 7.
- ^ Хиршберг 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д Ардусси 2007a , с. 6.
- ^ Ардусси 2007a , с. 9.
- ^ Ардусси 2007b .
- ^ Jump up to: а б с Ардусси 2007a , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д Ардусси 2007a , стр. 7–8.
- ^ Ардусси 2007a , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Ардусси 2007a , с. 10.
- ^ Ардусси 2007a , стр. 6–7.
- ^ Ардусси 2007a , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Ардусси 2007a , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Ардусси 2007a , с. 16.
- ^ Ардусси 2007a , стр. 15–16.
- ^ Ардусси 2007a , с. 15.
- ^ Ардусси 2007a , стр. 16–17.
- ^ Ардусси 2007a , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с д Ардусси 2007a , с. 14.
- ^ Ардусси 2007a , стр. 14–15.
Библиография
[ редактировать ]- Ардусси, Джон А. (2007a). «Предварительное расследование руин и пещер бутанского замка, связанных с Лха Срас Гцанг Ма» . В Ардусси, Джон А.; Поммаре, Франсуаза (ред.). Бутан: традиции и изменения - материалы десятого семинара IATS, 2003 г. Библиотека тибетских исследований Брилла. Брилл. ISBN 978-90-474-2023-1 .
- Ардусси, Джон А. (2007b). «Заметки о буровых установках rGyal в Нгаванге и истории кланов Восточного Бутана и Шармона». В Пратсе, Рамон Н. (ред.). Пандит и Сиддхи: тибетские исследования в честь Э. Джина Смита . Институт Амние Мачен. ISBN 978-81-86227-37-4 .
- Хиршберг, Дэниел Александр (2016). Вспоминая Лотосорожденного: Падмасамбхава в истории золотого века Тибета . Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. ISBN 978-1-61429-231-9 .
- Мизуно, Кадзухару; Тенпа, Лобсанг (2015), Мизуно, Кадзухару; Тенпа, Лобсанг (ред.), «Прибытие тибетского принца в Моньюл и основание клана» , Гималайская природа и тибетская буддийская культура в Аруначал-Прадеше, Индия: исследование Монпы , Международные перспективы в географии, Токио: Springer Japan, стр. 13–30, дои : 10.1007/978-4-431-55492-9_2 , ISBN 978-4-431-55492-9
- Уайткросс, Ричард (2017). « Как горшок без ручки»: закон, значение и практика в средневековом Бутане» . Cahiers d'Extreme-Asie . 26 : 87–104. дои : 10.3406/asie.2017.1490 . ISSN 0766-1177 . JSTOR 26606608 .