Джоканг
Джоканг | |
---|---|
![]() Джоканг с площадью Бархор перед ним. | |
Религия | |
Принадлежность | Тибетский буддизм |
Секта | Воздух |
Божество | Шакьямуни ; дом самой почитаемой статуи Тибета |
Расположение | |
Расположение | Баркхор , Лхаса , Тибетский автономный район |
Страна | Китай |
Архитектура | |
Стиль | Вихара, Тибетская, Непальская |
Основатель | Сонгцен Гампо |
Дата установления | 7 век |
Официальное название | Храмовый монастырь Джоканг |
Часть | Исторический ансамбль дворца Потала, Лхаса |
Критерии | Культурные: (i), (iv), (vi) |
Ссылка | 707тер-002 |
Надпись | 1994 г. (18-я сессия ) |
Расширения | 2000, 2001 |
Область | 7,5 га (810 000 кв. Футов) |
Буферная зона | 130 га (14 000 000 кв. футов) |
Координаты | 29 ° 39'11 ″ с.ш. 91 ° 2'51 ″ в.д. / 29,65306 ° с.ш. 91,04750 ° в.д. |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Джоканг ( тибетский : чайный домик китайский ) : 大昭寺 , или Ra sa 'phrul snang gtsug lag khang , [1] или монастырь Койканг , или Зуглаканг , ( тибет .: གཙུག་ལག་ཁང༌། , Уайли : gtsug-lag-khang , ZYPY : Zuglagkang или Tsuklakang), считается «сердцем Лхасы ». [2] Джоканг состоит из тибетского буддийского храма , его храмового комплекса и монастыря школы гелуг . Расположенный на площади Баркхор , он был построен в 640 году королем Сонгстеном Гампо для размещения Джово Микьо Дордже . [3] статуя Будды Акшобхьи, привезенная в Тибет его непальской королевой, [2] Бхрикути . Другая статуя, Джово Шакьямуни , принесенная его танской китайской королевой Вэньчэн , в настоящее время находится в храме. [2] а Джово Микьо Дордже находится в Рамоче , в Лхасе.
Над оригинальным дизайном и строительством храма работали многие непальские художники и мастера. Примерно в 14 веке храм ассоциировался с Ваджрасаной в Индии. [ нужна ссылка ] В 18 веке император Цяньлун из династии Цин после вторжения непальских горкх в Тибет в 1792 году не разрешил непальцам посещать этот храм. [ нужна ссылка ] и он стал исключительным местом поклонения тибетцев. Во время Китайской культурной революции в Тибете в 1966 году Красная гвардия напала на храм Джоканг, и в течение десяти лет там не проводились богослужения. Во время китайского развития Лхасы площадь Баркхор перед храмом подверглась вторжению. [ нужна ссылка ] Реставрация Джоканг проходила с 1972 по 1980 год. В 2000 году Джоканг стал ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия как продолжение дворца Потала , который является объектом Всемирного наследия с 1994 года.
Расположение
[ редактировать ]Храм, считающийся «духовным сердцем города» и самым священным в Тибете. [4] [5] [6] находится в центре древней сети буддийских храмов в Лхасе . Это центр коммерческой деятельности города, от которого расходятся лабиринты улиц. [5] Джоканг находится в 1000 метрах (3300 футов) к востоку от дворца Потала . [7] Баркхор , рыночная площадь в центре Лхасы, имеет дорожку, по которой паломники могут обойти храм (это занимает около 20 минут). [8] Площадь Баркхор отмечена четырьмя каменными санканами (курильницами), две из которых находятся перед храмом и два сзади. [9]
Этимология
[ редактировать ]Раса Трулнаг Цуклакханг («Дом тайн» или «Дом религиозной науки») — древнее имя Джоканга. [10] Когда король Сонгцен Гампо построил храм, его столица называлась Раса («Козы»). [ нужна ссылка ] , поскольку при его строительстве для перемещения земли использовались козы. После смерти короля город стал называться Лхаса (Место Богов). Позже храм стал называться Джоканг — «Дом Джово» — по имени Джово Микьо Дордже, его основного образа. [11] Джокана Китайское имя — Дачжао ; [12] он также известен как Зуглаканг, монастырь Койкан. [13] Tsuglakhang [14] и Цуглхаханге. [9]
История
[ редактировать ]Король Сонгцен Гампо (первый король единого Тибета) разработал план строительства двенадцати храмов по всей стране. Храмы строились в три этапа. На первом этапе центральный Тибет был покрыт четырьмя храмами, известными как «четыре рога». (ru bzhi) . Еще четыре храма (mtha'dul) были построены на внешних территориях на втором этапе; последние четыре, yang'dul , были построены на границах страны. Храм Джоканг был наконец построен на границе страны. сердце Тибета. [15]

Чтобы наладить связи с соседним Непалом, Сонгцен Гампо отправил послов к королю Амсуварману с просьбой руки его дочери выйти замуж, и король согласился. Его дочь Бхрикути приехала в Тибет как жена непальского короля ( трицун ; белса по-тибетски). Изображение Будды Акшобхьи, известное как Джово Микьо Дордже (или Микьоба), которое она принесла как часть своего приданого, было обожествлено в Джоханге. [16]
Сонгстен Гампо, желая получить жену из Китая, отправил своего посла к императору Тайцзуну (627–650) династии Тан за одной из своих дочерей. Тайцзун отверг предложение короля, считая тибетцев « варварами », и объявил о браке одной из своих дочерей с королем Дую, гунном . Это привело в ярость Сунстена Гампо, который организовал нападения на племенные территории, связанные с династией Тан, а затем напал на танский город Сунчжоу . Сказав императору, что он усилит свою агрессию, если император не согласится на его предложение, Сонгстен Гампо отправил примирительный подарок в виде украшенных золотом «доспехов» с еще одной просьбой о браке. Тайцзун уступил, отдав принцессу Вэньчэн тибетскому королю. Когда Вэньчэн отправилась в Тибет в 640 году в качестве китайской жены короля (известного в Тибете как Гьяса ), она привезла с собой изображение Будды Шакьямуни в образе молодого принца. Образ был обожествлен в Рамоче храме в Лхасе. Позже он был перенесен в Джоканг. Храм остается величайшей святыней Тибета и изображением, известным как Джово Ринпоче стал самой почитаемой статуей страны. [16]
Самая старая часть храма была построена в 652 году Сонгценом Гампо. Сообщается, что, чтобы найти место для храма, король бросил шляпу (по другой версии кольцо). [17] впереди него с обещанием построить храм там, где приземлилась шляпа. Он приземлился в озеро, где внезапно возникла белая ступа (мемориальный памятник). [18] над которым был построен храм. По другой версии легенды, царица Бхрикути основала храм, чтобы установить принесенную ею статую. Озеро было заполнено, остался небольшой пруд, который теперь виден как колодец, питаемый древним озером, а на засыпанной территории был построен храм. В течение следующих девяти столетий храм был расширен; последняя его реконструкция была проведена в 1610 году Пятым Далай-ламой . [18]
Проектирование и строительство храма приписывают непальским мастерам. Сообщается, что после смерти Сонгцена Гампо королева Вэньчэн перенесла статую Джово из храма Рамоче в храм Джоканг, чтобы защитить ее от нападения Китая. Часть храма, известная как Часовня, была укрытием Джово Шакьямуни . [19]
Во время правления короля Тресанг Децана с 755 по 797 год буддисты подвергались преследованиям, поскольку королевский министр Маршанг Зонгбаги (преданный Бон ) был враждебно настроен по отношению к буддизму. В это время изображение Будды Акшобьи в храме Джоканг было спрятано под землей, как сообщается, 200 человек не смогли его найти. Изображения в храмах Джоканга и Рамоче были перенесены в Джизонг в Нгари , а монахи подверглись гонениям и изгнаны из Джоканга. [20] Говорят, что во время антибуддийской деятельности в конце девятого и начале десятого веков храмы Джоканг и Рамоче использовались как конюшни. [21] В 1049 году Атиша , известный учитель буддизма из Бенгалии , который преподавал в Джоханге и умер в 1054 году, нашел «Царский завет Столпа» (Bka' chems ka khol ma) в столбе в Джоханге; Говорят, что этот документ является завещанием Сонгцена Гампо. [21] [22]

Примерно с 14 века храм ассоциировался с Ваджрасаной в Индии. Говорят, что изображение обожествленного в Джоханге Будды - это 12-летний Будда, ранее находившийся в храме Бодх-Гая в Индии, что указывает на «исторические и ритуальные» связи между Индией и Тибетом. Тибетцы называют Джоканг «Ваджрасаной Тибета» (Bod yul gyi rDo rje gdani) , «второй Ваджрасаной» (rDo rje gdan pal) и «Ваджрасаном, пупом страны снегов» (Gangs can sa yi lte ba rDo rje гдени) . [23]
После оккупации Непала горкхами в 1769 году, во время горкхско-тибетской войны в 1792 году император Цяньлун из династии Цин изгнал горкхов из Тибета, и тибетцы были изолированы от своих соседей. Этот период, продолжавшийся более столетия, получил название «Темный век Тибета». Паломничества за пределы страны были запрещены для тибетцев, и император Цяньлун предположил, что было бы столь же эффективно поклоняться Будде Джово в Джокане. [24]
В китайской застройке Лхасы площадь Баркхор подверглась вторжению, когда была разрушена дорожка вокруг храма. Внутренний проход был преобразован в площадь , оставив лишь короткий проход в качестве маршрута паломничества. На площади продаются религиозные предметы, связанные с паломничеством. [18]
Во время Культурной революции хунвейбины . атаковали Джоканг в 1966 году, начиная с 24 августа [25] [26] и в течение десятилетия в тибетских монастырях не было богослужений. Реставрация Джоханга началась в 1972 году и была практически завершена к 1980 году. После этого и окончания преследований храм был повторно освящен. Сейчас его посещает большое количество тибетцев, которые приходят поклониться Джово во внутреннем святилище храма. [27] Во время революции храм избежал разрушения и, как сообщается, был заколочен до 1979 года. [18] Сообщается, что в то время в некоторых частях Джоханга располагались свиньи, бойня и казармы китайской армии. Солдаты сожгли исторические тибетские писания. Какое-то время это был отель. [19]
Тибетцы поклоняются двум каменным дорингам (столпам с надписью) снаружи храма, обрамляющим его северный и южный входы. Первый памятник, указ от марта 1794 года, известный по-китайски как «Таблица вечно следования», содержит рекомендации по гигиене для предотвращения оспы ; некоторые из них были высечены тибетцами, которые верили, что сам камень обладает целительной силой. [28] Второй, гораздо более старый столб имеет высоту 5,5 метров (18 футов) с короной в форме дворца и надписью, датированной 821 или 822 годом. Табличка имеет ряд названий; «Табличка номер один в Азии», «Табличка Лхасского союза», «Табличка меняющегося союза», «Табличка альянса дяди и племянника» и «Табличка мирного союза династии Тан и Тубо». [29] [28] Надпись на нем на тибетском и китайском языках представляет собой договор между тибетским королем Ралпаканом и китайским императором Музонгом, очерчивающий границу между их странами. Обе надписи были окружены кирпичными стенами, когда в 1985 году была застроена площадь Бархор. [30] Китайско-тибетский договор гласит: «Тибет и Китай должны соблюдать границы, которые они сейчас оккупируют. Всё на востоке — это страна Великого Китая; а всё на западе — это, без сомнения, страна Великого Тибета». . Впредь ни одна из сторон не будет вести войны или захватывать территории. Если какое-либо лицо вызывает подозрение, его дело должно быть расследовано, и оно должно быть препровождено обратно». [29]
По словам Далай-ламы , среди множества изображений в храме было изображение Ченризи, сделанное из глины в храме, внутри которого была спрятана небольшая деревянная статуя Будды, привезенная из Непала. Изображение находилось в храме 1300 лет, и когда Сонгцен Гампо умер, считалось, что его душа вселилась в небольшую деревянную статую. Во время Культурной революции глиняное изображение было разбито, а меньший Будда был подарен тибетцем Далай-ламе. [19]
В 2000 году Джоканг стал ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия как продолжение дворца Потала (объект Всемирного наследия с 1994 года) для облегчения усилий по сохранению. [30] [31] Храм внесен в первую группу объектов государственной охраны культурных ценностей и отнесен к категории туристических объектов уровня 4А . [7]
17 февраля 2018 года храм загорелся в 18:40 (по местному времени), перед заходом солнца в Лхасе, и пламя продолжалось до позднего вечера. Хотя в китайских социальных сетях были распространены фотографии и видео о пожаре, на которых была видна карнизная крыша части здания, освещенная ревущим желтым пламенем и испускающая дымку, эти изображения были быстро подвергнуты цензуре и исчезли. Официальная газета Tibet Daily кратко заявила в Интернете, что поздно вечером пожар был «быстро потушен» без «погибших и раненых», тогда как The People's Daily опубликовала те же слова в Интернете и добавила, что «реликвиям не был нанесен ущерб». храм; оба этих отчета не содержали фотографий. [32] , храм был временно закрыт после пожара, но вновь открыт для публики 18 февраля По сообщению официального информационного агентства Синьхуа . [33] Но желтые драпировки были недавно повешены за центральным изображением храма, статуей Джово . А на второй этаж храма никому не разрешили войти, сообщил источник Радио Свободная Азия . Тибетской службы [34] Огонь охватил площадь около 50 квадратных метров. По сообщению Синьхуа, золотой купол храма был снят, чтобы предотвратить обрушение, а вокруг статуи Джово были добавлены защитные опоры. [35] 19 февраля 2018 года сторонники Далай -ламы, базирующиеся в Индии, сообщили очевидцам, что «источником пожара является не часовня Джово, а соседняя часовня на территории храма Джоканг, известная по-тибетски как Цуглакханг», и подтвердили, что там «пострадавших нет, а материальный ущерб еще не установлен». [36]
Архитектура
[ редактировать ]

Храм Джоканг занимает площадь 2,51 га (6,2 акра). Когда он был построен в седьмом веке, в нем было восемь комнат на двух этажах, в которых размещались священные писания и скульптуры Будды. В храме были выложены кирпичом полы, колонны и дверные рамы, а резьба была сделана из дерева. В период Тубо произошел конфликт между последователями буддизма и местной религией Бон. Изменения в династическом правлении коснулись монастыря Джоканг; после 1409 года, во времена династии Мин , в храме было сделано множество улучшений. Второй и третий этажи Зала Будды и пристройки были построены в 11 веке. Главный зал представляет собой четырехэтажный зал Будды. [37]
Храм ориентирован с востока на запад, лицом к Непалу на запад, в честь принцессы Бхрикути. [4] Кроме того, главные ворота монастыря обращены на запад. Джоканг выровнен по оси, начиная с арочных ворот, за которыми следует Зал Будды, закрытый проход, монастырь, атриумы и общежитие для лам (монахов). [7] Внутри входа находятся четыре «Короля-хранителя» (Чокён) , по два с каждой стороны. Главный храм находится на первом этаже. На первом этаже расположены фрески, резиденции монахов и отдельная комната Далай-ламы, а со всех четырех сторон храма расположены резиденции монахов и часовни. Храм построен из дерева и камня. Его архитектура выполнена в стиле тибетского буддизма с влиянием Китая, индийского дизайна вихар и Непала. [38] [39] Крыша покрыта позолоченной бронзовой черепицей, украшена статуэтками и павильонами. [39]

Центральный зал Будды высокий, с большим мощеным двором. [40] Крыльцо ведет на открытый двор, представляющий собой два концентрических круга с двумя храмами: один во внешнем круге, другой во внутреннем. Внешний круг имеет круговую дорожку с несколькими большими молитвенными барабанами ( нангкхор ); этот путь ведет к главной святыне, окруженной часовнями. Сохранилась только одна из храмовых фресок, изображающая прибытие королевы Вэньчэн и изображение Будды. Изображение, принесенное непальской женой короля и первоначально хранившееся в Рамоче, было перенесено в Джоканг и хранилось в задней части внутреннего храма. Этот Будда оставался на платформе с восьмого века; в ряде случаев его переносили на хранение. Изображение среди изображений короля и двух его супруг было несколько раз позолочено. В главном зале на первом этаже находится позолоченная бронзовая статуя Джово Шакьямуни высотой 1,5 метра (4 фута 11 дюймов), изображающая Будду в возрасте двенадцати лет. У изображения украшенная драгоценностями корона, покрывало на плече, бриллиант на лбу и одежда, усыпанная жемчугом. [39] Будда восседает в позе лотоса на трехъярусном лотосовом троне , его левая рука лежит на коленях, а правая касается земли. Вокруг Джово Сакаямуни расположено множество часовен, посвященных богам и бодхисаттвам . Самый главный бодхисаттва здесь — Авалокитешвара , покровитель Тибета. [41] с тысячей глаз и тысячей рук. По бокам главного зала расположены залы Амитабхи (Будды прошлого) и Камбы (Будды будущего). Воплощения Шакьямуни закреплены по обе стороны от центральной оси, а воин-охранник Будды находится посередине залов с левой стороны. [42]
Помимо главного зала и прилегающих к нему залов, по обе стороны от Зала Будды расположены десятки часовен площадью 20 квадратных метров (220 квадратных футов). Часовня Принца Дхармы находится на третьем этаже и включает скульптуры Сонгцена Гампо, принцессы Вэньчэн, принцессы Бхрикути, Гара Тонгцана (министра Табо) и Тонми Самбхоты, изобретателя тибетской письменности . Залы окружены огороженными переходами. [43]
украшения крылатых апсар вырезаны На надстройке , фигурки людей и животных, цветы и травы . Под крышей вырезаны изображения сфинксов с самыми разными выражениями лиц. [43]
В храмовом комплексе насчитывается более 3000 изображений Будды и других божеств (включая изображение Будды высотой 85 футов (26 м). [12] и исторические личности, а также рукописи и другие предметы. Стены храма украшены религиозными и историческими фресками. [38]

На крыше и на коньках крыши расположены культовые статуи золотых оленей, обрамляющих колесо Дхармы , победные флаги и чудовищные рыбы. Интерьер храма представляет собой темный лабиринт часовен, освещенных вотивными свечами и наполненных благовониями. Хотя части храма были перестроены, оригинальные элементы сохранились. Радиоуглеродный анализ показал, что деревянные балки и стропила являются оригинальными, а дверные рамы, колонны и украшения Невари, датируемые седьмым и восьмым веками, были привезены из долины Катманду в Непале. [37] [44]
Помимо хождения по храму и вращения молитвенных колес, паломники простираются ниц перед приближением к главному божеству; [39] некоторые ползут на значительное расстояние до главного храма. [17] Во время этого поклонения произносится молитва « Ом мани падме хум » (Слава драгоценному камню в лотосе). Паломники стоят в очереди по обе стороны платформы, чтобы накинуть церемониальный шарф ( катак ) на шею Будды или коснуться колена изображения. [39] В обнесенном стеной ограждении перед Джоканом, рядом с Табличкой Мирного Альянса династии Тан и Тубо, находится пень ивы, известной как «Ива династии Тан» или «Ива принцессы». Сообщается, что иву посадила принцесса Вэньчэн. [28]
Буддийские писания и скульптуры
[ редактировать ]В Джокане собрана значительная и значительная коллекция культурных артефактов, в том числе бронзовые скульптуры династии Тан и изящные фигуры разных форм династии Мин . Книга Ульриха фон Шредера «108 буддийских статуй в Тибете» , опубликованная в 2008 году, содержит DVD с цифровыми фотографиями 419 наиболее важных буддийских скульптур из коллекции Джоханга [1] .Среди сотен тханок две примечательные картины, изображающие Чакрасамвару и Ямантаку, относятся к периоду правления императора Юнлэ ; обе вышиты на шелке и хорошо сохранились. В коллекции также есть 54 коробки Трипитаки, напечатанные красным цветом, 108 резных из сандалового дерева коробок с сутрами и ваза (подарок императора Цяньлуна ), используемая для выбора Далай-ламы и Панчен-ламы . [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гьюрме Дордже, Обзор Джоканг: самый священный буддийский храм Тибета , JIATS, № 6, декабрь 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Джоханг». КАРТЫ, Места. Университет Вирджинии.
- ^ Доктор Пунам Рана, «Роль Бхрикути (Бхелса Трицун) в распространении буддизма», Сирджана , стр.108-114.
- ^ Jump up to: а б Мэйхью, Келли и Беллезза 2008 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Дордже 2010 , с. 160.
- ^ Климчук и Уорнер 2009 , стр. 34.
- ^ Jump up to: а б с д 2003 , с. 69.
- ^ МакКью 2011 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Мэйхью, Келли и Беллезза 2008 , с. 102.
- ^ Далтон 2004 , с. 55.
- ^ Бэррон 2003 , с. 487.
- ^ Jump up to: а б Перкинс 2013 , с. 986.
- ^ Служба 1983 , с. 120.
- ^ «Вопреки сообщениям, пожара в часовне Джоканг нет: Центральная тибетская администрация» . Центральная тибетская администрация . 18 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2018 г. Проверено 18 февраля 2018 г.
Дхарамсала; В свете сообщений новостей о сильном пожаре, который, предположительно, возник в часовне Джоканг (часовня, в которой находится статуя Джово-Будды Шакьямуи) в помещении храма в центре города Лхаса, надежные источники сообщили Центральной тибетской администрации. Руководство утверждает, что источником пожара является не часовня Джово, а соседняя часовня на территории храма Джоканг, известная по-тибетски как Цуглакханг. На изображениях и видео, распространившихся вчера вечером в социальных сетях, видно, что помещения храма Джоканг, одного из самых священных буддийских храмов в Тибете, охвачены пламенем. Слышно, как прохожий плачет и поет молитву во имя Тензина Гьяцо (14-го Далай-ламы). Сообщается, что пожар, возникший в 18:40 (лхасское время), был потушен, жертв нет, ущерб имуществу пока не установлен. Президент CTA д-р Лобсанг Сангай, который в настоящее время находится с шестидневным официальным визитом в Японии, вздохнул с облегчением, поскольку пожар не затронул часовню Джоканг, но предупредил тибетцев в Тибете, чтобы они сохраняли бдительность при больших публичных собраниях, особенно во время таких событий, как Лосар. «На данный момент я не могу много комментировать, пока не будет выяснена причина пожара, но тревожно видеть трагические происшествия, происходящие в храме Джоканг, одном из самых священных мест в Тибете и объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО. », — посетовал достопочтенный Карма Гелек Юток, министр религии и культуры.
- ^ Пауэрс 2007 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Пауэрс 2007 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Брокман 2011 , с. 263.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвидсон и Гитлиц 2002 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б с Бакли 2012 , с. 142.
- ^ Тибетские религии . Wuzhou Communication Press, 2003. стр. 36– . 978-7-5085-0232-8 .
- ^ Jump up to: а б Барнетт 2010 , стр. 161.
- ^ Джабб 2015 , с. 55.
- ^ Хубер 2008 , с. 119.
- ^ Хубер 2008 , с. 233.
- ^ «Тибет и культурная революция» . Сей Кехо. 30 января 2016 года . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Вёзер (8 августа 2017 г.). «Мой разговор с Давой, красногвардейцем из Лхасы, принимавшим участие в разрушении храма Джоканг» . Высокие Пики Чистая Земля . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Лэрд 2007 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с 2003 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Представители 1994 , с. 1402.
- ^ Jump up to: а б Бакли 2012 , с. 143.
- ^ «Китай уничтожает древние буддийские символы города Лхаса в Тибете» . Тибетская почта . 9 мая 2013 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ Бакли, Крис (17 февраля 2018 г.). «Огонь обрушился на священное место в Тибете — храм Джоканг в Лхасе» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Пострадавшие от пожара улицы храма Джоканг вновь открываются после пожара в святом месте Тибета» . АФП. 19 февраля 2018 года . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Финни, Ричард (20 февраля 2018 г.). «Храм Джоканг в Тибете закрывается на три дня, что вызывает обеспокоенность по поводу ущерба» . Радио Свободная Азия . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ "Китай заявляет, что пожар в священном тибетском монастыре - это не поджог" . Ассошиэйтед Пресс. 22 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2018 г. Проверено 23 февраля 2018 г.
- ^ «Вопреки сообщениям, в часовне Джоканг пожара нет» . Центральная тибетская администрация . 19 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2018 года . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б 2003 , с. 69-70.
- ^ Jump up to: а б «Исторический ансамбль дворца Потала, Лхаса» . Организация ЮНЕСКО . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвидсон и Гитлиц 2002 , с. 340.
- ^ Ан 2003 , с. 69-71.
- ^ Брокман 2011 , с. 263-64.
- ^ Ан 2003 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б 2003 , с. 71.
- ^ Мэйхью, Келли и Беллезза 2008 , стр. 103.
Библиография
[ редактировать ]- Ань, Кайдан (2003). Тибет, Китай: Путеводитель . ISBN 978-7-5085-0374-5 .
- Барнетт, Роберт (2010). Лхаса: улицы с воспоминаниями . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13681-5 .
- Бэррон, Ричард (10 февраля 2003 г.). Автобиография Джамгона Конгтрула: многоцветная жемчужина . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-970-8 .
- Брокман, Норберт К. (13 сентября 2011 г.). Энциклопедия священных мест . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-655-3 .
- Бакли, Майкл (2012). Тибет . Брэдт Путеводители. ISBN 978-1-84162-382-5 .
- Далтон, Роберт Х. (2004). Священные места мира: религиозное путешествие по всему миру . Абхишек. ISBN 978-81-8247-051-4 .
- Дэвидсон, Линда Кей; Гитлиц, Дэвид Мартин (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-004-8 .
- Дордже, Гюрме (2010). Джоканг: самый священный буддийский храм Тибета . Издание Хансйорга Майера. ISBN 978-5-00-097692-0 .
- Хубер, Тони (15 сентября 2008 г.). Возрождение Святой Земли: паломничество и тибетское возрождение буддийской Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-35650-1 .
- Джабб, Лама (10 июня 2015 г.). Устная и литературная преемственность в современной тибетской литературе: неизбежная нация . Лексингтонские книги. ISBN 978-1-4985-0334-1 .
- Климчук, Стивен; Уорнер, Джеральд (2009). Тайные места, скрытые святилища: раскрытие загадочных мест, символов и обществ . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 978-1-4027-6207-9 .
- Лэрд, Томас (10 октября 2007 г.). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-4327-3 .
- Мэйхью, Брэдли; Келли, Роберт; Беллецца, Джон Винсент (2008). Тибет. Эдиз. английский . Одинокая планета. ISBN 978-1-74104-569-7 .
- МакКью, Гэри (1 марта 2011 г.). Треккинг по Тибету . Книги альпинистов. ISBN 978-1-59485-411-8 .
- Перкинс, Дороти (19 ноября 2013 г.). Энциклопедия Китая: история и культура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-93569-6 .
- Пауэрс, Джон (25 декабря 2007 г.). Введение в тибетский буддизм . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-835-0 .
- Представители, Австралия. Парламент. Дом (1994). Парламентские дебаты в Австралии: Палата представителей . Правительственный принтер Содружества.
- Сервис, США. Информация о зарубежном вещании (1983). Ежедневный отчет: Китайская Народная Республика . Национальная служба технической информации.
- фон Шредер, Ульрих. 2001. Буддийские скульптуры в Тибете . Том. Один: Индия и Непал ; Том. Второе: Тибет и Китай . (Том первый: 655 страниц с 766 иллюстрациями; второй том: 675 страниц с 987 иллюстрациями). Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd. ISBN 962-7049-07-7
- фон Шредер, Ульрих. 2008. 108 буддийских статуй в Тибете . (212 стр., 112 цветных иллюстраций) (DVD с 527 цифровыми фотографиями, в основном бронзовых изделий Джоханга). Чикаго: Публикации Сериндии. ISBN 962-7049-08-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виталий, Роберто. 1990. Ранние храмы Центрального Тибета . Публикации Сериндии. Лондон. ISBN 0-906026-25-3 . Глава третья: «Лхаса Джоканг и ее тайная часовня». Страницы 69–88.
Внешние ссылки
[ редактировать ]