Jump to content

Архитектура Лхасы

Дворец Потала

Лхаса известна своими историческими зданиями и сооружениями, связанными с тибетским буддизмом . Несколько крупных архитектурных произведений были включены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия .

Вид на Лхасу. 1993 год

Дворец Потала

[ редактировать ]

Дворец Потала , названный в честь горы Потала, обители Ченрезига или Авалокитешвары , [ 1 ] был главной резиденцией Далай -ламы . После того, как 14-й Далай-лама бежал в Индию во время тибетского восстания 1959 года , правительство превратило дворец в музей.

Размеры здания составляют 400 метров с востока на запад и 350 метров с севера на юг, с наклонными каменными стенами в среднем 3 метра. толщиной и 5 м. (более 16 футов) толщиной у основания, а фундамент залит медью, чтобы защитить его от землетрясений. [ 2 ] Тринадцать этажей зданий, содержащих более 1000 комнат, 10 000 святынь и около 200 000 статуй, возвышаются на 117 метров (384 фута) над вершиной Марпо Ри, «Красного холма», возвышаясь в общей сложности более чем на 300 м (около 1000 футов) над дно долины. [ 3 ] Традиция гласит, что три главных холма Лхасы символизируют «Трех защитников Тибета». Чокпори , расположенный к югу от Поталы, — это гора души ( бла-ри ) Ваджрапани , Понгвари — гора Манджушри , а Марпори, холм, на котором стоит Потала, представляет Ченрезига или Авалокитешвару . [ 4 ]

Бывшая резиденция Далай-ламы. Фигура на троне представляет Тензина Гьяцо , действующего Далай-ламу.

Это место использовалось в качестве места для медитации королем Сонгценом Гампо , который в 637 году построил здесь первый дворец, чтобы приветствовать свою невесту, принцессу Вэньчэн из династии Тан китайской . Лозанг Гьяцо , Великий Пятый Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году. [ 5 ] после того, как один из его духовных наставников, Кончог Чопел (ум. 1646), указал, что это место идеально подходит в качестве резиденции правительства, поскольку оно расположено между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса. [ 6 ] Строительство продолжалось до 1694 года. [ 7 ] примерно через двенадцать лет после его смерти.

В период с 1989 по 1994 год во дворце проводились реставрационные работы стоимостью 55 миллионов юаней (6,875 миллиона долларов США) и в 1994 году он был внесен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия . В 2000 и 2001 годах в список были добавлены храм Джоканг и Норбулингка как пристройки к объектам. Однако быстрая модернизация вызывает беспокойство у ЮНЕСКО, которая выразила обеспокоенность по поводу строительства современных построек непосредственно вокруг дворца, которые угрожают уникальной атмосфере дворца. [ 8 ] В ответ китайское правительство приняло правило, запрещающее строительство на этом участке любых сооружений высотой более 21 метра.

Белый Дворец

Белый дворец или Потранг Карпо — часть дворца Потала, составляющая жилые помещения Далай -ламы . Первый Белый дворец был построен при жизни Пятого Далай-ламы , и он и его правительство переехали в него в 1649 году. [ 6 ] он был расширен до сегодняшних размеров тринадцатым Далай-ламой Затем в начале двадцатого века . Дворец предназначался для светского использования и содержал жилые помещения, офисы, семинарию и типографию. Центральный двор, выкрашенный в желтый цвет, известный как Деяншар, отделяет жилые помещения ламы и его монахов от Красного дворца, другой стороны священной Поталы, полностью посвященной религиозному обучению и молитвам. Здесь находятся священные золотые ступы — гробницы восьми Далай-лам, зал собраний монахов, многочисленные часовни и святилища, а также библиотеки важных буддийских писаний, Кангьюра в 108 томах и Тенгьюра в 225 томах.

Красный дворец или Потранг Марпо является частью дворца Потала, полностью посвященного религиозному изучению и буддийским молитвам. Он состоит из сложной планировки множества различных залов, часовен и библиотек на разных уровнях со сложным набором небольших галерей и извилистых проходов: Главный центральный зал Красного дворца — это Большой Западный зал, состоящий из четырех больших часовен, провозглашающих слава и могущество строителя Поталы, Пятого Далай-ламы . Зал известен своими прекрасными фресками, напоминающими персидские миниатюры, изображающими события из жизни пятого Далай-ламы. Знаменитая сцена его визита к императору Шунь Чжи в Пекине расположена на восточной стене перед входом. Специальная ткань из Бутана обертывает многочисленные колонны и колонны Зала. На северной стороне этого зала в Красном дворце находится самая святая святыня Поталы. Большая сине-золотая надпись над дверью была написана императором Тунчжи китайским XIX века. провозгласив буддизм Благословенное поле чудесных фруктов . Этажом ниже низкий темный проход ведет в пещеру Дхармы, где, как полагают, Сонгцен Гампо изучал буддизм. В священной пещере находятся изображения Сонгцена Гампо, его жен, его главного министра и Самбхоты, ученого, разработавшего тибетскую письменность в компании своих многочисленных божеств.

Могила 13-го Далай-ламы расположена к западу от Большого Западного зала, и добраться до нее можно только с верхнего этажа и в сопровождении монаха или гида Поталы. Гигантская ступа, построенная в 1933 году, содержит бесценные драгоценности и одну тонну чистого золота. Его высота 14 метров (46 футов). В число религиозных подношений входят бивни слонов из Индии, фарфоровые львы и вазы, а также пагода, сделанная из более чем 200 000 жемчужин. Сложные фрески в традиционном тибетском стиле изображают многие события из жизни Тринадцатого Далай-ламы в начале 20 века.

Норбулинка

[ редактировать ]
Норбулинка

Дворец Норбулинка и окружающий его парк расположены в западной части Лхасы, недалеко к юго-западу от дворца Потала, и занимают площадь около 36 гектаров (89 акров) и считаются крупнейшим искусственным садом в Тибете. [ 9 ] [ 10 ] Он был построен с 1755 года. [ 11 ] и служил традиционной летней резиденцией последующих Далай-лам до добровольного изгнания 14-го века. В 1988 году Государственный совет объявил Норбулингку «национальной важной культурной реликвией». В 2001 году Центральный комитет правительства Китая на своей 4-й тибетской сессии решил вернуть комплексу его первоначальную славу. Грантовые средства в размере 67,4 миллиона юаней (8,14 миллиона долларов США) были санкционированы в 2002 году центральным правительством на восстановительные работы; реставрационные работы, начатые в 2003 году, в основном охватывали дворец Кельсанг Фодрон, кабинеты кабинета министров Кашака и многие другие постройки.

Летняя резиденция Далай-ламы сейчас является туристической достопримечательностью. Во дворце собрана большая коллекция итальянских люстр , фресок Аджанты , тибетских ковров и многих других артефактов. В некоторых комнатах можно увидеть фрески с изображением Будды и Далай-ламы V. Комната для медитации, спальня, конференц-зал и ванная комната 14-го Далай-ламы (который бежал из Тибета и нашел убежище в Индии) являются частью экспозиции, которую объясняют туристам. [ 12 ]

Фестиваль Шо Дун (широко известный как «фестиваль йогурта») — это ежегодный фестиваль, проводимый в Норбулинке в течение седьмого тибетского месяца в первые семь дней периода полнолуния , что соответствует датам июля/августа по григорианскому календарю. . Недельные праздники отмечены едой и питьем, а изюминкой которых являются выступления тибетской оперы Аче Лхамо , которые проходят в парке и других местах города. По этому случаю гонки на яках на стадионе в Лхасе проводятся . Во время этого фестиваля на территории Нарубулинки выступают знаменитые оперные труппы из разных регионов Тибета; первая оперная труппа была основана в 15 веке Тангтонгом Гьелпо (считающимся Леонардо да Винчи Тибета). На протяжении веков в репертуар добавлялись другие оперные форматы «Секты Белых Масок» и «новаторской» «Секты Черных Масок», и все эти формы и последующие новшества реализуются на фестивале Шо Дун. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Недавно отремонтированный Бархор

Баркхор это район узких улиц и общественная площадь в старой части города, расположенный вокруг храма Джоканг и являющийся самым популярным местом религиозного обхода паломников и местных жителей. Тропа имела длину около одного километра и охватывала весь Джоканг , бывшую резиденцию государственного оракула в Лхасе, называемую монастырем Муру Ньингба , а также ряд дворянских домов, включая Тромзикханг и Джамкханг . В четырех основных направлениях было четыре больших курильницы ( сангканги ), при этом благовония постоянно горели, чтобы доставить удовольствие богам, защищающим Джоканг. [ 16 ] Большинство старых улиц и зданий в последнее время были снесены и заменены более широкими улицами и новыми зданиями. Некоторые здания в Бархоре были повреждены во время беспорядков 2008 года. [ 17 ]

Площадь Нью-Бархор и храм Джоканг
Интерьер
Доринг или стела за пределами Джоканг в 1950 году.

Джоканг в расположен на площади Бархор старой части города Лхасы. Он был основан около 642 года во время правления короля Сонгцена Гампо (605?–650 гг. н. э.) в честь его брака с из китайской династии Тан принцессой Вэньчэн . [ 18 ] Для большинства тибетцев это самый священный и важный храм Тибета. В некотором смысле она является пан-сектантской, но в настоящее время находится под контролем школы Гелуг . Наряду с дворцом Потала , это, пожалуй, самая популярная туристическая достопримечательность Лхасы. Он является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический ансамбль дворца Потала» и духовным центром Лхасы. Этот храм на протяжении веков оставался ключевым центром буддийского паломничества . Маршрут обхода по-тибетски называется «кора» и отмечен четырьмя большими каменными курильницами, расположенными по углам храмового комплекса. Обогнув внешний вид, паломники направляются в главный зал храма, в котором находится статуя Будды Джово Шакьямуни , возможно, самый почитаемый объект в тибетском буддизме . Есть также знаменитые статуи Ченрезига , Падмасамбхавы Сонгцена Гампо и двух его иностранных невест, принцессы Вэньчэн (племянницы императора Тан Тайцзуна ) и принцессы Бхрикути Непала и короля .

Джоханг несколько раз был разграблен монголами, но здание уцелело. За последние несколько столетий храмовый комплекс был расширен и сейчас занимает площадь около 25 000 кв. метров [2]

Храм Джоканг представляет собой четырехэтажное сооружение с крышами, покрытыми позолоченной бронзовой черепицей. Архитектурный и позже был расширен , стиль основан на индийском дизайне вихары в результате чего получилась смесь непальских стилей и стилей династий Тан . Статуи двух золотых оленей на крыше, стоящих по бокам колеса Дхармы, являются знаковыми. Интерьер Джоканг представляет собой темный и атмосферный лабиринт часовен, посвященных различным богам и бодхисаттвам, освещенных свечами и пропитанных дымом благовоний. Хотя часть храма была перестроена, оригинальные элементы остались: деревянные балки и стропила, как показал радиоуглеродный анализ, были оригинальными; дверные рамы, колонны и украшения Невари датируются VII и VIII веками. [3]

Джоканг владеет большой и очень важной коллекцией, насчитывающей около восьмисот металлических скульптур, а также тысячами расписных свитков, известных как тханки. Статуи спрятаны в храмах, закрытых для публики, и доступ к ним практически невозможен. Во время многочисленных посещений Джоханга в период с 1980 по 1996 год Ульриху фон Шредеру удалось сфотографировать около пятисот интересных металлических статуй. Среди них есть чрезвычайно редкие и важные статуи из латуни и меди, происходящие из Кашмира, Северной Индии, Непала, Тибета и Китая. Однако наиболее важными статуями коллекции Джоканг являются те, которые относятся к династии Ярлунг (7–9 века). [ 19 ]

Тромзикханг

[ редактировать ]
Рынок масла яка в Тромзиханге, 1993 год.

Тромзикхан — это историческое здание, расположенное к северо-западу от Джоханга, которое первоначально было построено примерно в 1700 году и когда-то было правительственным зданием для таких чиновников, как амбани , представители императора Цин . [ 20 ] Его снесли в 1990-х годах, за исключением великолепного фасада. Сегодня Тромзикханг — это известный рынок в Лхасе и жилой комплекс. Между 1938 и 1949 годами Тромзикхан использовался как республиканская школа, в которой работали учителя хань, хуэй и тибетцы. Он был построен в первую очередь для местного населения ханьских торговцев с рядом сотрудников китайской миссии. [ 21 ] Пунцок Вангьял , прогрессивный прокоммунистический тибетец из Батанга , основавший Тибетскую коммунистическую партию , также некоторое время преподавал там. [ 21 ] В школе обучались такие ученики, как Гьяло Дондруп , старший брат Далай-ламы XIV, а также представители непальских и мусульманских меньшинств, проживающих в Лхасе. [ 21 ] Школа была закрыта в 1949 году, когда китайская миссия была изгнана из Тибета. [ 21 ] Здание отличается своей длиной; его фасад составляет 63 метра (207 футов). [ 22 ] Архитектурно он сочетает в себе стилистические элементы монастырей и дворянских домов, симметричных по центральной оси и иерархических сверху вниз с большими балконами и богато украшенными интерьерами на верхнем этаже. [ 22 ] Сегодня на рынке Тромзикханга продаются такие товары, как масло яка , сыр, чай, лапша, овощи и конфеты. Рядом находится автовокзал Тромзикханг, мечеть и небольшое здание 15 века, в котором находится двухэтажное изображение Майтрейи , названное Джамкханг . [ 20 ]

Монастырь Муру Ньингба

[ редактировать ]
Уличная сцена на улице Бархор.

Монастырь Муру Ньингба или Меру Ньингба — небольшой буддийский монастырь, расположенный за Джокангом и Баркхором. Это была резиденция бывшего государственного оракула в Лхасе, главная резиденция которого находилась в Нечунг . монастыре [ 23 ] Говорят, что император Сонгцен Гампо построил здесь первое здание, и именно здесь великий тибетский ученый Тонми Самбхота завершил свою работу по разработке тибетского алфавита в первой половине VII века. Нынешнее здание, впервые построенное во время правления короля Ралпакана (ок. 806–838 гг. Н. Э.), [ 24 ] построен как индийская вихара вокруг внутреннего двора, с лхакангом («храмом», буквально «резиденцией божества») на севере и помещениями монахов с трех других сторон. Лхаканг (Падмасамбхавы), а также содержит множество прекрасных фресок: центральным изображением является изображение Гуру Ринпоче изображения пяти Ньингма- Йидамов -Защитников, а также Цеумара и Тамдрина в стеклянных витринах вокруг стен. Дхукан или Зал собраний Муру Ньингба — очень активный храм, построенный в 19 веке Нечунгом Кхенпо Сакья Нгапе и отремонтированный в 1986 году. Здесь есть фрески, изображающие божества-защитника Дордже Дракдена , Цонкапы , Атиши, Падмасамбхавы , Шантаракшиты и короля. Трисонг Децен . Центральное изображение Авалокитешвары новое: медный Падмасамбхава справа и песочная мандала слева. Позади находится внутреннее святилище с большим количеством изображений, а наверху находится Цепаме Лхаканг с 1000 маленькими изображениями Будды Амитаяса (или Амитабхи ). [ 25 ]

Столп Лхаса Жол

[ редактировать ]

Изящный столб Лхаса Жол, расположенный под Поталой, датируется примерно 764 годом нашей эры. [ 26 ] и на нем написано, возможно, самый древний известный образец тибетского письма. [ 27 ] Столб содержит посвящения известному тибетскому генералу и дает отчет о его услугах королю, включая кампании против Китая, кульминацией которых стал краткий захват китайской столицы Чанъань (современный Сиань ) в 763 году нашей эры. [ 28 ] во время которого тибетцы временно поставили императором родственницу принцессы Цзиньчэн Гунчжу (Ким-шэн Конг ко), китайскую жену Трисонг Децена отца , Ме Агцом . [ 29 ] [ 30 ]

Храм Рамоче

[ редактировать ]
Джово Микьё Дордже из храма Рамоче

Храм Рамоче считается самым важным храмом в Лхасе после храма Джоканг. Расположен на северо-западе города, к востоку от Поталы и к северу от Джоханга. [ 31 ] общей площадью 4000 квадратных метров (почти один акр).

Рамоче считается храмом-сестрой Джоханга, строительство которого было завершено примерно в то же время. Традиция гласит, что первоначально он был построен для размещения очень почитаемой статуи Джово Ринпоче, которую перевезли в Лхасу через Лхаганг на деревянной тележке, привезенной в Тибет, когда принцесса Вэньчэн приехала в Лхасу. В отличие от Джоханга, Рамоче изначально был построен в китайском стиле. Говорят, что во время правления Мангсонга Мангцена (649–676 гг.) Из-за угрозы вторжения китайцев Тан принцесса Вэнь Чэн спрятала статую Джово Ринпоче в секретной комнате в Джоханге. Принцесса Цзиньчэн где-то после 710 г. н. э. поместила его в центральную часовню Джокана. В Рамоче ее заменила статуя Джово Микьо Дордже, небольшая бронзовая статуя Будды, когда ему было восемь лет, созданная Вишвакарманом и привезенная в Лхасу непальской королевой Бхрикути . [ 32 ] [ 33 ]

Храм сильно пострадал во время монгольского нашествия, и нет уверенности в том, что сохранившаяся в 1959 году статуя была оригинальной. Первоначальный храм был уничтожен пожаром, а нынешнее трехэтажное здание было построено в 1474 году. Вскоре после этого оно стало Залом собраний Гьюто Трацанг, или Верхнего тантрического колледжа Лхасы, и стало домом для 500 монахов. Существовала тесная связь с Йерпой , которая предоставляла монахам летние квартиры. [ 33 ] [ 34 ]

Храм был распотрошен и частично разрушен в 1960-х годах, а бронзовая статуя исчезла. Сообщалось, что в 1983 году его нижняя часть была найдена на свалке в Лхасе, а верхняя половина - в Пекине. Сейчас они соединены, и статуя находится в храме Рамоче, который был частично отреставрирован в 1986 году. [ 31 ] и все еще имел серьезные повреждения в 1993 году.

После капитальной реставрации 1986 года главное здание храма теперь имеет три этажа. Первый этаж включает в себя атриум, зал Священных Писаний и дворец Будды с извилистыми коридорами. второй этаж в основном жилой, но имеет часовню с изображением Будды как короля нагов . На третьем этаже находились спальня и часовня, когда-то предназначавшиеся для Далай-ламы. [ 35 ]

Войдя в главное здание, можно увидеть десять больших рифленых колонн, в которых хранятся некоторые из сохранившихся тибетских реликвий, таких как заключенные в них цветы лотоса, клубящиеся облака, украшения и особые тибетские иероглифы. Золотую вершину храма с перевернутым карнизом в стиле Хань можно увидеть с любой стороны города Лхасы. Храм представляет собой интересный пример сочетания ханьского и тибетского архитектурных стилей. Сегодня это важное хранилище тибетских артефактов.

Лингкхор

[ редактировать ]
Дорога вела мимо Поталы к пруду.

Лингкхор — это священный путь, который чаще всего используется для названия внешней дороги паломников в Лхасе, соответствующей ее внутреннему двойнику — Баркхору. Лингкхор в Лхасе имел длину 8 километров (5,0 миль) и окружал Старую Лхасу, Поталу и холм Чокпори . В прежние времена он был переполнен мужчинами и женщинами, простиравшимися на всем протяжении в простираниях , нищими и паломниками, впервые приближавшимися к городу. Дорога проходила через затененные ивами парки, где тибетцы устраивали пикники летом и смотрели оперу под открытым небом в дни фестивалей. Новая Лхаса уничтожила большую часть Лингхора, но один участок все еще остается к западу от Чокпори.

Вид на Чокпори из Поталы

Чагпори , что означает «Железная гора», — священный холм, расположенный к югу от Поталы. Он считается одной из четырех священных гор центрального Тибета и вместе с двумя другими холмами в Лхасе представляет «Трех защитников Тибета»: Чагпори ( Ваджрапани ), Понгвари ( Манджушри ) и Марпори ( Ченрезиг или Авалокитешвара ). [ 4 ] Здесь располагалась самая известная медицинская школа Тибета, известная как Менциханг , которая была основана в 1413 году. Она была задумана Лобсангом Гьяцо , «Великим» 5-м Далай-ламой, и завершена регентом Сангье Гьяцо (Сангс-ргьяс). гья-мтшо) [ 36 ] незадолго до 1697 г.

Медицинская школа и храм, в котором хранятся бесценные статуи из коралла ( Цепаме ), перламутра ( Туджечемпо ) и бирюзы ( Дролма ), были полностью разрушены артиллерией НОАК в 1959 году после восстания в Лхасе . [ 36 ] Теперь его венчают неприглядные радиоантенны. [ 37 ] [ 38 ]

Тибетский музей

[ редактировать ]

Музей Тибета в Лхасе является официальным музеем Тибетского автономного района и был открыт 5 октября 1999 года. Это первый крупный современный музей в Тибетском автономном районе, в котором имеется постоянная коллекция, насчитывающая около 1000 экспонатов, включая примеры Тибетское искусство и архитектурный дизайн на протяжении всей истории, например, тибетские двери и балки. [ 39 ] [ 40 ]

Экстерьер

Он расположен в здании Г-образной формы, расположенном прямо под дворцом Потала на углу улицы Норбулингха . Современное здание музея сочетает в себе традиционную тибетскую архитектуру и современность. [ 41 ] Это здание из серого кирпича с темно-коричневой и белой отделкой крыши и золотисто-оранжевой позолоченной крышей. Музей состоит из трех основных частей: главного выставочного зала, сада народной культуры и административного квартала. [ 39 ] Центральный двор музея имеет уникальный дизайн, с белым гладким полом и опирается на традиционные монашеские традиции. Он имеет оригинальный черно-белый дизайн в центре и имеет освещение через большие мансардные окна наверху. Музей занимает площадь 53 959 квадратных метров, общая площадь застройки — 23 508 квадратных метров. [ 39 ] Площадь выставочного отдела составляет 10 451 квадратный метр. [ 39 ] Выставка «История тибетской культуры» разделена на доисторическую культуру, неделимую историю, культуру и искусство, а также обычаи людей, исследуя несколько тысяч лет тибетской истории, политики, религии, культурного искусства и обычаев. [ 40 ]

Культурные предметы. Справа показана коралловая маска.

В число предметов входят книги, документы и свитки, написанные на тибетском языке, искусство тибетского театра, тибетские музыкальные инструменты, тибетская медицина, тибетская астрономия и календарное счисление (включая карты), [ 42 ] Тибетская скульптура, тханка . живопись и искусство [ 40 ] Выставленные артефакты находятся под охраной Организации по защите культурных реликвий Тибетского автономного региона, учитывая уникальность и культурную ценность некоторых экспонатов. [ 40 ] Здесь находятся многочисленные статуи будд , бодхисаттв , а также фигуры, маски, редкие сутры, написанные на листьях паттры и березовых брусках, а также рукописи, написанные золотом, серебром и коралловым порошком. [ 39 ] Здесь представлено множество предметов тибетского ремесла и бесценные ювелирные изделия, такие как изделия из золота, серебра и нефрита. [ 39 ]

Площадь Потала и юбилейный памятник

[ редактировать ]
Монумент мирного освобождения Тибета, площадь Потала

Памятник мирному освобождению Тибета был открыт на площади Потала 23 мая 2002 года в ознаменование 50-летия Соглашения из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета и проделанной с тех пор работы по развитию автономного региона. Памятник высотой 37 метров имеет форму абстрактной горы Эверест и на нем каллиграфически выгравировано его название Коммунистической партии Китая генеральным секретарем Цзян Цзэминем , а также надпись, описывающая социально-экономическое развитие Тибета за последние пятьдесят лет. [ 43 ]

  1. ^ Штейн, РА Тибетская цивилизация (1962). Переведено на английский язык с небольшими изменениями автора. 1-е английское издание Faber & Faber, Лондон (1972). Перепечатка: Издательство Стэнфордского университета (1972), стр. 84
  2. ^ Буз, Элизабет Б. (1986). Тибет , стр. 62–63. Паспортные книги, Гонконг.
  3. ^ Бакли, Майкл и Штраус, Роберт. Тибет: дорожный набор выживания , с. 131. Одинокая планета. Саут-Ярра, Вика, Австралия. ISBN   0-908086-88-1 .
  4. ^ Jump up to: а б Штейн, Р.А. (1972). Тибетская цивилизация , с. 228. Перевод Дж. Э. Стэплтона Драйвера. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN   0-8047-0901-7 (бумажный).
  5. ^ Лэрд, Томас. (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , стр. 175. Grove Press, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  6. ^ Jump up to: а б Кармай, Самтен К. (2005). «Великая пятёрка», с. 1. Загружено в формате PDF 16 декабря 2007 г. из: [1] Архивировано 15 сентября 2013 г. на Wayback Machine.
  7. ^ Штейн, РА Тибетская цивилизация (1962). Переведено на английский язык с небольшими изменениями автора. 1-е английское издание Faber & Faber, Лондон (1972). Перепечатка: Издательство Стэнфордского университета (1972), стр. 84.
  8. ^ Бристоу, Майкл (28 июля 2007 г.). «Развитие не разрушает Поталу» . Новости Би-би-си . Проверено 22 мая 2010 г.
  9. ^ «Дворец Норбулинка» . Тибетские туры. Архивировано из оригинала 8 мая 2010 года . Проверено 18 мая 2010 г.
  10. ^ «Норбулинка» . Культурный Китай. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 23 мая 2010 г.
  11. ^ Тибет (1986), стр.71
  12. ^ Сет, стр. 140–141.
  13. ^ «Китай через призму» . China.org.cn . Проверено 23 мая 2010 г. [ мертвая ссылка ]
  14. ^ Дордже, Гюрме (1999). Справочник по Тибету: с Бутаном . Путеводители по следам. п. 702. ИСБН  1-900949-33-4 . Проверено 29 мая 2010 г.
  15. ^ О'Рейли, Джеймс; Ким Моррис; Ларри Хабеггер (2002). Рассказы путешественников Тибет: правдивые истории . Рассказы путешественников. п. 145. ИСБН  1-885211-76-7 . Проверено 29 мая 2010 г.
  16. ^ Дауман, Кейт (1998). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , стр. 40–41. Рутледж и Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк. ISBN   0-7102-1370-0 .
  17. ^ Филип, Бруно (19 марта 2008 г.). «Разгром пекинской дороги» . Экономист . Архивировано из оригинала 4 февраля 2010 года . Проверено 3 февраля 2010 г.
  18. ^ Норбу и Тернбулл 1969, с. 143
  19. ^ фон Шредер, Ульрих. (2001). Буддийские скульптуры в Тибете . Том. Один: Индия и Непал ; Том. Второе: Тибет и Китай . (Первый том: 655 страниц с 766 иллюстрациями; Второй том: 675 страниц с 987 иллюстрациями). Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd. ISBN   962-7049-07-7
  20. ^ Jump up to: а б Китай . Путеводители для очевидцев. п. 531.
  21. ^ Jump up to: а б с д Хартли, Лорен Р.; Скьяффини-Ведани, Патрисия (2008). Современная тибетская литература и социальные изменения . Издательство Университета Дьюка. п. 37. ИСБН  978-0-8223-4277-9 .
  22. ^ Jump up to: а б «Дворец (сПо-бранг / «Подранг»)» . Фонд наследия Тибета . Проверено 27 сентября 2009 г.
  23. ^ Дауман (1998), с. 40.
  24. ^ Виталий (1990), с. 19.
  25. ^ Дордже (1999), стр. 88–89.
  26. ^ Ричардсон (1985), с. 2.
  27. ^ Коулмас, Флориан (1999). «Тибетское письмо» . Справочник Блэквелла в Интернете.
  28. ^ Снеллгроув и Ричардсон (1995), с. 91.
  29. ^ Ричардсон (1984), с. 30.
  30. ^ Беквит (1987), с. 148.
  31. ^ Jump up to: а б Дауман, Кейт. 1988. Места силы Центрального Тибета: Путеводитель для паломников, с. 59. Рутледж и Кеган Пол. Лондон. ISBN   0-7102-1370-0 (ппк).
  32. ^ Дордже (1999), с. 92.
  33. ^ Jump up to: а б Тибет (6-е издание), с. 104. (2005) Брэдли Мэйхью и Майкл Кон. Одинокая планета. ISBN   1-74059-523-8 .
  34. ^ Дордже (1999), стр. 92–93.
  35. ^ Дордже (1999), с. 93.
  36. ^ Jump up to: а б Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 49. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN   0-7102-1370-0 .
  37. ^ Мэйхью, Брэдли и Кон, Майкл. Тибет . 6-е издание (2005 г.), с. 103. Одинокая планета. ISBN   1-74059-523-8 .
  38. ^ Френч, Патрик. Тибет, Тибет: личная история затерянной земли . (2003), с. 143. Альфред А. Кнопф. Нью-Йорк. ISBN   1-4000-4100-7 .
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж «Музей Тибета» . Китайско-Тибетский информационный центр. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 18 мая 2010 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д «Музей Тибета» . Китайские музеи. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 18 мая 2010 г.
  41. ^ Бакли, Майкл (2006). Тибет . Брэдт Путеводители . п. 103 . ISBN  1-84162-164-1 . Тибетский музей Лхаса.
  42. ^ «Коллекция музея Лхасы, Тибет» . Гималайское искусство . Проверено 18 мая 2010 г.
  43. ^ «Открытие памятника мирному освобождению Тибета» . Китайско-Тибетское туристическое бюро. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 26 октября 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58b05a3da392a5ffdfef766769fc47c3__1718847480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/c3/58b05a3da392a5ffdfef766769fc47c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Lhasa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)