Архитектура Лхасы

Лхаса известна своими историческими зданиями и сооружениями, связанными с тибетским буддизмом . Несколько крупных архитектурных произведений были включены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия .

Дворец Потала
[ редактировать ]Дворец Потала , названный в честь горы Потала, обители Ченрезига или Авалокитешвары , [ 1 ] был главной резиденцией Далай -ламы . После того, как 14-й Далай-лама бежал в Индию во время тибетского восстания 1959 года , правительство превратило дворец в музей.
Размеры здания составляют 400 метров с востока на запад и 350 метров с севера на юг, с наклонными каменными стенами в среднем 3 метра. толщиной и 5 м. (более 16 футов) толщиной у основания, а фундамент залит медью, чтобы защитить его от землетрясений. [ 2 ] Тринадцать этажей зданий, содержащих более 1000 комнат, 10 000 святынь и около 200 000 статуй, возвышаются на 117 метров (384 фута) над вершиной Марпо Ри, «Красного холма», возвышаясь в общей сложности более чем на 300 м (около 1000 футов) над дно долины. [ 3 ] Традиция гласит, что три главных холма Лхасы символизируют «Трех защитников Тибета». Чокпори , расположенный к югу от Поталы, — это гора души ( бла-ри ) Ваджрапани , Понгвари — гора Манджушри , а Марпори, холм, на котором стоит Потала, представляет Ченрезига или Авалокитешвару . [ 4 ]

Это место использовалось в качестве места для медитации королем Сонгценом Гампо , который в 637 году построил здесь первый дворец, чтобы приветствовать свою невесту, принцессу Вэньчэн из династии Тан китайской . Лозанг Гьяцо , Великий Пятый Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году. [ 5 ] после того, как один из его духовных наставников, Кончог Чопел (ум. 1646), указал, что это место идеально подходит в качестве резиденции правительства, поскольку оно расположено между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса. [ 6 ] Строительство продолжалось до 1694 года. [ 7 ] примерно через двенадцать лет после его смерти.
В период с 1989 по 1994 год во дворце проводились реставрационные работы стоимостью 55 миллионов юаней (6,875 миллиона долларов США) и в 1994 году он был внесен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия . В 2000 и 2001 годах в список были добавлены храм Джоканг и Норбулингка как пристройки к объектам. Однако быстрая модернизация вызывает беспокойство у ЮНЕСКО, которая выразила обеспокоенность по поводу строительства современных построек непосредственно вокруг дворца, которые угрожают уникальной атмосфере дворца. [ 8 ] В ответ китайское правительство приняло правило, запрещающее строительство на этом участке любых сооружений высотой более 21 метра.

Белый дворец или Потранг Карпо — часть дворца Потала, составляющая жилые помещения Далай -ламы . Первый Белый дворец был построен при жизни Пятого Далай-ламы , и он и его правительство переехали в него в 1649 году. [ 6 ] он был расширен до сегодняшних размеров тринадцатым Далай-ламой Затем в начале двадцатого века . Дворец предназначался для светского использования и содержал жилые помещения, офисы, семинарию и типографию. Центральный двор, выкрашенный в желтый цвет, известный как Деяншар, отделяет жилые помещения ламы и его монахов от Красного дворца, другой стороны священной Поталы, полностью посвященной религиозному обучению и молитвам. Здесь находятся священные золотые ступы — гробницы восьми Далай-лам, зал собраний монахов, многочисленные часовни и святилища, а также библиотеки важных буддийских писаний, Кангьюра в 108 томах и Тенгьюра в 225 томах.
Красный дворец или Потранг Марпо является частью дворца Потала, полностью посвященного религиозному изучению и буддийским молитвам. Он состоит из сложной планировки множества различных залов, часовен и библиотек на разных уровнях со сложным набором небольших галерей и извилистых проходов: Главный центральный зал Красного дворца — это Большой Западный зал, состоящий из четырех больших часовен, провозглашающих слава и могущество строителя Поталы, Пятого Далай-ламы . Зал известен своими прекрасными фресками, напоминающими персидские миниатюры, изображающими события из жизни пятого Далай-ламы. Знаменитая сцена его визита к императору Шунь Чжи в Пекине расположена на восточной стене перед входом. Специальная ткань из Бутана обертывает многочисленные колонны и колонны Зала. На северной стороне этого зала в Красном дворце находится самая святая святыня Поталы. Большая сине-золотая надпись над дверью была написана императором Тунчжи китайским XIX века. провозгласив буддизм Благословенное поле чудесных фруктов . Этажом ниже низкий темный проход ведет в пещеру Дхармы, где, как полагают, Сонгцен Гампо изучал буддизм. В священной пещере находятся изображения Сонгцена Гампо, его жен, его главного министра и Самбхоты, ученого, разработавшего тибетскую письменность в компании своих многочисленных божеств.
Могила 13-го Далай-ламы расположена к западу от Большого Западного зала, и добраться до нее можно только с верхнего этажа и в сопровождении монаха или гида Поталы. Гигантская ступа, построенная в 1933 году, содержит бесценные драгоценности и одну тонну чистого золота. Его высота 14 метров (46 футов). В число религиозных подношений входят бивни слонов из Индии, фарфоровые львы и вазы, а также пагода, сделанная из более чем 200 000 жемчужин. Сложные фрески в традиционном тибетском стиле изображают многие события из жизни Тринадцатого Далай-ламы в начале 20 века.
Норбулинка
[ редактировать ]Дворец Норбулинка и окружающий его парк расположены в западной части Лхасы, недалеко к юго-западу от дворца Потала, и занимают площадь около 36 гектаров (89 акров) и считаются крупнейшим искусственным садом в Тибете. [ 9 ] [ 10 ] Он был построен с 1755 года. [ 11 ] и служил традиционной летней резиденцией последующих Далай-лам до добровольного изгнания 14-го века. В 1988 году Государственный совет объявил Норбулингку «национальной важной культурной реликвией». В 2001 году Центральный комитет правительства Китая на своей 4-й тибетской сессии решил вернуть комплексу его первоначальную славу. Грантовые средства в размере 67,4 миллиона юаней (8,14 миллиона долларов США) были санкционированы в 2002 году центральным правительством на восстановительные работы; реставрационные работы, начатые в 2003 году, в основном охватывали дворец Кельсанг Фодрон, кабинеты кабинета министров Кашака и многие другие постройки.

Летняя резиденция Далай-ламы сейчас является туристической достопримечательностью. Во дворце собрана большая коллекция итальянских люстр , фресок Аджанты , тибетских ковров и многих других артефактов. В некоторых комнатах можно увидеть фрески с изображением Будды и Далай-ламы V. Комната для медитации, спальня, конференц-зал и ванная комната 14-го Далай-ламы (который бежал из Тибета и нашел убежище в Индии) являются частью экспозиции, которую объясняют туристам. [ 12 ]
Фестиваль Шо Дун (широко известный как «фестиваль йогурта») — это ежегодный фестиваль, проводимый в Норбулинке в течение седьмого тибетского месяца в первые семь дней периода полнолуния , что соответствует датам июля/августа по григорианскому календарю. . Недельные праздники отмечены едой и питьем, а изюминкой которых являются выступления тибетской оперы Аче Лхамо , которые проходят в парке и других местах города. По этому случаю гонки на яках на стадионе в Лхасе проводятся . Во время этого фестиваля на территории Нарубулинки выступают знаменитые оперные труппы из разных регионов Тибета; первая оперная труппа была основана в 15 веке Тангтонгом Гьелпо (считающимся Леонардо да Винчи Тибета). На протяжении веков в репертуар добавлялись другие оперные форматы «Секты Белых Масок» и «новаторской» «Секты Черных Масок», и все эти формы и последующие новшества реализуются на фестивале Шо Дун. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Баркхор
[ редактировать ]
Баркхор — это район узких улиц и общественная площадь в старой части города, расположенный вокруг храма Джоканг и являющийся самым популярным местом религиозного обхода паломников и местных жителей. Тропа имела длину около одного километра и охватывала весь Джоканг , бывшую резиденцию государственного оракула в Лхасе, называемую монастырем Муру Ньингба , а также ряд дворянских домов, включая Тромзикханг и Джамкханг . В четырех основных направлениях было четыре больших курильницы ( сангканги ), при этом благовония постоянно горели, чтобы доставить удовольствие богам, защищающим Джоканг. [ 16 ] Большинство старых улиц и зданий в последнее время были снесены и заменены более широкими улицами и новыми зданиями. Некоторые здания в Бархоре были повреждены во время беспорядков 2008 года. [ 17 ]
Джоканг
[ редактировать ]


Джоканг в расположен на площади Бархор старой части города Лхасы. Он был основан около 642 года во время правления короля Сонгцена Гампо (605?–650 гг. н. э.) в честь его брака с из китайской династии Тан принцессой Вэньчэн . [ 18 ] Для большинства тибетцев это самый священный и важный храм Тибета. В некотором смысле она является пан-сектантской, но в настоящее время находится под контролем школы Гелуг . Наряду с дворцом Потала , это, пожалуй, самая популярная туристическая достопримечательность Лхасы. Он является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический ансамбль дворца Потала» и духовным центром Лхасы. Этот храм на протяжении веков оставался ключевым центром буддийского паломничества . Маршрут обхода по-тибетски называется «кора» и отмечен четырьмя большими каменными курильницами, расположенными по углам храмового комплекса. Обогнув внешний вид, паломники направляются в главный зал храма, в котором находится статуя Будды Джово Шакьямуни , возможно, самый почитаемый объект в тибетском буддизме . Есть также знаменитые статуи Ченрезига , Падмасамбхавы Сонгцена Гампо и двух его иностранных невест, принцессы Вэньчэн (племянницы императора Тан Тайцзуна ) и принцессы Бхрикути Непала и короля .
Джоханг несколько раз был разграблен монголами, но здание уцелело. За последние несколько столетий храмовый комплекс был расширен и сейчас занимает площадь около 25 000 кв. метров [2]
Храм Джоканг представляет собой четырехэтажное сооружение с крышами, покрытыми позолоченной бронзовой черепицей. Архитектурный и позже был расширен , стиль основан на индийском дизайне вихары в результате чего получилась смесь непальских стилей и стилей династий Тан . Статуи двух золотых оленей на крыше, стоящих по бокам колеса Дхармы, являются знаковыми. Интерьер Джоканг представляет собой темный и атмосферный лабиринт часовен, посвященных различным богам и бодхисаттвам, освещенных свечами и пропитанных дымом благовоний. Хотя часть храма была перестроена, оригинальные элементы остались: деревянные балки и стропила, как показал радиоуглеродный анализ, были оригинальными; дверные рамы, колонны и украшения Невари датируются VII и VIII веками. [3]
Джоканг владеет большой и очень важной коллекцией, насчитывающей около восьмисот металлических скульптур, а также тысячами расписных свитков, известных как тханки. Статуи спрятаны в храмах, закрытых для публики, и доступ к ним практически невозможен. Во время многочисленных посещений Джоханга в период с 1980 по 1996 год Ульриху фон Шредеру удалось сфотографировать около пятисот интересных металлических статуй. Среди них есть чрезвычайно редкие и важные статуи из латуни и меди, происходящие из Кашмира, Северной Индии, Непала, Тибета и Китая. Однако наиболее важными статуями коллекции Джоканг являются те, которые относятся к династии Ярлунг (7–9 века). [ 19 ]
Тромзикханг
[ редактировать ]
Тромзикхан — это историческое здание, расположенное к северо-западу от Джоханга, которое первоначально было построено примерно в 1700 году и когда-то было правительственным зданием для таких чиновников, как амбани , представители императора Цин . [ 20 ] Его снесли в 1990-х годах, за исключением великолепного фасада. Сегодня Тромзикханг — это известный рынок в Лхасе и жилой комплекс. Между 1938 и 1949 годами Тромзикхан использовался как республиканская школа, в которой работали учителя хань, хуэй и тибетцы. Он был построен в первую очередь для местного населения ханьских торговцев с рядом сотрудников китайской миссии. [ 21 ] Пунцок Вангьял , прогрессивный прокоммунистический тибетец из Батанга , основавший Тибетскую коммунистическую партию , также некоторое время преподавал там. [ 21 ] В школе обучались такие ученики, как Гьяло Дондруп , старший брат Далай-ламы XIV, а также представители непальских и мусульманских меньшинств, проживающих в Лхасе. [ 21 ] Школа была закрыта в 1949 году, когда китайская миссия была изгнана из Тибета. [ 21 ] Здание отличается своей длиной; его фасад составляет 63 метра (207 футов). [ 22 ] Архитектурно он сочетает в себе стилистические элементы монастырей и дворянских домов, симметричных по центральной оси и иерархических сверху вниз с большими балконами и богато украшенными интерьерами на верхнем этаже. [ 22 ] Сегодня на рынке Тромзикханга продаются такие товары, как масло яка , сыр, чай, лапша, овощи и конфеты. Рядом находится автовокзал Тромзикханг, мечеть и небольшое здание 15 века, в котором находится двухэтажное изображение Майтрейи , названное Джамкханг . [ 20 ]
Монастырь Муру Ньингба
[ редактировать ]
Монастырь Муру Ньингба или Меру Ньингба — небольшой буддийский монастырь, расположенный за Джокангом и Баркхором. Это была резиденция бывшего государственного оракула в Лхасе, главная резиденция которого находилась в Нечунг . монастыре [ 23 ] Говорят, что император Сонгцен Гампо построил здесь первое здание, и именно здесь великий тибетский ученый Тонми Самбхота завершил свою работу по разработке тибетского алфавита в первой половине VII века. Нынешнее здание, впервые построенное во время правления короля Ралпакана (ок. 806–838 гг. Н. Э.), [ 24 ] построен как индийская вихара вокруг внутреннего двора, с лхакангом («храмом», буквально «резиденцией божества») на севере и помещениями монахов с трех других сторон. Лхаканг (Падмасамбхавы), а также содержит множество прекрасных фресок: центральным изображением является изображение Гуру Ринпоче изображения пяти Ньингма- Йидамов -Защитников, а также Цеумара и Тамдрина в стеклянных витринах вокруг стен. Дхукан или Зал собраний Муру Ньингба — очень активный храм, построенный в 19 веке Нечунгом Кхенпо Сакья Нгапе и отремонтированный в 1986 году. Здесь есть фрески, изображающие божества-защитника Дордже Дракдена , Цонкапы , Атиши, Падмасамбхавы , Шантаракшиты и короля. Трисонг Децен . Центральное изображение Авалокитешвары новое: медный Падмасамбхава справа и песочная мандала слева. Позади находится внутреннее святилище с большим количеством изображений, а наверху находится Цепаме Лхаканг с 1000 маленькими изображениями Будды Амитаяса (или Амитабхи ). [ 25 ]
Столп Лхаса Жол
[ редактировать ]Изящный столб Лхаса Жол, расположенный под Поталой, датируется примерно 764 годом нашей эры. [ 26 ] и на нем написано, возможно, самый древний известный образец тибетского письма. [ 27 ] Столб содержит посвящения известному тибетскому генералу и дает отчет о его услугах королю, включая кампании против Китая, кульминацией которых стал краткий захват китайской столицы Чанъань (современный Сиань ) в 763 году нашей эры. [ 28 ] во время которого тибетцы временно поставили императором родственницу принцессы Цзиньчэн Гунчжу (Ким-шэн Конг ко), китайскую жену Трисонг Децена отца , Ме Агцом . [ 29 ] [ 30 ]
Храм Рамоче
[ редактировать ]
Храм Рамоче считается самым важным храмом в Лхасе после храма Джоканг. Расположен на северо-западе города, к востоку от Поталы и к северу от Джоханга. [ 31 ] общей площадью 4000 квадратных метров (почти один акр).
Рамоче считается храмом-сестрой Джоханга, строительство которого было завершено примерно в то же время. Традиция гласит, что первоначально он был построен для размещения очень почитаемой статуи Джово Ринпоче, которую перевезли в Лхасу через Лхаганг на деревянной тележке, привезенной в Тибет, когда принцесса Вэньчэн приехала в Лхасу. В отличие от Джоханга, Рамоче изначально был построен в китайском стиле. Говорят, что во время правления Мангсонга Мангцена (649–676 гг.) Из-за угрозы вторжения китайцев Тан принцесса Вэнь Чэн спрятала статую Джово Ринпоче в секретной комнате в Джоханге. Принцесса Цзиньчэн где-то после 710 г. н. э. поместила его в центральную часовню Джокана. В Рамоче ее заменила статуя Джово Микьо Дордже, небольшая бронзовая статуя Будды, когда ему было восемь лет, созданная Вишвакарманом и привезенная в Лхасу непальской королевой Бхрикути . [ 32 ] [ 33 ]
Храм сильно пострадал во время монгольского нашествия, и нет уверенности в том, что сохранившаяся в 1959 году статуя была оригинальной. Первоначальный храм был уничтожен пожаром, а нынешнее трехэтажное здание было построено в 1474 году. Вскоре после этого оно стало Залом собраний Гьюто Трацанг, или Верхнего тантрического колледжа Лхасы, и стало домом для 500 монахов. Существовала тесная связь с Йерпой , которая предоставляла монахам летние квартиры. [ 33 ] [ 34 ]
Храм был распотрошен и частично разрушен в 1960-х годах, а бронзовая статуя исчезла. Сообщалось, что в 1983 году его нижняя часть была найдена на свалке в Лхасе, а верхняя половина - в Пекине. Сейчас они соединены, и статуя находится в храме Рамоче, который был частично отреставрирован в 1986 году. [ 31 ] и все еще имел серьезные повреждения в 1993 году.
После капитальной реставрации 1986 года главное здание храма теперь имеет три этажа. Первый этаж включает в себя атриум, зал Священных Писаний и дворец Будды с извилистыми коридорами. второй этаж в основном жилой, но имеет часовню с изображением Будды как короля нагов . На третьем этаже находились спальня и часовня, когда-то предназначавшиеся для Далай-ламы. [ 35 ]
Войдя в главное здание, можно увидеть десять больших рифленых колонн, в которых хранятся некоторые из сохранившихся тибетских реликвий, таких как заключенные в них цветы лотоса, клубящиеся облака, украшения и особые тибетские иероглифы. Золотую вершину храма с перевернутым карнизом в стиле Хань можно увидеть с любой стороны города Лхасы. Храм представляет собой интересный пример сочетания ханьского и тибетского архитектурных стилей. Сегодня это важное хранилище тибетских артефактов.
Лингкхор
[ редактировать ]
Лингкхор — это священный путь, который чаще всего используется для названия внешней дороги паломников в Лхасе, соответствующей ее внутреннему двойнику — Баркхору. Лингкхор в Лхасе имел длину 8 километров (5,0 миль) и окружал Старую Лхасу, Поталу и холм Чокпори . В прежние времена он был переполнен мужчинами и женщинами, простиравшимися на всем протяжении в простираниях , нищими и паломниками, впервые приближавшимися к городу. Дорога проходила через затененные ивами парки, где тибетцы устраивали пикники летом и смотрели оперу под открытым небом в дни фестивалей. Новая Лхаса уничтожила большую часть Лингхора, но один участок все еще остается к западу от Чокпори.
Чагпори
[ редактировать ]
Чагпори , что означает «Железная гора», — священный холм, расположенный к югу от Поталы. Он считается одной из четырех священных гор центрального Тибета и вместе с двумя другими холмами в Лхасе представляет «Трех защитников Тибета»: Чагпори ( Ваджрапани ), Понгвари ( Манджушри ) и Марпори ( Ченрезиг или Авалокитешвара ). [ 4 ] Здесь располагалась самая известная медицинская школа Тибета, известная как Менциханг , которая была основана в 1413 году. Она была задумана Лобсангом Гьяцо , «Великим» 5-м Далай-ламой, и завершена регентом Сангье Гьяцо (Сангс-ргьяс). гья-мтшо) [ 36 ] незадолго до 1697 г.
Медицинская школа и храм, в котором хранятся бесценные статуи из коралла ( Цепаме ), перламутра ( Туджечемпо ) и бирюзы ( Дролма ), были полностью разрушены артиллерией НОАК в 1959 году после восстания в Лхасе . [ 36 ] Теперь его венчают неприглядные радиоантенны. [ 37 ] [ 38 ]
Тибетский музей
[ редактировать ]Музей Тибета в Лхасе является официальным музеем Тибетского автономного района и был открыт 5 октября 1999 года. Это первый крупный современный музей в Тибетском автономном районе, в котором имеется постоянная коллекция, насчитывающая около 1000 экспонатов, включая примеры Тибетское искусство и архитектурный дизайн на протяжении всей истории, например, тибетские двери и балки. [ 39 ] [ 40 ]
Он расположен в здании Г-образной формы, расположенном прямо под дворцом Потала на углу улицы Норбулингха . Современное здание музея сочетает в себе традиционную тибетскую архитектуру и современность. [ 41 ] Это здание из серого кирпича с темно-коричневой и белой отделкой крыши и золотисто-оранжевой позолоченной крышей. Музей состоит из трех основных частей: главного выставочного зала, сада народной культуры и административного квартала. [ 39 ] Центральный двор музея имеет уникальный дизайн, с белым гладким полом и опирается на традиционные монашеские традиции. Он имеет оригинальный черно-белый дизайн в центре и имеет освещение через большие мансардные окна наверху. Музей занимает площадь 53 959 квадратных метров, общая площадь застройки — 23 508 квадратных метров. [ 39 ] Площадь выставочного отдела составляет 10 451 квадратный метр. [ 39 ] Выставка «История тибетской культуры» разделена на доисторическую культуру, неделимую историю, культуру и искусство, а также обычаи людей, исследуя несколько тысяч лет тибетской истории, политики, религии, культурного искусства и обычаев. [ 40 ]
В число предметов входят книги, документы и свитки, написанные на тибетском языке, искусство тибетского театра, тибетские музыкальные инструменты, тибетская медицина, тибетская астрономия и календарное счисление (включая карты), [ 42 ] Тибетская скульптура, тханка . живопись и искусство [ 40 ] Выставленные артефакты находятся под охраной Организации по защите культурных реликвий Тибетского автономного региона, учитывая уникальность и культурную ценность некоторых экспонатов. [ 40 ] Здесь находятся многочисленные статуи будд , бодхисаттв , а также фигуры, маски, редкие сутры, написанные на листьях паттры и березовых брусках, а также рукописи, написанные золотом, серебром и коралловым порошком. [ 39 ] Здесь представлено множество предметов тибетского ремесла и бесценные ювелирные изделия, такие как изделия из золота, серебра и нефрита. [ 39 ]
Площадь Потала и юбилейный памятник
[ редактировать ]
Памятник мирному освобождению Тибета был открыт на площади Потала 23 мая 2002 года в ознаменование 50-летия Соглашения из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета и проделанной с тех пор работы по развитию автономного региона. Памятник высотой 37 метров имеет форму абстрактной горы Эверест и на нем каллиграфически выгравировано его название Коммунистической партии Китая генеральным секретарем Цзян Цзэминем , а также надпись, описывающая социально-экономическое развитие Тибета за последние пятьдесят лет. [ 43 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Штейн, РА Тибетская цивилизация (1962). Переведено на английский язык с небольшими изменениями автора. 1-е английское издание Faber & Faber, Лондон (1972). Перепечатка: Издательство Стэнфордского университета (1972), стр. 84
- ^ Буз, Элизабет Б. (1986). Тибет , стр. 62–63. Паспортные книги, Гонконг.
- ^ Бакли, Майкл и Штраус, Роберт. Тибет: дорожный набор выживания , с. 131. Одинокая планета. Саут-Ярра, Вика, Австралия. ISBN 0-908086-88-1 .
- ^ Jump up to: а б Штейн, Р.А. (1972). Тибетская цивилизация , с. 228. Перевод Дж. Э. Стэплтона Драйвера. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (бумажный).
- ^ Лэрд, Томас. (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , стр. 175. Grove Press, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Jump up to: а б Кармай, Самтен К. (2005). «Великая пятёрка», с. 1. Загружено в формате PDF 16 декабря 2007 г. из: [1] Архивировано 15 сентября 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Штейн, РА Тибетская цивилизация (1962). Переведено на английский язык с небольшими изменениями автора. 1-е английское издание Faber & Faber, Лондон (1972). Перепечатка: Издательство Стэнфордского университета (1972), стр. 84.
- ^ Бристоу, Майкл (28 июля 2007 г.). «Развитие не разрушает Поталу» . Новости Би-би-си . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Дворец Норбулинка» . Тибетские туры. Архивировано из оригинала 8 мая 2010 года . Проверено 18 мая 2010 г.
- ^ «Норбулинка» . Культурный Китай. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ Тибет (1986), стр.71
- ^ Сет, стр. 140–141.
- ^ «Китай через призму» . China.org.cn . Проверено 23 мая 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Дордже, Гюрме (1999). Справочник по Тибету: с Бутаном . Путеводители по следам. п. 702. ИСБН 1-900949-33-4 . Проверено 29 мая 2010 г.
- ^ О'Рейли, Джеймс; Ким Моррис; Ларри Хабеггер (2002). Рассказы путешественников Тибет: правдивые истории . Рассказы путешественников. п. 145. ИСБН 1-885211-76-7 . Проверено 29 мая 2010 г.
- ^ Дауман, Кейт (1998). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , стр. 40–41. Рутледж и Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк. ISBN 0-7102-1370-0 .
- ^ Филип, Бруно (19 марта 2008 г.). «Разгром пекинской дороги» . Экономист . Архивировано из оригинала 4 февраля 2010 года . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ Норбу и Тернбулл 1969, с. 143
- ^ фон Шредер, Ульрих. (2001). Буддийские скульптуры в Тибете . Том. Один: Индия и Непал ; Том. Второе: Тибет и Китай . (Первый том: 655 страниц с 766 иллюстрациями; Второй том: 675 страниц с 987 иллюстрациями). Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd. ISBN 962-7049-07-7
- ^ Jump up to: а б Китай . Путеводители для очевидцев. п. 531.
- ^ Jump up to: а б с д Хартли, Лорен Р.; Скьяффини-Ведани, Патрисия (2008). Современная тибетская литература и социальные изменения . Издательство Университета Дьюка. п. 37. ИСБН 978-0-8223-4277-9 .
- ^ Jump up to: а б «Дворец (сПо-бранг / «Подранг»)» . Фонд наследия Тибета . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Дауман (1998), с. 40.
- ^ Виталий (1990), с. 19.
- ^ Дордже (1999), стр. 88–89.
- ^ Ричардсон (1985), с. 2.
- ^ Коулмас, Флориан (1999). «Тибетское письмо» . Справочник Блэквелла в Интернете.
- ^ Снеллгроув и Ричардсон (1995), с. 91.
- ^ Ричардсон (1984), с. 30.
- ^ Беквит (1987), с. 148.
- ^ Jump up to: а б Дауман, Кейт. 1988. Места силы Центрального Тибета: Путеводитель для паломников, с. 59. Рутледж и Кеган Пол. Лондон. ISBN 0-7102-1370-0 (ппк).
- ^ Дордже (1999), с. 92.
- ^ Jump up to: а б Тибет (6-е издание), с. 104. (2005) Брэдли Мэйхью и Майкл Кон. Одинокая планета. ISBN 1-74059-523-8 .
- ^ Дордже (1999), стр. 92–93.
- ^ Дордже (1999), с. 93.
- ^ Jump up to: а б Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 49. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN 0-7102-1370-0 .
- ^ Мэйхью, Брэдли и Кон, Майкл. Тибет . 6-е издание (2005 г.), с. 103. Одинокая планета. ISBN 1-74059-523-8 .
- ^ Френч, Патрик. Тибет, Тибет: личная история затерянной земли . (2003), с. 143. Альфред А. Кнопф. Нью-Йорк. ISBN 1-4000-4100-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Музей Тибета» . Китайско-Тибетский информационный центр. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 18 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Музей Тибета» . Китайские музеи. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 18 мая 2010 г.
- ^ Бакли, Майкл (2006). Тибет . Брэдт Путеводители . п. 103 . ISBN 1-84162-164-1 .
Тибетский музей Лхаса.
- ^ «Коллекция музея Лхасы, Тибет» . Гималайское искусство . Проверено 18 мая 2010 г.
- ^ «Открытие памятника мирному освобождению Тибета» . Китайско-Тибетское туристическое бюро. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 26 октября 2010 г.