Jump to content

Шантаракшита

(Перенаправлено с Шантаракшиты )

Шантаракшита
Картина XIX века, изображающая биографические эпизоды из жизни Шантаракшиты.
Персональный
Рожденный
Королевство Захор (восточная Индия) [1] [2]
Религия Махаяна Буддизм
Образование Наланда
Занятие Переводчик, Философ, Настоятель

Шантаракшита ( санскрит : Шантаракшита; тибетский : Мир тебе , Уайли : жи ба тшо , [3] 725–788), [4] чье имя переводится на английский как «защищенный Тем, кто в мире». [5] был важным и влиятельным индийским буддийским философом, особенно в тибетской буддийской традиции. [6] Шантаракшита был философом школы Мадхьямака , который учился в Наланда монастыре под руководством Джнянагарбхи и стал основателем Самье , первого буддийского монастыря в Тибете.

Шантаракшита защищал синтетическую философию, которая объединила , Йогачару и логико -эпистемологию Дхармакирти Мадхьямаку в новую философскую систему Мадхьямаки. [6] Этот философский подход известен как Йогачара-Мадхьямика или Йогачара-Сватантрика-Мадхьямика в тибетском буддизме. [7] [6] В отличие от других философов Мадхьямаки, Шантаракшита принял доктрины Йогачары, такие как «только ум» ( читтаматра ) и саморефлексивное осознавание ( свасамведана ), но только на уровне общепринятых истин. [8] [9] По мнению Джеймса Блюменталя, этот синтез является последним крупным достижением индийской буддийской философии перед исчезновением буддизма из Индии (около 12-13 веков). [9]

Биография

[ редактировать ]

Исторических записей о Шантаракшите мало, при этом большая часть доступного материала взята из агиографических источников. Часть его истории подробно описана в комментариях Джамгона Джу Мипхама Гьяцо XIX века, взятых из таких источников, как « Голубые анналы» , «Бутон» и «Таранатха» . Согласно Джу Мипхаму, Шантаракшита был сыном царя Захора (в восточной Индии, вокруг современных штатов Бихар и Бенгалия ). Тибетские источники называют его, Джнянагарбху и Камаласилу ранг ргьюд шар гсум, что означает «три восточных сватантрика». [10] [11]

Большинство источников содержат мало информации о его жизни в Индии, поэтому все, что можно знать, это то, что он был индийским монахом линии передачи Муласарвастивада в Империи Пала . Тибетские источники также утверждают, что он учился у Джнянагарбхи и в конечном итоге стал настоятелем Университета Наланды , освоив все отрасли обучения. [7] [12]

Впервые он был приглашен в Тибет королем Трисонгом Деценом (ок. 742–797), чтобы помочь утвердить там буддизм, а его первое путешествие в Тибет можно датировать 763 годом. [7] Однако, согласно тибетским источникам, таким как « Голубые анналы» , его первая поездка оказалась неудачной и из-за деятельности неких местных духов он был вынужден уйти. [13] Затем он провел шесть лет в Непале, прежде чем вернуться в Тибет. [7]

Затем тибетские источники утверждают, что Шантаракшита позже вернулся вместе с тантрическим адептом по имени Падмасамбхава , который выполнил необходимые магические обряды, чтобы умилостивить несчастных духов и позволить основать первый буддийский монастырь в Тибете. Как только это было сделано, Шантаракшита руководил строительством монастыря Самье (что означает: «Непостижимый», санскр. ачинтья ), начиная с 775 года нашей эры по образцу индийского монастыря Уддандапура . [7] [14]

Затем он рукоположил там первые семь тибетских буддийских монахов с помощью двенадцати индийских монахов (около 779 г.). [7] Он оставался в Самье настоятелем ( упадхьяя ) до конца своей жизни (тринадцать лет после завершения). В Самье Шантаракшита установил буддийскую монашескую программу обучения, основанную на индийской модели. [7] Он также курировал перевод буддийских писаний на тибетский язык. В этот период в Тибет приезжали другие индийские ученые для работы над переводами, в том числе Вималамитра , Буддхагугья , Шантигарбха и Вишуддхасимха. [14] Тибетские источники утверждают, что он внезапно скончался в результате несчастного случая после того, как его ударила лошадь. [14]

Философия и учение

[ редактировать ]
Шантаракшита, он же «Кхенчен Бодхисаттва», в монастыре Гуру Лхакханг, Бодднатх.

Согласно тибетским источникам, Шантаракшита и его ученики первоначально сосредоточились на обучении «десяти добрым действиям» (санскрит: дашакушалакармапатха ), шести парамитам (трансцендентным добродетелям), краткому изложению Махаяны и «цепи взаимозависимого возникновения» ( пратитьясамутпада ). [15] [16]

Тибетские источники указывают, что он и его ученик Камалашила в основном преподавали постепенный путь к состоянию будды (наиболее подробно изложенный в Бхаванакраме Камалашилы). [16] [13] Джу Мипхам пишет, что, когда он приехал в Тибет, «он изложил десять добрых добродетелей, восемнадцать дхату и двенадцать цепочек взаимозависимого происхождения». [17]

Шантаракшита наиболее известен своей синкретической интерпретацией философии Мадхьямаки, в которой также используются йогачара и эпистемология дхармакирты. Его взгляд на Мадхьямаку наиболее четко изложен в его «Мадхьямакаламкаре» ( «Украшение Срединного пути» ) и его собственном комментарии к этому тексту, « Мадхьямакаламкаравритти» ( «Автокомментарий к «Украшению Срединного пути »). [6] Шантаракшита — не первый буддийский мыслитель, предпринявший попытку синтеза мысли Мадхьямаки с Йогачарой. Хотя Шантаракшита часто считается ведущим представителем этого подхода, более ранние фигуры, такие как Вимуктисена, Шригупта и учитель Шантаракшиты Джнянагарбха, уже писали с аналогичной синкретической точки зрения. [18]

Подобно другим индийским мыслителям мадхьямаки, Шантаракшита объясняет онтологический статус явлений посредством использования учения о «двух истинах» : предельной ( парамартха ) и условной ( самврити ). Хотя в конечном или абсолютном смысле все явления, с точки зрения Мадхьямаки, являются «пустыми» ( шунья ) по своей сути или внутренней природе ( свабхава ), можно сказать, что они имеют некое условное , номинальное или временное существование. [6] Джеймс Блюменталь так резюмирует синкретическую точку зрения Шантаракшиты: «Шантаракшита защищает точку зрения Мадхьямаки при описании окончательных истин и точку зрения Йогачары при описании обычных истин». [19]

По словам Блюменталя, мысль Шантаракшиты также подчеркивала важность изучения «низших» буддийских школ. Эти меньшие взгляды «рассматривались как неотъемлемые ступеньки на пути к его изложению того, что он считал в конечном итоге правильным взглядом на Мадхьямаку». Этот способ использования доксографической иерархии для представления буддийской философии остается влиятельным в тибетской буддийской мысли. [9]

Высшая истина и ни один, ни многие

[ редактировать ]

Как и другие мыслители Мадхьямаки, Шантаракшита видит высшую истину в пустоте всех явлений (т. е. в отсутствии у них внутреннего существования или сущности ). Он использует аргумент «ни один, ни многие» в своей «Мадхьямакаламкаре » как способ аргументации в пользу пустоты. Основная позиция изложена в следующей строфе: [6]

Эти сущности, как утверждают наши [буддийские школы] и другие [небуддийские школы], вообще не имеют внутренней природы, поскольку в действительности они не имеют ни единичной, ни множественной природы, подобно отраженному образу. [20]

Основная идея его аргументации состоит в том, что любое данное явление (т. е. дхарма нельзя сказать, что ) имеет присущую ему природу или сущность (т. е. свабхава ), потому что невозможно доказать существование такой природы ни как единичная природа ( экасвабхава ), ни как множественность природ ( анекасвабхава ). [6] [21]

В «Мадхьямакаламкаре » Шантаракшита анализирует все различные явления, постулируемые буддийскими и небуддийскими школами, с помощью схемы «ни один-ни-многие», доказывая, что их нельзя показать как нечто единое или как многообразную совокупность многих явлений. Шантаракшита обычно начинает с рассмотрения любого явления, которое, как утверждает его собеседник, имеет поистине исключительную природу, а затем показывает, почему оно на самом деле не может быть единичным. [6]

Например, анализируя учение школы санкхьи о фундаментальной природе ( Пракрити , постоянной, беспричинной абсолютной причине всего), Шантаракшита утверждает, что эта постоянная и фундаментальная природа не может быть по-настоящему единичной, поскольку она «способствует возникновению последовательных следствий». ." Поскольку «каждый последующий эффект индивидуален», то эта фундаментальная природа, которая способствует возникновению всех этих различных эффектов, возникающих в разное время, на самом деле не является единственной. [6]

После критики небуддийских идей Шантаракшита обращает свои аргументы против буддийских идей, таких как теория свабхавы, теория атомов ( параману ), теория человека ( пудгала ), теории относительно пространства ( акаса ) и нирваны . [22] Он также критикует буддистов саутрантика и йогачара, которые считали, что сознание ( виджняна ) действительно уникально и все же знает множество объектов. [6] В своем анализе сознания Шантаракшита заключает, что оно подобно другим сущностям в том смысле, что оно не может быть ни единым, ни множественным. Поэтому он (как и другие мадхьямики) отказывается приписывать сознанию какую-либо высшую реальность и считает его лишенным какой-либо внутренней природы. [23] Более того, он также критикует теорию трех природ Йогачары. [23]

Затем Шантаракшита обращается к критике идеи о том, что явления имеют поистине многообразную природу. Главный аргумент Шантаракшиты здесь заключается в том, что любая многообразная природа или сущность будет зависеть от совокупности единичных сущностей. Но поскольку доказано, что единичные сущности иррациональны, то и многообразной сущности быть не может. В силу этого явления вообще не могут иметь никакой внутренней природы или сущности, поскольку сама идея такой вещи иррациональна. [6]

Все мадхьямики согласны с антиэссенциалистской точкой зрения, которая отвергает все постоянные сущности, внутреннюю природу или истинное существование. Однако не все они согласны с общепринятой истиной, то есть с лучшим способом описания того, как явления «существуют» в относительном смысле. В своей «Мадхьямакаламкаре » Шантаракшита утверждает, что явления, которые «характеризуются только условностью», — это те явления, которые «рождаются и распадаются, а также те, которые обладают способностью функционировать». [6]

По мнению Блюменталя, основные критерии условных сущностей, данные Шантаракшитой в его «Мадхьямакаламкаре» и комментариях к нему, следующие: [6]

  1. то, что познано умом,
  2. то, что имеет способность функционировать ( т. е . то, что причинно эффективно),
  3. то, что непостоянно , и
  4. то, что неспособно противостоять анализу, который ищет высшую природу или сущность сущностей.

Более того, причинная эффективность и непостоянство — это качества, которыми обладают общепринятые истины благодаря тому факту, что они возникают зависимо , то есть возникают из-за причин и условий, которые сами по себе непостоянны (и так далее). [6] Кроме того, Шантаракшита описывает общепринятые истины как известные концептуальному мышлению и определяемые на основе мирских обычаев. [6]

Одним из важных элементов представления Шантаракшитой общепринятой истины является то, что он также включает в себя определенные взгляды школы Йогачара, главным образом идею о том, что обычные явления - это просто сознание, а также концепцию самопознающего сознания или рефлексивного осознания ( свасамведана ). [24] Мадхьямакаламкара . приводит доводы в пользу позиции йогачары на общепринятом уровне и утверждает, что «то, что является причиной и следствием, является всего лишь сознанием» [6] Таким образом, Шантаракшита включает анализ школы Йогачара в свою структуру Мадхьямаки как полезный способ понимания условной реальности и как ступеньку к высшему взгляду на пустоту всех явлений. [6]

Работает

[ редактировать ]

Шантаракшитой могло быть написано около 11 работ, некоторые сохранились в тибетском переводе, а другие - на санскрите. Некоторые из его текстов сохранились в джайнских библиотеках, что показывает, что он был фигурой, к которой серьезно относились даже некоторые из его небуддийских оппонентов. [6]

Его основные известные работы включают: [7]

  • *Aṣṭatathāgatastotra (D 1166/ P 2055), короткая похвала.
  • *Шрива-джрадхарасангитибхагаватстотратика (Д 1163/П 2052), короткая похвала.
  • Таттвасиддхи (D 39a1/ P 42a8), философская защита тантры, авторство сомнительно.
  • Санваравимшакавритти (D 4082/P 5583) фокусируется на обучении и практике бодхисаттвы и на самом деле представляет собой комментарий к «Бодхисаттвасамваравимшаке» Чандрагомина . Это также связано с Бодхисаттвабхуми.
  • Сатьядваявибхангапанджика (D 3883/ P 5283), обширный комментарий к Сатьядваявибханге Джнянагарбхи . Авторство подвергалось сомнению различными учеными, в том числе некоторыми тибетцами, такими как Цонкапа и Таранатха.
  • Парамартхавинишкая , ныне утерянная.
  • Ваданьятика випанчитартха (D 4239/ P 5725), комментарий к Ваданье Дхармакирти.
  • Таттвасанграха — массивный полемический сборник индийской философии, охватывающий буддийские и небуддийские взгляды. К этому тексту также имеется комментарий Камалашилы.
  • Мадхьямакаланкара и ее автокомментарий, Мадхьямакаланкаравритти . Это его основное изложение синтетических воззрений Мадхьямаки. Камалашила также написал комментарий к этому тексту — «Мадхьямакаланкарапанджика» .

Таттвасанграха

[ редактировать ]

») Шантаракшиты «Таттвасанграха» ( «Сборник реальности / истины представляет собой обширное энциклопедическое исследование (более 3600 стихов, распределенных по 26 главам) основных индийских философских взглядов того времени. В этом тексте автор излагает взгляды на многочисленные небуддийские индийские традиции своего времени. [7]

В отличие от предыдущих текстов Мадхьямаки, которые были организованы вокруг буддийских категорий, подлежащих опровержению и обсуждению, « Таттвасанграха» в основном построена вокруг опровержения небуддийских взглядов, которые становились все более сложными и заметными в эпоху Шантаракшиты (хотя место также сохраняется и для некоторых буддийских взглядов, как пудгалавада , т.е. «персонализм»). [25] В этом тексте Шантаракшита систематически объясняет, а затем опровергает многие небуддийские взгляды, включая изначальную материю Санкхьи, бога-создателя Ньяи ( Ишвара ) и шесть различных теорий о личности ( атман ). [7] Он также защищает буддийскую доктрину мгновенности, отвергает онтологические категории вайшешики , обсуждает философию языка и эпистемологию, а также джайнские теории, философию сарвастивады и критикует материализм чарваков и библейские взгляды Мимамсы . [7]

Санскритская в версия этой работы была обнаружена в 1873 году доктором Г. Бюлером джайнском храме Паршвы в Джайсалмере . Эта версия также содержит комментарий ученика Шантаракшиты Камалашилы.

Мадхьямакаланкара

[ редактировать ]

Синтез Шантаракшиты мадхьямаки, йогачары и дхармакиртианской мысли был изложен в его «Мадхьямакаланкаре» ( «Украшение Срединного пути »). В этом коротком стихотворном тексте Шантаракшита критикует некоторые ключевые индуистские и буддийские взгляды, а затем подробно описывает свое изложение доктрины двух истин . Это представляет идеализм Йогачары как превосходный способ анализа общепринятой истины, сохраняя при этом философию пустоты Мадхьямаки как высшую истину. В последних стихах этого текста он резюмирует свой подход следующим образом:

«С точки зрения ума — только нужно знать несуществование внешних сущностей. Основываясь на этой точке зрения на несущую природу всех дхарм, человек должен знать, что вообще нет никакого «я», даже в том, что является только умом. Поэтому те, кто держит в руках бразды правления логикой, путешествуя на колеснице двух систем [Мадхьямики и Йогачары], достигают стадии истинного махаяниста». [7]

Мипхам перечисляет основных индийских учеников Шантаракшиты как Камалашилу , Харибхадру и Дхармитру. Он также отмечает, что другие индийские ученые, такие как мастера Джнянапада и Абхаякарагупта (ок. 1100 г. н.э.), «также установили взгляд на Праджняпарамиту в соответствии с этой традицией». [26] Более того, по словам Дэвида Сейфорта Рюгга , другие более поздние индийские ученые, такие как Видьякарапрабха (ок. 800 г. н.э.), Нандасри, Буддхагьяна (пада), Джитари и Камбалапада, также принадлежат к этой традиции Йогачара-Мадхья. [27]

Джу Мипхам далее утверждает, что эту традицию продолжили тибетские ученые, такие как Нгок Лоцава, Чаба Чокьи Сенге и Ронгтон Чойе. [26] Работы Шантаракшиты также повлияли на многих более поздних тибетских деятелей, таких как Еше Де ( ок. 8 в.), Сакья Пандита (1182–1251), Цонкапа (1357–1419) и Джу Мипхам Гьяцо (1846–1912). [6]

Философия Шантаракшиты оставалась основной интерпретацией Мадхьямаки в тибетском буддизме с 8-го века до момента второго распространения в одиннадцатом и двенадцатом веках, когда работы Чандракирти начали переводиться. Блюменталь отмечает, что уже во времена Патсаба (12 век) «точка зрения Прасангика-Мадхьямаки начала широко преподаваться, и привилегия системы Шантаракшиты начала встречать серьезное сопротивление». [28] Мадхьямаки Дже Цонкапой (1357-1419) Интерпретация Прасангики и его новая школа, Гелуг , вызвали серьезную и влиятельную критику позиции Шантаракшиты. В немалой степени благодаря его усилиям Прасангика Мадхьямака заменила Мадхьямаку Шантаракшиты как доминирующую интерпретацию Мадхьямаки в тибетском буддизме. [28]

В конце 19 века Джу Мипхам снова попытался продвигать Йогачара-Мадхьямаку как часть движения Риме и как способ обсудить конкретную критику широко влиятельной философии Дже Цонкапы. Движение Риме финансировалось светскими властями в Дерге , Кхам , и начало создавать центры обучения, поощряющие изучение традиций, отличных от доминирующей традиции гелуг в центральном Тибете. Это движение Риме возродило традиции Сакья , Кагью , Ньингма и Джонанг , которые были почти вытеснены гегемонией Гелуг. [29]

В рамках этого движения ученый-ньингма XIX века Джамгон Джу Мипхам Гьяцо написал первый за почти 400 лет комментарий к «Мадхьямакаланкаре» Шантаракшиты . попросил Мипхама По словам его ученика Кунзанга Палдена, его учитель Джамьянг Кьенце Вангпо написать обзор всех основных философских шастр Махаяны для использования в монашеских колледжах Ньингма. [29] Комментарии Мипама теперь составляют основу монастырской учебной программы Ньингма. Мадхьямакаланкара , , почти забытая к XIX веку [29] теперь изучают все ученики шедры Ньингма .

  1. ^ Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд (2014). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 773. ИСБН  9780691157863 .
  2. ^ Сингх, Шьям Део Прасад (1981). «Наланда Пандит Сантаракшита - Его сочинения и усилия по распространению буддизма в Тибете и Непале» . Труды Индийского исторического конгресса . 42 : 110–114. JSTOR   44141119 . Проверено 31 января 2021 г.
  3. ^ Мурти (1989) стр.18-27, 41–43
  4. ^ stanford.edu: Шантаракшита (Стэнфордская энциклопедия философии)
  5. ^ Имя Шантаракшиты можно понимать как поэтический способ передачи слова «защищенный Буддой». Технически, как и «Дхармаракшита» или «Девадатта», сложное слово «Шанта-ракшита» следует понимать как «тритиятатпуруша», или инструментальное определительное сложное слово, включающее существительное «Шанта-» («мирный [человек]») в его (неявное) инструментальное изменение, с одной стороны, и пассивное причастие прошедшего времени «ракшита» («защищенный») - с другой.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Блюменталь (2018)
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Эльчингер (2019)
  8. ^ Блюменталь, Джеймс. «Две темы, касающиеся сознания в синкретизме йогачара-мадхьямака Шантаракшиты» в Гарфилде и Вестерхоффе (2015) Мадхьямака и Йогачара: союзники или соперники?
  9. ^ Jump up to: а б с Блюменталь (2004), стр. 22-24.
  10. ^ Сингх, Шьям Део Прасад (1981). «Наланда Пандит Сантаракшита - Его сочинения и усилия по распространению буддизма в Тибете и Непале». Труды Индийского исторического конгресса . 42 : 110–114. JSTOR   44141119 .
  11. ^ Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), стр. 2–3.
  12. ^ Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), с. 85.
  13. ^ Jump up to: а б Блюменталь (2004), с. 26.
  14. ^ Jump up to: а б с Банерджи, AC (1982) "Ачарья Сантараксита"
  15. ^ Гжон-Ну-Дпал, Ло-ца-ба богов; Рерих, Георгий (1988). Голубые Анналы . ISBN  9788120804715 .
  16. ^ Jump up to: а б Даргьяй, Ева М. (автор) и Уэйман, Алекс (редактор) (1977, 1998). Расцвет эзотерического буддизма в Тибете . Второе исправленное издание, переиздание. Дели, Индия: Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd. Серия буддийских традиций, том. 32. ISBN   81-208-1579-3 (бумага), стр.7
  17. ^ Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), с. 88.
  18. ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 87. Харрассовиц, Висбаден.
  19. ^ Блюменталь (2004), с. 43.
  20. ^ Блюменталь (2004), с. 24.
  21. ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 91. Харрассовиц, Висбаден.
  22. ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 91. Харрасовиц, Висбаден
  23. ^ Jump up to: а б Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 92. Харрасовиц, Висбаден
  24. ^ Блюменталь, Джеймс. «Две темы, касающиеся сознания в синкретизме йогачара-мадхьямака Шантаракшиты» в Гарфилде и Вестерхоффе (2015) Мадхьямака и Йогачара: союзники или соперники?
  25. ^ Карпентер, Эмбер (2014) Индийская буддийская философия, стр. 233-235. Рутледж.
  26. ^ Jump up to: а б Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), стр. 86.
  27. ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , стр. 101-1 99-107. Харрасовиц, Висбаден.
  28. ^ Jump up to: а б Блюменталь (2004) с. 27.
  29. ^ Jump up to: а б с Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), стр. 4–5.

Источники

[ редактировать ]
  • Банерджи, Анукул Чандра. Ачарая Сантаракшита в «Бюллетене тибетологии», новая серия № 3, с. 1–5. (1982). Гангток, Сиккимский научно-исследовательский институт тибетологии и других буддийских исследований. [1]
  • Блюменталь, Джеймс. Украшение Срединного пути: исследование мысли Мадхьямаки Шантаракшиты . Снежный лев, (2004). ISBN   1-55939-205-3 - исследование и перевод основного комментария Гелукпы к трактату Шантаракшиты: « Вспоминая Гьял-цаб Дже об украшении Срединного пути» .
  • Блюменталь, Джеймс и Джеймс Эппл, «Шантаракшита», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2018 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), [2] .
  • Доктор, Томас Х. (пер.) Мифам, Джамгон Джу. Речь восторга: комментарий Мипхама к «Украшению Срединного пути» Шантаракшиты . Итака: Публикации Snow Lion (2004). ISBN   1-55939-217-7
  • Эльтшингер, Винсент. «Шантаракшита» в Энциклопедии буддизма Брилла. Том II: Жизни (2019)
  • Ичиго, Масамичи (ред. и тр.). Мадхьямакаламкара Шантаракшиты с его собственным комментарием к Вритти и с подкомментарием или Панджикой Камалашилы . Киото: Бунейдо (1985).
  • Джа, Ганганатх (пер.) Таттвасанграха Шантаракшиты с комментарием Камалашилы 2 тома. Первое издание: Барода, (ГСН № Lxxxiii) (1939). Перепечатка; Мотилал Банарсидасс, Дели (1986).
  • Мурти, К. Кришна. Буддизм в Тибете . Сандип Пракашан (1989) ISBN   81-85067-16-3 .
  • Прасад, Хари Шанкар (ред.). Сантараксита, его жизнь и работа. (Сборник статей со « Всеиндийского семинара по Ачарье Сантаракшите », проходившего 3–5 августа 2001 г. в монастыре Намдролинг, Майсур, Карнатака). Нью-Дели, Тибетский дом, (2003).
  • Пхунцо, Карма. Диалектика и дебаты Мипхама о пустоте: быть, не быть или ни то, ни другое . Лондон: Рутледж Керзон (2005). ISBN   0-415-35252-5
  • Шантаракшита (автор); Джамгон Джу Мипхам Гьяцо (комментатор); Группа переводов Падмакара (переводчики) (2005). Украшение Срединного пути: Мадхьямакаланкара Шантаракшиты с комментариями Джамгона Мипхама. Бостон, Массачусетс, США: Shambhala Publications, Inc. ISBN   1-59030-241-9 (алк. бумага)
  • Содаргье, Кхенпо ( пер .). Китайский перевод «Комментария орнамента Срединного пути» Мипхама. онлайн-версии

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55bbcdd99fa73708b7644d370aeff257__1721990220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/57/55bbcdd99fa73708b7644d370aeff257.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Śāntarakṣita - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)