Шантаракшита
Шантаракшита | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Религия | Махаяна Буддизм |
Образование | Наланда |
Занятие | Переводчик, Философ, Настоятель |
Шантаракшита ( санскрит : Шантаракшита; тибетский : Мир тебе , Уайли : жи ба тшо , [3] 725–788), [4] чье имя переводится на английский как «защищенный Тем, кто в мире». [5] был важным и влиятельным индийским буддийским философом, особенно в тибетской буддийской традиции. [6] Шантаракшита был философом школы Мадхьямака , который учился в Наланда монастыре под руководством Джнянагарбхи и стал основателем Самье , первого буддийского монастыря в Тибете.
Шантаракшита защищал синтетическую философию, которая объединила , Йогачару и логико -эпистемологию Дхармакирти Мадхьямаку в новую философскую систему Мадхьямаки. [6] Этот философский подход известен как Йогачара-Мадхьямика или Йогачара-Сватантрика-Мадхьямика в тибетском буддизме. [7] [6] В отличие от других философов Мадхьямаки, Шантаракшита принял доктрины Йогачары, такие как «только ум» ( читтаматра ) и саморефлексивное осознавание ( свасамведана ), но только на уровне общепринятых истин. [8] [9] По мнению Джеймса Блюменталя, этот синтез является последним крупным достижением индийской буддийской философии перед исчезновением буддизма из Индии (около 12-13 веков). [9]
Биография
[ редактировать ]Исторических записей о Шантаракшите мало, при этом большая часть доступного материала взята из агиографических источников. Часть его истории подробно описана в комментариях Джамгона Джу Мипхама Гьяцо XIX века, взятых из таких источников, как « Голубые анналы» , «Бутон» и «Таранатха» . Согласно Джу Мипхаму, Шантаракшита был сыном царя Захора (в восточной Индии, вокруг современных штатов Бихар и Бенгалия ). Тибетские источники называют его, Джнянагарбху и Камаласилу ранг ргьюд шар гсум, что означает «три восточных сватантрика». [10] [11]
Большинство источников содержат мало информации о его жизни в Индии, поэтому все, что можно знать, это то, что он был индийским монахом линии передачи Муласарвастивада в Империи Пала . Тибетские источники также утверждают, что он учился у Джнянагарбхи и в конечном итоге стал настоятелем Университета Наланды , освоив все отрасли обучения. [7] [12]
Впервые он был приглашен в Тибет королем Трисонгом Деценом (ок. 742–797), чтобы помочь утвердить там буддизм, а его первое путешествие в Тибет можно датировать 763 годом. [7] Однако, согласно тибетским источникам, таким как « Голубые анналы» , его первая поездка оказалась неудачной и из-за деятельности неких местных духов он был вынужден уйти. [13] Затем он провел шесть лет в Непале, прежде чем вернуться в Тибет. [7]
Затем тибетские источники утверждают, что Шантаракшита позже вернулся вместе с тантрическим адептом по имени Падмасамбхава , который выполнил необходимые магические обряды, чтобы умилостивить несчастных духов и позволить основать первый буддийский монастырь в Тибете. Как только это было сделано, Шантаракшита руководил строительством монастыря Самье (что означает: «Непостижимый», санскр. ачинтья ), начиная с 775 года нашей эры по образцу индийского монастыря Уддандапура . [7] [14]
Затем он рукоположил там первые семь тибетских буддийских монахов с помощью двенадцати индийских монахов (около 779 г.). [7] Он оставался в Самье настоятелем ( упадхьяя ) до конца своей жизни (тринадцать лет после завершения). В Самье Шантаракшита установил буддийскую монашескую программу обучения, основанную на индийской модели. [7] Он также курировал перевод буддийских писаний на тибетский язык. В этот период в Тибет приезжали другие индийские ученые для работы над переводами, в том числе Вималамитра , Буддхагугья , Шантигарбха и Вишуддхасимха. [14] Тибетские источники утверждают, что он внезапно скончался в результате несчастного случая после того, как его ударила лошадь. [14]
Философия и учение
[ редактировать ]Согласно тибетским источникам, Шантаракшита и его ученики первоначально сосредоточились на обучении «десяти добрым действиям» (санскрит: дашакушалакармапатха ), шести парамитам (трансцендентным добродетелям), краткому изложению Махаяны и «цепи взаимозависимого возникновения» ( пратитьясамутпада ). [15] [16]
Тибетские источники указывают, что он и его ученик Камалашила в основном преподавали постепенный путь к состоянию будды (наиболее подробно изложенный в Бхаванакраме Камалашилы). [16] [13] Джу Мипхам пишет, что, когда он приехал в Тибет, «он изложил десять добрых добродетелей, восемнадцать дхату и двенадцать цепочек взаимозависимого происхождения». [17]
Шантаракшита наиболее известен своей синкретической интерпретацией философии Мадхьямаки, в которой также используются йогачара и эпистемология дхармакирты. Его взгляд на Мадхьямаку наиболее четко изложен в его «Мадхьямакаламкаре» ( «Украшение Срединного пути» ) и его собственном комментарии к этому тексту, « Мадхьямакаламкаравритти» ( «Автокомментарий к «Украшению Срединного пути »). [6] Шантаракшита — не первый буддийский мыслитель, предпринявший попытку синтеза мысли Мадхьямаки с Йогачарой. Хотя Шантаракшита часто считается ведущим представителем этого подхода, более ранние фигуры, такие как Вимуктисена, Шригупта и учитель Шантаракшиты Джнянагарбха, уже писали с аналогичной синкретической точки зрения. [18]
Подобно другим индийским мыслителям мадхьямаки, Шантаракшита объясняет онтологический статус явлений посредством использования учения о «двух истинах» : предельной ( парамартха ) и условной ( самврити ). Хотя в конечном или абсолютном смысле все явления, с точки зрения Мадхьямаки, являются «пустыми» ( шунья ) по своей сути или внутренней природе ( свабхава ), можно сказать, что они имеют некое условное , номинальное или временное существование. [6] Джеймс Блюменталь так резюмирует синкретическую точку зрения Шантаракшиты: «Шантаракшита защищает точку зрения Мадхьямаки при описании окончательных истин и точку зрения Йогачары при описании обычных истин». [19]
По словам Блюменталя, мысль Шантаракшиты также подчеркивала важность изучения «низших» буддийских школ. Эти меньшие взгляды «рассматривались как неотъемлемые ступеньки на пути к его изложению того, что он считал в конечном итоге правильным взглядом на Мадхьямаку». Этот способ использования доксографической иерархии для представления буддийской философии остается влиятельным в тибетской буддийской мысли. [9]
Высшая истина и ни один, ни многие
[ редактировать ]Часть серии о |
Буддийская философия |
---|
Философский портал |
Как и другие мыслители Мадхьямаки, Шантаракшита видит высшую истину в пустоте всех явлений (т. е. в отсутствии у них внутреннего существования или сущности ). Он использует аргумент «ни один, ни многие» в своей «Мадхьямакаламкаре » как способ аргументации в пользу пустоты. Основная позиция изложена в следующей строфе: [6]
Эти сущности, как утверждают наши [буддийские школы] и другие [небуддийские школы], вообще не имеют внутренней природы, поскольку в действительности они не имеют ни единичной, ни множественной природы, подобно отраженному образу. [20]
Основная идея его аргументации состоит в том, что любое данное явление (т. е. дхарма нельзя сказать, что ) имеет присущую ему природу или сущность (т. е. свабхава ), потому что невозможно доказать существование такой природы ни как единичная природа ( экасвабхава ), ни как множественность природ ( анекасвабхава ). [6] [21]
В «Мадхьямакаламкаре » Шантаракшита анализирует все различные явления, постулируемые буддийскими и небуддийскими школами, с помощью схемы «ни один-ни-многие», доказывая, что их нельзя показать как нечто единое или как многообразную совокупность многих явлений. Шантаракшита обычно начинает с рассмотрения любого явления, которое, как утверждает его собеседник, имеет поистине исключительную природу, а затем показывает, почему оно на самом деле не может быть единичным. [6]
Например, анализируя учение школы санкхьи о фундаментальной природе ( Пракрити , постоянной, беспричинной абсолютной причине всего), Шантаракшита утверждает, что эта постоянная и фундаментальная природа не может быть по-настоящему единичной, поскольку она «способствует возникновению последовательных следствий». ." Поскольку «каждый последующий эффект индивидуален», то эта фундаментальная природа, которая способствует возникновению всех этих различных эффектов, возникающих в разное время, на самом деле не является единственной. [6]
После критики небуддийских идей Шантаракшита обращает свои аргументы против буддийских идей, таких как теория свабхавы, теория атомов ( параману ), теория человека ( пудгала ), теории относительно пространства ( акаса ) и нирваны . [22] Он также критикует буддистов саутрантика и йогачара, которые считали, что сознание ( виджняна ) действительно уникально и все же знает множество объектов. [6] В своем анализе сознания Шантаракшита заключает, что оно подобно другим сущностям в том смысле, что оно не может быть ни единым, ни множественным. Поэтому он (как и другие мадхьямики) отказывается приписывать сознанию какую-либо высшую реальность и считает его лишенным какой-либо внутренней природы. [23] Более того, он также критикует теорию трех природ Йогачары. [23]
Затем Шантаракшита обращается к критике идеи о том, что явления имеют поистине многообразную природу. Главный аргумент Шантаракшиты здесь заключается в том, что любая многообразная природа или сущность будет зависеть от совокупности единичных сущностей. Но поскольку доказано, что единичные сущности иррациональны, то и многообразной сущности быть не может. В силу этого явления вообще не могут иметь никакой внутренней природы или сущности, поскольку сама идея такой вещи иррациональна. [6]
Обычный
[ редактировать ]Все мадхьямики согласны с антиэссенциалистской точкой зрения, которая отвергает все постоянные сущности, внутреннюю природу или истинное существование. Однако не все они согласны с общепринятой истиной, то есть с лучшим способом описания того, как явления «существуют» в относительном смысле. В своей «Мадхьямакаламкаре » Шантаракшита утверждает, что явления, которые «характеризуются только условностью», — это те явления, которые «рождаются и распадаются, а также те, которые обладают способностью функционировать». [6]
По мнению Блюменталя, основные критерии условных сущностей, данные Шантаракшитой в его «Мадхьямакаламкаре» и комментариях к нему, следующие: [6]
- то, что познано умом,
- то, что имеет способность функционировать ( т. е . то, что причинно эффективно),
- то, что непостоянно , и
- то, что неспособно противостоять анализу, который ищет высшую природу или сущность сущностей.
Более того, причинная эффективность и непостоянство — это качества, которыми обладают общепринятые истины благодаря тому факту, что они возникают зависимо , то есть возникают из-за причин и условий, которые сами по себе непостоянны (и так далее). [6] Кроме того, Шантаракшита описывает общепринятые истины как известные концептуальному мышлению и определяемые на основе мирских обычаев. [6]
Одним из важных элементов представления Шантаракшитой общепринятой истины является то, что он также включает в себя определенные взгляды школы Йогачара, главным образом идею о том, что обычные явления - это просто сознание, а также концепцию самопознающего сознания или рефлексивного осознания ( свасамведана ). [24] Мадхьямакаламкара . приводит доводы в пользу позиции йогачары на общепринятом уровне и утверждает, что «то, что является причиной и следствием, является всего лишь сознанием» [6] Таким образом, Шантаракшита включает анализ школы Йогачара в свою структуру Мадхьямаки как полезный способ понимания условной реальности и как ступеньку к высшему взгляду на пустоту всех явлений. [6]
Работает
[ редактировать ]Шантаракшитой могло быть написано около 11 работ, некоторые сохранились в тибетском переводе, а другие - на санскрите. Некоторые из его текстов сохранились в джайнских библиотеках, что показывает, что он был фигурой, к которой серьезно относились даже некоторые из его небуддийских оппонентов. [6]
Его основные известные работы включают: [7]
- *Aṣṭatathāgatastotra (D 1166/ P 2055), короткая похвала.
- *Шрива-джрадхарасангитибхагаватстотратика (Д 1163/П 2052), короткая похвала.
- Таттвасиддхи (D 39a1/ P 42a8), философская защита тантры, авторство сомнительно.
- Санваравимшакавритти (D 4082/P 5583) фокусируется на обучении и практике бодхисаттвы и на самом деле представляет собой комментарий к «Бодхисаттвасамваравимшаке» Чандрагомина . Это также связано с Бодхисаттвабхуми.
- Сатьядваявибхангапанджика (D 3883/ P 5283), обширный комментарий к Сатьядваявибханге Джнянагарбхи . Авторство подвергалось сомнению различными учеными, в том числе некоторыми тибетцами, такими как Цонкапа и Таранатха.
- Парамартхавинишкая , ныне утерянная.
- Ваданьятика випанчитартха (D 4239/ P 5725), комментарий к Ваданье Дхармакирти.
- Таттвасанграха — массивный полемический сборник индийской философии, охватывающий буддийские и небуддийские взгляды. К этому тексту также имеется комментарий Камалашилы.
- Мадхьямакаланкара и ее автокомментарий, Мадхьямакаланкаравритти . Это его основное изложение синтетических воззрений Мадхьямаки. Камалашила также написал комментарий к этому тексту — «Мадхьямакаланкарапанджика» .
Таттвасанграха
[ редактировать ]») Шантаракшиты «Таттвасанграха» ( «Сборник реальности / истины представляет собой обширное энциклопедическое исследование (более 3600 стихов, распределенных по 26 главам) основных индийских философских взглядов того времени. В этом тексте автор излагает взгляды на многочисленные небуддийские индийские традиции своего времени. [7]
В отличие от предыдущих текстов Мадхьямаки, которые были организованы вокруг буддийских категорий, подлежащих опровержению и обсуждению, « Таттвасанграха» в основном построена вокруг опровержения небуддийских взглядов, которые становились все более сложными и заметными в эпоху Шантаракшиты (хотя место также сохраняется и для некоторых буддийских взглядов, как пудгалавада , т.е. «персонализм»). [25] В этом тексте Шантаракшита систематически объясняет, а затем опровергает многие небуддийские взгляды, включая изначальную материю Санкхьи, бога-создателя Ньяи ( Ишвара ) и шесть различных теорий о личности ( атман ). [7] Он также защищает буддийскую доктрину мгновенности, отвергает онтологические категории вайшешики , обсуждает философию языка и эпистемологию, а также джайнские теории, философию сарвастивады и критикует материализм чарваков и библейские взгляды Мимамсы . [7]
Санскритская в версия этой работы была обнаружена в 1873 году доктором Г. Бюлером джайнском храме Паршвы в Джайсалмере . Эта версия также содержит комментарий ученика Шантаракшиты Камалашилы.
Мадхьямакаланкара
[ редактировать ]Синтез Шантаракшиты мадхьямаки, йогачары и дхармакиртианской мысли был изложен в его «Мадхьямакаланкаре» ( «Украшение Срединного пути »). В этом коротком стихотворном тексте Шантаракшита критикует некоторые ключевые индуистские и буддийские взгляды, а затем подробно описывает свое изложение доктрины двух истин . Это представляет идеализм Йогачары как превосходный способ анализа общепринятой истины, сохраняя при этом философию пустоты Мадхьямаки как высшую истину. В последних стихах этого текста он резюмирует свой подход следующим образом:
«С точки зрения ума — только нужно знать несуществование внешних сущностей. Основываясь на этой точке зрения на несущую природу всех дхарм, человек должен знать, что вообще нет никакого «я», даже в том, что является только умом. Поэтому те, кто держит в руках бразды правления логикой, путешествуя на колеснице двух систем [Мадхьямики и Йогачары], достигают стадии истинного махаяниста». [7]
Влияние
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Мипхам перечисляет основных индийских учеников Шантаракшиты как Камалашилу , Харибхадру и Дхармитру. Он также отмечает, что другие индийские ученые, такие как мастера Джнянапада и Абхаякарагупта (ок. 1100 г. н.э.), «также установили взгляд на Праджняпарамиту в соответствии с этой традицией». [26] Более того, по словам Дэвида Сейфорта Рюгга , другие более поздние индийские ученые, такие как Видьякарапрабха (ок. 800 г. н.э.), Нандасри, Буддхагьяна (пада), Джитари и Камбалапада, также принадлежат к этой традиции Йогачара-Мадхья. [27]
Джу Мипхам далее утверждает, что эту традицию продолжили тибетские ученые, такие как Нгок Лоцава, Чаба Чокьи Сенге и Ронгтон Чойе. [26] Работы Шантаракшиты также повлияли на многих более поздних тибетских деятелей, таких как Еше Де ( ок. 8 в.), Сакья Пандита (1182–1251), Цонкапа (1357–1419) и Джу Мипхам Гьяцо (1846–1912). [6]
Философия Шантаракшиты оставалась основной интерпретацией Мадхьямаки в тибетском буддизме с 8-го века до момента второго распространения в одиннадцатом и двенадцатом веках, когда работы Чандракирти начали переводиться. Блюменталь отмечает, что уже во времена Патсаба (12 век) «точка зрения Прасангика-Мадхьямаки начала широко преподаваться, и привилегия системы Шантаракшиты начала встречать серьезное сопротивление». [28] Мадхьямаки Дже Цонкапой (1357-1419) Интерпретация Прасангики и его новая школа, Гелуг , вызвали серьезную и влиятельную критику позиции Шантаракшиты. В немалой степени благодаря его усилиям Прасангика Мадхьямака заменила Мадхьямаку Шантаракшиты как доминирующую интерпретацию Мадхьямаки в тибетском буддизме. [28]
В конце 19 века Джу Мипхам снова попытался продвигать Йогачара-Мадхьямаку как часть движения Риме и как способ обсудить конкретную критику широко влиятельной философии Дже Цонкапы. Движение Риме финансировалось светскими властями в Дерге , Кхам , и начало создавать центры обучения, поощряющие изучение традиций, отличных от доминирующей традиции гелуг в центральном Тибете. Это движение Риме возродило традиции Сакья , Кагью , Ньингма и Джонанг , которые были почти вытеснены гегемонией Гелуг. [29]
В рамках этого движения ученый-ньингма XIX века Джамгон Джу Мипхам Гьяцо написал первый за почти 400 лет комментарий к «Мадхьямакаланкаре» Шантаракшиты . попросил Мипхама По словам его ученика Кунзанга Палдена, его учитель Джамьянг Кьенце Вангпо написать обзор всех основных философских шастр Махаяны для использования в монашеских колледжах Ньингма. [29] Комментарии Мипама теперь составляют основу монастырской учебной программы Ньингма. Мадхьямакаланкара , , почти забытая к XIX веку [29] теперь изучают все ученики шедры Ньингма .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд (2014). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 773. ИСБН 9780691157863 .
- ^ Сингх, Шьям Део Прасад (1981). «Наланда Пандит Сантаракшита - Его сочинения и усилия по распространению буддизма в Тибете и Непале» . Труды Индийского исторического конгресса . 42 : 110–114. JSTOR 44141119 . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Мурти (1989) стр.18-27, 41–43
- ^ stanford.edu: Шантаракшита (Стэнфордская энциклопедия философии)
- ^ Имя Шантаракшиты можно понимать как поэтический способ передачи слова «защищенный Буддой». Технически, как и «Дхармаракшита» или «Девадатта», сложное слово «Шанта-ракшита» следует понимать как «тритиятатпуруша», или инструментальное определительное сложное слово, включающее существительное «Шанта-» («мирный [человек]») в его (неявное) инструментальное изменение, с одной стороны, и пассивное причастие прошедшего времени «ракшита» («защищенный») - с другой.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Блюменталь (2018)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Эльчингер (2019)
- ^ Блюменталь, Джеймс. «Две темы, касающиеся сознания в синкретизме йогачара-мадхьямака Шантаракшиты» в Гарфилде и Вестерхоффе (2015) Мадхьямака и Йогачара: союзники или соперники?
- ^ Jump up to: а б с Блюменталь (2004), стр. 22-24.
- ^ Сингх, Шьям Део Прасад (1981). «Наланда Пандит Сантаракшита - Его сочинения и усилия по распространению буддизма в Тибете и Непале». Труды Индийского исторического конгресса . 42 : 110–114. JSTOR 44141119 .
- ^ Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), стр. 2–3.
- ^ Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), с. 85.
- ^ Jump up to: а б Блюменталь (2004), с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Банерджи, AC (1982) "Ачарья Сантараксита"
- ^ Гжон-Ну-Дпал, Ло-ца-ба богов; Рерих, Георгий (1988). Голубые Анналы . ISBN 9788120804715 .
- ^ Jump up to: а б Даргьяй, Ева М. (автор) и Уэйман, Алекс (редактор) (1977, 1998). Расцвет эзотерического буддизма в Тибете . Второе исправленное издание, переиздание. Дели, Индия: Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd. Серия буддийских традиций, том. 32. ISBN 81-208-1579-3 (бумага), стр.7
- ^ Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), с. 88.
- ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 87. Харрассовиц, Висбаден.
- ^ Блюменталь (2004), с. 43.
- ^ Блюменталь (2004), с. 24.
- ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 91. Харрассовиц, Висбаден.
- ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 91. Харрасовиц, Висбаден
- ^ Jump up to: а б Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , с. 92. Харрасовиц, Висбаден
- ^ Блюменталь, Джеймс. «Две темы, касающиеся сознания в синкретизме йогачара-мадхьямака Шантаракшиты» в Гарфилде и Вестерхоффе (2015) Мадхьямака и Йогачара: союзники или соперники?
- ^ Карпентер, Эмбер (2014) Индийская буддийская философия, стр. 233-235. Рутледж.
- ^ Jump up to: а б Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), стр. 86.
- ^ Рюгг, Дэвид Сейфорт (1981) Литература философской школы Мадхьямака в Индии , стр. 101-1 99-107. Харрасовиц, Висбаден.
- ^ Jump up to: а б Блюменталь (2004) с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Шантаракшита и Джу Мипхам (2005), стр. 4–5.
Источники
[ редактировать ]- Банерджи, Анукул Чандра. Ачарая Сантаракшита в «Бюллетене тибетологии», новая серия № 3, с. 1–5. (1982). Гангток, Сиккимский научно-исследовательский институт тибетологии и других буддийских исследований. [1]
- Блюменталь, Джеймс. Украшение Срединного пути: исследование мысли Мадхьямаки Шантаракшиты . Снежный лев, (2004). ISBN 1-55939-205-3 - исследование и перевод основного комментария Гелукпы к трактату Шантаракшиты: « Вспоминая Гьял-цаб Дже об украшении Срединного пути» .
- Блюменталь, Джеймс и Джеймс Эппл, «Шантаракшита», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2018 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), [2] .
- Доктор, Томас Х. (пер.) Мифам, Джамгон Джу. Речь восторга: комментарий Мипхама к «Украшению Срединного пути» Шантаракшиты . Итака: Публикации Snow Lion (2004). ISBN 1-55939-217-7
- Эльтшингер, Винсент. «Шантаракшита» в Энциклопедии буддизма Брилла. Том II: Жизни (2019)
- Ичиго, Масамичи (ред. и тр.). Мадхьямакаламкара Шантаракшиты с его собственным комментарием к Вритти и с подкомментарием или Панджикой Камалашилы . Киото: Бунейдо (1985).
- Джа, Ганганатх (пер.) Таттвасанграха Шантаракшиты с комментарием Камалашилы 2 тома. Первое издание: Барода, (ГСН № Lxxxiii) (1939). Перепечатка; Мотилал Банарсидасс, Дели (1986).
- Мурти, К. Кришна. Буддизм в Тибете . Сандип Пракашан (1989) ISBN 81-85067-16-3 .
- Прасад, Хари Шанкар (ред.). Сантараксита, его жизнь и работа. (Сборник статей со « Всеиндийского семинара по Ачарье Сантаракшите », проходившего 3–5 августа 2001 г. в монастыре Намдролинг, Майсур, Карнатака). Нью-Дели, Тибетский дом, (2003).
- Пхунцо, Карма. Диалектика и дебаты Мипхама о пустоте: быть, не быть или ни то, ни другое . Лондон: Рутледж Керзон (2005). ISBN 0-415-35252-5
- Шантаракшита (автор); Джамгон Джу Мипхам Гьяцо (комментатор); Группа переводов Падмакара (переводчики) (2005). Украшение Срединного пути: Мадхьямакаланкара Шантаракшиты с комментариями Джамгона Мипхама. Бостон, Массачусетс, США: Shambhala Publications, Inc. ISBN 1-59030-241-9 (алк. бумага)
- Содаргье, Кхенпо ( пер .). Китайский перевод «Комментария орнамента Срединного пути» Мипхама. онлайн-версии
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шантаракшита (автор); Джамгон Джу Мипхам Гьяцо (комментатор); Группа переводов Падмакара (переводчики) (2005). Украшение Срединного пути: Мадхьямакаланкара Шантаракшиты с комментариями Джамгона Мипхама. Бостон, Массачусетс, США: Shambhala Publications, Inc. ISBN 1-59030-241-9 (алк. бумага)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Таттвасанграха (с комментариями), английский перевод Ганганатхи Джа, 1937 г. (включая глоссарий)
- Блюменталь, Джеймс. «Шантаракшита» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .