Гитары
Джитари (или Джетари, по-тибетски Уайли второй половины X века) был влиятельным индийским буддийским философом, последователем эпистемологической школы Дхармакирти : Дгра лас рнам гьял, ок . и Мадхьямаки . Его считают одним из величайших пандитов 10 века. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он был учителем Атиши (ок. 982–1054), Ратнакарашанти и Дурвекамишры (ок. 970–1030). [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Джитари — это также имя одного из восьмидесяти четырех махасиддхов . [ 2 ]
Жизнь и мысль
[ редактировать ]Некоторые подробности о жизни Джитари можно почерпнуть из разных источников. Согласно более позднему биографическому очерку Таранатхи Джитари родился в Варендре ( Бенгалия ). [ 6 ] Его отец Гарбхапада присутствовал при дворе царя Санатаны Варендрского, вассала Паласа . Отец Джитари был тантрическим гуру, который посвятил его в буддийские практики Ваджраяны (особенно в Манджугхошу ), а также в изучение буддийской философии. даровал ему титул Пандты в университете Викрамашила . В конце концов Джитари стал известным ученым, и царь Махапала (правил до 940 г. н.э.) [ 7 ] Тибетские источники упоминают, что Джитари был учителем Атиши и Ратнакарашанти в Викрамашиле. [ 5 ] [ 6 ] Судя по всему, он оставался учеником-мирянином ( упасакой ) на протяжении всей своей жизни. [ 6 ]
Что касается его философской позиции, тибетские авторы часто относят его к Йогачара-Сватантрике Мадхьямике. [ 7 ] По словам Джунджи Чу в его «Темах дебатов» ( Вадастханани ), Джитари следует системе Дхармакирти, основанной только на сознании. Однако в « Стихах о классификации буддийских систем» ( Сугатаматавибхангакарика , букв. «Дифференциация текстов Сугаты») он обрисовывает систему йогачары, а затем позже опровергает окончательное существование сознания с точки зрения Мадхьямаки. [ 7 ] Джунджи Чу также утверждает, что Джитари поддерживает теорию Виджнянавады, которая гласит, что осознание имеет образ объекта (сакаравада). [ 7 ]
Так, по словам Цзюньцзе Чу: [ 7 ]
Если мы не предполагаем, что есть два философа, носящих одно и то же имя, мы должны рассмотреть возможность того, что Джитари формулирует свои разные философские позиции в своих двух работах. В своем философском труде «Темы дебатов» он опровергает различные, преимущественно небуддийские теории с точки зрения йогачары, а в своем доксографическом труде «Стихи о классификации буддийских систем и комментарии к ней» он опровергает теорию йогачары с позиции мадхьямаки. В этом прочтении можно сказать, что он разговаривает с разной аудиторией по-разному. Другая возможность, однако, состоит в том, что эти два произведения были написаны в разные периоды и что между этими двумя периодами его мысль претерпела радикальный переход от одной философской точки зрения к другой. Поскольку издание и философско-исторические исследования «Тем дебатов» все еще находятся на ранней стадии, никаких решающих выводов сделать нельзя. [ 7 ]
Однако Джитари, похоже, считал, что обе системы в конечном итоге имеют одну и ту же цель. Даже в « Стихах о классификации буддийских систем » Джитари во многом полагается на систему рассуждений Дхармакирти на протяжении всего текста, называя его «величайшей драгоценностью эпистемологов» и «верховным господином рассуждения». [ 6 ] Ближе к концу текста он цитирует Дхармакирти и пытается доказать, что его окончательная точка зрения также была точкой зрения Мадхьямаки , написав: «Какой умный человек поверит, что Дхармакирти был против сиддханты Мадхьямаки ?». [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Джитари был плодовитым автором, писавшим на многие буддийские и небуддийские темы, которые обсуждались в эпистемологической традиции Дхармакирти.
Его работы включают множество работ по философии, эпистемологии ( прамана ) и рассуждениям (хетувидья). Многие из них были собраны в сборник под названием «Темы дебатов» (Вадастханани). Некоторые из его философских работ включают: [ 4 ] [ 2 ] [ 7 ]
- Апохасиддхи (Доказательство исключения)
- Аваявинишедха (отрицание концепции Найяики о целом, состоящем из частей грубого объекта)
- Ишваравадиматапарикша (Исследование учения о Боге / Ишваре )
- Кшанабхангасиддхи (Доказательство мгновенности)
- Кшанабангопаньяса (Введение в мгновенность)
- Акшаникавадавичара (Исследование теории немоментности)
- Джатиниракрити (Анализ каст )
- К теории родового свойства или универсальности ( Джативада
- Джатьядинишедха (Отрицание существования универсалий)
- Саманьяниракрити (Опровержение существования универсалий)
- Дигамбараматапарикша (Исследование джайнской доктрины дигамбары ) или Анекантаваданираса (Опровержение Анекантавады )
- Двиджатидушана (Критика касты дваждырожденных )
- Дхармадхармивинишкая (Определение собственности и ее носителя)
- Наиратмьясиддхи (Доказательство самоотверженности )
- Балаватаратарка («Логика для необразованных людей»), труд по эпистемологии для начинающих.
- Бхавикаранавада («О доктрине ретропричинности ») была переведена на английский язык Эли Франко. [ 8 ]
- *Опровержение пратьябхиджни . философии
- *Вадастханани (Поводы для аргументации)
- Виджняптиматратасиддхи (только доказательство сознания)
- Ведапраманьясиддхи (Об эпистемической недействительности Вед )
- Вьяпаканупаламбха (О невосприятии проникающего)
- Шрутикатрисиддхи (Доказательство человеческого авторства Ведических предписаний)
- Шабдапраманья (О недействительности ведических устных свидетельств)
- Сарваджнясиддхи (Доказательство всеведения)
- Сахопалабха (Теория одновременного восприятия объектов и знаний)
- Самагрибханга (Разрушение причинного комплекса)
- Хетутаттвопадеша (Наставление об истинной природе разума)
- Стихи о классификации буддийских систем и комментарии к ней (Сугатаматавибхангакарика и Сугатаматавибхангабхашья), доксографический труд, следующий за «Джнанасарасамуччая » Арьядевы .
Он также написал различные произведения и комментарии по Махаяне, в том числе: [ 7 ] [ 6 ]
- Комментарий к Шикшасамукчае
- Комментарий к Бодхичарьяватаре
- Комментарий к Акашагарбха-сутре
- Бодхичиттотпадасамаданавидхи, «ритуальное руководство» по заповедям бодхисаттвы, основанное на Бодхичарьяаватаре. [ 5 ] [ 9 ]
- Адикармамикабхумипаришкара, краткое изложение основ пути Махаяны для бодхисаттв-неофитов. [ 6 ]
- Бодхьяпаттидешанавритти-бодхисаттвашикшакрама-нама, ритуальное руководство для исповедания в нарушении обетов бодхисаттвы. [ 6 ]
- Читтаратнавишодханакрама-нама-лекха — послание об управлении умом, адресованное царю. [ 6 ]
Джитари также написал различные труды по Ваджраяне, в основном тантрические садханы и ритуальные тексты, посвященные различным божествам, таким как Хеваджра , Чандамахаросана, Авалокитешвара , Аксобхья , Праджняпарамита , Панчаракша и Апарамитаюс . [ 3 ] [ 1 ] [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чу, Джунджи и Эли Франко. 2016. «Редкие рукописи произведений Джитари». В санскритских рукописях в Китае II: Труды группы экспертов на Пекинском семинаре по тибетским исследованиям 2012 г., 1–5 августа , под редакцией Сюэчжу Ли и Хорста Ласича, 15–48. Пекин: Китайское издательство тибетологии.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Джитари». В Принстонском словаре буддизма , стр. 393. Издательство Принстонского университета, 2014.
- ^ Перейти обратно: а б Джузеппе Туччи (1930). ДЖАТИНИРАКРТИ ДЖИТАРИ. Анналы Бхандаркарского института восточных исследований, 11 (1), 54–58. дои: 10.2307/41688162
- ^ Перейти обратно: а б «ВОСТОК – Джитари» . East.ikga.oeaw.ac.at. Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эппл, Джеймс Б. Драгоценности Срединного пути: наследие Мадхьямаки Атиши и его ранних тибетских последователей, стр. 25-26. Саймон и Шустер, 2019.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ньюман, Джон. « Сугатаматавибхангакарика Джитари » (1988). Академия.edu.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джунджи Чу, «ДЖИТАРИ: более поздний буддийский мастер дебатов», в Edelglass (редактор) и др. Справочник Рутледжа по индийской буддийской философии (Справочники Рутледжа по философии), Routledge (2022).
- ^ Франко, Эли. Бхавикаранавада Джитари. Буддийский трактат десятого века об обратной причинно- следственной связи на менее пройденном пути. ТОМ ПОЗДРАВЛЕНИЙ В ЧЕСТЬ ДЖОНА ТЕЙБЕРА, 2021 г.
- ^ Кирилл Солонин и Хаоюэ Се (2021): Тангутский буддизм и Бодхичиттотпадасамаданавидхи, Исследования китайских религий, DOI: 10.1080/23729988.2021.1941623