Харибхадра (буддийский философ)
Харибхадра , также известный как Шизи Сянь ( упрощенный китайский : 狮子贤 ; традиционный китайский : 獅子 賢 ; пиньинь : Shīzixián ) или Сенгге Зангпо ( тибетский : སེང་གེ་བཟང་པོ་ , Уайли : seng-ge bzang-po ; оба имени означают «праведный лев») — буддийский философ и комментатор VIII века нашей эры. [1] Он был одним из монахов-основателей монастыря Викрамашила в современном Бихаре , Индия , а также его наставником. [2] Императора , Дхармапала Палы [3] [4]
Его известным учеником был монах Буддхагьяпада, который также сыграл роль в основании Викрамашилы. [5]

Жизнь
[ редактировать ]Подробности жизни Харибхадры известны как из его сочинений, так и из сочинений более поздних тибетских писателей, включая Таранатху и Бутон Ринчен Друб . Большинство ученых относят Харибхадру ко второй половине 8-го века и началу 9-го века, но Мано Лаухаванич относит его к 735–795 годам нашей эры. Что известно наверняка, так это то, что он действовал во время правления императора Дхармапалы , поскольку Таранатха отметил, что он умер через 20 лет после восхождения Дхармапалы на трон. [1] Бутон утверждает, что Харибхадра принадлежал к семье кшатриев, а Таранатха утверждает, что он был принцем. Существует история, в которой подробно рассказывается, что он получил свое имя после того, как на его мать напал и убил лев , когда он был еще в ее утробе. Он выжил; следовательно, Хари относится к льву, а Бхадра относится к удачливому. [1]
В колофоне Алоки подробно говорится, что он остановился в монастыре Трикатука, который еще не идентифицирован, но, вероятно, находился на северо-востоке Индии, вокруг Бихара и Бенгалии . Буддизм при жизни Харибхадры процветал на территории Империи Пала, были основаны новые монастыри, в том числе Викрамашила , Одантапури и Сомапура . [1]
На протяжении всей своей монашеской карьеры он считался специалистом по Праджняпарамите . [1]
Работает
[ редактировать ]
Комментарий Харибхадры к « Абхисамаяланкаре» был одним из самых влиятельных из двадцати одного индийского комментария к этому тексту, возможно, из-за статуса его автора как ученика Шантаракшиты. Как и его учитель, Харибхадра ретроспективно рассматривается тибетской доксографической традицией как представитель школы Йогачара-Сватантрика-Мадхьямака .
Интерпретация Харибхадрой Абхисамаяланкары , особенно его четырехкайской модели, была противоречивой и противоречила более ранней нормативной интерпретации, популяризированной Вимуктасеной . Харибхадра утверждает, что глава 8 Абхисамаяламкары описывает состояние будды через четыре кая: свабхавикайя, [джняна] дхармакая, самбхогакая и нирманакая. [6] Позиция Харибхадры, в свою очередь, была оспорена Ратнакарашанти и Абхаякарагуптой . В Тибете дебаты продолжились: Дже Цонкапа отстаивал позицию Харибхадры, а Горампа из школы Сакья отстаивал другую. [7]
В отличие от многих своих современников, Харибхадра не был связан с какой-либо популярной практикой Тантры того периода. он ссылается на тантрический текст « Ваджрапаньябхишекамахатантра» . Однако в своей «Алоке» [1]
Наследие
[ редактировать ]Работы Харибхдры были популярны в Тибете , где он имел почти «неоспоримый» статус. Его комментарии были переведены на тибетский язык относительно рано, в XI веке, и одним из этих переводчиков был Рнгог Блолдан шес раб. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хартер, Пьер-Жюльен (2013). «Харибхадра» . Интернет-энциклопедия буддизма Брилла .
- ^ Киннард, Джейкоб (1996). «Переоценка Пала-среды восьмого-девятого веков: иконоконсерватизм и стойкость Шакьямуни» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 19 .
- ^ Киоун, Дамиан (2003). «Харибхадра» . Оксфордский словарь буддизма .
- ^ Падманабх, Джайни (1972). «Алока» Харибхадры и «Саратама» Ратнакарашанти: сравнительное исследование двух комментариев к «Аштасахасрике» » . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 35 (2): 271–284. дои : 10.1017/S0041977X0010936X . JSTOR 614403 .
- ^ Чаттопадхьяя, Алака (1981). Атиша и Тибет: жизнь и труды Дипамкары Шриджняны по отношению к истории и религии Тибета, с тибетскими источниками, переведенными под руководством ламы Чимпы . Мотилал Банарсидасс. п. 108. ИСБН 978-81-208-0928-4 .
- ^ см. ссылку на Макранский ниже, стр. 115.
- ^ Воплощение состояния будды: источники противоречий в Индии и Тибете Джон Дж. МакранскиОпубликовано SUNY Press, 1997. ISBN 978-0-7914-3431-4 , 494 страницы; [1]