Более осторожный
Более осторожный Мес Агтшомс | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ценпо | |||||
Император Тибета | |||||
Царствование | 705–755 | ||||
Предшественник | Тебе нужен Сонгцен или Лха Бальпо. | ||||
Преемник | Трисонг Децен | ||||
Регент | Дро Тримало Мы, Трисиг Шангнен | ||||
Рожденный | Гельцукру ( Столица ) 704 Лхаса , Тибет | ||||
Умер | 755 (51 год) Тибет | ||||
Похороны | Мавзолей Лхари Цукнам, Долина царей | ||||
Супруг | Гьямоза Кимшанг ( она же принцесса Цзиньчэн, из Китая ) Джангмо Трицун (из Наньчжао ) Нанамза Мангподе Житенг | ||||
Проблема | Чан Цалхавон Трисонг Децен | ||||
| |||||
Обед | список | ||||
Отец | Ты хочешь Сонгцена | ||||
Мать | Чимза Ценмоток | ||||
Религия | Тибетский буддизм |
Триде Цукцен ( тибетский : Хри лде гцуг бцан , Уайли : хри лде гцуг бцан , 704–755 гг. н.э.), [ 1 ] по прозвищу Ме Актсом ( тибетский : མེས་ཨག་ཚོམས , Уайли : mes ag tshoms , «Бородатый дедушка»), [ 2 ] был императором Тибетской империи и сыном Триду Сонгцена и его королевы Ценмы Токтоктенг, принцессы Чима ( тиб .: བཙན་ མ་ ཐོག་ ཐོག་ སྟེང , Уайли : btsan ma thog thog steng ). Обычно он известен под прозвищем Ме Актсом «Бородатый дедушка», которое ему дали в более позднем возрасте, потому что он был очень волосатым. [ 3 ]
Его отец, Триду Сонгцен, погиб в 704 году в бою на территории Майва в королевстве Наньчжао ( Уайли : ' джан , современный низменный Юньнань ). [ 4 ] В Старой книге Тан говорится, что он собирался подавить подчиненные королевства на южных границах Тибета, включая Непал и некоторые части Индии.
Между его сыновьями возник спор, но «через долгое время» народ посадил на трон семилетнего Триде Цукцена. [ 5 ] [ 6 ]
Борьба за трон
[ редактировать ]Однако из источников совершенно неясно, что именно произошло после смерти Триду Сонгцена. Согласно Тибетским Анналам , «тот, кто будет коронован царем» (т.е. Мес-аг-тшомс?) родился весной 704 года, всего за несколько месяцев до смерти отца.
Беквит утверждает, что зимой 704–705 годов трон занял Лха («Бальфо» или Лха Балпо), один из сыновей Триду Сонгцена, но Тримало ( Wylie : khri ma lod ), вдовствующая императрица , жена второй император, Мангсонг Мангцен и мать Триду Сонгцена, «свергнула Лха с престола в пользу младенца Ргьяла Гцуг ру, будущего Кри гцуг брцана, широко известного как Мес аг тшомс. Восстания и казни сопровождали фактический переворот, но Анналы и китайские источники мало что сообщают о них. Лха, по-видимому, не был убит, а лишь вынужден уйти в отставку. Возможно, именно поэтому «отставной император» Лха действительно принял китайскую принцессу Чин-чэн и женился на ней в 710 году. [ 7 ] В любом случае, в Тибете наблюдалось больше внутренних беспорядков, и на границах с Китаем царило примечательное спокойствие». [ 8 ]
Как бы то ни было, Ме Актсом был коронован в 705 году нашей эры. [ 9 ] хотя формально он не был возведен на престол до смерти Тримало в 712 году. [ 10 ]
Принцесса Цзиньчэн и буддизм
[ редактировать ]Китайская принцесса Цзиньчэн (?-739), приемная дочь императора Тан Чжунцзуна (годы правления 705-710), [ 11 ] была отправлена в Тибет в 710 году, где, согласно большинству источников, вышла замуж за Мес-аг-чомса, которому в то время было всего шесть или семь лет. [ 12 ] В Тибете она была известна как принцесса Гим Шинг или Последняя китайская принцесса Онг Чо ( Wylie : gyim shing kong jo, rgya bza' rjes ma ong co ), или просто «Ким Шэн», и была набожной буддисткой .
Было построено пять буддийских храмов: Чинг бунамра, Квачу в Браг Дмаре, Гран Бзанг, Хар Браг и СМас Гонг. [ 13 ]
Буддийские монахи из Хотана , спасавшиеся от преследований антибуддийского короля, получили убежище от Ким Шэна около 737 года. Эта история записана в Ли юллунг бцан па «Пророчестве страны Ли» , буддийской истории Хотана, которая сохранилась как часть Тенгюра . , [ 14 ] [ 15 ]
Цзиньчэн умер во время вспышки оспы где-то между 739 и 741 годами. Подъем антибуддийских группировок в Тибете после смерти китайской принцессы начал возлагать вину за эпидемию на поддержку буддизма королем и королевой. [ 16 ] Это заставило монахов снова бежать; сначала в Гандхару , а затем в Косамби в центральной Индии, где монахи, очевидно, поссорились и убили друг друга. [ 17 ]
Другие жены
[ редактировать ]У Мес-аг-тшомса были еще две жены, дворянка из рода Нанам Манг-мордже бЖи-стенг, умершая в 730 г. [ 18 ] и принцесса из Чанга ( Наньчжао ) по имени Кам Лха-Спанс. [ 16 ]
Политическая и военная деятельность
[ редактировать ]В 717 году тибетцы (согласно китайской истории XI века) объединились с тюрками-тюргами, чтобы напасть на Кашгар . [ 19 ]
В 720 году тибетские войска захватили уйгурское княжество Бугкор в оазисе Дуньхуан. [ 20 ]
В « Анналах Тан» сообщается, что в 722 году тибетцы напали на Гилгит (тиб. Bru-sha), что могло означать, что они уже получили контроль над Ладакхом и Балтистаном , чтобы пройти через него. Однако тибетцы могли пройти через регион Таглокан и напасть на Гилгит без необходимости захвата Балтистана и Ладакха, о чем свидетельствуют пути и торговые пути через Шаксгам и Балтистан. [ 21 ] [ 22 ]
В 727 году король ушел, чтобы взять управление Ажа в свои руки. Затем он захватил важную китайскую крепость Ква-цу или Гуачжоу в ( Аньси ), к юго-востоку от Дуньхуана , которая содержала припасы для всех территорий, находившихся под доминированием китайцев, вплоть до западных тюрков (Дру-гу) на севере и Тазиг (арабы) на западе, и все это богатство попало в руки тибетцев, так что даже у простых тибетцев были прекрасные китайские шелка, в которые можно было одеваться. [ 18 ] [ 23 ] Однако китайцам удалось прогнать тибетцев в 728 году после восьмидесятидневной осады. [ 24 ]
В 724 году, согласно китайской энциклопедии 1013 года, китайская принцесса Ким Шэн тайно написала правителю Кашмира с просьбой о предоставлении убежища, но из этого, видимо, ничего не вышло. [ 20 ]
В 730 году был подписан мирный договор с Китаем, который установил границу к востоку от Коконора у перевала Чилин в Красных холмах. В 733 году Мес-аг-чомс написал китайскому императору Сюаньцзуну (годы правления 712–756), в котором заявил, что Китай и Тибет являются одинаково великими королевствами, и выразил надежду, что мир сохранится. В 734 году была воздвигнута колонна с выгравированной надписью договора, и, хотя вскоре после этого она, очевидно, была снесена, послы регулярно путешествовали между Лхасой и Чанъанем в течение следующих пятнадцати лет. [ 25 ]
В 736 году Тибет снова напал на Бру-шу (Гилгит), и правитель прибыл в Тибет, чтобы отдать дань уважения. Позже в том же году китайцы также напали на Бру-шу, но в 740 году тибетская принцесса Хри-малод вышла замуж за правителя Бру-ша.
В 738 году «Девять петель Хуан Хо», переданных Тибету в качестве приданого, были возвращены китайцам.
В 740 году китайцы также восстановили контроль над ключевой крепостью Анжун, к северу от Чэнду , которую тибетцы удерживали более шестидесяти лет. В 742 году китайцам также удалось отбить грозную крепость Шипу недалеко от границы в Красных холмах. [ 24 ]
В 747 году китайцы под командованием генерала Гао Сяньчжи (происхождения Когурё) сразились с тибетцами и вынудили их покинуть регион. [ 20 ]
Между 748 и 752 годами король Белой Мива, входивший в состав провинции Цзян ( Наньчжао ), восстал против китайского владычества и подчинился королю Тибета. [ 26 ]
В 751 г. тибетцы вновь отправили войска к северу от реки Яксарт ( Сырдарья ) и помогли арабам и туркам -карлукам разгромить китайцев при Таласе . Эта решающая битва положила конец власти Тана на западе. [ 24 ]
Каг-ла-бон (годы правления 748–779), правитель Цзанга ( Наньчжао Также в 751 году засвидетельствовать почтение Мес-аг-чомсу приехал ) в Юньнани. В 753 году Мес-аг-чомс послал ему золотую дипломатическую печать, а в 754 и 756 годах тибетские армии были отправлены на помощь Наньчжао в борьбе с китайцами. [ 27 ]
Отношения с Непалом
[ редактировать ]Незадолго до воцарения Мес-аг-чомса, в 703 году, в Танских летописях записано, что «все подчиненные страны на юге, такие как Непал и другие, восстали». [ 28 ] Восстание было быстро подавлено, поскольку в Тибетских анналах говорится, что в 705 году «наследник принца был коронован королем, а бабушка Кри-ма-лод умерла в Дронге»; что некоторые повстанцы были казнены и что «в Понг-лаг-ранге старший принц был свергнут с трона» [ 29 ] Мес-аг-чомс провел лето 707–712, 718, 719, 722 и 723 годов в Бале. [ 30 ] [ 31 ]
Поддержка буддизма
[ редактировать ]Надпись на колонне Скар-кунг, воздвигнутой во время правления Садналега (годы правления около 800–815 гг.), гласит, что во время правления Мег-аг-чомса «святыни Трех Драгоценностей были основаны путем строительства храмов в Ква -cu и Mching-phu в Брагмаре и так далее». Храм в Ква-чу предположительно был построен после разграбления Тибетом Гуачжоу в 727 году. [ 32 ] [ 33 ] Однако антибуддийская деятельность после смерти его китайской жены и некоторые упоминания в указах Трисонга Децена и его сына Садналегса указывают на разногласия и подавление буддизма - по крайней мере, во второй половине его правления. [ 33 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Мес-аг-чомс, по-видимому, был убит во время дворцового восстания, спонсируемого двумя министрами в 755 году, как и колонна, воздвигнутая позже в Жоле перед государствами Потала . За ним последовал его знаменитый пробуддийский сын Трисонг Децен . [ 34 ] [ 35 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Бакот, Дж. и др. (1940), с. 40, 54.
- ^ Зуйхоу, Ямагучи (1996). Дрег, Жан-Пьер (ред.). От Дуньхуана до Японии: изучение Китая и буддизма, предложенное Мишелю Соймье . Женева: Дроз. п. 232. ИСБН 978-2-600-00166-3 .
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 32. ОСЛК 6195921 .
- ^ Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете». В Штайнкельнере, Эрнст; Таушер, Хельмут (ред.). Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, проходившего в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Венские исследования по тибетологии и буддологии. Том №№. 10-11. Вена: 1983. с. 5 примечание 10. OCLC 11213851 .
{{cite book}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Пеллиот, Пол (1961). Древняя история Тибета . Париж: Книготорговец Америки и Востока. п. 12.
- ^ Ли, Дон Ю. (1981). История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Таншу . Блумингтон, Индиана: Восточная пресса. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете», стр. 1–14. В: Исследования Вайнера по тибетологии и буддологии . Нет. 10-11. [Эрнст Штайнкельнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, проходившего в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Том. 1-2.] Вена, 1983.
- ^ Беквит, Кристофер И. 1987. Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 , стр. 69-70.
- ^ Бакот, Дж. и др. (1940), с. 40.
- ^ Древний Тибет , с. 242.
- ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу, стр. 29. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Вангду и Димбергер (2000), стр. 33-34 и н. 56.
- ^ Вангду и Димбергер (2000), стр. 33-35 и н. 56.
- ^ Ф. В. Томас, Тибетские литературные тексты и документы, касающиеся китайского Туркестана , часть I, Лондон, 1935, стр. 73-76.
- ^ RE Эммерик. Тибетские тексты о Хотане . 1967. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Древний Тибет , с. 253.
- ^ Хилл (1988), стр. 179-180.
- ^ Перейти обратно: а б Бакот, Дж. и др. (1940), с. 48.
- ^ Древний Тибет , с. 246.
- ^ Перейти обратно: а б с Древний Тибет , с. 248.
- ^ Пеллиот, Пол. Древняя история Тибета . Париж. Книготорговец Америки и Востока. 1961, с. 99.
- ^ Древний Тибет , с. 243.
- ^ Снеллгроув, Дэвид. 1987. Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . 2 тома. Шамбала, Бостон, Том. II, с. 354.
- ^ Перейти обратно: а б с Древний Тибет , с. 249.
- ^ Древний Тибет , с. 245.
- ^ Снеллгроув, Дэвид. 1987. Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . 2 тома. Шамбала, Бостон, Том. II, стр. 354, 357, нн. 96 и 97.
- ^ Древний Тибет , с. 250.
- ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу, стр. 28. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Бакот, Дж. и др. (1940), стр. 40-41. (Перевод с французского)
- ^ Бакот, Дж. и др. (1940), с. 41-46.
- ^ Тензин, Ачарья Кирти Тулку Лобсанг. «Ранние отношения между Тибетом и Непалом (7-8 века)». Перевод К. Дхондупа. Тибетский журнал, Том. VII, №№ 1 и 2. Весна/Лето 1982 г., с. 85.
- ^ Ричардсон (1981), с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете», стр. 3, примечание 7. В: Вайнеровские исследования по тибетологии и буддологии . Нет. 10-11. [Эрнст Штайнкельнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, проходившего в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Том. 1-2.] Вена, 1983.
- ^ Ричардсон, (1981), с. 7.
- ^ Древний Тибет , с. 254.
Ссылки
[ редактировать ]- Древний Тибет: материалы исследований проекта Еше Де (1986). Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3 .
- Бэкот Дж. и др. (1940). Документы из Тоуэн-хуана, относящиеся к истории Тибета . Книготорговец-востоковед Поль Гюнтер, Париж.
- Эммерик, Р.Э. Тибетские тексты о Хотане . 1967. Издательство Оксфордского университета.
- Хилл, Джон Э. «Заметки о датировке истории Хотана». Индо-иранский журнал , Vol. 13, № 3, июль 1988 г. Чтобы приобрести эту статью, см.: [1] . Обновленную версию этой статьи можно бесплатно скачать (при регистрации) по адресу: [2]
- Ричардсон, Хью (1981). Корпус ранних тибетских надписей Королевского Азиатского общества, Лондон. ISBN 0-947593-00-4 .
- Томас, Ф.В. (1935) Тибетские литературные тексты и документы, касающиеся китайского Туркестана , части i-iv, Лондон, 1935,
- Вангду, Пасанг и Димбергер, Хильдегард. (2000) Дба'бжед : Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет . Перевод и факсимильное издание тибетского текста. Издательство Австрийской академии наук, Вена, 2000. ISBN 3-7001-2956-4 .