Трисонг Децен
Три Сонгдецен Кри Сронг Лде Цан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ценпо | |||||
Император Тибета | |||||
Царствование | 755–794 | ||||
Предшественник | Я атгсом | ||||
Преемник | Мы Ценпо | ||||
Регент | Машанг Дромпакье | ||||
Рожденный | 742 | ||||
Умер | 797 (55 лет) | ||||
Похороны | Мавзолей Трулри Цукнанг, Долина царей | ||||
Супруг | Цепонгза Метокдрон Чимза Лхамоцен Kharchenza Chogyel Дроза Тригьел Моцен ( он же Джангчуп Джерцен ) Пойёза Гьел Мотсун Еше Цогель | ||||
Проблема | Мутри Сонгпо Мы Ценпо Мутик Ценпо Садналегс | ||||
| |||||
Обед | список | ||||
Отец | Я атгсом | ||||
Мать | Нанамза Мангподе Житенг | ||||
Религия | Тибетский буддизм |
Три Сонгдецен ( тибетский : ཁྲོ་སྲོང་ལྡེ་བརྩན། ཁྲི་ སྲོང་ལྡེ་བཙན , Уайли : khri srong lde brtsan/btsan , ZYPY : Чисон Дезан , лхасский диалект : [ʈʂʰisoŋ tetsɛ̃] ) был сыном Меня Агцом , 38-й император Тибета . Он правил с 755 по 797 или 804 годы нашей эры. Три Сонгдецен был вторым из трех царей Дхармы Тибета, сыграв ключевую роль в распространении буддизма в Тибете и создании Ньингма или «древней» школы тибетского буддизма .
Империя, унаследованная Три Сонгдеценом, несколько пришла в упадок по сравнению с ее наибольшим размером при первом Короле Дхармы, Сонгцене Гампо . Распад продолжился, когда в 694 г. Тибет потерял контроль над несколькими городами Туркестана , а в 703 г. Непал поднял восстание. Тем временем арабские силы боролись за влияние на западных границах Тибетской империи. Тем не менее, Три Сонгдецен стал величайшим правителем имперского Тибета и беспрецедентным буддийским благотворителем. [1]
Три Сонгдецен и его поддержка буддизма
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Три Сонгдецен очень важен для истории тибетского буддизма как один из трех «королей Дхармы» (тибетский: chögyel ), основавших буддизм в Тибете . Тремя королями Дхармы были Сонгцен Гампо , Три Сонгдецен и Ралпакан .
Столп Скар-кунг, воздвигнутый Садналегом (годы правления около 800-815 гг.), говорит, что во время правления Три Сонгдецена «святилища Трех Драгоценностей были основаны путем строительства храмов в центре и на границах, Бсам-ьяс в Браг- мар и так далее». [2] В первом указе Три Сонгдецена уже упоминается община монахов в Бсамьясе ( Самье ), состоявшая из бывшей армии. [3]
Индийские традиции
[ редактировать ]Сонгдецен стал императором в 755 году, в возрасте 13 лет. Его обращение в буддизм произошло в 762 году, в возрасте 20 лет. [4] В постимперских источниках утверждается, что он пригласил Падмасамбхаву , Шантаракшиту , Вималамитру и различных других индийских учителей приехать в Тибет, чтобы распространить новейшее понимание учения. Два пандита начали с того, что основали Самье как первую вихару в Тибете. Несколько тибетцев в конечном итоге были посвящены в монахи, и был предпринят обширный проект по переводу буддийских писаний с санскрита на классический тибетский язык . [5] Еше Цогьял , ранее бывшая супругой или женой Три Сонгдецена, стала великим мастером после обучения у Падмасамбхавы и считается Матерью буддизма.
Китайские традиции
[ редактировать ]Первое задокументированное распространение чань-буддизма в Тибете, зафиксированное в так называемых « Заявлениях семьи Сба» , произошло примерно в 761 году, когда Три Сонгдецен Децен отправил группу в регион Ичжоу , чтобы получить учение Ким Хвасана , корейского чана. мастер , с которым они столкнулись в Сычуани . Группа получила учения и три китайских текста от Кима, который вскоре умер. [6]
Три Сонгдецен покровительствовал второму отряду, отправившемуся в Китай в 763 году. Эту вторую экспедицию возглавил высокий министр Сба Гсалснан. Ученые расходятся во мнениях относительно того, с кем Гсалснан столкнулся в Ичжоу. Ранние ученые рассматривали Кима, но это было изменено на Баотана Учжу (714–774), главы и основателя монастыря Баотанг в Чэнду . И Ким, и Баотан Учжу принадлежали к одной и той же школе Чань, Восточному горному учению . [6]
Дебаты
[ редактировать ]Три Сонгдецен провел знаменитые двухлетние дебаты в 792-794 годах, известные в западной науке как «Совет Лхасы» (хотя они проходили в Самье, на довольно большом расстоянии от Лхасы ) за пределами столицы. Он спонсировал дебаты о Дхарме между чань-буддистом Мохеяном , который представлял третью задокументированную волну распространения чань в Тибете, и ученым Камалашилой , учеником Шантаракшиты . Фактически дебаты велись между китайской и индийской буддийскими традициями, представленными в Тибете.
Источники расходятся как по поводу характера дебатов, так и по поводу победителя. Штейн (1972: стр. 66-67) считает, что Камалашила распространил «постепенный подход» к просветлению, состоящий из очистительной садханы , такой как развитие парамит . Роль Камалашилы заключалась в посвящении тибетцев в буддийские монахи и пропаганде буддийской философии в том виде, в каком она процветала в Индии. Штейн (1972: стр. 66-67) считает, что Камалашила победила в дебатах и что Три Сонгдецен встал на сторону Камалашилы. [7]
Строительство ступы
[ редактировать ]Три Сонгдецен также традиционно ассоциируется со строительством Буднатха в долине Катманду в Непале. [8]
С другой стороны, роль Падмасамбхавы заключалась в распространении учения буддийской тантры в Тибете. Во время правления Три Сонгдецена совместные усилия Падмасамбхавы, Шантаракшиты и Камалашилы утвердили в Тибете как индийскую буддийскую философскую интерпретацию, так и буддийскую тантру.
Политическая и военная деятельность
[ редактировать ]В 763 году Три Сонгдецен послал армию из 200 000 человек к границе с Танским Китаем, разгромив тамошние силы, а затем продолжив захват Чанъаня , столицы Танского Китая, вынудив императора Тан Дайцзуна бежать из столицы. [9] В 783 году между Китаем и Тибетом был заключен мирный договор, по которому Тибету были переданы все земли в современном Цинхае .
Король также заключил союз с Наньчжао в 778 году, объединив силы для нападения на китайцев в Сычуани .
Затем Три Сонгдецен стремился расшириться на запад, достигнув Амударьи и угрожая аббасидскому халифу Харуну ар-Рашиду . Халиф был настолько обеспокоен, что заключил союз с китайским императором. Три Сонгдецен будет занят арабскими войнами на западе, одновременно оказывая давление на своих китайских противников на востоке и севере, пока его правление не закончится в 797 году.
Выход на пенсию, смерть и преемственность
[ редактировать ]У Три Сонгдецена было четыре сына: Мутри Ценпо, Муне Ценпо , Мутик Ценпо и Садналегс . Старший сын Мутри Ценпо рано умер.
Три Сонгдецен удалился жить во дворец в Зунгкаре и в 797 году передал власть своему второму сыну, Муне Ценпо . С этого момента в различных исторических источниках возникает большая путаница. Похоже, после смерти Три Сонгдецена развернулась борьба за престол. Неясно, когда умер Три Сонгдецен и как долго правил Мунэ Ценпо. В « Завещании Ба» , тибетском историческом тексте, который, возможно, датируется IX веком, утверждается, что Муне Ценпо настаивал на том, чтобы похороны его отца проводились в соответствии с буддийскими, а не традиционными обрядами. [10]
Говорят, что Мунэ Ценпо был отравлен своей матерью, которая завидовала его прекрасной жене. [11] [12]
Как бы то ни было, и Старая Книга Тан , и тибетские источники сходятся во мнении, что, поскольку у Мунэ Ценпо не было наследников, власть перешла к его младшему брату Садналегсу, который взошел на трон к 804 году нашей эры. [13] [14]
Другой брат, Мутик Ценпо, очевидно, не рассматривался на эту должность, поскольку ранее он убил старшего министра и был сослан в Лходак Кхарчу недалеко от границы с Бутаном . [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Капштейн, М. (2013). Тибетский буддизм: очень краткое введение.
- ^ Ричардсон, Хью. Корпус ранних тибетских надписей (1981), с. 75. Королевское азиатское общество, Лондон. ISBN 0-947593-00-4 .
- ^ Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете», стр. 3, примечание 7. В: Вайнеровские исследования по тибетологии и буддологии . Нет. 10-11. [Эрнст Штайнкельнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, проходившего в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Том. 1-2.] Вена, 1983.
- ^ Капштейн, М. (2013). Тибетский буддизм: очень краткое введение.
- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 66. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Jump up to: а б Рэй, Гэри Л. (2005). Северная школа Чань и дебаты о внезапном и постепенном просветлении в Китае и Тибете . Источник: [1] Архивировано 25 июля 2008 г. на Wayback Machine (дата обращения: 2 декабря 2007 г.).
- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , стр. 66-67. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Легенда о Великой Ступе и История жизни Гуру, рожденного в лотосе , стр. 21-29. Кейт Дауман (1973). Тибетский центр медитации Ньингма. Книги Дхармы. Беркли, Калифорния.
- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 65. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ dBa' bzhed: Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет . Перевод и факсимильное издание тибетского текста Пасанга Вангду и Хильдегард Димбергер. Издательство Австрийской академии наук, Вена, 2000 г. ISBN 3-7001-2956-4 .
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), стр. 46-47. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де , стр. 284, 290-291. Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3
- ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу , с. 144 и н. 3. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 131. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), с. 47. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.