Jump to content

Трисонг Децен

(Перенаправлено с Трисонг Дойцен )
Три Сонгдецен
Кри Сронг Лде Цан
Ценпо
Tri Songdetsen statue at Samye .
Император Тибета
Царствование 755–794
Предшественник Я атгсом
Преемник Мы Ценпо
Регент Машанг Дромпакье
Рожденный 742
Умер 797 (55 лет)
Похороны
Мавзолей Трулри Цукнанг, Долина царей
Супруг Цепонгза Метокдрон
Чимза Лхамоцен
Kharchenza Chogyel
Дроза Тригьел Моцен ( он же Джангчуп Джерцен )
Пойёза Гьел Мотсун
Еше Цогель
Проблема Мутри Сонгпо
Мы Ценпо
Мутик Ценпо
Садналегс
Имена
Три Сонгдецен
Обед
Отец Я атгсом
Мать Нанамза Мангподе Житенг
Религия Тибетский буддизм

Три Сонгдецен ( тибетский : ཁྲོ་སྲོང་ལྡེ་བརྩན། ཁྲི་ སྲོང་ལྡེ་བཙན , Уайли : khri srong lde brtsan/btsan , ZYPY : Чисон Дезан , лхасский диалект : [ʈʂʰisoŋ tetsɛ̃] ) был сыном Меня Агцом , 38-й император Тибета . Он правил с 755 по 797 или 804 годы нашей эры. Три Сонгдецен был вторым из трех царей Дхармы Тибета, сыграв ключевую роль в распространении буддизма в Тибете и создании Ньингма или «древней» школы тибетского буддизма .

Империя, унаследованная Три Сонгдеценом, несколько пришла в упадок по сравнению с ее наибольшим размером при первом Короле Дхармы, Сонгцене Гампо . Распад продолжился, когда в 694 г. Тибет потерял контроль над несколькими городами Туркестана , а в 703 г. Непал поднял восстание. Тем временем арабские силы боролись за влияние на западных границах Тибетской империи. Тем не менее, Три Сонгдецен стал величайшим правителем имперского Тибета и беспрецедентным буддийским благотворителем. [1]

Три Сонгдецен и его поддержка буддизма

[ редактировать ]

Три Сонгдецен очень важен для истории тибетского буддизма как один из трех «королей Дхармы» (тибетский: chögyel ), основавших буддизм в Тибете . Тремя королями Дхармы были Сонгцен Гампо , Три Сонгдецен и Ралпакан .

Столп Скар-кунг, воздвигнутый Садналегом (годы правления около 800-815 гг.), говорит, что во время правления Три Сонгдецена «святилища Трех Драгоценностей были основаны путем строительства храмов в центре и на границах, Бсам-ьяс в Браг- мар и так далее». [2] В первом указе Три Сонгдецена уже упоминается община монахов в Бсамьясе ( Самье ), состоявшая из бывшей армии. [3]

Индийские традиции

[ редактировать ]

Сонгдецен стал императором в 755 году, в возрасте 13 лет. Его обращение в буддизм произошло в 762 году, в возрасте 20 лет. [4] В постимперских источниках утверждается, что он пригласил Падмасамбхаву , Шантаракшиту , Вималамитру и различных других индийских учителей приехать в Тибет, чтобы распространить новейшее понимание учения. Два пандита начали с того, что основали Самье как первую вихару в Тибете. Несколько тибетцев в конечном итоге были посвящены в монахи, и был предпринят обширный проект по переводу буддийских писаний с санскрита на классический тибетский язык . [5] Еше Цогьял , ранее бывшая супругой или женой Три Сонгдецена, стала великим мастером после обучения у Падмасамбхавы и считается Матерью буддизма.

Китайские традиции

[ редактировать ]

Первое задокументированное распространение чань-буддизма в Тибете, зафиксированное в так называемых « Заявлениях семьи Сба» , произошло примерно в 761 году, когда Три Сонгдецен Децен отправил группу в регион Ичжоу , чтобы получить учение Ким Хвасана , корейского чана. мастер , с которым они столкнулись в Сычуани . Группа получила учения и три китайских текста от Кима, который вскоре умер. [6]

Три Сонгдецен покровительствовал второму отряду, отправившемуся в Китай в 763 году. Эту вторую экспедицию возглавил высокий министр Сба Гсалснан. Ученые расходятся во мнениях относительно того, с кем Гсалснан столкнулся в Ичжоу. Ранние ученые рассматривали Кима, но это было изменено на Баотана Учжу (714–774), главы и основателя монастыря Баотанг в Чэнду . И Ким, и Баотан Учжу принадлежали к одной и той же школе Чань, Восточному горному учению . [6]

Три Сонгдецен провел знаменитые двухлетние дебаты в 792-794 годах, известные в западной науке как «Совет Лхасы» (хотя они проходили в Самье, на довольно большом расстоянии от Лхасы ) за пределами столицы. Он спонсировал дебаты о Дхарме между чань-буддистом Мохеяном , который представлял третью задокументированную волну распространения чань в Тибете, и ученым Камалашилой , учеником Шантаракшиты . Фактически дебаты велись между китайской и индийской буддийскими традициями, представленными в Тибете.

Источники расходятся как по поводу характера дебатов, так и по поводу победителя. Штейн (1972: стр. 66-67) считает, что Камалашила распространил «постепенный подход» к просветлению, состоящий из очистительной садханы , такой как развитие парамит . Роль Камалашилы заключалась в посвящении тибетцев в буддийские монахи и пропаганде буддийской философии в том виде, в каком она процветала в Индии. Штейн (1972: стр. 66-67) считает, что Камалашила победила в дебатах и ​​что Три Сонгдецен встал на сторону Камалашилы. [7]

Строительство ступы

[ редактировать ]

Три Сонгдецен также традиционно ассоциируется со строительством Буднатха в долине Катманду в Непале. [8]

С другой стороны, роль Падмасамбхавы заключалась в распространении учения буддийской тантры в Тибете. Во время правления Три Сонгдецена совместные усилия Падмасамбхавы, Шантаракшиты и Камалашилы утвердили в Тибете как индийскую буддийскую философскую интерпретацию, так и буддийскую тантру.

Политическая и военная деятельность

[ редактировать ]

В 763 году Три Сонгдецен послал армию из 200 000 человек к границе с Танским Китаем, разгромив тамошние силы, а затем продолжив захват Чанъаня , столицы Танского Китая, вынудив императора Тан Дайцзуна бежать из столицы. [9] В 783 году между Китаем и Тибетом был заключен мирный договор, по которому Тибету были переданы все земли в современном Цинхае .

Король также заключил союз с Наньчжао в 778 году, объединив силы для нападения на китайцев в Сычуани .

Затем Три Сонгдецен стремился расшириться на запад, достигнув Амударьи и угрожая аббасидскому халифу Харуну ар-Рашиду . Халиф был настолько обеспокоен, что заключил союз с китайским императором. Три Сонгдецен будет занят арабскими войнами на западе, одновременно оказывая давление на своих китайских противников на востоке и севере, пока его правление не закончится в 797 году.

Выход на пенсию, смерть и преемственность

[ редактировать ]

У Три Сонгдецена было четыре сына: Мутри Ценпо, Муне Ценпо , Мутик Ценпо и Садналегс . Старший сын Мутри Ценпо рано умер.

Три Сонгдецен удалился жить во дворец в Зунгкаре и в 797 году передал власть своему второму сыну, Муне Ценпо . С этого момента в различных исторических источниках возникает большая путаница. Похоже, после смерти Три Сонгдецена развернулась борьба за престол. Неясно, когда умер Три Сонгдецен и как долго правил Мунэ Ценпо. В « Завещании Ба» , тибетском историческом тексте, который, возможно, датируется IX веком, утверждается, что Муне Ценпо настаивал на том, чтобы похороны его отца проводились в соответствии с буддийскими, а не традиционными обрядами. [10]

Говорят, что Мунэ Ценпо был отравлен своей матерью, которая завидовала его прекрасной жене. [11] [12]

Как бы то ни было, и Старая Книга Тан , и тибетские источники сходятся во мнении, что, поскольку у Мунэ Ценпо не было наследников, власть перешла к его младшему брату Садналегсу, который взошел на трон к 804 году нашей эры. [13] [14]

Другой брат, Мутик Ценпо, очевидно, не рассматривался на эту должность, поскольку ранее он убил старшего министра и был сослан в Лходак Кхарчу недалеко от границы с Бутаном . [15]

  1. ^ Капштейн, М. (2013). Тибетский буддизм: очень краткое введение.
  2. ^ Ричардсон, Хью. Корпус ранних тибетских надписей (1981), с. 75. Королевское азиатское общество, Лондон. ISBN   0-947593-00-4 .
  3. ^ Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете», стр. 3, примечание 7. В: Вайнеровские исследования по тибетологии и буддологии . Нет. 10-11. [Эрнст Штайнкельнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, проходившего в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Том. 1-2.] Вена, 1983.
  4. ^ Капштейн, М. (2013). Тибетский буддизм: очень краткое введение.
  5. ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 66. Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN  0-8047-0901-7 (pbk)
  6. ^ Jump up to: а б Рэй, Гэри Л. (2005). Северная школа Чань и дебаты о внезапном и постепенном просветлении в Китае и Тибете . Источник: [1] Архивировано 25 июля 2008 г. на Wayback Machine (дата обращения: 2 декабря 2007 г.).
  7. ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , стр. 66-67. Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN  0-8047-0901-7 (pbk)
  8. ^ Легенда о Великой Ступе и История жизни Гуру, рожденного в лотосе , стр. 21-29. Кейт Дауман (1973). Тибетский центр медитации Ньингма. Книги Дхармы. Беркли, Калифорния.
  9. ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 65. Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN  0-8047-0901-7 (pbk)
  10. ^ dBa' bzhed: Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет . Перевод и факсимильное издание тибетского текста Пасанга Вангду и Хильдегард Димбергер. Издательство Австрийской академии наук, Вена, 2000 г. ISBN   3-7001-2956-4 .
  11. ^ Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), стр. 46-47. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
  12. ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де , стр. 284, 290-291. Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3
  13. ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу , с. 144 и н. 3. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN   0-939758-00-8 .
  14. ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 131. Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN  0-8047-0901-7 (pbk)
  15. ^ Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), с. 47. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
Царственные титулы
Предшественник Император Тибета
р. 755 – 797 или 804
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90db12ae234fe1bbf65e65ebacddb817__1693850340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/17/90db12ae234fe1bbf65e65ebacddb817.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trisong Detsen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)