Три драгоценности и три корня
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
В тибетском буддизме Три Драгоценности и Три Корня — это опоры, в которых буддист находит убежище посредством молитвы или декламации в начале дня или во время практики. Три Драгоценности — это первая, а Три Корня — вторая совокупность трех тибетских буддийских формул прибежища: Внешняя , Внутренняя и Тайная формы Трех Драгоценностей. Внешняя» форма — это «Тройная Драгоценность» (санскрит: триратна ), «Внутренняя» — это Три Корня, а «Тайная» форма — это «Три Тела» или трикая Будды « .
Это: [ 1 ]
- Будда , полностью просветленный
- Дхарма , учение , изложенное Буддой
- Сангха , монашеский орден буддизма , практикующий Дхарму
- Лама . (санскрит: гуру ) — «корень благословения» или «корень благодати»
- Йидам ) — (санскрит: иштадевата это «корень методов» или «корень достижений».
- Дакини — или Дхармапала это «корень деятельности» или «корень защиты».
Дополнительные формулировки прибежища используются теми, кто занимается йогой божеств и другими тантрическими практиками в рамках тибетской буддийской традиции Ваджраяны , как средство признания универсальности природы Будды . Три корня часто упоминаются в Ньингма и Кагью литературе тибетского буддизма . В отличие от большинства аспектов тибетского буддизма, зародившегося в Индии, «Три корня» могут быть оригинальной тибетской формулировкой времен Падмасамбхавы . [ 2 ]
Отдельные драгоценности
[ редактировать ]Будда
[ редактировать ]Господь Будда — Просветленный, открывший Окончательный Путь к освобождению от цепляний, жажд и освобождения от цикла рождения и перерождения . [ нужна ссылка ]
Дхарма
[ редактировать ]Для практикующих буддистов упоминание «Дхармы» (Дхамма на пали), особенно как «дхармы», обычно означает учение Будды, широко известное на Востоке как Буддадхарма. В частности, в него входят беседы об основополагающих принципах (таких как Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный Путь ), в отличие от притч и стихов. [ нужна ссылка ]
Сангха
[ редактировать ]Сангха — третье из Трех Прибежищ. [ 3 ] Общим для всех школ является то, что арьясангха является основной формой этой третьей драгоценности. Что касается узнаваемых форм текущей жизни, интерпретация того, что такое Драгоценность, зависит от того, как школа определяет Сангху. Например, во многих школах монашеская жизнь считается наиболее безопасной и подходящей средой для продвижения к просветлению и освобождению благодаря искушениям и превратностям жизни в мире. [ нужна ссылка ]
Формулировки Ваджраяны и Дзогчена
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Дилго Кьенце , глава Ньингма школы тибетского буддизма до своей смерти в 1991 году, объяснил сумеречные языковые соответствия и значение Внешнего , Внутреннего и Тайного аспектов Трех Драгоценностей :
Три внешние драгоценности — это Будда, Дхарма и Сангха. У Трех драгоценностей есть внутренний аспект, известный как Три Корня: Гуру (или Учитель), который является корнем благословений; Йидам, который является корнем достижений; и Дакини, которая является корнем просветленной деятельности. Хотя названия разные, эти три ничем не отличаются от Трех Драгоценностей. Гуру — это Будха [ sic ], Йидам — это Дхарма, а Дакини и Защитники — это Сангха. А на самом внутреннем уровне дхармакая — это Будда, самбхогакая — это Дхарма, а нирманакая — это Сангха. [ 4 ]
Буддийские Ваджраяны формулы прибежища | |||
---|---|---|---|
Внешний (« Тройной драгоценный камень ») | Будда | Дхарма | Сангха |
Внутренний (« Три корня ») | Длинный | Йидам | Дхармапала и Дакини |
Секрет | Нади | Прана | Бинду |
Окончательный | Дхармакайя | Самбхогакая | Нирманакая |
Формулировка «Три корня» также вписывается в структуру Трикаи («трех тел») Будды , где они рассматриваются как приравнивающиеся к следующим формам: защитник — это тело, йидам — это Речь, а лама — это ум. Согласно « Справочнику тибетских буддийских символов» :
Троица тела, речи и ума известна как три врата, три сосуда или три ваджры и соответствует западной религиозной концепции праведной мысли (ума), слова (речь) и дела (тела). Три ваджры также соответствуют трем каям: аспект тела расположен на макушке ( нирманакая ), аспект речи на горле ( самбхогакая ) и аспект ума в сердце ( дхармакайя ). [ 5 ]
Пабонгкапа Дечен Ньингпо также определяет семенные слоги, соответствующие Трем Ваджрам , как: белый ом (просветленное тело), красный ах (просветленная речь) и синий хум (просветленный ум). [ 6 ]
Три уровня мотивации прибежища: [ 7 ]
- страдание, страх перерождения мотивирует идею счастья,
- знание того, что перерождение не принесет свободы, мотивирует достижение нирваны, в то время как
- вид страданий других мотивирует их всех привести в состояние будды.
Счастье временно, жизни непостоянны, и в конечном итоге прибежище принимается до тех пор, пока не будет достигнуто непревзойденное пробуждение. [ 8 ]
Отдельные корни
[ редактировать ]Длинный
[ редактировать ]В буддийской традиции Тхеравады учитель — это ценный и почитаемый наставник, достойный огромного уважения и источник вдохновения на пути к Просветлению . [ 9 ] Однако в тибетской традиции учитель рассматривается как самый корень духовной реализации и основа всего пути. [ 10 ] Утверждается, что без учителя не может быть ни опыта, ни прозрения. Лама рассматривается как Будда . В тибетских текстах упор делается на восхваление достоинств ламы. Тантрические учения включают в себя визуализацию ламы и подношения, восхваляющие ламу. Лама становится известен как ваджрный (буквально «алмазный») гуру, тот, кто является источником посвящения в тантрическое божество. Ученика просят принять ряд обетов и обязательств, обеспечивающих поддержание духовной связи, понимая, что разрыв этой связи означает серьезное падение. [ нужна ссылка ]
В Ваджраяне ( тантрическом буддизме) лама воспринимается как сам путь. Лама — это не человек, дающий посвящение человеку, а собственная природа Будды человека, отраженная в личности ламы. В ответ ожидается, что ученики проявят большую преданность ламе, которого они считают Бодхисаттвой . Лама — это тот, кто не только овладел словами традиции, но и имеет тесные личные отношения с учеником; таким образом, преданность – это правильное отношение к гуру. [ 11 ]
Далай -лама , говоря о важности ламы, сказал: «Чтобы оценить гуру, полагайтесь на учение: не имейте слепой веры, но и никакой слепой критики». Он также заметил, что термин «живой Будда» является переводом китайского слова хо фуо . [ 12 ]
Лама просветленный , который в тибетском буддизме обычно является ламой , считается самым важным из «Трех корней», поскольку лама олицетворяет ум , и без его личного руководства ученик не может прогрессировать. «Живой учитель самим своим существованием провозглашает ученику, что пробуждение не только возможно, но и немедленно для каждого живого существа». [ 13 ] Посредством гуру-йоги практик ученик Ваджраяны знакомится с древом прибежища и линией передачи , в которой учит лама. Цаве -лама («корневой гуру»), с которым ученик имеет личные отношения, визуализируется у корня дерева, передавая ученику благословения всех ветвей дерева-прибежища. Доступ к благословениям достигается через преданность практикующего.
Йидам
[ редактировать ]Второй корень — медитативное божество или йидам . Иконография ), в йидама может быть «мирной», «гневной» (тибетский tro wa ) или «ни мирной, ни гневной» (тибетский: shi ma tro зависимости от собственной природы практикующего. [ 14 ] Йидам олицетворяет пробуждение, поэтому его внешний вид отражает все, что требуется практикующему для пробуждения. Лама ведет ученика к подходящему для него йидаму, затем дает посвящение в мандалу йидама ему . По сути, ум ламы и йидама един. Йидам считается корнем успеха в практике.
Дакини или Дхармапала
[ редактировать ]Третий корень — это дакини или дхармапала («защитник дхармы»), корень действия или просветлённой деятельности реализованных существ.
В Ньингма школе тибетского буддизма защитником является дакини. Дакини является хранительницей тайной устной традиции, или традиции «шепота на ухо», и поэтому всегда служит третьим корнем.
В других школах « Сарма » защитником может быть дакини , дхармапала или другие буддийские просветленные существа. Существует множество различных форм защиты. Защитником в этих школах может быть дакини или любой из множества связанных клятвой защитников, подчиненных тантрическому йогу или йогини .
Джудит Симмер-Браун отмечает, что:
Дакини в различных обличьях служит каждому из Трех Корней и может быть человеческим гуру, ваджрным мастером, который передает учения Ваджраяны своим ученикам и объединяет их в обязательствах самайи . Дакини мудрости может быть йидамом , медитативным божеством; Йоги женских божеств , такие как Ваджрайогини, распространены в тибетском буддизме . Или дакини может быть защитницей; Дакини мудрости обладают особой властью и ответственностью защищать целостность устных передач. [ 15 ]
В определенных традициях
[ редактировать ]Янгзаб
[ редактировать ]В Янгзаб сборнике текстов Дзогчен «Три корня Янгзаба» является основной практикой йоги божеств. Три корня в этом цикле: Падмасамбхава (лама), Хаягрива (йидам) и Ваджраварахи (дакини). Это посвящение необходимо практикующему для изучения цикла обучения «Сокровища Янгзаба» . Три корня символизируются в Ганкьиле .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Калу Ринпоче (1995) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Симмер-Браун (2002) , с. 327, н. 51.
- ^ Калу Ринпоче (1995) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рэй (2004) , с. 60.
- ^ Пиво (2003) , с. 186.
- ^ Пабонгка Ринпоче (1997) , с. 196 .
- ^ Patrul Rinpoche (2011) , pp. 176–177.
- ^ Дордже (2014) , стр. 224–227.
- ^ де Сарам (2003) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Дрейфус (2003) , стр. 61–3.
- ^ Гросс (1998) , с. 184.
- ^ «Учитель – Гуру» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 г.
- ^ Симмер-Браун (2002) , с. 139.
- ^ Палмо (2002) , стр. 229–231.
- ^ Симмер-Браун (2002) , стр. 139–40.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бир, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Публикации Сериндии. ISBN 1-932476-03-2 .
- де Сарам, Амила Джозеф (2003). «Начало процесса: великие мастера и выбор учителя». В Хантингтоне, Джон; Бангдел, Дина (ред.). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Лондон: Публикации Сериндии. ISBN 1-932476-01-6 .
- Дордже, Чойинг Тобден (2014). Полная традиция Ньингма от сутры до тантры: основы буддийского пути . Перевод Нгаванга Зангпо. Снежный лев. ISBN 978-1559394352 .
- Дрейфус, Жорж Б.Дж. (2003). Звук хлопка двух рук: образование тибетского буддийского монаха . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-23260-7 .
- Гросс, Рита М. (1998). Взлет и стабилизация: буддийские взгляды на современные социальные и религиозные проблемы . Лондон: Континуум. ISBN 0-8264-1113-4 .
- Калу Ринпоче (1995). Тайный буддизм: практики ваджраяны . Пресс «Очистить точку». ISBN 0-9630371-6-1 .
- Пабонгка Ринпоче (1997). Освобождение на ладони: краткая беседа на пути к просветлению . Книги мудрости.
- Палмо, Тензин (2002). Размышления о горном озере: Учение о практическом буддизме . Публикации Снежного Льва. ISBN 1-55939-175-8 .
- Патрул Ринпоче (2011). Слова моего идеального учителя: полный перевод классического введения в тибетский буддизм . Священная литература. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300165326 .
- Рэй, Реджинальд А., изд. (2004). В присутствии мастеров: мудрость 30 современных учителей тибетского буддизма . Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы. ISBN 1-57062-849-1 .
- Симмер-Браун, Джудит (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-57062-920-4 .