Jump to content

Буддийские пути к освобождению

Буддийский путь ( марга ) к освобождению, также называемый пробуждением , описывается самыми разными способами. [ 1 ] Классический путь — Благородный Восьмеричный Путь , который является лишь одним из нескольких кратких изложений, представленных в Сутта Питаке . существует ряд других путей к освобождению В различных буддийских традициях и теологии .

Ранний буддизм

[ редактировать ]

имеются различные изложения пути к освобождению В ранних буддийских текстах , следующие примеры взяты из Палийских Никай .

Благородный восьмеричный путь

[ редактировать ]

Благородный Восьмеричный Путь широко известен как описание буддийского пути. В Сутта Питаке это резюмируется следующим образом:

Благословенный сказал: «Что такое, монахи, Благородный Восьмеричный Путь? Правильный взгляд, правильная решимость, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие , правильное внимание, правильное сосредоточение [самадхи]. [ сеть 1 ]

Альтернативные последовательности в Палийских Никаях

[ редактировать ]

Альтернативные и, возможно, более старые последовательности этапов буддийского пути к освобождению можно найти во всем Палийском каноне.

Тевидджа Сутта

[ редактировать ]

Стандартную последовательность событий можно найти в Никаях, которые, возможно, предшествуют более стилизованным четырем благородным истинам. [ 2 ] [ 3 ] Например, стихи 40–75 Тевидджа Сутты (Дикха Никая 13): [ сеть 2 ]

  • Стих 40: В мире рождается Татхагата, который раскрывает свои знания другим.
  • Стих 41: Домохозяин слушает эту истину, обретает веру и уходит из семейной жизни в бездомное состояние.
  • Стих 42: Он проводит жизнь сдержанно, добродетельно в своем поведении, охраняя двери своих чувств; внимательный и выдержанный.
  • Стихи 43–75: Это приводит к:
    • Уверенность сердца, возникающая в результате чувства добра.
    • То, как он охраняет двери своих чувств.
    • То, как он внимателен и сдержан.
    • Его привычка довольствоваться малым, принимать простоту жизни.
    • Его победа над пятью препятствиями , каждая из которых снабжена поясняющим сравнением.
    • Радость и мир, которые в результате этого завоевания наполняют все его существо.

Чула-Хаттипадопама-сутта

[ редактировать ]

По словам Рода Бакнелла, еще один список стадий пути встречается в различных местах Маджхима Никаи и может быть проиллюстрирован следующим списком стадий из Кула-Хаттипадопама-сутта (Малая беседа о подобии слоновьих следов). [ 2 ]

  1. Дхамма/ саддха /паббаджа : Мирянин слышит, как Будда учит Дхамме , приходит к нему с верой и решает принять постриг в монахи.
  2. Сила : Он принимает моральные принципы .
  3. Индриясамвара (элемент правильного усилия ): Он практикует «охрану шести дверей чувств ».
  4. Сати - сампаджанна : Он практикует осознанность и самообладание (на самом деле это описывается как внимательность к телу, каянуссати ).
  5. Джхана 1: Он находит изолированное место для медитации, очищает свой ум от помех ( ниварана ) и достигает первой рупа-джханы.
  6. Джхана 2: Он достигает второй джханы.
  7. Джхана 3: Он достигает третьей джханы.
  8. Джхана 4: Он достигает четвертой джханы.
  9. Пуббенивасануссати-ньяна : Он вспоминает свои многочисленные прежние существования в сансаре .
  10. Саттанам чутупапата-ньяна : Он наблюдает смерть и возрождение существ в соответствии с их кармой.
  11. Асавакхая-ньяна : Он уничтожает асавы ( язвы) и достигает глубокого осознания (в отличие от простого знания) Четырех Благородных Истин .
  12. Вимутти : Он чувствует, что теперь он освобожден, что он сделал то, что должен был сделать.

Маха-Ассапура-сутта

[ редактировать ]

По словам Бакнелла, в этой сутте Будда приводит следующий список «того, что следует делать отшельникам и брахманам»: [ 2 ]

  1. хириоттаппа . : Отшельник или брахман развивает чувство стыда и страх перед обвинением
  2. парисуддха кая-самачара – Он развивает чистое поведение тела.
  3. парисуддха вачи-самачара : Он развивает чистое поведение речи.
  4. парисуддха мано-самачара : Он развивает чистое поведение ума.
  5. Парисуддха аджива : Он занимается чистыми средствами к существованию .
  6. индрийасамвара : Он охраняет шесть дверей чувств.
  7. бходжане маттаньнута : Он проявляет сдержанность в еде.
  8. Джагария : Он практикует бодрствование.
  9. Сати - сампаджанна : Он внимателен и сдержан.
  10. Первая жизнь
  11. Вторая Джхана
  12. Третья Джхана
  13. Четвертая джхана
  14. Пуббенивасануссати-ньяна : Он вспоминает свои прежние существования.
  15. Саттанам чутупапата-ньяна : Он наблюдает смерть и возрождение существ.
  16. Асавакхая-ньяна – Вимутти : Он уничтожает асавов, осознает четыре благородные истины и осознает, что он освобожден.

Секха-сутта

[ редактировать ]

По словам Бакнелла, в Секха-сутте Будда побуждает Ананду преподавать «курс обучения» группе учеников, который звучит следующим образом: [ 2 ]

  1. они
  2. Индриясамвара
  3. бходжане маттаньюта, ограничение в еде.
  4. Джагария, бодрствование.
  5. сатта саддхамма : он развивает семь «превосходных качеств» ( саддха, хири, оттаппа, бахуссута, вирия, сати, паннья – вера, чувство стыда, страх перед обвинением, много слушания, энергия, внимательность, проницательность).
  6. джхана : Он без труда достигает четырех джхан.
  7. Пуббенивасануссати-ньяна : Он вспоминает свои прежние существования.
  8. Саттанам чутупапата-ньяна : Он наблюдает смерть и возрождение существ.
  9. Асавакхая-ньяна – Вимутти : Он уничтожает асавы и чувствует, что он освобожден.

Различные последовательности в Мадхьяма-агаме.

[ редактировать ]

По словам Бхиккху Суджато , китайская Мадхьяма-агама школы Сарвастивады включает в себя некоторое изложение постепенного пути, недоступное в палийских Никаях школы Тхеравады. [ 4 ] Он выделяет три основных изложения пути из следующих сутр: МА 44, МА 54 и МА 55:

Внимательность и ясное понимание → защита чувственных способностей → защита обетов → отсутствие раскаяния → радость → восторг → блаженство → самадхи → знание и видение вещей такими, какими они стали → отвращение → угасание вожделения → освобождение → Ниббана. [ 4 ]

Почитание и внимание → приближение → слушание хорошей Дхаммы → прислушивание → рассмотрение значения Дхаммы → изучение Дхаммы наизусть → декламация → рефлексивное принятие → вера → правильное рассмотрение → внимательность и ясное понимание → защита чувственных способностей → защита заповедей → нераскаяние → радость → восторг → блаженство → самадхи → знание и видение вещей такими, какими они стали → отвращение → угасание вожделения → освобождение → Ниббана. [ 4 ]

Неведение → концептуальная деятельность → познание → имя и форма → шесть чувств → контакт → чувство → жажда → цепляние → существование → рождение → старение и смерть → страдание → вера → правильное рассмотрение → внимательность и ясное понимание → защита чувственных способностей → защита заповедей → отсутствие раскаяния → радость → восторг → блаженство → самадхи → знание и видение вещей такими, какими они стали → отвращение → угасание вожделения → освобождение → Ниббана. [ 5 ]

Бодхипаккхиядхамма

[ редактировать ]

Благородный Восьмеричный Путь — один из списков Бодхипакхия-дхаммы , термина, используемого в палийских комментариях для обозначения семи наборов качеств или средств, способствующих пробуждению, регулярно приписываемых Будде в Палийском Каноне , каждый из которых обобщает буддийский путь. [ примечание 1 ] В пределах этих семи наборов качеств пробуждения имеется в общей сложности тридцать семь перекрывающихся и повторяющихся факторов или качеств. [ примечание 2 ]

Четыре основы осознанности ( каттаро сатипаттхана )

  1. Осознанность тела ( каянупассана , С. каянупастхана )
  2. Внимательность к чувствам ( vedanānupassanā , S. vedanānupasthāna )
  3. Осознанность состояний ума ( cittānupassanā , S. cittanupasthāna )
  4. Внимательность к ментальным качествам ( дхамманупассана , С. дхарманупастхана )

Четыре правильных усилия/усилия ( каттаро саммападхана )

  1. Усилия по предотвращению возникновения неумелых государств
  2. Стремление к отказу от уже возникших неумелых состояний
  3. Усилия по возникновению умелых состояний
  4. Усилия по поддержанию и увеличению возникших умелых состояний

Четыре основы магической/ментальной/сверхъестественной силы ( каттаро иддхипада )

  1. Уилл ( чанда , С. чанда )
  2. Энергия, усилие ( вирия , С.вирья )
  3. Сознание ( citta , С. citta )
  4. Обследование ( вимамса или виманса , С. мимамса )

Пять духовных способностей ( панча индрия )

  1. Убеждение [ 6 ] ( саддха , С. шраддха )
  2. Энергия, усилие ( , с.вирья вирия )
  3. Внимательность ( сати , С. смрити )
  4. Объединение ( самадхи , С. самадхи )
  5. Мудрость ( паннья , С. праджня )

Пять сильных сторон ( pañca bala )

  1. Убежденность ( саддха , С. шраддха )
  2. Энергия, усилие ( вирия , С.вирья )
  3. Внимательность ( сати , С. смрити )
  4. Объединение ( самадхи , С. самадхи )
  5. Мудрость ( паннья , С. праджня )

Семь факторов пробуждения ( боджханга )

  1. Внимательность ( сати , С. смрити )
  2. Расследование ( дхамма вичайя , С. дхармаправикая )
  3. Энергия, усилие ( вирия , С.вирья )
  4. Радость ( косы , С.прити )
  5. Спокойствие ( пассаддхи , С. прашрабдхи )
  6. Объединение ( самадхи , С. самадхи )
  7. Невозмутимость ( обзор , С.обзор )

Благородный Восьмеричный Путь

  1. Правильное понимание ( самма диттхи , С. самьяг-дришти )
  2. Правильное намерение ( самма санкаппа , с. самьяк-самкальпа )
  3. Правильная речь ( самма по-немецки , с. самяг-нем .)
  4. Правильное действие ( самма камманта , С. самьяк-карманта )
  5. Правильный образ жизни ( самма аджива , С. самьяг-аджива )
  6. Правильное Усилие ( Самма Ваяма , С. Самьяг-Вьяяма)
  7. Правильная осознанность ( самма сати , С. самьяк-смрити )
  8. Правильное Объединение ( самма самадхи , С. самьяк-самадхи )

Развитие семи факторов пробуждения

[ редактировать ]

По словам Руперта Гетина , буддийский путь к пробуждению часто резюмируется в Палийском каноне в короткой формуле:

отказ от препятствий , практика четырёх основ осознанности и развитие факторов пробуждения . [ 7 ]

Различные практики ведут к развитию боджджханги , семи факторов пробуждения, которые являются не только средством, но и составляющими пробуждения. [ 8 ] Согласно Гетину, существует «определённое родство» между четырьмя джханами и боджхангой . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] развитию которого способствуют разнообразные медитативные практики. [ 13 ] Вместе с сатипаттханой (внимательностью) и анапанасати (медитацией на дыхании) это приводит к «повышенной осознанности», «преодолению отвлекающих и беспокоящих эмоций». [ 14 ]

Альтернативные составы

[ редактировать ]

Можно также найти другие описания предметов первой необходимости буддизма.

В Анупуббикатхе

[ редактировать ]

Другая формула — анупуббикатха , «поэтапная беседа, в которой Будда говорит о щедрости ( дана ), добродетели ( сила ), рае ( сагга ), опасности чувственных удовольствий ( каманам адинава ) [ примечание 3 ] и отречение ( неккхамма ). Когда слушатель подготовлен к этим темам, Будда затем передает «учение, специально предназначенное для Будд». [ 16 ] Четыре Благородные Истины ( cattāri ariya- saccāni ), [ 17 ] благодаря чему возникает «безупречное, безупречное видение Дхаммы». [ 16 ] В тибетских учениях Ламрима к этой формуле добавляется путь Бодхисаттвы с тренировкой шести совершенств.

Аттакавагга

[ редактировать ]

Аттхакавагга Нирвана , одна из древнейших книг Сутта -Питаки , содержащаяся в Сутта-Нипате , не дает четкой цели, такой как , но описывает идеального человека. [ 18 ] Этому идеальному человеку особенно свойственны шуддхи (чистота) и шанти (спокойствие). [ 18 ]

Комментарии к Аттхакавагге, а именно « Маханиддеса» и комментарий Буддхагхоши , показывают развитие буддийских идей с течением времени. Оба комментария помещают Аттакаваггу в свою систему координат, давая развитую систему мысли, гораздо более сложную, чем сама Аттакавагга. [ 18 ]

Традиция Тхеравады – Путь очищения

[ редактировать ]

Классической схемой пути Тхеравады к освобождению являются Семь Очищений , описанные Буддхагхошой в « Висуддхимагге» . Эти очистки: [ 19 ]

  1. Очищение поведения ( шила-висуддхи )
  2. Очищение ума ( читта-висуддхи )
  3. Очищение воззрения ( диттхи-висуддхи )
  4. Очищение через преодоление сомнений ( канкха-витарана-висуддхи )
  5. Очищение знанием и видением того, что является путем, а не путем ( maggamagga-ñanadassana-visuddhi )
  6. Очищение знанием и видением курса практики ( патипада-ньянадассана-висуддхи )
    1. Знание созерцания взлета и падения ( удайаббайанупассана-нана )
    2. Знание созерцания растворения ( бханганупассана-нана )
    3. Знание внешнего вида как ужаса ( бхайатупаттхана-нана )
    4. Знание созерцания опасности ( адинаванупассана-нана )
    5. Знание созерцания бесстрастия ( ниббиданупассана-нана )
    6. Знание желания освобождения ( мунчитукамьята-нана )
    7. Знание созерцания отражения ( патисанханупассана-нана )
    8. Знание невозмутимости формирований ( санкхарупекка-нана )
    9. Знание соответствия ( анулома-нана )
  7. Очищение знанием и видением ( ньянадассана-висуддхи )
    1. Смена рода
    2. Первый путь и плод
    3. Второй путь и плоды
    4. Третий путь и плод
    5. Четвертый путь и плод

«Очищение знанием и видением» — это кульминация практики, состоящая из четырех этапов, ведущих к освобождению .

Акцент в этой системе делается на понимании трех признаков существования: дуккха , анатта , аничча . Этот акцент можно узнать по тому значению, которое придается випассане по сравнению с саматхой , особенно в современном движении випассаны .

Традиция сарвастивады

[ редактировать ]

Школа Сарвастивада Вайбхашика разработала влиятельную схему пути к пробуждению, которая позже была адаптирована и изменена учеными традиции Махаяны. Это называлось «пятью путями» ( панчамарга), и их можно увидеть в их текстах Абхидхармы, а также Васубадху в «Абхидхармакоше» (AKBh). [ 20 ]

Пять путей таковы: [ 21 ] [ 22 ]

  1. Мокша - бхагия (Состояние, ведущее к освобождению) или Самбхара-марга (путь накопления). По мнению Васубандху, это влечет за собой нравственность, изучение учения и практику четырех основ осознанности.
  2. Нирведа-бхагия (Состояние, ведущее к проникновению) или Прайога-марга (Путь подготовки). В «АКБХ» Васубандху говорится, что здесь человек наблюдает четыре благородные истины с точки зрения их шестнадцати аспектов.
  3. Даршана -марга (Путь видения или прозрения). Согласно АКБХ, на этом пути человек продолжает соблюдать четыре благородные истины до тех пор, пока не осознает ее и не откажется от восьмидесяти восьми омрачений ( клеш ).
  4. Бхавана -марга (Путь совершенствования). По данным АКБХ, на этом этапе человек продолжает практиковать и отказывается от еще 10 клеш .
  5. Ашаикша-марга (Путь отсутствия обучения и достижения совершенства). Человек полностью освобождается от всех препятствий и омрачений и, таким образом, достигает совершенства или реализации ( ништха ).

Путь Бодхисаттвы

[ редактировать ]

Буддизм Махаяны основан главным образом на пути бодхисаттвы. Махаянский буддизм призывает каждого стать бодхисаттвой и принять обеты бодхисаттвы . Принимая эти обеты, человек дает обещание работать ради полного просветления всех живых существ , следуя путем бодхисаттвы. Путь можно описать в терминах шести совершенств или в терминах пяти путей и десяти бхуми.

Шесть парамит

[ редактировать ]

Шесть парамит — это средства, с помощью которых практикующие Махаяну реализуют свое стремление достичь полного просветления на благо всех. В буддизме Махаяны , Сутрах Праджняпарамиты , Лотосовой Сутре ( санскр. Саддхарма Пундарика Сутра ) и большом количестве других текстов перечислены шесть совершенств следующим образом:

  1. Дана парамита : щедрость, отношение к даянию.
  2. Шила парамита : добродетель, мораль, дисциплина, правильное поведение.
  3. Кшанти (кшанти) в парамите : терпение, терпимость, терпимость, принятие, выносливость.
  4. Вирья в парамите : энергия, усердие, энергичность, усилие.
  5. Дхьяна парамита : однонаправленная концентрация, созерцание.
  6. парамита Праджня : мудрость, проницательность.

Пять путей и десять бхуми

[ редактировать ]

Пять путей

[ редактировать ]

Комментарий Махаяны « Абхисамаяламкара» представляет собой прогрессивную формулу пяти путей ( pañcamārga , Wylie Tibetan lam lnga ), заимствованную из толкования Абхидхармы традиции Сарвастивады. Пять путей, которым учит Махаяна, таковы: [ 21 ]

  1. Путь накопления ( самбхара-марга , тибетский Уайли: tshogs lam ). Лица на этом Пути:
    1. Обладать сильным желанием преодолеть страдания, как свои, так и чужие;
    2. Откажитесь от мирской жизни. [ 21 ]
  2. Путь приготовления или применения ( прайога-марга , тибетский Wylie: sbyor lam ). Лица на этом Пути:
    1. Начните практиковать медитацию ;
    2. Имейте аналитическое знание пустоты . [ 21 ]
  3. Путь видения ( даршана -марга , тибетский Wylie: mthong lam ) (Бхуми 1). Лица на этом Пути:
    1. Практикуйте глубокую медитацию концентрации на природе реальности;
    2. Осознайте пустоту реальности. [ 21 ]
    3. Соответствует «входу в поток» и первому Бодхисаттве Бхуми. [ 23 ]
  4. Путь медитации ( bhāvanā -mārga , тибетский Wylie: sgom lam ) (Бхуми 2–7). Люди на этом пути очищаются и накапливают мудрость . [ 21 ]
  5. Путь отсутствия обучения или достижения успеха ( ашаикша-марга , тибетский Уайли: mi slob pa'I lam или thar phyin pa'i lam ) (Бхуми 8–10). Люди на этом Пути полностью очистились. [ 21 ]

Десять Бхуми

[ редактировать ]

«Бодхисаттва-бхуми» («основания/уровни существа просветления») являются подкатегориями Пяти Путей. Санскритский термин бхуми буквально означает «основа» или «фундамент», поскольку каждый этап представляет собой уровень достижения и служит основой для следующего. Каждый уровень знаменует собой определенный прогресс в обучении, сопровождающийся все большей силой и мудростью. Аватамсака Сутра относится к следующим десяти бхуми: [ 24 ]

  1. Очень Радостный (санскр. Парамудита ), в котором человек радуется осознанию частичного аспекта истины;
  2. Непорочный (санскр. Вимала ), в котором человек свободен от всех скверн;
  3. Светоносный (санскр. Прабхакари ), в котором человек излучает свет мудрости;
  4. Лучезарный (санскр. Архишмати ), в котором лучезарное пламя мудрости сжигает земные желания;
  5. «Трудный для развития» (санскр. Судурджая ), в котором человек преодолевает иллюзии тьмы или невежества как Срединный путь ;
  6. Манифест (санскр. Абхимукхи ), в котором начинает проявляться высшая мудрость;
  7. Ушедшие вдаль (санскр. Дурамгама ), в котором человек поднимается над состояниями Двух колесниц ;
  8. Непоколебимое (санскр. Ачала ), в котором человек твердо пребывает в истине Срединного Пути и не может поколебать ; его ничто
  9. Хороший Разум (санскр. Садхумати ), при котором человек проповедует Закон свободно и без ограничений;
  10. Облако Учения (санскр. Дхармамега ), в котором человек приносит пользу всем чувствующим существам с помощью Закона ( Дхармы ), подобно тому, как облако беспристрастно проливает дождь на все сущее.

Тибетский буддизм

[ редактировать ]

Лам Рим описывает этапы пути. Цонкапа упоминает три основных элемента: [ 25 ]

  • Стремление к пробуждению
  • Бодхичитта , стремление достичь этого для всех живых существ.
  • Понимание пустоты

Аннуттара-йога-тантры

[ редактировать ]

В высшем классе тантры выделяют две стадии практики, а именно зарождение и завершение. В некоторых буддийских тантрах обе стадии можно практиковать одновременно, тогда как в других сначала реализуется стадия зарождения, прежде чем продолжить практики стадии завершения.

Стадия генерации

[ редактировать ]

На первой стадии зарождения человек занимается йогой божеств. Человек практикует отождествление себя с медитирующим Буддой или божеством ( йидамом ) посредством визуализаций до тех пор, пока не сможет однонаправленно медитировать на то, чтобы быть божеством. [ примечание 4 ]

Четыре чистоты

[ редактировать ]

На стадии зарождения Йоги Божеств практикующий визуализирует «Четыре чистоты» (тибетский: yongs su dag pa bzhi ; yongs dag bzhi ). [ сеть 3 ] которые определяют основную тантрическую методологию йоги божеств, которая отличает ее от остального буддизма: [ 26 ]

  1. Восприятие своего тела как тела божества
  2. Восприятие своего окружения как чистой земли или мандалы божества.
  3. Восприятие своих наслаждений как блаженства божества, свободного от привязанностей.
  4. Совершение своих действий только на благо других (мотивация бодхичитты, альтруизм) [ сеть 4 ]

Стадия завершения

[ редактировать ]

На следующей стадии завершения практикующий может использовать либо путь метода (табс лам) , либо путь освобождения ('грол лам) . [ 27 ]

На пути метода практикующий занимается практиками Кундалини йоги . Они задействуют тонкую энергетическую систему тела, чакры и энергетические каналы. «Энергия ветра» направляется и растворяется в сердечной чакре, где после Махамудры остается [ 28 ] и практикующий физически и умственно трансформируется.

На пути освобождения практикующий применяет осознанность . [ 29 ] подготовительная практика к Махамудре или Дзогчену , позволяющая осознать внутреннюю пустоту всего существующего. [ 30 ]

Четыре йоги махамудры

[ редактировать ]

Махамудра буквально означает «великая печать» или «великий символ». Это имя относится к пути того, кто реализовал махамудру. «Мудра» относится к тому факту, что каждое явление проявляется ярко, а «маха» относится к тому факту, что оно находится за пределами понятия, воображения и проекции. [ 31 ]

Махамудру иногда делят на четыре отдельные фазы, известные как четыре йоги махамудры. Они заключаются в следующем: [ 32 ]

  1. Однонаправленность;
  2. Простота, «свободная от сложности» или «не сложная»;
  3. Один вкус;
  4. Немедитация — состояние отсутствия привязанности ни к объекту медитации, ни к медитирующему. На этом этапе больше ничего не нужно «медитировать» или «взращивать».

Эти стадии параллельны четырем йогам дзогчен-семде . Четыре йоги Махамудры также соотносятся с пятью путями Бхуми Махаяны .

Это было

[ редактировать ]

Хотя традиция Риндзай-дзэн придает особое значение внезапному пробуждению при изучении Священных Писаний, на практике можно выделить несколько стадий. Хорошо известным примером являются « Десять изображений выпаса быков» , на которых подробно описаны шаги на Пути.

Два входа и четыре практики

[ редактировать ]

В Длинном свитке «Трактата о двух входах и четырех практиках» , приписываемом Бодхидхарме , говорится о входе принципа (理入 lǐrù) и входе практики (行入 xíngrù). [ 33 ] [ примечание 5 ]

  • «Вход принципа» означает видение сквозь омрачения нашего повседневного ума и проявление нашей истинной природы, то есть природы Будды ; [ 34 ] об этом говорится в одном коротком отрывке:

Вйти по принципу — значит осознать суть посредством наставления и поверить, что все живые существа имеют одну и ту же истинную природу, которая не очевидна, потому что окутана ощущениями и заблуждениями. Те, кто обращается от заблуждения обратно к реальности, кто «медитирует на стенах», об отсутствии себя и других, единстве смертного и мудреца, и кого не трогают даже писания, находятся в полном и невысказанном согласии с принципами. Не двигаясь, не прилагая усилий, они входят, скажем так, по принципу. [ 35 ]

  • «Вход в практику» предполагает практику «независимого взгляда на различные обстоятельства собственной жизни» посредством различных повседневных практик. [ 36 ] В разделе, посвященном последнему, четыре практики перечислены как лежащие в основе учения Бодхидхармы. Это: [ 36 ]
    • Практика возмездия за вражду: принимать все страдания как плод прошлых проступков, без вражды и жалоб.
    • Практика принятия обстоятельств: оставаться равнодушным даже к удаче, признавая ее мимолетной.
    • Практика отсутствия жажды : быть без жажды, которая является источником всех страданий.
    • Практика соответствия Дхарме: искоренить неправильные мысли и практиковать шесть совершенств , не имея никакой «практики».

По словам Джона Р. Макрея, «вход в принципы» относится к внутреннему совершенствованию, умственной практике, осуществляемой глубоко в психике человека, а «вход в практику» относится к практике, осуществляемой активно и во взаимодействии с миром». [ 37 ] Тем не менее, Макрей также отмечает, что неясно, что именно повлекло за собой «вход принципа». [ 38 ] Фраза «созерцание стены», бигуань , не эксплицирована. Более поздняя традиция графически изображала это как практику дхьяны лицом к стене, но это может быть метафорой, относящейся к четырем стенам комнаты, которые не позволяют ветрам проникать в комнату. [ 39 ]

Внезапное и постепенное

[ редактировать ]

В 8 веке это звание стало частью борьбы за влияние при китайском дворе Шэньхуэя , ученика Хуэйнэна . В дальнейшем «внезапное просветление» стало одной из отличительных черт чань-буддизма, хотя последующие поколения практикующих смягчили это резкое различие. [ 40 ] Как только была установлена ​​дихотомия между внезапным и постепенным, она определила свою собственную логику и риторику, которые также можно узнать в различии между Цаодун (Сото) и Линь-цзи (Риндзай) чань. [ 41 ] Но это также привело к «иногда ожесточенным и всегда продолжительным сектантским спорам между более поздними толкователями Чана и Хуа-яня ». [ 42 ]

В классификации учений Хуаянь внезапный подход считался хуже Совершенного Учения Хуаянь. Гуйфэн Цзунми , пятый патриарх Хуа-янь и Чан-мастер, разработал свою собственную классификацию, чтобы противостоять этому подчинению. [ 43 ] Гуйфэн Цзунми также смягчил грань между внезапным и постепенным. В его анализе внезапное пробуждение указывает на видение своей истинной природы, но за ним следует постепенное совершенствование для достижения состояния будды . [ 43 ] Чинул , корейский мастер сон XII века, последовал примеру Цзунми и также подчеркнул, что прозрение нашей истинной природы происходит внезапно, но за ним должна последовать практика, чтобы созреть прозрение и достичь полного состояния будды. Чтобы доказать превосходство учения Чан, Чинул объяснил внезапный подход указанием не на простую пустоту, а на таковость или дхармадхату . [ 44 ]

Это также точка зрения современного Санбо Кёдан , согласно которому кэнсё находится в начале пути к полному просветлению. [ 45 ] Это постепенное совершенствование описывается чаньским мастером Шэн Йеном следующим образом:

Выражения Чань относятся к просветлению как к «видению своей собственной природы». Но даже этого недостаточно. Увидев свою внутреннюю природу, вам необходимо еще больше углубить свой опыт и довести его до зрелости. Вы должны снова и снова получать опыт просветления и поддерживать его постоянной практикой. Хотя Чань говорит, что во время просветления ваше мировоззрение такое же, как у Будды, вы еще не полный Будда . [ 46 ]

Риндзай-Дзен

[ редактировать ]

В Риндзае за пониманием истинной природы следует постепенное совершенствование. Это описано в таких учениях, как «Три таинственных врата Линьджи» и « Четыре способа познания Хакуина » . [ 47 ]

Шото-Дзен

[ редактировать ]

Хотя Сото делает упор на сикан-тадза , просто сидение, в этой традиции также описывается развитие внутри практики. Это описано Тозаном , описавшим Пять ступеней просветления . [ сеть 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Относительно использования составного палийского термина бодхипакхия дхамма в канонических дискурсах на основе поиска сингальского типитака SLTP с использованием поисковой системы Университета Ла Троб по адресу «Университет Ла Троб: Интернет-база данных Палийского канона» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 21 ноября 2007 г. Термин бодхипакхия дхамма (и его варианты написания и склонения) был найден в следующих девяти беседах Сутта -Питаки :
    1. DN 27 ( Агганна Сутта )
    2. SN 48.51 ( Соляная сутта )
    3. SN 48.55 ( Сара Сутта )
    4. SN 48.67 ( Руккха Сутта )
    5. АН 5.56 ( Упаджджая Сутта )
    6. АН 6.17 ( Кусала Сутта или Соппа Сутта )
    7. AN 9.1 ( Самбодхипакхия Сутта )
    8. Ити . 82 ( Девасадда Сутта )
    9. В. 97 ( Кальянасила Сутта )
    Дигха Никайя (ДН 27) и Итивуттака (Ити., 82, 97) относятся к «семи» ( сатта ) факторам просветления. В своем переводе DN 27 Уолш (1995, стр. 415, параграф 30, 605, п . 854) интерпретирует слово «семь» как ссылку на семь факторов просветления ( satta bojjha ), описанных в Махасатипаттхана-сутте (DN 22). . И наоборот, в своих переводах дискурсов Итивуттака Ирландия (1997) и Таниссаро (2001) интерпретируют «семь» как относящиеся к «семи группам» или «семи [наборам]» факторов просветления соответственно. Ни один из этих трех дискурсов непосредственно не определяет, о каких семи факторах или наборах факторов идет речь. Более того, в Ангуттара-никае (AN 5.56, 6.17, 9.1) дискурсы не дают количественной оценки и не уточняют термины бодхипаккхияна дхаммана , бодхапакхияна дхаммана или самбодхипаккхийанам ... дхамманам (соответственно). Уникально то, что в трех беседах из Самьютта Никаи (48.51, 48.55, 48.57) все три явно связывают термин бодхипакхия дхамма (и варианты написания) исключительно с пятью способностями ( индрия ) веры, энергии, внимательности, концентрации и мудрости (Бодхи, 2000, стр. 1695). Подводя итог неясности и очевидным несоответствиям в этих идентифицированных дискурсах и их переводах, в заключительном примечании к Сала-сутте ( SN 48.51) Бодхи (2000, стр. 1937 , № 235) комментирует: «В комментариях бодхипаккхия дхамма является зонтиком. термин для семи наборов тренировочных факторов, которым неоднократно учил Будда, но в суттах это выражение имеет более гибкое, менее техническое значение». Затем Бодхи обращается к Gethin (1992), стр. 289–298, для дальнейшего обсуждения.
  2. ^ Обзор упоминаний об этих качествах см., например, в Rhys Davids & Stede (1921–25), p. 491, записи о «бодхе» доступны по адресу [ «Бодха» . Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Архивировано из оригинала 02 мая 2019 г. Проверено 12 октября 2015 г. ], а также на «бодхи», доступном по адресу [ «Бодхи» . Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Архивировано из оригинала 02 мая 2019 г. Проверено 12 ноября 2015 г. ]; Бодхи (2000), стр. 1485–1486, отмечает:
    «В буддийской экзегетической традиции, начавшейся вскоре после эпохи канона, эти семь наборов известны как тридцать семь средств просветления ( sattatiṃsa bodhipakkhiya dhammā ). Хотя в самих Никаях этот термин не используется как собирательное название. что касается семи наборов, то сами наборы часто появляются в Никаях как сборник практик, ведущих к просветлению».
  3. Что касается перевода адинавы , Буллит использует слово «недостатки», в то время как Нанамоли и Бодхи (2001) используют слово «опасность» (стр. 485), а Рис Дэвидс и Стед (1921–25) рекомендуют «недостаток, опасность» (стр. 99). [ 15 ]
  4. ^ Можно провести сравнение с «Ролевой теорией» Ялмара Сундена , которая описывает, как идентификация с религиозным деятелем может привести к обращению. См. (на голландском языке) Н. Hijweege (1994, Bekering in de gereformeerde gezindte) , где описывается, как история обращения Паулюса по дороге в Дамаск служит примером «идеального обращения» в ортодоксальных протестантских церквях.
  5. ^ «Принцип» также переводится как «причина».
  1. ^ Басвелл и Гимелло 1994 , стр. 1–36.
  2. ^ Jump up to: а б с д Бакнелл 1984 .
  3. ^ Веттер 1988 .
  4. ^ Jump up to: а б с Суджато 2012 , с. 321.
  5. ^ Суджато 2012 , с. 322.
  6. ^ «Крылья пробуждения: антология Палийского канона» .
  7. ^ Гетин 2001 , стр. xiii–xiv.
  8. ^ Гетин 2004 , стр. 217–218.
  9. ^ Гетин 2001 , стр. 162–182.
  10. ^ Гетин 2004 , с. 217, примечание 26.
  11. ^ Полак 2011 , стр. 25.
  12. ^ Доска 2017 .
  13. ^ Гетин 2004 , стр. 203–204, 217.
  14. ^ Гетин 2004 , с. 204.
  15. ^ «Адинава» . Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г. Проверено 13 ноября 2007 г.
  16. ^ Jump up to: а б Маджхима Никая 56, То Упали , стих 18. Бхиккху Нанамоли и Бхиккху Бодхи.
  17. ^ См., например, Bullitt (2005).
  18. ^ Jump up to: а б с Берфорд 1994 .
  19. ^ Гунаратана 1994 , стр. 143–174.
  20. ^ Ватанабэ 2000 , стр. 38–40.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Лосангсамтен» (PDF) . Введение в буддийский путь . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июня 2016 г.
  22. ^ Ватанабэ 2000 , стр. 40–65.
  23. ^ Роберт Э. Басуэлл младший, Дональд С. Лопес младший; Принстонский словарь буддизма
  24. ^ Комитет перевода сутр США и Канады, 1998 г.
  25. ^ Цонкапа 2003 .
  26. ^ Юток 1997 , с. 27.
  27. ^ Хардинг 1996 , с. 19.
  28. ^ Снеллинг 1987 , с. 116.
  29. ^ Хардинг 1996 , с. 17.
  30. ^ Хардинг 1996 , стр. 16–20.
  31. ^ Рэй 2001 , с. 261.
  32. ^ Намгьял 2006 , с. 463.
  33. ^ Макрей 2003 , стр. 29, 32.
  34. ^ Макрей 2003 , стр. 29–31.
  35. ^ Красная Сосна 2009 .
  36. ^ Jump up to: а б Макрей 2003 , с. 32.
  37. ^ Макрей 2003 , с. 89.
  38. ^ Макрей 2003 , с. 31.
  39. ^ Макрей 2003 , стр. 30–31.
  40. ^ Макрей 2003 .
  41. ^ Макрей 2003 , с. 123.
  42. ^ Басвелл 1993 , с. 234.
  43. ^ Jump up to: а б Григорий 1991 .
  44. ^ Басуэлл 1991 , стр. 240–241.
  45. ^ Капло 1989 .
  46. ^ Йена 1996 , с. 54.
  47. ^ Низкий 2006 год .

Источники

[ редактировать ]

Печатные источники

[ редактировать ]
  • Арбель, Керен (2017), Ранняя буддийская медитация: четыре джханы как реализация прозрения , Тейлор и Фрэнсис, doi : 10.4324/9781315676043 , ISBN  9781317383994
  • Бакнелл, Род (1984), «Буддийский путь к освобождению: анализ списка этапов», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 7 (2)
  • Бодхи, Бхиккху (2011), Благородный восьмеричный путь: путь к концу страданий , Группа независимых издателей, Kindle Edition
  • Берфорд, Грейс Г. (1994), «Тхеравадская буддийская сотериология и парадокс желания», в Басвелле, Роберт Э. (ред.), Пути к освобождению. Марга и ее трансформации в буддийской мысли , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
  • Басвелл, Роберт Э. (1991), «Краткий» подход к медитации Кан-хуа: эволюция практического субитизма в китайском чань-буддизме», в книге Грегори, Питер Н. (ред.) , Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
  • Басуэлл, Роберт Э. (1993), Чаньская герменевтика: корейский взгляд. В: Дональд С. Лопес-младший (ред.) (1993), Буддийская герменевтика , Дели: Мотилал Банарсидасс.
  • Басуэлл, Роберт Э. младший; Гимелло, Роберт М., ред. (1994), Пути к освобождению. Марга и ее трансформации в буддийской мысли , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
  • Геше Таши Церинг (2005), Четыре благородные истины: основа буддийской мысли, Том I , Мудрость, Kindle Edition
  • Гетин, Руперт (1998), Основы буддизма , Oxford University Press
  • Гетин, RML (2001) [1992], Буддийский путь к пробуждению , Oneworld Publications, ISBN  978-1851682850
  • Гетин, Руперт (2004), О практике буддийской медитации согласно Палийским Никаям и экзегетическим источникам (PDF) , Гамбургский университет.
  • Гольдштейн, Джозеф (2011), Одна Дхарма: развивающийся западный буддизм , Харпер Коллинз, Kindle Edition
  • Грегори, Питер Н. (1991), Внезапное просветление с последующим постепенным развитием: анализ ума Цунг-ми. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
  • Гунаратана, Хенепола (1994), Путь спокойствия и прозрения , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
  • Хардинг, Сара (1996), Создание и завершение - основные моменты тантрической медитации , Бостон: Публикации мудрости.
  • Капло, Филип (1989), Три столпа дзэн
  • Касулис, Томас П. (2003), Духовность Чань. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Лоу, Альберт (2006), Хакуин о Кенсё. Четыре способа познания , Бостон и Лондон: Шамбала
  • Макрей, Джон (2003), Видя сквозь дзен , The University Press Group Ltd.
  • Намгьял, Дакпо Таши (2006), Махамудра: Лунный свет: квинтэссенция ума и медитации , Wisdom Publications
  • Дзен-учение Бодхидхармы , перевод Red Pine, 2009 г.
  • Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
  • Рэй, Реджинальд (2001), Тайна ваджрного мира , Шамбала
  • Рингу Тулку (2005), Смелые шаги к бесстрашию: три средства передвижения тибетского буддизма , Снежный лев
  • Смит, Хьюстон ; Новак, Филип (2009), Буддизм: краткое введение , HarperOne, Kindle Edition
  • Снеллинг, Джон (1987), Буддийский справочник. Полное руководство по буддийскому учению и практике , Лондон: книги Century в мягкой обложке.
  • Сучитто, Аджан (2010), Вращение колеса истины: комментарий к первому учению Будды , Шамбала
  • Суджато, Бханте (2012), История осознанности (PDF) , Сантипада, ISBN  9781921842108
  • Комитет перевода сутр США и Канады (1998), Глоссарий буддизма Искателя (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2013 г.
  • Тралег Кьябгон (2001), Сущность буддизма , Шамбала
  • Цонгкапа (2003), Три основы пути , Maitreya Publishers
  • Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
  • Ватанабэ, Чикафуми (2000). Исследование Махаянасамграхи III: связь практических теорий и философских теорий (докторская диссертация). Университет Калгари.
  • Уильямс, Пол (2002), Буддийская мысль , Тейлор и Фрэнсис, Kindle Edition
  • Йен, Мастер Чань Шэн (1996), Барабан Дхармы: Жизнь и сердце практики Чань , Бостон и Лондон: Шамбала
  • Юток, Чоедак (1997), Ламдре: Рассвет Просвещения. (PDF) , Канберра, Австралия: Gorum Publications, ISBN  0-9587085-0-9 , заархивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2013 г.

Веб-источники

[ редактировать ]
  1. ^ «Магга-вибханга сутта: анализ пути» . www.accesstoinsight.org .
  2. ^ metta.lk, Тевиджья Сутра. Архивировано 7 июня 2015 г., в Wayback Machine.
  3. ^ «Ёнгс су даг па бжи» . Тибетская буддийская энциклопедия . Проверено 10 сентября 2023 г.
  4. ^ Калачакранет (2006), Тантрическая практика. Архивировано 22 марта 2009 г. в Wayback Machine (Источник: 3 января 2008 г.).
  5. ^ Говорит, Аноним. «Стихи Тодзан Рёкай о пяти рангах» .
[ редактировать ]

Семь стадий очищения

Лам Рим

Создание и завершение

Махамудра

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0ba47690577a620a4d2a8760c385dc8__1717436400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/c8/b0ba47690577a620a4d2a8760c385dc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buddhist paths to liberation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)