Сикантаза
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Сикантадза ( медитируй ») — это китайской японский фразы перевод Догэном « Просто zhǐguώn dώzuò («Просто медитируй/Просто медитируй»), [1] [Интернет 1] «сосредоточиться только на медитативной практике», хотя многие современные западные практики интерпретируют это совсем по-другому. [2] [3] Эта фраза использовалась учителем Догэна Жуцзином , монахом Каодун школы чань -буддизма , для обозначения практики медитации под названием «Безмолвное озарение» ( китайский : 默照禅 ) или «Безмятежное размышление», которой обучал мастер Каодун. Хунчжи Чжэнцзюэ (1091–1157). [2] В Японии оно связано со школой Дзэн Сото , ответвлением Догэна Каодуна. Некоторые практикующие учат, что сикантадза означает, что не следует сосредотачивать внимание на конкретном объекте (например, дыхании), а вместо этого «просто сидеть» в состоянии сознательного осознания; однако происхождение этого выражения в XIII веке указывает на общий акцент на медитации в любой форме, достаточной для духовного просветления. Первоначальное учение было призвано критиковать сложную церемонию, заумное изучение, бесконечное отслеживание духовной линии и другие аспекты буддизма, которые даже к XII веку считались чрезмерными.
Этимология и значение
[ редактировать ]Термин сикантадза - китайско-японское прочтение. [1] Чжугуань дзуо (Просто медитируй / Просто медитируй) [1] [Интернет 1] «просто сижу», [2] [3] «ничего, кроме сидения», [4] «медитация просто сидения», [Интернет 1] «Просто не забывай, что [себя] сидишь». [5] Чжугуан дозуо (Просто медитируй/Просто медитируй) переводится следующим образом:
- чжугуан (Just Guan, J. shikan ; или Just Guan, где Only[zhϐ] служит вариантом Only[zhǐ] [Интернет 1] ), «во что бы то ни стало; просто, просто; только озабоченный», [1] «концентрироваться исключительно на»; [Интернет 1]
- dώzuò 打坐, «[буддизм/даосизм] сидите в медитации», [1] « приседать , сидеть, скрестив ноги», что соответствует санскритскому utkuṭuka-stha ; [Интернет 1]
Источником вдохновения для этого учения послужил поворотный эпизод, который, как сообщается, произошел где-то в начале 1220-х годов (династия Сун) в горном монастыре Тяньтун (天童寺, также известный как монастырь Цзиндэ 景德寺, к востоку от современного Нинбо ). и его учениками состоялась беседа Цаодун Между выдающимся китайским учителем Жуцзином . В частности, он фокусируется на вдохновении одного из японских учеников Руцзин, Догэна , который позже основал секту Сото Дзэн :
Затем, однажды, во время ночной сидячей медитации, преподобный Цзин вошел в зал и предостерег великое собрание от сна, сказав:
«Исследование дзэн — это освобождение от тела и ума [身心脱落]. Нет необходимости сжигать благовония, совершать простирания, вспоминать будд, практиковать покаяние или читать сутры. Просто посидите [в медитации] [祇管に打坐]; только тогда ты достигнешь этого».
В это время, услышав это, Учитель [Догэн] сразу же испытал великое пробуждение... . [6] [курсив добавлен]
Хотя в переводе Т.Г. Фоулка здесь говорится только «сидеть», он и другие переводчики поясняют, что значение 打坐, как правило, широкое и означает больше, чем просто сидение. [7] Первоначальный диалог между Жуцзином и его учениками указывает на ясный смысл учения: эти высокие церемонии и обучение не нужны и неуместны, что дзадзэн , дхьяна и подобные медитативные практики любого рода (будь то сидение, отдых, дыхание, созерцание) сцена, прогулка или просто молчание) должны быть достаточно эффективными.
Джеймс Ишмаэль Форд утверждает, что «некоторые связывают корень этого слова [ шикантаза ] с японским произношением санскритского випассана , хотя это далеко не точно». [3] Эта этимологическая ошибка в отношении 只管 ( сикан , «только», «просто») коренится в том факте, что в японском языке много омофонов, произносимых сикан . Оно происходит от более часто используемого японского слова, а именно 止観 ( сикан , «концентрация и наблюдение»). [примечание 1] ) (практикуемый сектой Тендай), который переводит с санскрита « шаматха и випашьяна », две основные формы буддийской медитации . [примечание 2]
Фраза чжугуан дозуо («просто сидя») использовалась Тяньтун учителем Догэна Жуцзин (1162–1228) для обозначения молчаливого освещения. [2] (китайский моджао 默光; японский мокусо ). [8] По словам Котена Бенсона, в мочао
В первом иероглифе, мо, есть элемент, означающий черный или тьму, благодаря чему весь иероглиф означает «темный, тайный, тихий, безмятежный, глубокий», а также «сомкнуть губы, замолчать». Второй иероглиф, чао, имеет элемент, означающий «яркость солнца». Весь иероглиф переводится как «отражать свет, сиять, освещать или просвещать», а также «размышлять, смотреть, понимать». Таким образом, весь термин превращается в «безмятежное отражение», «тихое освещение» или «люминисцентную тьму». [8]
Упражняться
[ редактировать ]Классические источники
[ редактировать ]«Безмолвное освещение» или «безмолвное отражение» было отличительной чертой китайской Цаодун школы Чань . [Интернет 2] Первым учителем чань, который сформулировал безмолвное просветление, был мастер Цаодун Хунчжи Чжэнцзюэ (1091–1157), который написал надпись, озаглавленную «медитация безмолвного просветления» ( Мокушо дзен 默照禅 или Мочжао чань 默照禪). [9] Шэн-янь объясняет, что
В тихом освещении «просто сидеть» — это только первый шаг. Пока вы сохраняете сидячую позу, вам также следует попытаться установить «безмолвное» состояние ума. В конце концов вы достигнете точки, когда ум не движется, но при этом остается очень ясным. Этот неподвижный ум «безмолвен», а ясность ума — это «просветление». В этом смысл «тихого освещения». [10]
Фраза сикантадза Догэн означает «от всей души делать только дзадзэн». [11] или «целеустремленное сидение». [12] По словам Мерва Фаулера, сикантадза лучше всего описывается как «тихое сидение в открытом сознании, непосредственно отражающее реальность жизни». [13] По словам Остина, сикантадза — это «состояние готовности, выполняемое прямо, без следов вялости или сонливости». [14] Фред Рейнхард Даллмайр пишет:
Что касается практики, Догэн советовал явно не привязанный или не цепляющийся вид действий, то есть деятельность, совершенно не заботящуюся о выгоде или достижении скрытых целей: деятельность «просто сидеть» или «ничего, кроме сидения» ( сикантадза ), при которой -поиск откладывается таким образом, что напоминает решительное «оставление тела и ума». [15]
Современные источники
[ редактировать ]Мастер дзен Джон Дайдо Лури описывает сикантадза как сложную практику, несмотря на простоту ее названия. Умственная сила ( дзёрики ) достигается не посредством постоянной концентрации, как при медитации на дыхании , а через осознание потока ума без активных попыток отпустить мысль. [16] Пользователь должен наблюдать за своими мыслями, «не анализируя их, не осуждая, не пытаясь понять или классифицировать их», а лишь осознавая их. [16] По его словам, это помогает мыслительной деятельности двигаться дальше и достигать самадхи . [16]
Когда вы выполняете сикантадза, вы не пытаетесь сосредоточиться на чем-то конкретном или заставить мысли уйти. Вы просто позволяете всему быть таким, какое оно есть. Мысли приходят, мысли уходят, а вы просто наблюдаете за ними, удерживаете на них свое осознание. , нужно много энергии и упорства Чтобы сидеть сикантадза , чтобы не погрузиться в мечтания. Но мало-помалу мысли начинают замедляться и, наконец, перестают возникать. Когда мысль исчезает, мыслитель исчезает. [17]
Комментируя слова Лури, эксперт по медитации Эрик Харрисон сравнивает сикантадза с психологическим процессом угасания , при котором многократное снижение поведенческой реакции в конечном итоге приводит к отсутствию реакции. [18]
Лури описывает осознанность как единственное, что необходимо для практики сикантадза. [16] Это требует повышенного состояния умственной активности, которое, как он предупреждает, нельзя поддерживать слишком долго. Он рекомендует практиковать сикантадза от получаса до часа, затем встать и практиковать кинхин , чтобы расслабить ум, прежде чем сесть и продолжить. [17]
Сюнрю Судзуки утверждает о сикантадза : «Не пытайтесь остановить свой ум, а оставьте все как есть. Тогда вещи не будут оставаться в вашем уме так долго. пустой ум продержится довольно долго». [19] Со своей стороны, описывая цель практики как простое осознание мыслей, не попадая в их ловушку, Шон Мерфи цитирует Тайзана Маэдзуми , который советует «относиться к нашим мыслям, как если бы они были облаками, наблюдая за ними, пока они плывут от одного конца ума к другому». другой, но не пытаясь удержать их, а когда они уходят за горизонт, что неизбежно произойдет, не пытаясь ухватиться за ними. [20]
Джундо Коэн предупреждает, что значение слова «просто сидеть» не следует понимать слишком буквально, и подчеркивает важность осознанности. [21] Когда вы сталкиваетесь с сильными эмоциями или тревожными мыслями, Коэн советует просто наблюдать за ними с невозмутимостью , «относясь к ним как к проходящим погодным облакам». В то же время он старается не играть с мыслями и не увлекаться ими. [21] Он сравнивает сикантадза с «детской головоломкой о китайских наручниках на пальцах , от которых можно избавиться не силовым усилием, а непротивлением». Только отказавшись от охоты за просветлением , приняв все, не цепляясь и не избегая, можно найти в нем просветление. [21]
Подобные методы
[ редактировать ]Современная техника, описанная как похожая на сикантадза, называется «Медитация ничего не делать» Шинзеном Янгом . Пользователю предлагается отпустить все умственные намерения, не пытаясь каким-либо образом медитировать или сконцентрироваться. Любое отвлечение или мысль разрешены, если только пользователь не чувствует, что намеренно думает или делает что-то, и в этом случае он должен остановить это намерение и отпустить его, включая любую возможную борьбу с ним. В результате «в конце концов ум становится очень просторным, открытым и расслабленным, но при этом ярким, ясным и живым». [22] [23]
Другое похожее описание исходит от Шри Нисаргадатты Махараджа в книге « Я есть То» , где он рекомендует «позволять мыслям течь, наблюдать за ними и сохранять ум спокойным». Состояние свободы от всех мыслей произойдет внезапно, и к блаженству этого вы обретете признай это». [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ватанабэ Тоширо (Тоширо Ватанабе), Эдмунд Р. Скшипчак и Пол Сноуден, ред. (2003), Новый японско-английский словарь Кенкюши , 5-е издание, Кенкюша, 1125. В этом двуязычном словаре перечислены остановки просмотра и еще 21 слово, произносимое как сикан ( например, しかん «государственная служба» и релаксация «расслабление»), но не сикан しかん.
- ^ Термин сикан (止観) происходит от китайского чжугуань (止觀, «[Буддизм] сохраняйте душевное спокойствие, наблюдая за вселенной» (ср. Мохэ Чжигуань ) ДеФрансис (2003 , стр. 1267)), что составляет ши или чжу. (止 («остановиться», «стабилизировать», « шаматха ») и кан или гуан (觀, «наблюдать», «созерцать», « випашьяна »). Примером путаницы между 止観 и 只管 является Стива Хагена утверждение . что « ши [Хаген имеет в виду «只» Догэна] означает спокойствие [= '止'], кан [Хаген имеет в виду «管» Догэна] означает осознанность [= '観'], та означает попадание точно в нужную точку ( ни на один атом не отклоняется), а «за » означает «сидеть». Хаген (2007 , стр. 189).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ДеФрэнсис (2003) , с. 1267, 182.
- ^ Jump up to: а б с д Лейтон (2000) , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Форд (2006) , с. 29-30.
- ^ Фишер-Шрайбер, Шумахер и Вернер (1989) , стр. 321.
- ^ Шэнъен (2008) , с. 94.
- ^ Фулк, Т. Гриффит (2017–2018 гг.). «51». Денкороку (Запись передачи) просветления Великим Предком, Дзен Мастером Кейзаном, Том. II . Сотосю Сюмучо. п. 535-536 . Проверено 28 июля 2024 г.
{{cite book}}
: Проверять|archive-url=
значение ( справка ) CS1 maint: формат даты ( ссылка ) - ^ Басвелл-младший и Лопес-младший (2014) , с. Вступление: сикан тадза.
- ^ Jump up to: а б Бенсон (1989) .
- ^ Лейтон (2000) , с. xii.
- ^ Шэн-янь (лекция, 1993), Метод бесшумного освещения
- ^ Акисиге (1977) , стр. 18.
- ^ Шанер (1985) , с. 158.
- ^ Фаулер (2005) , с. 96.
- ^ Остин (1998) , с. 76.
- ^ Даллмайр (1996) , с. 178-179.
- ^ Jump up to: а б с д Вуаль (2002) .
- ^ Jump up to: а б Вуаль (2005) .
- ^ Харрисон (2017) .
- ^ Дэвис (2022) , с. 293.
- ^ Шон Мерфи, «Управляемая медитация: мимолетные мысли», Yoga Journal , январь – февраль 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с Коэн (2020) .
- ^ Тафт, Майкл В. (11 сентября 2017 г.). «Медитация «Ничего не делай» . Deconstructingyourself.com . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Медитация «Ничего не делай» . Анахана. 25 августа 2022 г. Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Нисаргадатта Махарадж, Я есть То , стр.224-225.
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Остин, Джеймс Х. (1998). Дзен и мозг: к пониманию медитации и сознания . МТИ Пресс. ISBN 0-262-51109-6 .
- Акисиге, Ёсихару (1977). Психологические исследования дзэн . Институт Дзен Университета Комадзава. ОСЛК 5052397 .
- Бенсон, Котен (1989), «Безмятежное размышление» , Журнал Ордена буддийских созерцателей , 4 (1): 33–35
- Басуэлл-младший, Роберт Э.; Лопес-младший, Дональд С. (2014), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press
- Коэн, Джундо (2020). Танец мастера дзен: руководство к пониманию Догэна и того, кем вы являетесь во Вселенной . Публикации мудрости . ISBN 978-1614296461 .
- Даллмайр, Фред Рейнхард (1996). За пределами ориентализма: очерки межкультурных встреч . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3069-3 . OCLC 42330289 .
- Дэвис, Брет В. (2022). Пути дзэн: введение в философию и практику дзэн-буддизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0197573686 .
- ДеФрэнсис, Джон, изд. (2003). Китайско-английский большой словарь ABC . Издательство Гавайского университета.
- Фишер-Шрайбер, Ингрид; Шумахер, Стефан; Вернер, Герт (1989). Энциклопедия восточной философии и религии: буддизм, индуизм, даосизм, дзэн . ISBN 0-87773-980-3 .
- Форд, Джеймс Измаил (2006). Кто мастер дзен?: Путеводитель по людям и историям дзен . Публикации мудрости. ISBN 0-86171-509-8 .
- Фаулер, Мерв (2005). Дзен-буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. ISBN 1-902210-42-5 .
- Хаген, Стив (2007). Медитация сейчас или никогда . ХарперУан. п. 189 . ISBN 978-0-06-114329-8 .
- Харрисон, Эрик (2017). Основы осознанности: как развивать внимание, здравый смысл и спокойствие . Хашетт. ISBN 978-1615192571 .
- Лейтон, Тайген Дэн (2000), Культивирование пустого поля: тихое просветление мастера дзэн Хунчжи , Таттл
- Лори, Джон Дайдо (2002). Восемь врат дзен: программа обучения дзен . Публикации Шамбалы . ISBN 978-0834823907 .
- Лори, Джон Дайдо (2005). Искусство просто сидеть: основные сочинения по дзен-практике сикантадза . Публикации мудрости . ISBN 978-0861719495 .
- Шанер, Дэвид Эдвард (1985). Опыт тела и разума в японском буддизме: феноменологическая перспектива Кукая и Догэна . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-88706-061-7 . OCLC 59254799 .
- Шэнъен (2008). Метод не-метода: чаньская практика безмолвного озарения . Шамбала. ISBN 978-1-59030-575-1 .
- Веб-источники
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чарльз Мюллер , Буддийский словарь , 2010.
- ^ Мюллер, А. Чарльз, изд.: Цифровой словарь буддизма , изд. от 03.04.2008, Индекс китайских чтений (система Пиньинь) [1]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лейтон, Тайген Дэниэл ; Хунчжи (2000). Культивирование пустого поля: безмолвное просветление мастера дзэн Хунчжи . Издательство Таттл. ISBN 0-8048-3240-4 . OCLC 43978646 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тайген Дэн Лейтон, Хунчжи, Догэн и история Сикантадза