Мохэ Жигуань
Часть серии о |
Махаяна Буддизм |
---|
Мохэ чжугуан ( китайский : 摩訶止観 ; пиньинь : Мохэ Чжугуан ; японское произношение : Макашикан ; санскрит : Махашаматавипашьяна доктринальный трактат , ) — крупный буддийский основанный на лекциях китайского Тяньтай патриарха Чжии (538–597 гг. н. э.). . [1] Эти лекции были составлены и отредактированы учеником Чжии Гуандином (561–632) в семь глав в десяти главах . [2] [3]
Объемистый «Мохэ чжугуань» представляет собой всеобъемлющий сборник буддийских доктрин , в котором обсуждаются медитация и различные ключевые буддийские доктрины, которые оказали большое влияние на развитие буддийской медитации и буддийской философии в Китае. Это один из центральных текстов Тяньтая (и японского Тэндая ). [4]
Обзор
[ редактировать ]Основное внимание в Мохэ чжугуан уделяется практике саматхи ( 止 zhǐ , успокаивающая или стабилизирующая медитация) и випассаны ( 觀 guān , ясное видение или прозрение). Чжии учит двум типам чжигуань: сидячей медитации и реагированию на объекты, соответствующие условиям, или осознанной практике в повседневной жизни. [3] Чжии использует цитаты из всех сутр Махаяны, доступных в то время в Китае, и пытается включить все доктрины в свою систему медитации. [3] Текст прочно основан на Священных Писаниях, каждое ключевое утверждение текста подкреплено цитатами из сутр. [5] В « Мохэ чжугуань » Чжии также обсуждает несколько ключевых буддийских доктрин в своем изложении медитативной практики. Основной доктринальный взгляд на эту работу заключается в превосходстве практики «внезапной» саматха-випассаны , которая видит высшую реальность, присутствующую в самом начале практики. [6] В пятом томе этого трактата Чжии раскрывает учение о «трех тысячах миров в одном жизненном моменте» ( итинэн сандзэн ), которое считается сутью его учения.
Чжии делит свою систему медитации на три основных набора: «двадцать пять искусных приемов», «Четыре самадхи » ( китайский : 四種三昧 ; пиньинь : сычжунг санмей ) и «десять способов созерцания». [3]
«Двадцать пять искусных приемов» представляют собой подготовительные практики, которые включают соблюдение пяти обетов , пребывание в тихом месте, регулирование приема пищи и позы, а также сдерживание желания в пяти чувствах и сдерживание пяти препятствий . [3]
Четыре самадхи предназначены для начинающих, желающих интенсивно практиковать медитацию. Они есть: [3] [7]
- «Постоянно сидящее самадхи» ( chángzuò sānmèi 常坐三昧) — 90 дней неподвижного сидения с покиданием сиденья только по причинам естественной необходимости.
- «Постоянно ходящее самадхи» ( chángxíng sānmèi 常行三昧) — 90 дней осознанной ходьбы и медитации на Амитабху.
- «Полуходящее, полусидящее самадхи» ( bànxíng bànzuò sānmèi 半行半坐三昧) — включает в себя различные практики, такие как пение, созерцание пустоты всех дхарм и «Лотосовое самадхи», которое включает в себя покаяние, молитву, поклонение Буддам. и чтение Сутры Лотоса .
- «Ни ходьба, ни сидение самадхи» ( fēixíng fēizuò sānmèi 非行非坐三昧) — сюда входит «осознание ментальных факторов » по мере их возникновения в уме. Один из них — созерцать их как «не движущиеся, не возникшие, не угасшие, не приходящие и не уходящие».
После того как медитирующий практиковал четыре самадхи, он переходит к созерцанию «десяти объектов»: [3]
- Созерцание скандх , аятан и дхату . Сама по себе эта часть занимает пятую часть всей книги.
- невзгоды
- Болезнь
- Кармические знаки
- Демонические силы появляются в сознании
- Различные формы дхьяны, которые могут отвлекать
- Ложные взгляды
- Подавляющая гордость
- Состояние Шраваки или идея о том, что состояние Пратьекабудды является конечной целью (вместо полного состояния будды)
- Идея о том, что состояние Бодхисаттвы является конечной целью.
Ядро изложения занимают скандхи, аятаны и дхату, которые следует созерцать в десяти «модусах»: [3]
- Созерцание объектов как непостижимых.
- Пробуждение сострадательных мыслей ( бодхичитты ), клятва спасти все существа
- Умелые средства для облегчения ума.
- Полная деконструкция дхарм , видение дхарм как пустых освобождает человека от всех привязанностей.
- Зная, что проникает и что преграждает путь.
- Культивирование ступеней пути ( тридцать семь средств достижения нирваны )
- Регулирование вспомогательными методами.
- Знание этапов развития на пути.
- Мир через терпеливое признание.
- Избегание страстной привязанности к дхармам.
Концепция трех истин является ключевым элементом в изложении практики созерцания Чжии. «Совершенно интегрированная тройная истина» Чжии является расширением Нагарджуны доктрины двух истин . [8] Эта «круглая и взаимовключающая» истина состоит из пустоты , условного существования и среднего пути между первыми двумя, одновременного и целостного утверждения обоих. [3] Созерцание умственного момента относительно этой истины или «тройное созерцание в течение одного момента умственной деятельности» (исиньсангуан) рассматривается как высшая форма созерцания и высшая форма реализации. [8] Оно ведет ко всеобщему спасению (ду чжуншэн), поскольку, преобразовав себя, человек может преобразовывать и других.
Комментарии
[ редактировать ]По словам преподобного Джикая Дена, основными комментариями к этому тексту в традиции Тэндай являются: [9]
- Чжанрань (Zhanran) (711-782) Чжигуань Фусин Чжуань Хунцзюэ Чжигуаньфусинчуаньхунцзюэ
- Хочибо Сёсин (宝地波正真) (ок. 1136-1220) Сики Личные заметки
- Эчо Чику (Хуэй Чэн Чи Конг) (1780-1862) Коги (конспекты лекций)
- Дайхо Сюдацу (大宝修道) (1804–1884), рассказанный Кодзюцу .
Первый представляет собой китайский комментарий шестого патриарха Тяньтая; последние три - японские произведения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Басвелл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С. младший , ред. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 546. ИСБН 9780691157863 .
- ^ Пенковер, Линда (1979), «В начале… Гуаньдин и создание раннего Тяньтая» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 23 (2): 245–296.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фа Цин, Шаматха и Випашьяна в Тянь Тай , Симпозиум По Мин Цзе 2013: Один Мастер, Три медитативные традиции. Сингапур, 30 августа 2013 г.; стр.30-47
- ^ ПОЛ Л. СВОНСОН. Понимание Чи-и: Через стекло, в темноте?
- ^ Доннер, Нил Арвид. Великое успокоение и созерцание Чжи-И. Глава первая: Краткий обзор, 1964, стр. 8.
- ^ Доннер, Нил Арвид. Великое успокоение и созерцание Чжи-И. Глава первая: Краткий обзор, 1964, стр. 8.
- ^ «Поминальная служба секты Тэндай» (на японском языке) . Проверено 01 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кантор, Ханс-Рудольф (2002), Созерцание: практика, доктрина и мудрость в учении Чжии (538–597) . Межрелигиозные 42, 21–37.
- ^ Преподобный. Джикай Ден, учебные материалы Мохэ Чжигуань, http://tendaiaustralia.org.au/documents/MoheZhiguanOutline.pdf
Библиография
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]- Доннер, Нил; Стивенсон, Дэниел Б. (1993). Великое успокоение и созерцание: исследование и аннотированный перевод первой главы «Мо-хо чих-куан» Чжи-и. Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
- Суонсон, Пол Л.; пер. (2004). Великое прекращение и созерцание (Мо-хо Чжи-куан, главы 1–6), компакт-диск, Токио: Kosei Publishing Co.
- _____. пер. (2017) Ясное спокойствие, тихое понимание: Мо-хо чих-куан Тянь-тай Чжи, 3 тома, Гонолулу: University of Hawai'i Press.
Статьи
[ редактировать ]- Тосиро, Ямано (1987). Обзор: Макашикан кэнкю дзёсэцу (Пролегомены к изучению Мо хо чжи куан) Розана Икеда; Японский журнал религиоведения 14 (2/3), 267-270.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великое затишье-наблюдение - Мо-Хо Чи-Куан Частичный перевод на английский язык
- СВОНСОН, Понимание Чи-и: Через стекло, в темноте? (Рецензия на книгу)