Количество
Сумма и ее уменьшительное summula (множественное число summae и summulae соответственно) — средневековый дидактический литературный жанр , написанный на латыни , зародившийся в XII веке и популяризированный в Европе XIII века. В самом простом смысле их можно считать текстами, которые «обобщают» знания в определенной области, например, теологии , сборниками философии и канонического права . Их функция в Средние века заключалась в основном в качестве пособий или справочников необходимых знаний, используемых людьми, которые не хотели продвигаться дальше в своих исследованиях. [1]
Функции
[ редактировать ]Это была своего рода энциклопедия развивались вопросы права , теологии и философии , в которой больше всего . Дела были разделены более детально, как это было в трактате ( трактате ), поскольку они были разделены на quaestiones (вопросы), а эти также были разделены на статьи . Статьи имели следующую структуру:
- Заголовок статьи как вопрос и показывающий две разные позиции ( disputatio ).
- Возражения или аргументы против одной из альтернатив, особенно той, которую защищал автор.
- Аргументы в пользу такой альтернативы основаны на Библии , Святых Отцах и так далее.
- Решение, включающее в себя аргументы, сочетающие веру и разум и выражающие мысль автора.
- Суждение или ответ на вопрос, заключающийся в опровержении первоначальных возражений против авторского решения. [2] [3]
История
[ редактировать ]Некоторые историки богословия называют первым периархона Оригена . кратким изложением католического богословия Другие считают, что первым по времени является «De Trinitate» св. Илария Пуатье . Эта награда также была удостоена Радульфуса Арденса , теолога и проповедника одиннадцатого века, уроженца Больё , автора всеобъемлющего «Зеркала Универсального», все еще находящегося в рукописи. Однако в этом широком смысле этого слова энциклопедические трактаты св. Исидора Севильского , Рабана Мавра и т. д., озаглавленные «De Etymologiis» или «De Universo», также можно считать кратким изложением богословия и философии.
В более строгом смысле слова «Сумма» применяется к более техническим систематическим сборникам, которые начали появляться в двенадцатом веке. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , форма была изобретена грамматистом Питером Гелиасом . [4] Альтернативное название — «Предложения» (лат. Libri Sententiarum ), уменьшительное «Summulæ», имеющее более позднее происхождение. Что характерно для «суммистов» или «сентенциариев», как называют авторов этих работ, так это принятие метода, впервые предложенного Гербертом в его «De Rationali et Ratione Uti» и использованного Абеляром в его «Sic et Ratione Uti». Нон», заключающийся в изложении противоречивых взглядов, утвердительных и отрицательных. Прогресс в направлении окончательной формы «Сумм» тринадцатого века отмечен тем, что с течением времени все больше внимания уделялось систематическому объяснению очевидного противоречия между представленными противоречивыми мнениями. Помимо этого метода изложения, суммисты XII века определенно использовали диалектику как средство выяснения не только философских, но и богословских истин. Наконец, суммисты более или менее единогласно приняли фиксированное разделение области богословия и философии и более или менее строго придерживались определенного порядка тем, хотя и различались по их расположению.
Первым великим суммистом был Питер Ломбард (умер в 1160 г.), автор «Книг предложений» по прозвищу «Мастер предложений». Порядок тем в « Книгах предложений» следующий: во-первых, темы делятся на res иsigna, или вещи и знаки. «Вещи» подразделяются на: предмет нашего счастья, Бог — этой теме Петр посвящает первую книгу; средства достижения этого объекта, а именно существа — тема, рассматриваемая во второй книге; добродетели, люди и ангелы, т. е. особые средства счастья и предметы счастья — тема третьей книги; четвертая книга посвящена знакам: таинствам.
Насколько сильно Питер Ломбард находился под влиянием более ранних суммистов, таких как Роберт Пуллен , Хью Сен-Викторский и автор « Summa Sententiarum », который был непосредственно вдохновлен работами Абеляра, историки не определили. Принято считать, что «Ломбард» был не совсем оригинален. Он заслужил свою известность как первый великий суммист главным образом потому, что, несмотря на сопротивление, с которым его работа встречала при его жизни, ее влияние со временем росло, пока в тринадцатом веке оно не было повсеместно принято в качестве текста. Несмотря на все, что говорили враждебные критики схоластики о сухости и непривлекательности средневековых «Сумм», эти сочинения обладают многими достоинствами с точки зрения педагогики и философской школы, дополняющей, как это делала схоластика, краткое изложение схоластики. «Суммы», с более свободной формой трактовки «Вопросов диспутов» и «Опускулы», объединяют в своем методе написания преимущества, которые современная философия извлекает из сочетания учебника и докторской диссертации. Summa Theologica Св . Фомы Аквинского , начавшаяся в то время, когда Фома Аквинский был магистром-регентом в Studium provinciale в Санта-Сабине, предшественнике Папского университета Св. Фомы Аквинского, Ангеликум , часто считается наиболее совершенным образцом литературы такого рода.
Термин «Summulæ» использовался по большей части для обозначения логических сборников, которые стали приняты в качестве текстов в школах в тринадцатом веке. Самым известным из них является «Логические суммы» Петра Испануса , впоследствии Папы Иоанна XXI.
Доминиканские работы
[ редактировать ]Руководства по богословию и особенно руководства, или summae, по покаянию для исповедников, составлялись в большом количестве. Самые старые доминиканские комментарии к «Предложениям» принадлежат Роланду Кремонскому , Хью Сен-Шеру , Ричарду Фицакре , Роберту Килвардби и Альберту Великому . Серия начинается с 1230 года, если не раньше, а последние относятся к середине тринадцатого века. [5]
«Сумма» святого Фомы (1265–1275 гг.) до сих пор остается шедевром богословия. Монументальное произведение Альберта Великого остается незавершенным. «Summa de bono» Ульриха Страсбургского (ум. 1277), ученика Альберта, до сих пор не отредактирована, но представляет интерес для историка мысли тринадцатого века. [6] Богословское изложение св. Антонина высоко ценится моралистами и экономистами. [7] «Compendium theologicæ veritatis» Гуго Рипелина Страсбургского (ум. 1268) — самое распространенное и известное руководство средневековья. [8]
Главное руководство для исповедников - это пособие Павла Венгерского, составленное для братьев святителя Николая Болонского (1220–1221 гг.) и отредактированное без упоминания автора в «Bibliotheca Casinensis». [9] и с ложным присвоением авторства Раймундом Дуэллиусом . [10] «Summa de Poenitentia» Раймунда Пеннафорта , составленная в 1235 году, была классикой Средневековья и была одним из произведений, рукописи которого были наиболее распространены. «Summa Confessorum» Иоанна Фрайбургского (ум. 1314), по мнению Иоганна Фридриха фон Шульте , является наиболее совершенным произведением этого класса литературы.
Пизанский Бартоломео из Сан-Конкордио оставил нам «Summa Casuum», составленное в 1338 году, в котором все вопросы расположены в алфавитном порядке. Это имело большой успех в тринадцатом и четырнадцатом веках. руководства для исповедников Иоанна Нидера (ум. 1438), св. Антонина , архиепископа Флорентийского (ум. 1459), и Джироламо Савонаролы (ум. 1498). В свое время пользовались большим уважением [11] [12]
Закон
[ редактировать ]В области права сумма представляет собой практический и дидактический жанр, развившийся на основе методологии глянца . Он был разделен на два разных литературных жанра: summa (происходящее от similia ) и questio legitima (происходящее от contraria ).
Сумма кодексов зародилась в младших юридических школах, целью которых было научить своих студентов простым изложениям Юстиниана . Для достижения этой цели были составлены легкие, простые и систематические изложения целых произведений и литературный жанр сумм зародился в юридической сфере.
Суммы особенно были разработаны специально в гражданского права школах Окситании, Юстиниана в отношении институтов .
Некоторые важные юридические суммы
[ редактировать ]- Азо из » Болоньи «Суммы кодекса .
- Summa Codicis была написана на окситанском языке и известна как Lo Codi , переведенная на латынь Риккардо Пизано .
Теология и философия
[ редактировать ]Преподавание теологии и философии в средние века осуществлялось двумя разными способами: lectio и disputatio :
- Лекцио ( урок ) было очень похоже на нынешнее занятие. Учитель комментировал предложения и учения знаменитых и известных авторов, таких как, например, произведения Аристотеля или Боэция или Питера Ломбард . предложения
- Disputatio lectio (диспут) был более неформальным, чем , и представлял собой настоящий диалог между учителями и учениками, в котором защищались аргументы в пользу или против каких-либо тезисов или темы.
Эти два школьных метода породили свои литературные формы:
- Из lectio ) . родились commentaria (комментарии И они породили summae , которые были более свободными, автономными и систематическими, чем комментарии .
- возникли В результате disputatio quaestiones disputatae (спорные вопросы), в которых собираются материалы споров, проводимых каждые две недели; и quodlibeta (случайные вопросы), в которых собирались споры, проводившиеся на Рождество и Пасху . Эта методология диспутов была технической моделью знаменитых средневековых сумм . [13]
Теология
[ редактировать ]В этой области сохранилось более или менее шестидесяти сводов , в том числе:
- Симона Турне , «Сумма или институты в священных страницах» 1165 г.
- Препозитин из Кремоны Summa de officii или Summa de penitentia
- Герард Сессо , начинается «Не преступай» , ок. 1200
- » Вильгельма Осерского , «Summa Aurea 1220 г.
- Фома Аквинский , «Сумма теологии» , 1274 г.
- Сумма Фомы Аквинского против язычников
- Александр Хейлский « Сумма теологии» , 13 век.
- Герарда Болонского , «Сумма теологии» 1317 г.
- Франческ Эйксименис ' Summa Theologica (фрагменты). 14 век
Ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Сумма ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Франклин-Браун, Мэри (2012). Читая мир: энциклопедическое письмо в схоластическую эпоху . Чикаго Лондон: Издательство Чикагского университета. п. 61. ИСБН 9780226260709 .
- ^ Ибарс, Жозефина Матеу (1984). Брахиграфия сумм: аналитическое исследование в традиции некоторых архаических рукописей, инкунаблий и печатных текстов, с. XIII-XVI (на испанском языке). Edicions Universitat Барселона. ISBN 978-84-7528-141-4 .
- ^ Уайт, Карлос Ньето; Кобо, Мануэль Абаскаль (1996). Чтения по истории философии (на испанском языке). Эд. Университет Кантабрии. ISBN 978-84-8102-134-9 .
- ^ Литературные формы средневековой философии (Стэнфордская энциклопедия философии)
- ^ Мандонне , Сигер де Брабант , I, 53.
- ^ Мартин Грабманн , «Исследования Ульриха фон Страсбурга» в Журнале католической теологии , XXIX, 1905, 82.
- ^ Илгнер, «Экономические взгляды: Антонин Флорентийский», Падерборн, 1904.
- ^ Мандонне, «Аутентичные сочинения Св. Фомы», Фрибур, 1910, с. 86.
- ^ IV, 1880, 191.
- ^ "Разное. Либ." (Аугсбург, 1723, 59.
- ^ Кетиф и Жак Эшар , писатели Ордена проповедников, перечисленные и иллюстрированные историческими примечаниями к авторам 1700 года ; Я, рассеянный, Хуртер, «Литературная номенклатура; Средневековье», Инсбрук, 1906, рассеянный; Ф. фон Шульте, «Gesch. der Quellen und Literatur des canonischen Rechts», Штутгарт, II, 1877, с. 410 кв.; Диттерле, «Die Summæ исповедорум фон ихрен Анфэнген ан бис цу Сильвестр Приериас» в «Zeitschrift für Kirchengesch.», XXIV, 1903; 28, 1907).
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Меринос, JA OFM. История францисканской философии. Мадрид. БАК. 1993, с. 13. (на испанском языке)