Дерево-убежище

Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Образы Дерева Прибежища, также называемого Сборкой Прибежища , Полем Прибежища , Полем Заслуг , Полем Заслуг или Полем Накопления ( тиб .: ཚོགས་ཞིང་། , Уайли : tshogs zhing ) — ключевая часть визуализации и практики нёндро , общей для буддизма Ваджраяны . [ 1 ] Основываясь на описаниях в литургических текстах различных традиций, Деревья Прибежища часто изображаются в тханках, используемых в качестве объектов почитания, мнемонических устройств и как предшественник содержания, полностью визуализируемого практикующим буддизмом во время Формулы Прибежища или эвокации .
Хотя концепция «Деревьев-убежищ» появляется в литургических текстах, по крайней мере, еще в 16 веке, судя по известным примерам, картины «Дерева-убежища» стали популярными только с 18 века. [ 1 ] что делает их поздним явлением в истории тибетского искусства .
Содержание
[ редактировать ]
Картины «Дерево Прибежища» или «Поле Прибежища» изображают важные объекты « Прибежища » для каждой секты или линии передачи в форме генеалогической схемы. Каждая линия передачи имеет свою собственную отличительную форму композиции, но они обычно включают « Три Драгоценности » (санскрит: триратна ): Будду , Дхарму и Сангху , «Прибежища», общие для всех основных школ буддизма . Они также могут включать в себя то, что известно в сектах Ньингма и Кагью как « Три корня » (тиб.: tsa sum ), которые включают в себя многочисленных важных лам и держателей линии передачи, особые медитативные божества (тиб.: Йидам ), дакини (тиб.: Кхадрома) . ) или Защитники линии передачи (санскрит: Дхармапала , тибетский: Чокьонг ). многие другие фигуры, такие как буддийские практикующие, животные, богини, предлагающие жертвоприношения, и другие буддийские символы Часто включаются и и образы. Картина «Дерево-убежище» может содержать более сотни фигур или только ключевые репрезентативные фигуры каждой основной группы.
Ключевая функция картины «Дерево-убежище» — изобразить линию передачи конкретной секты или традиции. Как заявили Дэвид П. Джексон и Дженис Джексон в книге «Тибетская живопись тханка» : «Для религиозного практикующего эти картины олицетворяли всю линию передачи, через которую пошла традиция, от ее окончательного истока до собственного учителя практикующего». [ 2 ] Джексоны далее объясняют, что практикующий представляет себе главную центральную фигуру Древа-Прибежища (идентичность которой зависит от конкретной традиции) как сущность своего главного учителя или Коренного Ламы. [ 2 ]
Структуры и композиции
[ редактировать ]
Структуры композиций символизируют взаимосвязь различных фигур и группировок. Фигуры «Прибежища» изображаются в виде древовидной схемы , обычно поддерживаемой тремя основными структурами: ветвями стилизованного дерева, дворцом или цветком лотоса и львиным троном . Поддержка зависит от линии передачи и литургического текста, на котором основана картина.
Когда опорой является дерево, его часто называют «деревом исполнения желаний» (Уайли: dpag bsam gyi shing ). [ 2 ] В книге «Святыня для Тибета » Мэрилин М. Ри и Роберт А.Ф. Турман утверждают, что изображение Ассамблеи Прибежища в форме дерева «развилось из древней традиции, согласно которой Будда рождался под деревом ашока и достигал просветления под деревом ашока». Дерево Бодхи и оставил свое грубое материальное тело под двумя деревьями сал ». [ 3 ]

Четыре основные школы тибетского буддизма
[ редактировать ]Воздух
[ редактировать ]Конфигурация самых ранних известных картин «Дерева-убежища», по-видимому, основана на Ламы Чопа тексте 17-го века, написанном 1-м Панчен-ламой Кедрупом Гелеком Пелзангом из традиции Гелуг . В этом тексте он описал Поле Накопления в конфигурации на вершине дерева. [ 1 ] с Буддой Шакьямуни, представляющим Коренного Ламу в качестве главной фигуры. Более поздние картины гелуг также изображают основателя секты гелуг Дже Цонкапы в качестве центральной фигуры. В обоих случаях, как описывают Джексон и Джексон, центральная фигура находится на вершине дерева, «окруженная нисходящими концентрическими рядами возвышенных существ». [ 2 ] Эти ряды состоят из восьми классов существ: Гуру , Йидамы, Будды, Бодхисаттвы, Пратьекабудды , Шраваки и Стхавиры, Даки и Дхармапалы. [ 2 ] Популярная структура гелуг композиции Древа Прибежища также включает в себя три отдельных собрания учителей над главной фигурой. В этом случае, по словам Джексона и Джексона:
линия обучения тантрическим посвящениям и практикам составляет центральную группу. Справа от главной фигуры находится «Линия обширного поведения», линия Йогачара Махаяны, нисходящая от Майтрейанатхи и Асанги . С другой стороны [находится] «Линия глубокого взгляда», традиция Мадхьямаки, идущая через Манджушри и Нагарджуну . [ 2 ]
Karma Kagyu
[ редактировать ]
Секта Карма Кагью тибетского буддизма разработала другую форму древовидной структуры для своих объектов «Прибежища». Поле Прибежища Карма Кагью было описано в форме пятиветвистого дерева 9-м Кармапой Вангчугом Дордже в его текстах XVI века «Лханчиг Кьеджор Три» (Уайли: lhan cig skyes sbyor khrid ) и Паглам Дропа'и Шингта (Уайли: ' phags lam bgrod pa'I shing rta ). Основываясь на известных примерах деревьев-убежищ Карма Кагью, кажется, что этот тип композиции стал популярным в секте только после того, как Джамгон Конгтрул написал текст 19-го века, Нгедон Дронме (Wylie: nges don sgron me , английский: Факел уверенности ). [ 4 ] ) комментарий к текстам 9-го Кармапы. Вкратце, эти тексты описывают следующее: [ 4 ]
Золотой ствол дерева растет из красивого озера. В центре изображен Ваджрадхара (тибетский: Дордже Чанг ) как коренной лама в окружении лам Кагью. На других четырех основных ветвях, расходящихся в четырех основных направлениях, находятся: Йидамы на передней ветви; слева — Будды прошлого, настоящего и будущего и десяти направлений; на задней ветке их учение представлено стопкой священных писаний или печас ; справа — Сангха, представленная Бодхисаттвами и монахами; под ламами находятся все Дхармапалы, окруженные своими помощниками.
Ньингма
[ редактировать ]Самые ранние известные изображения деревьев-убежищ Ньингма датируются XIX веком и основаны на описании предварительных практик Лонгчен Ньингтиг , объясненных в «Словах моего совершенного учителя». [ 5 ] by Patrul Rinpoche . [ 1 ] Хотя с тех пор были разработаны и другие структуры, композиции деревьев-убежищ Ньингма обычно состоят из пяти ветвей.
Вкратце текст описывает следующее: [ 5 ] Ваджрадхара Уддияны Еше находится в союзе с белой дакини Цогьял в центре; Ламы линии преемственности находятся выше; на ветке впереди изображены Будды прошлого, настоящего и будущего и десяти направлений; справа — Восемь Великих Бодхисаттв ; на левой ветви — Шраваки и Пратьекабудды; на ветке позади — учения; а внизу — Защитники Рода.
Сакья
[ редактировать ]Основываясь на известных примерах, кажется, что картины «Дерево-убежище Сакья» представляют собой концепцию 20-го века, поскольку до 1956 года существует несколько примеров. [ 6 ] У секты Сакья, похоже, нет стандартной композиции для изображения содержимого своего «Прибежища». Однако текст ХХ века «Превосходный путь двух накоплений» Дежунга Ринпоче [ 7 ] содержит описание прибежища Сакья. [ 6 ] Вкратце он описывает: [ 7 ] четырехлепестковый лотос на дереве исполнения желаний, в центре которого находится Коренной лама в образе Ваджрадхары с ламами линии передачи впереди; на переднем лепестке — Йидамы четырех Тантр; на левом лепестке — Будды; на лепестке сзади — буддийские писания; на правом лепестке — Бодхисаттвы; и вокруг него бесчисленное множество других форм «Убежища», заполняющих небо.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ватт, Джефф. «Главная страница поля убежища» . Ресурсы гималайского искусства . Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон, Дэвид П. и Дженис А. Джексон (1984). Тибетская живопись тханка: материалы и методы . Лондон La Haule Books Ltd.: Публикации Сериндии. п. 27. ISBN 0906026121 .
- ^ Ри, Марлин М. и Роберт А. Ф. Турман (2009). Святыня Тибета . Нью-Йорк: Тибетский дом США. п. 199. ИСБН 9780967011578 .
- ^ Jump up to: а б Конгтрул, Джамгон (2000). Факел уверенности . Перевод Джудит Хэнсон. Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN 9780394733456 .
- ^ Jump up to: а б Патрул Ринпоче (1994). Слова моего идеального учителя . Перевод компании Padmakara Translation Group. Индия: SAGE Publications India Pvt. ООО ISBN 0761990267 .
- ^ Jump up to: а б «Поле-убежище, Сакья» . Ресурсы гималайского искусства . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Дежунг Ринпоче (1979). Превосходный путь двух накоплений . Перевод Сакья Тринзин Нгаванг Кунга Тегчен и Нгаванг Самтен Чопел. Индия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клингер, Росс Э. (1980). «Прибежище тибетских гуру: историческая перспектива». Тибетский журнал . 5 (4): 9–19. JSTOR 43299994 .
- Сантина, Питер Делла (2012). Дерево просветления: введение в основные традиции буддизма . Макс. ISBN 978-9746726825 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ресурсы гималайского искусства . По состоянию на 28 апреля 2016 г.
- Тибетский буддизм и неварское тантрическое искусство: Интернет-галереи Роберта Бира . По состоянию на 21 марта 2016 г.
- Дерево-убежище . По состоянию на 5 октября 2007 г.