Трикая
Доктрина Трикая ( санскрит : त्रिकाय , букв. «три тела»; китайский : 三身 ; пиньинь : sānshēn ; японское произношение : санджин, саншин ; корейское произношение : самсин ; вьетнамский : там тхан , тибетский : སྐུ་གསུམ , Wylie : sku gsum ) — фундаментальная доктрина буддизма Махаяны и Ваджраяны , описывающая многомерную природу существования Будды . Эта концепция утверждает, что у Будды есть три различных тела или аспекта, каждый из которых представляет собой отдельный аспект просветления . [1] [Интернет 1] Первое тело — это Дхармакая , которую часто называют «телом Дхармы» или высшей реальностью. Это воплощает суть самого просветления, охватывая такие концепции, как пустота, природа Будды и чистое существование за пределами материальных и духовных форм.
Второе тело, известное как Самбхогакая , — это «Тело наслаждения». Этот аспект представляет божественных будд миров будд и связан с блаженным и вознаграждающим аспектом состояния будды. Это считается проявлением, возникающим в результате выполнения обетов и обязательств на духовном пути. Самбхогакая воплощает идею получения благ от духовной практики и пребывания в возвышенных состояниях реализации.
Третье тело, Нирманакая , называется «Тело Трансформации». Это представляет физическое появление Будды в мире. Исторические Будды, такие как Гаутама Будда , являются проявлениями Нирманакаи, что позволяет им взаимодействовать и направлять разумные существа на их пути к просветлению. Это земное воплощение служит мостом между божественным и человеческим, делая учение и сострадание Будды доступными для тех, кто ищет руководства и мудрости.
По сути, доктрина Трикаи предлагает глубокую основу для понимания различных аспектов состояния будды. Он демонстрирует, как Будда может одновременно существовать в нескольких сферах и воплощать спектр качеств, направляя практикующих к освобождению и пробуждению через различные аспекты их существа. Хотя интерпретации этой доктрины могут различаться в разных буддийских традициях, основная суть Трикаи остается краеугольным камнем учений Махаяны и Ваджраяны, обеспечивая всеобъемлющий взгляд на природу просветления.
Определение
[ редактировать ]Доктрина гласит, что у Будды есть три кая или тела:
- Дхармакайя . , «тело Дхармы» [1] высшая реальность , [Интернет 1] «чистое существо само по себе», [Интернет 1] Природа Будды , [2] пустота , [2] родственно Ниргуна Брахману , оно обычно ассоциируется с Вайрочаной ; [2]
- Самбхогакая , « тело наслаждения (или блаженства)». [1] божественные Будды царств Будды , [1] родственно Сагуна Брахману , оно обычно ассоциируется с Амитабхой ; [2]
- Нирманакая , « Тело трансформации (или появления)». [1] физический облик в мире обычно ассоциируется с Гаутамой . [1]
Происхождение
[ редактировать ]Доктрина Дхармакаи, возможно, была впервые изложена в Аштасахасрике Праджняпарамите «Совершенство мудрости в восьми тысячах стихов», составленной в I веке до нашей эры. [3] Буддизм Махаяны представил Самбхогакаю , которая концептуально находится между Нирманакаей (физическим проявлением просветления) и Дхармакайей . Около 300 г. н. э. школа Йогачара систематизировала распространенные идеи о природе Будды в Трикае или доктрине трёх тел . [4]
Толкование в буддийских традициях
[ редактировать ]В различных буддийских традициях существуют разные представления о том, что такое три тела. [Интернет 2] [Интернет 3]
Китайский буддизм
[ редактировать ]Три тела Будды состоят из: [5] [6]
- Нирманакая, физическое/проявленное тело Будды. Примером может служить Гаутамы Будды . тело
- Самбхогакая — тело награды/наслаждения, посредством которого бодхисаттва выполняет свои обеты и становится Буддой. Амитабха , Ваджрасаттва и Манджушри являются примерами будд с телом Самбхогакаи.
- Дхармакайя , которая является воплощением самой истины, обычно рассматривается как превосходящая формы физического и духовного тел. Будда Вайрочана часто изображается как Дхармакая в китайских эзотерических буддийских традициях и традициях Хуаянь .
Как и в более ранней буддийской мысли, все три формы Будды учат одной и той же Дхарме , но принимают разные формы для объяснения истины.
По мнению Шлёгля, в « Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйчжао Чанси Юлу » (который представляет собой чань-буддийский сборник) Три Тела Будды не рассматриваются как абсолютные. Они были бы «ментальными конфигурациями», которые «являлись бы просто именами или реквизитами» и выполняли бы лишь роль света и тени разума. [7] [примечание 1]
Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйжао Чанси Юлу советует:
Желаешь ли ты не отличаться от Будд и патриархов? Тогда просто не ищите ничего снаружи. Чистый свет вашего собственного сердца [т. е. 心, ума] в этот момент — это Будда Дхармакаи в вашем собственном доме. Недифференцирующий свет вашего сердца в этот момент — это Будда Самбхогакая в вашем собственном доме. Неразличающий свет вашего сердца в этот момент — это Будда Нирманакая в вашем собственном доме. Эта троица тела Будды — не что иное, как здесь, перед вашими глазами, когда вы слушаете мое изложение Дхармы. [9]
Японский буддизм
[ редактировать ]В Тендае и Сингоне Японии ) известны как Три Тайны ( 三密 , санмицу . они
Тибетский буддизм
[ редактировать ]По мнению В.Я. Эванса-Вентца, трикая представляет собой эзотерическую троицу (три тела) Северной школы буддизма (махаяны). Он состоит из:
- Дхармакайя, сущностное божественное тело истины
- Самбхогакая, отраженное божественное тело славы
- Нирманакая, практическое божественное тело воплощения
Именно через эти три божественных тела проявляется Единая Мудрость, Единый Разум. [10] [ нужна страница ] [11] [ нужна страница ]
Три Ваджры
[ редактировать ]Три Ваджры , а именно «тело, речь и ум», представляют собой формулировку в буддизме Ваджраяны и Бон , которая содержит полный опыт шуньяты « пустоты» природы Будды , лишенной всех качеств ( Уайли : йон тан ) и знаков [12] ( Уайли : мтшан дпе ) и установите надежный эмпирический ключ к континууму пути к просветлению. Три Ваджры соответствуют трикае и, следовательно, также соответствуют Трем Корням и другим формулам прибежища тибетского буддизма. Три Ваджры рассматриваются На языке сумерек как форма Трех Драгоценностей , которые подразумевают чистоту действий, речи и мыслей.
Три Ваджры часто упоминаются в дискурсе Ваджраяны, особенно в отношении самайи , обетов, принимаемых между практикующим и его гуру во время посвящения . Этот термин также используется во время Ануттарайога-тантры практики .
Три Ваджры часто используются в тантрической садхане на различных стадиях во время визуализации стадий зарождения , дерева прибежища , гуру-йоги и иштадеваты процессов . Концепция Трех Ваджр служит на языке сумерек для передачи многозначных значений, [ нужна ссылка ] помогает практикующему объединить и объединить потоки ума иштадеваты, гуру и садхаки , чтобы практикующий мог испытать свою собственную природу будды .
Говоря о традиции Ньингма , Тулку Ургьен Ринпоче видит тождество и взаимосвязь между природой Будды, дхармадхату , дхармакайей , ригпа и Тремя Ваджрами:
Дхармадхату украшен Дхармакаей, наделенной Мудростью Дхармадхату. Это краткое, но очень глубокое утверждение, поскольку «Дхармадхату» также относится к Сугатагарбхе или Природе Будды. Природа Будды всеобъемлюща... Природа Будды присутствует так же, как сияющее солнце присутствует в небе. Оно неделимо от Трех Ваджр [т.е. Тела, Речи и Ума Будды] пробужденного состояния, которые не исчезают и не изменяются. [13]
Роберт Бир (2003: стр. 186) утверждает:
Троица тела, речи и ума известна как три врата, три сосуда или три ваджры и соответствует западной религиозной концепции праведной мысли (ума), слова (речь) и дела (тела). Три ваджры также соответствуют трем кайям: аспект тела расположен на макушке ( нирманакая ), аспект речи — на горле ( самбхогакая ) и аспект ума — в сердце ( дхармакайя )». [14]
Биджа , соответствующая трем ваджрам: белый ом (просветленное тело), красный ах (просветленная речь) и синий хум (просветленный ум). [15]
Зиммер-Браун (2001: стр. 334) утверждает, что:
Если следовать тантрическим взглядам на воплощение, физическое тело понимается как священная мандала (Уайли: lus kyi dkyil ). [16]
Это объясняет семиотическое обоснование номенклатуры соматической дисциплины, называемой трул хор .
Тройной континуум тело-голос-ум тесно связан с доктриной Дзогчена о «звуке, свете и лучах» ( Уайли : sgra 'od zer gsum ) как отрывком из rgyud bu chung bcu gnyis kyi don bstan pa (« «Учение о значении двенадцати детских тантр»), переведенное на английский язык Росси (1999: стр. 65), гласит (тибетский язык обеспечивает честность ):
|
|
Бэррон и др. (1994, 2002: стр. 159), переводит с тибетского на английский терма «чистое видение» ( Wylie : dag snang ) Шри Сингхи , написанное Дуджомом Лингпой , которое описывает состояние Дзогчена «формального медитативного равновесия» (тибетский: nyam- пар жаг-па), которая является неделимым осуществлением випашьяны и шаматхи , Шри Сингха утверждает:
Подобно тому, как вода, существующая в естественно свободном состоянии, замерзает в лед под воздействием холодного ветра, так и основа бытия существует в естественно свободном состоянии, при этом весь спектр сансары устанавливается исключительно влиянием восприятия. с точки зрения идентичности.
Понимая эту фундаментальную природу, вы отказываетесь от трёх видов физической активности — хорошей, плохой и нейтральной — и сидите, как труп, на склепе, и ничего не нужно делать. Точно так же и ты отказываешься от трех видов речевой деятельности, оставаясь как немой, а также от трех видов умственной деятельности, отдыхая без придумок, как осеннее небо, свободное от трех оскверняющих условий. [18]
Тела Будды
[ редактировать ]Ваджраяна иногда относится к четвертому телу, называемому свабхавикакайя ( тибетский : ) Уайли , : ngo bo nyid kyi sku «необходимое тело» [Интернет 4] [19] [Интернет 5] и пятому телу, называемому махасукхакая ( Wylie : bde ba chen po'i sku , «тело великого блаженства»). [20] Свабхавикакая – это просто единство или нераздельность трех кай. [Интернет 6] Этот термин также известен в учениях гелуг , где он является одним из двух предполагаемых аспектов дхармакаи: свабхавикакая «тело сущности» и гьянакая «тело мудрости». [21] Харибхадра утверждает, что Абхисамаяланкара описывает состояние будды через четыре кая в главе 8: свабхавикакая, [гьяна] дхармакая, самбхогакая и нирманакая. [22]
В учениях дзогчена «дхармакая» означает отсутствие у природы будды собственной природы, то есть ее пустоту от концептуализируемой сущности, ее познание или ясность — это самбхогакая, а также тот факт, что ее способность «наполнена самосуществующим осознаванием». — это нирманакая. [23]
Интерпретация в Махамудре аналогична: когда практики Махамудры приносят плоды, человек видит, что ум и все явления фундаментально лишены какой-либо идентичности; эта пустота называется дхармакайей . Человек воспринимает, что сущность ума пуста, но что он также обладает потенциальностью, которая принимает форму сияния. [ нужны разъяснения ] В мышлении Махамудры Самбхогакая понимается как это сияние. Нирманакая понимается как мощная сила, с помощью которой потенциальность воздействует на живые существа. [24]
С точки зрения Ануйоги , Поток Ума (санскрит: citta santana ) — это «непрерывность» (санскрит: santana ; Wylie: rgyud ), которая связывает Трикаю. [Интернет 1] Трикая, как триединая, символизируется Ганкьилом .
Дакини
[ редактировать ]Дакини ( тибетский : མཁའ་འགྲོ་[མ་] , Уайли : mkha' 'gro [ma] kandro[ma] ) — тантрическое божество , описываемое как женское воплощение просветлённой энергии. Санскритский термин, вероятно, связан с термином, обозначающим игру на барабанах, в то время как тибетский термин означает «небесный путешественник» и, возможно, произошел от санскритского хечара , термина из Чакрасамвара-тантры . [3]
Хакини также можно классифицировать в соответствии с теорией трикаи. Дхармакайя Дакини, которая есть Самантабхадри , представляет собой дхармадхату , где проявляются все явления. Самбхогакая дакини — это йидамы, используемые в качестве медитативных божеств в тантрической практике. Нирманакая Дакини — это человеческие женщины, рожденные с особыми возможностями; это реализованные йогини , супруги гуру или даже все женщины вообще, поскольку их можно отнести к семьям Пяти Татхагат . [Интернет 7]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Линь-цзи ю-лу: «Исследователи Сутр и Трактатов считают Три Тела абсолютными. Насколько я понимаю, это не так. Эти Три Тела — просто имена или реквизит. Старый мастер сказал: « Тела (Будды) созданы в соответствии со смыслом; Поля (Будды) различаются по субстанции». Однако при ясном понимании Тела Природы Дхармы и Поля Природы Дхармы являются лишь ментальными конфигурациями. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Снеллинг 1987 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гриффин 2018 , с. 278.
- ^ Перейти обратно: а б Басвелл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С. младший , ред. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691157863 .
- ^ Снеллинг 1987 , с. 126.
- ^ Син, Гуан (10 ноября 2004 г.). Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории Трикаи . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780203413104 . ISBN 978-0-203-41310-4 .
- ^ Хабито, Рубен Л.Ф. (1986). «Доктрина Трикаи в буддизме» . Буддийско-христианские исследования . 6 : 53–62. дои : 10.2307/1390131 . ISSN 0882-0945 . JSTOR 1390131 .
- ^ Шлёгль 1976 , с. 19.
- ^ Шлёгль 1976 , с. 21.
- ^ Шлёгль 1976 , с. 18.
- ^ WY Эванс-Венц, Тибетская йога и тайные доктрины , Oxford University Press, Лондон: Хамфри Милфорд, 1935; стр. 39-40, 46
- ^ WY Эванс-Венц, Тибетская книга мертвых , Oxford University Press, Лондон: Хамфри Милфорд, 1927; стр. 10-15
- ^ «32 главных признака» (санскрит: dvātriṃśanmahāpuruṣalakshaṇa) и «80 второстепенных признаков» (санскрит: aśītyanuvyañjana) высшего существа см.: Физические характеристики Будды .
- ^ Как это есть , Тулку Ургьен Ринпоче, Rangjung Yeshe Books, Гонконг, 1999, стр. 32
- ^ Пиво, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Публикации Сериндии. ISBN 1-932476-03-2 Источник: [1] (дата обращения: 7 декабря 2007 г.).
- ^ Ринпоче, Пабонка (1997). Освобождение на ладони: краткая беседа на пути к просветлению . Книги мудрости. п. 196.
- ^ Симмер-Браун, Джудит (2001). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Бостон, США: Шамбала. ISBN 1-57062-720-7 (алк. бумага). стр.334
- ^ Перейти обратно: а б Росси, Донателла (1999). Философский взгляд на великое совершенство тибетской религии Бон . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. п. 65. ИСБН 1-55939-129-4 .
- ^ Лингпа, Дуджом; Тулку, Чагдуд; Норбу, Падма Дримед; Бэррон, Ричард (лама Чокьи Ньима, переводчик); Фэрклаф, Сюзанна (переводчик) (пересмотр 1994, 2002 г.). Состояние будды без медитации: визионерский рассказ, известный как «Уточнение восприятия» (Нанг-джанг) (английский; тибетский: ran bźin rdzogs pa chen po'i ranźal mnon du byed pa'i gdams pa zab gsan sñin po ). Пересмотренное издание. Джанкшен-Сити, Калифорния, США: Padma Publishing. ISBN 1-881847-33-0 , стр.159.
- ^ В главе 4 книги « Воплощение состояния будды» обсуждается: «Воплощение состояния будды в его собственной реализации: Йогачара Свабхавикаякая как проекция праксиса и гносеологии».
- ^ Цангнён Херука (1995). Жизнь Марпы-переводчика: видение достигает всего . Бостон: Шамбала. п. 229. ИСБН 978-1570620874 .
- ^ Уильямс, Пол (1993). Буддизм Махаяны: доктринальные основы (перепечатано под ред.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-02537-9 .
- ^ Макрански, Джон Дж. (1997). Воплощение состояния будды: источники разногласий в Индии и Тибете . Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. п. 115. ИСБН 978-0791434314 .
- ^ Реджинальд Рэй , Тайна мира Ваджры . Шамбала 2001, стр. 315.
- ^ Реджинальд Рэй, Тайна мира Ваджры . Шамбала 2001, стр. 284-285.
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Гриффин, Дэвид Рэй (2018), «Возрождение волшебства без сверхъестественного: философия процесса религии» , издательство Корнельского университета
- Макрански, Джон Дж. (1997), Воплощение состояния будды: источники противоречий в Индии и Тибете , State University of New York Press, ISBN 0-7914-3432-Х
- Шлёгль, Ирмгард (1976), Дзен-учение Риндзая (PDF) , Shambhala Publications, Inc., ISBN 0-87773-087-3
- Снеллгроув, Дэвид (1987). Индо-тибетский буддизм, Том. 1 . Бостон, Массачусетс: Shambhala Publications, Inc. ISBN 0-87773-311-2 .
- Снеллгроув, Дэвид (1987). Индо-тибетский буддизм, Том. 2 . Бостон, Массачусетс: Shambhala Publications, Inc. ISBN 0-87773-379-1 .
- Снеллинг, Джон (1987), Буддийский справочник. Полное руководство по буддийскому учению и практике , Лондон: книги Century в мягкой обложке.
- Уолш, Морис (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-103-3 .
- Веб-источники
- ^ Перейти обратно: а б с д Велвуд, Джон (2000). Игра разума: форма, пустота и за ее пределами , по состоянию на 13 января 2007 г.
- ^ Исследование взгляда Будды на три тела - основной объект исследования - китайский перевод сутр. [ мертвая ссылка ]
- ^ Взгляд Будды на три тела
- ^ замечания о Свабхавикайе от khodro.net.
- ^ объяснение значения
- ^ khodro.net со ссылкой на Ступу Тай Тай.
- ^ См. Каприлес, Элиас (2003/2007). Буддизм и Дзогчен [2] » и Каприлес, Элиас (2006/2007). За пределами бытия, за пределами разума, за пределами истории, том. Я, за пределами бытия [3]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Радич, Майкл (2007). Проблемы и возможности изучения тел Будды , Новозеландский журнал азиатских исследований 9 (1), 46-69
- Радич, Майкл (2010). Воплощения Будды в доктрине сарвастивады: с особым акцентом на Махавибхашу . Годовой отчет Международного научно-исследовательского института продвинутой буддологии 13, 121-172.
- Син, Гуан (2005). Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории Трикаи . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-33344-3 .