Jump to content

Трикая

(Перенаправлено из Трех Ваджр )
Будда Трикая в главном зале храма Шаньюань, провинция Ляонин, Китай.

Доктрина Трикая ( санскрит : त्रिकाय , букв. «три тела»; китайский : 三身 ; пиньинь : sānshēn ; японское произношение : санджин, саншин ; корейское произношение : самсин ; вьетнамский : там тхан , тибетский : སྐུ་གསུམ , Wylie : sku gsum ) — фундаментальная доктрина буддизма Махаяны и Ваджраяны , описывающая многомерную природу существования Будды . Эта концепция утверждает, что у Будды есть три различных тела или аспекта, каждый из которых представляет собой отдельный аспект просветления . [1] [Интернет 1] Первое тело — это Дхармакая , которую часто называют «телом Дхармы» или высшей реальностью. Это воплощает суть самого просветления, охватывая такие концепции, как пустота, природа Будды и чистое существование за пределами материальных и духовных форм.

Второе тело, известное как Самбхогакая , — это «Тело наслаждения». Этот аспект представляет божественных будд миров будд и связан с блаженным и вознаграждающим аспектом состояния будды. Это считается проявлением, возникающим в результате выполнения обетов и обязательств на духовном пути. Самбхогакая воплощает идею получения благ от духовной практики и пребывания в возвышенных состояниях реализации.

Третье тело, Нирманакая , называется «Тело Трансформации». Это представляет физическое появление Будды в мире. Исторические Будды, такие как Гаутама Будда , являются проявлениями Нирманакаи, что позволяет им взаимодействовать и направлять разумные существа на их пути к просветлению. Это земное воплощение служит мостом между божественным и человеческим, делая учение и сострадание Будды доступными для тех, кто ищет руководства и мудрости.

По сути, доктрина Трикаи предлагает глубокую основу для понимания различных аспектов состояния будды. Он демонстрирует, как Будда может одновременно существовать в нескольких сферах и воплощать спектр качеств, направляя практикующих к освобождению и пробуждению через различные аспекты их существа. Хотя интерпретации этой доктрины могут различаться в разных буддийских традициях, основная суть Трикаи остается краеугольным камнем учений Махаяны и Ваджраяны, обеспечивая всеобъемлющий взгляд на природу просветления.

Определение

[ редактировать ]

Доктрина гласит, что у Будды есть три кая или тела:

  1. Дхармакайя . , «тело Дхармы» [1] высшая реальность , [Интернет 1] «чистое существо само по себе», [Интернет 1] Природа Будды , [2] пустота , [2] родственно Ниргуна Брахману , оно обычно ассоциируется с Вайрочаной ; [2]
  2. Самбхогакая , « тело наслаждения (или блаженства)». [1] божественные Будды царств Будды , [1] родственно Сагуна Брахману , оно обычно ассоциируется с Амитабхой ; [2]
  3. Нирманакая , « Тело трансформации (или появления)». [1] физический облик в мире обычно ассоциируется с Гаутамой . [1]

Происхождение

[ редактировать ]

Доктрина Дхармакаи, возможно, была впервые изложена в Аштасахасрике Праджняпарамите «Совершенство мудрости в восьми тысячах стихов», составленной в I веке до нашей эры. [3] Буддизм Махаяны представил Самбхогакаю , которая концептуально находится между Нирманакаей (физическим проявлением просветления) и Дхармакайей . Около 300 г. н. э. школа Йогачара систематизировала распространенные идеи о природе Будды в Трикае или доктрине трёх тел . [4]

Толкование в буддийских традициях

[ редактировать ]

В различных буддийских традициях существуют разные представления о том, что такое три тела. [Интернет 2] [Интернет 3]

Китайский буддизм

[ редактировать ]

Три тела Будды состоят из: [5] [6]

Как и в более ранней буддийской мысли, все три формы Будды учат одной и той же Дхарме , но принимают разные формы для объяснения истины.

По мнению Шлёгля, в « Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйчжао Чанси Юлу » (который представляет собой чань-буддийский сборник) Три Тела Будды не рассматриваются как абсолютные. Они были бы «ментальными конфигурациями», которые «являлись бы просто именами или реквизитами» и выполняли бы лишь роль света и тени разума. [7] [примечание 1]

Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйжао Чанси Юлу советует:

Желаешь ли ты не отличаться от Будд и патриархов? Тогда просто не ищите ничего снаружи. Чистый свет вашего собственного сердца [т. е. 心, ума] в этот момент — это Будда Дхармакаи в вашем собственном доме. Недифференцирующий свет вашего сердца в этот момент — это Будда Самбхогакая в вашем собственном доме. Неразличающий свет вашего сердца в этот момент — это Будда Нирманакая в вашем собственном доме. Эта троица тела Будды — не что иное, как здесь, перед вашими глазами, когда вы слушаете мое изложение Дхармы. [9]

Японский буддизм

[ редактировать ]

В Тендае и Сингоне Японии ) известны как Три Тайны ( 三密 , санмицу . они

Тибетский буддизм

[ редактировать ]

По мнению В.Я. Эванса-Вентца, трикая представляет собой эзотерическую троицу (три тела) Северной школы буддизма (махаяны). Он состоит из:

  • Дхармакайя, сущностное божественное тело истины
  • Самбхогакая, отраженное божественное тело славы
  • Нирманакая, практическое божественное тело воплощения

Именно через эти три божественных тела проявляется Единая Мудрость, Единый Разум. [10] [ нужна страница ] [11] [ нужна страница ]

Три Ваджры

[ редактировать ]

Три Ваджры , а именно «тело, речь и ум», представляют собой формулировку в буддизме Ваджраяны и Бон , которая содержит полный опыт шуньяты « пустоты» природы Будды , лишенной всех качеств ( Уайли : йон тан ) и знаков [12] ( Уайли : мтшан дпе ) и установите надежный эмпирический ключ к континууму пути к просветлению. Три Ваджры соответствуют трикае и, следовательно, также соответствуют Трем Корням и другим формулам прибежища тибетского буддизма. Три Ваджры рассматриваются На языке сумерек как форма Трех Драгоценностей , которые подразумевают чистоту действий, речи и мыслей.

Три Ваджры часто упоминаются в дискурсе Ваджраяны, особенно в отношении самайи , обетов, принимаемых между практикующим и его гуру во время посвящения . Этот термин также используется во время Ануттарайога-тантры практики .

Три Ваджры часто используются в тантрической садхане на различных стадиях во время визуализации стадий зарождения , дерева прибежища , гуру-йоги и иштадеваты процессов . Концепция Трех Ваджр служит на языке сумерек для передачи многозначных значений, [ нужна ссылка ] помогает практикующему объединить и объединить потоки ума иштадеваты, гуру и садхаки , чтобы практикующий мог испытать свою собственную природу будды .

Говоря о традиции Ньингма , Тулку Ургьен Ринпоче видит тождество и взаимосвязь между природой Будды, дхармадхату , дхармакайей , ригпа и Тремя Ваджрами:

Дхармадхату украшен Дхармакаей, наделенной Мудростью Дхармадхату. Это краткое, но очень глубокое утверждение, поскольку «Дхармадхату» также относится к Сугатагарбхе или Природе Будды. Природа Будды всеобъемлюща... Природа Будды присутствует так же, как сияющее солнце присутствует в небе. Оно неделимо от Трех Ваджр [т.е. Тела, Речи и Ума Будды] пробужденного состояния, которые не исчезают и не изменяются. [13]

Роберт Бир (2003: стр. 186) утверждает:

Троица тела, речи и ума известна как три врата, три сосуда или три ваджры и соответствует западной религиозной концепции праведной мысли (ума), слова (речь) и дела (тела). Три ваджры также соответствуют трем кайям: аспект тела расположен на макушке ( нирманакая ), аспект речи — на горле ( самбхогакая ) и аспект ума — в сердце ( дхармакайя )». [14]

Биджа , соответствующая трем ваджрам: белый ом (просветленное тело), ​​красный ах (просветленная речь) и синий хум (просветленный ум). [15]

Зиммер-Браун (2001: стр. 334) утверждает, что:

Если следовать тантрическим взглядам на воплощение, физическое тело понимается как священная мандала (Уайли: lus kyi dkyil ). [16]

Это объясняет семиотическое обоснование номенклатуры соматической дисциплины, называемой трул хор .

Тройной континуум тело-голос-ум тесно связан с доктриной Дзогчена о «звуке, свете и лучах» ( Уайли : sgra 'od zer gsum ) как отрывком из rgyud bu chung bcu gnyis kyi don bstan pa (« «Учение о значении двенадцати детских тантр»), переведенное на английский язык Росси (1999: стр. 65), гласит (тибетский язык обеспечивает честность ):

Из Основы всего, пустого (и) без причины,
возникает звук, динамический потенциал Измерения.
Из Сознания, пустого (и) беспричинного,
Появляется свет, динамический потенциал Изначальной Мудрости.
От нераздельности, пустой (и) без причины,
появляются лучи, динамический потенциал Сущности.
Когда звук, свет и лучи принимаются (как) инструментальные причины
(что) неведение (превращается) в заблуждение тела, речи (и) ума;
результатом является блуждание по кругу трех сфер. [17]
Вселенная пуста и не имеет причины.
Звук – это искусство пространства.
Не существует такой вещи, как пустой ум.
Свет – это искусство мудрости.
Нет различия, нет пустоты, нет причины.
Лучи появляются в виде капель.
Три фактора — звук и свет.
Бессознательно тело, речь и ум ошибаются.
Плод трех миров [17]

Бэррон и др. (1994, 2002: стр. 159), переводит с тибетского на английский терма «чистое видение» ( Wylie : dag snang ) Шри Сингхи , написанное Дуджомом Лингпой , которое описывает состояние Дзогчена «формального медитативного равновесия» (тибетский: nyam- пар жаг-па), которая является неделимым осуществлением випашьяны и шаматхи , Шри Сингха утверждает:

Подобно тому, как вода, существующая в естественно свободном состоянии, замерзает в лед под воздействием холодного ветра, так и основа бытия существует в естественно свободном состоянии, при этом весь спектр сансары устанавливается исключительно влиянием восприятия. с точки зрения идентичности.
Понимая эту фундаментальную природу, вы отказываетесь от трёх видов физической активности — хорошей, плохой и нейтральной — и сидите, как труп, на склепе, и ничего не нужно делать. Точно так же и ты отказываешься от трех видов речевой деятельности, оставаясь как немой, а также от трех видов умственной деятельности, отдыхая без придумок, как осеннее небо, свободное от трех оскверняющих условий. [18]

Тела Будды

[ редактировать ]

Ваджраяна иногда относится к четвертому телу, называемому свабхавикакайя ( тибетский : ) Уайли , : ngo bo nyid kyi sku «необходимое тело» [Интернет 4] [19] [Интернет 5] и пятому телу, называемому махасукхакая ( Wylie : bde ba chen po'i sku , «тело великого блаженства»). [20] Свабхавикакая – это просто единство или нераздельность трех кай. [Интернет 6] Этот термин также известен в учениях гелуг , где он является одним из двух предполагаемых аспектов дхармакаи: свабхавикакая «тело сущности» и гьянакая «тело мудрости». [21] Харибхадра утверждает, что Абхисамаяланкара описывает состояние будды через четыре кая в главе 8: свабхавикакая, [гьяна] дхармакая, самбхогакая и нирманакая. [22]

В учениях дзогчена «дхармакая» означает отсутствие у природы будды собственной природы, то есть ее пустоту от концептуализируемой сущности, ее познание или ясность — это самбхогакая, а также тот факт, что ее способность «наполнена самосуществующим осознаванием». — это нирманакая. [23]

Интерпретация в Махамудре аналогична: когда практики Махамудры приносят плоды, человек видит, что ум и все явления фундаментально лишены какой-либо идентичности; эта пустота называется дхармакайей . Человек воспринимает, что сущность ума пуста, но что он также обладает потенциальностью, которая принимает форму сияния. [ нужны разъяснения ] В мышлении Махамудры Самбхогакая понимается как это сияние. Нирманакая понимается как мощная сила, с помощью которой потенциальность воздействует на живые существа. [24]

С точки зрения Ануйоги , Поток Ума (санскрит: citta santana ) — это «непрерывность» (санскрит: santana ; Wylie: rgyud ), которая связывает Трикаю. [Интернет 1] Трикая, как триединая, символизируется Ганкьилом .

Дакини ( тибетский : མཁའ་འགྲོ་[མ་] , Уайли : mkha' 'gro [ma] kandro[ma] ) — тантрическое божество , описываемое как женское воплощение просветлённой энергии. Санскритский термин, вероятно, связан с термином, обозначающим игру на барабанах, в то время как тибетский термин означает «небесный путешественник» и, возможно, произошел от санскритского хечара , термина из Чакрасамвара-тантры . [3]

Хакини также можно классифицировать в соответствии с теорией трикаи. Дхармакайя Дакини, которая есть Самантабхадри , представляет собой дхармадхату , где проявляются все явления. Самбхогакая дакини — это йидамы, используемые в качестве медитативных божеств в тантрической практике. Нирманакая Дакини — это человеческие женщины, рожденные с особыми возможностями; это реализованные йогини , супруги гуру или даже все женщины вообще, поскольку их можно отнести к семьям Пяти Татхагат . [Интернет 7]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Линь-цзи ю-лу: «Исследователи Сутр и Трактатов считают Три Тела абсолютными. Насколько я понимаю, это не так. Эти Три Тела — просто имена или реквизит. Старый мастер сказал: « Тела (Будды) созданы в соответствии со смыслом; Поля (Будды) различаются по субстанции». Однако при ясном понимании Тела Природы Дхармы и Поля Природы Дхармы являются лишь ментальными конфигурациями. [8]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Снеллинг 1987 , с. 100.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Гриффин 2018 , с. 278.
  3. ^ Перейти обратно: а б Басвелл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С. младший , ред. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691157863 .
  4. ^ Снеллинг 1987 , с. 126.
  5. ^ Син, Гуан (10 ноября 2004 г.). Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории Трикаи . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780203413104 . ISBN  978-0-203-41310-4 .
  6. ^ Хабито, Рубен Л.Ф. (1986). «Доктрина Трикаи в буддизме» . Буддийско-христианские исследования . 6 : 53–62. дои : 10.2307/1390131 . ISSN   0882-0945 . JSTOR   1390131 .
  7. ^ Шлёгль 1976 , с. 19.
  8. ^ Шлёгль 1976 , с. 21.
  9. ^ Шлёгль 1976 , с. 18.
  10. ^ WY Эванс-Венц, Тибетская йога и тайные доктрины , Oxford University Press, Лондон: Хамфри Милфорд, 1935; стр. 39-40, 46
  11. ^ WY Эванс-Венц, Тибетская книга мертвых , Oxford University Press, Лондон: Хамфри Милфорд, 1927; стр. 10-15
  12. ^ «32 главных признака» (санскрит: dvātriṃśanmahāpuruṣalakshaṇa) и «80 второстепенных признаков» (санскрит: aśītyanuvyañjana) высшего существа см.: Физические характеристики Будды .
  13. ^ Как это есть , Тулку Ургьен Ринпоче, Rangjung Yeshe Books, Гонконг, 1999, стр. 32
  14. ^ Пиво, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Публикации Сериндии. ISBN   1-932476-03-2 Источник: [1] (дата обращения: 7 декабря 2007 г.).
  15. ^ Ринпоче, Пабонка (1997). Освобождение на ладони: краткая беседа на пути к просветлению . Книги мудрости. п. 196.
  16. ^ Симмер-Браун, Джудит (2001). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Бостон, США: Шамбала. ISBN   1-57062-720-7 (алк. бумага). стр.334
  17. ^ Перейти обратно: а б Росси, Донателла (1999). Философский взгляд на великое совершенство тибетской религии Бон . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. п. 65. ИСБН  1-55939-129-4 .
  18. ^ Лингпа, Дуджом; Тулку, Чагдуд; Норбу, Падма Дримед; Бэррон, Ричард (лама Чокьи Ньима, переводчик); Фэрклаф, Сюзанна (переводчик) (пересмотр 1994, 2002 г.). Состояние будды без медитации: визионерский рассказ, известный как «Уточнение восприятия» (Нанг-джанг) (английский; тибетский: ran bźin rdzogs pa chen po'i ranźal mnon du byed pa'i gdams pa zab gsan sñin po ). Пересмотренное издание. Джанкшен-Сити, Калифорния, США: Padma Publishing. ISBN   1-881847-33-0 , стр.159.
  19. ^ В главе 4 книги « Воплощение состояния будды» обсуждается: «Воплощение состояния будды в его собственной реализации: Йогачара Свабхавикаякая как проекция праксиса и гносеологии».
  20. ^ Цангнён Херука (1995). Жизнь Марпы-переводчика: видение достигает всего . Бостон: Шамбала. п. 229. ИСБН  978-1570620874 .
  21. ^ Уильямс, Пол (1993). Буддизм Махаяны: доктринальные основы (перепечатано под ред.). Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-02537-9 .
  22. ^ Макрански, Джон Дж. (1997). Воплощение состояния будды: источники разногласий в Индии и Тибете . Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. п. 115. ИСБН  978-0791434314 .
  23. ^ Реджинальд Рэй , Тайна мира Ваджры . Шамбала 2001, стр. 315.
  24. ^ Реджинальд Рэй, Тайна мира Ваджры . Шамбала 2001, стр. 284-285.

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
Веб-источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a25fc9adfd5eedbaa21798d14c51815__1721360220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/15/4a25fc9adfd5eedbaa21798d14c51815.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trikaya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)