Jump to content

Религиозная Луизиана

(Перенаправлено из лувийской мифологии )
«Купапа, Великая царица Каркамиса» была одним из самых важных божеств более поздних лувийцев.

Лувийская религия представляла собой религиозные и мифологические верования и обычаи лувийцев , индоевропейского народа , Малой Азии который можно обнаружить с бронзового века до ранней Римской империи . Во все периоды она находилась под сильным иностранным влиянием, и невозможно четко отделить ее от соседних культур, особенно сирийской и хурритской религии . Индоевропейский элемент в лувийской религии был сильнее, чем в соседней хеттской религии . [ 1 ]

Периодизация

[ редактировать ]

Лувийскую религию можно разделить на два периода: период бронзового века и железный век или поздний лувийский период. В эпоху бронзы лувийцы находились под властью хеттов . Они говорили на лувийском языке , близком родственнике хеттского языка . Хотя в бронзовом веке существовало иероглифическое письмо, которое использовалось для письма на лувийском языке, известно лишь несколько религиозных текстов лувийцев бронзового века.

После распада Хеттской империи на севере Сирии и в Южной Анатолии образовалось несколько позднелувийских государств , которые частично перешли под арамейское влияние и были завоеваны ассирийцами к 8 веку до нашей эры. Важные лувийские центры в этот период включали Каркемиш , Мелид и Табал .

Лувийская религия засвидетельствована вплоть до раннего римского периода в южной Анатолии, особенно в Киликии , в основном в теофорных личных именах.

Бронзовый век

[ редактировать ]

свидетельства о лувийцах происходят из древнеассирийского архива торговцев в Каруме Канеша Самые ранние (ок. 1900 г. до н.э.), где некоторые люди носят явно лувийские имена, включая теофорические имена. Это указывает на то, что в этот период Шанте и Рунтии поклонялись как божествам.

В хеттских текстах фрагменты лувийского языка часто встречаются в магических ритуалах, призванных вызвать дождь или исцелить больных. В этом важную роль играет богиня Камрусепа . Однако засвидетельствованы и местные культы, такие как Хувашсанна из Хубишны (современный Эрегли, Конья ). Пантеон города Иштанува [ де ] , который предположительно находится в районе реки Сакарья , принадлежит лувийской религиозной зоне.

Железный век

[ редактировать ]
Поздний лувийский рельеф из Мелида с богом погоды и его спутником, сражающимися со змеиным монстром.

Лувийские правители и торговцы оставили после себя несколько надписей, начиная с 11 века до нашей эры, которые предоставляют богатые свидетельства о религии лувийцев железного века. Среди них есть изображения божеств в виде статуй или наскальных рельефов в стиле хеттских наскальных рельефов. Из Мелида известно, в частности, множество изображений, созданных одним особо благочестивым царем X века. На рельефах изображен царь, совершающий возлияния перед рядом божеств. На одном из них также изображено изображение битвы бога погоды со змееподобным демоном, что напоминает хеттский миф об Иллуянке и греческий миф о Тифоне .

Классическая Анатолия

[ редактировать ]

Согласно свидетельствам теофорных личных имен из древней Анатолии, главным образом Киликии и Ликаонии , лувийская религия сохранилась до римского периода. Культ Сандана [ де ] засвидетельствован в Тарсе , где он отождествлялся с Гераклом . Подобные следы, но с явными различиями, можно увидеть в религии ликийцев и карийцев , которые были близкими родственниками лувийцев.

Божества

[ редактировать ]

Лувийский пантеон со временем менялся. Тарханта , Тивада , Арму , Рунтию и Шанту можно указать как типичных лувийских богов, которым поклонялись всегда ( сирийская Кубаба ). к этой группе, вероятно, принадлежит и [ 2 ] Хурритский , элемент, который включал в себя сирийское и вавилонское влияние, становится видимым позже, с такими божествами, как Ия Хипату , Шарума , Аланзу и Шауска . В отличие от хеттской религии, лувианцы не испытали значительного влияния хаттской религии [ де ] . В железном веке также наблюдалось прямое влияние вавилонской религии (например, Марутика = Мардук ) и арамейской религии (Пахалат = Баалат /Балтис), особенно в способе изображения богов.

Лувийские божества

[ редактировать ]
изображен На рельефе Ивриза король Варпалавас перед «Тархунзой Виноградника».

Тархунз / Тархант

[ редактировать ]

Таркунц / Тархун (Именительный падеж: Таркунц, Тархунзас) был богом погоды и главным богом лувийцев. В отличие от хеттского Таркунны и хуррита Тешшуба , его колесницу тянули лошади, а не быки. Обычно бог погоды приобретает явные черты бога плодородия, как на позднелувийских изображениях, изображающих Тархунзу с гроздьями винограда и колосьями зерна. Один из его эпитетов, пихашшашши («молнии»), особенно почитался в Тархунташше , которая когда-то была столицей Хеттской империи. Тархунт Пишашшашши был даже выбран личным богом-хранителем короля Муваталли II . Предполагается, что греческий крылатый конь Пегас , несший на себе молнию Зевса, получил свое название от этого лувийского эпитета. [ 3 ]

Согласно позднелувийским текстам, Тархунц давал царю царскую власть, мужество и шел перед ним в бою. Он принес победы и завоевания. В формулах проклятий Тархунц призван «разить врагов своим топором». Часто его называют «Тархунз Небес». Его самым важным культовым центром был Алеппо , где культ восходил к бронзовому веку. Хеттский царь Шуппилулиума I назначил своего сына Телипину священником и царем Алеппо.

Как «Тархунза виноградника» ( Tarhunzas Tuwarsas ), ему поклонялись в Табале . Король Варпалавас Туванува изобразил его с колосьями и гроздьями винограда на рельефе Ивриза . Рядом с рельефом находится природный источник, подчеркивающий плодородный аспект бога погоды. Ему приносили в жертву коров и овец в надежде, что он поможет вырастить зерно и вино.

На позднелувийских рельефах Тархунза изображается в виде бородатого бога в короткой юбке и шлеме. В правой руке он держит топор или молот, а в левой — связку молний. Часто его изображают стоящим на быке, как бога погоды Алеппо [ де ] .

Поздние лувийские надписи из Арслантепе также указывают на местных богов погоды, о которых известно только их имена.

Другие божества

[ редактировать ]

Тивад (номинальное имя: Тиваз) был богом Солнца. У лувийцев не было женского солнечного божества, подобного хеттской богине Солнца Аринне . Одним из эпитетов Тивада было тати («отец»). Поздний лувийский король Азативада («Возлюбленный Тивада») называл его «Тивадом Небес».

Камрушипа была женой Тивада и матерью бога-хранителя Рунтии. Она играла важную роль в магических ритуалах. В позднелувийских источниках она не засвидетельствована.

Арма был богом луны и появляется во многих теофорических личных именах (например, Армазити, [ 4 ] «Человек Армы»), что позволяет предположить, что он был популярным божеством. В железном веке он полностью слился с лунным богом [ де ] Харрана . и часто упоминается в надписях как «Харранианская Арма» Его изображают в виде крылатого и бородатого бога с полумесяцем на шлеме. Его имя было написано лувийскими иероглифами с люнетом. В формулах проклятий его просят «пронзить» жертву «рогом».

Рунтия был богом-хранителем. Его животным был олень, а его имя было написано иероглифами на оленьих рогах. В позднелувийских текстах он связан с дикой природой и служит богом охоты. Он изображен в виде бога, вооруженного луком и стрелами, стоящего на олене. Его партнершей является богиня Ала отождествляли с Кубабой , которую в Кумму .

Шанта / Санта был богом-смертником, названным наряду с темным Марвайнци , как и Никарава в позднелувийских текстах. Это малоизвестное божество призывалось в проклятиях скормить врага своим собакам или съесть самого врага. Шанту отождествляли с вавилонским богом Мардуком в бронзовом веке. Его культ сохранялся в Киликийском Тарсосе до классической античности, где его отождествляли с Санданом-Гераклом.

Богиня судьбы Кванза [ де ] и бог чумы Иярри лишь косвенно упоминаются в позднелувийских именах. В бронзовом веке первый был известен как Гульза.

Божества, заимствованные из других мест

[ редактировать ]

Купапа была одной из важнейших богинь позднелувийского пантеона. Ее атрибутами были зеркало и гранат . Ее партнером был Кархуха . Первоначально она была гражданской богиней Каркемиша , но в железном веке ее культ распространился по всей Анатолии, и лидийцы усыновили ее как Куфавс/Кубаба. Остается неясным, произошла ли фригийская богиня Кибела от Кубабы. Покойный лувийский король Каркемиша называл ее «Купапой, великой царицей Каркемиша». В проклятиях Купапа призывается атаковать врага сзади или спустить хасами на него свою гончую .

Хипату или Хипута было позднелувийским именем хурросирийской богини Чепат . Она изображена восседающей на троне богиней вместе со стоящим на горе Сарумой (хурритским Шаррумой ), который, согласно хеттским источникам, был ее сыном. Последнего часто называют Аланзу , которая согласно хеттским текстам является его сестрой. Вместе с Тархунзом он идет впереди полководца в бою и «отнимает у врага победу». Его эпитет – «горный король».

Сауска изображена на позднелувийском рельефе в Мелиде в виде крылатой богини с топором, стоящей на двух птицах.

Кумарма была богиней зерна, которой поклонялись наряду с Матили и богом вина Типарией. Она родственна хурритскому богу Кумарби .

  1. ^ Манфред Хаттер: Аспекты лувийской религии ; п. 215
  2. ^ Орешко, Ростислав (2021). «В поисках корней священного куба: Кубаба-Кубелея-Κύβεβος-куфавы и проблема этнокультурных контактов в Анатолии раннего железного века». Лингвистические и культурные взаимодействия между Грецией и Анатолией . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 132. дои : 10.1163/9789004461598_008 . ISBN  978-90-04-46158-1 .
  3. ^ Манфред Хаттер: Аспекты лувийской религии ; п. 223
  4. ^ Адам Хиллестед: «Хеттская арма-луна и индоевропейские обряды перехода». IE имеет еще большее значение, Копенгаген, 2011. стр. 1

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мутон, Алиса. «Боги в лувийских религиозных формулах: второе и первое тысячелетия до нашей эры». В: Древняя Западная Азия за пределами парадигмы распада и возрождения (1200–900 гг. До н. э.): Материалы Международного коллоквиума Нью-Йоркского университета-PSL, Парижский национальный институт истории искусства, 16–17 апреля 2019 г. Под редакцией Марии Грации Масетти-Руо, Иларии Калини, Роберта Хоули и Лоренцо д'Альфонсо. Нью-Йорк, США: Издательство Нью-Йоркского университета, 2024. стр. 195–204. дои : 10.18574/ню/9781479834648.003.0011
  • Ревейяк, Флориан (2024). «Во имя богов. В поисках божественных эпитетов через лювические личные имена». В Алая Паламидис; Корин Бонне (ред.). Что в божественном имени?: Религиозные системы и человеческая деятельность в Древнем Средиземноморье . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. стр. 471–488. дои : 10.1515/9783111326511-024 . ISBN  978-3-11-132651-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 896d63435b15e29c8f55565a825a63ff__1716311460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/ff/896d63435b15e29c8f55565a825a63ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luwian religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)