Камрушепа
Камрушепа | |
---|---|
Богиня магии и медицины | |
Главный культовый центр | Канеш , Таниванда, Тауриша |
Символ | железный трон |
Генеалогия | |
Супруга | Тивад |
Дети | Аруна и бог-покровитель Тауриши |
Эквиваленты | |
Хаттский эквивалент | Катазипури |
Месопотамский эквивалент | Сахар |
Камрушепа была хеттской и лувийской богиней медицины и магии, аналогичной хаттской и палейской богине Катазипури . Она наиболее известна как одно из божеств, участвующих в мифе о Телепину , в котором ее действия имели решающее значение для усмирения гнева «пропавшего» бога растительности.
Характер
[ редактировать ]Камрушепа была богиней магии и медицины. [ 1 ] Ее считали изобретательницей различных процедур, впоследствии переданных людям, о чем свидетельствуют мифические объяснения, прилагаемые к ритуальным текстам. [ 2 ] Она также могла действовать как божественная акушерка. [ 3 ] Возможно, она была домашним божеством из-за связи с семейной жизнью и домашним очагом. [ 4 ]
Как богиня-целительница, она могла быть связана с такими божествами, как Пирва , Малия. [ 3 ] и хурритская Шаушка в хеттских ритуалах. [ 5 ] Лувийцы , по-видимому, считали ее аналогом месопотамской богини медицины Гулы , а в некоторых случаях тексты, представленные как заклинания Гулы в Месопотамии, приписывались Камрушепе в лувийской традиции. [ 6 ]
В отличие от других анатолийских божеств, связанных с магией, она считалась жительницей небес. [ 3 ] Было высказано предположение, что она была связана с облаками или дымом, исходя из возможного происхождения ее имени. [ 5 ] Считалось, что она путешествовала на колеснице, запряженной лошадьми. [ 7 ] способ передвижения также приписывался лувийскому богу солнца Тиваду, который был связан с ней. [ 8 ]
Хотя она была связана с хаттской и палайской богиней Катазипури, а в двуязычных хеттско - хаттских текстах они соответствуют друг другу, [ 9 ] их имена не были этимологически связаны. [ 5 ] Камрушепа, вероятно, означает «дух облаков» или «дух дыма» («Genius der Wolke/des Qualms»), [ 5 ] хотя связь между первой половиной ее имени и хеттским словом каммара («дым») могла быть лишь народной этимологией, [ 4 ] тогда как имя Катазипури имело несвязанную с ним хаттическую этимологию и означает «царица земли». [ 10 ] Петр Тарача предположил, что в палийских источниках Катазипури могла функционировать просто как эпитет Камрушепы, примененный к ней из-за контактов с хаттскими общинами. [ 9 ]
Ее атрибутом был железный трон. [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]Камрушепа уже упоминается в древнейших текстах Канеша. [ 11 ] Более поздние хеттские ритуалы сохраняют связь между ней и этим городом. [ 12 ] Согласно молитве, призванной предотвратить распространение чумы, еще одним местом, связанным с ней, была Таниванда. [ 13 ] Несмотря на ее положение в пантеоне и ее известность в мифах, мало информации доступно, когда речь идет о конкретных ритуалах или фестивалях, связанных с ней. [ 4 ]
Ее статус также был высок в лувийской религии. [ 9 ] Петр Тарача отмечает, что, скорее всего, не было единого единого лувийского пантеона, но некоторым божествам, в том числе Камрушепе, а также Тархунту , Тиваду , Малии , Арме , Иярри , Санте и множеству богов-покровителей, представленных логограммой ЛАММА, поклонялись большинство Лувийские общины. [ 14 ] Она особенно хорошо засвидетельствована в лувийских заклинаниях из Киццуватны . [ 15 ]
Хотя она является одной из наиболее известных богинь хеттского пантеона бронзового века , в настоящее время нет никаких свидетельств того, что ее поклонение продолжалось и в первом тысячелетии до нашей эры. [ 16 ]
Мифология
[ редактировать ]Камрушепа появляется в различных хеттских мифах. В «Исчезновении Телипину» она инструктирует других богов, как обеспечить возвращение одноименного растительного божества после неудачной первоначальной попытки. [ 17 ] Магическая процедура, которую она готовит, включает в себя принесение в жертву двенадцати овец, взятых из стада бога Солнца, которых нужно было отвезти в Хапантали . [ 18 ] Лувийская богиня-пастух. [ 19 ] Похожая формула известна из мифа об исчезновении бога грозы. [ 20 ] Еще один фрагмент описывает, как солнечный бог и Камрушепа спорят друг с другом, пока не успокоятся, расчесывая овец. [ 1 ]
Согласно хеттскому тексту KUB 17 Камрушепа была «матерью моря » ). [ 5 ] Согласно местному поверью Тауриши, она и Тивад , лувийский бог солнца, были родителями бога-хранителя города (ЛАММА), которого называли эпитетом васхацза («освященный» или «святой»). [ 21 ] Его супругой была юная богиня по имени Ашсиянт, «возлюбленная». [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Архи 1993 , с. 407.
- ^ Арки 1993 , стр. 407–408.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б с д и Франц-Сабо 1980 , с. 351.
- ^ Тарача 2009 , с. 150.
- ^ Архи 1993 , с. 408.
- ^ Тарача 2009 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 58.
- ^ Франц-Сабо 1980a , с. 478.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 439.
- ^ Тарача 2009 , с. 30.
- ^ Сингер и Хоффнер 2002 , с. 134.
- ^ Тарача 2009 , с. 107.
- ^ Франц-Сабо 1980 , стр. 351–352.
- ^ Ланаро 2015 , с. 86.
- ^ Архи 1993 , с. 404.
- ^ Арки 1993 , стр. 404–405.
- ^ Тарача 2009 , с. 43.
- ^ Архи 1993 , с. 405.
- ^ Тарача 2009 , с. 100.
- ^ Хаас 2015 , с. 446.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1993). «Камрушепа и овцы бога-Солнца» . Ориенталия . 62 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 404–409. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078000 . Проверено 18 марта 2022 г.
- Франц-Сабо, Габриэль (1980), «Камрушепа» , Настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 18 марта 2022 г.
- Франц-Сабо, Габриэль (1980a), «Kataḫzipuri» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 марта 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 18 марта 2022 г.
- Ланаро, Анна (2015). «Богиня среди богов-бурь. Стела Тавшантепе и ландшафтные памятники южной Каппадокии» . Анатолийские исследования . 65 . Британский институт в Анкаре, Издательство Кембриджского университета: 79–96. дои : 10.1017/S0066154615000071 . ISSN 0066-1546 . JSTOR 24878379 . S2CID 132064877 . Проверено 18 марта 2022 г.
- Певец Итамар; Хоффнер, Гарри А. (2002). Хеттские молитвы . Письма Древнего мира. Брилл. ISBN 978-90-04-12695-4 . Проверено 18 марта 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .