Jump to content

Аруна (хеттская мифология)

Аруна
Главный культовый центр Хубешна, Тувануа
Генеалогия
Родители
Дети Хатепуна
Эквиваленты
Хурритский эквивалент Киаше

Аруна был богом моря в хеттской религии . Его имя идентично хеттскому слову «море», которое также могло относиться к водоёмам, рассматриваемым как нумина, а не как олицетворённое божество. Поклонение ему не было широко распространено, и большинство известных свидетельств о нем происходят исключительно с юго-востока Анатолии . Его праздновали в таких городах, как Хубешна и Туванува.

Хотя большинство мифов о море, найденных в хеттских архивах, имеют хурритское происхождение, тем не менее известны композиции с участием Аруны. Самый известный пример - Телипину и Дочь Бога Моря , где он похищает бога Солнца Неба, побуждая Тархунну отправить своего сына Телипину в его обитель. Из страха Аруна предлагает ему свою дочь, которую, возможно, можно назвать богиней Хатепуной в качестве невесты . Позже он требует выкуп за невесту , который соглашается заплатить отец Телепину. Композиция мифа не сохранилась. Аруна и бог солнца также появляются вместе в мифе о Хадхиме [ де ] , хотя здесь он пытается спасти последнего, а не похитить его.

Имя и характер

[ редактировать ]

Аруна был хеттским морским богом. [ 1 ] Слово аруна означает «море» на хеттском языке , хотя, по мнению Гернота Вильгельма, возможно, что оно было заимствовано из Хаттика , поскольку никакой правдоподобной индоевропейской этимологии. до сих пор для него не было выявлено [ 2 ] Мнение о том, что оно возникло из доиндоевропейского языка, также считает правдоподобным Ростислав Орешко. [ 3 ]

Море и олицетворяющее его божество играли лишь второстепенную роль в хеттской религии. [ 1 ] [ 4 ] Большая часть имеющихся свидетельств поступает из юго-восточной Анатолии или из Залпы на севере. [ 5 ] Хотя прямых доказательств существования отдельного культа морского божества в центральной Анатолии нет, Фолькерт Хаас предположил, что такая традиция могла также существовать в этой области, основываясь на открытии литературных текстов с участием Аруны, которые возникли там. [ 6 ]

Помимо упоминаний о персонифицированном морском божестве, поклонение неперсонифицированному морю как нумену также засвидетельствовано в хеттских источниках. [ 7 ] [ 6 ] В последнем случае имя писалось клинописью без так называемого «божественного определителя » ( дингир ) — знака, используемого для обозначения теонимов . [ 6 ] Известные источники упоминают два отдельных водоема в такой роли: «Великое море», которое следует отождествлять со Средиземным морем , и Тармановое море, возможно, залив Искендерун . [ 8 ] Ияя , богиня весны, играла роль в обрядах, относящихся к ним обоим. [ 8 ] Неперсонифицированное море присутствует и среди божественных свидетелей в хеттских договорах. [ 1 ] Скорее всего в данном случае имелось в виду Средиземноморье. [ 6 ]

Поклонение

[ редактировать ]

В ритуале среднехеттского периода, посвященном богине Хувашсанне , Аруна появляется рядом с Анной , Зарнизой и Шармаммой. [ 6 ] В совокупности их называли термином Хантезиуш ДИНГИР. СЕТКА , что, по мнению Петра Тарачи, обозначало их как первородные божества. [ 9 ] Этой группе поклонялись в Хубешне (современный Эрегли ). [ 10 ]

Фестиваль с участием Аруны, а также Худуманы (или Худуманы; в остальном не подтверждено). [ 11 ] ) и божество, обозначаемое логограммой ИШТАР ( Шаушка в Гэри Бекмана переводе [ 12 ] ), отмечался в городе Туванува, соответствующем позднейшей Тьяне , расположенном в окрестностях современного Бора . [ 13 ] Во время этого он получил подношения из субпродуктов . [ 14 ]

Царица Пудухепа дала обет морю в Иззии (современный Кинет-Хююк), пообещав принести ему жертвы в обмен на доставку некоего Пиямараду , предположительно военачальника из Западной Анатолии. [ 15 ] Других подобных вотивных текстов, посвященных морю, не известно. [ 16 ] Слово написано в этом тексте с логограммой A.AB.BA и без божественного определителя, но Ян Резерфорд, тем не менее, предполагает, что возможна связь с поклонением Аруне в соседней Тувануве. [ 17 ] Он предполагает, что Пиямарду мог родом из Аххиявы и что, возможно, хетты видели в боге моря уникальную связь с этой землей. [ 18 ] Он также делает предварительную связь с многочисленными свидетельствами Посейдона в микенских текстах. [ 4 ]

«Морской ритуал» (А-НА ЗАГ а-ру-на-аш ; CTH 436), совершаемый царями после возвращения из военного похода, должен был подтвердить непрерывность границ своих владений и устранить нечистоту. [ 19 ] Скорее всего, в данном случае имеется в виду реальный водоем, а не персонифицированное божество. [ 20 ] Форма анатолийского бога погоды, связанная с морем. д У арунаш появляется в этом тексте, но в остальном почти не засвидетельствован. [ 21 ]

Мифология

[ редактировать ]

В большинстве случаев найденные в хеттских архивах мифы, в которых фигурирует персонифицированное море, имеют иностранное, в частности, хурритское происхождение. [ 7 ] [ 1 ] Одним из таких примеров является « Песнь моря» . [ 22 ] Кроме того, многочисленные такие композиции изображают море как союзника Кумарби . [ 6 ] Проведены сравнения изображения морского бога в них и Яма в угаритских текстах . [ 7 ]

Исключением из упомянутого правила является текст CTH 322, имеющий хеттское происхождение. [ 1 ] ее называют Телипину и Дочью Морского Бога . В современных публикациях [ 22 ] В этой композиции море, изображенное как персонифицированное божество, похищает бога Солнца Неба и скрывает его. [ 23 ] В результате мир тонет во тьме, [ 24 ] что побуждает Тархунну , бога погоды, послать своего первенца Телипину, чтобы забрать его. [ 23 ] Его прибытие, очевидно, пугает Аруну, который предлагает ему в невесты свою дочь. [ 25 ] } Хотя ее имя не упоминается в мифе, предполагается, что она та же самая, что и хорошо засвидетельствованная супруга Телипину Хатепуна . [ 26 ] Миф гласит, что впоследствии она осталась с Телепину, и что они оба переехали жить к его отцу. [ 23 ] Аруна, по-видимому, послал гонца, возможно, представленного в виде персонифицированной реки, чтобы потребовать выкуп за невесту у бога бури, что побудило последнего посоветоваться с Ханнананной о том, как лучше всего действовать. [ 27 ] Ханнананна советует ему заплатить ожидаемый выкуп за невесту, и в результате в последней сохранившейся части повествования морской бог получает тысячу крупного рогатого скота и тысячу овец. [ 28 ] На этом месте табличка обрывается, и единственная сохранившаяся строка упоминает братьев неустановленной фигуры, хотя возможно, что текст KBo 26.128, короткий фрагмент литературного текста, в котором Телипину сообщает морскому богу, с которым он спал, его дочь, принадлежит к тому же составу. [ 29 ]

Аруна также играет роль в мифе о Хахиме [ де ] («мороз»). [ 28 ] Однако в этой композиции вместо этого вышеупомянутое существо подвергает опасности бога Солнца, а морской бог пытается спасти его, поскольку в противном случае, очевидно, он мог бы быть потушен после падения на землю. [ 30 ] Возможно, он предлагает спрятать свой фонарь в запечатанном контейнере, который затем спрятать под водой. [ 31 ]

упоминается В тексте КУБ 17 богиня Камрушепа как «матерь моря». [ 32 ]

Другие упоминания моря в хеттской литературе

[ редактировать ]

Море могло быть связано с другими противниками богов, например, в мифе об Иллуянке . [ 33 ] Одноименное чудовище описывается как «морская змея» ( арунаш драться темнота ). [ 34 ] Иногда море было метафорическим обозначением отдаленных мест или границ хеттского царства, как в случае с ритуалом, утверждающим, что богини Истустая и Папайя . на его берегах жили [ 22 ] Считалось также, что море является местом жительства трех богинь, носящих имя Аммама, предположительно связанное с традициями города Залпа, [ 35 ] хотя местом их происхождения могло быть побережье Средиземного моря. [ 36 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Аяли-Даршан, Нога (2015). «Другая версия истории битвы бога бури с морем в свете египетских, угаритских и хурро-хеттских текстов» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 15 (1). Брилл: 20–51. дои : 10.1163/15692124-12341268 . ISSN   1569-2116 .
  • Бекман, Гэри (2015). «Море! Море! Обряд с юга Анатолии (CTH 719)» . В Мюллер-Карпе, Андреас; Рикен, Элизабет; Зоммерфельд, Уолтер (ред.). Saeculum: Памятное издание Генриха Оттена по случаю его 100-летия . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN  978-3-447-10365-7 . OCLC   906683150 .
  • Франц-Сабо, Габриэль (1980), «Камрушепа» , Настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 4 декабря 2022 г.
  • Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN  978-3-11-018877-6 .
  • Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 4 декабря 2022 г.
  • Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN  0-7885-0488-6 . OCLC   39455874 .
  • Орешко, Ростислав (2019). «Последний плацдарм Арзавы: новое местонахождение Пуранды и горы Ариннанды». Грозный и хеттский. Первые сто лет . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 107. Брилл. стр. 544–570. дои : 10.1163/9789004413122_032 . ISBN  9789004413122 . S2CID   212935680 .
  • Резерфорд, Ян (2019). «Пудухепа, Пиямараду и море: KUB 56.15 ii 15-24 (AhT26) и его предыстория» . В Суэле, Айгюль (ред.). IX. Материалы Международного конгресса хиттитологов: Чорум, 08-14 сентября 2014 г. = Акты IX Международного конгресса хиттитологов: Чорум, 8-14 сентября 2014 г. Анкара. ISBN  978-975-17-4338-1 . OCLC   1280348100 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN  978-3-447-04456-1 . OCLC   48145544 .
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN  978-3447058858 .
  • Вегнер, Ильза (1980). Форма и культ Иштар-Шавушки в Малой Азии (на немецком языке). Кевелаер Нойкирхен-Флюйн: Буцон и Беркер Нойкирхенер Верлаг. ISBN  3-7666-9106-6 . OCLC   7807272 .
  • Вильгельм, Гернот (1998), «Меер Б. Среди хеттов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11dfcb4f853e7c7c39109536e6a13a5a__1694754300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/5a/11dfcb4f853e7c7c39109536e6a13a5a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aruna (Hittite mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)