Аруна (хеттская мифология)
Аруна | |
---|---|
Главный культовый центр | Хубешна, Тувануа |
Генеалогия | |
Родители |
|
Дети | Хатепуна |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Киаше |
Аруна был богом моря в хеттской религии . Его имя идентично хеттскому слову «море», которое также могло относиться к водоёмам, рассматриваемым как нумина, а не как олицетворённое божество. Поклонение ему не было широко распространено, и большинство известных свидетельств о нем происходят исключительно с юго-востока Анатолии . Его праздновали в таких городах, как Хубешна и Туванува.
Хотя большинство мифов о море, найденных в хеттских архивах, имеют хурритское происхождение, тем не менее известны композиции с участием Аруны. Самый известный пример - Телипину и Дочь Бога Моря , где он похищает бога Солнца Неба, побуждая Тархунну отправить своего сына Телипину в его обитель. Из страха Аруна предлагает ему свою дочь, которую, возможно, можно назвать богиней Хатепуной в качестве невесты . Позже он требует выкуп за невесту , который соглашается заплатить отец Телепину. Композиция мифа не сохранилась. Аруна и бог солнца также появляются вместе в мифе о Хадхиме , хотя здесь он пытается спасти последнего, а не похитить его.
Имя и характер
[ редактировать ]Аруна был хеттским морским богом. [ 1 ] Слово аруна означает «море» на хеттском языке , хотя, по мнению Гернота Вильгельма, возможно, что оно было заимствовано из Хаттика , поскольку никакой правдоподобной индоевропейской этимологии. до сих пор для него не было выявлено [ 2 ] Мнение о том, что оно возникло из доиндоевропейского языка, также считает правдоподобным Ростислав Орешко. [ 3 ]
Море и олицетворяющее его божество играли лишь второстепенную роль в хеттской религии. [ 1 ] [ 4 ] Большая часть имеющихся свидетельств поступает из юго-восточной Анатолии или из Залпы на севере. [ 5 ] Хотя прямых доказательств существования отдельного культа морского божества в центральной Анатолии нет, Фолькерт Хаас предположил, что такая традиция могла также существовать в этой области, основываясь на открытии литературных текстов с участием Аруны, которые возникли там. [ 6 ]
Помимо упоминаний о персонифицированном морском божестве, поклонение неперсонифицированному морю как нумену также засвидетельствовано в хеттских источниках. [ 7 ] [ 6 ] В последнем случае имя писалось клинописью без так называемого «божественного определителя » ( дингир ) — знака, используемого для обозначения теонимов . [ 6 ] Известные источники упоминают два отдельных водоема в такой роли: «Великое море», которое следует отождествлять со Средиземным морем , и Тармановое море, возможно, залив Искендерун . [ 8 ] Ияя , богиня весны, играла роль в обрядах, относящихся к ним обоим. [ 8 ] Неперсонифицированное море присутствует и среди божественных свидетелей в хеттских договорах. [ 1 ] Скорее всего в данном случае имелось в виду Средиземноморье. [ 6 ]
Поклонение
[ редактировать ]В ритуале среднехеттского периода, посвященном богине Хувашсанне , Аруна появляется рядом с Анной , Зарнизой и Шармаммой. [ 6 ] В совокупности их называли термином Хантезиуш ДИНГИР. СЕТКА , что, по мнению Петра Тарачи, обозначало их как первородные божества. [ 9 ] Этой группе поклонялись в Хубешне (современный Эрегли ). [ 10 ]
Фестиваль с участием Аруны, а также Худуманы (или Худуманы; в остальном не подтверждено). [ 11 ] ) и божество, обозначаемое логограммой ИШТАР ( Шаушка в Гэри Бекмана переводе [ 12 ] ), отмечался в городе Туванува, соответствующем позднейшей Тьяне , расположенном в окрестностях современного Бора . [ 13 ] Во время этого он получил подношения из субпродуктов . [ 14 ]
Царица Пудухепа дала обет морю в Иззии (современный Кинет-Хююк), пообещав принести ему жертвы в обмен на доставку некоего Пиямараду , предположительно военачальника из Западной Анатолии. [ 15 ] Других подобных вотивных текстов, посвященных морю, не известно. [ 16 ] Слово написано в этом тексте с логограммой A.AB.BA и без божественного определителя, но Ян Резерфорд, тем не менее, предполагает, что возможна связь с поклонением Аруне в соседней Тувануве. [ 17 ] Он предполагает, что Пиямарду мог родом из Аххиявы и что, возможно, хетты видели в боге моря уникальную связь с этой землей. [ 18 ] Он также делает предварительную связь с многочисленными свидетельствами Посейдона в микенских текстах. [ 4 ]
«Морской ритуал» (А-НА ЗАГ а-ру-на-аш ; CTH 436), совершаемый царями после возвращения из военного похода, должен был подтвердить непрерывность границ своих владений и устранить нечистоту. [ 19 ] Скорее всего, в данном случае имеется в виду реальный водоем, а не персонифицированное божество. [ 20 ] Форма анатолийского бога погоды, связанная с морем. д У арунаш появляется в этом тексте, но в остальном почти не засвидетельствован. [ 21 ]
Мифология
[ редактировать ]В большинстве случаев найденные в хеттских архивах мифы, в которых фигурирует персонифицированное море, имеют иностранное, в частности, хурритское происхождение. [ 7 ] [ 1 ] Одним из таких примеров является « Песнь моря» . [ 22 ] Кроме того, многочисленные такие композиции изображают море как союзника Кумарби . [ 6 ] Проведены сравнения изображения морского бога в них и Яма в угаритских текстах . [ 7 ]
Исключением из упомянутого правила является текст CTH 322, имеющий хеттское происхождение. [ 1 ] ее называют Телипину и Дочью Морского Бога . В современных публикациях [ 22 ] В этой композиции море, изображенное как персонифицированное божество, похищает бога Солнца Неба и скрывает его. [ 23 ] В результате мир тонет во тьме, [ 24 ] что побуждает Тархунну , бога погоды, послать своего первенца Телипину, чтобы забрать его. [ 23 ] Его прибытие, очевидно, пугает Аруну, который предлагает ему в невесты свою дочь. [ 25 ] } Хотя ее имя не упоминается в мифе, предполагается, что она та же самая, что и хорошо засвидетельствованная супруга Телипину Хатепуна . [ 26 ] Миф гласит, что впоследствии она осталась с Телепину, и что они оба переехали жить к его отцу. [ 23 ] Аруна, по-видимому, послал гонца, возможно, представленного в виде персонифицированной реки, чтобы потребовать выкуп за невесту у бога бури, что побудило последнего посоветоваться с Ханнананной о том, как лучше всего действовать. [ 27 ] Ханнананна советует ему заплатить ожидаемый выкуп за невесту, и в результате в последней сохранившейся части повествования морской бог получает тысячу крупного рогатого скота и тысячу овец. [ 28 ] На этом месте табличка обрывается, и единственная сохранившаяся строка упоминает братьев неустановленной фигуры, хотя возможно, что текст KBo 26.128, короткий фрагмент литературного текста, в котором Телипину сообщает морскому богу, с которым он спал, его дочь, принадлежит к тому же составу. [ 29 ]
Аруна также играет роль в мифе о Хахиме («мороз»). [ 28 ] Однако в этой композиции вместо этого вышеупомянутое существо подвергает опасности бога Солнца, а морской бог пытается спасти его, поскольку в противном случае, очевидно, он мог бы быть потушен после падения на землю. [ 30 ] Возможно, он предлагает спрятать свой фонарь в запечатанном контейнере, который затем спрятать под водой. [ 31 ]
упоминается В тексте КУБ 17 богиня Камрушепа как «матерь моря». [ 32 ]
Другие упоминания моря в хеттской литературе
[ редактировать ]Море могло быть связано с другими противниками богов, например, в мифе об Иллуянке . [ 33 ] Одноименное чудовище описывается как «морская змея» ( арунаш драться темнота ). [ 34 ] Иногда море было метафорическим обозначением отдаленных мест или границ хеттского царства, как в случае с ритуалом, утверждающим, что богини Истустая и Папайя . на его берегах жили [ 22 ] Считалось также, что море является местом жительства трех богинь, носящих имя Аммама, предположительно связанное с традициями города Залпа, [ 35 ] хотя местом их происхождения могло быть побережье Средиземного моря. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бекман 2015 , с. 15.
- ^ Вильгельм 1998 , с. 3.
- ^ Орешко 2019 , с. 559.
- ^ Jump up to: а б Резерфорд 2019 , с. 826.
- ^ Резерфорд 2019 , стр. 826–827.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хаас 2015 , с. 467.
- ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1998 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 114.
- ^ Тарача 2009 , с. 117.
- ^ Тарача 2009 , с. 48.
- ^ Бекман 2015 , с. 27.
- ^ Бекман 2015 , стр. 24–26.
- ^ Вегнер 1980 , с. 192.
- ^ Бекман 2015 , с. 25.
- ^ Резерфорд 2019 , с. 823.
- ^ Резерфорд 2019 , с. 825.
- ^ Резерфорд 2019 , с. 824.
- ^ Резерфорд 2019 , стр. 825–826.
- ^ Резерфорд 2019 , стр. 827–828.
- ^ Резерфорд 2019 , стр. 828–829.
- ^ Резерфорд 2019 , с. 828.
- ^ Jump up to: а б с Резерфорд 2019 , с. 827.
- ^ Jump up to: а б с Хоффнер 1998 , с. 26.
- ^ Хаас 2006 , с. 115.
- ^ Хаас 2006 , стр. 115–116.
- ^ Хаас 2015 , с. 444.
- ^ Хоффнер 1998 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Хоффнер 1998 , с. 27.
- ^ Хаас 2006 , с. 116.
- ^ Хаас 2006 , с. 117.
- ^ Хаас 2006 , стр. 117–118.
- ^ Франц-Сабо 1980 , с. 351.
- ^ Аяли-Даршан 2015 , с. 25.
- ^ Швемер 2001 , с. 235.
- ^ Тарача 2009 , с. 105.
- ^ Тарача 2009 , с. 116.
Библиография
[ редактировать ]- Аяли-Даршан, Нога (2015). «Другая версия истории битвы бога бури с морем в свете египетских, угаритских и хурро-хеттских текстов» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 15 (1). Брилл: 20–51. дои : 10.1163/15692124-12341268 . ISSN 1569-2116 .
- Бекман, Гэри (2015). «Море! Море! Обряд с юга Анатолии (CTH 719)» . В Мюллер-Карпе, Андреас; Рикен, Элизабет; Зоммерфельд, Уолтер (ред.). Saeculum: Памятное издание Генриха Оттена по случаю его 100-летия . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-10365-7 . OCLC 906683150 .
- Франц-Сабо, Габриэль (1980), «Камрушепа» , Настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 4 декабря 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN 978-3-11-018877-6 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 0-7885-0488-6 . OCLC 39455874 .
- Орешко, Ростислав (2019). «Последний плацдарм Арзавы: новое местонахождение Пуранды и горы Ариннанды». Грозный и хеттский. Первые сто лет . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 107. Брилл. стр. 544–570. дои : 10.1163/9789004413122_032 . ISBN 9789004413122 . S2CID 212935680 .
- Резерфорд, Ян (2019). «Пудухепа, Пиямараду и море: KUB 56.15 ii 15-24 (AhT26) и его предыстория» . В Суэле, Айгюль (ред.). IX. Материалы Международного конгресса хиттитологов: Чорум, 08-14 сентября 2014 г. = Акты IX Международного конгресса хиттитологов: Чорум, 8-14 сентября 2014 г. Анкара. ISBN 978-975-17-4338-1 . OCLC 1280348100 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Вегнер, Ильза (1980). Форма и культ Иштар-Шавушки в Малой Азии (на немецком языке). Кевелаер Нойкирхен-Флюйн: Буцон и Беркер Нойкирхенер Верлаг. ISBN 3-7666-9106-6 . OCLC 7807272 .
- Вильгельм, Гернот (1998), «Меер Б. Среди хеттов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 декабря 2022 г.