Пижама-Раду
Пиямараду (также пишется Пияма-Раду , Пияма Раду , Пиямарадус , Пиямарадуш ) был военачальником, упомянутым в хеттских документах середины и конца 13 века до нашей эры. Будучи союзником Аххиявы , он возглавлял или поддерживал восстания против Хеттской империи в Западной Анатолии. Его история представляет особый интерес, поскольку область его деятельности, возможно, включала Вилусу , что предполагает потенциальную связь с мифом о Троянской войне .
Значение имени
[ редактировать ]Название, по-видимому, представляет собой соединение с лувийской пиямой «дар» в качестве первой части. Засвидетельствованы и другие лувийские имена, содержащие то же слово, например Пияма-Курунта .
Ранее считалось, что вторая часть слова — это неизвестный теоним * Раду , [ 1 ] но поскольку лувийские слова не начинаются с буквы r , это должно быть aradu , которое может быть существительным, означающим «преданный», происходящим «от * arada- 'религиозное сообщество (vel sim.)', которое само по себе является производным от * ara- '. соратник» (ср. хеттское ara- «ид.»). [ 2 ]
Личность и подвиги Пиямараду
[ редактировать ]Предательская деятельность Пиямараду примечательна своей продолжительностью: она длилась не менее 35 лет. [ 3 ] в течение этого времени он представлял значительную угрозу трем хеттским царям: Муваталли II , Хаттусили III и Тудхалия IV .
Некоторые ученые предполагают, что Пиямараду был законным наследником Ухха-Зити , предыдущего царя Арзавы , свергнутого с престола хеттским царем Мурсили II ; возможно, он был сыном сына Ухха-Зити Пиямы-Курунты . [ 4 ] Однако Пиямараду нигде не упоминается как принц, а Брайс и Соммерс предпочитают описывать его как «мятежного хеттского сановника». [ 5 ] Его нападения и набеги в Западной Анатолии на вассальные хеттские государства Арзава , Сеха , Лазпа ( Лебос ) и Вилуса ( Троя ) были истолкованы как попытка восстановить его собственные династические притязания. Вероятно, он одновременно обратился с просьбой к Великому царю Хатти. [ 6 ] быть признанным вассальным хеттским царем.
Когда его заявление было отклонено, он восстал, и Великий царь Хатти подавил его через посредство доверенного вассала Манапы-Тархунты . Пиямараду обратился за поддержкой к великому царю Аххиявы ( Ахайя , т. е. Микенская Греция ) и выдал свою дочь замуж за Атпу , вассального правителя Миллаванды ( Милета ).
Поскольку он вступил в союз с Великим царем Аххиявы против Великого царя Хатти, хеттские архивы называют Пиямараду «нарушителем спокойствия», «авантюристом», «халявщиком» или «наемником», хотя он, возможно, считал себя просто сторонником его собственные (наследственные?) права. Заметность его подвигов в летописях, а также его имя и притязания делают его династическое происхождение правдоподобным, но все же полностью спекулятивным.
Идентификация с гомеровскими персонажами
[ редактировать ]что Пиямараду соответствует архетипу, воплощенному в эпическом/легендарном Приаме Трое Было высказано предположение , в « Илиаде» . [ 7 ] Константинос Копаниас также предполагает, что греческая устная традиция, вспоминающая подвиги Пиямараду, послужила основой для более поздних рассказов об Ахиллесе в Эпическом цикле . [ 8 ]
Хеттские архивы
[ редактировать ]Соответствующая хеттская архивная переписка, относящаяся к нему, включает:
- Письмо Манапы-Тархунты «... печально известный местный нарушитель спокойствия по имени Пиямараду преследует Вилусию, землю федерации Ассува, слабо связанную с Хеттской империей. Хеттский царь, очевидно, приказал Манапе-Тархунде изгнать самого Пиямараду, но Манапа-Тархунда попытка провалилась, и теперь для решения проблемы посланы хеттские войска».
- Письмо Тавагалавы «Это письмо правильнее было бы назвать «письмом Пияма-Раду»».
- Письмо Милаваты «Как и письмо Тавагалавы, а также письмо Манапа-Тархунта, в письме Милаваты упоминается печально известный авантюрист Пияма-Раду; но как фигура прошлого».
- Письмо короля Хатти (Хаттусили III?) другому великому королю. Включает упоминание о Пиямараду вместе с королем Аххиявы , но текст слишком фрагментарен для интерпретации. [ 9 ]
- Вотивная молитва Пудухепы , супруги Хаттусили III и главной жрицы. Датируемый серединой тринадцатого века до нашей эры, Пудухепа отправился к морю, чтобы сделать подношение в обмен на вмешательство морского бога в задержание Пиямараду. Обращаются к еще одному богу, но упоминание имени бога фрагментарно. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Страницы Арзавы , заархивированные 2 февраля 2004 г. в Wayback Machine ; см. Теофорические имена и сравните с еврейской формой Джонатан («Дар Иеговы »).
- ^ См. И. С. Якубович, Социолингвистика лувийского языка , с. 113.
- ^ Гэри М. Бекман, Тревор Р. Брайс и Эрик Х. Клайн Тексты Аххиджавы 2011, Атланта, Общество библейской литературы, стр.251.
- ^ Ф. Старке, «Троя в контексте историко-политической и языковой среды Малой Азии во 2-м тысячелетии», Studia Troica 7 (1997), с. 450-454; Дж. Д. Хокинс, «Таркаснава, царь Миры», Anatolian Studies 48 (1998), с. 17; В.-Д. Нимейер, «Западная Малая Азия и Эгейское море от истоков до ионической миграции», в: Ранняя Иония , 2007, с. 79.
- ^ Гарри А. Хоффнер и Гэри М. Бекман, Письма из Хеттского королевства , 2009 г., Атланта, Общество библейской литературы, стр. 300.
- ^ Муваталли II по словам Герни; Хаттусили III, согласно более раннему консенсусу
- ^ С.П. Моррис, «Повесть о двух городах», Американский журнал археологии 93 (1989), стр. 532.
- ^ Копаниас, К. «Деконструкция Ахилла. Истории о Пиямараду и создании гомеровского героя». П. Павук, Клонца-Яклова В. и Хардинг А. ΕΥΔΑΙΜΩΝ. Этюды в честь Яна Бузека. Прага: Факультет искусств Карлова университета в Праге. 2018. с. 64.
- ^ Гэри М. Бекман, Тревор Р. Брайс и Эрик Х. Клайн Тексты Аххиджавы 2011, Атланта, Общество библейской литературы, стр. 168-171.
- ^ Гэри М. Бекман, Тревор Р. Брайс и Эрик Х. Клайн «Тексты Аххиджавы» , 2011 г., Атланта, Общество библейской литературы, стр. 248-252.
Библиография
[ редактировать ]- Интернет-форум Американского журнала археологии: «Важность Трои в позднем бронзовом веке, 2005-10 марта» ;
- Хайнхольд-Крамер, Сюзанна.
- 1986. «Расследование Пиямараду (Часть II)». Ориенталия 55.47-62.
- 1983. «Расследование Пиямараду (Часть I)». Ориенталия 52.81-97.
- Герни, Оливер 2002. «Авторство письма Тавагалавы». Сильва Анатолика Том. 2002, стр. 133–141.
- Бекман, Гэри М., Брайс, Тревор Р., Клайн, Эрик Х. Тексты Аххиджавы , 2011, Атланта, Общество библейской литературы.
- Хоффнер, Гарри А., и Бекман, Гэри М., Письма из Хеттского королевства , 2009 г., Атланта, Общество библейской литературы.
- Макс Гандер (2014), Альтернативный взгляд на местонахождение Арзавы. Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша. Элис Мутон, изд. п. 163-190
Внешние сайты
[ редактировать ]- Пиямараду - sagas.unifi.it Флорентийский университет