Сука
Сука | |
---|---|
Богиня любви, войны и исцеления | |
![]() | |
Главный культовый центр | Ниневия , Нузи |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Тешуб и Ташмишу |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Инанна /Иштар |
Угаритовый эквивалент | Аштарт |
Хеттский эквивалент | возможно Анзили |
Шаушка ( Шаушка ), также называемая Шауша или Шавушка , была богиней самого высокого ранга в хурритском пантеоне . Она ассоциировалась с любовью и войной, а также с заклинаниями и, как следствие, с исцелением. Хотя ее обычно называли богиней и давали женские титулы, такие как аллай ( хуррит : «леди»), также известны упоминания о мужском роде Шаушке. Хурриты связывали ее с Ниневией , но ей поклонялись и во многих других центрах, связанных с этой культурой, от анатолийских городов в Киццуватне , через Алалах и Угарит в Сирии , до Нузи и Уламме в северо-восточной Месопотамии . Ей также поклонялись в южной Месопотамии, где она была представлена наряду с рядом других иностранных божеств в период Ура III . В этой области она стала ассоциироваться с Иштар . Позднее растущее хурритское влияние на хеттскую культуру привело к принятию Шаушки в хеттский государственный пантеон.
В хурритских мифах , многие из которых известны только по хеттским переводам, Шаушка обычно появляется либо как союзница своего брата Тешуба , либо как самостоятельная героиня. Конкретные повествования описывают ее битвы против морского чудовища Кедамму , диоритового гиганта Улликумми , морского бога Киаше и горного бога Пишайшапхи . Она также появляется в мифе о Хашарри, олицетворенном оливковом дереве, которое она должна защищать от различных угроз.
Как в сфере культа, так и в мифах Шаушку обычно сопровождали две ее служанки, Нинатта и Кулитта . Другие божества-слуги, связанные с ней, фигурируют только в списках подношений и описаниях ритуалов.
Имя
[ редактировать ]Имя Шаушка имеет хурритское происхождение и может быть переведено как «Великий» или «Великолепный». [ 2 ] Многие хурритские божества имели такие же простые имена, похожие на эпитеты, например Аллани («женщина»), Мушуни («она справедливости»), Кумарби («он из Кумара») или Набарби («она из Навара»). [ 3 ]
Написание варьируется в зависимости от источника. Архив архива Богазкёй свидетельствует о множестве, как логографических ( д ИШ 8 , БИБЛИОТЕКА д ЛИШ и д ГАЗИФОРМ) [ 4 ] и слоговое (не менее одиннадцати вариантов), [ 5 ] последние присутствуют исключительно в хурритском контексте. [ 4 ] Логографическое написание также преобладает в литературных текстах, но «Песнь Хашарри» является исключением и, по-видимому, постоянно использует слоговое написание. д Ша-ву у -ус-га . [ 6 ] Ранний хурритский царь Уркеша и Навара Атал-шен использовал логограмму. д ИНАННА написать имя Шаушки, [ 7 ] тогда как позже в Нузи одно логографическое написание было д В. [ 8 ] В документах Митанни обычное написание слоговое. д Ша-уш-ка-а . [ 9 ]
Судя по административным текстам архивов Третьей династии Ура, раннее написание было д Ша-у 18 -ша . [ 10 ] На марийском языке в старовавилонский период имя писалось как д Ša-ú-úš–an , и ему часто предшествовал эпитет al-la-e-en , понимаемый как allai , «госпожа». [ 9 ] эквивалент шумерского гашана и аккадского бельту . [ 11 ] Тот же эпитет встречается и в других хурритских текстах, иногда в варианте аллаи Нинува , «госпожа Ниневии ». [ 11 ] Другие хурритские богини, например Хебат. [ 12 ] или Пиникир , тоже можно назвать аллай . [ 11 ] Кроме того, отсюда произошло имя богини подземного мира Аллани. [ 13 ]
Два алфавитных написания засвидетельствованы в угаритских текстах : šwšk и šušk . [ 5 ]
Неопределенные сертификаты
[ редактировать ]По словам Джоан Гудник Вестенхольц , трудно сказать, можно ли предполагать существование полной переписки между хурритской Шаушкой и ассирийской Иштар из Ниневии, [ 14 ] особенно в надписях Шамши-Адада I , [ 15 ] которые могли бы ввести религиозные нововведения в Ниневии, чтобы конкурировать по религиозному значению с городом Ассур и его проявлением Иштар. [ 16 ] Иную точку зрения представляет Беата Понграц-Лейстен, которая понимает Шаушку и Иштар Ниневийскую как полностью аналогичные и в результате ссылается на богиню, чей храм существовал в Вавилоне в конце второго тысячелетия до нашей эры, и на Шаушку, как известную из источников из хурритского королевства Аррафа как одно и то же. [ 17 ]
Предполагается, что ссылки на Иштар в документах из старой ассирийской торговой колонии Канеш относятся к Иштар из Ассура, а не к Шаушке, но, тем не менее, она может появиться в ассирийских теофорных именах, засвидетельствованных на табличках с этого места. [ 2 ]
Даниэль Швемер утверждает, что НИН -на-гар к ( Белет Нагар ) из надписи Тиш-атала было местной формой Шаушки. [ 18 ] Эта точка зрения была критически оценена Джоан Гудник Вестенхольц, которая отмечает, что, за исключением пола, эти божества не похожи друг на друга. [ 19 ]
Характер
[ редактировать ]Шаушка была богиней любви (в том числе сексуальной), а также войны. [ 20 ] Считалось, что в первой из этих двух ролей она способна гарантировать супружескую любовь, возвращать или лишать потенции, а также превращать женщин в мужчин и наоборот. [ 20 ] Особенно в Анатолии она также была тесно связана с магией и заклинаниями, и в результате ее можно было призывать как исцеляющее божество. [ 21 ] В хеттских текстах она описывается как таршиканташ МУНУС- аш , что можно перевести как «женщина того, о чем неоднократно говорят», скорее всего, это ссылка на ее роль в заклинаниях. [ 22 ]
Шаушка также была богиней-покровительницей Ниневии , и в хурритских мифах ее часто называют «царицей» этого города. [ 23 ] В других хурритских текстах она упоминается как Нинувави , «она из Ниневии», или Нинувави , «Ниневитянка». [ 22 ] Эта ассоциация также присутствует в месопотамских текстах: в них периода Ура III она обозначена как ни-ну-а-кам , «из Ниневии», [ 10 ] в то время как в списке древневавилонских богов из Урука она упоминается под именем д МАТЬ есть-была . [ 9 ]
В отличие от месопотамской Иштар , а также других «Иштар», известных хурритам и хеттам (таких как Иштар из Самухи , возможно, того же божества, что и загадочная « Богиня Ночи », ДИНГИР.GE 6 ), Шаушка не имела выраженный астральный характер. [ 24 ] Роль божественного изображения Венеры вместо этого играл Пиникир в хурритском пантеоне. [ 25 ] Как и Шаушка, она была связана с Иштар. [ 26 ] Их объединяет единый ритуальный текст. [ 27 ]
Андрогинные или гендерфлюидные характеристики
[ редактировать ]Хотя в первую очередь ее называют богиней, [ 20 ] Шаушка имела как женский, так и мужской аспект, и на рельефах из святилища Язылыкая появляется дважды: один раз среди богов в сопровождении своих служанок Нинатты и Кулитты , и один раз среди богинь. [ 28 ] В хурритском ритуальном тексте отдельно упоминаются подношения «мужским атрибутам» и «женским атрибутам» Шаушки. [ 29 ]
Хеттитолог Гэри Бекман утверждает, что «неоднозначная гендерная идентификация» была характеристикой категории, которую он называет богинями «типа Иштар», включая таких богинь, как Нинсианна и Пиникир. [ 26 ]
В изобразительном искусстве
[ редактировать ]
Шаушку обычно изображали в компании двух ее сопровождающих, Нинатты и Кулитты. [ 30 ] как на рельефах, так и на уплотнениях цилиндров . [ 31 ]
В хеттском тексте, описывающем внешний вид статуй различных божеств, упоминаются два изображения Шаушки: одно сидящее, крылатое и держащее чашу, а другое, мужское, также крылатое и вооруженное золотым топором. [ 32 ] Говорят, что обоих сопровождали Нинатта и Кулитта, а также авити . [ 32 ] мифический крылатый лев. [ 30 ]
На рельефе из Язылыкая мужская форма Шаушки появляется в процессии мужских божеств (цифра, обозначенная в современных справочниках как 38), в сопровождении Нинатты и Кулитты (рис. 36 и 37). [ 32 ] Будучи безбородым, он носит тот же заостренный головной убор, что и другие мужские божества, а также мантию, обнажающую одну ногу, и остроконечные туфли. [ 32 ] Надпись, помещенная над промежутком между фигурами 55 и 56 в процессии женских божеств, указывает на то, что первоначально там была изображена и женская Шаушка, но сейчас этот рельеф отсутствует. [ 31 ] Однако единственный рельеф, подобный рельефу из Язылыкая, был найден в соседнем Екбасе . [ 31 ]
Дальнейший рельеф Шаушки известен из Малатьи , где она изображена держащей топор и молот и носящей тот же тип рогатого головного убора, что и мужские божества. [ 31 ] Подобные рельефы также известны из других мест, включая Айн-Дара и Алеппо , хотя оружие не всегда одинаковое, также засвидетельствованы дубинки и копья. [ 33 ] Как и на рельефах Язылыкая, они, как правило, изображают Шаушку с обнаженной ногой. [ 33 ] Некоторые из них крылатые. [ 33 ]
Фигурки Шаушки из лазурита известны из Кархемиша. [ 31 ] и, возможно, Алалах . [ 33 ]
Неопределенные примеры
[ редактировать ]
Некоторые возможные изображения Шаушки также известны из Нузи, хотя они не помечены как таковые напрямую в надписях с этого места или в других текстовых источниках. [ 33 ] Одна представляет собой фигуру божества, держащего топор и геометрическую эмблему, одетого в туфли с заостренными концами и мантию, обнажающую живот и ноги, но лишенную каких-либо идентифицируемых половых признаков, что, как предполагается, соответствует двойственной природе Шаушки как мужской, так и женской. божество. [ 33 ] Кроме того, богини изображались на восточно-хурритских цилиндрических печатях в компании различных животных (львов, козлов, быков, змей, скорпионов) и мифических зверей (львов-драконов, людей-быков , сфинксоподобных и змееподобных созданий, двуглавых демонов-грифонов). часто предполагают, что это Шаушка, ее ипостаси или подобные местные божества, хотя эта идентификация неопределенна из-за отсутствия текстовых свидетельств. [ 34 ]
Франс Виггерманн также считает возможным, что некоторые изображения бога погоды в сопровождении обнаженной богини, обычно интерпретируемые как Адад и Шала , вместо этого представляют Тешуба и его спутницу, [ 35 ] кем он считает Шаушку. [ 36 ]
Обнаженная богиня, изображенная на чаше Хасанлу, могла быть Шаушкой, поскольку изображенные на ней сцены иногда интерпретируются как изображение мифов из цикла Кумарби . [ 7 ]
Положение в пантеоне
[ редактировать ]Шаушка была богиней самого высокого ранга в хурритском пантеоне, о чем свидетельствуют, например, документы из королевства Аррафа. [ 37 ] и по переписке митаннийского царя Тушратты . [ 2 ] Ее статус был ниже только в Киццуватне , где главной хурритской богиней была Хебат , поглощенная из пантеона Халаба (Алеппо) и считавшаяся женой Тешуба. [ 37 ] Второстепенное положение Шаушки по сравнению с Хебатом особенно заметно в хеттских списках божественных свидетелей договоров. [ 21 ] По словам Альфонсо Арчи, Шаушка, тем не менее, была одной из трех наиболее почитаемых незамужних хурритских богинь на западе, рядом с Аллани и Ишхарой . [ 38 ] при этом, по словам Гернота Вильгельма, ее положение в Алалахе и Угарите было таким же, как и на востоке. [ 37 ] Шаушка могла быть включена в калути (списки подношений), посвященные кругу Тешуба, и в этом случае она помещалась между богом Эа и ее слугами Нинаттой и Кулиттой, [ 39 ] или этим посвященным Хебат, и в этом случае ее можно было бы поместить между Аей и Шувалой , [ 28 ] но она также могла возглавить калути , собственную [ 21 ] в который входили такие божества, как Аллани, Ишхара и Никкал . [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]Западные хурриты считали ее сестрой Тешуба. [ 40 ] но их связь с восточными хурритскими пантеонами из Империи Миттани или различных королевств к востоку от Тигра неясна. [ 41 ] Им можно было поклоняться бок о бок, но Шаушку никогда прямо не называли супругой Тешуба. [ 41 ]
Мари-Клод Тремуй отмечает, что как сестра Тешуба она предположительно была дочерью Ану и Кумарби . [ 1 ] Однако первый миф так называемого цикла Кумарби, повествующий о рождении его детей, о ней не упоминает. [ 20 ] она упоминается как сестра как Тешуба, так и его брата (и суккала ) Ташмишу . хотя в других сочинениях [ 20 ] Возможно, в разделах, которые не сохранились, присутствовало больше свидетельств. [ 20 ] Мэри Р. Бачварова предполагает, что Шаушка могла родиться до бога грозы. [ 42 ] В альтернативной традиции она была дочерью бога луны Кушуха , вероятно, из-за влияния месопотамской религии. [ 1 ] в котором ее коллега Инанна чаще всего рассматривалась как дочь лунного бога Нанны и его жены Нингаль . [ 43 ] Хотя Кушух также считается отцом Тешуба, [ 1 ] по словам Дэниела Швемера, эта ссылка является изолированной, и в настоящее время невозможно оценить ее последствия. [ 44 ]
Шаушку обычно считали незамужней. [ 38 ] и бездетный. [ 45 ]
Суд
[ редактировать ]Нинатта и Кулитта, диада хурритских богинь-музыкантов, всегда перечисленных вместе, [ 46 ] были ее служанками, [ 47 ] хотя в бронзовом веке они засвидетельствованы только в текстах Хаттусы и Угарита . [ 48 ] В ритуальных текстах другие божества были сгруппированы с Нинаттой и Кулиттой как члены окружения Шаушки. [ 49 ] Примеры включают Шинтал-вури (хуррит: «семиглазый»), Шинтал-ирти («семигрудый»), Шинан-татукарни («двоякая в [?] любви») [ 29 ] и Намразунна (от аккадского намру , сияющего, и Зунна , хурритического написания Суэна, имени лунного бога; в отличие от него Намразунна была женщиной). [ 50 ] В одном тексте Нинатта, Кулитта, Шинтал-ирти и Намразунна сгруппированы как «первые слуги», а Шинан-татукарни, Али, Халзари и Таруви названы «последними слугами». [ 51 ] Предполагается, что первую группу следует понимать как приносящую удачу, а вторую – как оказывающую противоположное воздействие. [ 52 ]
Другое второстепенное божество, Ундурумма, о котором с уверенностью свидетельствует только один документ, было идентифицировано как суккал (божество-помощник) Шаушки. [ 53 ] В том же ритуальном тексте упоминаются и другие хурритские суккалы: Имманзизи , Хупуштукар, Тену, Липпарума и Мукишану. [ 54 ] Неизвестно, был ли Ундурупа (также называемый Ундурува), связанный с Аллани в другом документе, тем же божеством, что и Ундурумма. [ 53 ]
Существует также ассоциация между Шаушкой и Набарби . [ 55 ] В некоторых ритуалах иткальзи («очищения») они появляются вместе с парами Хутена и Хутеллура , Эа и Дамкина , а также Хебат и Мушуни. [ 55 ] В одном из таких текстов говорится о «воде Шаушки и Набарби», которая, как полагают, обладает очищающими свойствами. [ 56 ]
Подтвержденные эквиваленты
[ редактировать ]Шаушка считалась хурритским эквивалентом Иштар , и в месопотамских лексических списках она могла называться «Иштар Субарту ». [ 2 ] Термин «Субарту» обозначал территории к северу от Месопотамии. [ 57 ] [ 58 ] Как в древних документах, так и в прошлых исследованиях термины «субарту» и «субарцы» обычно относятся к хурритам. [ 59 ] В Угарите Шаушка могла быть связана с Аштартом . [ 60 ] Однако в четырех угаритских текстах Аштарт вместо этого соответствует Ишхаре. [ 61 ] Мэри Р. Бахварова и Гернот Вильгельм считают возможным, что Анзили считалась ее хеттским коллегой, хотя эта точка зрения не принимается Фолькертом Хаасом , который указывает, что Анзили была в паре с богиней Зукки, а Шаушка - нет. [ 62 ]
Поклонение
[ редактировать ]И Шаушка, и ее основной культовый центр, Ниневия, впервые упоминаются в тексте из Пузриш-Дагана, датированном 46-м годом правления Шульги . [ 63 ] Город существовал уже в саргонический период , но, по словам Гэри Бекмана, неизвестно, был ли он населен хурритами и поклонялись ли в нем Шаушке в то время. [ 64 ] Джоан Гудник Вестенхольц утверждает, что в свете более поздних свидетельств и хорошо засвидетельствованных хурритских названий различных мест в северной Месопотамии вполне вероятно, что Ниневия уже была хурритской во время правления царей Аккада . [ 65 ]
Шаушке, прямо идентифицируемой как богиня Ниневии, также поклонялись в Нузи. [ 2 ] где она появляется в теофорных именах, одним из примеров является Ар-Шаушка. [ 1 ] Скорее всего, ей поклонялись в двойном храме, посвященном ей и Тешубу. [ 8 ] Документы из Нузи, в которых перечислены подношения масла различным божествам, дополнительно свидетельствуют о поклонении другим богиням, называемым «Иштарами»: ИШТАР Хумелла , ИШТАР Аккупавениве , ИШТАР Тупукиле , ИШТАР Путахе , ИШТАР Аллайвашве (первая половина имени может быть идентична слову аллай). , "леди" [ 11 ] ), и НЕМЕДЛЕННО сжимайте кулак . [ 2 ] Большинство этих эпитетов либо хурритские, либо хурринизированные, и их значение неизвестно. [ 9 ] Исключением является белат дури , что в переводе с аккадского означает «госпожа городских стен». [ 66 ] Известно также, что в Уламме, хурритском городе, подобном Нузи, расположенном в королевстве Аррафа, ИШТАР Хумелла был связан с Нергалом . [ 66 ] Еще одним культовым центром Шаушки, известным из текстов Нузи, является Лупти, отождествляемый с современной Таза Хурмату . [ 67 ]

Важным документом, относящимся к поклонению Шаушке в империи Миттани, является Амарнское письмо EA 19 , написанное Тушраттой , царем Митанни, своему тестю, фараону Аменофису III , в котором упоминается статуя Шаушки, призванная помочь в восстановлении. больного правителя: [ 68 ]
Так, Шаушка из Ниневии, владычица всех земель: «Я хочу отправиться в Египет , страну, которую я люблю, а затем вернуться». Теперь я посылаю ее, и она уже в пути.
(...)
Пусть Шаушка, хозяйка небес, защитит нас, моего брата и меня, 100 000 лет, и пусть наша хозяйка подарит нам обоим великую радость. И давайте действовать как друзья.
Разве Шаушка для меня одного мой бог(богиня), а для моего брата не его бог(богиня)?
Шаушке также поклонялись в различных городах Сирии. В Угарите она появляется в ритуале, посвященном местной богине Аштарт. [ 5 ] Один раздел текста, относящийся непосредственно к хурритской богине, написан на угаритском языке . [ 69 ] Ее также почитали в Алалахе , хотя Мари-Клод Тремуй отмечает, что логограмма ИШТАР вместо этого могла обозначать Ишхару в источниках из этого города. [ 9 ] Однако Шаушка однозначно засвидетельствована в личных именах, таких как Ариб-Шаушка и Ванди-Шаушка. [ 1 ] В Эмаре она появляется исключительно в хурро-хеттских документах и носит хурритский эпитет авар(р)иве , «степной». [ 5 ]
Жанр хурритских песен, название которого « зинзабушья » происходит от названия неопознанной птицы, согласно хеттским документам был связан с поклонением Шаушке. [ 21 ] упомянутая птица зинзабу . С ней также ассоциировалась [ 1 ]
Месопотамский прием
[ редактировать ]В настоящее время неясно, при каких обстоятельствах Шаушка и другие иностранные божества были введены в пантеон Месопотамии в период Ура III . [ 70 ] Тоня Шарлах отмечает, что области, в которых им первоначально поклонялись, образуют подкову вокруг территорий, контролируемых государством Ур , от Верхнего Евфрата и треугольника Хабур до Киркука и Диялы . [ 71 ] Помимо Шаушки, хурритские примеры включают Аллатум (Аллани) из Зимудара. [ 13 ] и Шувала из Мардамана . [ 72 ] Хотя иностранным божествам, как правило, не поклонялись в официальных провинциальных святынях государства Ур III, Шаушка, по-видимому, является исключением, поскольку подношения ей совершались в провинциальном святилище в Умме . [ 73 ] где она получила льняные ткани, возможно, одежду, предназначенную для культового государства. [ 71 ] Однако при королевском дворе она лишь изредка получала подношения. [ 10 ]
В старовавилонский период поклонение Шаушке сохранялось в Исине , где она появляется в списках жертвоприношений и в списке местных богов, в разделе, посвященном проявлениям Иштар. [ 10 ] Предшественник более позднего списка богов Ан = Анум, известный из Урука того же периода, также упоминает ее. [ 9 ] Она также присутствует в марийских текстах периода Зимри-Лима . правления [ 9 ]
Теофорные имена, призывающие Шаушку, также известны из месопотамских источников из Пузриш-Дагана, Ура и Лагаша . [ 9 ] например, Ур-Шауша и Геме-Шауша, оба используют стандартное написание имени Ура III. [ 71 ]
Хеттский прием
[ редактировать ]Шаушке поклонялись и хетты, принявшие ее от хурритов. [ 74 ] Архив Богазкой содержит множество упоминаний о Шаушке. [ 4 ] В текстах древнехеттского периода мало упоминаний о каких-либо богинях типа Иштар, если они вообще имеются, что указывает на то, что Шаушка приобрела свое значение только в Анатолии, что подтверждается начиная со среднехеттского периода и далее, под хурритским влиянием. [ 4 ] В частности, предполагается, что аннексия Киццуватны станет фактором, способствующим этому. [ 5 ] 25 местных ипостасей Шаушки или других богинь, представленных логограммой. д ИШТАР известны из хеттских источников. [ 1 ] Помимо Шаушки из Ниневии, особенно часто встречаются представители городов Лавазантия , Хаттарина и Таменинга. [ 1 ] Также распространены упоминания об Иштар из Самухи, [ 23 ] [ 75 ] обычно идентифицируется исследователями как так называемая Богиня Ночи . [ 76 ] Многие из мест, связанных с Шаушкой в хеттских документах, находились в северной Сирии и юго-восточной Анатолии, и ни она, ни любые другие богини, называемые «Иштарами», по-видимому, не были связаны ни с одним из старейших хеттских религиозных центров, таких как Нерик и Зиппаланда . [ 77 ] Тем не менее, есть свидетельства поклонения ей в таких городах, как Катапа и Ланта, которые, по словам Гэри Бекмана, принадлежали центральной хеттской области. [ 23 ] и, вероятно, у нее также был храм в Хаттусе. [ 22 ]
Шаушка упоминается в документах времен правления короля Хаттусили III , который женился на Пудухепе , дочери жреца этой богини из Лавазантии, Пентипшарри. [ 78 ] Некоторые члены королевского двора во время его правления носили теофорные имена, напоминающие Шаушку, некоторые из них лингвистически сочетали в себе элементы хеттского и хурритского имени. [ 1 ] Она также была представлена многим северным хеттским городам во время правления сына Пудухепы Тудхалии IV , наряду с другими иностранными божествами, такими как Иштар Вавилонская, сирийский Милку или «бог бури Ассура » ( Адад ). [ 79 ]
В связи с условностью логографического написания теонимов в хеттских текстах трудно сказать, какие виды духовенства принадлежали к культу Шаушки и служили персоналом ее храмов. [ 1 ] Исключением является случай меньше kirištenna , которые были напрямую связаны с посвященными ей праздниками. [ 1 ]
Мифы
[ редактировать ]Цикл Кумарби
[ редактировать ]Шаушка играет важную роль в мифах, образующих цикл Кумарби . [ 80 ] [ 20 ] известны в основном из их хеттских переводов. [ 81 ]
В «Песне о Кедамму» она — главный герой. [ 20 ] Она обнаруживает существование одноименного антагониста, прожорливого морского чудовища, который был сыном Кумарби и Шертапшурухи, дочери его союзника, морского бога Киаше , и сообщает об этом Тешубу. [ 82 ] Услышав эту новость, Тешуб начинает плакать. [ 83 ] Следующая сцена сохранилась плохо, но не исключено, что между Тешубом и его союзниками и Кумарби происходит жестокая борьба. [ 82 ] Когда текст возобновляется, обе стороны получают предупреждение от бога Эа, который предупреждает их о потенциальных ужасных последствиях их отсутствия заботы о благополучии своих последователей-людей. [ 82 ] Поэтому Шаушка разрабатывает ненасильственное решение угрозы Чедамму. [ 82 ] Она соблазняет одноименного антагониста и с помощью своих слуг Нинатты и Кулитты обманом заставляет его выпить успокоительное зелье, что, по-видимому, приводит к его поражению. [ 49 ] хотя концовка не сохранилась. [ 82 ] Вполне возможно, что, как и некоторые другие антагонисты, он не был убит, а просто был вынужден воздержаться от попытки свергнуть Тешуба. [ 84 ]
В «Песне об Улликумми», после того как бог солнца Шимиге сообщает Тешубу о рождении новой угрозы, диоритового гиганта Улликумми , Шаушка присоединяется к своему брату в путешествии на гору Хаззи, откуда они могут увидеть нового врага. [ 85 ] Она безуспешно пытается соблазнить чудовище, украшая себя морскими ракушками и напевая песню, которая достигает и земли, и неба. [ 86 ] но морская волна сообщает ей, что ее усилия тщетны, поскольку чудовище неспособно ничего чувствовать. [ 87 ]
Она также появляется в « Песне о д ЛАММА , в которой на нее нападает одноименное божество во время путешествия с Тешубом на его колеснице. [ 88 ] По мнению Мари-Клода Тремуя, этот миф подчеркивает ее роль военного божества. [ 20 ] Хоть она и не играет активной роли в « Песне серебра» , [ 1 ] она упоминается вскользь как (сводная) сестра получеловеческого сына Кумарби, Сильвера. [ 89 ]
Другие мифы
[ редактировать ]Шаушка упоминается во фрагментарном мифе, посвященном морю. [ 90 ] В нем сообщается, что в какой-то момент море вызвало наводнение, которое достигло небес и потребовало от богов дани в виде золота, серебра и лазурита , при этом Кумарби, возможно, убеждал других божеств заплатить. [ 91 ] Божество, приносящее дань морю, — Шаушка ( д ИШТАР ). [ 92 ] [ 90 ] Указывалось, что этот текст напоминает египетское сочинение о богине Астарте и море, известное по так называемому «папирусу Астарты», хотя последний имеет сходство с « Циклом Ваала ». и [ 93 ]
Другой миф (КУБ 33.108) посвящен конфликту между Шаушкой и горным богом Пишайшапхи , описанным в нем как насильник. [ 94 ] В обмен на то, что он пощадит его, несмотря на его преступление, он обещает рассказать ей историю победы Тешуба над морем и последующего восстания против него горных богов. [ 95 ]
Песня Хашарри , известная только по фрагментам, по-видимому, повествует историю, в которой Шаушка воскрешает одноименное существо, [ 96 ] название которого можно перевести как «масло». [ 97 ] Было предложено в контексте этого мифа понимать Хашарри как персонифицированного [ 98 ] оливковое дерево. [ 96 ] Фолькерт Хаас предположил, что этот миф мог принадлежать циклу Кумарби, но это предложение не является общепринятым. [ 97 ] Восстановление сюжета сомнительно как из-за его сохранности, так и из-за все еще несовершенного понимания хурритского языка. [ 99 ] В известных фрагментах Шаушка обращается за помощью к Эа , как ей предложил Кумарби, [ 100 ] собирает различных богов по неясным причинам, [ 101 ] защищает Хашарри от льва, [ 102 ] и в конце концов радуется, наблюдая за ростом оливкового дерева, возможно, дополненным с помощью ее магии. [ 103 ] Нинатта и Кулитта также ненадолго появляются в неизвестной роли. [ 102 ]
Шаушка также заменяет Иштар в хурритском переводе эпоса о Гильгамеше . [ 104 ] Однако в хеттской версии Иштар заменяет богиня, имя которой пишется как д ИШ 8 -ТАР-иш, личность которого невозможно определить с уверенностью. [ 104 ]
Более поздняя актуальность
[ редактировать ]Ассирийская Иштар из Ниневии
[ редактировать ]Свидетельства железного века о богине Ниневии происходят исключительно из Ассирии . [ 24 ] Ее характер в этот период формировался под влиянием ассоциаций с Иштар из Ассура и Иштар из Арбелы , и особенно во время правления ассирийских Саргонидов , все трое, в свою очередь, находились под влиянием Нинлиль , в результате того, что ассирийские правители объединили всех этих богини с главой императорского пантеона Ашуром . [ 24 ]
Тем не менее некоторые хурритские элементы уцелели в Ниневии. [ 105 ] Роль Шаушки как исцеляющего божества, по-видимому, вновь всплывает на поверхность в документах времен правления Ашурнасирпала I , который молился Иштар Ниневии об избавлении от физических и душевных болей. [ 24 ] Кроме того, Франс Виггерманн считает текст, описывающий Иштар Ниневийскую, чьи «верхние части - Бел, а (...) нижние части - Нинлиль», свидетельством андрогинного характера божества. [ 30 ] Еще одним примером хурритского влияния является тот факт, что в первом тысячелетии до нашей эры Нинатта и Кулитта засвидетельствованы в окружении Иштар из Арбелы . [ 106 ] Иштар из Ассура, [ 29 ] и Иштар Ниневийская. [ 49 ] Аккадское написание их имен, известное из неоассирийских источников, д Ни-ни-тум и д Ку-ли-ит-тум . [ 49 ] Также возможно, что частое появление Адада рядом с Иштар в неоассирийских договорах было влиянием хурритских верований относительно тесной связи между Тешубом и Шаушкой. [ 107 ]
Саргон II в одном документе использовал имя «Шавушка» для обозначения богини, которую он называл «жительницей Ниневии». [ 105 ] Предполагается, что это последнее досовременное упоминание о ней как об отдельной фигуре. [ 20 ]
Угаритская Иштар Хурри и финикийская Астарта Хурри
[ редактировать ]Было высказано предположение, что фигура, известная как Иштар Хурри (Хурритская Иштар [ 60 ] впервые засвидетельствованный в текстах из Угарита, написанных на аккадском языке, был аналогичен Шаушке. [ 108 ] [ 109 ] Хотя были предложены и другие объяснения эпитета Хурри, по мнению Марка Смита, они неправдоподобны. [ 109 ] «Хурритская Астарта» известна с Сидона 8-го века до нашей эры . [ 110 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тремуй 2011 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бекман 1998 , с. 2.
- ^ Арки 2013 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с д Бекман 1998 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и Тремуй 2011 , с. 100.
- ^ Дейкстра 2014 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Вегнер 1980 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тремуй 2011 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д Шарлах 2002 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д Вегнер 1980 , с. 27.
- ^ Архи 2013 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2002 , с. 99.
- ^ Вестенхольц 2004 , с. 14–15.
- ^ Вестенхольц 2004 , с. 16.
- ^ Вестенхольц 2004 , с. 14.
- ^ Понгратц-Лейстен 2012 , стр. 90–91.
- ^ Швемер 2001 , с. 445.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тремуй 2011 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д Бекман 1998 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Бекман 1998 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Бекман 1998 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Бекман 1998 , с. 7.
- ^ Тарача 2009 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Бекман 1999 , с. 25.
- ^ Вегнер 1980 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1989 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1997 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с д и Хербордт 2011 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д Хербордт 2011 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хербордт 2011 , с. 105.
- ^ Хербордт 2011 , стр. 105–106.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 51.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1989 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Архи 2020 , с. 20.
- ^ Тарача 2009 , стр. 94–95.
- ^ Тарача 2009 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , стр. 5.
- ^ Бачварова 2013а , с. 156.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 230.
- ^ Швемер 2008 , с. 6.
- ^ Вегнер 1980 , с. 76.
- ^ Франц-Сабо 1983 , с. 303.
- ^ Тарача 2009 , с. 123.
- ^ Бачварова 2013 , стр. 27.
- ^ Jump up to: а б с д Франц-Сабо 1983 , с. 304.
- ^ Франц-Сабо 1998 , с. 141.
- ^ Вегнер 1980 , стр. 50–51.
- ^ Вегнер 1980 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 2014а , с. 335.
- ^ Камменхубер 1972 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 1997 , с. 498.
- ^ Хаас 1998 , с. 1.
- ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 96.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 7.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Смит 2014 , с. 54.
- ^ Смит 2014 , стр. 76–77.
- ^ Бачварова 2013 , с. 25.
- ^ Бекман 1998 , с. 1.
- ^ Бекман 1998 , стр. 1–2.
- ^ Вестенхольц 2004 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 2014 , с. 305.
- ^ Вегнер 1980 , с. 186.
- ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 101.
- ^ Парди 2002 , с. 93.
- ^ Шарлах 2002 , стр. 108–110.
- ^ Jump up to: а б с Шарлах 2002 , с. 106.
- ^ Тремуй 2013 , с. 374.
- ^ Шарлах 2002 , стр. 94.
- ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 91.
- ^ [1] де Мартино, Стефано, «Эдикт, изданный хеттским королем Хаттусили III относительно священства богини Истар/Саусга», ASIAN STUDIES 13, стр. 9-23,
- ^ Миллер 2008 , с. 69.
- ^ Бекман 1998 , стр. 3–4.
- ^ Франц-Сабо 2008 , с. 106.
- ^ Тарача 2009 , стр. 106–107.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 41.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и Хоффнер 1998 , с. 51.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 52.
- ^ Дейкстра 2012 , с. 79.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 56.
- ^ Хоффнер 1998 , стр. 60–61.
- ^ Дейкстра 2012 , с. 59.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 46.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Аяли-Даршан 2015 , с. 30.
- ^ Резерфорд 2001 , с. 603.
- ^ Дейкстра 2012 , с. 69.
- ^ Резерфорд 2001 , стр. 602–603.
- ^ Архи 2013 , с. 14.
- ^ Резерфорд 2001 , с. 602.
- ^ Jump up to: а б Дейкстра 2014 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Дейкстра 2014 , с. 65.
- ^ Дейкстра 2014 , с. 69.
- ^ Дейкстра 2014 , стр. 67–68.
- ^ Дейкстра 2014 , с. 76.
- ^ Дейкстра 2014 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Дейкстра 2014 , с. 93.
- ^ Дейкстра 2014 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2003 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Бекман 1998 , с. 8.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
- ^ Швемер 2001 , с. 460.
- ^ Тремуй 2011 , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б Смит 2014 , с. 77.
- ^ Блох-Смит 2014 , с. 183.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2020). «Ишхара и Аштар в Эбле: некоторые определения». Третье тысячелетие . БРИЛЛ. стр. 1–34. дои : 10.1163/9789004418080_002 . ISBN 9789004418080 . S2CID 213456127 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Аяли-Даршан, Нога (2015). «Другая версия истории битвы бога бури с морем в свете египетских, угаритских и хурро-хеттских текстов» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 15 (1). Брилл: 20–51. дои : 10.1163/15692124-12341268 . ISSN 1569-2116 .
- Бачварова, Мэри Р. (2013). «Адаптация месопотамского мифа в хурро-хеттских ритуалах в Хаттуше: ИШТАР, подземный мир и легендарные короли» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Бачварова, Мэри Р. (2013a). «Хурро-хеттский цикл Кумарби» . Боги, герои и монстры: сборник греческих, римских и ближневосточных мифов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-064481-9 . OCLC 967417697 .
- Бекман, Гэри (1998). «Переосмысление Иштара Ниневийского» . Журнал клинописных исследований . 50 . Американские школы восточных исследований: 1–10. дои : 10.2307/1360026 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1360026 . S2CID 163362140 . Проверено 28 июля 2021 г.
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Каттуши (CTH 644)». Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Бекман, Гэри (2003). «Гильгамеш в Хатти» . Хеттские исследования в честь Гарри А. Хоффнера-младшего по случаю его 65-летия . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 37–58. дои : 10.1515/9781575065434-006 . hdl : 2027.42/77471 . ISBN 9781575065434 .
- Блох-Смит, Элизабет (2014). «Археологические и письменные свидетельства финикийской Астарты». Превращение богини: Иштар-Астарта-Афродита . Фрибург-Геттинген: Academic Press Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-7278-1748-9 . OCLC 881612038 .
- Дейкстра, Мейндерт (2012). «Иштар соблазняет морского змея. Новое присоединение к эпосу о Хедамму (КУБ 36, 56+95) и его значение для битвы между Ваалом и Ямом в угаритской традиции» . Угарит-Форшунген. Группа 43 . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-086-9 . OCLC 1101929531 .
- Дейкстра, Мейндерт (2014). «Хурритический миф о Саусге Ниневийском и Хасарри (CTH 776.2)» . Угарит-Форшунген. Группа 45 . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-086-9 . OCLC 1101929531 .
- Франц-Сабо, Габриэль (1983), «Кулитта, Нинатта и» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 марта 2022 г.
- Франц-Сабо, Габриэль (1998), «Намразунна» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 марта 2022 г.
- Франц-Сабо, Габриэль (2008), «Пудухепа А. В письменных источниках» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 марта 2022 г.
- Хаас, Волкерт (1998), «Набарби» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 2 марта 2022 г.
- Хербордт, Сюзанна (2011), «Шаушка Б. Археологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 марта 2022 г.
- Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 0-7885-0488-6 . OCLC 39455874 .
- Камменхубер, Аннелис (1972), «Ḫešui, Ḫišue» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 22 марта 2022 г.
- МакГиннис, Джон Д.А. (2020). «Боги Арбайля». В контексте: Reade Festschrift . Издательство Археопресс. стр. 101–18. ISBN 978-1-78969-608-0 .
- Миллер, Джаред Л. (2008). «Настройка Богини Ночи отдельно» . Анатолийские интерфейсы: хетты, греки и их соседи: материалы Международной конференции по межкультурному взаимодействию, 17-19 сентября 2004 г., Университет Эмори, Атланта, Джорджия . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-270-4 . OCLC 880878828 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2012). «Комментарии о переводимости божественности: культовые и теологические ответы на присутствие Другого на Древнем Ближнем Востоке» . В Бонне, Корин (ред.). Les représentations des dieux des autres . Кальтаниссетта: Шаша. ISBN 978-88-8241-388-0 . OCLC 850438175 .
- Резерфорд, Ян (2001). «Песнь моря (СА А-АБ-БА СИР 3 ). Мысли о КУБ 45.63» . Материалы IV Международного конгресса хеттитологов: Вюрцбург, 4-8. Октябрь 1999 года . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-04485-3 . ОСЛК 49721937 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Шарлах, Тоня (2002). «Иностранное влияние на религию двора Ура III». Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4 . OCLC 48399212 .
- Смит, Марк (2014). «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века» . Превращение богини: Иштар-Астарта-Афродита . Фрибург-Геттинген: Academic Press Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-7278-1748-9 . OCLC 881612038 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2011), «Шавушка, Шавушка А. Филолог» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 21 марта 2022 г.
- Тремуй, Мари-Клод (2013), «Шувала» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 25 марта 2022 г.
- Вегнер, Ильза (1980). Форма и культ Иштар-Шавушки в Малой Азии (на немецком языке). Кевелаер Нойкирхен-Флуйн: Буцон и Беркер Нойкирхенер Верлаг. ISBN 3-7666-9106-6 . OCLC 7807272 .
- Вестенхольц, Джоан Гудник (2004). «Древнеаккадское присутствие в Ниневии: факт или вымысел» . Ирак . 66 . Британский институт изучения Ирака: 7–18. дои : 10.2307/4200552 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200552 . Проверено 11 марта 2022 г.
- Виггерманн, Франс А.М. (1997), «Смешанные существа А. Филологические. Месопотамия · Гибридные существа А. Филологические. В Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 марта 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Обнаженная богиня А. Филологическая · Обнаженная богиня А. Филологическая» , Reallexikon der Assyriologie , получено 24 марта 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
- Вильгельм, Гернот (1997), «Мушун(н)и, Мушни» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 марта 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (2014), «Уламме» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 марта 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (2014a), «Undurumma(n)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 марта 2022 г.