Jump to content

Сука

(Перенаправлено с Шаушки )
Сука
Богиня любви, войны и исцеления
Гравюра рельефа из Язылыкая близ Хаттусы (Боазкале) с изображением Шаушки.
Главный культовый центр Ниневия , Нузи
Генеалогия
Родители
Братья и сестры Тешуб и Ташмишу
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Инанна /Иштар
Угаритовый эквивалент Аштарт
Хеттский эквивалент возможно Анзили

Шаушка ( Шаушка ), также называемая Шауша или Шавушка , была богиней самого высокого ранга в хурритском пантеоне . Она ассоциировалась с любовью и войной, а также с заклинаниями и, как следствие, с исцелением. Хотя ее обычно называли богиней и давали женские титулы, такие как аллай ( хуррит : «леди»), также известны упоминания о мужском роде Шаушке. Хурриты связывали ее с Ниневией , но ей поклонялись и во многих других центрах, связанных с этой культурой, от анатолийских городов в Киццуватне , через Алалах и Угарит в Сирии , до Нузи и Уламме в северо-восточной Месопотамии . Ей также поклонялись в южной Месопотамии, где она была представлена ​​наряду с рядом других иностранных божеств в период Ура III . В этой области она стала ассоциироваться с Иштар . Позднее растущее хурритское влияние на хеттскую культуру привело к принятию Шаушки в хеттский государственный пантеон.

В хурритских мифах , многие из которых известны только по хеттским переводам, Шаушка обычно появляется либо как союзница своего брата Тешуба , либо как самостоятельная героиня. Конкретные повествования описывают ее битвы против морского чудовища Кедамму , диоритового гиганта Улликумми , морского бога Киаше и горного бога Пишайшапхи . Она также появляется в мифе о Хашарри, олицетворенном оливковом дереве, которое она должна защищать от различных угроз.

Как в сфере культа, так и в мифах Шаушку обычно сопровождали две ее служанки, Нинатта и Кулитта . Другие божества-слуги, связанные с ней, фигурируют только в списках подношений и описаниях ритуалов.

Имя Шаушка имеет хурритское происхождение и может быть переведено как «Великий» или «Великолепный». [ 2 ] Многие хурритские божества имели такие же простые имена, похожие на эпитеты, например Аллани («женщина»), Мушуни («она справедливости»), Кумарби («он из Кумара») или Набарби («она из Навара»). [ 3 ]

Написание варьируется в зависимости от источника. Архив архива Богазкёй свидетельствует о множестве, как логографических ( д ИШ 8 , БИБЛИОТЕКА д ЛИШ и д ГАЗИФОРМ) [ 4 ] и слоговое (не менее одиннадцати вариантов), [ 5 ] последние присутствуют исключительно в хурритском контексте. [ 4 ] Логографическое написание также преобладает в литературных текстах, но «Песнь Хашарри» является исключением и, по-видимому, постоянно использует слоговое написание. д Ша-ву у -ус-га . [ 6 ] Ранний хурритский царь Уркеша и Навара Атал-шен использовал логограмму. д ИНАННА написать имя Шаушки, [ 7 ] тогда как позже в Нузи одно логографическое написание было д В. [ 8 ] В документах Митанни обычное написание слоговое. д Ша-уш-ка-а . [ 9 ]

Судя по административным текстам архивов Третьей династии Ура, раннее написание было д Ша-у 18 -ша . [ 10 ] На марийском языке в старовавилонский период имя писалось как д Ša-ú-úš–an , и ему часто предшествовал эпитет al-la-e-en , понимаемый как allai , «госпожа». [ 9 ] эквивалент шумерского гашана и аккадского бельту . [ 11 ] Тот же эпитет встречается и в других хурритских текстах, иногда в варианте аллаи Нинува , «госпожа Ниневии ». [ 11 ] Другие хурритские богини, например Хебат. [ 12 ] или Пиникир , тоже можно назвать аллай . [ 11 ] Кроме того, отсюда произошло имя богини подземного мира Аллани. [ 13 ]

Два алфавитных написания засвидетельствованы в угаритских текстах : šwšk и šušk . [ 5 ]

Неопределенные сертификаты

[ редактировать ]

По словам Джоан Гудник Вестенхольц , трудно сказать, можно ли предполагать существование полной переписки между хурритской Шаушкой и ассирийской Иштар из Ниневии, [ 14 ] особенно в надписях Шамши-Адада I , [ 15 ] которые могли бы ввести религиозные нововведения в Ниневии, чтобы конкурировать по религиозному значению с городом Ассур и его проявлением Иштар. [ 16 ] Иную точку зрения представляет Беата Понграц-Лейстен, которая понимает Шаушку и Иштар Ниневийскую как полностью аналогичные и в результате ссылается на богиню, чей храм существовал в Вавилоне в конце второго тысячелетия до нашей эры, и на Шаушку, как известную из источников из хурритского королевства Аррафа как одно и то же. [ 17 ]

Предполагается, что ссылки на Иштар в документах из старой ассирийской торговой колонии Канеш относятся к Иштар из Ассура, а не к Шаушке, но, тем не менее, она может появиться в ассирийских теофорных именах, засвидетельствованных на табличках с этого места. [ 2 ]

Даниэль Швемер утверждает, что НИН -на-гар к ( Белет Нагар ) из надписи Тиш-атала было местной формой Шаушки. [ 18 ] Эта точка зрения была критически оценена Джоан Гудник Вестенхольц, которая отмечает, что, за исключением пола, эти божества не похожи друг на друга. [ 19 ]

Характер

[ редактировать ]

Шаушка была богиней любви (в том числе сексуальной), а также войны. [ 20 ] Считалось, что в первой из этих двух ролей она способна гарантировать супружескую любовь, возвращать или лишать потенции, а также превращать женщин в мужчин и наоборот. [ 20 ] Особенно в Анатолии она также была тесно связана с магией и заклинаниями, и в результате ее можно было призывать как исцеляющее божество. [ 21 ] В хеттских текстах она описывается как таршиканташ МУНУС- аш , что можно перевести как «женщина того, о чем неоднократно говорят», скорее всего, это ссылка на ее роль в заклинаниях. [ 22 ]

Шаушка также была богиней-покровительницей Ниневии , и в хурритских мифах ее часто называют «царицей» этого города. [ 23 ] В других хурритских текстах она упоминается как Нинувави , «она из Ниневии», или Нинувави , «Ниневитянка». [ 22 ] Эта ассоциация также присутствует в месопотамских текстах: в них периода Ура III она обозначена как ни-ну-а-кам , «из Ниневии», [ 10 ] в то время как в списке древневавилонских богов из Урука она упоминается под именем д МАТЬ есть-была . [ 9 ]

В отличие от месопотамской Иштар , а также других «Иштар», известных хурритам и хеттам (таких как Иштар из Самухи , возможно, того же божества, что и загадочная « Богиня Ночи », ДИНГИР.GE 6 ), Шаушка не имела выраженный астральный характер. [ 24 ] Роль божественного изображения Венеры вместо этого играл Пиникир в хурритском пантеоне. [ 25 ] Как и Шаушка, она была связана с Иштар. [ 26 ] Их объединяет единый ритуальный текст. [ 27 ]

Андрогинные или гендерфлюидные характеристики

[ редактировать ]

Хотя в первую очередь ее называют богиней, [ 20 ] Шаушка имела как женский, так и мужской аспект, и на рельефах из святилища Язылыкая появляется дважды: один раз среди богов в сопровождении своих служанок Нинатты и Кулитты , и один раз среди богинь. [ 28 ] В хурритском ритуальном тексте отдельно упоминаются подношения «мужским атрибутам» и «женским атрибутам» Шаушки. [ 29 ]

Хеттитолог Гэри Бекман утверждает, что «неоднозначная гендерная идентификация» была характеристикой категории, которую он называет богинями «типа Иштар», включая таких богинь, как Нинсианна и Пиникир. [ 26 ]

В изобразительном искусстве

[ редактировать ]
Шаушка в сопровождении Нинатты и Кулитты в процессии божеств в Язылыкая.

Шаушку обычно изображали в компании двух ее сопровождающих, Нинатты и Кулитты. [ 30 ] как на рельефах, так и на уплотнениях цилиндров . [ 31 ]

В хеттском тексте, описывающем внешний вид статуй различных божеств, упоминаются два изображения Шаушки: одно сидящее, крылатое и держащее чашу, а другое, мужское, также крылатое и вооруженное золотым топором. [ 32 ] Говорят, что обоих сопровождали Нинатта и Кулитта, а также авити . [ 32 ] мифический крылатый лев. [ 30 ]

На рельефе из Язылыкая мужская форма Шаушки появляется в процессии мужских божеств (цифра, обозначенная в современных справочниках как 38), в сопровождении Нинатты и Кулитты (рис. 36 и 37). [ 32 ] Будучи безбородым, он носит тот же заостренный головной убор, что и другие мужские божества, а также мантию, обнажающую одну ногу, и остроконечные туфли. [ 32 ] Надпись, помещенная над промежутком между фигурами 55 и 56 в процессии женских божеств, указывает на то, что первоначально там была изображена и женская Шаушка, но сейчас этот рельеф отсутствует. [ 31 ] Однако единственный рельеф, подобный рельефу из Язылыкая, был найден в соседнем Екбасе . [ 31 ]

Дальнейший рельеф Шаушки известен из Малатьи , где она изображена держащей топор и молот и носящей тот же тип рогатого головного убора, что и мужские божества. [ 31 ] Подобные рельефы также известны из других мест, включая Айн-Дара и Алеппо , хотя оружие не всегда одинаковое, также засвидетельствованы дубинки и копья. [ 33 ] Как и на рельефах Язылыкая, они, как правило, изображают Шаушку с обнаженной ногой. [ 33 ] Некоторые из них крылатые. [ 33 ]

Фигурки Шаушки из лазурита известны из Кархемиша. [ 31 ] и, возможно, Алалах . [ 33 ]

Неопределенные примеры

[ редактировать ]
Рисунок фигур, изображенных на чаше Хасанлу. В правом нижнем углу видна обнаженная богиня, которая могла бы быть Шаушкой.

Некоторые возможные изображения Шаушки также известны из Нузи, хотя они не помечены как таковые напрямую в надписях с этого места или в других текстовых источниках. [ 33 ] Одна представляет собой фигуру божества, держащего топор и геометрическую эмблему, одетого в туфли с заостренными концами и мантию, обнажающую живот и ноги, но лишенную каких-либо идентифицируемых половых признаков, что, как предполагается, соответствует двойственной природе Шаушки как мужской, так и женской. божество. [ 33 ] Кроме того, богини изображались на восточно-хурритских цилиндрических печатях в компании различных животных (львов, козлов, быков, змей, скорпионов) и мифических зверей (львов-драконов, людей-быков , сфинксоподобных и змееподобных созданий, двуглавых демонов-грифонов). часто предполагают, что это Шаушка, ее ипостаси или подобные местные божества, хотя эта идентификация неопределенна из-за отсутствия текстовых свидетельств. [ 34 ]

Франс Виггерманн также считает возможным, что некоторые изображения бога погоды в сопровождении обнаженной богини, обычно интерпретируемые как Адад и Шала , вместо этого представляют Тешуба и его спутницу, [ 35 ] кем он считает Шаушку. [ 36 ]

Обнаженная богиня, изображенная на чаше Хасанлу, могла быть Шаушкой, поскольку изображенные на ней сцены иногда интерпретируются как изображение мифов из цикла Кумарби . [ 7 ]

Положение в пантеоне

[ редактировать ]
Тешуб и Хебат на Язылыкая рельефах

Шаушка была богиней самого высокого ранга в хурритском пантеоне, о чем свидетельствуют, например, документы из королевства Аррафа. [ 37 ] и по переписке митаннийского царя Тушратты . [ 2 ] Ее статус был ниже только в Киццуватне , где главной хурритской богиней была Хебат , поглощенная из пантеона Халаба (Алеппо) и считавшаяся женой Тешуба. [ 37 ] Второстепенное положение Шаушки по сравнению с Хебатом особенно заметно в хеттских списках божественных свидетелей договоров. [ 21 ] По словам Альфонсо Арчи, Шаушка, тем не менее, была одной из трех наиболее почитаемых незамужних хурритских богинь на западе, рядом с Аллани и Ишхарой . [ 38 ] при этом, по словам Гернота Вильгельма, ее положение в Алалахе и Угарите было таким же, как и на востоке. [ 37 ] Шаушка могла быть включена в калути (списки подношений), посвященные кругу Тешуба, и в этом случае она помещалась между богом Эа и ее слугами Нинаттой и Кулиттой, [ 39 ] или этим посвященным Хебат, и в этом случае ее можно было бы поместить между Аей и Шувалой , [ 28 ] но она также могла возглавить калути , собственную [ 21 ] в который входили такие божества, как Аллани, Ишхара и Никкал . [ 1 ]

Западные хурриты считали ее сестрой Тешуба. [ 40 ] но их связь с восточными хурритскими пантеонами из Империи Миттани или различных королевств к востоку от Тигра неясна. [ 41 ] Им можно было поклоняться бок о бок, но Шаушку никогда прямо не называли супругой Тешуба. [ 41 ]

Мари-Клод Тремуй отмечает, что как сестра Тешуба она предположительно была дочерью Ану и Кумарби . [ 1 ] Однако первый миф так называемого цикла Кумарби, повествующий о рождении его детей, о ней не упоминает. [ 20 ] она упоминается как сестра как Тешуба, так и его брата (и суккала ) Ташмишу . хотя в других сочинениях [ 20 ] Возможно, в разделах, которые не сохранились, присутствовало больше свидетельств. [ 20 ] Мэри Р. Бачварова предполагает, что Шаушка могла родиться до бога грозы. [ 42 ] В альтернативной традиции она была дочерью бога луны Кушуха , вероятно, из-за влияния месопотамской религии. [ 1 ] в котором ее коллега Инанна чаще всего рассматривалась как дочь лунного бога Нанны и его жены Нингаль . [ 43 ] Хотя Кушух также считается отцом Тешуба, [ 1 ] по словам Дэниела Швемера, эта ссылка является изолированной, и в настоящее время невозможно оценить ее последствия. [ 44 ]

Шаушку обычно считали незамужней. [ 38 ] и бездетный. [ 45 ]

Нинатта и Кулитта, диада хурритских богинь-музыкантов, всегда перечисленных вместе, [ 46 ] были ее служанками, [ 47 ] хотя в бронзовом веке они засвидетельствованы только в текстах Хаттусы и Угарита . [ 48 ] В ритуальных текстах другие божества были сгруппированы с Нинаттой и Кулиттой как члены окружения Шаушки. [ 49 ] Примеры включают Шинтал-вури (хуррит: «семиглазый»), Шинтал-ирти («семигрудый»), Шинан-татукарни («двоякая в [?] любви») [ 29 ] и Намразунна (от аккадского намру , сияющего, и Зунна , хурритического написания Суэна, имени лунного бога; в отличие от него Намразунна была женщиной). [ 50 ] В одном тексте Нинатта, Кулитта, Шинтал-ирти и Намразунна сгруппированы как «первые слуги», а Шинан-татукарни, Али, Халзари и Таруви названы «последними слугами». [ 51 ] Предполагается, что первую группу следует понимать как приносящую удачу, а вторую – как оказывающую противоположное воздействие. [ 52 ]

Другое второстепенное божество, Ундурумма, о котором с уверенностью свидетельствует только один документ, было идентифицировано как суккал (божество-помощник) Шаушки. [ 53 ] В том же ритуальном тексте упоминаются и другие хурритские суккалы: Имманзизи , Хупуштукар, Тену, Липпарума и Мукишану. [ 54 ] Неизвестно, был ли Ундурупа (также называемый Ундурува), связанный с Аллани в другом документе, тем же божеством, что и Ундурумма. [ 53 ]

Существует также ассоциация между Шаушкой и Набарби . [ 55 ] В некоторых ритуалах иткальзи («очищения») они появляются вместе с парами Хутена и Хутеллура , Эа и Дамкина , а также Хебат и Мушуни. [ 55 ] В одном из таких текстов говорится о «воде Шаушки и Набарби», которая, как полагают, обладает очищающими свойствами. [ 56 ]

Подтвержденные эквиваленты

[ редактировать ]

Шаушка считалась хурритским эквивалентом Иштар , и в месопотамских лексических списках она могла называться «Иштар Субарту ». [ 2 ] Термин «Субарту» обозначал территории к северу от Месопотамии. [ 57 ] [ 58 ] Как в древних документах, так и в прошлых исследованиях термины «субарту» и «субарцы» обычно относятся к хурритам. [ 59 ] В Угарите Шаушка могла быть связана с Аштартом . [ 60 ] Однако в четырех угаритских текстах Аштарт вместо этого соответствует Ишхаре. [ 61 ] Мэри Р. Бахварова и Гернот Вильгельм считают возможным, что Анзили считалась ее хеттским коллегой, хотя эта точка зрения не принимается Фолькертом Хаасом , который указывает, что Анзили была в паре с богиней Зукки, а Шаушка - нет. [ 62 ]

Поклонение

[ редактировать ]

И Шаушка, и ее основной культовый центр, Ниневия, впервые упоминаются в тексте из Пузриш-Дагана, датированном 46-м годом правления Шульги . [ 63 ] Город существовал уже в саргонический период , но, по словам Гэри Бекмана, неизвестно, был ли он населен хурритами и поклонялись ли в нем Шаушке в то время. [ 64 ] Джоан Гудник Вестенхольц утверждает, что в свете более поздних свидетельств и хорошо засвидетельствованных хурритских названий различных мест в северной Месопотамии вполне вероятно, что Ниневия уже была хурритской во время правления царей Аккада . [ 65 ]

Шаушке, прямо идентифицируемой как богиня Ниневии, также поклонялись в Нузи. [ 2 ] где она появляется в теофорных именах, одним из примеров является Ар-Шаушка. [ 1 ] Скорее всего, ей поклонялись в двойном храме, посвященном ей и Тешубу. [ 8 ] Документы из Нузи, в которых перечислены подношения масла различным божествам, дополнительно свидетельствуют о поклонении другим богиням, называемым «Иштарами»: ИШТАР Хумелла , ИШТАР Аккупавениве , ИШТАР Тупукиле , ИШТАР Путахе , ИШТАР Аллайвашве (первая половина имени может быть идентична слову аллай). , "леди" [ 11 ] ), и НЕМЕДЛЕННО сжимайте кулак . [ 2 ] Большинство этих эпитетов либо хурритские, либо хурринизированные, и их значение неизвестно. [ 9 ] Исключением является белат дури , что в переводе с аккадского означает «госпожа городских стен». [ 66 ] Известно также, что в Уламме, хурритском городе, подобном Нузи, расположенном в королевстве Аррафа, ИШТАР Хумелла был связан с Нергалом . [ 66 ] Еще одним культовым центром Шаушки, известным из текстов Нузи, является Лупти, отождествляемый с современной Таза Хурмату . [ 67 ]

Амарнское письмо EA 23, в котором упоминается статуя Шаушки.

Важным документом, относящимся к поклонению Шаушке в империи Миттани, является Амарнское письмо EA 19 , написанное Тушраттой , царем Митанни, своему тестю, фараону Аменофису III , в котором упоминается статуя Шаушки, призванная помочь в восстановлении. больного правителя: [ 68 ]

Так, Шаушка из Ниневии, владычица всех земель: «Я хочу отправиться в Египет , страну, которую я люблю, а затем вернуться». Теперь я посылаю ее, и она уже в пути.
(...)
Пусть Шаушка, хозяйка небес, защитит нас, моего брата и меня, 100 000 лет, и пусть наша хозяйка подарит нам обоим великую радость. И давайте действовать как друзья.
Разве Шаушка для меня одного мой бог(богиня), а для моего брата не его бог(богиня)?

Шаушке также поклонялись в различных городах Сирии. В Угарите она появляется в ритуале, посвященном местной богине Аштарт. [ 5 ] Один раздел текста, относящийся непосредственно к хурритской богине, написан на угаритском языке . [ 69 ] Ее также почитали в Алалахе , хотя Мари-Клод Тремуй отмечает, что логограмма ИШТАР вместо этого могла обозначать Ишхару в источниках из этого города. [ 9 ] Однако Шаушка однозначно засвидетельствована в личных именах, таких как Ариб-Шаушка и Ванди-Шаушка. [ 1 ] В Эмаре она появляется исключительно в хурро-хеттских документах и ​​носит хурритский эпитет авар(р)иве , «степной». [ 5 ]

Жанр хурритских песен, название которого « зинзабушья » происходит от названия неопознанной птицы, согласно хеттским документам был связан с поклонением Шаушке. [ 21 ] упомянутая птица зинзабу . С ней также ассоциировалась [ 1 ]

Месопотамский прием

[ редактировать ]

В настоящее время неясно, при каких обстоятельствах Шаушка и другие иностранные божества были введены в пантеон Месопотамии в период Ура III . [ 70 ] Тоня Шарлах отмечает, что области, в которых им первоначально поклонялись, образуют подкову вокруг территорий, контролируемых государством Ур , от Верхнего Евфрата и треугольника Хабур до Киркука и Диялы . [ 71 ] Помимо Шаушки, хурритские примеры включают Аллатум (Аллани) из Зимудара. [ 13 ] и Шувала из Мардамана . [ 72 ] Хотя иностранным божествам, как правило, не поклонялись в официальных провинциальных святынях государства Ур III, Шаушка, по-видимому, является исключением, поскольку подношения ей совершались в провинциальном святилище в Умме . [ 73 ] где она получила льняные ткани, возможно, одежду, предназначенную для культового государства. [ 71 ] Однако при королевском дворе она лишь изредка получала подношения. [ 10 ]

В старовавилонский период поклонение Шаушке сохранялось в Исине , где она появляется в списках жертвоприношений и в списке местных богов, в разделе, посвященном проявлениям Иштар. [ 10 ] Предшественник более позднего списка богов Ан = Анум, известный из Урука того же периода, также упоминает ее. [ 9 ] Она также присутствует в марийских текстах периода Зимри-Лима . правления [ 9 ]

Теофорные имена, призывающие Шаушку, также известны из месопотамских источников из Пузриш-Дагана, Ура и Лагаша . [ 9 ] например, Ур-Шауша и Геме-Шауша, оба используют стандартное написание имени Ура III. [ 71 ]

Хеттский прием

[ редактировать ]

Шаушке поклонялись и хетты, принявшие ее от хурритов. [ 74 ] Архив Богазкой содержит множество упоминаний о Шаушке. [ 4 ] В текстах древнехеттского периода мало упоминаний о каких-либо богинях типа Иштар, если они вообще имеются, что указывает на то, что Шаушка приобрела свое значение только в Анатолии, что подтверждается начиная со среднехеттского периода и далее, под хурритским влиянием. [ 4 ] В частности, предполагается, что аннексия Киццуватны станет фактором, способствующим этому. [ 5 ] 25 местных ипостасей Шаушки или других богинь, представленных логограммой. д ИШТАР известны из хеттских источников. [ 1 ] Помимо Шаушки из Ниневии, особенно часто встречаются представители городов Лавазантия , Хаттарина и Таменинга. [ 1 ] Также распространены упоминания об Иштар из Самухи, [ 23 ] [ 75 ] обычно идентифицируется исследователями как так называемая Богиня Ночи . [ 76 ] Многие из мест, связанных с Шаушкой в ​​хеттских документах, находились в северной Сирии и юго-восточной Анатолии, и ни она, ни любые другие богини, называемые «Иштарами», по-видимому, не были связаны ни с одним из старейших хеттских религиозных центров, таких как Нерик и Зиппаланда . [ 77 ] Тем не менее, есть свидетельства поклонения ей в таких городах, как Катапа и Ланта, которые, по словам Гэри Бекмана, принадлежали центральной хеттской области. [ 23 ] и, вероятно, у нее также был храм в Хаттусе. [ 22 ]

Шаушка упоминается в документах времен правления короля Хаттусили III , который женился на Пудухепе , дочери жреца этой богини из Лавазантии, Пентипшарри. [ 78 ] Некоторые члены королевского двора во время его правления носили теофорные имена, напоминающие Шаушку, некоторые из них лингвистически сочетали в себе элементы хеттского и хурритского имени. [ 1 ] Она также была представлена ​​многим северным хеттским городам во время правления сына Пудухепы Тудхалии IV , наряду с другими иностранными божествами, такими как Иштар Вавилонская, сирийский Милку или «бог бури Ассура » ( Адад ). [ 79 ]

В связи с условностью логографического написания теонимов в хеттских текстах трудно сказать, какие виды духовенства принадлежали к культу Шаушки и служили персоналом ее храмов. [ 1 ] Исключением является случай меньше kirištenna , которые были напрямую связаны с посвященными ей праздниками. [ 1 ]

Цикл Кумарби

[ редактировать ]

Шаушка играет важную роль в мифах, образующих цикл Кумарби . [ 80 ] [ 20 ] известны в основном из их хеттских переводов. [ 81 ]

В «Песне о Кедамму» она — главный герой. [ 20 ] Она обнаруживает существование одноименного антагониста, прожорливого морского чудовища, который был сыном Кумарби и Шертапшурухи, дочери его союзника, морского бога Киаше , и сообщает об этом Тешубу. [ 82 ] Услышав эту новость, Тешуб начинает плакать. [ 83 ] Следующая сцена сохранилась плохо, но не исключено, что между Тешубом и его союзниками и Кумарби происходит жестокая борьба. [ 82 ] Когда текст возобновляется, обе стороны получают предупреждение от бога Эа, который предупреждает их о потенциальных ужасных последствиях их отсутствия заботы о благополучии своих последователей-людей. [ 82 ] Поэтому Шаушка разрабатывает ненасильственное решение угрозы Чедамму. [ 82 ] Она соблазняет одноименного антагониста и с помощью своих слуг Нинатты и Кулитты обманом заставляет его выпить успокоительное зелье, что, по-видимому, приводит к его поражению. [ 49 ] хотя концовка не сохранилась. [ 82 ] Вполне возможно, что, как и некоторые другие антагонисты, он не был убит, а просто был вынужден воздержаться от попытки свергнуть Тешуба. [ 84 ]

В «Песне об Улликумми», после того как бог солнца Шимиге сообщает Тешубу о рождении новой угрозы, диоритового гиганта Улликумми , Шаушка присоединяется к своему брату в путешествии на гору Хаззи, откуда они могут увидеть нового врага. [ 85 ] Она безуспешно пытается соблазнить чудовище, украшая себя морскими ракушками и напевая песню, которая достигает и земли, и неба. [ 86 ] но морская волна сообщает ей, что ее усилия тщетны, поскольку чудовище неспособно ничего чувствовать. [ 87 ]

Она также появляется в « Песне о д ЛАММА , в которой на нее нападает одноименное божество во время путешествия с Тешубом на его колеснице. [ 88 ] По мнению Мари-Клода Тремуя, этот миф подчеркивает ее роль военного божества. [ 20 ] Хоть она и не играет активной роли в « Песне серебра» , [ 1 ] она упоминается вскользь как (сводная) сестра получеловеческого сына Кумарби, Сильвера. [ 89 ]

Другие мифы

[ редактировать ]

Шаушка упоминается во фрагментарном мифе, посвященном морю. [ 90 ] В нем сообщается, что в какой-то момент море вызвало наводнение, которое достигло небес и потребовало от богов дани в виде золота, серебра и лазурита , при этом Кумарби, возможно, убеждал других божеств заплатить. [ 91 ] Божество, приносящее дань морю, — Шаушка ( д ИШТАР ). [ 92 ] [ 90 ] Указывалось, что этот текст напоминает египетское сочинение о богине Астарте и море, известное по так называемому «папирусу Астарты», хотя последний имеет сходство с « Циклом Ваала ». и [ 93 ]

Другой миф (КУБ 33.108) посвящен конфликту между Шаушкой и горным богом Пишайшапхи , описанным в нем как насильник. [ 94 ] В обмен на то, что он пощадит его, несмотря на его преступление, он обещает рассказать ей историю победы Тешуба над морем и последующего восстания против него горных богов. [ 95 ]

Песня Хашарри , известная только по фрагментам, по-видимому, повествует историю, в которой Шаушка воскрешает одноименное существо, [ 96 ] название которого можно перевести как «масло». [ 97 ] Было предложено в контексте этого мифа понимать Хашарри как персонифицированного [ 98 ] оливковое дерево. [ 96 ] Фолькерт Хаас предположил, что этот миф мог принадлежать циклу Кумарби, но это предложение не является общепринятым. [ 97 ] Восстановление сюжета сомнительно как из-за его сохранности, так и из-за все еще несовершенного понимания хурритского языка. [ 99 ] В известных фрагментах Шаушка обращается за помощью к Эа , как ей предложил Кумарби, [ 100 ] собирает различных богов по неясным причинам, [ 101 ] защищает Хашарри от льва, [ 102 ] и в конце концов радуется, наблюдая за ростом оливкового дерева, возможно, дополненным с помощью ее магии. [ 103 ] Нинатта и Кулитта также ненадолго появляются в неизвестной роли. [ 102 ]

Шаушка также заменяет Иштар в хурритском переводе эпоса о Гильгамеше . [ 104 ] Однако в хеттской версии Иштар заменяет богиня, имя которой пишется как д ИШ 8 -ТАР-иш, личность которого невозможно определить с уверенностью. [ 104 ]

Более поздняя актуальность

[ редактировать ]

Ассирийская Иштар из Ниневии

[ редактировать ]

Свидетельства железного века о богине Ниневии происходят исключительно из Ассирии . [ 24 ] Ее характер в этот период формировался под влиянием ассоциаций с Иштар из Ассура и Иштар из Арбелы , и особенно во время правления ассирийских Саргонидов , все трое, в свою очередь, находились под влиянием Нинлиль , в результате того, что ассирийские правители объединили всех этих богини с главой императорского пантеона Ашуром . [ 24 ]

Тем не менее некоторые хурритские элементы уцелели в Ниневии. [ 105 ] Роль Шаушки как исцеляющего божества, по-видимому, вновь всплывает на поверхность в документах времен правления Ашурнасирпала I , который молился Иштар Ниневии об избавлении от физических и душевных болей. [ 24 ] Кроме того, Франс Виггерманн считает текст, описывающий Иштар Ниневийскую, чьи «верхние части - Бел, а (...) нижние части - Нинлиль», свидетельством андрогинного характера божества. [ 30 ] Еще одним примером хурритского влияния является тот факт, что в первом тысячелетии до нашей эры Нинатта и Кулитта засвидетельствованы в окружении Иштар из Арбелы . [ 106 ] Иштар из Ассура, [ 29 ] и Иштар Ниневийская. [ 49 ] Аккадское написание их имен, известное из неоассирийских источников, д Ни-ни-тум и д Ку-ли-ит-тум . [ 49 ] Также возможно, что частое появление Адада рядом с Иштар в неоассирийских договорах было влиянием хурритских верований относительно тесной связи между Тешубом и Шаушкой. [ 107 ]

Саргон II в одном документе использовал имя «Шавушка» для обозначения богини, которую он называл «жительницей Ниневии». [ 105 ] Предполагается, что это последнее досовременное упоминание о ней как об отдельной фигуре. [ 20 ]

Угаритская Иштар Хурри и финикийская Астарта Хурри

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что фигура, известная как Иштар Хурри (Хурритская Иштар [ 60 ] впервые засвидетельствованный в текстах из Угарита, написанных на аккадском языке, был аналогичен Шаушке. [ 108 ] [ 109 ] Хотя были предложены и другие объяснения эпитета Хурри, по мнению Марка Смита, они неправдоподобны. [ 109 ] «Хурритская Астарта» известна с Сидона 8-го века до нашей эры . [ 110 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тремуй 2011 , с. 102.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Бекман 1998 , с. 2.
  3. ^ Арки 2013 , стр. 6–7.
  4. ^ Jump up to: а б с д Бекман 1998 , с. 3.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Тремуй 2011 , с. 100.
  6. ^ Дейкстра 2014 , с. 68.
  7. ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 8.
  8. ^ Jump up to: а б Вегнер 1980 , с. 188.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тремуй 2011 , с. 99.
  10. ^ Jump up to: а б с д Шарлах 2002 , с. 105.
  11. ^ Jump up to: а б с д Вегнер 1980 , с. 27.
  12. ^ Архи 2013 , с. 6.
  13. ^ Jump up to: а б Шарлах 2002 , с. 99.
  14. ^ Вестенхольц 2004 , с. 14–15.
  15. ^ Вестенхольц 2004 , с. 16.
  16. ^ Вестенхольц 2004 , с. 14.
  17. ^ Понгратц-Лейстен 2012 , стр. 90–91.
  18. ^ Швемер 2001 , с. 445.
  19. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 71.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тремуй 2011 , с. 101.
  21. ^ Jump up to: а б с д Бекман 1998 , с. 6.
  22. ^ Jump up to: а б с Бекман 1998 , с. 5.
  23. ^ Jump up to: а б с Бекман 1998 , с. 4.
  24. ^ Jump up to: а б с д Бекман 1998 , с. 7.
  25. ^ Тарача 2009 , с. 118.
  26. ^ Jump up to: а б Бекман 1999 , с. 25.
  27. ^ Вегнер 1980 , с. 165.
  28. ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 95.
  29. ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1989 , с. 52.
  30. ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1997 , с. 237.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Хербордт 2011 , с. 104.
  32. ^ Jump up to: а б с д Хербордт 2011 , с. 103.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж Хербордт 2011 , с. 105.
  34. ^ Хербордт 2011 , стр. 105–106.
  35. ^ Виггерманн 1998 , с. 51.
  36. ^ Виггерманн 1998 , с. 52.
  37. ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1989 , с. 51.
  38. ^ Jump up to: а б Архи 2020 , с. 20.
  39. ^ Тарача 2009 , стр. 94–95.
  40. ^ Тарача 2009 , с. 121.
  41. ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , стр. 5.
  42. ^ Бачварова 2013а , с. 156.
  43. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 230.
  44. ^ Швемер 2008 , с. 6.
  45. ^ Вегнер 1980 , с. 76.
  46. ^ Франц-Сабо 1983 , с. 303.
  47. ^ Тарача 2009 , с. 123.
  48. ^ Бачварова 2013 , стр. 27.
  49. ^ Jump up to: а б с д Франц-Сабо 1983 , с. 304.
  50. ^ Франц-Сабо 1998 , с. 141.
  51. ^ Вегнер 1980 , стр. 50–51.
  52. ^ Вегнер 1980 , с. 50.
  53. ^ Jump up to: а б Вильгельм 2014а , с. 335.
  54. ^ Камменхубер 1972 , с. 370.
  55. ^ Jump up to: а б Вильгельм 1997 , с. 498.
  56. ^ Хаас 1998 , с. 1.
  57. ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 96.
  58. ^ Вильгельм 1989 , с. 7.
  59. ^ Вильгельм 1989 , с. 8.
  60. ^ Jump up to: а б Смит 2014 , с. 54.
  61. ^ Смит 2014 , стр. 76–77.
  62. ^ Бачварова 2013 , с. 25.
  63. ^ Бекман 1998 , с. 1.
  64. ^ Бекман 1998 , стр. 1–2.
  65. ^ Вестенхольц 2004 , с. 10.
  66. ^ Jump up to: а б Вильгельм 2014 , с. 305.
  67. ^ Вегнер 1980 , с. 186.
  68. ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 101.
  69. ^ Парди 2002 , с. 93.
  70. ^ Шарлах 2002 , стр. 108–110.
  71. ^ Jump up to: а б с Шарлах 2002 , с. 106.
  72. ^ Тремуй 2013 , с. 374.
  73. ^ Шарлах 2002 , стр. 94.
  74. ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 91.
  75. ^ [1] де Мартино, Стефано, «Эдикт, изданный хеттским королем Хаттусили III относительно священства богини Истар/Саусга», ASIAN STUDIES 13, стр. 9-23,
  76. ^ Миллер 2008 , с. 69.
  77. ^ Бекман 1998 , стр. 3–4.
  78. ^ Франц-Сабо 2008 , с. 106.
  79. ^ Тарача 2009 , стр. 106–107.
  80. ^ Хоффнер 1998 , с. 41.
  81. ^ Хоффнер 1998 , с. 40.
  82. ^ Jump up to: а б с д и Хоффнер 1998 , с. 51.
  83. ^ Хоффнер 1998 , с. 52.
  84. ^ Дейкстра 2012 , с. 79.
  85. ^ Хоффнер 1998 , с. 56.
  86. ^ Хоффнер 1998 , стр. 60–61.
  87. ^ Дейкстра 2012 , с. 59.
  88. ^ Хоффнер 1998 , с. 46.
  89. ^ Хоффнер 1998 , с. 49.
  90. ^ Jump up to: а б Аяли-Даршан 2015 , с. 30.
  91. ^ Резерфорд 2001 , с. 603.
  92. ^ Дейкстра 2012 , с. 69.
  93. ^ Резерфорд 2001 , стр. 602–603.
  94. ^ Архи 2013 , с. 14.
  95. ^ Резерфорд 2001 , с. 602.
  96. ^ Jump up to: а б Дейкстра 2014 , с. 67.
  97. ^ Jump up to: а б Дейкстра 2014 , с. 65.
  98. ^ Дейкстра 2014 , с. 69.
  99. ^ Дейкстра 2014 , стр. 67–68.
  100. ^ Дейкстра 2014 , с. 76.
  101. ^ Дейкстра 2014 , с. 75.
  102. ^ Jump up to: а б Дейкстра 2014 , с. 93.
  103. ^ Дейкстра 2014 , с. 94.
  104. ^ Jump up to: а б Бекман 2003 , с. 52.
  105. ^ Jump up to: а б Бекман 1998 , с. 8.
  106. ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
  107. ^ Швемер 2001 , с. 460.
  108. ^ Тремуй 2011 , стр. 100–101.
  109. ^ Jump up to: а б Смит 2014 , с. 77.
  110. ^ Блох-Смит 2014 , с. 183.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3cb668a1d8f27b68de1a407df7d5b797__1715836920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/97/3cb668a1d8f27b68de1a407df7d5b797.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Šauška - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)