Шанта
Шанта | |
---|---|
Бог-воин | |
Другие имена | Сандас, Сандес, Сэндон |
Главный культовый центр | Тарсус |
Оружие | поклон |
Животные | рогатый лев |
Генеалогия | |
Супруг | Ияя (оспаривается) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Геракл |
Шанта ( Санта ) был богом, которому в века бронзового поклонялись лувийцы Анатолии и хетты . Предполагается, что его считали воинственным божеством и что он также мог быть связан с эпидемиями и, возможно, с подземным миром, хотя последнее предложение не является общепринятым. В известных текстах он часто появляется рядом с Иярри , божеством аналогичного характера. Впервые он упоминается в документах Канеша, датированных древнеассирийским периодом , и продолжает появляться в более поздних договорах, ритуальных текстах и теофорических именах. Он также присутствует в списках подношений Эмара, написанных на аккадском языке , хотя он не принадлежал к местному пантеону, и ритуалы с его участием совершались местными жителями только от имени хеттской администрации.
Никаких упоминаний о Шанте в течение столетий, последовавших сразу за падением Хеттской империи, не известно, но в более поздних неоассирийских текстах записаны теофорные имена, которые подтверждают, что ему продолжали поклоняться в первом тысячелетии до нашей эры. Он также засвидетельствован в ряде иероглифических лувийских надписей. Его считали богом-покровителем города Тарса и, возможно, его мифическим основателем. Его почитали и дальше на запад, в Лидии . Он также засвидетельствован во множестве греко-римских источников, в которых он упоминался как Сандас , Сандес или Сандон . В процессе интерпретации его стали считать эквивалентом Геракла , но нет никаких свидетельств того, что эти два понятия когда-либо полностью слились воедино. Другая традиция, возможно, берущая свое начало в Тарсе, вместо этого представляла его одним из Титанов .
В дополнение к определенным свидетельствам о Шанте, иногда утверждается, что ряд подобных теонимов и фигур, связанных с Тарсом, соответствуют ему, в том числе арамейское божество Баалтарс, « Ваал из Тарса», а также Зас, Зантас и Сандакос из Греции. -Римские источники.
Сертификаты второго тысячелетия до нашей эры
[ редактировать ]Имя и характер
[ редактировать ]Первоначальная форма имени Шанта была написана клинописью как д Ша-ан-та или д Оно уже там . [1] Диакритический знак иногда опускается в транскрипции , что приводит к написанию, например, Santa [2] или Санда. [3]
Аннелис Камменхубер описала Шанту как бога неопределенного анатолийского происхождения. [4] По словам Петра Тарачи , изначально он был лувийским божеством. [5] Однако он засвидетельствован как в лувийских, так и в хеттских религиозных текстах. [1] Было высказано предположение, что его имя происходит от глагола šā(i)- , «злиться». [2] Были предложены такие переводы, как «разъяренный» и «злой». [6] Однако эта точка зрения не является общепринятой, [7] и неиндоевропейское происхождение также не может быть исключено. [8] Предположение о том, что этот теоним связан с именем индуистского бога Сканды, считается неправдоподобным. [2] Никаких упоминаний о Сканде, предшествующих Махабхарате и Рамаяне , датируемых максимум 400 г. до н. э., не известно. [9]
Имя Шанта также может быть представлено шумерограммой . д АМАР.УТУ, [10] о чем свидетельствует серия хетто-лувийских ритуалов ( CTH 757). [11] Однако, по словам Гэри Бекмана , в большинстве случаев эта логограмма относится к Мардуку в хеттских архивах, как и в Месопотамии . [1] Скорее всего, логографическое письмо впервые появилось в Киццуватне в четырнадцатом и тринадцатом веках до нашей эры, но причина выбора имени Мардука для обозначения Шанты остается неизвестной. [12] Ян Резерфорд отмечает, что оба бога, казалось бы, воспринимались молодыми и воинственными. [10] Мнение о том, что Шанту также можно представить с помощью логограммы. д У.ГУР больше не считается действительным. [12] Микеле Каммарозано предполагает, что время от времени Аккадограмма д ЗАБАБА использовалась вместо более частой шумерограммы. [13]
имеется мало информации о характере Шанты В источниках бронзового века . [1] Манфред Хаттер утверждает, что ярлык «бог-воин» является наиболее подходящим. [2] Х. Крейг Мелхерт также описывает его как «по крайней мере, бога-воина, если не бога войны». [14] Его изображали вооруженным луком и стрелами. [15] [16] Ритуал Зарпии не только подчеркивает связь с войной, но и связывает его с чумой. [10] связь между ним и преступным миром . Также была предложена [17] но эта интерпретация не всегда считается правдоподобной. [18] Альтернативные предложения в более старых исследованиях включают определение Шанты как бога растительности или солнечного божества. [3]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]По мнению Петра Тарачи, Иая , богиня, связанная с источниками , могла считаться женой Шанты. [19] Однако в Эмаре вместо этого он был в паре с Хандасимой. [1] По мнению Фолькерта Хааса, это божество соответствует более известному лувийскому Ханташепе, [20] тип божеств, которые, как полагают, защищают дверные проемы, [21] но, по словам Гэри Бекмана, происхождение этого теонима неясно. [22] Федерико Джусфреди советует с осторожностью интерпретировать источники, используемые для утверждения о существовании связи между Шантой и Ияей или Кандасимой, поскольку оба они засвидетельствованы у него только один раз. [23]
Шанта также могла быть связана с Иярри , божеством войны и чумы. [15] Также возможно, что в ситуациях, когда шумерограмма, представляющая Шанту, сопровождается д ЗАБАБА в хеттских текстах, под последним подразумевается Иярри. [5] И Шанта, и Иярри могут быть связаны с группой божеств, известных как Марвайнци , «темные». [2] В так называемом ритуале Зарпии Шанта появляется рядом с божествами, известными на хеттском языке как Иннаравантеш и на лувийском как Аннаруменци, «сильные». [2] В этом тексте он упоминается как их царь. [20] Характер его окружения иногда называют демоническим. [11] Однако также утверждалось, что предположение о том, что к ним относились негативно, является результатом неправильного перевода. [18] Замечено, что обе группы второстепенных божеств, которые могли выступать помощниками Шанты, можно сравнить с семью помощниками месопотамского бога Эрры ( Себитти ). [15]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые известные свидетельства о Шанте относятся к восемнадцатому веку до нашей эры. [24] Теофорные имена, упоминающие его, уже засвидетельствованы в текстах Канеша древнеассирийского периода . [2] [25] Одним из примеров является Ша-та-ах-шу-ша-ар . [1]
Поклонение Шанте среди лувийцев хорошо задокументировано. [26] Большинство теофорных имен, упоминающих его, лувийские. [1] По словам Петра Тарачи, хотя не было единого лувийского пантеона, свидетельства о нем известны из всех областей, населенных лувийцами, так же, как и в случае с такими главными божествами, как Таркунц , Арма , Тивад , Иярри , Камрушепа или Малия . [26] Он присутствовал в ряде местных пантеонов, находящихся под лувийским влиянием, в бассейне реки Зулия, которая предположительно соответствует современной реке Чекерек . [27] Ему также поклонялись в Таппарутани, хотя это поселение известно только по единственному документу, в котором упоминается находящаяся там изображающая его статуя. [10]
Самый старый известный хеттский источник, в котором Шанта упоминается как член государственного пантеона, - это договор между Шуппилулиумой I и Хукканой из Каяши . [11] Однако в целом в таких документах он лишь изредка упоминается как божественный свидетель. [28] Он также присутствует в ряде ритуалов, связанных с поклонением обожествленному морю . [29]
Шанта также засвидетельствована в аккадских текстах из Эмара в Сирии . [1] Однако анатолийские божества не принадлежали к местному пантеону и, как резюмировал Гэри Бекман , появляются только в ритуальных текстах, документирующих церемонии, «проводимые туземцами от имени богов своих имперских хозяев». [30] Шанта появляется в списке подношений, возглавляемом богом погоды с лувийским эпитетом путталимми (возможно, «бурный») и богом Солнца Неба. [20] как получатель жертвенной овцы. [31] Альфонсо Арчи предполагает, что присутствие Шанты в этом тексте является одним из свидетельств, которые могут указывать на то, что составителем был священник, знакомый с традициями Киццуватны , возможно, находившийся в Каркемише . [32]
Более поздние сертификаты
[ редактировать ]Неоассирийские, лувийские и лидийские источники.
[ редактировать ]Хотя источники, упоминающие Шанту, не известны между падением Хеттской империи и ранним неоассирийским периодом , [33] общепринято, что в отличие от многих других божеств, известных из Анатолии бронзового века, ему продолжали поклоняться в первом тысячелетии до нашей эры. [24] Он служил городским богом Тарса . [1] Это поселение уже засвидетельствовано в хеттских источниках, где оно называлось Тарша (/Тарса/). [4] Вполне возможно, что относительная стабильность этого города и его окрестностей стала причиной выживания его культа. [24] Его можно было бы считать божественным основателем этого города, при этом Аммиан Марцеллин упоминает смертного основателя города, «богатого человека» по имени Сандас, что является поздней эвгемеристической версией этой традиции. [34]
Неоассирийские источники упоминают ряд теофорных имен, вызывающих Шанту, в том числе Сандауарри («Шанта — моя помощь»), царя Кунди и Сиссу во время правления Асархаддона , Сандасарме (имя, сочетающее теонимы Шанта и Шаррума ), царя из Хилакку, современника Ашшурбанипала , и двух человек по имени Сандапи. [33] Он также засвидетельствован в ряде иероглифических лувийских надписей. [1] На погребальной стеле некоего Пануни он вместе с Марвинзи призывается защитить этот памятник. [2] По мнению Джона Д. Хокинса, надпись из Кулулу, в которой упоминается мертвец, пирующий вместе со Шантой, может отражать веру во встречу с богами в загробной жизни, и как таковая сравнима с аналогичным современным текстом из Самала , согласно которому король Панамму я надеялся пир с Хададом после кончины. [35] Так называемая « надпись на бейрутской чаше» упоминает его как личное божество владельца, наряду с Кубабой и Кархухой . [36]
Шанте также поклонялись в Лидии , и в одной формуле проклятия, указанной в погребальной надписи, написанной на лидийском языке, он появляется рядом с Маривдой (родственницей Марвайнци ) и Кубабой. [37] [38] Также предполагается, что имя Санданиса, лидийца, который, согласно Геродоту, проживал в Сардисе в качестве советника Креза , теофорно и вызывает Шанту. [37] Дальнейшие имена, упоминающие его, были идентифицированы в источниках первого тысячелетия до нашей эры и первого тысячелетия нашей эры из различных мест Анатолии, с примерами, включая Сандатис (из Корика), Сандис ( Кария ), Сандон (Тарс, Корикус, Аназарб , Гамаксия , Ольба , Селевкия , Сивасти, Тынна), Сандазамис (Ольба), Сандемиас (Гамаксиа); некоторые появляются уже в 524 году нашей эры, о чем свидетельствует пример Сандогена из Аназарба. [39]
Греко-римский прием
[ редактировать ]В греко-римских источниках Шанта упоминалась либо как Сандас ( ионический : Сандес), либо как Сандон, хотя последняя форма засвидетельствована только в ряде личных имен и в трудах Иоанна Лидийца . [24] Возможно, первоначально он возник в третьем или втором веке до нашей эры. [39] Иоанн утверждал, что имя Сандас произошло от слова Sandux , типа одежды, но предполагается, что это сообщение не отражает историческую реальность. [39] Использование формы Сандан для обозначения бога в некоторых публикациях, находящихся под влиянием Джеймса Фрейзера , скорее всего, неверно, поскольку в единственном известном тексте, использующем ее, приписываемом Аммиану Марцеллину , она не относится к божеству. [24]
Сандас появляется на греко-римских монетах из Тарса, причем некоторые из отдельных известных экземпляров датируются периодом правления Антиоха VII Сидета и Каракаллы . [40] Обычно он изображался на них либо рядом со структурой, которую в науке условно называют «памятником Сандасу», либо рядом с рогатым львом. [41] Было высказано предположение, что последний мог вдохновить греческую химеру . [42] Сандас также может быть изображен на монетах из Ольбы, хотя также возможно, что изображенная на них фигура представляет собой неопознанное местное божество аналогичного характера. [43]
- Монета Антиоха VIII Грипа . Реверс: бог Сандас, стоящий на рогатом льве на костре, увенчанный орлом.
- Бронзовый сестерций из Тарса с бюстом Каракаллы (211–217) на аверсе и Сандаса на реверсе.
- Монета Антиоха X Евсева с изображением Сандаса.
По крайней мере, в Тарсе Сандаса можно было отождествить с Гераклом . [36] Эта традиция могла быть известна в Лидии . и [44] Рядом с Малисом , чьим интерпретацией греки была Афина , он является одним из двух единственных анатолийских божеств бронзового века, у которых были хорошо известные греческие аналоги в более поздних источниках. [45] Идентификация, по-видимому, основывалась на том, что обе фигуры считались грозными воинами. [36] Однако, как и фигура самого Геракла, отождествление между ними не может быть датировано первым тысячелетием до нашей эры. [46] Фолькерт Хаас относил его возникновение к эллинистическому периоду . [11] Некоторые самые старые примеры восходят только к римским временам, хотя, возможно, они уже принадлежали местной традиции в четвертом веке до нашей эры. [47] Нонн в «Дионисии» приравнивает Сандаса к Гераклу, но также и к Моррею (Морреносу), возможно, позднему отражению Марваинци . [34] В то же время нет никаких свидетельств того, что Деды Морозы и Геракл когда-либо полностью слились. [10]
Утверждалось, что ежегодный фестиваль в Тарсе, очевидно, включал подготовку погребального костра Сандаса. [48] Однако существование такого ознаменования его предполагаемого самосожжения полностью основано на предположении, что упоминание о фестивале, посвященном самосожжению Геракла, описанном Лукианом в «Аморе», относится к празднику в Тарсе, первоначально посвященному местному богу. [49] Также утверждалось, что Гераклея, отмечаемая в других местах Каппадокии, была эллинизированной формой более древнего праздника Сандас. [48]
Отдельная традиция представляла Сандаса как титана , о чем косвенно свидетельствуют сочинения Диона Златоуста и непосредственно позже в них, приписываемые Стефану Византийскому , где «Санд» — отпрыск неба и земли и брат Кроноса , Реи , Япета , Аданоса. , Олумброс и Остасос. [39] Кронос, Рея и Япет — хорошо засвидетельствованные гесиодические титаны, в то время как другие перечисленные божества, похоже, имеют киликийское происхождение: Аданос был мифическим основателем Аданы и основан на двуязычных надписях Каратепе , где говорит царь Азитаватас (автор текстов Каратепе). себя как младшего вождя «данунийим» (точная озвучка имени неизвестна, но это те же люди, что и деньен ( дануна), упомянутый в 14 веке до нашей эры в письмах Амарны ) - его повелитель «Аваркус» он указан как «царь города Адана» в хеттской части текста , а в финикийской части надписей он описывается как «царь Данунийим», таким образом, эти два имени идентифицируются как практически идентичные. Установлена вероятная связь «данунийим» с «данаями» греческой мифологии, а как следствие и между одноименным основателем данайцев , Данаусом – и «Аданосом». [50] Олимброс может быть связан с Олибрисом, эпитетом Зевса , и аналогичным образом связан с конкретным киликийским городом (возможно, отождествляемым с хеттской Эллиброй, упоминаемой в более поздних ассирийских источниках как Иллубра), в то время как Остасос остается малоизвестным, но предположительно имеет некоторые подключение к одной и той же территории. [51] Возможно, изображение Сандаса в виде титана было местной традицией, берущей начало в Тарсе. [39]
Неопределенные сертификаты
[ редактировать ]Было высказано предположение, что предполагаемый теоним Санти, сохранившийся в Лондонском медицинском папирусе в разделе, написанном на неизвестном языке и называемом « Кефтиу », является формой имени Шанта. [33]
Х. Крейг Мелхерт выдвигает гипотезу, что ликийская форма имени Шанта, Hãta, могла быть сохранена на стеле Ксанатоса , с повторяющейся фразой hãtahe, относящейся к посвящениям этому богу. [52] Петр Тарача принимает эту интерпретацию как факт. [15] в то время как Манфред Хаттер считает это возможным. [37]
Утверждалось, что арамейцы идентифицировали Шанту как « Ваала Тарса». [53] Божество по имени Баалтарс, «Ваал из Тарса», действительно засвидетельствовано в текстах этого города того периода, когда он находился под контролем персидских сатрапов (четвертый век до н.э.), но вместо этого божество могло быть отражением местного форма Таркунца , возможно, отождествляемая с Зевсом Терсиосом, упомянутым в третьем веке до нашей эры Эратосфеном . [54] Вторая возможность заключается в том, что арамейское отражение Сандаса также было засвидетельствовано « Нергалом из Тарса». [44] хотя, несмотря на сходство ролей этих двух богов в их соответствующих пантеонах, это предположение не является общепринятым. [54] Иногда также предполагают, что в том же месте Шанту могли рассматривать как аналог финикийского Мелькарта , но прямых доказательств в пользу этой точки зрения не существует, и хотя этот бог был известен в Тарсе, его могли отождествлять с другим богом. считали аналогом Беллерофонта . , ныне неопознанное местное божество, которое греческие авторы [55]
Зас и Зантос, теонимы, известные из работ философа шестого века до нашей эры Ферекида Сиросского , могут быть производными от Шанты. [24] Ян Резерфорд предположил, что традиция, задокументированная Геллаником , согласно которой Геракл и Малис, в данном контексте рабыня царицы Омфалы , были родителями Акелеса, могла первоначально быть местной лидийской верой о Шанте и богине Малис , адаптированной как вариант сказки о Геракле и Омфале. [56] Однако нет никаких доказательств того, что эти божества были связаны друг с другом во втором тысячелетии до нашей эры. [57]
Предположение о существовании связи между именем Шанты и именем Санергеса , божества пантеона Боспорского царства , зафиксированного в источниках конца IV в. до н.э., не принимается большинством исследователей. [39]
Согласно Библиотеке Псевдо-Аполлодора , возможное эвгемеристическое производное от Шанты, Сандакос, был основателем Селендериды в Киликии ; он женился на Фарнаке, дочери Мегассара, царя Гирии, и стал отцом кипрского царя Кинира . [34] Однако также возможно, что имя Сандакос не произошло от Шанты и что оно этимологически связано с семитским корнем ṣdq , «праведный», и, как следствие, с теонимом Сыдык . [58] Утверждалось, что это объяснение подтверждается утверждением Псевдо-Аполлодора, что он был сирийцем. [59]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бекман 2011 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хаттер 2003 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б Мельхерт 2002 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Камменхубер 1990 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 98.
- ^ Мастрочинке 2007 , с. 203.
- ^ Камменхубер 1990 , стр. 191–192.
- ^ Мельхерт 2002 , с. 244.
- ^ Ким 2021 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и Резерфорд 2017 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д Хаас 2015 , с. 408.
- ^ Jump up to: а б Камменхубер 1990 , с. 192.
- ^ Каммарозано 2015 , с. 206.
- ^ Мельхерт 2002 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б с д Тарача 2009 , с. 113.
- ^ Хаас 2015 , стр. 370–371.
- ^ Тарача 2009 , стр. 113–114.
- ^ Jump up to: а б Мелчерт 2002 , стр. 242–243.
- ^ Тарача 2009 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с Хаас 2015 , с. 569.
- ^ Хаас 2015 , с. 473.
- ^ Бекман 2002 , с. 43.
- ^ Джусфреди 2019 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Резерфорд 2017 , с. 81.
- ^ Тарача 2009 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 107.
- ^ Тарача 2009 , с. 100.
- ^ Швемер 2022 , с. 369.
- ^ Хаас 2015 , с. 467.
- ^ Бекман 2002 , с. 53.
- ^ Хаас 2015 , с. 570.
- ^ Архи 2014 , с. 155
- ^ Jump up to: а б с Резерфорд 2017 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с Резерфорд 2017 , с. 90.
- ^ Хокинс 2015 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с Мельхерт 2002 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б с Хаттер 2017 , с. 118.
- ^ Якубович, Илья (2021). «Анатолийские связи греческого бога Эниалиуса». Лингвистические и культурные взаимодействия между Грецией и Анатолией . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 240. дои : 10.1163/9789004461598_012 . ISBN 978-90-04-46159-8 .
Достоверное свидетельство существования бога Санты в Лидии содержится в надписи LW 4a, где триада sãntas kuf̣aw⸗k mariwda⸗k в формуле проклятия встречается «Санта, Куфав и Маривда». Во всех трех случаях обсуждаемые божества, по-видимому, имеют лувийское происхождение.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Резерфорд 2017 , с. 84.
- ^ Mastrocinque 2007 , стр. 198–199.
- ^ Резерфорд 2017 , с. 85.
- ^ Мастрочинке 2007 , с. 198
- ^ Маккей 1990 , стр. 2101–2102.
- ^ Jump up to: а б Резерфорд 2017 , с. 89.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 329.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 332.
- ^ Резерфорд 2017 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Мастрочинке 2007 , с. 209.
- ^ Резерфорд 2017 , стр. 84–85.
- ^ Бери 1970 , с. 365.
- ^ Резерфорд 2017 , стр. 89–90.
- ^ Мельчерт 2002 , стр. 245–251.
- ^ Хаттер 2003 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б Резерфорд 2017 , с. 86.
- ^ Резерфорд 2017 , с. 88.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 330.
- ^ Уоткинс 2007 , с. 123.
- ^ Франклин 2017 , с. 509.
- ^ Франклин 2017 , с. 512.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2014). «Аштата: пример религиозной политики Хеттской империи» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 14 (2). Брилл: 141–163. дои : 10.1163/15692124-12341260 . ISSN 1569-2116 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бекман, Гэри (2011), «Шанда» , Reallexikon der Assyriologie , получено 1 января 2023 г.
- Каммарозано, Микеле (2015). «Иностранные боги в Хатти. Новое издание CTH 510» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 12 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN 1971-8608 .
- Франклин, Джон (2017). Кинирас: божественная лира . Вашингтон, округ Колумбия: Центр греческих исследований. ISBN 978-0-674-97232-2 . OCLC 1007846987 .
- Джусфреди, Федерико (2019). «Об именах Ияя и Ия и их позднем распространении на Древнем Ближнем Востоке» . Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (NABU) (3). ISSN 0989-5671 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 1 января 2023 г.
- Хокинс, Джон Д. (2015). «Душа в стеле?». Традиции и инновации на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 49–56. дои : 10.1515/9781575063584-006 . ISBN 9781575063584 .
- Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- Хаттер, Манфред (2017). «Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии на Западную Анатолию» . Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша . Французский институт анатолийских исследований. ISBN 978-2-36245-083-9 . OCLC 1286359422 .
- Камменхубер, Аннелис (1990). «Мардук и Санта в хеттских преданиях II тысячелетия до нашей эры» . Orientalia (на немецком языке). 59 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 188–195. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43075887 . Проверено 1 января 2023 г.
- Ким, Суджунг (2021). «Сканда, многогранный Бог: Сканда в корейском буддизме и за его пределами» . Корейский журнал буддийских исследований . 66 : 51–96. doi : 10.21482/jbs.66..20213.51 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 1598-0642 . Проверено 1 января 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Маккей, Теодора С. (1990). «Главные святилища Памфилии и Киликии». В Хаазе, Вольфганг (ред.). Религия (язычество: религиозные условия в провинции [продолжение]) . Взлет и падение римского мира. Берлин, Бостон: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110862768-007 . ISBN 9783110862768 .
- Мастрочинке, Аттилио (2007). «Киликийский бог Сандас и греческая химера: особенности ближневосточной и греческой мифологии, касающейся чумы» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 197–217. дои : 10.1163/156921207783876413 . ISSN 1569-2116 .
- Мелчерт, Гарольд Крейг (2002). «Бог Санда в Ликии?» (PDF) . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Резерфорд, Ян (2017). «Сандас в переводе» . Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша . Французский институт анатолийских исследований. ISBN 978-2-36245-083-9 . OCLC 1286359422 .
- Резерфорд, Ян (2020). «Афина, Малия и Плотник» . В Д'Алессио, Джован Баттиста (ред.). Сила слова: исследования греческой литературы для Марии Канната Фера . Алессандрия: Edizioni dell'Orso. ISBN 978-88-3613-069-6 . OCLC 1204268990 .
- Швемер, Дэниел (2022). «Религия и власть». Справочник Хеттской империи . Де Грютер. стр. 355–418. дои : 10.1515/9783110661781-009 . ISBN 9783110661781 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Уоткинс, Калверт (2007). «Гиппонактея квадам» Гесперос Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 118–125. doi : 10.1093/acprof:bear/9780199285686.003.0009 . ISBN 978-0199285686 .
- Бери, Джон Бэгнелл (1970), Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен (редактор), Кембриджская древняя история, тома 5–6 , издательство Кембриджского университета, номер документа : 10.1017/CHOL9780521233484 , ISBN 9781139054331 .