Jump to content

Действительно

Рунтия, на рельефе Карасу

Рунтия был лувийским богом охоты, имевшим тесную связь с оленями . Он был одним из самых важных богов лувийцев.

Имя было написано лувийской клинописью бронзового века как 𒀭𒆗𒄿𒀀 LAMMA -ya , что можно прочитать как *Runtiya или *Kruntiya. В иероглифическом лувиане железного века его называли «Рунтия», и его имя обычно писалось с изображением оленя или рогов, как (ДЕУС) ЦЕРВУС («Бог-олень»). [ 1 ]

Название, возможно, происходит от слова «рог» или «рога», но все предложенные на сегодняшний день этимологии проблематичны. Отношения между Рунтией и Курунтой оспариваются. Некоторые ученые утверждают, что эти два бога идентичны, и реконструируют более старую лувийскую форму имени * Krunti(ya)- ; [ 2 ] [ 3 ] другие предполагают, что существовало доиндоевропейское анатолийское божество, которое развили лувийская рунтия и хеттская курунта.

Рунтия часто использовалась в личных именах: самый старый пример восходит к Кюльтепе XVIII века до нашей эры , где засвидетельствованы человек по имени Рува(н)тия и другой по имени Ру(н)тия. [ 4 ] Последние засвидетельствованные имена - это эллинистические примеры из Киликии : Рондас (Ρωνδας), Розарма (Ρωζαρμας; лувийский: *Runt-zalma- «Рунтия - безопасность») и Рондбис (Ρωνδβιης; лувийский: Runt(a)-piya- «Рунтия-Дар» "). [ 5 ]

В эпоху бронзы к нему относились как к защитному божеству, сыну бога Солнца Тиваза и богини Камрушепы . Его партнершей была «Леди Ала ». Пара вызывалась вместе с различными горами и реками, такими как ХУР. Шарпа ( Арысама Даги [ де ] близ Эмиргази ). Эпитет Рунтии шарлаими («поднятый») также был именем горного бога. В неохеттский период Рунтия и Ала-Кубаба делили святилище в Анкозе .

Луговой бог

[ редактировать ]

Рунтия был тесно связан с оленем, и его эпитеты железного века Имралли и Имрасси («Луг») указывают на его связь с охотой. По свидетельствам железного века, он получал в жертву газелей и награждал за это прихожанина успехами на охоте.

Божества также известны из бронзового века, которые назывались лувийским словом im(ma)ra- («поле, луг») и, вероятно, связаны с этим аспектом Рунтии. Так, в культе хеттского города Хубишна божество Имралли [ де ] а в культе Иштанува [ де ] было названо непосредственно перед ᴰЛАММА Шарлаими , Иммарсия указана сразу после «Великого Бога-Защитника» ( д ЛАММА ГАЛ). Другим соответствующим лувийским божеством был Иммарни [ де ] .

Карийский , вероятно , бог Имбрамос или Имбрасос (Ἴμβρασος), которого Стефан Византийский отождествлял с Гермесом также принадлежит к этой группе божеств.

В лувийско - финикийском Каратепе двуязычная Рунтия отождествляется с Решефом ( ršp ṣprm «Рашап козлов» или «Рашап птиц»). [ 6 ]

Описание

[ редактировать ]

Согласно хеттскому описанию статуэтки Бога-Покровителя, он изображался в виде человека, стоящего на олене, с луком в правой руке и орлом и зайцами в левой. На изображениях Рунтии железного века, таких как рельеф Карасу, он изображен как безбородый бог, стоящий на олене, в фуражке и с луком через плечо.

Последующая история

[ редактировать ]

Принято считать, что Рунтия продолжал жить в культе Гермеса в Корикосе в Раф-Килике, тем более что в списках жрецов святилища в близлежащих гротах Кеннет и Чеэннем часто упоминается Ро(нд)- как часть их личных имен. [ 7 ]

  1. ^ Хокинс, Джон Дэвид. Корпус иероглифических лувийских надписей . Том III: Надписи Хеттской империи и новые надписи железного века. Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2024. с. 631. ISBN   9783110778854 , дои : 10.1515/9783110778854
  2. ^ Коллинз, Билли Джин. «По следу оленя: Хеттский курала- ». В: Хеттские исследования в честь Гарри А. Хоффнера-младшего: по случаю его 65-летия . Под редакцией Гэри Бекмана, Ричарда Била и Грегори МакМэхона. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. 2003. с. 80. ISBN   1-57506-079-5 .
  3. ^ Фомин, Максим. «Охота на оленя в кельтском и индоевропейском мифологическом контексте». В: Кельтский миф в 21 веке: Боги и их истории в глобальной перспективе . Издательство Уэльского университета. 2018. с. 85 (сноски № 30, 31, 32). ISBN   978-1-78683-205-4 .
  4. ^ Илья Якубович: Социолингвистика лувийского языка. Диссертация, Чикаго, 2008 г., стр. 269 f. ( PDF; 2,2 МБ. Архивировано 22 февраля 2012 г. в Wayback Machine ).
  5. ^ Филон Хендрик Ян Хоувинк Тен Кейт: Лувийские группы населения Ликии и Киликии Аспера в эллинистический период . Э. Дж. Брилл, Лейден, 1961, стр. 128–131.
  6. ^ Вольфганг Фаут: Гномон. 46, 1974, стр. 689.
  7. ^ Филон Хендрик Ян Хоувинк Тен Кейт: Лувийские группы населения Ликии и Киликии Аспера в эллинистический период . Э. Дж. Брилл, Лейден, 1961, стр. 211 и далее.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 028de02b1e39c694ed403be9cb489c84__1716981780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/84/028de02b1e39c694ed403be9cb489c84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Runtiya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)