Действительно

Рунтия был лувийским богом охоты, имевшим тесную связь с оленями . Он был одним из самых важных богов лувийцев.
Имя
[ редактировать ]Имя было написано лувийской клинописью бронзового века как 𒀭𒆗𒄿𒀀 ᴰ LAMMA -ya , что можно прочитать как *Runtiya или *Kruntiya. В иероглифическом лувиане железного века его называли «Рунтия», и его имя обычно писалось с изображением оленя или рогов, как (ДЕУС) ЦЕРВУС («Бог-олень»). [ 1 ]
Название, возможно, происходит от слова «рог» или «рога», но все предложенные на сегодняшний день этимологии проблематичны. Отношения между Рунтией и Курунтой оспариваются. Некоторые ученые утверждают, что эти два бога идентичны, и реконструируют более старую лувийскую форму имени * Krunti(ya)- ; [ 2 ] [ 3 ] другие предполагают, что существовало доиндоевропейское анатолийское божество, которое развили лувийская рунтия и хеттская курунта.
Рунтия часто использовалась в личных именах: самый старый пример восходит к Кюльтепе XVIII века до нашей эры , где засвидетельствованы человек по имени Рува(н)тия и другой по имени Ру(н)тия. [ 4 ] Последние засвидетельствованные имена - это эллинистические примеры из Киликии : Рондас (Ρωνδας), Розарма (Ρωζαρμας; лувийский: *Runt-zalma- «Рунтия - безопасность») и Рондбис (Ρωνδβιης; лувийский: Runt(a)-piya- «Рунтия-Дар» "). [ 5 ]
Роль
[ редактировать ]В эпоху бронзы к нему относились как к защитному божеству, сыну бога Солнца Тиваза и богини Камрушепы . Его партнершей была «Леди Ала ». Пара вызывалась вместе с различными горами и реками, такими как ХУР. Шарпа ( Арысама Даги близ Эмиргази ). Эпитет Рунтии шарлаими («поднятый») также был именем горного бога. В неохеттский период Рунтия и Ала-Кубаба делили святилище в Анкозе .
Луговой бог
[ редактировать ]Рунтия был тесно связан с оленем, и его эпитеты железного века Имралли и Имрасси («Луг») указывают на его связь с охотой. По свидетельствам железного века, он получал в жертву газелей и награждал за это прихожанина успехами на охоте.
Божества также известны из бронзового века, которые назывались лувийским словом im(ma)ra- («поле, луг») и, вероятно, связаны с этим аспектом Рунтии. Так, в культе хеттского города Хубишна божество ᴰ Имралли а в культе Иштанува было названо непосредственно перед ᴰЛАММА Шарлаими , ᴰ Иммарсия указана сразу после «Великого Бога-Защитника» ( д ЛАММА ГАЛ). Другим соответствующим лувийским божеством был ᴰ Иммарни .
Карийский , вероятно , бог Имбрамос или Имбрасос (Ἴμβρασος), которого Стефан Византийский отождествлял с Гермесом также принадлежит к этой группе божеств.
В лувийско - финикийском Каратепе двуязычная Рунтия отождествляется с Решефом ( ršp ṣprm «Рашап козлов» или «Рашап птиц»). [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]Согласно хеттскому описанию статуэтки Бога-Покровителя, он изображался в виде человека, стоящего на олене, с луком в правой руке и орлом и зайцами в левой. На изображениях Рунтии железного века, таких как рельеф Карасу, он изображен как безбородый бог, стоящий на олене, в фуражке и с луком через плечо.
Последующая история
[ редактировать ]Принято считать, что Рунтия продолжал жить в культе Гермеса в Корикосе в Раф-Килике, тем более что в списках жрецов святилища в близлежащих гротах Кеннет и Чеэннем часто упоминается Ро(нд)- как часть их личных имен. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хокинс, Джон Дэвид. Корпус иероглифических лувийских надписей . Том III: Надписи Хеттской империи и новые надписи железного века. Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2024. с. 631. ISBN 9783110778854 , дои : 10.1515/9783110778854
- ^ Коллинз, Билли Джин. «По следу оленя: Хеттский курала- ». В: Хеттские исследования в честь Гарри А. Хоффнера-младшего: по случаю его 65-летия . Под редакцией Гэри Бекмана, Ричарда Била и Грегори МакМэхона. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. 2003. с. 80. ISBN 1-57506-079-5 .
- ^ Фомин, Максим. «Охота на оленя в кельтском и индоевропейском мифологическом контексте». В: Кельтский миф в 21 веке: Боги и их истории в глобальной перспективе . Издательство Уэльского университета. 2018. с. 85 (сноски № 30, 31, 32). ISBN 978-1-78683-205-4 .
- ^ Илья Якубович: Социолингвистика лувийского языка. Диссертация, Чикаго, 2008 г., стр. 269 f. ( PDF; 2,2 МБ. Архивировано 22 февраля 2012 г. в Wayback Machine ).
- ^ Филон Хендрик Ян Хоувинк Тен Кейт: Лувийские группы населения Ликии и Киликии Аспера в эллинистический период . Э. Дж. Брилл, Лейден, 1961, стр. 128–131.
- ^ Вольфганг Фаут: Гномон. 46, 1974, стр. 689.
- ^ Филон Хендрик Ян Хоувинк Тен Кейт: Лувийские группы населения Ликии и Киликии Аспера в эллинистический период . Э. Дж. Брилл, Лейден, 1961, стр. 211 и далее.
Библиография
[ редактировать ]- Фолькерт Хаас : История хеттской религии (= Справочник по востоковедению . Том 1.15). Брилл, Лейден, 1994 г., ISBN 978-9-004-09799-5 .
- Манфред Хаттер : «Аспекты лувийской религии». В Х. Крейге Мелхерте (ред.): Лувийцы (= Handbuch der Orientalistik. Том 1.68). Брилл, Лейден, 2003 г., ISBN 90-04-13009-8 . стр. 211–280.