Мохаммад Моджтахед Шабестари
Мохаммад Моджтахед Шабестари | |
---|---|
![]() | |
Член Парламента | |
В офисе 28 мая 1980 г. - 28 мая 1984 г. | |
избирательный округ | Шабестар |
Большинство | 20,167 (74.9%) |
Личные данные | |
Рожденный | 1936 (87–88 лет) Шабестар , Восточный Азербайджан , Иран. |
Родственники |
|
Богословская работа | |
Религия | ислам |
Номинал | Двенадцать шиитов |
Основные интересы | Философия религии , Герменевтика |
Альма-матер | Кумская семинария |
Преподавал в | Тегеранский университет |
Мохаммад Моджтахед Шабестари ( персидский : محمد مجتهد شبستری ; родился в 1936 году в Шабестаре , Иран ) — иранский философ, теолог, герменевтист и бывший профессор Тегеранского университета . Он известен своей идеей о том, что «религия сама по себе» совершенна, но не всеобъемлюща, т. е. не обладает ответом на каждый вопрос жизни. [ 1 ] Ранее он был политическим активистом и депутатом парламента, но ушел из политики в 1984 году.
Он также был имамом Исламского центра Гамбурга в конце эпохи Пехлеви , между 1970 и 1978 годами. [ 1 ]
Он перестал носить священническую одежду, что, по словам Мехди Халаджи , сделано для того, чтобы «отметить себя от проправительственного истеблишмента». [ 2 ]
Образование и карьера
[ редактировать ]Будучи студентом в Куме , Шабестари учился у Рухоллы Хомейни и Алламе Табатабаи . На него повлияла идея Рухоллы Хомейни о том, что «исламская этика не ограничивается» «личными отношениями», а должна «отражаться в государстве и его форме правления». [ 3 ]
Он проучился в семинарии семнадцать лет, получив обе степени иджтихада (религиозное суждение) и доктора философии. [ 4 ]
В духе политического шиита в Иране 1960-х и 1970-х годов Шабестари также чувствовал себя тесно связанным с мышлением религиозных интеллектуалов, таких как Джалал Аль-э Ахмад и Али Шариати , а также с политически мотивированным священнослужителем Мортезой Мотаххари .
С 1970 по 1978 год Шабестари занимал должность директора Шиитского исламского центра при мечети Имама Али в Гамбурге , Германия. Он последовал на этой должности за Мохаммадом Бехешти (который должен был стать одним из главных архитекторов Исламской революции Ирана), и позже его сменил на этом посту будущий президент Исламской Республики Иран Мохаммад Хатами . [ 3 ]
Во время пребывания в Гамбурге Шабестари решительно поддерживал христианско-исламский диалог и расширил сферу влияния мечети, открыв ее для всех мусульман. Он также выучил немецкий язык и смог реализовать свой интерес, уже очевидный в Куме, к западной философии и христианскому, особенно протестантскому богословию. [ 3 ] Он изучал труды таких богословов, как Пауль Тиллих , Карл Барт и Карл Ранер , а также мышление таких философов, как Иммануил Кант , Вильгельм Дильтей и Ганс-Георг Гадамер .
По возвращении в Иран он был членом первого парламента ( меджлиса Ирана ) после революции, но впоследствии дистанцировался от политики.
Шабестари был профессором исламской философии в Тегеранском университете с 1985 по 2006 год, где он также преподавал сравнительное религиоведение и теологию. Он регулярно организовывал международные конференции на тему христианско-мусульманского диалога.
Он является одним из редакторов Большой энциклопедии ислама, издаваемой в Тегеране, и возглавляет отдел теологии и сект Центра Большой исламской энциклопедии . [ 5 ] На данный момент издано 16 томов энциклопедии, охватывающих первые пять букв алфавита.
Его философия и вклад
[ редактировать ]Хотя Шабестари внес скромный вклад во внедрение и применение современной герменевтики в традиционную шиитскую теологию и юриспруденцию и, таким образом, в утверждение вариативности религиозных знаний, его наиболее значительным вкладом, по-видимому, является его авторитетный комментарий к существенно ограниченной природе религиозных знаний. знания и правила и, следовательно, необходимость дополнения их внерелигиозными источниками. [ 6 ]
Шабестари утверждает, что для того, чтобы отличить вечное (ценности) от изменчивого (примеры и применения) в религии, необходимо своего рода знание, которое само по себе не содержится в правилах, разработанных в исламской юриспруденции ( фикх ). Он сетует на отсутствие такого массива знаний в исламском обществе: В том же духе он подчеркивает ограниченность религиозных знаний в целом и религиозной юриспруденции в частности. (10) По мнению Шабестари, то, что существенно и вечно, — это общие ценности ислама, а не конкретные формы их реализации в какое-либо конкретное историческое время (включая времена пророка):
Смысл совершенства религии ( Экмаль э Дин ) не в том, что она содержит в себе все, что есть под солнцем, так что, если бы мы не смогли найти в ней конкретный предмет, мы могли бы назвать его несовершенным. Религия не является совершенством, если она заменяет науку, технологию и человеческие размышления.
Также,
Религия не желает заменить науку и технику и претендовать на место разума... Бог предложил лишь ответы на некоторые потребности человека. Что касается других нужд, Он предоставил разуму и человеческим усилиям найти ответ. [ 7 ]
Шабестари даже предполагает, что имело место божественное провидение для разделения религиозных ценностей и светских реалий: В своей книге «Нагди Бар Гераат э Расми аз Дин» ( «Критика официального чтения религии» , декабрь 2000 г.) Шабестари продолжает свою критику религиозного абсолютизма как герменевтически наивного и реально неработоспособного. [ 1 ] Кроме того, он начинает масштабную защиту современных концепций индивидуализма , демократии и прав человека, хотя они не были сформулированы как таковые в исламских источниках. [ 6 ]
По мнению Шабестари, права человека и демократия являются продуктами человеческого разума, которые развивались с течением времени и продолжают развиваться. Как таковые, они еще не предписаны в Коране и Сунне .
Действительно, Коран ничего не говорит о нашем современном понимании прав человека, и тем не менее, они никоим образом не противоречат божественной истине, содержащейся в Коране. Опираясь на современную герменевтику, Шабестари отвергает любые утверждения о том, что человек когда-либо мог напрямую овладеть абсолютной истиной Бога. [ 3 ]
С начала 1990-х годов он все активнее публикует статьи в либеральных ежедневных газетах и журналах, в которых выступает за новый, более критический подход к религии. [ 1 ] [ 8 ]
Книги
[ редактировать ]- Герменутик, Китаб ва Суннат [Герменевтика, Книга и Традиция], (Тегеран: Тарх-е Нау, 1996).
- Иман ва Азади [Вера и свобода], (Тегеран: Тарх-е Нау, 1997). Здесь также содержится эссе под названием «Христианское богословие».
- Накди бар Кираат-е Расми-э Дин [Критика официального прочтения религии] (Тегеран: Тарх-е Нау, 2000).
- Таамулати дар Кираат-е Энсан-и аз Дин [Размышления о человеческом прочтении религии], (Тегеран: Тарх-е Нау, 2004).
Статьи
[ редактировать ]- «Фетрат-э Хода Джой-е Энсан дар Коран» в Андиш-е Ислами, 1, 7 (1358/1979).
- «Фетрат-е Хода Джой-е Энсан дар Коран» в Андиш-е Ислами, 1, 9 (1358/1979).
- «Караат-е расми аз дин» в Рахи Нау, 19. Шахривар 7, 1377 г./29 августа 1998 г.
- «Караат-е Набави аз Джахан» [Пророческое чтение мира].
- «Пророческое прочтение мира».
См. также
[ редактировать ]- Абдолкарим Соруш
- Восточная философия
- Иранская философия
- Исламская философия
- Современная исламская философия
- Интеллектуальные движения в Иране
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дален 2003 , гл. 5д.
- ^ «Иранский букварь: политика и духовенство» . ПБС .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохаммад Шабестари Вера, свобода и разум
- ^ «Махмуд Садри: Атака изнутри. Диссидентская политическая теология в современном Иране» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2003 года . Проверено 26 февраля 2003 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Центр Большой исламской энциклопедии. Кафедра теологии и сект
- ^ Перейти обратно: а б «Мохаммад Моджтахед Шабестари: Чемпион Нового «Калама» » . Архивировано из оригинала 26 февраля 2003 года . Проверено 26 февраля 2003 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Асгар Ширази, Лондон; Нью-Йорк: IB Tauris, 1997, стр.279.
- ^ Фарзин Вахдат: «Постреволюционная исламская современность в Иране: интерсубъективная герменевтика Мохамада Моджтахеда Шабестари» в Суха Таджи-Фаруки (редактор): Современные мусульманские интеллектуалы и Коран, Oxford University Press, 2004.
Источники
[ редактировать ]
- Дален, Ашк (2003), Исламское право, эпистемология и современность. Юридическая философия в современном Иране , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 9780415945295
- Иранские ученые
- Исламские философы
- Академический состав Тегеранского университета
- мусульманские реформаторы
- Иранские философы ХХ века
- Иранские шиитские священнослужители
- Мусульманские ученые-исламоведы 20-го века
- 1936 рождений
- Живые люди
- Герменевтики
- Люди из Шабестара
- Члены 1-й Исламской консультативной ассамблеи
- Депутаты Шабестара