Нитьяйога
В индийской астрономии йога (также называемая нитья-йогой ) — это период времени различной продолжительности, в течение которого сумма долгот нираяны Солнца и Луны увеличивается на величину 13 градусов 20 минут (или, что эквивалентно, 800 минут). ). [1] При рассмотрении суммы, если сумма составляет 360 градусов или более, угол 360 градусов вычитается из суммы, чтобы сумма составила угол от 0 градусов до 360 минут. Рассмотрим момент T 1 , когда сумма долгот Солнца и Луны равна 0 градусов, и пусть T 2 будет следующим непосредственным моментом, когда сумма долгот Солнца и Луны составит 13 градусов 20 минут. Продолжительность времени между моментами Т 1 и Т 2 является первой йогой . Аналогично, пусть следующий непосредственный момент, когда сумма долгот Солнца и Луны составит 26 градусов 40 минут. Продолжительность времени между моментами Т 2 и Т 3 является второй йогой . третья, четвертая и высшая йоги Аналогичным образом определяются . Поскольку 27 х 13 градусов 20 минут = 360 градусов, в завершающий момент 27-й йоги сумма долгот нираяны Солнца и Луны будет равна 0 градусов. Нумерация йог начинается с этой точки заново. Похоже, что астрономическая йога никоим образом не связана с какими-либо астрономическими явлениями. [2] Ш.Б. Дикшит в своей «Бхаратия Джйотиш Шастре» отмечает: «Неизвестно, какое положение планет на небе указывает йога , и оно полезно только в астрологии». [3]
Астрономическую йогу , как она определена выше, не следует путать с концепцией йоги, широко используемой в индийских астрологических традициях. В индийской астрологии термин йога использовался для обозначения лунно-солнечных расстояний и планетарных ситуаций, ассоциаций и комбинаций. Когда одна планета или дом связаны с другим положением, аспектом или соединением определенным образом, говорят, что планеты и дома находятся в определенной йоге .
В традиционных индийских календарях или альманахах, то есть в Панчанг -с, Йога или Нитья-йога является одним из пяти элементов, или органов, или конечностей, составляющих Панчанг -с, «пять органов» в литературном значении термина Панчанг . Остальные четыре элемента — это Накшатра , Титхи , Вара и Карана .
Имена йоги -с
[ редактировать ]В индийской астрономической литературе каждая из 27 йог получила уникальное имя, как показано ниже. Буквальные значения названий на английском языке указаны в скобках.
- Вишкамбха (Поддержка или препятствие)
- Прити (Доброта, нежность)
- Аюсман (Долгоживущий)
- Саубхагья (Удача)
- Шобхана (Процветание, великолепие)
- Атиганда (большие щеки или виски)
- Сукарма (Добродетельный)
- Дхрити (Мужество, решительность)
- Шула (Копье, пика)
- Ганда (пятно, отметина, прыщ)
- Вриддхи (Рост)
- Дхрува (Неизменный, постоянный)
- Вьягхата (Помеха, поражение)
- Харшана (Захватывающий)
- Ваджра (Алмаз, молния)
- Сиддха (Успех)
- VyātīpātaБедствие
- Варийан (Очень добро пожаловать)
- Парига (Препятствие)
- Шива (добрый, милостивый)
- Сиддха (осуществлено)
- Садхья (Поддающийся)
- Шубха (Благоприятный)
- Шукла (Белое вещество)
- Брахма (Высший дух, жрец)
- Индра (начальник)
- Вайдхрита (Великое бедствие)
История йоги концепции
[ редактировать ]Нитья-йога или йога занимает видное место в традиционном индийском альманахе, известном как Панчанг . Это один из пяти элементов, составляющих панчанг -с, то есть пяти элементов, определяющих панчанг . Однако йога -ы вошли в расчеты Панчанга лишь через несколько столетий после того, как остальные четыре элемента стали частями индийского аламанаха. Панча-сиддхантика , текст по астрономии, составленный около 505 г. н.э. Варахамихирой, дает методы расчета накшатра -с и титхи -с, но не дает никаких методов расчета йоги -с. Аналогичным образом, «Брихат Самхита» , работа по астрологии, также написанная Варахамихирой, содержит длинные дискуссии о влиянии накшатр , но ничего не говорит о влиянии йоги . понятия йоги Эти факты указывают на то, что во времена Варахамихиры не существовало. Доступная в настоящее время «Брахмаспхутасиддханта», составленная Брахмагуптой около 628 г. н.э., содержит только один стих, содержащий ссылку на йогу , но все внутренние свидетельства указывают на возможность того, что этот стих является гораздо более поздней интерполяцией. Кхандакхадьяка , другой трактат, составленный Брахмагуптой около 665 года н. э., содержит пару стихов, относящихся к йоге . Эти стихи также были определены как более поздние интерполяции. Все это указывает на то, что концепция йоги в астрономии возникла после Брахмагупты. Лалла (ок. 720–790 н.э.) в своей «Шишьядхивриддхидатантре» упоминает йогу подробно . Сурья Сиддханта , основополагающий текст Саура-пакши в индийской астрономии, авторство которого не установлено, предположительно был составлен в 4-5 веках нашей эры, но снова считается, что он подвергся существенной переработке примерно в 800 году нашей эры, представляет список всех 27 Yoga -s, как они используются в современных Pancang -s, а также методы расчета Yoga -s. Все эти свидетельства позволяют предположить, что концепция йоги возникла где-то около 700 г. н. э. и стала неотъемлемой частью Панчангов только примерно после 700 г. н. э. [3]
О происхождении понятия йоги
[ редактировать ]Слово вьятипата встречается в двух стихах «Брахмаспхутасиддханты» , но из контекста употребления этого слова ясно, что оно не относится к вьятипате , которая встречается как 17-я йога в списке 27-й йоги . Речь идет об одной из двух махапат , которые происходят, когда Солнце и Луна склоняются параллельно, и это происходит, когда сумма долгот Солнца и Луны равна 180°. В каждом лунном месяце есть два момента, когда это происходит. Одного из них называют вьятипата , а другого — вайдхрити . Чтобы найти этих махапат , нужно найти сумму долгот Солнца и Луны. Это, должно быть, привело к идее найти йогу , найдя сумму долгот, точно так же, как титхи определяется разницей долгот. [3]
Существует еще одна теория происхождения концепции йоги в индийской астрономии. Согласно этой точке зрения, астрономическая йога возникла в попытках предсказать явления затмений. [4]
Определение йоги
[ редактировать ]Роберта Сьюэлла В «Индийском календаре» есть раздел, в котором подробно объясняется, как можно определить йогу на восходе солнца в день, указанный датой нашей эры. Процедура также объясняет, как определить, сколько времени прошло в момент восхода солнца с начала йоги . [5]
Продолжительность йоги
[ редактировать ]Длина различных тог варьируется от йоги к йоге . В следующей таблице приведены средняя длина, наибольшая и наименьшая длина йоги . [6] Отсюда следует, что общая продолжительность йога -цикла, состоящего из 27 йог , составляет 26 дней 10 часов 12 минут 47 секунд.
Часы | Минуты | Секунды | |
---|---|---|---|
Иметь в виду | 22 | 35 | 44.7 |
Величайший | 24 | 36 | 24 |
Наименее | 20 | 52 | 58 |
Другая система йоги -с
[ редактировать ]В Индии используется другая система йоги . Эта система состоит из 28 йог , в отличие от 27 йог в уже объясненной системе, причем названия и правила определения этих йог отличны от приведенных ранее. В этой системе последовательность йоги зависит от дня недели. Следовательно, она не имеет абсолютно никакой связи с какими-либо астрономическими явлениями, поскольку неделя не имеет определенного отношения к движению Луны или Солнца. Эта система йоги не упоминается в «Сурья-саддханте» . В некоторых индуистских календарях йоги этой системы также приводятся на каждый день месяца. Но эти йоги представляют лишь астрологический интерес.
Названия, а также правила определения 28 йог , данные в Шрипати, » «Джьотина Ратнамале приведены ниже. [7] [8]
Названия 28 йог в разных системах.
[ редактировать ]- Ананда
- Каладанда
- Дхумра
- Праджапати
- Саумья
- Дхванкша
- Дваджа
- Шриватса
- Ваджра
- Мудгара
- Чат
- Майтра
- Манас
- Падма
- Ламбака
- Утпата
- Мртью
- Кана
- Сиддхи
- Субха
- Амрита
- Молитвенная комната
- Ежегодный
- Матанга
- Ракшаса
- Метод
- Стира
- правда
Правило назначения йог в разных системах
[ редактировать ]Правило предполагает цикл из 28 накшатр , в который входит 28-я накшатра , а именно Абхиджит . 28 йог распределяются следующим образом: [7]
- Если в какой-то день, если день недели — воскресенье и накшатра — Ашвини , йога — это Ананда , если накшатра — Бхарани , йога — это Каладанда и так далее.
- Если в какой-то день, если день недели — понедельник и накшатра — Мригаширша , йога — это Ананда , если накшатра — Ардра, йога — это Каладанда и так далее.
- Если в какой-то день, если день недели — вторник и накшатра — Ашлеша , йога — это Ананда , если накшатра — Магха — , йога это Каладанда и так далее.
- Если в какой-то день, если день недели — среда и накшатра — Хаста , йога — это Ананда , если накшатра — Читра — , йога это Каладанда и так далее.
- Если в какой-то день, если день недели — четверг и накшатра — Анурадха , йога — это Ананда , если накшатра — Джьештха, — йога это Каладанда и так далее.
- Если в один день, если день недели — пятница и накшатра — Уттара-ашадха , йога — это Ананда , если накшатра — Шравана, йога — это Каладанда и так далее.
- Если в один день, если день недели — суббота, а накшатра — Шатабхишадж , йога — Ананда , если накшатра — Пурва-бхадрапада, и так далее йога — Каладанда .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ С. Балачандра Рао (2000). Индийская астрономия: Введение . Хайдарабад: Universities Press. п. 68. ИСБН 81 7371 205 0 . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Астрономическое определение йоги» . www.wisdomlib.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Санкар Балакришна Дикшит (1981). Английский перевод «Бхаратия Джьотиш Шастра» (История индийской астрономии), часть II . Колкота: Метеорологический департамент Индии, правительство Индии. п. 277-279 . Проверено 3 января 2024 г. (Перевод Р. Вайдьи с маратхи, первоначально опубликованный в 1896 году.)
- ^ Шакти Дхара Шарма (1998). «Развитие Панчанги от ведических времен до наших дней» . Бюллетень Астрономического общества Индии . 26 :75–90 . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Роберт Сьюэлл и Шанкара Балакришна Дикшит (1896 г.). Индийский календарь . Лондон: Swan Sonnenschein & Co., стр. 3 . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Роберт Сьюэлл и Шанкара Балакришна Дикшит (1896 г.). Индийский календарь . Лондон: Swan Sonnenschein & Co., стр. 97 . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбенезер Берджесс (1858 г.). «Перевод Сурья-Сиддханты» . Журнал Американского восточного общества . 6 : 141–498 . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ HT Колбрук (1872 г.). Разные очерки Vol. II . Хиггинботам и Ко. с. 363 . Проверено 25 января 2024 г.