Вьятипата
В индийской астрономии и астрологии вьятипата и вайдхрити (или вайдхрита ) — это два момента регулярного движения Солнца и Луны в зодиаке, характеризующиеся их определенными особыми относительными положениями. Эти термины также используются для обозначения двух из 27 Нитьяйоги : вьятипата — 17-я нитьяйога , а вайдхрити — 27-я нитьяйога .
Определения
[ редактировать ]Сурисиддханта определяет вьятипату и вайдхрити следующим образом ( Сурисиддханта, глава IX, Патадхикара, стихи 1 и 2): [ 1 ]
- Когда солнце и луна находятся по одну сторону от точки солнцестояния и когда сумма их долгот представляет собой круг и они имеют одинаковое склонение, это называется вайдхрита .
- Когда луна и солнце находятся на противоположных сторонах любого солнцестояния и минуты их склонения одинаковы, это вьятипата , сумма их долгот представляет собой полукруг.
Термин «пата» в данном контексте буквально означает «падение», а, следовательно, также «ошибку, нарушение» или «бедствие». Этот термин, вероятно, был первым применительно к узлам Луны, потому что они были опасными точками в ее обращении, вблизи которых Солнце или она сама могли упасть в лунный свет. челюсти Раху. Нелегко понять, почему время, когда Солнце и Луна находятся на одинаковом расстоянии от экватора, следует считать столь особенно неудачным. Когда равные склонения имеют противоположное направление, аспект называется вайдхрита или вайдхрити . Выше было отмечено, что именно имя последней нитьяйоги . Название другого аспекта ( пата ), который возникает, когда Солнце и Луна одинаково удалены от Солнца. экватор по ту же сторону от него — это вьятипата , что можно перевести как «чрезвычайный грех или бедствие». Это тоже имя одного из нитья-йога -с, но не та, которая возникает, когда сумма долгот Солнца и Луны равна 180 градусам. [ 1 ]
Уточнение, что паата -s имеет место, когда сумма долгот равна кругу или полукругу соответственно, или когда два светила находятся на одинаковом расстоянии от солнцестояния или равноденствия, не следует понимать как точное: это было бы было бы так, если бы Луна не имела движения по широте; но благодаря этому движению равенство склонений, что является главным, происходит во время, несколько удаленное от равенства расстояний от равноденствий: последнее называется мадхьяпата , «среднее возникновение паты » .
Глава XI целиком посвящена Патадхикара Сурисиддханты обсуждению вьятипаты и вайдхрити . Среди прочего в главе обсуждаются злокачественные аспекты паата -с, методы определения долготы Солнца и Луны при равенстве их склонений, методы определения продолжительности аспекта, момента его начала и конца. и т. д. По словам Бёрджесса: «Из всех глав трактата эта представляет наименьший интерес и ценность». [ 1 ]
Записи вьятипатов в каменных надписях
[ редактировать ]Этот термин вьятипата встречается в нескольких каменных надписях. Контекстами надписей могут быть гранты, пожертвования храмам, записи о смерти героев войны, самосожжения святых или женщин, совершающих сати. Детальное изучение этих надписей дало ценную информацию о затмениях и других небесных событиях, таких как соединения планет. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эбенезер Берджесс (1935) [1860]. Перевод Сурья-Сиддханты, учебника индуистской астрономии; С примечаниями и приложением . Университет Калькутты. стр. 272–274 . Проверено 28 января 2024 г.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Б.С. Шиладжа и Гита Кидала (2016). «Записи о Вьятипате в каменных надписях» . Индийский журнал истории науки . 51 (2): 206–216 . Проверено 23 января 2024 г.