Вакьякарана

Вакьякарана — это первоисточник Вакьяпанчанги , разновидности альманаха, популярного среди тамилоязычного населения Южной Индии. [ 1 ] В Вакьяпанчанге - положения небесных объектов и время небесных событий, полученные с использованием вычислительных методов, изложенных в тексте Вакьякарана . В этих методах используются астрономические таблицы, составленные много веков назад. Каждая запись в таких таблицах имеет форму вакьи , то есть предложения на санскрите, и представляет собой некоторое числовое значение, закодированное с помощью катапаяди схемы . разные наборы таких вакья Для разных небесных сущностей составлены -с. Одним из таких наборов является Cāndrvākya -s, который представляет собой набор из 247 значений, связанных с положением Луны. Оригинальный набор Чандрвакья -ов приписывается легендарному астроному из Кералы Вараручи . Позже они были отредактированы Мадхавой из Сангамаграмы , другим легендарным астрономом и математиком из Кералы. Такие сборники вакья -с были составлены в отношении пяти планет Меркурия, Марса, Венеры, Юпитера и Сатурна. Можно отметить, что сами эти вакья не являются частью Вакьякараны .
Авторство произведения до конца не установлено. Однако внутренние данные позволяют предположить, что автором должен быть кто-то родом из Канчи в тамильской стране. Датой составления считается около 1282 г. н.э. [ 2 ] [ 1 ] Вакьякарану прокомментировал Сундарараджа, современник Нилакантхи Сомаяджи (1444–1545)), автора «Тантрасамграхи» .
Несмотря на то, что Вакьякарана является источником Вакьяпанчанги , составители альманахов сейчас не используют эту работу напрямую. Они используют более поздние современные адаптации произведения, такие как «Джйотиша Ганита Шастрам» Мунампаная Кришны Джьосяра и «Парахита Ганитам» Свами Айянгара из Караюра. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Большинство рукописей Вакьякараны разделены на пять глав. Однако есть одна рукопись, которая содержит дополнительную шестую главу и считается, что это более поздняя интерполяция. Первая глава посвящена вычислениям, связанным с положениями Солнца, Луны и Раху , вторая глава — с планетами, третья глава — с проблемами, связанными со временем, положением и направлением, четвертая глава — с затмениями, а пятая глава — с затмениями. восход и заход Махапаты .
Т. С. Куппанна Шастри и К. В. Сарма критически оценили содержание работы так: [ 1 ]
- «Поскольку Карана предназначена для практического использования, целью является простота вычислений, а это означает, что в работе нельзя ожидать слишком большой точности. Вакья -ы даны с точностью до минуты. Различия между вакья -ами настолько велики эта интерполяция дает значения, отличающиеся на несколько минут от правильных значений. Синусы даны для интервалов в 15 градусов, а склонение точек на эклиптике - для интервалов в пять градусов. Методы расчета обстоятельств затмений. а Махапаты грубы и могут дать лишь не очень точные результаты».
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Полный текст Вакьякараны с комментарием Сундарараджи к Лагхупракашике , критически отредактированный с введением, английским переводом и приложениями Т.С. Куппанна шастри и К.В. Сармы, доступен для бесплатного скачивания в Интернет-архиве. приложения к загружаемой версии содержат полный набор вакья -с в отношении Луны и пяти планет.
- Т. С. Куппанна Шастри и К. В. Сарма (1962). Вакья Карана с комментарием Сундараджи «Лагхупракашика» . Мадрас (Ченнаи): Исследовательский институт Куппанна Шастри . Проверено 11 января 2024 г.
- Для критического изучения содержания Вакьякараны : К Чандра Хари (2001). «Вакьякарана – Этюд» . Индийский журнал «История науки» . 36 (3): 127–149 . Проверено 11 января 2024 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Т. С. Куппанна Шастри и К. В. Сарма (1962). Вакья Карана с комментарием Сундараджи «Лагхупракашика» . Мадрас (Ченнаи): Исследовательский институт Куппанна Шастри . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ К Чандра Хари (2001). «Вакьякарана – Этюд» . Индийский журнал «История науки» . 36 (3): 127–149 . Проверено 11 января 2024 г.